Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту

Обновлено: 28.06.2024

При проведении беседы желательно использовать принципы деноминализации, контекстуализации и позитивной реинтерпретации (см. Соломин, 1999):

Вместе с тем, беседа по результатам психодиагностического обследования существенно отличается от большинства других форм консультирования. Эти различия сводятся к следующему.

- Как правило испытуемый/клиент ориентирован на единственную встречу

- Мотивация испытуемого зависит от цели психодиагностического обследования, но он достаточно редко готов к серьезной работе по самоизменению.

- Испытуемый, воспринимая тесты как источник объективной информации, в большей степени ориентирован на некритичное принятие сведений о себе и на четкие рекомендации, что следует учитывать при построении беседы.

Учитывая некоторое противоречие между ожиданиями испытуемого (получение рекомендаций) и нежелательностью представления рекомендаций при психологическом консультировании, вопрос о рекомендациях по результатам психодиагностического обследования следует рассмотреть отдельно.

3.О рекомендациях по результатам психодиагностического обследования

Учитывая общность психологического консультирования и беседы по результатам психодиагностического обследования, можно выделить следующие желательные особенности рекомендаций.

- Рекомендации не должны носить характера директивы, а скорее предлагаться психологом как один из возможных вариантов поведения испытуемого/клиента.

- Рекомендации следует обсуждать в диалоге с испытуемым.

- Уместность рекомендации зависит от мотивации испытуемого, от его заинтересованности в результатах обследования и стремления к самоизменению.

- Уместность рекомендации возрастает, если психолог располагает информацией, которая неизвестна или не приходит в голову испытуемому.

Пример 3. Наташа, 18 лет, учащаяся колледжа, жительница небольшого города; запрос связан с выбором профессии. Окончила художественную школу, учителя рекомендовали дальнейшее обучение в художественном училище, однако в городе, где жила Наташа, такого училища не было, а родители отказались отпускать 15-летнюю девушку в другой город. Наташа поступила в колледж, причем ни она, ни ее мама при проведении психодиагностического обследования не смогли ответить на вопрос, по какой специальности обучается девушка.

При обсуждении результатов психологического тестирования психологом в числе других возможных специальностей были предложены ландшафтный дизайнер и дизайнер интерьеров. Эти предложения были с приняты с большим интересом, поскольку соответствовали склонностям испытуемой. Возможность работать по этим специальностям ей самой в голову не приходила.

- Если испытуемый очевидно ориентирован на получение рекомендаций, то желательно предоставить ему рекомендации, даже если психолог расценивает готовность клиента к их выполнению как низкую, с целью избежать выраженного разочарования и негативной оценки психодиагностического обследования в целом; в подобных случаях рекомендации следует формулировать в как можно более общем виде.

- Если есть такая возможность, беседу следует завершить, сообщив о том, что испытуемый может при желании вновь обратиться к психологу для повторного обсуждения результатов, частичного или полного повторения обследования или за психологической помощью. Эта возможность нередко оказывается востребованной.

Пример 4. Дарья, 37 лет, разведена, двое детей. Ведет активный образ жизни, успешно работает (незадолго до обследования получила повышение), производит впечатление общительного, открытого, доброжелательного человека. Аллергик, болеет астмой.

Далее представлены возможные виды рекомендаций, сгруппированные по уровням: чем выше мотивация испытуемого/клиента, тем больше вероятность того, что для него будет уместна рекомендация более высокого уровня.

2.Рекомендации по оптимизации образа жизни: режим дня, физические упражнения, занятия спортом, житейские способы снятия напряжения, немедикаментозные средства оптимизации психофизиологического состояния. Подобные рекомендации уместны при наличии признаков тревоги, переутомления, неблагоприятного физического состояния. Выбор конкретных средств проводится в беседе с испытуемым, с учетом его возможностей и предпочтений. Данный уровень не предполагает воздействие на возможные причины неблагоприятного состояния; рекомендации уместны как в тех случаях, когда психолог сочтет это нецелесообразным (например, в силу недостаточной мотивации клиента), так и в дополнение к рекомендациям других уровней.

3.Самообразование: чтение книг по психологической проблематике, овладение психотехниками. Как правило, подобные рекомендации стоит давать, если психолог может дать названия подходящих книг или иных источников информации.

4.Групповая или индивидуальная психологическая помощь. Желательно предлагать ее, если психолог может либо сам провести соответствующую работу, либо рекомендовать специалиста.

Отдельно (вне уровней) мы рассмотрим вопрос о рекомендациях, связанных с жизненными изменениями (профессиональными, семейными, личными, материальными и пр). С одной стороны, подобные рекомендации находятся в противоречии с принципами психологического консультирования. С другой стороны, их необходимость иногда в явном виде следует из задач психодиагностического обследования, например, профориентационное тестирование предполагает, что психолог рекомендует круг профессий, подходящих для испытуемого. Нам представляется, что подобные рекомендации уместны, если их давать с учетом принципов, изложенных в начале данного раздела, оставляя принятие решения за испытуемым.

Пример 5. Ольга, 29 лет (ее данные рассматривались в примере 2, повторное исследование проходило через полтора года после рассмотренного ранее). При диагностике по методике неоконченных предложений выявлены признаки неблагополучия в отношениях с матерью. В ходе последующей беседы Ольга отметила, что в ее отношениях с матерью отсутствует то чуткое понимание, которое должно быть между матерью и дочерью. Данная проблема существует с самого детства, и всю жизнь Ольга пытается ее разрешить.

Также было отмечено, что, несмотря на то, что Ольга придает отношениям в семье большое значение, вместе с тем ни в завершении предложений, ни в комментариях в ходе последующей беседы ребенку клиентки не отводилась сколько-нибудь значимая роль. В беседе с испытуемой было сделано предположение, что существует угроза перенесения модели отношений с матерью испытуемой на отношении Ольги со своим ребенком. Недостаток любви и внимания со стороны матери, который Ольга неоднократно фиксировала в ходе исследования, возможно, повторяется теперь и в ее отношениях с дочерью.

Через некоторое время Ольга забрала свою семилетнюю дочь от родителей бывшего мужа, с которыми девочка проживала до этого.

4.Терапевтическая эффективность психодиагностики и ее ограничения

Эффективность психодиагностических процедур, сопоставимая по эффективности с психотерапевтическим воздействием, в последнее время считается важным аспектом диагностики и оценки. Показано, что обратная связь по результатам тестирования является более эффективной (уменьшение симптоматики дистресса, увеличение самооценки), чем сессия поддерживающей психотерапии такой же продолжительности, причем позитивный эффект сохранялся в течение двухнедельного срока ( Finn , Tonsager , 1992 ). Выделяются следующие виды позитивных эффектов, которые оказывает беседа по результатам диагностики ( Finn , Butcher , 1991)

Повышение самооценки

Уменьшение одиночества и чувства изолированности

Увеличение надежд

Уменьшение симптоматики

Улучшение понимания себя

Увеличение мотивации к получению психологической помощи и к более активному участию в психотерапии, если она уже проводится.

По нашим данным, по результатам проведения психодиагностического обследования с последующей беседой отмечается ряд положительных эффектов (по данным катамнеза, от 4 месяцев до двух лет после проведения обследования)

Приведем в чем-то сходный пример на российском материале. Интересно, что в нем также идет речь об изменениях, происшедших после того, как в результате тестирования были получены данные о высоком интеллекте.

Пример 6. Елена, 28 лет, старшая медсестра хирургического отделения больницы. Школу окончила с серебряной медалью, мечтала стать врачом-хирургом, однако не продолжила образование после медицинского училища из-за рождения детей. Руководство больницы неоднократно предлагало Елене поступать учиться, но она отказывалась, считая, что "поезд ушел, мозгов не хватит". В отделении, где она работала, проводилось психологическое тестирование интеллекта. Перед выполнением теста сомневалась в своих возможностях: "Какой интеллект, были мозги да усохли". Елене показала по тесту интеллекта результат, существенно превышающий средний результат врачей, После ознакомления с собственным результатом, а также со средними данными по тесту в различных профессиональных группах у Елены "словно крылья выросли": появилась вера в свои способности. Через несколько месяцев после тестирования успешно сдала экзамены в медицинский институт.

Достаточно часто в катамнезе после психодиагностического обследования встречаются упоминания явных изменений к лучшему жизненной ситуации – уменьшение конфликтов в семье, улучшение межличностных отношений, служебные успехи и пр. – однако достаточных оснований для того, чтобы считать эти изменения следствием проделанной совместно с психологом работы как правило нет, хотя и исключать такую возможность не стоит.

Пример 7. Екатерина, 25 лет, мастер по маникюру. Окончила 2 курса технического вуза, ушла, работала продавцом в разных местах. Больше года не задерживалась на рабочем месте, т.к. не устраивала заработная плата. Нынешняя работа нравится, но заработок также не устраивает. Не замужем, живёт у молодого человека, от которого периодически уходит. Не знает, как дальше строить свою жизнь - возобновить ли учёбу в институте, поступить в другое учебное заведение; не знает, кем бы ей хотелось работать.

По результатам обследования были даны рекомендации не продолжать обучение в техническом вузе; среди профессий, которые соответствуют склонностям и индивидуальным особенностям Екатерины, была названа профессия продавца-консультанта.

Катамнез через 10 месяцев. Работает в сетевом магазине по продаже мобильных телефонов. Работа нравится, заработная плата устраивает. Начальство ценит Екатерину как работника, она переведена в лучший магазин сети, что положительно сказывается на заработке. В личной жизни также произошли изменения: рассталась с предыдущим молодым человеком, встречается с новым. Хочет учиться, но пока не располагает средствами и временем на обучение.

2.Принятие решений на основе результатов психодиагностического обследования. Примером может служить решение испытуемой забрать ребенка от родителей мужа (пример 5). Чаще по результатам психодиагностики принимается решение обратиться за психологической помощью, а также решения, с профессиональным выбором – смена работы, поступление в учебное заведение и т.п.

Гораздо чаще, чем принятие новых решений на основе полученной при психодиагностическом обследовании информации и ее обсуждения с психологом, результатом проведенной работы является укрепление уверенности в решении, фактически принятом еще до обследования, но в котором клиент сомневался, или выбор из нескольких вариантов решения. В частности, в случае, рассмотренном в примере 7, клиентка, которая находилась перед обследованием в ситуации неопределенности, после обследования сменила место работы, вернувшись к одной из профессий, опыт работы по которой она уже имела.

Таким образом, по нашим данным, в качестве основных позитивных эффектов психодиагностического обследования с последующим обсуждением можно отметить повышение самооценки, принятие решений и (или) выбор одного из нескольких решений по результатам обследования, а также позитивные жизненные изменения. По нашему мнению, основными факторами, определяющими эффективность психодиагностического обследования, причем в некоторых случаях бОльшую, чем психологического консультирования аналогичной продолжительности, являются:

- Наглядность информации, получаемая в результате психодиагностического обследования, ее представление в виде чисел, графиков и пр., возможность сравнить свои результаты со статистической нормой.

- Объективность тестов: их результаты часто воспринимаются испытуемыми как более значимая и достоверная информация, чем слова психолога.

Вместе с тем, следует признать, что психодиагностическое обследование как правило предполагает единственную встречу с психологом по результатам обследования, в ходе которой у клиента обычно отсутствует осознанная мотивация к самоизменению: он настроен скорее на получение информации и (или) рекомендаций. Поэтому в большинстве случаев психодиагностическое обследование не может привести к выраженным изменениям. Опыт показывает, что из заключения по результатам обследования испытуемый в первую очередь воспринимает ту информацию, которая не противоречит его Я-концепции и соответствует его жизненным планам. В противном случае информация не воспринимается адекватно и (или) искажается.

Пример 9. Антон, 15 лет, ученик 9 класса физико-математического лицея. Хочет стать предпринимателем, родители считают, что сыну лучше поступить в престижный технический вуз, с которым связан лицей. При психодиагностическом обследовании были выявлен ряд характеристик, способствующих успешности в инженерно-технических дисциплинах, но не в деятельности предпринимателя. Информация об этих характеристиках была доведена до Антона, однако, учитывая противоречия с планами подростка, рекомендации по выбору профессии в явном виде сделаны не были.

Катамнез через полгода. Высоко оценивает результаты обследования, уделяет больше внимания учебе в школе, утвердился в своих планах стать предпринимателем.

Таким образом, психодиагностическое обследование с последующей беседой по его результатом обладает большим психокоррекционным и психотерапевтическим потенциалом, который может быть реализован при четком понимании возможностей и ограничений обследования, а также при реализации в беседе с клиентом/испытуемым основных принципов психологического консультирования.

Список литературы

Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999.

Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы. - Психологическая диагностика, 2003, №2

Воробьева И.В. Роль мотивационно-потребностной сферы в развитии карьеры менеджера: психодиагностический подход. Дипломная работа. – Институт Практической психологии и психоанализа, 2010)

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999.

Соломин И.Л. Психологическое тестирование и консультирование. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999, с.125-134

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. – М.: Независимая фирма "Класс", 2003

Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического вмешательства: типология техник. - Журнал практической психологии и психоанализа, №3, 2000 г.

R.J. Corsini [Ed.], Current psychotherapies. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers, 1984.

Finn, S. E., & Butcher, J. N.. Clinical objective personality assessment. In M. Hersen, A. E. Kazdin, & A. S. Bellack (Eds.), The clinical psychology handbook (2nd ed.; pp. 362-373). NY: Pergamon Press, 1991

Finn, S. E., & Tonsager, M. E. Information-gathering and therapeutic models of assessment: Complementary paradigms. Psychological Assessment , 1997, 9, 374-385

Finn, S. E., & Tonsager, M. E. How Therapeutic Assessment became humanistic . The Humanistic Psychologist, 2002, 30 , 10-22.

Watkins C.E., Campbell V.L. Testing and assessment in counseling practice. - Taylor & Francis, 2000.

Whiston Susan С . Principles and Applications of Assessment in Counseling . 3-rd edition - Cengage Learning, 2009

При написании статьи использованы данные курсовых работ по психодиагностике, выполненные студентами ИППиП, которым автор выражает искреннюю признательность

Психодиагностикакак отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, атакже выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Психодиагностика

Практическая

- Образование. Цель – оптимизация обучения, развития и воспитания ребенка:

Определение психологической готовности к школьному обучению

Определение причин неуспеваемости

Дифференциация обучения (по разным классам)

Оказание помощи в выборе профессии

Обеспечение индивидуального подхода к ребенку

- Профориентация. Цель – оказание помощи в выборе профессии.

- Медицина. При психических нарушениях, заболеваниях. Проведение дифференциальной диагностики: данные обследования используются врачом для постановки медицинского диагноза.

- Консультативная и психотерапевтическая работа:

Определение причин затруднений у клиента Определение наиболее соответствующих индивидуальности клиента способов оказания помощи

- Судебная практика. Судебно-психологическая экспертиза.

Теоретическая

- разработка и опробация диагностических методик

- разработка принципов, требований, которым должны удовлетворять методики

- разработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации данных.

- разработка правил постановки психологического диагноза

Отличие научно-исследовательской психодиагностики и практической:

задача первой–установить определенные закономерности психического развития, а второй –ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психического явления. При этом диагностика причин –не самоцель, она всегда подчинена главной задаче–разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей человека, преодолению трудностей и нарушений в развитии.

В основе практической психодиагностики - целостное изучение личности в ее взаимодействии с окружающей средой.

Психодиагностическое обследование

Психодиагностическое обследование –это деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз.

Этапы психодиагностического обследования:

-Различение клиента и заказчика.

-Формулирование цели обследования. Сложности формулирования у заказчика.

-Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп.

-Отсутствие шумов, музыки, посторонних.

-Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

2.Установление контакта и мотивация испытуемых.

-Атмосфера дружелюбия и делового подхода, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство.

-Мотивация может быть разной, основная цель –заинтересовать испытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости.

-Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности вответах.

3.Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно обследование).

4.Обработка, интерпретация и анализ данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации.

5.Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования (заключение, отчет).

При планировании психодиагностического обследования необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Для чего нужно проводить обследование (что может дать это обследование).

2. Какое знание должно быть получено в результате проведенного обследования, глубина этого знания.

3. Как нужно диагностировать. Это вопрос о выборе средств и методов диагностики. Ответ на этот вопрос связан с факторами, определяющими включение методик в программу обследования.

Факторы, определяющие включение методик в программу обследования:

1. Направленность методики на диагностику именно тех особенностей, в изучении которых заинтересован диагност (предмет диагностики).

2. Качество психометрических показателей: валидности и надежности.

3. Пригодность методики для работы с конкретным контингентом и в конкретных условиях.

4. Трудоемкость в плане затрат на подготовку, проведение, обработку,интерпретацию результатов.

5. Уровень квалификации исследователя и вспомогательного персонала.

Психологический диагноз

Психологический диагноз –конечный результат деятельностидиагноста, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Важнейшим элементомпсихологического диагноза является необходимость выяснения в каждомотдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, наосновании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможностиуказать на их причины и место в структуре личности. Л.С.Выготский отмечает,что такой диагноз не является собственно научным, ибо установлениесимптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3. Типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом.

Развернутый психологический диагноз предполагает:

1) изучение общего уровня психического развития человека;

2) исследование сбалансированности личностной структуры, а такжепреобладание в ней тех или иных психологических особенностей;

3) выявление осознаваемых или неосознаваемых психологическихпроблем;

4) выяснение субъективного отношения личности к переживаемымпроблемам;

5) оценку общего адаптационного потенциала, на который могла быопереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации

является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать емуразличие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

Основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

-сообщать информацию, а не оценивать ее;

-сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степениее понимания клиентом.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

-не формируйте ненужных ожиданий;

-говорите с человеком на его языке;

-не утверждайте того, в чем не уверены;

-говорите только так, чтобы вас поняли однозначно; не оставляйте клиенту поводов для неправильного домысливания.

Психологическое заключение

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Понятие психодиагностического обследования и исследования, характеристика основных этапов проведения. Три уровня диагноза по системе Л.С. Выготского, сущность их основных типов. Главные вопросы психодиагностики. Основные нормы взаимодействия с клиентом.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.01.2013
Размер файла 15,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие психодиагностического обследования, требования к процедуре его проведения

психодиагностический обследование диагноз

1. Психодиагностическое обследование и исследование

Психодиагностическое обследование и исследование - это деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Включает в себя следующие этапы:

1. Предварительная подготовка.

- Формулирование цели исследования. Сложности формулирования у заказчика.

- (Заключение трудового соглашения).

- Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. Отсутствие шумов, музыки, посторонних.

- Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

2. Установление контакта и мотивация испытуемых.

- Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство.

- Мотивация может быть разной, основная цель - заинтересовать испытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости.

- Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: Умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах. Если испытуемый психологически открыт и доверяет психологу, то на вопросы обращенные к нему (в опроснике), он будет отвечать искренне, как самому психологу. Почувствовав недоброжелательное отношение, он не будет отвечать на соответствующие вопросы, или предложит ответы, чтобы досадить экспериментатору.

3. Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно обследование).

4. Обработка, анализ и интерпретация данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации.

5. Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания заключения.

5.2. Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, но основании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности. Выготский отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3. Высший уровень - типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Также выделяют два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например при определении патологии развития) или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесения с критерием.

Развернутый психологический диагноз предполагает:

1) Изучение общего уровня психического развития человека;

2) Исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей;

3) Выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем;

4) Выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам;

5) Оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

Психодиагностика пытается ответить на три вопроса:

- Чем это вызвано?

- Что будет дальше?

Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия. При решении психодиагностической задачи психолог четко ориентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания клиентом.

При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

В большинстве случаев пользователи психологической информации склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное восприятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно необходимо контролировать распространение психодиагностической информации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную психологическую информацию. Объяснить почему?

Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

- сообщать информацию, а не оценивать ее;

- сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

- не формируй ненужных ожиданий;

- говори с человеком на его языке;

- не утверждай того, в чем не уверен;

- говори только так, чтобы тебя поняли однозначно;

- не оставляй клиенту никаких поводов для неправильного домысливания.

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики. В содержание заключения включают все доступные психологу-диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источников). Принципы (по А. Анастази):

1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации психолога-диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Например: учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций. В заключении, рассчитанном на специалистов и людей несведующих, должна приводиться краткая аннотация содержательного характера, а потом даваться более подробное описание конкретных данных.

2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.

4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельно для иллюстрации или пояснения подхода.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально-ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается с какими нормами сравниваются показатели индивида.

2. Основные требования к процедуре психодиагностического обследования

1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:

а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. Экспертные методы основываются на таких требованиях, как:

а) четкое формулирование цели, предмета и области применения методик. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, аудио- или видеозаписей и т. п.);

в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативного исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям непсихологам.

а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;

в) должен пользоваться преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат;

д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков дан­ных) и получая инструктивные методические материалы;

е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

ж) должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

и) обязательно должен рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве;

к) должен сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

Подобные документы

Практическая роль психодиагностики. Основные требования к психодиагностическим методам и этапам обследования. Способы и особенности обработки результатов стандартизированных методик. Общая стратегия интерпретации результатов на основе протокола.

реферат [26,2 K], добавлен 11.05.2014

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных. Специализированные методы психодиагностического обследования. Две основные разновидности эксперимента.

доклад [11,2 K], добавлен 14.06.2007

Исследования индивидуального стиля деятельности педагога в зарубежной и отечественной психологии, общие вопросы и характеристика концепций Мерлина и Климова. Организация и методики психодиагностического обследования, описание и результаты процедуры.

курсовая работа [128,4 K], добавлен 19.03.2011

Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования. Понятие самооценки личности. Основные методы диагностики мотивации достижения и характеристика наиболее часто применяемых методик. Организация и методики психодиагностического обследования.

курсовая работа [70,8 K], добавлен 20.11.2007

Комплексная диагностика уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, разработка психокоррекционной программы, направленной на снятие тревожности у детей с задержкой психического развития на базе ГОУ Специальный детский дом №4 Санкт-Петербурга.

курсовая работа [241,1 K], добавлен 30.05.2013

Понятие психологической готовности ребенка к школе. Описание методик, выбранных для психодиагностического обследования. Тест Тулуз-Пьерон. Прогрессивные матрицы Равена. Тест "Визуальные классификации". Психодиагностическое обследование дошкольников.

курсовая работа [94,7 K], добавлен 24.04.2015

Компетентностный подход в образовании. Организация психодиагностического обследования. Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной деятельности. Эмпирическое изучение выраженности социально-личностных компетенций.

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога. Результат: психологический диагноз. Этапы: сбор данных; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Психодиагностическое исследование – структурированный, развернутый во времени познавательный процесс. Результат: психологическое заключение, согласно задаче и запросам (врача, педагога, юриста, психолога и др.).

Этапы психодиагностического процесса:

1. Этап сбора данных:беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д., формируется исследовательская задача.

2. Этап переработки и интерпретации: Клинический подход: анализ качественных показателей; Статистический подход: учет объективных (количественных) показателей (стандартные величины, профили), их статистическую обработку (факторный анализ).

3. Этап принятия решения: 1 этап: заключение из имеющихся данных; 2 этап: создание связи между результатами отдельных исследований и диагнозом. Возможность планирования дальнейших этапов работы, выбора методов воздействия; 3 этап: переход от описательного обобщения к теории личности. Создается рабочая модель случая (конкретные особенности чел-ка в целостности).

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью оценки их состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Выяснение, почему данные проявления обнаруживаются в поведении, их причины и следствия. Предмет - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии.

Л. С. Выготский выделил три уровня диагноза:

1. Симптоматический (эмпирический): особенности или симптомы, практические выводы без причины и места в структуре личности.

2. Этиологический + причины их возникновения.

3. Типологический: определение места данных в целостной картине личности.

2 типа диагноза:

1. На основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака (соотнести с нормой или с критерием).

2. Позволяющий находить место испытуемого или группы по шкале выраженности тех или иных качеств. Необходимо проведение сравнений данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня путем соотнесения с критерием.

Подготовить к восприятию информации, установив контакт; адекватность восприятия содержания клиентом; обратная связь. Просьба повторить информацию или вопрос, насколько понятна информация.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

- говори с человеком на его языке; не утверждай того, в чем не уверен; говори так, чтобы поняли однозначно; не оставляй поводов для неправильного домысливания.

Письменное (или устное) заключение - конечный этап

Включает все данные (тестовые и из других источников).

Принципы: 1. Содержание и стиль заключения. Нет единой формы. Должно соответствовало потребностям, уровню подготовки получателя. 2. В содержании обозначена цель исследования: рекомендации, или простая консультация. 3. Обязательно ориентируется на действие (рекомендация по программе обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.). 4. Указаны отличительные свойства чел-ка (результаты, черты значительно ниже, или выше средних показателей). 5.Интерпретация данных и вывод 6. Описания четкие. Указывается с какими нормами сравниваются показатели.

Методы психодиагностики.

Классификация. Достоинства и недостатки.

По частоте использования:

1. Блан­ковые методики - чаще, се­рию вопросов, дать ответ.

2. Опросные методики - задает устные вопросы, отмеча­ет и обрабатывает его ответы.

3. Рисуноч­ные методики - созданные рисунки, с темой или спонтанный характер.

4. Проективные: могут быть бланковы­ми, опросными и рисуночными. Частота ис­пользования возрастает, т.к. наиболее валидные и информативные.

5. Объективно-манипуляционные - задачи в фор­ме реальных предметов, с которыми предстоит сделать: со­брать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.

Классификация:

1. По типу заданий:

- утверждающие (суждения или утверждения, согласие или несогласие с ними),

- продуктивные (вид собств. творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, с темой или спонтан. характер),

- действенные (комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии),

- физио­логические (на основе анализа непроизвольных физических или физиологиче­ских реакций организма).

2. По адресату тестового материала:

- Бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции (проективные методики).

3. По форме представления материала:

- бланковые (в письменной или иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.),

- технические (в аудио-, видео- или киноформе),

- сенсорные (в виде физических сти­мулов органам чувств).

4. По характеру данных, используемых для выводов:

- объективные (показатели, не зависящие от сознания и желания испы­туемого или экспериментатора) (тесты, включающие анализ физиологических, рефлексив­ных показателей)

- субъективные (данные, зависящие, относящиеся к внутренему опыту).

5. По наличию тестовых норм:

- не располага­ющие ими.

6. По внутренней структуре ме­тодики:

- мономерные (диагностируются и оцениваются единственное качество или свойство)

- многомерные (оценки несколь­ких качеств человека).

7. На­учные (используют в научно-исследовательс­ком экспериментировании) и практические(используется в практической ПД).

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

Понятие о двух классах методик. Понятие о стандартизированных методиках – необходимость проверки на надежность, валидность и разработка тестовых норм. Виды проверки надежности, их достоинства и ограничения.

2 класса методик:

1) формализованные методики (короткие сроки, воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой): тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики.

Характерны: регламентация; объективизация процедуры обследования (соблюдение инструкций, способы предъ­явления стимульного материала и др.); стандартизация; надежность; валидность.

2) малоформализованные методики (трудоемки, основаны на профессиональном опыте.

Минус: могут влиять случайные и побочные факторы): наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности.

Условия объективности теста – этапы стандартизации:

1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов.

- Условия (помещение, освещение и др. внешние факторы).

- Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

- Наличие стандартного стимульного материала (не самодельные).

- Ситуационные переменные (состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования).

- Опыт респондента в тестировании.

2) единообразие оценки выполнения теста - стандартная интерпретация, обработка. Сравнение показателей с нормой для данного возраста (в тестах интеллекта), пола и т.д.;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления показателей - нормы для возрастов, профессий, полов и др.

Для достоверных результатов, правильных практических выводов, методы должны быть научно обоснованными, т.е. отвечать требованиям: валидность, надеж­ность, однозначность и точность.

Валидность - способность давать результаты, для получения которых он предназначен. Степень эффективности и пригодности для измерения нужной характеристики.

1. Валидность теоретическая - соответствию по­казателей дан­ной методики с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость.

2. Валидностъ эмпирическая - соответствию диа­гностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого.

3. Валидностъ внутренняя - соответствие заданий, субтестов, суждений общей цели и замыслу методики в целом.

4. Валидностъ внешняя— связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Надежность - возможность получе­ния устойчивых показателей. Устанавливается 2-мя способами:

1. сравнение результатов, получае­мых при помощи данной методики разными людьми,

2. сравнение результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность - способность реагиро­вать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происхо­дящие в ходе ПД эксперимента. Можно срав­нивать с точностью технических измерительных инструментов.

Однозначность - в какой сте­пени получаемые данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Достоверность – защищенность теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону.

Репрезентативность – наличие норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: