Художественная культура ацтеков сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В ацтекское искусство или мексиканское искусство - художественный стиль, разработанный Империей ацтеков в регионе Центральной Америки. Он достиг своего пика в 15 и 16 веках, когда империя находилась в состоянии наибольшей военной и культурной экспансии.

Этот художественный стиль был представлен в самых разных формах, среди которых выделяются живопись, ремесла, скульптура и архитектура. Художественным творениям этой цивилизации удалось распространиться на большую часть континента, поскольку ацтеки стали контролировать значительную часть всего региона Центральной Америки.

Кроме того, создание большого количества произведений ацтеков стало возможным благодаря культурной и политической гегемонии империи над регионом.

Это доминирование позволило Mexica создать определенный художественный стиль. Его части достигли хорошей сохранности, что дало современным археологам возможность точно изучать инструменты и методы, используемые ацтеками.

Общие характеристики

Ссылки и влияния

Можно найти большое количество схожих характеристик между искусством цивилизации ацтеков и искусством других империй, которые в какой-то момент истории расширились в Мезоамерике.

В значительной степени это связано с художественными традициями, которые мезоамериканские народы унаследовали на протяжении многих лет. Большие каменные памятники, крупногабаритная архитектура, богато украшенное мастерство и качество металлургии были характерны для других стилей мезоамериканского искусства.

Например, ольмеки и майя создали очень похожие художественные представления, которые вдохновили ацтекских художников 15 века.

Религиозное происхождение искусства ацтеков тесно связано с верованиями других мезоамериканских цивилизаций. Они задолго до этого использовали искусство в религиозных обрядах и восхваляли сельское хозяйство.

Влияние искусства ацтеков также проявилось через художественные произведения других цивилизаций того времени. Скульптура ацтеков во многом похожа на скульптуру цивилизации Оахаки, поскольку многие из ее жителей и художников переехали в городские центры ацтеков.

материалы

Доступность большого количества минералов и драгоценных металлов позволяла ацтекам выбирать из большого разнообразия материалов для своего искусства. Для резьбы использовались аметист, обсидиан и морские раковины.

Самым ценным материалом для ацтекских художников был нефрит, учитывая ограниченную доступность материала в регионе Центральной Америки.

Из экзотических перьев местных птиц были созданы картины, мозаики и некоторые скульптурные произведения. Одной из самых ценных птиц за использование перьев была птица кетсаль. Эти перья можно было разрезать на мелкие кусочки, которые помещали в предметы одежды и даже в небольшие художественные произведения.

Полудрагоценный камень, известный как бирюза, также был предпочтительным материалом для ацтекских художников того времени. Его использование не ограничивалось только скульптурой (хотя многие из скульптурных произведений представляют этот материал), но оно также размещалось на масках в качестве украшения.

Драгоценные материалы обычно использовались в художественных произведениях, изображающих богов. Кроме того, этот тип материала было обычным явлением в церемониальной одежде различных представителей цивилизации.

Металлургия

Металлургия была одним из художественных навыков, которым больше всего выделялись древние ацтеки. Многие произведения искусства были привезены в Европу после испанской оккупации, и известные европейские художники, такие как Друрер, высоко оценили творческие способности мезоамериканской цивилизации.

Ацтеки использовали в основном золото и серебро в качестве основных элементов в создании искусства с помощью металлургии.

Помимо художественных предметов для украшения, ацтеки создали другие типы элементов, которые использовались различными людьми внутри цивилизации. Были созданы серьги, кольца и ожерелья. Эти работы изображали животных или божеств с очень развитыми для того времени художественными способностями.

Ремесла

Ацтекам удалось достичь высокого уровня мастерства, хотя гончарный круг, который использовался в Европе, они так и не разработали. Мезоамериканская культура пришла к созданию небольших полых фигур, сделанных из керамики и других декоративных предметов, таких как кувшины, используемые в качестве контейнеров для хранения праха мертвых.

Ремесленнические навыки ацтеков не ограничивались только созданием надгробий или воздаянием дань уважения божествам. Они пришли для создания декоративных изделий, таких как чашки волнистой формы и даже небольшие емкости для ладана во время религиозных ритуалов.

Ацтекская керамика использовалась для сочетания разнообразных внешних орнаментов, вырезанных самими мастерами, с художественными фигурами и узорами, сделанными из краски.

Все кувшины, кадильницы и другие керамические изделия были красивыми и пропорциональными. Один из лучших образцов керамики ацтеков можно увидеть в работах, найденных на археологическом участке Чолула.

Скульптура

Скульптура была одним из наиболее хорошо сохранившихся произведений искусства ацтеков. В отличие от других предметов, например, кусков металла, у европейцев не было цели их уничтожать. В противном случае металлы, такие как золото и серебро, переплавляли, чтобы превратить в деньги в Европе.

Большинство скульптурных работ ацтеков представляли различных божеств, восхваляемых этой цивилизацией. Ярким примером ацтекской скульптуры являются знаменитые скульптуры чак мулов, которые можно встретить на всей территории, которой правила империя.

Скульптуры были вырезаны из камня или дерева и могли достигать монументальных размеров в зависимости от художника и места, где они были построены.

Ацтеки не думали, что эти скульптуры содержат дух бога, как другие древние цивилизации. Для них боги обитали исключительно в храмах или центрах поклонения.

Статуи и скульптуры ацтеков раньше украшали драгоценностями в знак хвалы богам. Кроме того, они были залиты кровью, чтобы символизировать человеческую дань уважения божеству, представленному в каждой скульптуре.

У некоторых ацтекских скульптур была полость в груди, в которую вставлялось сердце жертвы, избранной в качестве дани.

Маленькие творения

Не все скульптуры ацтеков были большими. Многие художники ацтеков приезжали для создания миниатюр, на которых изображались божества местности, где они были созданы.

Фактически, маленькие скульптуры имели форму богов, связанных с земледелием. Скульптура имела большие религиозные связи, а небольшие работы использовались в знак уважения к богам, ответственным за плодородие земли.

Эти виды более мелких творений не финансировались Империей ацтеков, а создавались местными мастерами. По этой причине его значение отличалось от значения более крупных скульптур, которые создавались по заказу императоров.

Миниатюры также использовались для изображения других типов существ, а не только божеств. Эти работы могли быть животными или насекомыми и были представлены в различных видах драгоценных материалов, таких как нефрит или стекло.

Картина

Эти пиктограммы были представлены в виде кодексов, которые можно найти на многих великих ацтекских фресках и произведениях, таких как Кодекс Мендосы.

Картины этой цивилизации имели признаки культурных и исторических представлений ацтеков. Многие из картин, помимо мотивов завоеваний, также изображали большое количество религиозных деятелей. Во многих случаях у богов были свои кодексы, по которым рассказывалась история или восхвалялась его фигура.

Как следствие наличия письменности, ацтеки широко использовали символизм в своих произведениях. Одной из самых фундаментальных характеристик ацтекской живописи было использование прямых линий, которые использовались для создания почти каждой формы на картине.

Краска также использовалась для украшения керамических работ или других зданий, но также использовалась для рисования масок или костюмов, которые использовались во время фестивалей и ритуалов.

Религиозное значение

Однако в религиозных произведениях ацтеков изображались не только боги. Большое количество жрецов (одетых в богов) также расписывались, проводя ритуалы. В этих случаях художники использовали яркие цвета как метод возвеличивания фигур ацтекской религии.

Самые большие религиозные картины были найдены в храмах и пирамидах, поскольку они были архитектурными памятниками, наиболее тесно связанными с религией.

Большинство картин в ацтекском обществе, хотя и не изображали напрямую какого-либо религиозного деятеля, считались своего рода данью божествам.

Ввиду религиозного значения этих художественных произведений, многие художники получали спонсорскую помощь от высшего сословия и священников для создания картин по заказу. То есть состоятельные члены общества просили художников делать картины в обмен на деньги.

Архитектура

Архитектура ацтеков - один из наиболее широко известных аспектов искусства ацтеков, многие постройки сохранились до наших дней. В основном это связано с качеством и прочностью материалов, используемых в процессе строительства.

Как и керамические изделия, архитектурные произведения ацтеков были очень хорошо пропорциональны. Это особенно важно, потому что многие ацтекские здания были построены на остатках старых построек, что представляло собой проблему для архитекторов.

Тот факт, что эти здания были построены поверх других, также помог ацтекским зданиям стать одними из величайших архитектурных произведений в Мезоамерике и в мире.

Несмотря на большое разнообразие построек, они имели очень похожие образцы по всей Мезоамерике. Однако у семейных построек действительно были определенные характеристики, связанные со стилем орнаментов, которые они представляли.

материалы

Ацтеки использовали множество инструментов, которые даже в то время считались довольно примитивными.

Одна из отличительных черт искусства ацтеков - способность его архитекторов создавать большие произведения, не требуя современных материалов. Для этого они использовали очень хорошо укрепленные фундаменты.

Использование прочного фундамента было очень важно не только из-за качества материала, из которого он был построен, но и из-за типа мезоамериканской почвы.

Большинство архитектурных памятников ацтеков имели очень слабый тип почвы, из-за чего фундамент был необходим для поддержания устойчивости зданий.

Все материалы, которые использовали ацтеки, были собраны в местности, где он был построен; Импорт материалов из других регионов не был обычной практикой для цивилизации Мексика, хотя и имел место на протяжении всей ее истории.

Для строительства использовались в основном легкосборные вулканические породы, известняк из местных карьеров и каменный щебень.

Города

Архитектура ацтеков в городах дополнялась великолепным городским планированием. Один из лучших образцов ацтекской архитектуры находится в столице империи Теночтитлане. Этот город был не только самым большим во всей Америке, он был третьим по величине в мире в 14 веке.

Самым значительным архитектурным образцом столицы ацтеков был храм Темпло-Майор, одно из самых важных религиозных зданий, построенных мексиками.

Его форма олицетворяет двух важных ацтекских богов: бога войны, известного как Уицилопочтли, и бога дождя и земледелия, называемого Тлалок.

Когда первые европейцы попали на Американский континент, они столкнулись с цивилизацией, которая очень сильно отличалась от всего, что им прежде приходилось видеть. Местные жители не имели представления о многих понятиях, давно и прочно укоренившихся в Старом Свете. Народы доколумбовой Америки не использовали колесо, не делали железных орудий и не ездили на лошадях.

Тем удивительнее тот факт, что индейцам, как назвали коренных американцев выходцы из Европы, удалось построить несколько довольно развитых цивилизаций. У них были города, государства, длинные мощеные дороги между населенными пунктами, письменность, астрономия, а также уникальные художественные артефакты.

культура доколумбовой америки

Цивилизации доколумбовой Америки возникли независимо друг от друга в двух географических регионах - в Мезоамерике и в Андах. Вплоть до испанского завоевания эти районы были центрами интеллектуальной и культурной жизни континента.

Мезоамерика

Эта географическая область охватывает территории центральной и южной Мексики, Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики. Первые люди появились здесь в 12 тысячелетии до нашей эры. Города и государства возникли в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор и до начала испанской колонизации в Мезоамерике возникло несколько развитых культур.

Самой ранней была цивилизация ольмеков, которые жили на побережье Мексиканского залива. Они оказали огромное влияние на традиции всех последующих народов, заселявших этот регион.

Культура ольмеков

Наиболее древнее искусство доколумбовой Америки представлено весьма необычными и загадочными артефактами. Самым известным памятником цивилизации ольмеков являются гигантские головы, изготовленные из базальтовых валунов. Их размеры варьируются от полутора метров до 3,4 метра, а весят они от 25 до 55 тонн. Поскольку у ольмеков не было письменности, предназначение этих голов неизвестно. Большинство ученых склоняются к версии, что это скорее всего портреты древних правителей. На это указывают детали головных уборов, а также тот факт, что лица скульптур не похожи друг на друга.

искусство доколумбовой америки

Еще одно направление ольмекского искусства - нефритовые маски. Они были выполнены с большим мастерством. Уже после исчезновения ольмекской цивилизации эти маски были обнаружены ацтеками, которые собирали и хранили эти их как ценные артефакты. Вообще, культура доколумбовой Америки сформировалась под сильным влиянием этого древнего народа. Рисунки, статуэтки и скульптуры ольмеков обнаруживаются за сотни километров от некогда заселенных ими территорий.

Цивилизация майя

Следующая великая культура Мезоамерики возникла около 2000 года до нашей эры и просуществовала до эпохи европейского колониализма. Это была цивилизация майя, оставившая после себя огромное множество произведений изобразительного искусства и архитектурных памятников. Наивысший подъем культуры майя пришелся на период с 200 по 900 годы нашей эры. В эту эпоху доколумбова Америка переживала расцвет градостроительства.

Фрески, барельефы и скульптуры майя выполнены с большим изяществом. Они довольно точно передают пропорции человеческого тела. У майя была письменность и календарь, они также создали детальную карту звездного неба и умели прогнозировать траекторию движения планет.

Изобразительное искусство майя

Цветные изображения плохо сохраняются во влажном климате. Поэтому до наших дней дошло не так уж много настенных росписей майя. Тем не менее фрагменты таких изображений повсеместно обнаружены в древних городах этого народа. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют, что искусство доколумбовой Америки не уступало лучшим произведениям классических цивилизаций Старого света.

Майя достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, в том числе расписной. Из глины они лепили не только посуду, но и статуэтки, изображавшие богов, правителей, тотемных животных, а также сценки из повседневной жизни. Майя делали украшения из драгоценных камней и занимались резьбой по дереву.

доколумбова америка

Сохранилось множество скульптур и барельефов, в которых отражена история доколумбовой Америки того периода. Художники майя часто оставляли запечатленными в камни важные события общественной жизни. На многих изображениях присутствуют надписи, что очень помогает историкам в трактовке представленных на них сюжетов.

Архитектура майя

Культура Америки во времена майя переживала свой расцвет, что не могло не отразиться и на архитектуре. В городах помимо жилых домов было множество специализированных зданий. Будучи увлеченными астрономами, майя строили обсерватории для наблюдения за небесными объектами. Также у них были площадки для игры в мяч. Их можно считать предшественниками современных футбольных полей. Сами мячи делали из сока каучукового дерева.

Майя воздвигали храмы в виде ступенчатых пирамид, на вершине которых находилось святилище. Строились также специальные платформы, достигавшие четырех метров в высоту и предназначавшиеся для проведения общественных церемоний и религиозных обрядов.

Теотиуакан

На территории современной Мексики находится заброшенный город древних индейцев с отлично сохранившимися строениями. Нигде архитектура доколумбовой Америки не достигала таких высот (в прямом и переносном смысле), как в Теотиуакане. Здесь расположена Пирамида Солнца - гигантское сооружение высотой 64 метра и с основанием более 200 метров. Раньше на его вершине стоял деревянный храм.

народы доколумбовой америки

Рядом находится Пирамида Луны. Это второе по величине строение Теотиуакана. Оно было построено уже после Пирамиды Солнца и посвящалось великой богине земли и плодородия. Помимо двух больших, в городе есть несколько более мелких четырехъярусных ступенчатых сооружений.

Изображения в Теотиуакане

Почти во всех зданиях в городе есть фрески. Фон в них, как правило, красный. Другие цвета используются для изображения персонажей и прочих деталей рисунка. Сюжеты фресок по большей части символические и религиозные, иллюстрирующие мифы доколумбовой Америки, но встречаются и сцены повседневной деятельности. Также есть изображения правителей и сражающихся воинов. В Теотиуакане много скульптур, в том числе таких, которые являются элементами архитектуры зданий.

Культура тольтеков

Сегодня мало что известно о том, какой была доколумбова Америка в период между закатом цивилизации майя и возникновением ацтеков. Считается, что в это время в Мезоамерике жили тольтеки. Сведения о них современные ученые черпают в основном из ацтекских преданий, в которых реальные факты часто переплетены с вымыслом. Но археологические находки все же позволяют получить некоторые достоверные сведения.

цивилизации доколумбовой америки

Столицей тольтеков был город Тула, находящийся на территории нынешней Мексики. На его месте сохранились остатки двух пирамид, одна из которых была посвящена богу Кетцалькоатлю (Пернатому змею). На ее вершине стоят четыре массивные фигуры, изображающие тольтекских воинов.

Культура ацтеков

Когда испанцы приплыли в центральную Америку, они встретили там могущественную империю. Это было государство ацтеков. О культуре этого народа мы можем судить не только по архитектурным памятникам. Благодаря испанским хронистам, описавшим увиденную ими цивилизацию, сохранились сведения о поэтическом, музыкальном и театральном искусстве ацтеков.

Поэзия ацтеков

Стихотворное искусство доколумбовой Америки, по всей видимости, имело давние традиции. Во всяком случае, к моменту появления испанцев у ацтеков уже были поэтические конкурсы, проводившиеся при большом скоплении народа. В стихотворениях, как правило, присутствовали метафоры, слова и фразы с двойным смыслом. Существовало несколько литературных жанров: лирическая поэзия, военные баллады, мифологические сказания и т. д.

Изобразительное искусство и архитектура ацтеков

Столицей ацтекской империи был Теночтитлан. В его застройке доминировали архитектурные формы, которые изобрели предшествующие цивилизации доколумбовой Америки. В частности, над городом возвышалась 50-метровая пирамида, напоминающая аналогичные сооружения майя.

Рисунки и барельефы ацтеков изображают как сцены из повседневной жизни, так и разнообразные исторические и культовые события. Есть на них и картины человеческих жертвоприношений, которые проводились во время религиозных празднеств.

культура америки

Одним из самых необычных и таинственных артефактов ацтеков является Камень Солнца - большая круглая скульптура, диаметром почти 12 метров. В центре ее изображен бог Солнца, окруженный символами четырех прошедших эпох. Вокруг божества начертан календарь. Считается, что Камень Солнца служил жертвенным алтарем. В этом артефакте культура доколумбовой Америки раскрывает сразу несколько своих граней - астрономические знания, жестокие ритуалы, художественное мастерство сливаются в единое целое.

Культура инков

Народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня развития не только в центральной части континента. На юге, в Андах, процветала уникальная цивилизация инков. Этот народ географически был оторван от мезоамериканских культур и развивался обособленно.

Инки достигли высокого мастерства во многих видах искусств. Огромный интерес представляют их узоры на тканях, называемые токапу. Их предназначение состояло не только в том, чтобы сделать одежду более нарядной. Каждый из элементов узора был также и символом, обозначающим какое-либо слово. Располагаясь в определенной последовательности, они образовывали фразы и предложения.

Музыка инков

Музыкальное искусство доколумбовой Америки отчасти сохранилось в Андах, где живут потомки инков, до наших дней. Есть также литературные источники времен колонизации. Из них мы знаем, что инки использовали разнообразные духовые и ударные инструменты. Музыка сопровождала религиозные обряды, многие песни были связаны с циклом полевых работ.

Мачу-Пикчу

Инки прославились также уникальным городом, построенным высоко в горах. Его обнаружили в 1911 году уже покинутым, поэтому настоящее его название не известно. Мачу-Пикчу на языке местных индейцев означает "старая вершина". Здания в городе сложены из камня. Блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что мастерство древних строителей удивляет даже современных специалистов.

художественные достижения народов доколумбовой америки

Культура Северной Америки

Индейцы, обитавшие к северу от нынешней Мексики, не возводили каменных построек, таких как Пирамида Солнца или Мачу-Пикчу. Но художественные достижения народов доколумбовой Америки, живших в раойне рек Миссисипи и Миссури, также довольно интересны. В этом регионе сохранилось множество древних курганов.

Помимо простых насыпей в виде холма, в долине реки Миссисипи встречаются ступенчатые платформы, а также курганы, в очертаниях которых угадываются фигуры различных животных, в частности змеи и крокодила.

Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

Цивилизации древних индейцев остались в прошлом. Но нынешняя культура Америки несет на себе отпечаток древних доколониальных традиций. Так, национальные костюмы коренных народов Чили и Перу очень похожи на одежду инков. В картинах мексиканских художников часто обнаруживаются стилистические приемы, характерные для изобразительного искусства майя. А в книгах колумбийских писателей фантастические события причудливо вплетаются в реалистичный сюжет с привычной для ацтекской поэзии легкостью.


Ацтеков искусство является частью древней культурной традиции, вся продукция является частью сердца пространства Мезоамерики . В мешиках , другое название ацтеков, наследники более тридцати веков цивилизации, фактически приняли и усовершенствовали художественные и архитектурные приемы народов , которые до них преобладают центральную Мексику . Художественное и архитектурное производство ацтеков даты цивилизации недавнего после классического периода , то XIV - го века начала с XVI - го века (испанского завоевания). Многие объекты были уничтожены или отправлены в Европу.

Резюме

основные особенности


Оригинальная культура синтеза

Искусство ацтеков заимствует многие элементы из наследия классического периода и других современных культур. Его вдохновляли ольмеки на монументальные скульптуры.

У ацтеков разница между основными и второстепенными искусствами, художниками и мастерами почти незаметна: как искусные скульпторы, есть хорошие ювелиры и мастера, работающие с перьями (называемые амантекатль ). С другой стороны, доиспанское общество науа знало большое количество категорий художников.

Термин науатль, используемый для определения художников, - тольтекатль ( тольтек ), поскольку ацтеки считают, что искусство зародилось в Туле благодаря влиянию Кецалькоатля . Из этого термина следуют другие, которые обозначают различные художественные отрасли, как мы видели выше: украшение перьями, письмо и живопись, имеющие одинаковый статус для мексиканцев, и работа с полудрагоценными камнями.

Общество ацтеков придает большое значение войне, которая дает пленных, которых можно принести в жертву. И когда приезжают испанцы, тоже иерархично. Высшие классы стремятся отличиться от людей и заказывают произведения искусства. Они покупают вещи со всей Империи и переправляют в Теночтитлан.

Если искусство ацтеков было по сути религиозным, то в нем использовались и светские темы: ацтеки интересовались природой и своей историей.

Технические средства

Металлургией ацтеки не владели. У них не было ни тягловых, ни вьючных животных. Материалы перевозили на лодках по озерам и каналам.

Архитектура и урбанизм

Общий

Несмотря на систематическое разрушение испанцами, ацтекская архитектура и городское планирование наиболее известны благодаря столице Теночтитлан. Более того, другие города империи имеют такой же план, как и столица. Центр занимал религиозный квартал, окруженный оградой. Он был трапециевидным в Семпоала, прямоугольным в Уэшотле и Чолуле. Внутри ограды находилось множество храмов, религиозных училищ, дворцов и т. Д.

Проще всего описать архитектуру ацтекских храмов: они имели форму усеченной пирамиды и состояли из нескольких вложенных построек (например, 6 в Тенаюке). Каждое поколение строило новое здание поверх предыдущего. В 1507 году во время церемонии Нового Огня Храм Звездной Горы был перестроен. На вершине пирамиды находился небольшой храм, которому предшествовала платформа для жертвоприношений. Круглые храмы были редкостью и, несомненно, предназначались для поклонения богу ветров Эхекатлю. Были и другие храмы, высеченные в скальных стенах: мы можем сослаться на храм на горе Тлалок, Тецкоцинго , Малиналько или Акацинго.

В священных стенах городов, были также Pelota игровых площадок ( tlachtli или ollamaliztli ). Резиновый мяч символизировал Солнце, а местность - мир; Оба игрока должны были передать мяч через одно из двух каменных колец по обе стороны поля. Игроки бьют ее бедрами, коленями и локтями. Ацтеки сделали ставку на опасную игру.

Теночтитлан

Свидетельства Кортеса и солдат, сопровождавших его в его завоевании, в частности Берналя Диаса дель Кастильо , показывают все их недоверие и восхищение ацтекскими городами , в частности столицей Мексики - Теночтитланом . В городе должно быть от 500 000 до 1 миллиона жителей.

Строить планы

Построенный по образу космоса, он был разделен на четыре больших участка ( кампана ), центром которых был Темпло Майор : Куэпопан на севере, Теопан на востоке, Мойотлан на юге и Атзакалько на западе. Эти участки сохранили испанцы. Ответственность за это возложена на военачальника, назначенного центральной властью. Каждая секция включала в себя несколько кварталов или групп домов - калпулли . Эта основная территория имела вождя, храм, дом воинов и была коллективной собственностью нескольких семей. Всего в Теночтитлане было около 100 районов.

Теночтитлан простирался на площади около 3 км с каждой стороны, что составляло примерно 1000 га . Самолет Теночтитлана был ортогонален. Он был во многом вдохновлен Теотиуаканом.

Инфраструктуры и пути связи

Через город пересекали четыре большие дороги. Берналь Диас дель Кастильо сообщает, что 10 лошадей могли пройти одновременно. Город обладал большой симметрией. Дорога к Тлателколко была 8 км в длину и 40 м в ширину. Все постройки должны были быть одобрены Calmilocatl , чиновником, отвечающим за городское планирование.

Монтесума I сначала построил первый акведук длиной 5 км . Второй был построен под Ахуицотлем между Койоаканом и центром. В 1449 году для защиты города от наводнения была построена дамба протяженностью 16 км .

Религиозный центр: Темпло Майор.



Другие постройки в городе

В других местах города были и другие престижные памятники, такие как круглый храм Кецалькоатля. Но все они были уничтожены конкистадорами.

Только дома сановников были двухэтажными. Дома не имели окон на улицу и выходили во внутренний двор. В каждом доме, каким бы скромным он ни был, был свой сад и паровая баня ( temazcalli ). Скромные дома были увенчаны соломенными крышами; у самых богатых была черепичная крыша.

Город Тлателолко

Тлателолко - второй по значимости город ацтеков до того, как он был объединен с Теночтитланом. Он был основан группой мятежных мексиканцев на островке, сообщающемся с Мехико, чуть более чем через десять лет после его создания, примерно в 1337 году нашей эры. До н.э. Однако город, однако, подчиняется Теночтитлану в 1493 году нашей эры. Н.э. , построенный таким же образом, как и этот, со священным корпусом (от которого до сих пор сохранились остатки), в центре которого находится Темпло Майор. Эта пирамида очень похожа на пирамиду ацтеков по форме, размерам и двойным зданиям, посвященным Тлалоку и Уицилопочтли . Конкистадор Кортес описал круглое здание, вход в который имел форму открытого рта (ныне исчез).

Другие сайты

Среди самых известных достопримечательностей за пределами столицы - храм Тенаюка и скальное святилище Малиналько . За пределами столицы есть два круглых храма, посвященных Эекатлю-Кецалькоатлю, один в Уэсотле, другой в Каликстлауаке .

Скульптура



Большинство ацтекских скульптур было уничтожено испанцами, но сохранившиеся показывают, что ацтеки были мастерами в искусстве вырезания различных материалов: камня, дерева, драгоценных металлов , жемчуга и драгоценных камней.

Работает

Среди самых замечательных ацтекских скульптур можно назвать монолиты внушительных размеров, такие как Камень Солнца , монолит Коатликуэ , камень Тизока , камень Моктесумы или, обнаруженный недавно, монолит Койолсауки и монолит из Тлалтекутли .

Функция

Религиозные постройки украшались статуями богов и барельефами с изображением животных или атрибутов божеств, таких как змеи или головы лягушек; храм Уицилопочтли, например, на главной пирамиде Темпло Майор , был украшен резными черепами.

Историки подсчитали , что в Chac Mool, и некоторые из больших монолитных скульптур, как камень на солнце , то камень Тисок или камень Монтесума , были cuauhxicallis или temalacatl , используемым для определенных обрядов человеческих жертвоприношений .

Императоры и правители также заказывали светские произведения.

Стиль

Религиозные и светские скульптуры ацтеков использовали символические элементы, демонстрируя энергичный реализм. Древние боги были архаичной постройки (например, Тлалок). Одним из самых известных произведений, сохранившихся в Мехико, является календарь с кровожадным солнцем в центре. Барельеф на диске богини Койолксауки, обнаруженный в 1978 году в Мексике, представляет собой полихромный монолит. В святилище Чапультепек статуя Монтесумы II была вырезана 14 скульпторами. Барельефы, украшающие святыни, алтари и дворцы, изображали животных и растения.

Каждый бог был представлен с определенными атрибутами и цветом. Наиболее представлен Кецалькоатль в виде пернатого змея или поднимающегося из змея; Ксолотль, его чудовищный близнец, чаще всего был киноцефалом. Эхекатль, бог ветра, имел выпуклый рот. Чак-Мул лепил лежа с контейнером на животе. У Тлалока был веер за головой, змеи обвивали его рот и глаза, а прическа была украшена драгоценными камнями. Чикомекоатль, одно из кукурузных божеств, был украшен початками, был выкрашен в красный цвет с квадратным головным убором. Шипе Тотек часто закрывал глаза и открывал рот в знак смерти. Ксюхтекутли или Уэуэтеотль, бог домашнего очага, вырезали череп, чтобы разместить священный очаг.

Орел и ягуар были воинственными символами. Сова была символом мудрости, рыбы и лягушки плодородия. Обезьяна олицетворяла чувства, а также наказание за сексуальные грехи.

Женские фигуры с обнаженной грудью изображали женщин из народа. Куаушикалли были вазы орлов ритуалов , чтобы собрать кровь и сердце жертвенных.

Декоративно-прикладное искусство

Ремесленники ацтеков преуспели в искусстве изготовления каменных масок, унаследованных от тольтеков, которые использовались в погребальных или религиозных целях. Жертвенные ножи или церемониальные щиты, покрытые перьями, демонстрируют изысканность ацтекского мастерства. Императоры заказали роскошные предметы из драгоценного металла, такие как золотая статуэтка императора Тизока, сохранившаяся в Нью-Йорке , или даже два диска диаметром 2,10 м из золота и серебра, предложенные Кортесу, а затем отправленные императору Карлу V.

Керамика

Живопись и освещение

Несомненно, ацтеки расписывали стены своих храмов и дворцов. Эти сооружения были уничтожены вместе с зданиями, которые они украшали. Однако в Малиналько , в здании, примыкающем к монолитному храму, остается фрагмент фрески : похоже, что ее предметом является сцена, в которой появляется бог охотника и воина Мишкоатль .

Ложные ацтеки

Черепа Лондона и Парижа прошли через руки известного французского антиквара Эжена Бобана .

Колониальное искусство

Это явление также позволило сохранить и распространить - по крайней мере на время - многие доколумбовые техники, уникальные в мире, такие как искусство мексиканского лака (техника коллажа, сильно отличающаяся от азиатского лака), амат или даже искусство лака. мозаика из перьев, необычайно виртуозная с точки зрения средств, доступных доколумбовым мастерам.

Из этих очень многочисленных произведений из перьев, отправленных в Европу для удовольствия принцев и коллекционеров, до нас дошли очень немногие. Четыре пера мозаика таблица сохраняется сегодня во Франции, в том числе двух датируемых XVI - го века:

  • Триптих Распятия, хранящийся в Национальном музее эпохи Возрождения в Экуене (Валь-д'Уаз).
  • Месса Сен-Грегуара, хранящаяся в Музее якобинцев д'Ош (Жер).

Забыть и заново открыть для себя искусство ацтеков

Огромное количество предметов искусства ацтеков было уничтожено во время испанского завоевания, главным образом потому, что завоеватели считали их проявлением идолопоклонства, которое необходимо искоренить, или даже из жадности: золотые предметы просто переплавляли.

Некоторое количество было перевезено в Европу конкистадорами в качестве диковинок. Князья эпохи Возрождения проявляют растущий интерес не только к древним артефактам, но и к экзотическим артефактам из недавно обнаруженных регионов. Пройденные Испанией, эти предметы были рассредоточены по шкафам европейских диковинок , в частности, во Флоренции, благодаря Медичи , но также и в Вене, Мюнхене или Грасе. Об этом до сих пор свидетельствует инвентаризация того времени. Предметы стали жертвами небрежного обращения или разрушительного воздействия времени: куклы или хлопчатобумажная одежда, жертвы их хрупкости, например, другие жертвы пожаров. Эфемерная мода на эти предметы прошла, и пришло время забвения.


Независимость страны вызвала повальное увлечение мексиканским антиквариатом. В 1824 году британский коллекционер Уильям Баллок организовал в Лондоне первую крупную выставку, посвященную доиспанской Мексике, где можно было полюбоваться слепками ацтекского календаря и монолита Коатликуэ, которые Баллоку удалось раскопать.

В Мексике в 1825 году был основан Мексиканский национальный музей, но он не был открыт для публики до 1887 года. Его коллекции составили ядро ​​нынешнего Национального музея антропологии .

Несколько объектов были классифицированы, а ЮНЕСКО внесла Исторический центр Мехико и Сочимилько в Список всемирного наследия человечества в 1987 году.

культура наиболее крупной индейской народности, окончательно сформировавшейся на территории Центральной Мексики в 12 в. Наименование племени ацтеков (астеков) произошло от легендарного острова Ацтлан (Астлан). По преданию ацтеков, их предки появились на острове, выйдя из пещер огромной горы. Традиционный для индейских народов тип пирамидального сооружения, распространённый и в архитектуре ацтеков, символизирует образ этой горы – мифической прародины и места пребывания духов предков.

Койот. Камень. 1418–1521 гг. Национальный музей антропологии. Мехико


Койот. Камень. 1418–1521 гг. Национальный музей антропологии. Мехико


Ацтеки покорили многие соседние племена и в нач. 14 в. создали могущественную империю, столицей которой был г. Теночтитлан (разрушен испанскими завоевателями конкистадорами в 1521 г.; на его руинах основан Мехико). Воспоминания участников завоевания и археологические раскопки позволяют представить былое великолепие столицы ацтеков. Город был расположен посреди озера на островах и соединялся с сушей тремя дамбами. Его пересекали улицы и каналы. Дворцы и храмы (более 70) утопали в садах.

Опахало из перьев. Ок. 1500 г.


Опахало из перьев. Ок. 1500 г.


Пантеон богов, включавший в себя, кроме исконно ацтекских, и божества завоёванных племён, был огромен. Главной была божественная триада: бог войны и солнца Уицилопочтли; благостный бог знаний и ветров, покровитель жрецов Кецалькоатль и его брат – властитель колдовства, ночи и вулканов Тескатлипока. Их изваяния украшали храмы и дворцы, им приносили жертвы, в том числе человеческие. Ацтекские храмы и дворцы воздвигались на высоком постаменте в виде усечённой каменной пирамиды. Их стены украшали рельефами и росписями, изображавшими священных змей и птиц, черепа и растения (символы жизни и смерти), жертвенные сердца и др.

Бубен с изображением пернатого змея. Ок. 1500 г.


Бубен с изображением пернатого змея. Ок. 1500 г.


Ацтеки были замечательными резчиками по камню, виртуозно обрабатывали твёрдый базальт и обсидиан (вулканическое стекло). Статуи богов, рельефы, погребальные маски выявляют наблюдательность ацтекских мастеров, их внимание к деталям и редкую убедительность в воплощении страшных фантазий. Своеобразная черта ацтекской культуры – использование пышных украшений и накидок из перьев, в которые облачали во время священных церемоний не только людей, но и статуи богов. Гончары изготавливали фигурные сосуды в форме людей или зверей, многие из которых служили погребальными урнами и хранились в местах захоронений. Ацтеки славились как искусные ювелиры, но большинство их изделий было переплавлено конкистадорами в золотые слитки. Лишь единичные шедевры, на которые не поднялась рука даже у алчных завоевателей, попали в Европу. Культура ацтеков – одна из самых своеобразных среди индейских цивилизаций – и сегодня поражает сочетанием грандиозности замыслов, неукротимого грозного духа, глубокой религиозности и влюблённости в красоту мира.

Пиктограмма. Ок. 1500 г.


Пиктограмма. Ок. 1500 г.

Полезное

Смотреть что такое "ацтеков культура" в других словарях:

Культура Мексики — Катрина, популярный персонаж (калавера) праздника День Мёртвых Культура Мексики сформировалась благодаря смешению доколумбовой американской и испанской культуры (в XVI … Википедия

Культура майя — Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным территория Месоамериканской цивилизации Майя цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и… … Википедия

Племя ацтеков — Камень Солнца Ацтеки (астеки) индейская народность в центральной Мексике в XIV XVI веках. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (или, в… … Википедия

Мифология ацтеков — Содержание 1 Пантеон ацтекских богов 1.1 А 1.2 В 1.3 И 1.4 К … Википедия

Жертвоприношения ацтеков — Жертвоприношение ацтеков это часть религиозного культа древнего народа ацтеков, заселявших территорию современной Мексики до начала XVI века. Практики жертвоприношения носили широкомасштабный характер и проводились с целью задобрить богов. Выбор… … Википедия

Армия ацтеков — вооружённые силы империи ацтеков, существовавшей до XVI века на территории современной Мексики, имеющие собственную организацию и ряд специфических особенностей тактики. По своему потенциалу армия ацтеков намного превосходила армии соседних… … Википедия

Одежда ацтеков — Костюм знатного ацтека Произведения ацтекского искусства и красочные описания испанских завоевателей донесли до нас сведения о моде на одежду и украшения, существовавшей у обитате … Википедия

Семья ацтеков — это организованная социальная группа ацтекского общества, связанная кровным родством или брачными узами. Как правило, семья была полигамной (полигиния), так как мужчина мог иметь более одной жены. Семья ацтеков создаётся только через заключение… … Википедия

Образование ацтеков — Система образования ацтеков это комплекс педагогических мер древнеацтекского общества, включающий различные способы воспитания и просвещения детей, подростков, юношей и девушек. Целью этих мер было сформировать основные навыки человека,… … Википедия

Читайте также: