Сообщение россия к началу 19 века гос устройство

Обновлено: 30.06.2024

Анализ перестройки высших иерархий сектора влияния позволяет иначе взглянуть на исторические события 19-го века, закончившегося невиданным промышленным подъемом.

На рис. 1 структура государственного аппарата Российской империи представлена весьма схематично, что отражает переходный период государственного управления от коллежской системы к министерской. В результате возникает структура сектора государства, которая впоследствии выдерживает Отечественную войну 1812 г., многочисленные военные конфликты 19-го века, две мировые войны и три революции, гражданскую войну и другие социальные потрясения. Здоровое зерно этой системы существует до сих пор, что позволило России пережить развал СССР и разрушение государственного сектора экономики.

Рассмотрим процесс структурной перестройки государственного управления в первой половине 19-го века.

Рис. 1. Коллегиальная система государственного управления.

Смысл коллегий состоял в коллегиальности принимаемых решений, а главное – вколлегиальном контроле за расходованием государственных средств.

Из рис. 1 видно, что высшая иерархия сектора ответственности, император – окружен различными внеструктурными образованьями, на которые напрямую воздействует сектор влияния. Дворцовые перевороты являлись результатом борьбы различных групп секторов влияния за места в ближайшем окружении государя: Верховном тайном совете (1726-1730); Верховном тайном кабинете (1730-1741); Конференции при высочайшем дворе (1756-1762); Императорском совете (18.05-28.06.1762); Совете при высочайшем дворе (1769-1801).

Коллежская система не позволяла разделить законодательную и исполнительную ветви государственной власти. Управляющие сигналы высшей иерархии государственного сектора тормозятся слоем универсальной компетенции, поскольку Правительствующий Сенат является одновременно и законодательным и исполнительным органом. При этом сам Сенат зависит от коллегиальных решений, принимаемых в коллегиях. В своих решениях коллегии не связаны глобальными государственными задачами внутренней политики в интересах низших иерархических слоев системы.

Изначальная универсальная компетенция, которой был наделен Сенат в сфере законодательства, государственного управления и судебного производства привела к концу 18 века к его чрезмерной перегрузке делами самого различного характера и к удручающе медленной скорости их разрешения. Поэтому, деятельность Сената к началу 19 века можно охарактеризовать, как полностью лишенную оперативности и динамизма. Часть законодательных и исполнительных функций Сената вынуждено брать на себя ближайшее окружение императора, а Сенат все в большей степени специализируется в качестве высшего судебного органа империи.

В сфере высшего государственного управления явно перестало хватать усилий генерал-прокурора Правительствующего Сената и отдельных должностных лиц, приближенных к императору, в связи с отраслевым и технико-организационным усложнением труда по управлению государством. Личная порядочность, незаурядность и верность государственным интересам отдельных лиц не могли заменить отсутствие специального высшего административного органа. Система высших государственных органов нуждалась в четкой систематизации и юридической регламентации.

Накануне реформы структуру государственного управления представляли:

Девять коллегий: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Адмиралтейств коллегия, Камер-коллегия, Медицинская коллегия, Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел;

Два учреждения, имевшие статус коллегий — Департамент водяных коммуникаций и Герольдия;

Канцелярия генерал-прокурора, сосредоточившая управление внутренними делами, юстицией и финансами;

Около 14-ти коллежских учреждений: Главное почтовое правление (Почтовый департамент), ведомство Государственного казначея (Государственное казначейство), Главная соляная контора, Комиссия для составления законов, Комиссия об учреждении народных школ (Главное училищное правление), Государственный ассигнационный банк, Государственный заемный банк, Государственный вспомогательный банк для дворянства, Экспедиция о устроении дорог в государстве, Канцелярия рекетмейстерских дел, Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, Экспедиция государственных конских заводов, Тайная экспедиция, Военно-походная е.и.в. канцелярия;

Десять центральных учреждений придворного управления, подчиненных непосредственно императору: Департамент уделов, Кабинет е.и.в., Капитул российских кавалерских орденов, Придворная канцелярия, Придворная контора, Гоф-интендантская контора, Придворная конюшенная контора, Егермейстерская контора, Экспедиция кремлевского строения, Мастерская и Оружейная палата.

Назревшая необходимость реформы государственного аппарата, вызвала проведение императором Александром I — ряда административных преобразований: учреждение Непременного Совета в 1801 г., сенатскую реформу 1802 г., министерскую реформу 1802-1811 гг., учреждение Государственного Совета в 1810 году. В наибольшей степени реформаторская деятельность Александра I осуществилась именно в министерской реформе.

Что же явилось для Александра Iглобальной государственной задачей, кроме уже упомянутой безответственности государственных органов управления в целевом расходовании государственных средств? Ответ на этот вопрос содержится в исторических свидетельствах ближайших сподвижников Александра I , входивших в Неофициальный совещательный орган при императоре по разработке и обсуждению реформ в 1801-1803 гг.:

российский посол в Сардинии, князь Адам Адамович Чарторыйский (Адам Ежи Чарторыжский) (1770-1861);

граф Павел Александрович Строганов (1772-1817);

граф Николай Николаевич Новосильцев (Новосильцов) (1762-1838).

Будущее государственное устройство представлялось членам комитета следующим образом. Административные полномочия (исполнительная ветвь власти) распределяются между несколькими министрами, которые держали бы в своих руках все нити управления. При министрах образуется Совет (Кабинет министров), состоящий из главных чиновников, который имеет в Государственном Совете только совещательный голос.

Одновременно реформировалась и судебная система государства. С этого момента суд в России делится на гражданский, уголовный и полицию, причем гражданский и уголовный суды имеют две инстанции и кассационный суд.

В ходе работы комитета было положено начало высшему административному органу Российской империи — Комитету министров. Возможно, члены Негласного комитета не сознавали, что создают новый высший государственный орган оперативного управления, доказавший впоследствии свою практичность и жизнеспособность на протяжении двух столетий. На заседании 21 апреля 1802 г. речь шла исключительно о преобразовании Непременного Совета, в виде разделения его на два состава — узкий, из одних министров и широкий, включающий министров и остальных членов Непременного Совета.

Работу Негласного комитета старались контролировать настоящие и бывшие и руководители коллегиями, которые по своему происхождению пользовались безусловным авторитетом в секторе влияния. Они вносили, как правило, незначительные предложения по государственному устройству. В их главную задачу входило отследить, чтобы в новой структуре оставались возможности воздействия сектора влияния на само государственное управление. В этот же период между представителями сектора влияния шла отчаянная борьба за будущие министерские кресла.

Рис. 2. Структура государственного аппарата по манифесту от 8 сентября 1802 г..

По манифесту от 8 сентября 1802 г. все государственное управление подразделялось на три составные части: юстицию; охранительная часть; и управление (оперативное управление).

Юстиция состояла из судебных мест трех видов:

гражданские судебные места, состоявшие из 3-х инстанций (уездный суд, губернский суд и суд для 2-3 губерний);

уголовные судебные места, состоявшие из 2-х инстанций (губернский суд и апелляционный суд для 2-3 губерний);

полицейские судебные места, состоявшие из судов в каждом уезде и прокуроров при них.

В каждом министерстве, кроме министерства юстиции и иностранных дел, учреждались коллегии из директоров департаментов, в виде совещательных органов при министре.

Основные противоречия при работе Негласного комитета возникли при учреждении Министерства коммерции. Речь при этом шла не только о государственной структуре, но и о сподвижнике императора Павла I — Николае Петровиче Румянцеве (1754-1826), главном директоре Государственного вспомогательного банка для дворянства (1797-1798), главном директоре водяных коммуникаций (1801-1809), назначенном Павлом I министром коммерции накануне своей гибели.

Министерство коммерции, которому были приданы, в основном узкие таможенные функции, просуществовало до 1810 года. Затем оно входит в состав ведущего экономического ведомства страны — Министерства финансов, которое ведало государственными финансами (в т. ч. податями, сборами и другими источниками государственных доходов), их распределением между различными ведомствами, государственным кредитом и денежным обращением, управляло государственными имуществами (до 1838), а также имело в своем ведении торговлю и промышленность (до 1905).

Важнейшим в системе центральных учреждений Российской Империи (рис. 61) было Министерство внутренних дел. Это министерство заведовало не только местными административно-полицейскими учреждениями, но и продовольственным делом на местах, городским и земским хозяйством (в т. ч. учреждением и проектированием городов, ярмарок, отводом городских земель), здравоохранением, государственной статистикой, почтовым делом и многими другими областями. В ведении МВД находились также благотворительные (богоугодные) заведения.

Для расследования деятельности тайных обществ Николай I создал Особую следственную комиссию, которую возглавил военный министр Александр Иванович Татищев (1763-1833). Всего под следствием оказалось 579 человек, из которых виновными были признаны 289. Из них лишь 121 человек были преданы специально образованному Верховному уголовному суду, в состав которого вошли члены Государственного совета, Сената, Святейшего Синода и ряд высших гражданских и военных чиновников.

Наказания другим осужденным были также пересмотрены. Все они, за исключением А.Н.Муравьева, лишались чинов и дворянства: 107 из них отправлены в Сибирь (88 на каторгу, 19 на поселение), 9 разжалованы в солдаты. Еще 40 декабристов были осуждены другими судами. Около 120 человек подверглись внесудебным репрессиям (заточение в крепость, разжалование, перевод в действующую армию на Кавказ, передача под надзор полиции). Дела солдат, участвовавших в восстании, разбирали Особые комиссии: 178 человек прогнали сквозь строй, 23 человек приговорили к другим видам телесных наказаний; из остальных (около 4 тысяч человек) сформировали сводный гвардейский полк и послали на кавказский театр военных действий.

Жители муж. пола

Рис. 4. Государственное устройство России в представлениях декабристов

Изучение взаимного влияния макроэкономических секторов и опыта Отечественной войны 1812 года позволяют выявить, что власть сектора влияния несет в себе разрушительные, деструктивные тенденции для формирующегося государственного строя России. При этом власть сектора влияния основана исключительно на владении земельными угодьями, где располагается подавляющее число крестьянских домохозяйств, находящихся в крепостной зависимости от сектора влияния. Подобная зависимость является основным тормозом развития не только экономики страны, государственной инфраструктуры, но и препятствует рациональной перестройке структуры государственного управления.

Рассмотрим, насколько последовательны в искоренении крепостной зависимости были сектор влияния и сектор ответственности. Одной из причин свержения императора Павла I было ограничение им в 1797 году барщины тремя днями в неделю. Четыре дня в неделю крестьяне могли посвятить своему хозяйству.

Со строительства государственных казарм, канцелярий, домов призрения – этот порочный образ мыслей распространяется и на частную застройку. В России начинают пренебрегать местными условиями и вековым опытом, прежде всего, при закладке фундаментов, поскольку после обратной засыпки невозможно установить, в каком объеме были выполнены скрытые работы. Многочисленные обрушения сооружений, неравномерные осадки фундаментов, вызывавшие сквозные трещины в ограждающих конструкциях, нередко раскалывавших здание до крыши, — встречаются не только в глухой провинции, но в самой столице, на Невском проспекте.

течение дел по присутственным местам правосудия;

действия внутренней полиции;

Поскольку высшей иерархией созданной двухуровневой системы государственного управления является император, возникает закономерный интерес к личности Николая I , вступление на престол которого ознаменовалось мятежом сектора влияния явно из расчета, что новый император дрогнет перед натиском гвардейских полков.

В структуре государственного аппарата России (рис. 1) не указано Министерство уделов, ведавшее огромной государственной собственностью, которой император управлял обособленно от общегосударственных задач. В сущности, это было огромное государство в еще более обширном государстве. Следует сказать, что уделы давали основные средства на построение государственной инфраструктуры в России.

В 1826 году Николай I оптимизирует структуру управления уделами, образуя Министерства императорского двора, а в 1837 году дополнительно — Министерство государственных имуществ. Министерство императорского двора включало департамент уделов, при росте государственной собственности выделившееся в отдельное Министерство уделов под конец царствования Николая I в 1852-56 годах.

Министерству императорского двора были подведомственны Эрмитаж, Академия художеств, Русский музей, Дирекция императорских театров, Археологическая комиссия и ряд специальных управлений дворцовыми городами (Царское Село, Гатчина и т. д.). Министр двора был поставлен вне контроля Сената и других высших органов власти, подчиняясь исключительно царю.

В него входили: Кабинет Его Императорского Величества (созданный в 1704), в ведении которого находилось личное имущество императора, земли, горные заводы и фабрики; Придворная Его Императорского Величества контора (созданная в 1786), ведавшая содержанием дворцов, парков, Эрмитажа и т. п., а до 1854 также устройством придворных церемоний и придворным штатом; Гофинтендантская контора (1797—1851), наблюдавшая за Зимним дворцом, Мраморным, Петергофским, Царскосельским и другими дворцами и Михайловским замком; Придворная конюшенная канцелярия (с 1889 Придворная конюшенная часть); Егермейстерская контора (с 1882 Императорская охота). Вошедший в состав министерства Департамент уделов — управлял удельными, т. е. принадлежавшими членам Императорской семьи имениями и великокняжескими контор, ведавшими имуществом членов Императорской фамилии, всеми придворными учреждениями.

При образовании Министерства государственных имуществ ему было передано управление государственными имуществами (землями, оброчными статьями, лесами) и казенными крестьянами, до 1837 года сосредоточенное в ведении Министерства финансов, что существенно осложняло его работу.

В 1866 году департаменты, ведавшие государственными крестьянами, были упразднены, взамен образован Временный отдел по поземельному устройству государственных крестьян (1866-1883 гг.). В 1894 году министерство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ с Департаментами земледелия, Лесным и Горным (до 1905 г.); Департаментом государственных земельных имуществ, Отделом земельных улучшений, Отделом сельской экономии и сельскохозяйственной статистики, а также Сельскохозяйственным советом и Гидрологическим комитетом (с 1903 г.). В 1905 году оно было преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия, осуществлявшее аграрную политику и сохранившее в основном прежнюю структуру; при нем функционировало также Переселенческое управление (в 1896-1906 годах входившее в состав Министерства внутренних дел), а в 1914 году был образован Отдел сельского строительства.

Основная сложность развития государственной структуры при Николае I состояла в том, что при замене системы оперативного управления с коллежской на министерскую – прежним императором не были упразднены отжившие структуры коллегий, которые вошли в состав новых министерств. В ходе реформы не был уволен ни один чиновник, министерства и ведомства постепенно пополнялись новыми грамотными людьми.

Имея собственную государственную структуру, сектор ответственности имел прочную основу для развития. Причем, средства уделов расходовались не только на общегосударственные нужды и обеспечение членов царской семьи. Из-за вольнодумческих устремлений владельцев постоянно разорялись огромные дворянские имения сектора влияния. При Министерстве финансов с 1810 года постоянно работала Государственная комиссия погашения долгов и Государственный дворянский земельный банк. Дворяне могли не продавать с молотка свое имение, а заложить его в Государственный дворянский земельный банк, который через Государственную комиссию погашения долгов ставил на управление имением своего управляющего. Эти меры сектор ответственности предпринимает, чтобы облегчить бремя неразумного управления владельцев имений и усадеб для крестьянских домохозяйств.

Государственный строй России первой половины XIX в.

В первой половине XIX в. абсолютизм в России достиг своего расцвета. В начале данного периода была предпринята попытка реформ государственного управления с тем, чтобы в условиях кризиса феодально-крепостнического строя, развития капиталистических отношений и обострения социально-политической ситуации в стране добиться более эффективной деятельности государственного аппарата.

Центральные органы власти и управления. Возглавлял огромный государственный аппарат император, обладавший всеми атрибутами абсолютного монарха. В управлении государством он опирался на большой чиновничий аппарат.

В 1801 году был создан Непременный совет, состоявший из 12 человек с чисто совещательными функциями, который заменил действовавший до этого Совет при Высочайшем дворе. Непременный совет прекратил свою деятельность после учреждения в 1810 г. Государственного совета.

Государственный совет, функционировавший до 1917 г., являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. В Указе от 1 января 1810 г. о его учреждении, подчеркивалось, что законы не должны были представляться императору на утверждение, если они не обсуждались в Государственном совете. Тем не менее Государственный совет обладал только совещательными функциями, так как высшие законодательные полномочия принадлежали императору. Поэтому постановления Государственного совета по тому или иному проекту закона назывались мнениями, а вопрос об их утверждении решал монарх. Законопроекты вносились в Государственный совет министрами по инициативе императора. К ведению Государственного совета относились также вопросы, связанные с рассмотрением смет, уставов различных обществ, предложений по штатному составу отдельных учреждений.

Император назначал членами Государственного совета высокопоставленных чиновников, а министры становились его членами по должности. Первоначально в Государственный совет было включено 35 человек, а затем его численный состав неоднократно менялся. Так, в 1825 г. он насчитывал уже 42 человека. Руководил заседаниями Государственного совета император. Если же он отсутствовал в стране, то назначался председатель из состава членов Государственного совета.

Государственный совет состоял из пяти структурных подразделений: 1) департамента законов; 2) департамента военных дел; 3) департамента гражданских и духовных дел; 4) департамента государственной экономии; 5) департамента дел царства Польского. Пятый департамент был создан в 1832 г. после восстания в Польше. Департаменты фактически выполняли функции подготовительных комиссий по предварительному обсуждению проектов законов, а также рассматривали и решали незначительные вопросы.

Наиболее важные вопросы обсуждались на общих собраниях Государственного совета. Государственный секретарь возглавлял канцелярию Госсовета, отвечавшую за ведение делопроизводства по всем делам, поступавшим на его рассмотрение.

Однако начиная со второй четверти XIX в. законопроекты, поступавшие в Государственный совет, стали разрабатываться в Собственной его императорского величества канцелярии, министерствах и специальных комитетах. А их обсуждение в Государственном совете было по существу формальным, так как император предварительно высказывал свое мнение в форме резолюций на законопроектах о необходимости их принятия.

Собственная его императорского величества канцелярия приобрела функции общегосударственного органа в 1812 г. На первом этапе к ее ведению относились следующие вопросы: переписка с главнокомандующими армий, размещение военнопленных, комплектование и размещение армейских подразделений, сбор сведений о пострадавших во время войны 1812 г. дворянских имениях и др. Императорская канцелярия стала фактически органом, связывавшим монарха со всеми государственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики, оттесняя постепенно Государственный совет на второй план.

Во второй четверти XIX в. Собственная его императорского величества канцелярия стала высшим органом управления при монархе, компетенция которого распространялась на решение всех важнейших государственных вопросов. В связи с этим был увеличен аппарат канцелярии, а также изменена его структура. Так, в 1826 г. были учреждены I, II и III отделения, в 1828 г. — IV, в 1836 г. — V, а в 1842 г. — VI отделения.

I отделение занималось подготовкой проектов указов императора, контролировало деятельность министерств и органов местного управления, управляло кадрами чиновничьего аппарата (назначением и увольнением высших должностных лиц, их пенсионными делами и т.д.). К ведению II отделения были отнесены вопросы кодификации российского законодательства. Важную роль в его деятельности, а затем и успешной кодификации сыграл известный государственный деятель М.М. Сперанский.

III отделение, занимавшее особое место в государственном аппарате страны, стало органом политического сыска и следствия, борьбы с революционным движением. III отделение опиралось в своей деятельности на собственные воинские подразделения прежде всего на Корпус жандармов, созданный в 1827 г. и преобразованный в 1836 г. в Отдельный корпус жандармов.

IV отделение было сформировано на основе канцелярии императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I) и ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

V К ведению V отделения, действовавшего до 1866 г., относились вопросы разработки проекта реформ управления государственными крестьянами, а также контроля за ее реализацией.

VI отделение, существовавшее с 1842 по 1845 г., занималось разработкой проектов административных реформ на Кавказе. После того как в 1845 г. по его предложению было учреждено кавказское наместничество, оно было упразднено.

В годы правления Николая I распространилась практика создания при Собственной его императорского величества канцелярии особых высших комитетов (секретных комитетов), непосредственно разрабатывавших проекты законов.

Сенат. Место и роль Сената в системе органов государственной власти и управления в рассматриваемый период значительно снизилась. Он был высшим судебным учреждением, а его департаменты являлись высшими апелляционными инстанциями для губернских судов.

В 1802 г. император Александр I предпринял попытку восстановить полномочия Сената, которыми он располагал в годы правления Петра I. Так, ему был передан контроль за деятельностью коллегий и губернаторов, а также право доклада монарху о несоответствии вновь издаваемых законов уже действовавшим правовым актам. Тем не менее вскоре функции Сената были существенно сужены и он остался в основном высшим судебным учреждением страны. Хотя он еще имел право осуществлять контроль за деятельностью местных органов власти, но принимать решения организационного характера Сенат самостоятельно уже не мог и должен был передавать свои заключения в Государственный совет, а затем в Собственную его императорского величества канцелярию.

Компетенция министров регламентировалась в уставах отдельных министерств. Хотя министры не обладали ни законодательной, ни судебной властью, они пользовались правом законодательной инициативы и личного доклада императору о состоянии государственной сферы, отнесенной к их ведению.

Комитет министров. После учреждения министерств начал оформляться и Комитет министров, деятельность которого не была регламентирована в Манифесте 1802 г. В нем лишь указывалось, что министры могли проводить совместные совещания для решения сложных вопросов. Комитет министров рассматривал вопросы, относившиеся к ведению нескольких министерств, а председательствовал на его заседаниях император.

В законе от 20 марта 1812 г. Комитет министров получил юридическое оформление своих функций и полномочий. Он являлся высшим органом управления при императоре и рассматривал ежегодные отчеты министров, дела о внутренней безопасности, проекты законодательных актов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и др. Он мог обратить внимание императора на необходимость разработки проекта того или иного закона, а также принимать временные постановления, обязательные для министерств.

В состав Комитета министров входили председатель Государственного совета, министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица, назначавшиеся царем. После усиления роли Собственной канцелярии его императорского величества роль Комитета министров в годы правления Николая I стала снижаться.

В данный период получила распространение деятельность Временных комитетов, создававшихся императором для решения важных вопросов, требовавших закрытого обсуждения. Поэтому их часто называли Секретными комитетами. Они создавались для обсуждения вопросов об устройстве государственных и крепостных крестьян, дворовых людей, финансовых проблем и др.

Местное управление. В системе органов местного управления не произошло существенных изменений. Изменения затронули в основном систему управления некоторых национальных окраин (Царства Польского и Великого княжества Финляндского), имевших особый правовой статус, и были направлены на укрепление централизации, единообразия и русификации этих территорий.

В 1837-1838 гг. были внесены изменения в порядок управления государственными крестьянами. В связи с чем в губерниях создавались Палаты государственных имуществ, а в уездах — Окружные управления государственных имуществ. В подчинении последних находились волостные правления. Палата государственных имуществ получила право утверждать избранных членов волостных правлений.

Армия сохранила основные организационно-правовые принципы, заложенные еще в законодательных актах первой четверти XVIII в. Тем не менее изменения затронули и этот важный карательный институт Российской империи. В связи с необходимостью укрепления дисциплины в армии была усилена полочная дисциплина и муштра. Наиболее жестким был режим в военных поселениях, созданных в 1816 г. Однако не оправдав себя ни с экономической, ни с военной точки зрения, военные поселения в 30-е годы стали ликвидироваться. Полностью они были упразднены только в 50-е годы XIX в.

Полиция. В органах полиции в рассматриваемый период произошли заметные изменения. После ликвидации в 1801 г. Тайной экспедиции при Сенате учрежденное в 1802 г. Министерство внутренних дел возглавило все органы полиции. В 1810 г. руководство ими было передано Министерству полиции, основные департаменты которого после ликвидации в 1819 г. вновь вошли в состав Министерства внутренних дел. Однако уже в 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел, к ведению которой относились вопросы государственной и политической безопасности страны, была передана в Собственную его императорского величества канцелярию и на ее основе было создано III отделение. Именно ему было поручено осуществлять руководство полицией, вести борьбу с революционным движением, раскольниками и сектантами, управление тюрьмами и наблюдение за иностранными гражданами.

В связи с делением уездов на станы в 1837 г. была введена новая полицейская должность — становой пристав, который должен был опираться на сельскую выборную полицию (сотских и десятских), а также на вотчинную полицию помещиков.

Церковь. В первой половине XIX в. продолжились меры, направленные на полное огосударствление церкви. Их целью было преобразование церковного аппарата по аналогии с аппаратами министерств на основе принципа единоначалия. Возглавлял церковь светский чиновник — обер-прокурор Синода.

В 1817 году было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, которое не смогло в силу экономических и историко-культурных причин решать поставленные задачи и в 1824 г. оно было ликвидировано. Однако во второй четверти XIX в. обер-прокурору были переданы некоторые функции Синода, связанные с управлением и организацией церковных учреждений. Так, компетенция обер-прокурора была распространена на канцелярию Синода и комиссию духовных училищ, а в 1836 г. в его подчинение перешли канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет. После того, как все исполнительные органы Синода стали подчиняться обер-прокурору, он как высший орган церковного управления фактически потерял связь с местными церковными учреждениями и был отделен от церкви соответствующими светскими органами. Однако данные изменения не были юридически закреплены в соответствующих нормативных правовых актах.

19 столетие в истории России время кардинальных изменений в привычном укладе жизни. Начали появляться общественные движения, высказывающиеся против монархии, попытки государственных переворотов, террор, изменения в крепостном праве. На международной арене Россия уже теряла свою популярность и силу из-за нескольких необдуманных действий со стороны правителей.

Внутренняя политика

Главной целью царское правительство ставило сохранение существующих социально-политической и экономической систем.
В центре внимания встали три острых вопроса:
 административный: усовершенствование управления государством;
 социальный: решение крестьянского вопроса;
 идеологический: изменение системы просвещения и образования.

Начало 19 века связано с правлением Александра I. Сын убитого Павла I.

Молодой император имел противоречивый характер, что отразилось на внутренней политике. На формирование характера Александра Павловича оказала большое влияние его бабушка Екатерина Великая и его француз учитель Лагарп, прививший либеральные идеи.
Александр I осознавал необходимость кардинальных перемен в стране, но боялся проводить кардинальные реформы открыто. Причиной его опасения стала мысль о заговоре против Павла I.

Первыми мероприятиями во внутренней политике стали:
 восстановление Жалованной грамоты дворянству и городам, которые были отменены его отцом;
 объявил крупную амнистию людям, подвергавшимся гонениям со стороны Павла I;
 было разрешено выезжать за границу;
 разрешалась торговля с Англией.

Первые начинания молодого императора вызывали симпатию большинства населения России.
Александр Павлович заявил, что это только начало и что он намерен провести ряд крупных реформ. Для этого в 1801 году был создан Негласный комитет из самых приближенных к императору людей. В его состав вошли: П.А. Строганов, А.Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев.

Реформы Александра I

 в 1802 году петровские коллегии были заменены на министерства. В результате этого сильно укрепилась исполнительная власть. Множество коллегий были упразднены. Было сформировано 8 министерств:военно-сухопутных сил, военно-морских дел, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для общего обсуждения вопросов был сформирован Кабинет министров.
 в этом же году Сенат получал назначен высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.
 Синод продолжал ведать духовными делами, но контроль за ним осуществлял обер-прокурор;
 февраль 1803 года - указ о вольных хлебопашцах. По указу помещики могли отпускать крепостных с землей за выкуп;
 в 1803 году было принято решение “Об устройстве учебных заведений”. была принята 4 ступенчатая образовательная система; Открываются университеты в Дерпте, Вильно, Харькове;
 1804 год - принят Университетский устав, расширяющий полномочия учреждения;
 1809 г. - начало созданий военных поселений. Попытка поставить на сомообеспечение армию в мирное время.
 10 марта 1809 года - запрет на высылку крепостных в Сибирь. Запрещалось подавать объявления о продаже крестьян;
 1 января 1810 года был создан Государственный совет. Идейным вдохновителем становится М.М. Сперанский;
 1815 г. - дарование Конституции Польше;
 1816-1818 гг. - отмена крепостного права в Прибалтике;

Но все реформы Александра I не были доведены до конца. Императора разрывали между собой консерваторы и либералы. Большое влияние на окончательные решения оказала внешняя политика России, а в большей степени борьба с Наполеоном.
Внешняя политика
Основными направлениями во внешней политике России стали:
 борьба с Наполеоном;
 взаимоотношения с Османской империей;
 противоречия на Кавказе;

Отношения с Францией

Изначально Александр и Наполеон относились друг к другу с симпатией, но в дальнейшем отношения обострились.
В 1805 году Российская империя вступает в 3 антифранцузскую коалицию вместе с Англией, Пруссией и Швецией. Но в течение нескольких дней коалиция была развалена.

В 1807 году Россия вновь вступает в ряды противников Франции. Союзники потерпели крупное поражение от французской армии при Фридлянде. Это событие вынудило вступить Александра I в переговоры с Бонапартом. Летом 1807 года был подписан Тильзитский мир. По договоренностям создавалось Герцегство Варцавское под властью Наполеона, а Россия вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии.

Условия перемирия были невыгодными для Российской империи, но дали значительную передышку для следующего противостояния и борьбы с Турцией.

Войны с Турицей и Ираном

1806-1812 гг Русско-турецкая война за усиления влияния России на Ближнем Востоке. В мае 1812 года страны подписали Бухарестский мир. Россия получала Бессарабию, часть Черноморского побережья Кавказа с городом Сухум. Молдова, Валахия, Сербия получали широкую автономию. Значение этого мирного договора значительное - юыли расстроены планы Наполеона на помощь турков в Отечественной войне.

1804-1813 гг. война с Ираном. Попытка предотвратить проникновение России в Закавказье. По итогу был заключен Гюлистанский мир. По Россия получала власть над большей территорией Закавказья.

Отечественная война 1812 г.

Наполеон Бонапарт стремился к мировому господству и главной своей целью ставил захват Российской Империи. В 1810 году обеим сторонам стало понятно, что войны не избежать и стороны начали готовиться к противостоянию.

Во главе русских войск стояли: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, М.А. Милорадович.
По численности армия Наполеона превышала русское войско.

12 июня 1812 года французы форсируют реку Неман и вторгаются на территорию России. Армии Барклая де Толии и Багратиона были вынуждены отступать. их целью стало объединение под Смоленском.

За оставленый Смоленск Александр I снимает с должности Барклая де Толли и назначает главнокомандующим М.И. Кутузова. полководец продолжает отступать, и принимает решение дать генеральное сражение недалеко от Москвы у д.Бородино.

26 августа состоялось главное сражение всей войны. Обе армии оказывали ожесточенное сопротивление, потери были огромными. В бою погиб П.Багратион. Укрепления неоднократно переходили из рук в руки. К концу дня обе армии отступили, победитель так и не был определен.

1 сентября состоялся знаменитый совет в Филях, где было решено оставить Москву Наполеону. Русская армия отходила.

Французский император триумфально вошел в столицу, но увидел ее пустой и соженой. До начала октября Бонапарт ждал согласия Александра на мир, но вынужден был отступать ни с чем. Французская армия за это время была полностью деморализована.

Одновременно с этим армия Кутузова,совершив Тарутинский марш-маневр, была пополнена новыми силами и ждала боя. Войска столкнулись под Малоярославцем. Наполеон со своей армией был вынужден отступать. Русские начали преследование и окончательно разбили французов у р. Березина 14-17 ноября. Наполеон бежал, оставив своих солдат.

Война была завершена победой Российской империи. После триумфа русская армия приняла участие в Заграничных походах 1813-1814 гг. В ходе которых Наполеон был свергнут окончательно.

В 1814-1815 году состоялся Венский конгресс по обустройству послевоенной Европы. Россия оказалась приглашенной, как страна-победительница.

В 1815 году был создан Священный Союз. В него вошли русский, австрийский и прусский правители. В основу соглашения легла поддержка укрепившихся монархических династий и устоев.

Заключение

Начинался век с множества либеральных преобразований, но не доведенных до логического завершения. Все привело к тому, что в России стали появляться радикальные общественные движения, приведшие к печальным последствиям.

Гост

ГОСТ

Система государственного управления в России в начале XIX века и место императора в ней

Система государственного управления в России в начале XIX века – это система монархического управления страной, подвергшаяся реформированию в результате вхождения на престол императора Александра I в 1801 году.

Март 1801 года характеризуется совершением в России последнего дворцового переворота. Заговорщиками из состава представителей высшей петербургской знати был убит российский император Павел I. Это позволило взойти на престол его старшему сыну Александру. Александру на тот момент было 23 года, он имел сложный и противоречивый характер, обусловленный наследственностью и условиями воспитания. С раннего детства по решению Екатерины II наследник престола был оторван от родной семьи, императрица лично осуществляла контроль его воспитания и образования. В результате маленький наследник научился лавировать между отцом и бабушкой, скрывать свои чувства и лукавить. С одной стороны, современники характеризовали его как мне искреннего и лицемерного государя, с другой – отмечали такие черты характера как очарование, приветливость, способность притягивать к себе людей.

Александр I получил разностороннее образование, достаточно передовое для его времени. Это привело его к пониманию в первые годы правления политического и экономического отставания страны от государств Европы. Император сознавал необходимость проведения модернизации государственного управления. Но с течением времени император отошел от принципов либерализма, стал очень консервативен и даже реакционен. Кроме того, существенное влияние на государственное управление в этот период оказала его глубокая религиозность.

Либерализм в системе государственного управления в России в начале XIX века

Сразу после вступления на престол Александр I не стал реализовать деспотическую политику. На внутриполитической арене первые его решения были направлены на исправление одиозных распоряжений отца, которые вызывали неприятие, как в сфере аристократии, так и в сфере всего русского общества.

Александр I осуждал деспотизм и самодурство своего отца, давал обещания о проведении политики Екатерины II. Это обеспечивало разумное сочетание его либеральных настроений и стремления к завоеванию популярности в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

Александром I было осуществлено восстановление отмененных Павлом I Жалованных грамот для дворянства и городов, объявление широкой амнистии в отношении тех, кто подвергался преследованиям со стороны Павла I. Император установил разрешение в отношении свободного въезда и выезда за границу, позволил ввозить иностранные книги, отменил ограничения на торговлю с Англией, непопулярные регламентации бытовой жизни и общественного поведения. Все эти решения позволили Александру I прослыть либералом.

Реформирование государственного управления в России в начале XIX века

Государственные реформы, проведенные Петром I, утратили свою актуальность к началу XIX века, когда коллегии перестали функционировать в качестве главных органов исполнительной власти. Это стало причиной их замены на министерства в 1802 году. Эта мера привела к значительному усилению центральной исполнительной власти. Реформирование государственного управления завершилось процессом разграничения функций органов государственной власти. В стране утвердилась система отраслевого управления, коллегиальность сменилась единоначалием, министры поступили в прямую подчиненность императору, произошло усиление централизации и укрепление самодержавия. Этот период характеризуется быстрым формированием бюрократической прослойки, находящейся в полной зависимости от милости государя и получающей жалованье за свою службу. В первое время были утверждены следующие министерства: министерство военно-морских сил, министерство военно-сухопутных сил, министерство иностранных дел, министерство юстиции, министерство внутренних дел, министерство финансов, министерство коммерции, министерство народного просвещения. Таким образом, изначально насчитывалось 8 министерств, но в период с 1810 по 1811 годы реорганизация министерств существенно увеличила их количество, обеспечив еще большее разграничение функций. Совместное решение ряда вопросов привело к учреждению Комитета министров.

Еще одним направлением реформы 1802 года было изменение Сената, который занял место высшего административного судебного и контролирующего органа в системе государственной власти. При этом законодательная роль данного органа носила достаточно формальный характер, обусловленный наличием возможности представлять императору устаревшие законы и принимать участие в обсуждении новых проектов.

Реформированию подверглась и система управления православной церкви, ведение духовных дел было передано Святейшему Синоду, назначение которого возлагалось на императора. Синод возглавлял обер-прокурор, приближенный к императору из числа гражданских или военных чиновников. С течением времени роль этого чиновника все более усиливалась.

Существенную роль в реформировании государственного управления сыграл статс-секретарь Непременного совета Михаил Сперанский, предложивший реформу государственного управления, направленную на установление начал конституционного процесса.

Читайте также: