Сообщение реализация дидактических принципов в опыте работы педагогов

Обновлено: 14.05.2024

Принципы обучения – это руководящие идеи и положения, включающие в себя требования к содержанию и методике педагогического процесса. Функции принципов обучения:

во-первых, они отражают основные закономерности процесса обучения;

во-вторых, они отражают совместные действия обучающих и обучаемых;

в-третьих, они содержат основные требования к подготовке обучаемых;

в-четвертых, они выступают фундаментом успешной профессиональной деятельности педагогов.

Принципы, выработанные многовековой педагогической практикой и закрепленные современной наукой, составляют такую систему:

принцип научности (идейности) преподавания;

принцип практической направленности учебного процесса;

принцип сознательного и активного усвоения знаний;

принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала;

принцип доступности обучения;

принцип наглядности обучения;

принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении;

принцип единства обучения и воспитания.

Однако одного знания системы принципов совершенно недостаточно – важнее их реализовывать в повседневной педагогической практике. Рассмотрим основные пути реализации принципов обучения.

Путями реализации принципа научности (идейности) являются:

четкое определение личных позиций педагога и неукоснительное следование им;

убедительное изложение идейного смысла и практического предназначения учебной дисциплины, темы, занятия;

постоянное внимание к мировоззренческой и интеллектуальной сторонам обучения;

научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов;

смелый, но аргументированный отказ от устаревших концепций;

научная организация обучения.

Принцип практической направленности обучения предполагает:

раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития тех или иных процессов в современных условиях;

показ роли и места данной профессии в жизни общества;

использование последних практических наработок в содержании данного учебного курса;

постоянное внесение в теоретический материал элементов будущей профессиональной деятельности.

Для реализации принципа сознательности и активности обучения необходимо:

акцентировать внимание как на общественной значимости обучения, так и учебы по данной специальности;

разъяснять теоретическую и практическую значимость каждого учебного занятия;

постоянно поощрять инициативу и активность обучаемых на всем протяжении обучения.

Принцип систематичности, последовательности изложения материала требует от педагога:

глубоко знать свой курс;

постоянно ставить перед собой конкретные учебно-воспитательные цели на каждое занятие;

новый материал давать в опоре на прежние знания;

изложением текущего материала подготавливать обучаемых к восприятию последующего;

сокращать паузы между разделами, темами, занятиями.

Принцип доступности (посильности) обучения обязывает педагога еще до проведения занятия тщательно разобраться с уровнем общей и специальной грамотности обучаемых, учитывать это в ходе занятия, не подходить к оценке знаний обучаемых по своему уровню. Вместе с тем педагог должен помнить: облегченные требования к обучению - расхолаживают обучаемых, чрезмерные требования – отбивают интерес и желание учиться.

Реализация принципа наглядности предполагает использование всего арсенала наглядных средств для воздействия на различные ощущения и органы чувств обучаемых.

Несмотря на кажущуюся противоречивость реализация принципа коллективизма и индивидуального подхода в обучении осуществляется комплексно. Для этого необходимо:

учитывать индивидуальные особенности обучаемых, но не подстраиваться под них;

изучая всех, не забывать и о лидерах, и об отстающих;

быть одинаково доступным и понятным для всех обучаемых.

Наконец, говоря о реализации принципа сочетания воспитания и обучения следует иметь в виду, что педагогический процесс не только обогащает обучаемых знаниями, но и активно формирует их мировоззрение, что является отражением продуманной, глубокой, но деликатной работы педагога-воспитателя.

Вместе с тем воспитательный аспект обучения решает и сугубо специфические задачи:

воспитание бережного и уважительного отношения к собственности;

формирование добросовестного, творческого отношения к труду;

выработка правильного сочетания личных и общественных интересов в жизни и деятельности;

Принципы обучения– это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Дидактика – это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения, теория обучения.

Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие Дидактические принципы:

- Сознательность и активность;

- Системность и последовательность;

- Связь теории с практикой.

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Правила обучения:

Принцип наглядности обучения - Это опора на реальные представления учеников. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

Правила: 1. Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной. 2. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступной осязанию – путем осязания. 3. Никогда не ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения. 4. Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами. 5. Наблюдения должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимого от порядка, в котором они наблюдались. 6. Применяя наглядные средства, следует рассматривать их сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом. 7. Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспринимать главное. 8. Необходимо использовать современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Применение наглядных средств воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления.

Принцип системности и последовательности. - Это получение знаний в системе, их последовательное усвоение.

Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.

Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.

Правила обучения: 1. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста, изучать следует то, что доступно восприятию в каждом возрасте. 2. Следует учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития. 3. Следует учитывать степень индивидуальной обучаемости каждого учащегося, объединять учащихся в дифференцированные подгруппы с учетом уровня их обучаемости. 6. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них. 7. Для доступности следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление. 8. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения. 9. Доступность зависит от ясности изложения, четкости формулировок, образности, использования ярких фактов, примеров из жизни, литературы. 10. Доступность связана с работоспособностью: следует осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В настоящее время возросли трудности социальной адаптации выпускников специальных школ, что вызывает необходимость совершенствования трудового обучения, как важнейшего компонента подготовки к самостоятельной жизни.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно-полезный труд, а также кружковая работа.

Трудовое обучение школьников осуществляется на основе ряда дидактических принципов.

Система их следующая:

1. Связь теории с практикой

3. Систематичность и последовательность

4. Доступность и посильность труда для учащихся

5. Сознательность и активность учащихся

6. Прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков

8. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.

Связь теории с практикой.

Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений.

Этот принцип требует, чтобы учащимся давались только достоверные, проверенные практикой научные знания.

Систематичность и последовательность в трудовом обучении.

Это такая организация обучения, при которой материал усваивается в строгом логическом порядке. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников. Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником способствуют усвоению учащимися знаний в определенной системе. Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные.

Доступность и последовательность труда.

Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям.

Сознательность и активность учащихся.

Этот принцип требует так организовать обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивалась творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места.

Прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков.

Прочность усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение трудовых заданий. Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства.

Наглядность.

Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.

Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий этап - абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, даёт план наблюдений, сообщает его результаты.

На уроках применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовок на доске; условные изображения. Важно не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели.

Воспитание учащихся во время трудового обучения.

Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель - формирование всесторонне развитой личности. Цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.

При отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда.

Воспитательное воздействие на учащихся оказывает нравственный облик учителя, его знания и умения, организаторские способности, отношение к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

В статье раскрывается содержание педагогического процесса реализации дидактических принципов при организации обучения на уроках математики в информационно-образовательной среде. Определены дидактические принципы и способы их реализации средствами информационных технологий.

Ключевые слова: математика, принципы дидактики, ЕГЭ, связь обучения с жизнью.

Новая информационная эпоха, в которую вступил человек, характеризуется возрастающей ролью информационной среды, выступающей в качестве системообразующего фактора. Благодаря интенсивному использованию новых технологий в учебном процессе, начало 21 века отмечено попытками пересмотреть предмет, цели и задачи дидактики .

Что такое дидактика? Чаще всего, дидактику определяют как теорию преподавания и обучения. Дидактика обращается к вопросам, относящимся, в частности, к главным целям и руководящим принципам обучения и преподавания, образовательных программ, содержания, методов преподавания и оценки. Теперь сузим вопрос: дидактика — это наука или искусство обучения? Наиболее вероятно, что большинство из вас, основываясь на традиционном определении дидактики, ответят "наука". Действительно, в процессе развития как науки дидактика сформировала свои методы исследования, механизмы определения направлений, свою структуру и логику. Всё это привело к тому, что дидактика развивалась как научная дисциплина — теория образования и обучения.

Однако известно, что теория без практики слепа. Дидактике необходим учитель, который бы применил теорию на практике. И здесь не избежать сегмента “искусства”, которое играет жизненно важную роль в профессионализме учителя, в его личных качествах, в культуре и стиле преподавания, в творчестве и таланте. Совершенно очевидно, что эти две версии дидактики (дидактика-наука и дидактика-искусство) не могут существовать обособленно. Возникает резонный вопрос: Что их связывает? Каков механизм перехода из одной версии дидактики в другую?

Вероятно, что это связующее звено должно позволить учителю эффективно применять дидактику-науку в образовательной практике. Прежде всего, это способность эффективно обучать. Более того, традиционное понимание дидактики не отвечает требованиям информационного общества с быстрым развитием ИКТ. Дидактика цифровой эпохи трансформируется в науку, инженерию и искусство. Новая дидактика е-обучения называется e-дидактикой.

В рамках e-дидактики рассматривается трехступенчатая система, объединяющая различные уровни внедрения ИКТ технологий в образовательный процесс: низкий, средний и высокий.

При организации обучения в информационной образовательной среде пересматриваются основы классической дидактики: цели, функции, принципы. К ведущим принципам классической дидактики относятся:

связи обучения с жизнью;

систематичности и последовательности;

сознательности и активности;

воспитывающего и развивающего обучения;

Дидактические принципы также претерпевают изменения. Рассмотрим их на примерах некоторых принципов.

Доступность обучения . Несколько по-иному при обучении в информационном обществе формулируется данный принцип. Доступность обучения достигается за счет возможностей предоставления ученикам справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, и обеспечения вариативности содержания, различных форм представления учебного материала. Реализация данного принципа в условиях электронного обучения означает доступность в использовании информационно-коммуникационных технологий (компьютеры, программное обеспечение) и ресурсов (учебного контента). Через Интернет информация передается почти мгновенно. Ученики лучше воспринимают информацию энциклопедического типа (краткую, полную, но фрагментированную), чем текст параграфа объёмом несколько страниц. Электронные ресурсы и информационные технологии позволяют подавать ученику информацию в любом виде (текст, электронные энциклопедии, электронные каталоги образовательных ресурсов, виртуальные лаборатории, электронные тренажеры и т.п.) и в любых объемах, совершенно несопоставимых с бумажными носителями. Принцип доступности трансформируется в принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Сознательность и активность обучения. Принцип сознательности и активности заключается в предоставлении ученикам возможности осмысленного выбора собственной (индивидуальной) траектории обучения и активной субъектной позиции учащегося, способного ориентироваться в окружающем многообразии информации. В процессе электронного обучения данный принцип реализуется путем организации самостоятельной работы учащихся и вовлечения их в учебный процесс с учетом предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения и темпа работы. Для реализации этого принципа на уроках математики применяем компьютерное тестирование с помощью программы MyTest . Данный программный комплекс состоит из трех модулей: Модуль тестирования ( MyTestStudent ), Редактор тестов ( MyTestEditor ) и Журнал тестирования ( MyTestServer ). Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках. Известно, что усваиваются те действия, которые производятся сознательно. Более того, усиливается роль рефлексивной деятельности ученика, так как самостоятельно организуя свою деятельность, он понимает что делает, зачем, в каком порядке, и как совершенствовать свои действия.

Наглядность обучения . Принцип наглядности в дидактике информационного общества также присутствует: в процессе обучения остаются натуральная или словесная наглядность, словесно-образная, изобразительная, схематическая, символическая. Но все эти виды наглядности дополняются интерактивной на основе ИКТ технологий, используя которую ученик производит определенные действия. Реализуется принцип на базе мультимедиа и Интернет-технологий и позволяет сделать обучение более доступным для понимания посредством различных наглядных средств обучения и способов визуализации информации (анимация, видео, инфографика, ментальные и интерактивные карты).

На уроках геометрии можно применять интерактивные математические системы, которые способны оживить геометрические чертежи. Наиболее популярными из них являются:

Учебно методический комплект ЖМ;

1С: Математический конструктор и 1С: Виртуальная лаборатория;

В сети Интернет сегодня можно найти большое количество разнообразных ресурсов, которые просты в использовании, доступны, надежны, а также имеют широкие возможности для создания как индивидуальных материалов, так и коллективных.

Каждый будущий учитель, а также работающий в школе много лет должен не только знать и уметь применить созданные разными образовательными учреждениями ресурсы, но и научить своих учеников работать в огромном информационном поле. Объяснить ученикам основные правила и принципы поиска необходимой информации для повышения заинтересованности в обучении и развитии своего творческого потенциала. Вместо традиционной подготовки педагогов, фокус смещается в направлении нового типа подготовки учителей — учителей, которые могут работать в новом информационном веке, с высокими ожиданиями в отношении преподавательских компетенций, касающихся разработки и конструирования образовательных продуктов, которые способствуют эффективному обучению. При этих новых условиях учитель в какой-то мере становится инженером: учителем-инженером.

Читайте также: