Сообщение на тему современный рынок труда 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России.

А что вам известно о рынке труда? Что это такое?

Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь).

В России проживает по последней переписи, как вам уже известно, около 145 млн. человек. Всё население нашей страны можно разделить на три группы:

А к какой категории вы отнесёте себя?

Но есть ещё одно понятие – это трудовые ресурсы.

Кто, по вашему мнению, может из этих трёх групп относится к ним?

Итак, трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и пенсионеры, занятые в народном хозяйстве (запись определения в тетради).

Рассмотрим схему на странице 267 вашего учебника.

Здесь приведена схема населения России по переписи 1998 года. Всё население страны тогда было равно 147 млн. человек. И как по нашей схеме, оно делилось на три группы – население моложе трудоспособного возраста (моложе 16 лет) – 32 млн. человек; население трудоспособного возраста – 84 млн. человек и население старше трудоспособного возраста – 31 млн. человек.

Нас в данном случае интересует трудоспособное население, из числа которого вычленяется нетрудоспособное население – это инвалиды (их около 3 млн.), а оставшаяся часть способна трудиться.

А как вы считаете, количество безработных сейчас увеличилось, ли уменьшилось?

В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было не трудно. Везде висели объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, не говоря уже о нас, сельской местности, трудно найти подходящую работу. Наше правительство официально признало существующую в стране безработицу.

В чём же причина? Давайте попробуем разобраться.

Перед вами две современные ситуации, которые приводят к увеличению числа ищущих работу, т.е. к безработице. Попробуйте собрать эту схему.

  1. Низкая оплата труда – работодатель может набрать побольше дешёвых работников, работники не имеют большого желания работать за низкую оплату своего труда. Следовательно, рабочих мест много, существует спрос на рабочую силу, а желающих работать мало, поэтому спрос превышает предложение и возникает дефицит работников.
  2. Высокая оплата труда – работодателю нужно обходиться как можно меньшим количеством работников, а работникам очень хочется получить высокооплачиваемую работу, следовательно, рабочих мест мало, существует низкий спрос на рабочую силу, но зато высокое её предложение, т.е. предложение больше спроса, и в результате – безработица.

Существует такое предположение, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом для изменения структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения на этот счёт.

Как вы считаете, можно ли сейчас прожить на пособие по безработице?

А какой же тогда выход?

А вы можете уже сейчас побеспокоиться о том, что проблема безработицы вас не коснулась?

Да, верно, нужно постараться выбрать престижную профессию.

А какие профессии в современное время можно считать престижными? Перечислите их по ранжиру – от самой престижной в количестве 10 штук.

Работа по группам (два человека), а затем выслушиваем.

Об обстановке на рынке труда у нас в районе и о спросе на профессии нам расскажет приглашённый к нам на урок ведущий специалист комитета по молодёжной политике.

А какую профессию вы бы хотели получить? И какие качества для этого необходимы?

Индивидуальная работа – 2 профессии по 3-5 качеств.

Затем выслушиваем.

Для того, чтобы определить, насколько ваш выбор совпадает с вашими качествами, проведём небольшое исследование.

Вам предлагается несложный тест: на листках перед вами представлены различные профессии (виды занятий). В каждой паре выберите одну профессию наиболее предпочтительную вами и обведите букву в скобках. Закончив работу, подсчитайте количество выборов и определите свой профессиональный тип личности. Приложение 2.

За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более цене, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.

Я вам сейчас предлагаю несколько ситуаций на выбор, попробуёте найти пути выхода из них.

Цель проекта является анализ рынка труда для дальнейшего выбора профессии.

ВложениеРазмер
proekt_rynok_truda.zip 905.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект выполнен под руководством Иваниной А.Г.,

учителя истории и обществознания МАОУ СОШ №101 г. Краснодара

“ Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.

Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда,

наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной”

Актуальность. Выбор профессии очень важное решение в наше жизни. Все мы хотим, чтобы работа приносила радость, самореализацию, воплощение наших творческих идей, но также и материальный достаток. Но в современном обществе мы сталкиваемся с проблемой безработицы. Можно получить хорошее образование, быть талантливым человеком со множеством идей, но остаться не удел. Зачастую дипломированные экономисты, психологи и юрист не могут найти себе применение. В результате вместо престижной должности — статус безработного и дорога в центр занятости. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Целью проекта является анализ рынка труда для дальнейшего выбора профессии.

  1. узнать какие требование чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику;
  2. оценить состояние рынка в течение 5 лет;
  3. составить деловой портрет работника современного производства;
  4. провести самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

Сроки и продолжительность реализации проекта: одна неделя.

Тип проекта: индивидуальный, информационный, межпредметный.

Руководитель проекта: Иванина А.Г.

Возраст участников: 13-14 лет.

Предлагаемый продукт проекта: создание пресс-листа, проведение беседы на выявление самых востребованных профессий на 2016 год и составление прогноза на будущее.

Универсальные учебные действия обучающихся

На этом этапе учителю необходимо:

-проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

-выделить среди них наиболее удачные;

-помочь учащимся составить план работы над проектом

Материал, который должен быть в работе.

1Вырезки из газет объявлений. Проанализировать, какие требование наиболее часто встречаются.

2. Рассмотреть рынок труда за 5 лет. Составить график или таблицу трех профессий, которые за 5 лет имели наибольший и наименьший спрос на рынке труда.

3. Составить на основе изученного материала деловой портрет современного работника.

4. В списке деловых качеств работника подчеркнуть красной линией, что у вас уже есть , а синий линией, каким вам нужно еще стремиться.

Учащиеся формулируют проблему, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи. Разрабатывают план сбора информации.

- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами;

- понимать важность учёбы и познания нового;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

- предполагать самостоятельно, какая информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов;

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

На этом этапе учителю необходимо:

- составить список возможных источников информации;

- следить за ходом исследования;

- проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

- корректировать деятельность участников проекта;

- обобщать промежуточные результаты.

Сбор и изучение информации.

- понимать важность учёбы и познания нового.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

- отбирать информацию, полученную из различных источников ;

- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

- учиться критично, относиться к своему мнению;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

На этом этапе учителю необходимо:

- организовать консультирование по обобщению материала;

- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

- оценивать поступки с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду;

- осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира.

- В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех

Познавательные УУД: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

Представлять информацию в виде графиков, схем, опорного конспекта

- слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

Анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.

- уважать иное мнение, не допускать их оскорбления, высмеивания;

- объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации.

- оценивать свою деятельность, находить плюсы и минусы своей работы.

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

- учиться критично относиться к своему мнению.

Основные этапы проекта.

1. Определить требование наиболее часто предъявляются к современному работнику.

  • Изучение газетных объявлений.
  • Оформление результатов форме вырезок из газет.

2. Определить три профессии, которые за 5 лет имели наибольший и наименьший спрос на рынке труда.

  • Анализ газетных объявлений.
  • Оформление результатов форме графиков, диаграмм или таблиц.

3. Составить на основе изученного материала деловой портрет современного работника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рынок труда

Элементы рынка труда

Спрос и предложение на рынке труда

Трудовыми ресурсами называется население, способное к труду и находящееся в трудоспособном возрасте.

Населением в трудоспособном возрасте считаются:

мужчины в возрасте от 16 до 59 лет

женщины в возрасте от 16 до 54 лет

Состав трудовых ресурсов России и их использование Все население России Население старше трудоспособного возраста Население моложе трудоспособного возраста Население в трудоспособном возрасте Работающие пенсионеры Трудоспособное население Нетрудоспособное (инвалиды и др.) ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ Занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве Экономически активное население Учащиеся Занятое население Безработные

Состав трудовых ресурсов России и их использование

Все население России

Население старше трудоспособного возраста

Население моложе трудоспособного возраста

Население в трудоспособном возрасте

Работающие пенсионеры

Трудоспособное население

Нетрудоспособное (инвалиды и др.)

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве

Экономически активное население

Занятое население

Безработные

Безработица К безработным относятся лица в трудоспособном возрасте, которые: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, помещали объявления в печати, непосредственно обращались к работодателю и др.; в) готовы приступить к работе.

К безработным относятся лица в трудоспособном возрасте, которые:

От чего зависит уровень безработицы

1. Соотношение спроса и предложения определяется прежде всего ценой рабочей силы.

Низкая оплата труда

Высокая оплата труда

Спрос выше предложения

Предложение выше спроса

Дефицит работников

Безработица

2. Зависимость уровня безработицы от уровня естественного прироста.

  • Почему в районах с высоким естественным приростом, как правило, высокий уровень безработицы?

3. Зависимость уровня безработицы от структуры хозяйства.

Безработица выше там, где наибольший спад производства.

Отрасли военно-промышленного комплекса, легкой промышленности, машиностроения. И наоборот, в регионах с большой долей добывающей промышленности и агропромышленного комплекса ситуация с безработицей более благоприятна.

  • Назовите отрасли хозяйства, для которых характерен наибольший спад.

4. Зависимость уровня безработицы от скорости создания новых рабочих мест.

10 популярных отраслей по количеству вакансий в Новосибирской области

Информация о вакансиях, заявленных за период 01.01.2017 – 10.05.2017 Наиболее востребованы у работодателей: водители автомобиля, специалисты, повара, уборщики, швеи, продавцы, машинисты экскаватора, менеджеры, электрогазосварщики, медицинские работники, слесари по ремонту автомобилей, штукатуры, токари.

Информация о вакансиях, заявленных за период 01.01.2017 – 10.05.2017

Наиболее востребованы у работодателей: водители автомобиля, специалисты,

повара, уборщики, швеи, продавцы,

машинисты экскаватора, менеджеры,

электрогазосварщики, медицинские работники, слесари по ремонту автомобилей, штукатуры, токари.

Информация о вакансиях, заявленных за период 01.01.2017 – 10.05.2017 Наименьшую потребность работодатели испытывали в: аппаратчиках электролиза, ведущих инженерах по летным испытаниям воздушных судов, заготовщиках радиотакелажа и электрорадиоэлементов, контролерах деревообрабатывающего производства, машинистах тесторазделочных машин, обработчиках технологических емкостей и тары, садоводах, телеоператорах, эпидемиологах, резчиках бумаги, картона и целлюлозы.

Информация о вакансиях, заявленных за период 01.01.2017 – 10.05.2017

Наименьшую потребность работодатели испытывали в: аппаратчиках электролиза, ведущих инженерах по летным испытаниям воздушных судов, заготовщиках радиотакелажа и электрорадиоэлементов,

контролерах деревообрабатывающего производства, машинистах тесторазделочных машин, обработчиках технологических емкостей и тары, садоводах, телеоператорах,

эпидемиологах, резчиках бумаги, картона и целлюлозы.

Информация о вакансиях, заявленных за период 01.01.2017 – 10.05.2017 Всего с начала года работодателями заявлена 60031 вакансия на постоянные рабочие места. Среди них наиболее высокооплачиваемыми являются следующие вакансии: геодезист, механик участка, экспедитор, машинист катка самоходного с гладкими вальцами, сварщик-оператор, машинист экскаватора, заведующий агентством, машинист автогрейдера, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, машинист крана (крановщик), директор (начальник) организации (изыскательской, конструкторской, проектной) и т.д.

Информация о вакансиях, заявленных за период 01.01.2017 – 10.05.2017

  • Всего с начала года работодателями заявлена 60031 вакансия на постоянные рабочие места. Среди них наиболее высокооплачиваемыми являются следующие вакансии: геодезист, механик участка, экспедитор, машинист катка самоходного с гладкими вальцами, сварщик-оператор,

машинист экскаватора, заведующий агентством,

машинист автогрейдера, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, машинист крана (крановщик), директор (начальник) организации (изыскательской, конструкторской, проектной)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие дает представление о профессиях, помогант подросткам выбрать дело по душе и в соответствии со способностями.

Цель занятия: дать учащимся представление о профессиях; помочь выявить способности к определенному виду деятельности; повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозор.

Задачи занятия:

Развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка.

Стимулировать учащихся к самопознанию.

Оснащение: презентация Рower Poin, раздаточный материал, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, мы проводим классный час "Мир профессий". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Оказывается, и в нашем маленьком городе Бирюсинске - существует около 120 профессий и специальностей.

2.Основная часть.

Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем. Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из 3 столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется.

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию.).

Воспитатель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Воспитатель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Воспитатель:Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

(Записали, зачитали).

Воспитатель:Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо. А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

Воспитатель: Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Сейчас пришло время для нового задания.

Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Воспитатель:Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … остров!

Задание 4. « Остров надежды "

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!

(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? Одеться? Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.

А вот какими качествами, способностями, знаниями. Состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?

Сейчас все команды получат карточки с пятью парами профессий.

Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?

МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ
ОФИЦИАНТ – ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР
ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР
ЖИВОТНОВОД – САДОВНИК

Пока ребята готовятся, учитель прикрепляет к доске лист бумаги с незаконченной фразой: "БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ …" и ниже - чистое поле листа, куда будет записывать всё, сказанное детьми.

Воспитатель: Посмотрите, оказывается, чтобы быть профессионалом в своём деле, необходимо обладать такими качествами: (зачитывает с доски всю фразу, которая получилась после того, как команды выразили свои мнения, сравнив пары профессий из 5-го задания).

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, наше знакомство с миром профессий подходит к концу.

Подводя итог классного часа, хочу, чтобы каждый из вас назвал профессию с которой хотел бы связать свою жизнь.

Читайте также: