Сообщение с примерами о действиях человека философия

Обновлено: 03.07.2024

В чем состоит специфика философствования? Что­бы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточ­но определенно, целесообразно рассмотреть примеры под­линного философствования.

Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходи­мы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впер­вые это поняли уже упоминавшийся Платон и его ве­ликий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыс­лом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпо­хальное значение. Она стимулировала развитие наук и ис­кусств, во многом определила характерные черты со­временной цивилизации.

Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи

максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.

Философское — значит максимально универсаль­ное, всеохватное, основательное, фундаментальное, су­щественное.

Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая сво­бода приемлема. Причем речь идет не только о том, что­бы поставить заслоны действиям различного рода экс­тремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает во­прос о согласовании своих действий с интересами дру­гих. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответствен­ности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, ис­кусстве, на производстве, в общественной и индивиду­альной жизни. Но это и означает, что концепция от­ветственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех раз­витых стран.

Философия — это обостренно совестливое отно­шение человека к окружающему его миру.

Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового раз­вития философии вполне актуальны такие интерпре­тации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундамен­тальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в по­ле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!

Итак, еще раз. Что такое философия? Филосо­фия — это такая любовь к мудрости, которая застав­ляет человека в его обостренно совестливом отноше­нии к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеет­ся, можно дать философии более краткое определе­ние. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.

Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения [1] .

Теорию действия в философии следует отличать от социологической теории действия Толкотта Парсонса.

Содержание

История теории действия

В настоящее время теория действия является пограничной субдисциплиной между практической и теоретической философией. Она релевантна как для философии сознания, так и для этики и определённых вопросов метафизики.

Обозрение основных проблем теории действия

Для действия как отдельного акта деятельности характерны целеосознанность, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности [2] .

Многие теории действия являются каузальными, то есть предполагается существование причины действия. Кроме того, мыслительные акты (например, решение математической задачи) также могут рассматриваться в качестве действий. Рефлексы и пассивные движения (например, кто-то приподнимает мою руку) действиями не считаются. Однако посторонний наблюдатель может расценить непроизвольные движения (например, в случае синдрома чужой руки) за действия, поэтому обсуждается вопрос о том, какими должны быть действия и намерения, чтобы можно было считать действия преднамеренными.

В причинной теории действия имеются слабые места. К примеру, известна проблема девиантных причинных цепей, если намерение в итоге приводит к случайному действию — для такого действия возможны различные описании его причины.

Примечания

  1. Action — статья из Стэнфордской философской энциклопедии
  2. 12Действие — статья из Новой философской энциклопедии

Литература

  • G. E. M. Anscombe. Intention. Oxford 1957.
  • Georg Henrik von Wright. Norm and Action. London 1963
  • Alvin I. Goldman. A Theory of Human Action. Englewood Cliffs 1970
  • Hector-Neri Castaneda. Thinking and Doing, The Philosophical Foundations of Institutions. Dordrecht 1975 / 1982
  • Donald Davidson. Essays on Actions and Events. Oxford 1980
  • Jennifer Hornsby. Actions. London 1980
  • Jonathan Bennett. Events and Their Names. Oxford 1988
  • Sebastian Rödl. Kategorien des Zeitlichen. Frankfurt am Main 2005
  • Anton Leist. Action in Context. Berlin und New York 2007
  • Michael Thompson. Life and Action. Massachusetts 2008
  • Человеческое поведение
  • Философия науки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Теория действия (философия)" в других словарях:

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

Теория романа — Теория романа разнородные литературоведческие учения, объясняющие жанровую природу и историю романа. Классическая литературная теория, от эпохи эллинизма (начало нашей эры) до позднего классицизма (XVIII век), игнорирует существование… … Википедия

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА — ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от … Философская энциклопедия

философия языка — ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ — ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв ), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия

“ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ” — “ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ” (Theorie des kommunikativen Handels, Bd 1 2. Fr./M., 1981) сочинение Ю. Хабермаса. Задумано как основание широкомасштабной теории общества; одновременно является своего рэда современным критическим вариантом … Философская энциклопедия

философия истории — ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ философское исследование истоков, сущности, процессуальной формы истории и смысла исторического бытия; методология познания истории. В первом случае рассмотрению подлежит непосредственно само прошлое, во втором… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — ’ФИЛОСОФИЯ ПРАВА’ работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права,… … История Философии: Энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… … Философская энциклопедия

Система мировоззрения, представления о нормах морали и нравственности, категории ценностей и глубина чувств современного человека. Обмен представлениями о мире, бытии в процессе общения. Жизненная цель как реализация потребностей или философская истина.

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 20.01.2015
Размер файла 14,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Философия повседневной жизни: примеры, которые мы не видим

Данная тема, на мой взгляд, является очень интересной и актуальной, потому что ежедневно мы встречаемся с различными философскими проблемами, тезисами, дилеммами. Подчас нам приходится принимать определенные решения и делать выбор, который не всегда так прост. Каждый день нас окружают люди со своей системой мировоззрения, со своими представлениями о морали и нравственности, категориями ценностей. Человек является по своей сути существом разумным, социальным, а значит коммуникабельным. В процессе общения сталкиваются различные точки зрения, идет обмен представлениями о мире, бытии и вещах нас окружающих. Активно затрагиваются в повседневной жизни представления о чувстве разуме и эмоциях. Мы не всегда обращаем внимание, как это происходит, для нас это стало нормой жизни. Однако если смотреть глубже и задуматься о смысле того что нас окружает можно увидеть четкие философские концепции которые активно действуют. Можно увидеть работу тезисов сформированных многие тысячелетия назад, которые остаются актуальными до сих пор.

Жизнь напрямую связана с философией, это нужно просто принять как истину. Примеры, которые приведены в данном эссе, являются тому прямым подтверждением. Таких примеров можно приводить ещё великое множество. Философы всех эпох и стран всегда обращали внимание на все аспекты человеческой жизни. Они говорили о бытии, разуме, чувствах, любви, морали, ценностях потому что всё это являлось неотъемлемой частью жизни каждого человека. Они пытались объяснить логику и поведение людей, донести до них простую мудрость которую они понимали сами. Нужно всего лишь уметь чувствовать, и понимать и тогда можно будет увидеть все, о чем говорили нам древние мудрецы. Все это актуально и сегодня. Изменилось множество вещей, мир стал более развит, научно-технический прогресс, СМИ, и многое другое на первый взгляд облегчили жизнь людям, но с другой стороны они лишили человека многих природных чувств и целей которые так важны каждому для его собственного развития.

Подобные документы

Экзистенциальные ценности человека и общества. Эссенциальные и экзистенциальные основания бытия человека. Профессиональная этика теле- радиожурналистов. Актуализация духовных ценностей в жизненном мире современного человека.

материалы конференции [633,6 K], добавлен 16.04.2007

Взгляд на мир сквозь призму философской мудрости. Как начинается философская работа. Противопоставление повседневной жизни и жизни созерцательной. Развитие духовного начала как основной стержень жизни философа. История жизни и смерти Канта и Сократа.

реферат [26,0 K], добавлен 16.01.2010

Развитие философии в Древнем мире. Природа мировоззренческих вопросов, их проблемный характер. Специфика категориального языка. Ключевой вопрос мировоззрения. Мотивы современного индивидуализма и коллективизма. Место и предназначение человека в мире.

реферат [19,7 K], добавлен 14.03.2010

Мировоззрение и его сущность. Дофилософские формы мировоззрения. Философское осмысление мира, его основные типы и способы. Предмет и структура философского знания. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 31.05.2007

Биография Фридриха Шеллинга. Система ценностей, смыслов жизни в нашем мире. Составляющая души человека. Философия природы и трансцендентальный идеализм, философия тождества и откровения. Критика религии Шеллинга. Первый постулат натурфилософии.

реферат [33,9 K], добавлен 05.01.2014

Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

книга [496,3 K], добавлен 06.02.2009

Понятие и структура мировоззрения. Философия и наука. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия. Бытие материальное и идеальное. Специфика философского знания. Бытие природы, общества и человека. Социальные функции философии.

примеры философских знаний Это могут быть ученые, такие как теория Дарвина, или повседневные действия, например, научиться читать..

Философское знание - это то, что получается из исследования, чтения, наблюдения и анализа явлений. Таким образом, отвечает за генерацию новых идей, продукт наблюдения конкретных событий и анализа текстов и выводов, сделанных другими философами ранее в истории (Мэтью, 2012).


Философское знание присуще человеческому роду и вытекает из наблюдения за его поведением. Таким образом, говорят, что инструменты, которые философ использует для производства знаний, - это анализ и критика..

Анализ позволяет философу понять, как идеи и рассуждения возникли и были структурированы. Таким образом, можно выявить возможные недостатки и противоречия, присутствующие в философском дискурсе. Критика, с другой стороны, позволяет опровергнуть недостатки и противоречия, обнаруженные в рассуждениях (Strevens, 2017).

Таким образом, можно предложить альтернативы для преодоления этих различий. Критика - это способ, которым философы должны освещать феномен обучения в целом, с целью понимания существующих между ними отношений и способности испускать новые знания..

Вы также можете быть заинтересованы в знании 8 наиболее важных характеристик философии.

Основные примеры философских знаний

1- Эмпирическое философское знание

Этот тип знаний приобретается через опыт и личный опыт. Это зависит от восприятия, повторения и чтения носителя. Вот некоторые примеры:

  1. Учимся читать и писать.
  2. Выучить язык.
  3. Знай цвета и цифры.
  4. Назовите нашу среду.

2- богословские философские знания

Этот тип философского знания позволяет чувствовать уверенность или веру перед явлениями, которые невозможно доказать.

  1. Создание вселенной за 7 дней.
  2. Существование Иисуса Христа.
  3. Откровение из 10 заповедей.
  4. Чудеса Иисуса Христа.

3- Научные философские знания

Это знание, которое основано на проверке и зависит от выполнения строгих методов и объективных практик.

  1. Гелиоцентризм (Земля вращается вокруг Солнца).
  2. Теория гравитации.
  3. Принцип Архимеда.
  4. Дарвиновская теория эволюции.

4- Интуитивное философское знание

Это видно из событий, которые происходят в наши дни. Он имеет прямое отношение к "vox populi" и доступен через повседневный мир..

  1. Зная, когда другой человек злится.
  2. Читайте разные настроения
  3. Определить ситуацию риска при ходьбе по улице.
  4. Интерпретация взгляда.

5- Философские знания сами по себе

Это тот, который связан с мудростью. Частично необходимо понять природу человека и его мышление. Постоянно вызывает опасения, чьи ответы еще не были даны.

  1. Вопросы для себя (Кто я?).
  2. Ставя под сомнение социальную природу человека.
  3. Анализ поведения масс.
  4. Опасения по поводу будущего вида.

Характеристика философских знаний

Знание - это то, что понимается как истина. Он является общим для группы людей (сообщества) и создается из его проверки, то есть он узаконен.

Традиция аристотелевской школы указывает на то, что философские знания можно разделить на несколько категорий: эмпирические, теологические, научные и интуитивные..

Вот как эмпирическое философское знание рождается из опыта и переживаний человека; богословский отделен от религиозных откровений и действителен только для тех, кто в них верит; ученый рождается из контролируемых экспериментов, а интуитивно - из восприятия окружающего нас мира. Последний самый слабый из всех.

В свою очередь, само по себе есть некое философское знание, которое имеет прямое отношение к совершенствованию ума и связано с мудростью. Термин мудрость относится к знаниям, которые управляют жизнью в ее процветающем курсе (Hetherington, 2017).

Мудрость достигается путем размышлений и аргументации. Благодаря этому философы могут предложить этическую и морально правильную модель жизни для мужчин..

черты

Характеристики, которыми выделяются философские знания, позволяют философу понять, каким образом и в какой степени реальность может быть познана и понята..

Философия стремится знать все теории мышления, переформулировать их проблемы и глубоко исследовать их, чтобы искать ответы и предлагать решения (Beyer & Burri, 2007).

Научные знания появляются тогда, когда человеку необходимо знать свой мир, понимать происхождение жизни и прогнозировать возможные будущие события и будущее вида. Благодаря всей накопленной теории, также накопились вопросы, на которые философские знания помогают ответить (Куш).

1- это рационально

Философское знание направляется через логику. Поэтому используйте категории, понятия и логические принципы, которые помогут вам разобраться с конкретной темой изучения. Этому совершенно не хватает эмоционального аргумента.

2- это важно

Пройдите все заявления через фильтр и оцените их достоверность, чтобы определить, есть ли противоречия или проблемы с вашей претензией. В ходе этого процесса он делает оценочные суждения на основе реальности, которая преобладает.

3- Это аналитический

Хотя философское знание может охватывать любую тему, оно сосредотачивается на определенных категориях всего, детализируя концепции и теории определенным образом..

4- это историческое

Философское знание всегда связано с историческим и социальным контекстом, в котором оно происходит.

5- это сумматор

Как указывалось ранее, философское знание может охватывать любую дисциплину или науку.

6- это систематический

У этого есть определенный заказ. Его принципы подразделяются на концепции и категории, которые служат для последовательной поддержки теорий и аргументов (Ayaita, 2010).

Спешу поделиться с Вами лекцией по философии (в сокращенном виде) современного философа Алексея Цуркана, благодаря которой вы полностью измените свое отношение к жизни, счастью, мировосприятию и сможете найти свой смысл жизни и секрет счастья. Начнете жить по-другому — легко, непринужденно и счастливо!

Те, кто обладают любовью к мудрости и философии, смогут посмотреть видео с лекций полностью (в конце статьи):
  • Часть 1. Обыденное и философское: 2 подхода к жизни. Обыденное сознание (видео лекция 40 минут).
  • Часть 2. Обыденное и философское: 2 подхода к жизни. Философское сознание (видео лекция 30 минут).

Итак приступим. Приготовьтесь узнать себя, как и я узнавала себя во многих примерах. Обещаю, что будет очень интересно!

Часть 1. Обыденное и философское: 2 противоположных подхода к жизни. Обыденное мировоззрение (сознание).

Обыденное и философское мировоззрение

1. Что такое обыденное мировоззрение (обыденный тип сознания)?

Само название этой темы предполагает необходимость дать определение исходных понятий.

Когда мы с вами пытаемся понять феномен обыденного, необходимо уяснить для себя ту природу, ту финальную причину, как учит об этом Аристотель, которая провоцирует появление этого типа сознания.

Обыденное возникает как своеобразная реакция в отношении агрессивной среды, в которой пребывает человек. Среда в которой мы пребываем чаще всего сопряжена с высоким коэффициентом тревожности и для того чтобы понизить этот коэффициент, человек должен каким-то образом адаптироваться к этой среде.

И чаще всего наиболее эффективным инструментом адаптации к агрессивной среде является упрощение своего отношениям жизни. Поэтому обыденное сознание строится на принципе упрощения.

Как правило, упрощение восприятия реальности влечет за собой более комфортные условия существования для человека в ней, но одновременно и создает массу новых проблем поскольку по сути своей является подобием позиции страуса, который вместо того чтобы смотреть в лицо проблеме и пытаться решать ее, пробует замаскировать проблему, чаще всего забалтывая ее.

Поскольку индивид, человек, в процессе своего бытействования вынужден постоянно сталкиваться с агрессивной внешней средой, коэффициент упрощения восприятия реальности может варьироваться. Но, тем не менее, как показывает практика и исследования на эту тему не только философов, но и представителей смежных гуманитарных дисциплин, можно вычленить некий вариант, некую модель восприятия реальности и ее составляющие, которая воспроизводится из поколения в поколение и носит константный характер.

2. Обыденное сознание. Стереотип и догма. Достоинства и недостатки.

Сознание обыденного — это сознание, которое по большей части состоит из стереотипов и догм.

Стереотипность сознания — достоинства и недостатки.

Стереотип — это не всегда плохо. ДОСТОИНСТВА:

  • Стереотип обеспечивает трансляцию культурного опыта, передачу информации от одного поколения другому. Обычаи, традиции, все то, что составляет код культуры, в конечном итоге, фиксируется в наборе стереотипов.
  • Помимо всего прочего, стереотип обеспечивает человеку некую иллюзию предсказуемости собственного бытия, его устойчивости.
  • Следуя стереотипам, человек социализирует себя среди себе подобных, ищет свое место в мире, и выстраивает ту систему отношений, которая представляется ему наиболее комфортной.

Но у стереотипа есть и отрицательные аспекты. НЕДОСТАТКИ связаны с:

  • пониженным коэффициентом ответственности за поступок,
  • пониженным коэффициентом свободы,
  • пониженный коэффициентом креативности.

Когда в обыденном сознании начинает превалировать стереотип, общество теряет коэффициент креативности. Оно перестает генерировать интересные, новые, свежие идеи. Это приводит к стагнации (застою). Что является первым признаком деградации любой социальной системы.

Хотя с точки зрения властей, верхушки той пирамиды, согласно которой, в конечном итоге, структурируется любое человеческое, наличие высокого коэффициента стереотипности сознания помогает обеспечивать управляемость социальной системы и часто власти этим злоупотребляют, пытаясь всячески наращивать это с помощью пропаганды и идеологии, чему множество примеров, как в истории прошлого, так и в истории настоящего.

Залог социальной устойчивости и способности социума развиваться и быть эффективным — это некий компромисс между стереотипностью, с одной стороны и креативностью с другой.

Попытка найти динамическое равновесие между этими двумя элементами должны были бы, с одной стороны, обеспечить общество определенным коэффициентом устойчивости, а с другой — позволить человеку искать эффективные ответы на те вызовы, который доставляет ему внешняя среда.

Это не всегда получается и, когда коэффициент стереотипности мироощущения достигает критически высокой точки, общество начинает деградировать и вслед за этим наступает дезинтеграция.

Догматичность сознания — достоинства и недостатки.

Второй компонент обыденного — это догма. Сознание повседневного, обыденного догматично в силу того, что догма обеспечивает очень устойчивые стереотипы взаимодействия людей в обществе.

Догма — это принятие чего-либо на веру, без требования доказательств.

ДОСТОИНСТВА. Догма фактически лишает человека возможности самостоятельно выбирать и это облегчает ему жизнь в значительной мере.

НЕДОСТАТКИ. Но вместе с тем, в этом мире все диалектично и цена за это может быть очень высокой. Догматичность сознания чаще всего ведет к понижению коэффициента скепсиса и иронии.

А скепсис и ирония – это две характеристики человеческой психологии, которые абсолютно необходимы для выработки творчески свежих, новых решений. Более того, скепсис и ирония являются наиболее эффективным антидотом в отношении любой формы фанатизма и экстремизма. Тогда как наличие догмы в качестве доминанта сознания обыденного чаще всего генерирует, влечет за собой экстремизмы, фанатизмы, которые, как мы знаем из истории, бывают оплачены чрезвычайно высокой ценой.

Как показывает историческая практика с древнейших времен до сегодняшнего дня, догматичность сознания вырастает там, где нет альтернативы.

Стереотипы

3. Два важнейших стремления человека с обыденным сознанием — БЫТЬ и ИМЕТЬ.

Человек с обыденным сознанием наделяет избыточным ценностно-смысловым статусом те вещи, которые его окружают и стремится к их накоплению. Человек устроен таким образом, что он стремится к 2-м главным вещам — БЫТЬ и ИМЕТЬ:

  • ИМЕТЬ — к накоплению вещей, ценностей;
  • БЫТЬ — к пролонгации своей жизни.

Человек стремясь к накоплению вещей, которые с его точки зрения обладают смыслом и ценностью, фактически создает условия, при которых его жизнь выстраивается в рамках чрезвычайно простого графика, который состоит из двух прямых. Одна из них может быть именована термином быть, другая термином иметь.

Стремление БЫТЬ.

Все это граничит с научной фантастикой и чрезвычайно популярно у футурологов, но, тем не менее, в качестве некой культурной установки, эта идея чрезвычайно популярна на западе, где технологические возможности для подобного рода модификации человека достигли довольно высокого уровня. Всё это тема пролонгации бытия.

Стремление ИМЕТЬ.

Это можно назвать экспансией определенного рода. Экспансия, как способность человека удовлетворять неуклонно возрастающие свои потребности, в которых, пожалуй, нет никаких естественных барьеров, кроме смерти.

Пытаясь присваивать как можно больше внешней среды и пытаясь пролонгировать свое бытие, человек с обыденным сознанием сам своими собственными руками конструирует для себя ловушку и это ловушка имеет прямое отношение к глубинным структурам самого бытия.

Самая талантливая формулировка этой темы была предложена Арсением Николаевичем Чанышевым, выдающимся философом. Он сформулировал своеобразный закон. У Чанышева есть потрясающий трактат о небытии 1962 года, который сделал много шума, произвел большой скандал, когда появился в прессе.

Пытаясь сымитировать свое существование за счет накопления вещей, за счет пролонгации своей жизни любыми возможными способами (и здесь, конечно, достижения медицины играют чрезвычайно важную роль), человек ставит себя под удар, потому что чем больше вещей он имеет, тем более хрупким и нестабильным оказывается его собственное существование.

Все это, в конце концов, вписывается в естественную физическую закономерность. Мы знаем, что чем более проста система, тем она более устойчива.

Самая устойчивая система это та, что состоит из двух элементов. Появление третьего, четвертого, пятого, десятого и дальше до бесконечности, фактически ведет к наращиванию коэффициента хаоса. Поэтому чем больше вещей имеет человек, тем более неустойчивым оказывается его бытие.

Аналогичный принцип работы в отношении социальных контактов любой формы социальной коммуникации. Чем ближе друг другу два индивида, тем более нестабильным оказывается бытие каждого.

С одной стороны, человек не может выживать без высокого коэффициента социализации и он нуждается в этом. С другой стороны избыточная социализация, нарастание различных форм и способов коммуникации ведет к тому, что человек становится нестабильным.

Культура становится невротической и опасной для пребывания в ней.

В результате возникает поразительная совершенно ситуация. Человек превращается в раба мертвой материи и эта мертвая материя, в конечном итоге, не только подавляет его, но и разрушает его жизнь.

Примеры и подтверждения этому в историческом прошлом человека:

Трагедия человека заключается в том, что смысл его жизни опознается не им самим, а теми, кто идет за ним. А для самого человека совокупный результат усилий перестает иметь какое бы то ни было значение, когда он умирает.

Чрезвычайно оптимистическим и даже комичным моментом является то, что в обществе постоянно все находятся в состоянии конкуренции и состязательности. Однако у лузера, у проигравшего есть сильный мощный союзник — это само время, которое в конечном итоге нивелирует любой успех.

Несколько подтверждающих примеров из истории человечества.

Цезарь стал салатом с курицей, Наполеон стал тортом со сливочным соусом.

Вот таков удел человеческой славы на этой Земле и в результате мы можем прийти к следующему промежуточному выводу.

  • смысл, если он вообще существует, открывается не самому человеку, а тем, кто идет за ним;
  • в конечном итоге любые смыслы стирает время и, с точки зрения вечности, не остается ровным счетом ничего.
  • все это создает довольно драматическую перспективу. Потому что человек, пребывающий в сфере обыденного, нуждается в устойчивом ощущении того, что все его повседневные усилия имеют какой то смысл, значение.

В сфере обыденного человек:

  • верит в ценности,
  • верит в ценность социальных институтов,
  • верит в то, что посадить дерево, родить сына, построить дом имеет значение.

Человек жертвует своим временем, своей жизнью на постоянное поддержание этих вер и тем самым обретает моменты счастья, без которых, пожалуй, существование в сфере обыденного было бы вовсе невыносимо.

ВАЖНО! Речь не идет о том, что все эти вещи не имеют значения. Напротив, в зависимости от того, какая точка зрения, какой взгляд на вещи избирает человек, он формулирует ту систему ценностей в которой ему комфортно.

Ценность — это способность явления предмета удовлетворять потребности человека и, если потребности человека вполне удовлетворяются этим набором вещей, которые он считает для себя значимыми, значит, у этого человека есть ощущение комфорта пребывания в бытии. Периодически его посещают моменты счастья.

6. Высказывания философов о смысле жизни.

Философы о смысле жизни

Привожу здесь свои любимые высказывания именно философов о смысле жизни. Другие мудрые высказывания великих людей про жизнь, высказывания великих людей о смысле жизни Вы можете найти на этом полезном сайте, которым я сама всегда пользуюсь. Всего на сайте собрано более 1000 высказываний о смысле жизни.

Суть общественного мнения

7.Резюме. Главные тезисы об обыденном сознании.

Подведем итог. Из статьи Вы узнали о том, что такое обыденное мировозpрение, сознание, отношение к жизни. Какие имеет достоинства и недостатки. В чем для человека с обыденным сознанием заключается смысл жизни и что говорят философы о смысле жизни человека. Почему многочисленные накопленные вещи могут раздавить человека.

Вот главные тезисы об обыденном сознании:

Обыденное мировоззрение (сознание) — неизбежно, поскольку является естественным результатом усилий человека по понижению коэффициента тревожности от пребывания в довольно агрессивной среде.

Обыденное зиждится на стереотипах и догмах. Это одновременно и хорошо, но чаще плохо.

В обыденном низкий коэффициент скепсиса (сомнения) и иронии. Обычный человек чаще всего не умеет иронизировать и сомневаться, поскольку и то, и другое для него оказывается чем то дискомфортным.

Обыденное сознание мотивировано стремлением жить как можно дольше и иметь как можно больше.

Обыденное сознание подвержено гиперсоциализации, поскольку в этом человек ищет утешения, поддержки и опоры для своей собственной жизни, фактически паразитируя на бытие другого и одновременно получая от него удары.

А теперь пришло время узнать об ЭФФЕКТИВНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЕ ОБЫДЕННОМУ ПОДХОДУ К ЖИЗНИ О ФИЛОСОФСКОМ ПОДХОДЕ.

Обыденное и философское сознание проистекают из одного источника. В конечном итоге и то, и другое являются следствием усилий человека по снижению болевого синдрома от пребывания в самой реальности под названием жизнь. Обыденное решает эту проблему теми способами, о которых вы узнали выше.

Философские же способы решения той же проблемы, могут быть условно разделены на два аспекта:

  1. метафизика, то есть выстраивания реальности, параллельной той, в которой живет человек;
  2. практическая философия с набором тех рекомендаций, которые доступны любому человеку, если он хочет выработать правильное отношение к жизни и прожить эту жизнь относительно спокойно и уверенно, по возможности, не совершив тех ошибок, которые совершает обыватели в рамках сознания обыденного.

О философском типе сознания и отношении к жизни со списком практических рекомендаций, выработанных мудрыми философами предыдущих веков, Вы узнаете из 2-й части статьи (из 2-й лекции, посвященной философскому сознанию и подходу к жизни).

До встречи на страничках блога!

Желаю найти свой путь, свое отношение к жизни, своё счастье, свой смысл жизни!

Комментарии

Можете посмотреть полную версию ЧАСТИ 1 Лекции Обыденное и философское — 2 подхода к жизни:

Читайте также: