Сообщение роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка

Обновлено: 07.07.2024

Лингвистический словарь - сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Слов и фразеологизмов в русском языке множество. Это общеупотребительные слова, диалектные, профессиональные, устаревшие, неологизмы. Многие слова и фразеологизмы имеют не одно, а несколько значений. Все слова и фразеологизмы составляют лексическое богатство языка, из слов и фразеологизмов ученые-языковеды составляют книги, называемые словарями.

В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира (это энциклопедические словари), а в других словарях разъясняются лексические значения слова, указываются нормы их правописания (это лингвистические словари).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:1.13 Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка. Культура пользования словарями

Лексикография. Значение словарей, их виды.

Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка

3. Совершенствование речевой культуры общества и личности. Культура пользования справочной литературой.

1 Лексикография. Значение словарей и их виды

О русское слово! Ни лязгами цепи,

Ни визгами розги, ни свистом кнута

Твое не шелохнуто великолепие,

Твоя простота и твоя красота.

Веками тебя шлифовали без устали

В изустном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами,

Купцы, академики и мужики…

К. Алтайский

Орфографические и орфоэпические словари — книги нужные, но увлекательным чтением их никак не назовешь, а вот словари толковые - это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их — одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а, порой, и вообще они являются для вас открытием.

(Википедия: Прометей (др. греч. Προμηθεύς, также Промефей) — в древнегреческой мифологии титан, царь скифов, защитник людей от произвола богов).

Энциклопедии бывают полными, точными, универсальными, отраслевыми. Они могут быть рассчитаны на взрослого читателя, на школьника и даже на дошкольника. В энциклопедиях можно найти дополнительный материал к любой теме для любого урока, получить лаконичный и достаточно полный ответ по тому или иному вопросу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Основные типы словарей.

познакомить уч-ся с основными типами словарей;

продолжить работу по совершенствованию речевых и языковых навыков учащихся;

воспитывать культурно-ценностное отношение к русскому языку, к родной речи;

развивать мышление, память, речь, логику уч-ся.

Наглядные пособия: словари, индивидуальные карточки.

Тип урока: комбинированный

Проверка домашнего задания.

а) инд. карточки ­–­ 4-5 человек;

б) проверка выполнения письменного задания.

3. Повторение пройденного материала.

б) Письменное задание № 1: Проверить безударные гласные в корнях, объяснить пунктуацию (один ученик - у доски, ост. в тетрадях):

Небо на востоке алеет, в тишине зарождается рассвет . (Пауст.)

Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. (А. Пушкин)

Шумели деревья, и над нами по небу мчались клочки туч. (М.Г.)

Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. (Т.)

Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. (Б.Полевой).

в) Словарный диктант:

Абажур, абитуриент, абонемент, аплодисменты, балерина, бегемот, гарнизон, галерея, ветеран, винегрет, витрина, композиция, комплимент, меценат, нотариус, обаяние, обоняние, поликлиника, палисадник, чемодан, ябедничать, эпилог.

1. Не хлопай дверью! 2. Ну и растяпа же ты! 3. Вечно ты все забываешь! 4. Сто раз тебе говорить? 5. Дверь не открывать! 6. Какую ты мелешь чушь! 6. Ты, конечно, опять руки вымыть забыла! 7. Что я, обязан, что ли, за всеми убирать? 9. Ты, что, как маленькая, ревешь? 10. Никогда не перебивай старших! Ну и молодежь пошла! 11. Грубиянка, как ты со мной разговариваешь! 12. Мать, что за платье ты себе купила? Отстой! 13. Ты постоянно клянчишь у отца деньги, нет, чтобы самой заработать! Я в твои годы.

4.Объяснение нового материала.

Раздел науки о языке, изучающий правила со­ставления словарей, называется лексикографией.

Слов и фразеологизмов в русском языке неис­числимое множество: это общеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные сло­ва, собственные имена и наименования, устарев­шие слова, неологизмы.

Из слов и фразеологизмов учеными-языковеда­ми составляются особые книги, которые называ­ются словарями.

В одних словарях объясняются предметы, явле­ния окружающего мира (это словари энциклопе­дические), в других — разъясняются (толкуются) лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения (это словари линг­вистические).

Типы словарей

Энциклопедические словари

Лингвистические словари

Отдельных лекси­ческих групп

Большая совет­ская энциклопе­дия (БСЭ); Малая совет­ская энциклопе­дия (МСЭ); Советский эн­циклопедиче­ский словарь; Детская энцик­лопедия

Литературная энциклопе­дия;

Театральная энциклопе­дия;

Словарь юно­го филолога и др.

Словарь современно­го русского литератур­ного языка;

Словарь русских на­родных го­воров и др.

Словарь синони­мов;

Словарь омонимов; Словарь антони­мов;

Крылатые слова;

Фразеологический

Этимологический словарь русского языка

Лингвистический словарь — особая книга, сбор­ник словарных статей, в которых описываются ос­новные свойства слова. Словарные статьи в слова­рях располагаются в алфавитном порядке.

Словарная статья лингвистического словаря со­стоит из следующих частей: заглавное слово, грам­матические формы, толкование лексического зна­чения слова, примеры употребления этого слова в предложении или словосочетании, например:

Орех, -а, м. 1. Плод некоторых деревьев или кус­тарников со съедобным ядром в твердой оболочке. Ко­лоть орехи. 2. Дерево (или кустарник), приносящее такие плоды.

В лингвистических словарях слова и фразеоло­гические обороты описываются с разных сторон: с точки зрения лексического значения, происхожде­ния, употребления, правописания, произношения, образования; кроме того, дается грамматическая характеристика слова (пометы).

Виды лингвистических словарей:

1) Среди лингвистических словарей самыми распро­страненными являются толковые словари. В них дается наиболее полное представление о слове: разъясняется его значение, указываются основные грамматические признаки, сфера употребления в речи, иногда происхождение, а также написание и произношение. Например:

Мшара, -ы, ж. Обл. Болото, поросшее мхом и кустар­ником. Идти по мшаре.

Помимо толкования значения, в словарной ста­тье дается грамматическая и стилистическая ха­рактеристика слова, а в необходимых случаях — происхождение и произношение, когда оно расхо­дится с написанием.

Созданный на основе словаря Д.Н. Ушакова, этот словарь сохранил указания на стилистическую ха­рактеристику слова (книж., высок., офиц., разг., прост., обл.), на историческую перспективу (стар.), на произношение, а также на грамматическую ха­рактеристику.

Слова-синонимы в словаре сгруппированы в си­нонимические ряды. Первое слово (доминанта) в си­нонимическом ряду определяет его общее значение.

Словарная статья построена следующим образом:

1) общее значение слов, объединенных в сино­нимический ряд; 2) необходимые разъяснения от­дельных (или групп) синонимов; 3) иллюстрации. Например:

Думать, мыслить, размышлять

Эти слова объединены значением — совершать мыс­лительный процесс. Думать — слово наиболее широко­го значения — означает совершать любой мыслитель­ный процесс. Думать — еще не значит делать какие-нибудь умозаключения. Напротив, мыслить (слово книж­ного стиля) — это сопоставлять мысли и делать из них выводы.

Размышлять — думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам.

Иностранец : иноземец, чужестранец, чужеземец, иноп­леменник, немец (уст.).

3) словари омонимов, антонимов, паронимов ;

5) словари иностранных слов ;

6) фразеологические словари ;

8) орфоэпические ;

9) морфемные ;

10) словообразовательные ;

5. Закрепление пройденного материала.

Задание № 2: Прочитайте словарные статьи из словаря синонимов. Расскажите, как они построены, на что обращается вни­мание при характеристике каждого синонима.

Задание № 4: Из орфоэпического словаря выпишите несколько слов, в которых наблюдаются трудности в произношении.

бельмо в глазу, душа болит, больное место, с больной головы на здоровую, вкрутить мозги, до мозга костей, костей не соберешь, кровь играет, кровь стынет, кровь из носу, сердце кровью обли­вается, глаза на лоб лезут, лишний рот, заживо лечь в гроб, ломать голову, ломать спину, класть на обе лопатки, луженая глотка, помешаться умом, капать на мозги, мозолить язык, только через мой труп, вправлять мозги, раскиды­вать мозгами, всасывать с молоком, мороз по коже, мурашки по спине, в глазах мутится, мыть кос­точки, набивать глаз, воды в рот набрал, надевать маску, надуть в уши, найти доступ к сердцу, много не надышит, намазывать пятки, наступить на гор­ло, ненасытная утроба, трепать нервы, живого ме­ста нет, ноги не будет, лечь под нож.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание: 1) из орфографического словаря выписать 10 словарных слов, написание которых нужно запомнить;

2) из орфоэпического словаря выписать 15 слов с трудным произношением;

3) во фразеологическом словаре найдите фразеологизмы, в которых употреблены следующие слова: голова, руки, слово;

4) в этимологическом словаре найдите по 3 примера иноязычных и исконно русских слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Основные типы словарей. Цели: 1) познакомить уч-ся с основными типами словарей; 2) продолжить работу по совершенствованию речевых и языковых навыков учащихся; 3) воспитывать культурно-ценностное отношение к русскому языку, к родной речи; 4) развивать мышление, память, речь, логику уч-ся. Наглядные пособия: словари, индивидуальные карточки. Тип урока: комбинированный


Трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в интеллектуальном развитии отдельной личности.

Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Словари выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры человека во многом определяется тем, как он умеет пользоваться словарями.

Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они представляют информацию по разным областям знания, объясняют не значение слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические (объясняющие происхождение слов), словари синонимов, антонимов, орфографические. [3, с.21] Мы назвали лишь некоторые из наиболее известных словарей. Прежде всего это лингвистические словари, в которых объясняются лексические значения слов, указываются их грамматические характеристики, нормы правописания, произношения.

Типы словарей [2, с.85]

Отдельных лексических групп

Большой энциклопедический словарь (БЭС);

Малая энциклопедия (МЭ); Энциклопедия Брокгауза и Эфрона и др.

Литературная энциклопедия; Архитектурная энциклопедия;

Словарь юного филолога и др.

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Словарь омонимов; Фразеологический словарь; Словарь синонимов; Словарь антонимов; Словарь образных выражений и др.

Вся богатая информация о слове представлена в толковом словаре в словарных статьях, которые даются в алфавитном порядке.

Словарная статьятолкового словаря состоит из следующих частей: заглавное слово, грамматические формы, толкование лексического значения слова, примеры его употребления в предложении или словосочетании. Многозначные слова имеют внутри статьи нумерацию, перечисляющую каждое новое значение лексемы, омонимам посвящены отдельные статьи, а само слово обозначено порядковым номером:

брак1 -а, м. 1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский б. 2.Сопровождаемое обрядом бракосочетания церковное таинство вступления в супружество. // прил. брачный, — ая, ое. Б. союз

брак2, -а, -у, м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком. [4,с. 58]

Для того чтобы оперативно найти вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а также к словарям — справочникам по культуре речи. Авторитетными считаются следующие справочники:

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1987.

Грамотная письменная речь — один из важнейших признаков языковой культуры личности. Работа над орфографической грамотностью невозможна без обращения к орфографическим словарям, которые содержат алфавитный перечень слов в их нормативном написании.

Авторитетными считаются следующие словари:

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1999.

Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / отв. ред. В. В. Лопатин. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2005.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. ред. В. В.Бурцева. — М., 2000. Словарь содержит свыше 107 000 слов.

Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии: Современное правописание сквозь призму истории языка: О путешествии корней и слов по разным языкам / авт.- сост. Л. А. Глинкина. — Оренбург, 2001. [1,с.130]

Большое количество слов, которые мы употребляем в речи, являются словами заимствованными. Именно заимствованные слова часто оказываются недостаточно понятыми при восприятии устной речи, чтении научных текстов, газет и журналов; очень часто они неверно употребляются и в письменной речи. Чтобы избежать подобных ошибок, следует почаще заглядывать в словари иностранных слов. Большая ценность этих словарей заключается в том, что в них не только толкуется значение заимствованного слова, но и объясняется, как оно пришло в русский язык, как меняло своё значение на русской почве. [3, с.26]

Очень интересными и полезными являются словари:

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — М., 2000

Л. П. Крысин Толковый словарь иноязычных слов: Новейшие заимствования 80–90х годов XX века. — М., 2002.

Одним из важнейших вопросов речевой культуры является способность слова сочетаться с другими словами. С нарушениями правил сочетаемости значений слов связаны многие речевые ошибки: свободная вакансия, играть значение, рецензия о статье, памятный сувенир, хвалебный дифирамб и др.

Полезными справочниками являются лексические словари сочетаемости слов, которые имеют целью показать, как правильно подбирать слова, чтобы обеспечить их соответствие друг другу в смысловом и стилистическом отношениях. Наиболее полными и авторитетными считаются следующие:

Пособие по лексической сочетаемости слов русского языка: словарь-справочник / под ред. Т. П. Плещенко и Л. Ф. Саковец. — Минск, 1975. (Пособие для студентов-иностранцев и учащихся национальных школ.)

Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1983; 3-е изд., испр. — М., 2002 [1,с.130]

Без сомнения, словари русского языка — это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями — одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьёзное образование и стремящийся к повышению своего уровня общей и речевой культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, словарь, слово, Толковый словарь, речевая культура, устная речь, Словарь синонимов.

Читайте также: