Сообщение развитие науки и образования

Обновлено: 05.07.2024

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда — в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане.

Образование

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

Школа для бедных


Школа для бедных

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука

XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира

Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.

Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения


Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения.

То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

В этом нет ничего удивительного. Еще в VI в. до нашей эры один китайский философ и биолог пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Его имя было Цзон Цзе. Он писал о том, что организмы приобретали различия путем постепенных изменений, поколение за поколением. Поразительно только то, что миру понадобилось две с половиной тысячи лет, чтобы прийти к такому же выводу.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Развитие транспорта

Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.



"Железная лошадь" английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.


Итальянский физик Алессандро Вольта — создатель первого химического источника света — вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Майкл Фарадей


Майкл Фарадей

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон — автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи

Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии — с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.


День науки ежегодно отмечается в Российской Федерации 8 февраля. Именно в этот день в 1724 г. Петр Первый издал указ об основании Академии наук, и теперь эта дата стала праздником всех российских ученых.

Наша страна имеет славные традиции развития научного потенциала, что делает Россию одним из мировых лидеров во многих областях знаний. Российская наука – держит уровень и сегодня, а это очень важно, так как от достижений ученых зависит экономика, обороноспособность, медицина и промышленность нашей страны, а значит благосостояние и жизнь большинства российских граждан. Уже почти тысячу лет у нас в стране развивают науку, стараясь не только не отставать от ведущих стран, но и выйти в абсолютные мировые лидеры.

При царях

Центрами науки и просвещения на Руси сначала были монастыри. Именно там монахами были написаны работы по математике, истории, лингвистике еще в нач. XII в. Потом монголо-татарское нашествие на некоторое время отбросило нашу страну назад по сравнению с некоторыми европейскими странами, где активно развивались исследования. Только в XVII веке в России появляются первые научные центры, самым известным их них по праву считается Славяно-греко-латинская академия, выпустившая из своих стен много известных выпускников.

Император Петр I поставил цель ликвидировать отставание нашей страны от передовых государств и создал в Санкт-Петербурге Академию наук, куда пригласил работать учёных со всего мира. Особую славу принес себе в России и во всем мире Михаил Ломоносов, который не только создал Московских государственный университет, но и сам активно изучал химию, географию, физику, историю, экономику, лингвистику и многие другие дисциплины, где добился огромных успехов. Позже университеты открылись во многих крупных городах Российской империи.

Перед революцией в Российской империи действовало более трёхсот научных сообществ. Самые известные из них: Русское Географическое сообщество, Экономическое общество и Техническое сообщество. Перед революцией российская наука вышла на передовые позиции на планете. Хотя в Российской империи и сохранялось некоторое отставание от других западных стран, например, отсутствием необходимых приборов, инструментов, оборудования, которое научные сотрудники вынуждены были привозить. Из-за Гражданской войны, эмиграции многих светил науки, в стране остановилась на некоторое время плодотворная научная деятельность.

Советская наука

После революции наука была поставлена на службу государству, а именно его оборонительной мощи. Некоторые гуманитарные науки сначала были подвергнуты опале, а ученых-философов, например, и вовсе выслали из страны на пароходе. Большевики поставили себе задачу – как можно быстрее восстановить страну и построить мощную промышленность. Коммунистическим властям удалось создать эффективную систему организации научной деятельности, из-за которой государство быстро стало индустриальным, а также передовым в научной сфере. Созданы были многочисленные НИИ, действовала Академия наук СССР и ее филиалы во многих советских городах. При ВУЗах работали кафедры и институты, которые не только выращивали новые научные кадры, но и успешно занимались исследованиями.

По сути, именно научный и промышленный рывок 30-х помог победить в Великой Отечественной войне, быстро восстановиться после неё. Страна уже в 1957 г. вывела первый искусственный спутник на околоземную орбиту, а в 1961 — Юрий Гагарин совершил первый полёт человека в космос, что воспринималось обществом как абсолютный триумф Страны Советов и ее строя. Успехи советских ученых были замечены мировым научным сообществом, многие из них были награждены Нобелевской и другими премиями. Работы И. В. Курчатова, А. Д. Сахарова, С. П. Королева, Л. Д. Ландау, П. Л. Капицы и других советских ученых внесли огромный вклад в мировую науку, плоды которого мы используем и по сей день.

Современность

Российские исследователи продолжают славные традиции прошлого в науке. В РФ действует порядка четырех тысяч различных научных организаций и обществ, большинство государственных, которые занимаются научными исследованиями. Самых значительных успехов российские ученые добились в физике, биологии и химии, в то же время по гуманитарным и общественным наукам есть некоторое отставание, которое надеются сократить в самое ближайшее время. Вообще, в современной России особенное внимание уделяют знаниям в сфере безопасности, освоения космоса, военных вооружений, ядерной энергетики, телекоммуникационных систем и прочим.

Из проблем российской науки можно выделить малое число специалистов, которые обладают необходимой квалификацией в передовых научных дисциплинах, низкий отклик на научные достижения в бизнес среде, что помогло бы быстро внедрить изобретения в массовое производство. Многие ученые не раз заявляли, что хотели бы, чтобы доходы от продажи природных ресурсов в Российской Федерации использовались и для модернизации научно-исследовательского комплекса. В любом случае прогноз развития российской науки оптимистический, так что наши ученые еще покажут свой потенциал и наверняка выйдут в мировые лидеры.


Актуальность темы исследования предопределена тем, что образованию и науке в современном обществе уделяется особое внимание, ведь они являются важнейшими факторами формирования новых человеческих качеств, от которых зависит степень развития страны.Современное образование и наука — это, в первую очередь, воспитание интеллектуальных и производительных сил общества, развитие духовной культуры. Качественное образование дает возможность выпускникам высших учебных заведений формировать свою профессиональную карьеру на принципах социальной справедливости, соответствовать общечеловеческим ценностям и быть конкурентоспособными на рынке труда. Повышение уровня образования и науки позволит значительно расширить возможности создания общеобразовательного и научного пространства, которое будет способствовать адаптации современной системы образования к европейским нормам и стандартам.

Продолжая изложение данного исследования следует обратиться к вопросу относительно европейской интеграции украинского общества в области образования. Со времени официального подписания декларации на Бергенской конференции 19 мая 2005 года Украина присоединилась к Болонскому процессу. В десятилетний промежуток времени прослеживается адаптация отечественного высшего образования к общеевропейскому образовательному, научному и культурному пространству, при этом происходит сохранение достижений и приоритетов национальной системы образования.

Известно, что Болонский процесс был принят для улучшения образования и науки в Европе. С начала своего образования он был направлен на усиление конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования, содействию мобильности студентов, их трудоустройству путем внедрения системы основанной на преддипломной (бакалаврат) и последипломной (магистратура, докторантура), утверждение программ обучения и унифицировании ученых степеней (бакалавр, магистр, доктор философии). Повышение качества высшего образования через мобильность учебного процесса; обучение на протяжении всей жизни; международная открытость и мобильность; научные исследования и инновации; расширение автономии университетов — всё это главные критерии в Болонском процессе.

Какие же задачи стоят сейчас перед современным образованием и наукой, кого необходимо готовить, и как нужно выстроить план подготовки будущего специалиста в определенной отрасли, чтобы он соответствовал современным требованиям. Учитывая опыт других стран участниц Болонского процесса и исследуя свой собственный, Украина получает возможность подвести собственное образовательное пространство к европейским стандартам, чем сможет обеспечить конкурентоспособность выпускников украинских высших учебных заведений.

Исследовательская деятельность и учебный процесс — это главные задачи университета. Бесспорно, перед каждым высшим учебным заведением стоит вопрос, как обучать и чему обучать. Студент, который выходит из стен университета, не должен давать стареть своим знаниям. И если студент освоил, как и чему нужно учиться, то он будет продолжать обучение всю жизнь. Научить студентов масштабно и перспективно мыслить — это одно из главных заданий. В условиях глобализации нашего общества в большом количестве информации можно потеряться, потому необходимо научить студентов найти ту информацию, которая необходима именно ему. Каким же образом можно научить масштабно мыслить? Прежде всего преподавателям необходимо проводить разные научные конференции, способствовать участию студентов в международных грантах. В университетах разрабатываются научные исследования, разнообразные проекты и программы, принимая в них участие студент, таким образом, приобщается к научному процессу и получает практическую подготовку. Это его делает не только ученым, но и практиком. Сочетание исследовательской деятельности и учебного процесса является главной задачей исследовательского университета.

В данном аспекте значительная роль отводится развитию международного межвузовского сотрудничества, которое позволит организовать общие исследовательские проекты, программы обмена студентов и преподавателей. Однако самой распространенной формой интернационализации высшего образования остается мобильность студентов. Поэтому перед исследовательскими университетами стоит задача в совмещении образования и исследования, используя при этом модели других университетов Европейского союза; создании научных парков и выделении исследователей, которые смогут воплощать новые проекты при поддержке иностранных инвесторов; объединении в научном парке разных разработок, приобретении научно-исследовательской и высокотехнологической продукции; проведении конкурсов инновационных проектов, создании новых программ ориентированных на картину будущего.

Сегодня высшее образование за рубежом считается достаточно востребованным на мировом рынке труда. Лучшие университеты мира задают тон в области высоких технологий, искусства, культуры, а дипломы, полученные после их окончания, дают возможность работать во многих областях наук. Так обучение в университетах Великобритании, Англии, Германии, США, Канаде гарантирует выпускникам в перспективе, получить престижную и высокооплачиваемую работу. Поэтому, перед украинскими вузами стоит задача так наладить обучение, чтобы отечественное высшее образование отвечало европейским стандартам, а дипломы выпускников украинских университетов были признаны во всем мире, давали возможность трудоустройства в любой стране, предоставляли знание и практические навыки для последующего успешного карьерного роста и приобретения межкультурного опыта.

К примеру, высшее образование в США сконцентрировано на выявление индивидуальных особенностей и интересов студента, способствует построению успешной карьеры. Проходя обучение в Америке студенты не только получают теоретический багаж знаний, они еще и учатся применять их на практике. Своеобразной является современная система образования во Франции, которая формировалась в течении последних двух веков и остаётся одной из самых передовых в мире. Основная её особенность — преимущество государственных учебных заведений. Французские университеты являются высшими учебными заведениями, автономными в плане административного управления, научных программ, форм обучения и педагогической работы.

Следовательно, реформирование системы образования необходимо подстраивать к потребностям современного общества. Прежде всего это касается подготовки высококвалифицированных специалистов, которые отвечали бы запросам современного рынка труда, имели бы не только теоретические, но и практические знания, владели профессиональной мобильностью. Подготовка таких специалистов является причиной внесения соответствующих корректив во всё высшее образование. Ведь реформирование образовательной сферы ведет к качественной системе знаний, которые отвечают существующим требованиям и способны к изменениям не только имеющихся ценностей, но и к изменениям в самом содержании. Поэтому, начиная образовательные реформы, необходимо учитывать и то, что реформационные проекты — это длительный процесс и какой будет результат зависит непосредственно от нас. Однако, изменить ключевые знания и существующие ценности будет недостаточно, необходимо также изменить сами механизмы и средства реформирования, только тогда можно будет увидеть качественные преобразования не только в обществе, но и во всей системе образования. Поэтому, стратегическая роль высшего образования заключается в получении и улучшении знаний, в глобальном обмене знаниями через многонациональные исследования и образовательные проекты, программы обмена студентами и преподавателями с целью стимулирования инноваций и креативности.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, наука, Болонский процесс, учебный процесс, образование, современное образование, современное общество, студент, высшее учебное заведение, Европа.

Успешное завершение Отечественной войны повлияло на самосознание русского народа. Дворяне и простые солдаты, которые увидели уровень развития европейских государств, стремились осуществить такие же грандиозные преобразования на Родине. Для развития государства требовались грамотные специалисты, поэтому Александр 1 принял решение реформировать сферу образования и науки. В первой половине 19 века началось активное строительство учебных заведений.

Наука и образование в первой половине 19 века

Система образовательных учреждений

Приходские и уездные училища

Приходские училища.

Первой ступенью образования являлись приходские училища. Эти учебные заведения создавались для обучения низших слоёв населения, то есть крепостных. Организации учреждались при церквях в городах и деревнях и содержались только за счёт финансирования местного населения. Неудивительно, что часто заведения находились в плачевном состоянии.

Обучение в приходских училищах велось в течение 1 года. В одном классе одновременно могло находиться от 30 до 70 человек. При этом возраст учеников был разным, от 6 до 14 лет. В приходских училищах преподавали всего 4 дисциплины:

  1. Божий закон.
  2. Чтение.
  3. Письмо.
  4. Правила арифметики.

Уездные училища были второй ступенью образования. В них обучалось свободное городское население: дети ремесленников, торговцев и зажиточных крестьян. В течение 2 лет студенты изучали 15 предметов. По поручению Министерства просвещения в программу были добавлены:

  • география;
  • физика;
  • естествознание.

Уездные училища задумывались как подготовительный этап перед поступлением в гимназию. Заведения финансировались государством, поэтому в них преподавали более образованные наставники, использовались учебники.

Городские гимназии

Городские гимназии

Дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. В этих заведениях готовили будущих сотрудников государственного аппарата, поэтому программа обучения была непростой. Гимназисты закреплялись за учебным заведением на 4 года. Программа образования в учебном заведении состояла из циклов. Информация по дисциплинам отражена в таблице:

В гимназиях была введена должность классного надзирателя, задача которого сводилась к наблюдению за поведением учеников. Все преподаватели делились на младших и старших.

Университеты и лицеи

Университеты считались высшей ступенью образования. Учиться в этом заведении могли только дети дворян и чиновников. К началу правления Александра 1 в Российской империи было всего 3 университета:

Университет в Санкт-Петербурге

  1. Московский.
  2. Дерптский.
  3. Виленский.

Но уже в 1805 г. высшие учебные заведения открылись в Харькове и Казани, а в 1819 г. в Санкт-Петербурге. Университеты были прекрасно оборудованы. В них были просторные классы, богатые библиотеки и лаборатории, но наблюдалась проблема с нехваткой учеников. Провинциальные дворяне настороженно относились к новым учебным заведениям и предпочитали обучать детей на дому.

Активно развивалась система женского образования. В Москве действовал Институт Благородных Девиц, в который принимали девушек из дворянских семей. Несмотря на большое количество учебных дисциплин, акцент был сделан на эстетические предметы, такие как рисование, танцы и музыка.

Система образования при Николае 1 существенно изменилась. Новый правитель ввёл жёсткую сословную политику. Он запретил крепостным учиться в образовательных учреждениях высшего и среднего звена, преемственность заведений была отменена. За образованием дворянских детей новый император следил особенно внимательно. Вольнодумство не допускалось, студентов учили смирению и служению государству.

Развитие науки

Благодаря реформам императора в России, наука в 19 веке начинает активно развиваться. Отечественные учёные сделали ряд важных открытий. Например, И. Лобачевский создаёт неевклидовую геометрию. И. Зинин впервые синтезирует анилин, а братья Черепановы создают паровоз. В начале XIX века был открыт метод гальванопластики и способ использования электрических зарядов для освещения помещений и плавки металлов.

В начале XIX века сделано много географических открытий. Например, Крузенштерн и Лисянский совершают первое кругосветное путешествие. В 1819 г. Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. Были исследованы отдалённые материки и острова.

Читайте также: