Сообщение речь как универсальное средство социализации ребенка

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе

"Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе"

Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.

Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.

Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.

Рассматривая понятие "социализация" нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Это позволяет ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.

Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа.

Цель работы: - создание для детей равных стартовых возможностей для дальнейшей социализации в обществе.

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

Развивать социально-коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста .

Формировать у детей навыки положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

Определить пути продуктивного взаимодействия с родителями, оказать помощь в понимании своеобразия развития речи ребенка - дошкольника.

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников предполагает формирование следующих умений:

понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);

получать необходимую информацию в общении;

выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

вести диалог со взрослыми и сверстниками;

спокойно отстаивать свое мнение;

принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.);

Для развития процесса социализации дошкольников использую в работе не только учебные задания, но и естественные ситуации для обучения навыкам социального поведения, переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации; специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В свете введения Федерального государственного образовательного стандарта, задачи социально – коммуникативного развития дошкольников:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Для эффективности работы использую различные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников.

В образовательной деятельности в режиме дня :

- совместная (партнерская) деятельность с детьми, с применением игр, направленных на социально-коммуникативное развитие.

- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

В самостоятельной деятельности детей:

- индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

- самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей , основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться , стать социально ценной личностью .

« Правильная речь ребенка как основа успешной социализации и адаптации детей в современном обществе.

Чайка Наталья Николаевна

Бердоносова Наталья Петровна

Слайд № 1 Правильная речь ребенка как основа успешной социализации иадаптации детей в современном обществе.

Очень важную роль в формировании новых жизненных установок личности играет преемственность между дошкольным и начальным общим звеном школы.

Одним из оснований преемственности является развитие коммуникативности как умения общаться со взрослыми и сверстниками. Коммуникативность является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время является важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Слайд №3 Исходя из наблюдений, в настоящее время увеличивается процент молодых людей, у которых проявляются инертность и не мобильность, низкая коммуникабельность и самоорганизация. На наш взгляд, причиной несформированности вышеперечисленных качеств является не достаточное внимание развитию в дошкольном детстве таких необходимых для социальной адаптации качеств как уверенность в себе, адекватная самооценка, открытость и коммуникативность, умение сотрудничать.

В настоящее время, когда меняются цели и задачи специальной психологии и педагогики, основной проблемой специалистов с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом развитии становится его адаптация в социуме, мы работая в группе комбинированной направленности используем индивидуальный подход к каждому ребенку так как речевые недостатки являются предпосылкой нарушения формирования полноценных навыков чтения и письма, что блокирует успешность освоения школьной программы, а также, нарушению умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняя социальное и личностное развитие и способствуя тем самым развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

С какими трудностями мы столкнулись при социализации воспитанников своей группы:

  • Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей, и педагогов
  • Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка
  • Родители заняты решением своих проблем и оставляют без решения проблемы ребенка
  • Отсутствие времени для общения у родителей и, как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка.

Детям, имеющим нарушения речи, трудно адаптироваться к социальной действительности из-за недостаточно сформированной речевой компетентности (способность ребенка самостоятельно, свободно и с желанием приобретать знания, умения и навыки, способствующие формированию полноценной фонетической системы языка, и, применять их для успешной социализации в обществе). Мы столкнулись с проблемой затруднения успешной социализации детей–дошкольников с речевыми нарушениями.

Как ранее нами было сказано, для социальной адаптации ребенка-дошкольника ему необходимо овладеть базовыми способностями и качествами успешной социально-адаптивной личности. Поэтому важными базовыми качествами для социализации детей являются устойчивая мотивационная сфера, способность противостоять возникающим стрессам (стрессоустойчивость) и правильно сформированная грамотная речь.

На наш взгляд, использование на коррекционных занятиях мотивационных установок к деятельности, игр и упражнений на стрессоустойчивость позволят сформировать такие качества социально-адаптивной личности, как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, мобильность, уверенность в своих силах и возможностях, гибкость, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников.

Для полноценного развития всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства мы решаем следующие задачи : (очень важные задачи , они перед вами)

  1. Формирование звуковой стороны речи:
  1. Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений
  2. Развитие целенаправленного ротового выдоха, речевого дыхания
  3. Постановка отсутствующих звуков
  4. Коррекция нарушения звукопроизношения
  5. Выработка четкой дикции
  6. Дифференциация смешанных звуков
  7. Введение правильно артикулируемых звуков в самостоятельную, связную речь.
  1. Развитие мелодико – интонационной стороны речи: выработка правильного темпа, плавности и интонационной выразительности речи, силы, высоты, мягкости голоса.
  2. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, представлений, навыков фонематического анализа и синтеза.
  3. Обогащение активного и пассивного словаря.
  4. Устранение нарушений слоговой структуры слова.
  5. Практическое условие лексических и грамматических средств русского языка.
  6. Совершенствование грамматической связной речи.
  7. Воспитание культуры речевого общения.
  8. Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия цвета, формы и величины.
  9. Развитие общей и мелкой моторики.
  10. Развитие ВПФ.

Решение этих задач является базовой основой компетентности человека настоящего времени.

В первую очередь у ребенка с речевым нарушением мы формируем мотив и потребность научиться правильно, грамотно говорить, т.е. вырабатываем алгоритм такой деятельности, при выполнении которой он осознанно достигнет поставленной перед собой цели. Использование в начале индивидуальных занятий мотивационных установок к деятельности помогает в овладении самоорганизацией. Приложение 1

Работа по формированию мотивационных установок планируется по нескольким этапам:

В результате чего наши дети приобретают умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, ответственно относиться к правильности своей речи, полноценно использовать личностные ресурсы.

В заключении хотелось бы отметить, что одним из важнейших факторов социализации является общение. Отставание в овладении словесной речью приводит к ограничениям социальных контактов, к замыканию ребенка в себе. Поэтому усилия и детского сада и семьи должны быть направлены, главным образом на то, чтобы научить детей с тнр правильно говорить, через речевое общение обогатить их социальный опыт, ведь только благодаря правильно развитой речи они могут стать полноценными членами общества.

Автор: Ростиславская Александра Владимировна

Организация: МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов

Населенный пункт: г.Тамбов

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании учащихся с интеллектуальными нарушениями. «Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социализации умственно отсталого выпускника. Социализация, т.е. процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социализация является не только важнейшей целью обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с ментальными нарушениями определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. У этих детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Формирование научной психологии детей с умственной отсталостью связано с трудами Б. Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С. Гаррарда, Т.Джордана, Е.С.Иванова, Д. Н. Исаева, И.С.Кона, К.С.Лебединской, В. И. Лубовского, А.Р.Лурия, Дж. Ричмонда, Г. Е. Сухаревой, Г. Я. Трошина и др. Проблема изучения особенностей речевого развития детей в рамках общей, возрастной и педагогической психологии представлена в работах таких научных деятелей, как Л.С.Выготский, Н. И. Жинкин, А.В. Запорожец, Л.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, Р.С. Рубинштейн, В. Штерн и др. Если же говорить об изучении особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью, то подробно эту проблему исследовали Л.С. Волкова, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, и др.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.

Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Социализация не является разновидностью некоего “культурного программирования”, во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться.

Таким образом, для нормального развития ребенка очень важны его ближайшее окружение, прежде всего, семья как толчок для его социализации. Для ребенка с интеллектуальной недостаточностью семья, как и другие агенты социализации, важна вдвойне для интеллектуального развития и коррекции недостатков.

Агенты социализации. Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации.

-Семья имеет огромное значение для поступательного развития общества, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных межличностных отношений. Семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество.

Умственно отсталый ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Опыт показывает, что семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более широкий кругозор и круг интересов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь

Различные виды отношений родителей к детям с проблемами в развитии представляют собой своеобразное проявление нарушенных стилей воспитания: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание, гиперсоциализация, смена воспитательных приемов. Неправильный стиль общения со стороны родителей может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Итак, семья является основой первичной социализации ребёнка, в семье ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

-Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста. Значение группы сверстников для социализации менее очевидно, чем значение семьи, но не менее важно. Отношения между сверстниками более “демократичны”, чем между ребенком и родителями. Слово “сверстник” означает “равный. Энергичный или физически более сильный ребенок может пытаться доминировать, но, поскольку отношения сверстников основываются на взаимном согласии, а не на зависимости, характерной для семьи, ребенок может больше отдавать и больше получать. Обладая властью, родители могут (в разной степени) навязывать детям нормы поведения. Напротив, в группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Поэтому велика роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников. Для этого важно создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех учащихся в деятельность класса с учетом их особенностей и наклонностей. Не менее важна подготовка к самостоятельной жизни умственно отсталых детей.

  • Школа. Школьное образование — формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей специфические условия обучения. От детей ожидается, что они будут тихо заниматься в классе, пунктуально вести себя на уроках и соблюдать правила школьной дисциплины. Они вынуждены принимать требования учителей и реагировать на них. Реакции учителей также воздействуют на то, что ожидают дети от самих себя. Все это впоследствии оказывается связанным с выбором работы после окончания школы. Группы сверстников часто формируются в школе, и система распределения по классам в зависимости от возраста усиливает их влияние. Школа относится к вторичной социализации, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной (в семье). Кроме того, в школе происходит организационная, групповая, гендерная социализация.
  • Средства массовой информации Не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Фильмы ужасов и компьютерные игры предъявляют новые требования к родителям и учителям в плане воспитания детей. Так же, как раньше при обучении детей правилам поведения на улицы, нам нужно научить детей ответственному обращению с этими играми и СМИ.
  • Другие агенты социализации. Агентов социализации, помимо уже упомянутых, существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. В настоящее время имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Таким образом, агенты социализации оказывают огромное влияние на детей с интеллектуальной недостаточностью, на уровень их речевого развития и коммуникации.

Работа по коррекции речи осуществляется в рамках психолого- педагогического сопровождения учащихся и является важнейшей составляющей коррекционной работы в школе.

Как известно, целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду, т.е. социализации. Эффективность коррекции зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.

Процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, влияющие на исправление свойственных учащимся коррекционных школ недостатков и способствующих интеллектуальному и физическому развитию и становлению личности, называют коррекционно-направленным. Система особых педагогических приемов используется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. Не существует отдельной программы коррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием конкретного учебного предмета.

В коррекционной работе различают общую коррекцию, направленную на исправление дефектов, присущих всем УОД, и индивидуальную, направленную на исправление дефектов, характерных для отдельных учеников и их групп.

Учителя-предметники на каждом уроке, реализуя коррекционные задачи, особое внимание уделяют развитию речи учащихся: обогащают словарный запас, развивают диалогическую, монологическую речь учащихся. Но особое внимание уделяют формированию связной речи, т.к. связная речь служит целям коммуникации и является составной частью коммуникативно-адаптивных механизмов учащихся.

Развитие речи учащихся – это специфический, индивидуализированный процесс, при его осуществлении такт, гибкость, терпение. Педагогам необходимы глубокие знания индивидуально- психологических особенностей учащихся, их личностного развития. Учащиеся по-разному относятся к своим речевым проблемам:

  • одни равнодушны, не испытывают дискомфорта по поводу своих речевых дефектов
  • другие остро, болезненно реагируют на свои речевые нарушения. Как следствие этого у них отличается замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, повышенная раздражительность, ранимость, склонность к аффективным реакциям.

Боязнь ошибиться, вызвать насмешки одноклассников приводит к тому, что дети стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения, охотно пользуются жестами.

Таким образом, весьма актуальным является соблюдение единого логопедического режима всеми участниками образовательного процесса. Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями является условием их личностного развития, способствует успешной социализации учащихся и является важнейшей составляющей модели выпускника– личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Гост

ГОСТ

Помимо речевых норм, и языковой структуры, индивидом в процессе социализации усваиваются стереотипы речевого поведения. Речевая социализация является составляющей частью и средством социализации личности одновременно. Такая социальная деятельность, как процесс познания и усвоения норм поведения, невозможна без речи. Но, в то же время, социальная среда определяет язык и его нормы. Наиболее интенсивно речевая социализация происходит в детском возрасте, и продолжается на протяжении всей человеческой жизни.

Речевой социализацией называется такое социальное взаимодействие индивида с обществом, в процессе которого речь выступает в качестве коммуникативного средства.

Речь как средство социализации

Усвоение индивидом социальных норм называют социализацией. Это сложный процесс, в ходе которого формируется личность, и приходит понимание индивидом социального устройства, адаптация к окружающей социальной среде. От успешности прохождения процесса социализации напрямую зависит возможность ребенка проявить себя в обществе и реализовать свой потенциал в зрелом возрасте. Речь, как незаменимый навык общения в любом виде деятельности, является важной составляющей всего процесса социализации. Благодаря развитию речи ребенка совершенствуются его коммуникативные навыки.

Тип общества, в котором индивид растет и развивается, и осуществляет свою жизнедеятельность, обуславливает саму социализацию. Окружающее индивида общество задает общее направление его деятельности во всех жизненных сферах, выделяет, какие ценности в данном обществе будут приоритетными, какие социальные нормы и культурные традиции общепринятыми. Так как, начиная с социализации ребенка практически с момента его рождения, происходит усвоение моделей поведения, правил и требований именно данного типа общества, в котором он взрослеет, можно сказать, что именно общество является определяющим единообразие социального поведения индивидов.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль речи в процессе социализации индивида

Его влияние можно представить в двух формах:

  • Индивид посредством выбранных речевых средств утверждается в социальной ситуации;
  • Социальная ситуация задает речевое поведение ее участников;

Речь выступает в качестве носителя культурных ценностей и знаний.

Все речевые нюансы усваиваются на подсознательном уровне еще в детстве, и многое объясняют в социальном поведении взрослого носителя речи и языка. Речь является одним из важнейших способов социализации, как инструмент включения новых членов в общество. Речь участвует в мышлении, и в общении, оформляя и фиксируя мысль индивидов. Осваивая речь социальной структуры, индивид получает возможность жизнедеятельности в ней.

Читайте также: