Сообщение семиотика повседневной культуры

Обновлено: 02.07.2024

Первоначально, на рубеже XIX - XX вв. эта наука развивалась в русле лингвистики, по этой причине в семиотике много лингвистических терминов. Так же развитие семиотики связано с использованием методологии логики, математики, философии, кибернетики.

Основными понятиями являются знак, знаковая ситуация, язык, коммуникация, код, значение (смысл), текст.

Первое (простое) определение: знак есть нечто, указывающее на нечто другое.

Красный цвет светофора на дороге указывает либо на запрет проезда автомобилистам, либо на запрет прохода пешеходам. Таким образом, сам по себе красный цвет не обладает запретительным значением. К примеру, ношение одежды красного цвета или красный флаг ничего не запрещают. Именно в знаковой ситуации на дороге у красного цвета возникает иное значение, которого обычно этот цвет не имеет.

Второе (более сложное) определение: знак есть материальный чувственно воспринимаемый объект (явление), выступающий как заместитель другого объекта (явления) и используемый для передачи информации о нем [2.Т.1. С.97].

Выделим важнейшие признаки знака.

1.Знак всегда имеет значение.

2.Знак информирует не о себе, т. е. выполняет функцию замещения или репрезентации.

3.Знак используется для хранения и передачи информации.

4.Знак функционирует только в знаковой ситуации, т. е. при наличии воспринимающего этот знак человека.

Таким образом, семиотика изучает не какой-то особый род объектов, а обычные объекты, которые при определенных условиях становятся знаками. Заметим, что есть объекты (предметы, явления, действия), обладающие повышенной способностью быть знаками, иногда говорят, что они обладают повышенной семиотичностью.

И в тоже время, есть объекты, которые семиотизируются с трудом, например, ситуации и предметы обыденной, повседневной жизни. Предметы домашнего обихода обычно знаками не являются, хотя и здесь необходимо оговориться, до тех пор, пока речь не идет о так называемой престижной форме потребления, когда вещь, предмет становится знаком социального престижа: дорогие часы, особые марки машин, мобильных телефонов, престижные места отдыха.

Рассмотрим более подробно вопрос о форме и структуре знаков.

Знак имеет 2 уровневую структуру: означаемое (то, на что знак указывает) и означающее (с помощью чего указывают).

К примеру, народный, этнографический костюм всегда был знаковым.

Его означаемое: он указывал на пол (женский или мужской), на возраст (детский или взрослый), на социальный статус (девичий – свадебный - замужней женщины).




Рассмотрим одну из существующих классификаций знаков (ее автором является Ч. Пирс, основоположник семиотики).

Это знак, несущий информацию о явлениях, объектах, которым он постоянно сопутствует. Чайка - признак моря, дым - признак огня. Знаками - признаками считают приметы погоды, медицинские симптомы. К ним же относят эмоциональные проявления (смех, слезы), жесты и мимику.

Основное свойство этого вида знаков: относится к обозначаемому им явлению или объекту как часть к целому, поэтому и используются выражения – признак, симптом, индекс.

Этот знак всегда является изображением, рисунком, картинкой. Его основное свойство состоит в том, что он схож с тем, что обозначает. Это сходство с оригиналом может быть большим или меньшим, но знак-икон всегда создает образ оригинала. Особую роль этот вид знаков играет в искусстве, в частности, в живописи. Рассматривая картину или фотографию, мы видим знаки-изображения, которые достаточно полно передают сходство с оригиналом. Аналогичный процесс происходит при просмотре нами кинофильма или телепередачи.

Можно утверждать, что это самый сложный вид знаков. Их основное свойство – условность по отношению к обозначаемому объекту или явлению.

Например, в античности знаком-символом общего дела двух людей служила разрубленная монета или другой сломанный предмет (тессура). То же значение имеет и обычай разбивать посуду на могилах умерших, известный многим народам мира. На Кавказе невеста наступала на тарелку в доме жениха - считалось, сколько осколков, столько и детей будет в семье [3. С.10].

К конвенциональным знакам (знакам-символам) относится и естественный язык (речь человека). Естественным он назван для различения с искусственными языками, к которым относят, например, математические языки программирования.

В культурологии существуют различные ракурсы анализа культурных феноменов. Рассмотрение культуры как знаковой системы приводит к возникновению направления, которое получило название семиотики культуры. Одним из первых семиотические методы к изучению культуры стал применять французский ученый К. Леви-Стросс. В отечественной науке это направление активно развивалось тартуско-московской школой (Ю.М.Лотман, В.В. Иванов, В.Н.Топоров,Б.А.Успенский и д.р.).

Основными понятиями семиотики культуры являются язык культуры, культурный текст, культурный код, семиосфера, межкультурная коммуникация.

С точки зрения семиотики культура определяется как совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты, которые несут информацию и обладают смыслом., т.е. культура – это своеобразный интеллект человечества.

Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее знаковые системы, уметь устанавливать их значение и расшифровывать культурные тексты.

невербальный язык (жесты, мимика, язык телодвижений);

языки науки (математики, химии и пр.);

языки искусства (живопись, музыка, танец, язык кино, анимации);

языки, моделирующие поведение человека (язык ритуала, этикетной ситуации, церемонии, светской вечеринки, имиджа);

языки различных культурных форм (язык мифа, религии, политики, рекламы, Интернета).

Из перечисленного очевидно, что языки культуры обладают способностью постоянно наращивать свой потенциал, становясь все более разнообразными и повышая свою информативность.

Для полноценной ориентации в знаковом мире культуры человек должен знать культурный код. Нередко возникает ситуация, когда культурный текст сохранен (напомним еще раз, что под культурным текстом понимается любой культурный объект, несущий информацию и некий смысл), а культурный код неизвестен. В этом случае становится невозможной ни коммуникация (то есть передача информации), ни понимание (то есть интерпретация).

Суммируем изложенное в кратких выводах.

1. Семиотика – наука, изучающая природу знака и знаковых систем как коммуникативных систем.

2. Определение знака: знак есть нечто, указывающее на нечто другое.

3. Возможность стать (быть) знаком заложена в любом объекте (явлении), если ему присущи признаки знаковости.

4. Культура с позиций семиотики это - совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты и обладающих смыслом.

5. В культуре выделяют первичные моделирующие системы (язык) и вторичные моделирующие системы (языки культуры).

Ключевые слова: знак, язык, значение, коммуникация (межкультурная коммуникация), культурный текст, языки культуры, культурный код.

Первоначально, на рубеже XIX - XX вв. эта наука развивалась в русле лингвистики, по этой причине в семиотике много лингвистических терминов. Так же развитие семиотики связано с использованием методологии логики, математики, философии, кибернетики.

Основными понятиями являются знак, знаковая ситуация, язык, коммуникация, код, значение (смысл), текст.

Первое (простое) определение: знак есть нечто, указывающее на нечто другое.

Красный цвет светофора на дороге указывает либо на запрет проезда автомобилистам, либо на запрет прохода пешеходам. Таким образом, сам по себе красный цвет не обладает запретительным значением. К примеру, ношение одежды красного цвета или красный флаг ничего не запрещают. Именно в знаковой ситуации на дороге у красного цвета возникает иное значение, которого обычно этот цвет не имеет.

Второе (более сложное) определение: знак есть материальный чувственно воспринимаемый объект (явление), выступающий как заместитель другого объекта (явления) и используемый для передачи информации о нем [2.Т.1. С.97].

Выделим важнейшие признаки знака.

1.Знак всегда имеет значение.

2.Знак информирует не о себе, т. е. выполняет функцию замещения или репрезентации.

3.Знак используется для хранения и передачи информации.

4.Знак функционирует только в знаковой ситуации, т. е. при наличии воспринимающего этот знак человека.

Таким образом, семиотика изучает не какой-то особый род объектов, а обычные объекты, которые при определенных условиях становятся знаками. Заметим, что есть объекты (предметы, явления, действия), обладающие повышенной способностью быть знаками, иногда говорят, что они обладают повышенной семиотичностью.

И в тоже время, есть объекты, которые семиотизируются с трудом, например, ситуации и предметы обыденной, повседневной жизни. Предметы домашнего обихода обычно знаками не являются, хотя и здесь необходимо оговориться, до тех пор, пока речь не идет о так называемой престижной форме потребления, когда вещь, предмет становится знаком социального престижа: дорогие часы, особые марки машин, мобильных телефонов, престижные места отдыха.

Рассмотрим более подробно вопрос о форме и структуре знаков.

Знак имеет 2 уровневую структуру: означаемое (то, на что знак указывает) и означающее (с помощью чего указывают).

К примеру, народный, этнографический костюм всегда был знаковым.

Его означаемое: он указывал на пол (женский или мужской), на возраст (детский или взрослый), на социальный статус (девичий – свадебный - замужней женщины).

Рассмотрим одну из существующих классификаций знаков (ее автором является Ч. Пирс, основоположник семиотики).

Это знак, несущий информацию о явлениях, объектах, которым он постоянно сопутствует. Чайка - признак моря, дым - признак огня. Знаками - признаками считают приметы погоды, медицинские симптомы. К ним же относят эмоциональные проявления (смех, слезы), жесты и мимику.

Основное свойство этого вида знаков: относится к обозначаемому им явлению или объекту как часть к целому, поэтому и используются выражения – признак, симптом, индекс.

Этот знак всегда является изображением, рисунком, картинкой. Его основное свойство состоит в том, что он схож с тем, что обозначает. Это сходство с оригиналом может быть большим или меньшим, но знак-икон всегда создает образ оригинала. Особую роль этот вид знаков играет в искусстве, в частности, в живописи. Рассматривая картину или фотографию, мы видим знаки-изображения, которые достаточно полно передают сходство с оригиналом. Аналогичный процесс происходит при просмотре нами кинофильма или телепередачи.

Можно утверждать, что это самый сложный вид знаков. Их основное свойство – условность по отношению к обозначаемому объекту или явлению.

Например, в античности знаком-символом общего дела двух людей служила разрубленная монета или другой сломанный предмет (тессура). То же значение имеет и обычай разбивать посуду на могилах умерших, известный многим народам мира. На Кавказе невеста наступала на тарелку в доме жениха - считалось, сколько осколков, столько и детей будет в семье [3. С.10].

К конвенциональным знакам (знакам-символам) относится и естественный язык (речь человека). Естественным он назван для различения с искусственными языками, к которым относят, например, математические языки программирования.

В культурологии существуют различные ракурсы анализа культурных феноменов. Рассмотрение культуры как знаковой системы приводит к возникновению направления, которое получило название семиотики культуры. Одним из первых семиотические методы к изучению культуры стал применять французский ученый К. Леви-Стросс. В отечественной науке это направление активно развивалось тартуско-московской школой (Ю.М.Лотман, В.В. Иванов, В.Н.Топоров,Б.А.Успенский и д.р.).

Основными понятиями семиотики культуры являются язык культуры, культурный текст, культурный код, семиосфера, межкультурная коммуникация.

С точки зрения семиотики культура определяется как совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты, которые несут информацию и обладают смыслом., т.е. культура – это своеобразный интеллект человечества.

Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее знаковые системы, уметь устанавливать их значение и расшифровывать культурные тексты.

невербальный язык (жесты, мимика, язык телодвижений);

языки науки (математики, химии и пр.);

языки искусства (живопись, музыка, танец, язык кино, анимации);

языки, моделирующие поведение человека (язык ритуала, этикетной ситуации, церемонии, светской вечеринки, имиджа);

языки различных культурных форм (язык мифа, религии, политики, рекламы, Интернета).

Из перечисленного очевидно, что языки культуры обладают способностью постоянно наращивать свой потенциал, становясь все более разнообразными и повышая свою информативность.

Для полноценной ориентации в знаковом мире культуры человек должен знать культурный код. Нередко возникает ситуация, когда культурный текст сохранен (напомним еще раз, что под культурным текстом понимается любой культурный объект, несущий информацию и некий смысл), а культурный код неизвестен. В этом случае становится невозможной ни коммуникация (то есть передача информации), ни понимание (то есть интерпретация).

Суммируем изложенное в кратких выводах.

1. Семиотика – наука, изучающая природу знака и знаковых систем как коммуникативных систем.

2. Определение знака: знак есть нечто, указывающее на нечто другое.

3. Возможность стать (быть) знаком заложена в любом объекте (явлении), если ему присущи признаки знаковости.

4. Культура с позиций семиотики это - совокупность культурных языков, порождающих культурные тексты и обладающих смыслом.

5. В культуре выделяют первичные моделирующие системы (язык) и вторичные моделирующие системы (языки культуры).

приобретает знание кодов той социальной среды, в которой он воспитывается. Различные географические условия, различный социальный и экономический статус рождают разные культурные языки: пища, ритуалы, атрибуты, жилища и прочее. Приобретение знаний кодов, начавшись с рождения, продолжается в школе, вузе, обстоятельствах и условиях жизни. В итоге, во взрослую жизнь человек входит, имея индивидуальный набор кодов, индивидуальный интертекст. Но, тем не менее, существуют и обобщенные коды социальных групп – национальных, сословных, профессиональных и других. Есть черты, характерные для определенной местности или (более широко) типа местности. Манера умываться и мыть посуду в России отличается от западноевропейской – в России эти процедуры производятся под струей воды, на западе – в стоячей воде. После сытного обеда французы едят сыр, в России – сладкое. В южных широтах предпочитают вино, в северных водку

Языки культуры повседневности зависят от многих обстоятельств. В свою очередь, сами эти языки влияют на культуру повседневности. Один из важнейших типов знаковых систем культуры повседневности – семантика жилища. Дом – один из наиболее важных и семантически нагруженных объектов , место многочисленных обрядов и ритуалов. Наиболее важная символическая функция дома – защитная, стол в комнате – это сакральный центр жилища, порог – элемент дома, играющий роль его символической границы с внешним миром, окно-источник света в доме в 57 прямом и в переносном смысле, и пр. Кроме того, большое значение приобретает знаковое содержание предметов обихода, знаковость вещей, интерьера, семантика костюма. Форма вещи, ее материал, функции вызывают множество ассоциаций.

Пространство сегментируется на три зоны – почетная или сакральная (наиболее удаленная от входа), центр помещения и порожная часть (наименее сакральная). Семантика традиционного костюма - одна из важнейших составляющих семиотики повседневности. Общий силуэт одежды определялся, кроме чисто практических соображений, и ландшафтом местности и исторически сложившимися эстетическими представлениями и родом занятий и религиозными представлениями и многим другим.

Так, женская одежда на бескрайних русских равнинах породила образ широкого сарафана, преобладание вертикальных линий на Кавказе привело к возникновению утонченного и устремленного ввысь платья. Важным семиотическим элементом костюма является орнамент. Это, поистине, знаковая система, дающая информацию о эстетической и мифоэпической парадигме народного мышления. Первой и основной функцией орнамента являлась функция оберега, впоследствии добавлялись эстетические и идентификационные функции. Одним из древнейших оберегающих символов человечества был крест во многих его вариантах, и 58 он широко представлен в разных частях планеты. Орнамент является одним их культурных кодов, передавая основные специфические особенности этноса.

Валентина Бутусова

Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности
с.5-9
Предисловие.

Система языков, пронизывающих повседневную жизнь человека, включает в себя знаковость вещей, знаковость жилища, знаковость одежды, знаковость поведения, социальных институтов, профессий, техники и технологии, знаковость речи. Все это языки культуры, непосредственно проявляющие себя в повседневности. Нередко эти языки культуры получают претворение в искусстве. В свою очередь искусство влияет на языки культуры.
Ребенок, воспитывающийся ли в семье или в приюте, с приобретением знаний родного языка приобретает знание кодов той социальной среды, где он воспитывается. В семье с детства вырабатывается определенный язык коммуникации. По взгляду матери малыщ понимает, получил он одобрение или вызвал гнев. По шагам супруги догадываются о настроении другого, по стуку входной двери - об удачном или трудном рабочем дне и т.д. Но на каждую семью влияют также материальные условия жизни, уклад, который формирует те или иные формы общения. На них влияют материальный достаток, степень образованности, статус в обществе и т.п. Понятно, что в разных странах, в разных социальных слоях коды эти различны. Ибо различны географические условия, рождающие уклад жизни. Различная еда, ритуалы, сопровождающие жизнь человека. В одном месте любят шаньги, в другом - пельмени, в третьем - драники. Социализация человека на раннем этапе развития строго регламентирована теми условиями, в которые он оказался помещен. А дальше - приобретение знаний кодов культуры зависит от тех институтов, куда забрасывает судьба человека. Идет ли он в ясли, детский садик, пионерский лагерь, скаутский отряд, школу, гимназию, лицей - везде возникают специфические стереотипы поведения. Средний специальные учреждения также формируют специфику коммутирующих знаков. И дальше: специальность также накладывает определенный отпечаток на личность. Даже в пределах одного города - скажем, Петербурга, студенты одного типа вузов, например, творческих, отличаются от студентов Театральной Академии и т.д. Другой сленг, другая манера одеваться, другие формы общения. В итоге во взрослую жизнь человек входит, имея индивидуальный набор кодов. И уже теперь, входя в то или иное общество, происходит формирование индивидуального языка общения, присущего определенной группе людей. Есть, скажем, общие черты, характерные для определенной местности. И речь, и манера говорить, и держаться, и одеваться, и есть, и жизненные привычки зависят от личного опыта. Манера умываться в России и Европе различна. У нас принято смывать грязь проточной водой. Поэтому в умывальнике постоянно смывается вода нужной температуры через смеситель. На Западе не принято иметь смеситель. Горячая и холодная вода смешиваются в умывальнике, и человек моет руки в нем. Различны системы еды. Скажем, после сытного обеда французы едят сыры. У нас принято есть сладкое. На юге предпочитают вино, на севере - водку. И все это на территории России. Более явственны различия в разных странах. Вот почему петербуржца легко отличить от москвича, а москвича от сибиряка, сибиряка от южанина, человека из России от англичанина, англичанина от француза или немца и т.д. Ибо все они выработали в определенных условиях свои особенности средств общения. Сегодня у россиян появилась возможность наглядно представить себе переход и врастание в язык другой культуры. Как нелегко выучить иностранный язык (и чем человек старше, тем это труднее), так точно так же трудно привыкнуть жить в другой стране. Возникает так называемый "культурный шок". Язык общения иной во всех сферах. Изучать его так же сложно, как и иностранный язык. Причем каждый язык имеет свои градации, знаковые особенности, присущие людям разных страт.

Валентина Бутусова

Общеизвестно, что в тюрьме существует особе арго. И человек, прошедший тюрьму, на всю жизнь несет на себе этот отпечаток. Показательно, что Лев Николаевич Гумилев, читая по телевидению лекции, не мог избежать тюремной лексики. Опять же, особенности того или иного ареала накладывают отпечаток на речь: вологодцы окают, москвичи акают, южане говорят на распев и т.д. То же относится к молодежному сленгу, имеющему временные параметры: в 60-е говорили "чувак", "чувиха", в 80-е - "шнурки", "крыша" и т.д.
Следует отметить еще одну особенность. Почему мы так часто наблюдаем, что посредственность занимает главенствующее положение в том или ином сообществе - институте, учреждении и т.д.? Да потому, что посредственность совсем не посредственна. Именно человек, лишенный блестящих талантов, часто хорошо вписывается в систему установившихся кодов в той или иной среде. Человек со стороны, возможно и очень талантливый, не всегда способен освоить систему условностей, присущих данной группе людей. Вот он и вынужден довольствоваться малыми победами. Обычно слава и победа достаются не лучшим, а тем, кто освоил необходимые коды. Пример тому - Исаак Ньютон и Роберт Гук. У Гука было и меньше честолюбия, и меньше стремления зафиксировать свое превосходство. В итоге человечество знает Ньютона, имя Гука осталось для историков науки. На войне также, кк правило, умирают лучшие. Потом об их героизме пишут книги, а почести достаются совсем не всем, кто действительно вел себя героически.

Валентина Бутусова

Освоить коды культуры - наука сложная и практически состоит из цепи случайностей. Любое общество состоит из ряда слоев. В каждом из них своя система общеупотребительных знаков. В силу сложившихся обстоятельств доминируют определенные средства выразительности. Узнать их можно изнутри. Ни одна книга, повествующая о том, как сделать карьеру, нравиться людям, управлять ими полноценно помочь не в состоянии. Ибо в каждом конкретном случае, несмотря на общность эмоциональных выражений, несмотря на общеупотребительный алфавит передачи или сокрытия тех или иных эмоций, которые владеют человеком, в каждой общности - своя система кодов. Как правило, связать отдельные знаки в единую систему оказывается возможным лишь тогда, когда человек уже вписан в эту систему, и изменить свое положение довольно сложно. Форс-мажорные ситуации меняют статус-кво: смерть кого-либо из членов сообщества, какие-то социальные или природные потрясения. И опять: власть захватывают те, кто наиболее полно освоил систему общеупотребительных знаков в данном сообществе. Это могут быть люди умные, талантливые, но чаще - это те, кто усвоит алфавит знаковых кодов.

Валентина Бутусова

Как приятно быть свободным! Но те, кто говорит, что всю жизнь делал только то, что хотел, не всегда искренни, или принимают желаемое за действительное. Безусловно, человек искренне может считать, что он никогда не поступался своими принципами. Но, в конце концов, это означает, что его принципы соответствуют той общности, в которой он живет.
Языки культуры повседневности зависят от различных объективных обстоятельств и закономерностей в развитии общества. Это и кризисы, политические и экономические, и революционные изменения, и стойкие стадии в развитии общества и многое другое. В свою очередь, сами эти языки влияют на культуру повседневности, как естественный язык (показателем является современная русская речь), так и все те коды, которые коммутируют в обществе. Наиболее полно это получает отражение в искусстве.
Может показаться, что только искусство кино отражает языки культуры повседневности. В фильме Сергея Параджанова "Ашик-Кериб", фильме прекрасном и отмеченном высшими мировыми наградами, заглавный герой хоронит ашуга, положив тело в могилу лежа. Как известно, по мусульманским представлениям, покойник не может предстать перед небожителями лежа. Поэтому мусульмане хоронят своих покойников сидя. Налицо незнание другого кода культуры. Но одаренность, можно сказать, даже гениальность С.И. Параджанова в том, что он сумел передать специфику Востока, подчеркнуть красоту жизни, независимо от специфики ее культурного преломления. Вот почему в его картине существуют христианский храм и мечети, восточная мелодика и западноевропейский напев. Т.е., несмотря на незнание кодов, неточность использования знаков в языковой системе, основные идеи и мысли, ощущения и эмоции могут быть осприняты людьми разных культур сходно. Как известно, фильм "Ашик-Кериб" принес С.И. Параджанову звание одного из пяти лучших режиссеров Европы.

Валентина Бутусова

Но могут ли другие виды искусства быть столь же многоаспектными по своему воздействию?
Скажем, музыка, которая строго детерминирована определенными речевыми интонациями определенного региона. Все виды искусства отражают различные культуры. Довольно показательно и восприятие музыки. Человек, воспитывающийся в европейской культуре, с трудом воспринимает восточную музыку. Стереотип восприятия иной. И когда на занятиях истории мировой художественной культуры студенты слушают японские гагаку, оказывается, что они быстро устают. Индийские раги воспринимаются легче. Связано это с тем, что отдельные элементы индийских раг близки славянской мелодике. Но тут мы переходим к специфике искусства как языка культуры.

Следует понимать, что при всей разобщенности языков, есть некие закономерности, позволяющие сближению и пониманию разных культур друг другом. Ибо любой язык вырастает на основе практической необходимости. А эта практическая необходимость подчас оказывается общей и для северян, и для южан, которые сказываются понятными без перевода на другой язык. Особенности восприятия человеком окружающего его мира формируются акустическими, тактильными, визуальными каналами, что в итоге рождает полилингвистичность повседневности. Человек изначально антропоморфно воспринимает окружающий его мир, что создает разные типы коммуникативных пространств. Так, Солнце обожествлялось славянами и почиталось как источник жизни, тепла и света. Оно связывалось с оппозициями временного (день - ночь, лето - зима), пространственного (восток - запад, юг - север), а также мифологического и этико-религиозного характера (свет - тьма, жизнь - смерть, счастье - горе, добро - зло и др.). Заря считалась ответственным моментом в жизни человека: в русских, украинских и белорусских заговорах - много обращений к ней, по цвету зари на Руси гадали о будущем. Свет ассоциируется с солнцем, луной, Богом, ангелами и святыми, глазами человека и т.д.

Валентина Бутусова

Один из типов коммуникативных пространств изучается современной невербальной семиотикой. Эта современная наука состоит из отдельных дисциплин, хотя они и тесно связаны между собой. Это паралингвистика, изучающая звуковые коды невербальной коммуникации - кинесика, язык жестов и поз и проксемика. Кинесика - наука о жестах и жестовых движениях, жестовых процессах и жестовых системах. Кроме того, невербальная семиотика изучает окулексику - науку о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения. Аускультация - наука о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации. Наиболее полно аускультация проявляет себя в музыкально-певческой деятельности, в отборе, структурировании и смысловой фильтрации речи в процессе ее восприятия, а также в сурдопедагогике. В невербальную семиотику входят также такие науки, как гаптика - наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Изучением невербальной семиотики занимается также гастика - наука о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений. Естественно, гастика изучает кулинарное искусство, врачебную деятельность, искусство приема гостей и обольщения людей, в частности, путем приготовления любовных порошков или напитков. Древние греки подобные напитки называли филтра.

Валентина Бутусова

Валентина Бутусова

Другой тип семиотики повседневности - собственно семантика окружающих человека предметов и явлений. К ним в первую очередь относится семантика жилища. Кроме того - важное значение приобретает знаковое содержание предметов бытового обихода, знаковость вещей, знаковость интерьера, социальная семантика костюма. Форма вещи, ее материал, хозяйственные функции вызывают множество ассоциаций.
Представленная читателю работа состоит из четырех частей. Первая часть включает в себя все основные стороны невербальной семиотики. Вторая часть посвящена собственно семиотике повседневности. Это в первую очередь анализ семиотики вещей, интерьера, их взаимосвязей и исторической изменчивости. Третья часть посвящена анализу семиотических аспектов репрезентации личности. В последнем разделе рассматриваются сопутствующие элементы окружающего человека пространства.

Александр Барулин

Валя, но этот текст пустой, в нем нет ни исследования конкретных семиотических систем, ни попыток построить теорию какого-нибудь раздела семиотики, ни даже сделать обзор последних достижений семиотики в какой-нибудь области. Может быть там дальше есть что-нибудь интересное?


Система языков, пронизывающих повседневную жизнь человека, включает в себя знаковость вещей, знаковость жилища, знаковость одежды, знаковость поведения, социальных институтов, профессий, техники и технологии, знаковость речи. Все это языки культуры, непосредственно проявляющие себя в повседневности. Нередко эти языки культуры получают претворение в искусстве. В свою очередь искусство влияет на языки культуры.

Следует отметить еще одну особенность. Почему мы так часто наблюдаем, что посредственность занимает главенствующее положение в том или ином сообществе — институте, учреждении и т. д.? Да потому, что посредственность совсем не посредственна. Именно человек, лишенный блестящих талантов, часто хорошо вписывается в систему установившихся кодов в той или иной среде. Человек со стороны, возможно и очень талантливый, не всегда способен освоить систему условностей, присущих данной группе людей. Вот он и вынужден довольствоваться малыми победами. Обычно слава и победа достаются не лучшим, а тем, кто освоил необходимые коды. Пример тому — Исаак Ньютон и Роберт Гук. У Гука было и меньше честолюбия, и меньше стремления зафиксировать свое превосходство. В итоге человечество знает Ньютона, имя Гука осталось для историков науки. На войне также, как правило, умирают лучшие. Потом об их героизме пишут книги, а почести достаются совсем не всем, кто действительно вел себя героически.

Освоить коды культуры — наука сложная и практически состоит из цепи случайностей. Любое общество состоит из ряда слоев. В каждом из них своя система общеупотребительных знаков. Все эти слои перемешиваются в каждом конкретном институте. В силу сложившихся обстоятельств доминируют определенные средства выразительности. Узнать их можно изнутри. Ни одна книга, повествующая о том, как сделать карьеру, нравиться людям, управлять ими полноценно помочь не в состоянии. Ибо в каждом конкретном случае, несмотря на общность эмоциональных выражений, несмотря на общеупотребительный алфавит передачи или сокрытия тех или иных эмоций, которые владеют человеком, в каждой общности — своя система кодов. Как правило, связать отдельные знаки в единую систему оказывается возможным лишь тогда, когда человек уже вписан в эту систему, и изменить свое положение довольно сложно. Форс- мажорные ситуации меняют статус-кво: смерть кого-либо из членов сообщества, какие-то социальные или природные потрясения. И опять: власть захватывают те, кто наиболее полно освоил систему общеупотребительных знаков в данном сообществе. Это могут быть люди умные, талантливые, но чаще — это те, кто усвоил алфавит знаковых кодов.

Как приятно быть свободным! Но те, кто говорит, что всю жизнь делал только то, что хотел, не всегда искренни, или принимают желаемое за действительное. Безусловно, человек искренне может считать, что он никогда не поступался своими принципами. Но, в конце концов, это означает, что его принципы соответствуют той общности, в которой он живет.

Языки культуры повседневности зависят от различных объективных обстоятельств и закономерностей в развитии общества. Это и кризисы, политические и экономические, и революционные изменения, и стойкие стадии в развитии общества и многое другое. В свою очередь, сами эти языки влияют на культуру повседневности, как естественный язык (показателем является современная русская речь), так и все те коды, которые коммутируют в обществе. Наиболее полно это получает отражение в искусстве.

Читайте также: