Сообщение на тему этапы развития средств массовой коммуникации

Обновлено: 06.07.2024

Коммуникация - процесс обмена информацией
между системами.
Массовая коммуникация - исторически
сложившийся и развивающийся во времени
процесс создания, хранения, распределения,
распространения, восприятия информации и
обмена его между социальным субъектом и
объектом

3. Виды массовых коммуникаций

Известно два типа средств коммуникации:
естественно возникший (язык, мимика, жесты)
и искусственно созданный (технический),
который включает в себя прессу,
книгопечатание, письменность, радио,
телевидение, кинематограф, Интернет.

4. Исторические этапы развития. Устная фаза

Общение между людьми
начиналось со звуков, жестов,
мимики, затем посредством
криков люди передавали
информацию на расстояние
Комбинируя звуки, можно
было передавать известия с
достаточной быстротой и на
значительные расстояния.
Звуковые сигналы
сохранялись многие столетия.
Они передавались также
посредством рожков, труб,
колоколов, а после
изобретения пороха выстрелов
из ружей и пушек.

5. Письменная фаза

Письменность помогла
решить проблему
хранения информации,
появилась
возможность
обеспечить связь
прошлого с будущим
Письменность служит
одним из важнейших
средств сохранения
языка в живом виде.

6. Книжная фаза

Появление возможности обеспечить
сохранение авторства, интеллектуальной
собственности, существенно более массовый и
оперативный обмен информацией.
Сохранение книг необходимо как атрибута
культуры

7. Телекоммуникации

В 1828 году П.Л. Шиллингом
был испытан прообраз
будущего электромагнитного
телеграфа. Открытие
магнитных и электрических
явлений привело к
повышению технических
предпосылок создания
устройств передачи
информации на расстояние.
В истории электротелеграфии
самым популярным
американцем был Сэмюэл
Морзе. Он изобрёл
телеграфный аппарат и азбуку
к нему, позволяющие
передавать информацию на
дальние расстояния. Благодаря
простоте и удобству
манипуляций при передаче и
приёме и, главное,
быстродействию телеграф
Морзе в течение полустолетия
был наиболее
распространённой системой
телеграфа, применявшейся во
многих странах.

В 1911 г. русский учёный
Розинг осуществил
первую в мировой
практике телевизионную
передачу
Регулярные
телевизионные передачи
начались в середине
тридцатых годов нашего
века.
Появление и развитие
современных кабелей связи
обязаны изобретению
телефона.
Сегодня для передачи информации используются различные
виды связи: кабельные, радиорелейные, спутниковые,
тропосферные, ионосферные, метеорные. Кабели совместно с
лазерами и ЭВМ позволят создать принципиально новые системы
телекоммуникаций.

10. Компьютерная фаза

Новый безбумажный этап в
развитии социальных
коммуникаций. Роль
систематизации, хранения,
переработки информации, а
также передачи ее на
длительные расстояния взяла на
себя техника.
Диалог “человек - ЭВМ” - главное
отличие электронной
коммуникации от устной или
документальной, где имеет
место прямой или
опосредованный документом
диалог “человек - человек”.

Одним из колоссальных
достижений в области
компьютеризации, которое
позволяет узнать информацию
с любой точки планеты,
является Интернет или
глобальная компьютерная
сеть.
Интернет привлекателен тем,
что управление сетевыми
ресурсами здесь абсолютно
децентрализовано - на своем
сервере или сайте каждый
волен, представлять любую
информацию в любом порядке
при условии, что она
технически совместима с
поддерживаемыми системой и
браузерами, техническими
протоколами.

Гост

ГОСТ

Исторические этапы развития массовых коммуникаций — это история прогресса средств массовой передачи информации.

Введение

Массовыми коммуникациями являются сложившиеся исторически и развивающиеся с течением времени технически опосредованные процессы создания, сохранения, трансляции, распределения, восприятия информации и информационного обмена среди социальных субъектов и объектов, являющихся информационными источниками. Средства коммуникации считаются вещественным, материальным компонентом процесса коммуникации и всегда отражают собой метод передачи, хранения, выработки и распространения культурного наследия в людском сообществе.

Массовые коммуникации являются одним из важнейших явлений и сегодняшнего людского сообщества. Они сильно влияют на формирование общественных отношений, реально присутствуют в процессе выработки нынешнего общественного мнения, а также сопряжены с рекламными компаниями.

Исторические этапы развития массовых коммуникаций

Базовая модель процесса коммуникации была реализована очень давно в работах древних учёных. К примеру, Аристотель говорил, что все процессы общения включают в свой состав минимум три компонента:

Говорящим индивидуумом Аристотель, вероятно, обозначал не одних ораторов, произносящих речи, но и писателей, так как уже в те времена культура письма находилась на достаточно высоком уровне. Да и сам Аристотель опубликовал отдельные свои работы именно в письменном формате. Но, если сравнивать его коммуникационную социальную модель с современной трактовкой Шеннона и Лассуэлла, то можно заметить, что она не упоминает вовсе технические средства коммуникации между источником и приёмником информации, то есть средства записи, сохранения, размножения, трансляции и приёма информации. Это легко можно объяснить низким уровнем социального, культурного и технического развития античного общества. Отсюда следует ввод, что в дальнейшем всё историческое развитие социальной коммуникации состоит в непрерывном совершенствовании именно технического оборудования, которое при Аристотеле практически отсутствовало или было в стадии разработки.

Готовые работы на аналогичную тему

Если рассматривать историю человеческого сообщества с позиций прогресса технического коммуникационного оборудования, то следует выделить три главных этапа:

  1. Племенное сообщество характеризуется господством устных коммуникационных форматов.
  2. Индустриальное сообщество. Основным средством коммуникации является печатная продукция.
  3. Электронное сообщество. Основными средствами массовых коммуникаций стали электронные средства, такие как Интернет, телевидение и так далее.

В общем и целом такая концепция достаточно правильно отражает главные этапы прогресса методов и средств социальной коммуникации, но в деталях, причём достаточно существенных, эта структура подлежит некоторой корректировке. При этом акценты в ней нужно расположить немного по-другому.

Прежде чем говорить о их развитии, надо сначала понять, что такое массовая коммуникация. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающаяся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.doc

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”.

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги?

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога(5) и интертекста(6).

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

Открытие и развитие телекоммуникаций

Открытие магнитных и электрических явлений привело к повышению технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние. С помощью металлических проводов, передатчика и приёмника можно было проводить электрическую связь на значительное расстояние. Стремительное развитие электрического телеграфа требовало конструирования проводников электрического тока. Испанский врач Сальва в 1795 году изобрёл первый кабель, который представлял из себя пучок скрученных изолированных проводов.

Решающее слово в эстафете многолетних поисков быстродействующего средства связи суждено было сказать замечательному русскому учёному П.Л. Шиллингу. В 1828 году был испытан прообраз будущего электромагнитного телеграфа. Шиллинг был первым, кто начал практически решать проблему создания кабельных изделий для подземной прокладки, способных передавать электрический ток на расстояние. Как Шиллинг, так и русский физик, электротехник Якоби пришли к выводу о бесперспективности подземных кабелей и о целесообразности воздушных проводящих линий. В истории электро - телеграфии самым популярным американцем был Сэмюэл Морзе. Он изобрёл телеграфный аппарат и азбуку к нему, позволяющие с помощью нажатия на ключ передавать информацию на дальние расстояния. Благодаря простоте и компактности устройства, удобству манипуляций при передаче и приёме и, главное, быстродействию телеграф Морзе в течение полустолетия был наиболее распространённой системой телеграфа, применявшейся во многих странах.

Появление радио и телевидения

Долгие годы упорных поисков, открытий и разочарований было потрачено на создание и конструирование кабельных сетей. Скорость распространения тока по жилам кабеля зависит от частоты тока, от электрических свойств кабеля, т.е. от электрического сопротивления и ёмкости. По истине триумфальным шедевром прошлого века была трансатлантическая прокладка проводного кабеля между Ирландией и Ньюфаундлендом, производимая пятью экспедициями.(7)

Появление и развитие современных кабелей связи обязаны изобретению телефона. Термин "телефон" старше способа передачи на расстояние человеческой речи. Практически пригодный аппарат для передачи человеческой речи был изобретён шотландцем Беллом. Белл в качестве передающего и приёмного устройства использовал наборы металлических и вибрирующих пластинок - камертонов, настроенных каждый на одну музыкальную ноту. Аппарат, передающий музыкальную азбуку, не имел успеха. Позже Белл с Ватсоном запатентовали описание способа и устройства для телефонной передачи голосовых и других звуков. В 1876 г. Белл впервые продемонстрировал свой телефон на Всемирной электротехнической выставке в Филадельфии.

Вместе с развитием телефонных аппаратов изменялись конструкции различных кабелей для приёма и передачи информации. Заслуживает внимания инженерное решение, запатентованное в 1886 году Шелбурном (США). Он предложил скручивать одновременно четыре жилы, но составлять цепи не из рядом лежащих, а из противолежащих жил, т.е. расположенных по диагоналям образованного в поперечном сечении квадрата. Для достижения гибкости в конструкции кабеля и изоляционной защиты, токопроводящих жил потребовалось около полувека. К началу XX века была создана оригинальная конструкция телефонных кабелей и освоена технология их промышленного производства. К самой оболочке предъявлялись требования гибкости, стойкости к многократным изгибам, растягивающим и сжимающим нагрузкам, вибрациям, возникающим как при транспортировке, так и при эксплуатации, стойкости против коррозии. С развитием химической промышленности в XX веке начал меняться материал оболочки кабелей, теперь она уже стала пластмассовой или металлопластмассовой с полиэтиленом. Развитие конструкции сердечника для городских телефонных кабелей всегда шло по пути увеличения максимального числа пар и уменьшения диаметра, токопроводящих жил. Радикальное решение проблемы обещает принципиально новое направление в развитии кабелей связи: волоконно-оптические и просто оптические кабели связи. Исторически мысль об использовании в кабелях связи вместо медных жил стеклянные волокна (световоды) принадлежит английскому физику Тиндалю.

С развитием телевидения, космонавтики и сверхзвуковой авиации возникла необходимость создания световодов вместо металла в кабелях. Уникальные возможности оптических кабелей состоят в том, что по одному волокну (точнее по паре волокон) можно передавать миллион телефонных разговоров. Для передачи информации используются различные виды связи: кабельные, радиорелейные, спутниковые, тропосферные, ионосферные, метеорные. Кабели совместно с лазерами и ЭВМ позволят создать принципиально новые системы телекоммуникаций.

История развития средств связи и телекоммуникаций неотделима от всей истории развития человечества, поскольку любая практическая деятельность людей неотделима и немыслима без их общения, без передачи информации от человека к человеку.

В зависимости от среды, по которой передаются сигналы, все существующие типы линий связи принято делить на проводные (воздушные и кабельные линии связи) и беспроводные (радиолинии). Проводные линии связи созданы искусственно человеком, а в беспроводных сигналы подаются в радиопередатчик, с помощью которого они преобразуются в высокочастотный радиосигнал. Протяжённость радиолиний и возможное число сигналов зависит от диапазона используемых частот, условий распространения радиоволн, технических данных радиопередатчика и радиоприёмника. Радиолинии используются для связи с любыми подвижными объектами: кораблями, самолётами, поездами, космическими аппаратами.

Человечество обладает сегодня таким объёмом информации в каждой области знаний, что люди уже не в состоянии держать его в памяти и эффективно использовать. Накопление информации продолжается нарастающими темпами, потоки вновь создаваемой информации столь велики, что человек не может и не успевает воспринимать и перерабатывать их. С этой целью появились различные устройства, аппаратура для сбора, накопления и обработки информации. Наиболее мощными средствами являются электронные вычислительные машины (ЭВМ), вошедшие в жизнь как один из важнейших элементов научно- технического прогресса. Для оперативной и качественной передачи переработанной информации наряду с развитием средств её обработки идет непрерывный процесс совершенствования средств массовых коммуникаций.(8)

Интернет привлекателен тем, что управление сетевыми ресурсами здесь абсолютно децентрализовано - на своем сервере или сайте(9) каждый волен, представлять любую информацию в любом порядке при условии, что она технически совместима с поддерживаемыми системой и браузерами(10), техническими протоколами.

Единственными органами управления в сети являются компании, выдающие условные электронные адреса (в виде словесного кода (lv, ru, com, org, gov и т.д.) - реальный адрес является цифровым кодом и назначается иначе). Однако единственной причиной, по которой эти организации могут отказать в выдаче адреса, может быть только то, что он уже занят. Услуга выделения адреса либо бесплатна, либо стоит порядка 100 долларов.

К 2000 году Интернет уже перерос тот этап, когда судьбы Сети находились в руках энтузиастов. Хотя местами их влияние по-прежнему ощутимо, развитие Сети привело к ее коммерциализации. Толчком к этому послужила разработка в 1992 году World Wide Web, в результате чего, с начала 90-х годов Интернет приобрел широкую популярность у пользователей. Всемирная паутина представила собой принципиально новую концепцию представления информации и навигации, понятную не только профессиональным компьютерщикам, но и некоторым пользователям. По мере того как Сеть получала все большую популярность у пользователей, к ней стали проявлять интерес и рекламодатели.

В западном Интернете, практически все компании имеют собственные сайты, количество коммерческой информации и това рооборот компаний, торгующих через Сеть, растет экспоненциально. Ведь в настоящее время Интернет, давно переданный для научного и гражданского использования, быстро развивается и становится главным способом международного общения коммерческих фирм, некоммерческих организаций, независимых печатных и вещательных средств массовой информации и правительств.(11)

Многие современные исследователи считают информацию главным ресурсом современного общества. Этому способствует ее неотъемлемое свойство – быть бесконечно возобновляемой и используемой. Потребление информации каким угодно большим числом людей не уменьшает возможностей доступа к ней новых и новых пользователей, и в этом – главное отличие процесса освоения информации от процесса потребления материальных ресурсов.

Для распространения информации в массовом масштабе необходимы средства – технические, организационные структуры, специальные профессиональные силы. Их предоставляет особый социальный институт – журналистика, которая включает периодическую печать, радио, телевидение, другие информационные каналы. У понятия журналистика – несколько значений: во-первых, это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых – это система предприятий и средств сбора и доставки информации. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности – произведения, составляющие номера газет и журналов, программы радио и телевидения.

C момента зарождения журналистика как социальное явление зависит от уровня социально-экономического, культурнo-образовательного, духовного развития общества, его научного и технического потенциала. Как социальный институт, журналистика может оказывать влияние на формирование общественного мнения, степень социальной адаптации аудитории. Среди исследователей журналистики ведутся нескончаемые дискуссии о роли журналистики в обществе: одни называют ее орудием политического управления, другие говорят о ней как об инструменте построения гражданского общества, третьи утверждают, что миссия журналистики – предоставлять гражданам информацию, необходимую им для свободы и самоуправления.

Основные характеристики массовой информации:

- направленность на массу людей (объединенных интересами, целями, принадлежностью к определенному социальному слою, профессии, территории);

- доступность (бесплатно, или за небольшую плату, в удобном режиме потребления);

- общесоциальная направленность, актуальность, соответствие интересам и потребностям людей;

- одновременность и непрерывность / регулярность поступления.

Массовая информация – содержание массовой коммуникации. Массовая коммуникация – распространение сведений в численно большой и пространственно рассредоточенной аудитории – служит целям связи и общения людей. Журналистика как cредство массовой коммуникации – посредник в общении. В американской лексике в этом значении используется термин mass-media (масс-медиа). Cовременные исследователи средств массовой информации определяют mass-media как средства, используемые для доставки информации массовой аудитории: радио, ТВ, газеты и журналы, книги, диски и т.д. – имеется ввиду не единичное издание, а их многосоставный комплекс – система информирования, включающая в себя также и электронные средства связи и охватывающая различные стороны жизни аудитории. В учебной литературе все названные термины часто используются как синонимы.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Коротецкая Л.М. Современные СМИ: функции, задачи, проблемы. Новосибирск, 2006.

Читайте также: