Сообщение разнообразие корней растений 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

В предыдущем уроке мы изучили строение разных частей растения. Но мир растений удивителен и огромен, поэтому некоторые части видоизменяются и становятся почти не узнаваемыми. В этом уроке мы познакомимся с миром разнообразия частей растений.

План урока:

Разнообразие корневых систем

Корень — основной орган растений, который выполняет важнейшие функции: закрепление в почве, проведение и запасание воды и растворённых в ней минеральных веществ. Всем растениям нужно выполнять эти задачи, но не в равной степени. Именно поэтому существует огромное разнообразие корневых систем.

Корневые системы разделяют на две группы:

  1. Стержневая корневая система: есть главные корень, от которого распространяются по почве боковые корни (двудольные растения);
  2. Мочковатая корневая система: главного корня выделить нельзя, все корни одинаковые (однодольные).

В зависимости от местообитания у растений отличается длина корней. У растений пустынь чрезвычайно продолжительные корни для добычи влаги из глубоких грунтовых вод. А растениям тундры из-за вечной мерзлоты приходится держать корни у поверхности. Такая длина корней не может обеспечить полноценное питание, поэтому растение вырастает небольшим для экономии питательных веществ.

На этом метаморфозы корней не заканчиваются. Некоторые растения пошли дальше и придумали причудливые формы, которые назвали видоизменениями корней.

  1. Запасающие корни. Такие корни также делятся на два вида: корнеплоды (морковь, свёкла) и корневые клубни (георгин, чистяк). Они отличаются своим происхождением: корнеплоды возникают в результате слияния главного корня и нижних участков стебля, а корневые клубни — в результате слияния боковых или придаточных корней. Люди и животные могут питаться корнеплодами, а корневыми клубнями — нет. Как понятно из названия, функция таких корней — запасание питательных веществ. Клубни картофеля — это разновидность побега, так как имеют на своей поверхности видоизменённые почки — глазки. Его клубни не относятся к корням, хоть и находятся под землёй.
  2. Воздушные корни. Такие видоизменённые корни есть у растений, которые живут на других растениях (орхидея). Функции воздушных корней: опора и фотосинтез, так как в составе корней есть хлоропласты. Растения с подобным видоизменением корней — эпифиты — не относятся к паразитарным организмам,потому что используют другие растения только как местожительство, а не как источник питательных веществ.
  3. Корни-присоски. В отличие от воздушных корней, корни-присоски являются приспособлением растений-паразитов (омела). С их помощью растения проникают в тело хозяина и высасывают питательные вещества.
  4. Корни-прицепки. Функция таких корней — опора растений. В трещинках корни-прицепки заполняют собой пустоты, а на гладкой поверхности выделяют клейкое вещество для более прочного закрепления. С их помощью лазающие растения (плющ) крепятся к поверхности и выносят листья к солнечному свету.
  5. Дыхательные корни. Особенность таких корней — вертикальный рост вверх к поверхности почвы для большего захвата кислорода. Это видоизменение необходимо растениям, которые растут на топкой почве, бедной воздухом (ива).
  6. Ходульные корни. Такие корни служат для опоры тропических деревьев (панданус). Видоизменение названо так, потому что создаётся ощущение, будто дерево стоит на ходулях.
  7. Втягивающие корни. Придаточные или боковые корни, которые способны к продольному сокращению — укорочению самих себя на 10-70%.Внешне такие корни выглядят как толстые столбики с поперечными полосами. Благодаря этому растение может втягиваться в почву (лук, тюльпан).

Разнообразие листьев

Лист — орган растения, который отвечает за фотосинтез и испарение воды (транспирацию). Потребности в питательных веществах и воде у растений разные, поэтому существует разнообразие листьев.

По внешнему строению листья бывают:

  1. Черешковые: листья соединены со стеблем при помощи черешка (дуб, берёза);
  2. Сидячие: листья присоединены к стеблю основанием листовой пластины (алоэ, пшеница).

Разнообразие листьев по внешнему строению

Листья различаются жилкованием:

  1. Сетчатое жилкование: от крупной жилки отходят мелкие жилки, которые формируют целую сеть; сетчатое в свою очередь делится на перистое и пальчатое(вишня, груша, яблоня);
  2. Параллельное жилкование: жилки располагаются параллельно(пырей, злаковые);
  3. Дуговое жилкование: жилки располагаются по дуге (подорожник, ландыш, тюльпан).

В зависимости от местообитания и увлажнения почвы у растений отличается форма листьев. Если растение живёт во влажной местности, оно будет иметь большие листья с огромным количеством устьиц. Такое растение не экономит влагу и не боится получить лишнюю порцию солнечного света. Если растение живёт в засушливой местности, оно будет иметь узкие листья с небольшим количеством устьиц. Часто у таких растений есть дополнительная защита от потери влаги: восковой налёт и толстая кутикула.

Кардинальные видоизменения частей растения не обошли и листья.

  1. Колючки. У такого видоизменения может быть две цели: либо растение сильно уменьшает поверхность, чтобы замедлить испарение воды (кактус), либо защищается от травоядных животных (барбарис).
  2. Водозапасающие листки . Такие видоизменённые листья есть у растений засушливых местообитаний (алоэ). С их помощью растение удерживает нужную влагу.
  3. Усики. С помощью таких листьев растения крепятся к опоре (горох). Не путайте с корнями-присосками и корнями-прицепками: хоть функция одна, происхождение разное.Усики развиваются из бывших листьев, а корни-присоски и корни-прицепки — из корней.
  4. Листья насекомоядных растений . Насекомоядные растения живут на бедных почвах, так что приспособились к экстремальным условиям экстремальным образом (венерина мухоловка). На поверхности таких листьев имеются специальные желёзки, которые выделяют пищеварительные ферменты (пепсин) и органические кислоты (муравьиная кислота). Если насекомое попадает на ловчий орган такого растения, у него усиливается секреция (выделение) пищеварительных веществ. Железистые волоски гнутся по направлению к насекомому (росянка) или загибают края листа, на котором расположено насекомое (жирянка).После захвата добычи ферменты начинают активно работать и расщепляют насекомых до простых веществ, которые могут использовать сами растения. Таким образом, листки насекомоядных растений способны переваривать насекомых, тем самым восполняя запас питательных веществ.

Разнообразие стеблей

Стебель растения— часть побега, выполняющая ряд важнейших функций: проведение и запасание веществ, защита, обеспечение вегетативного размножения, прикрепление к опоре. Чтобы обеспечить все функции, необходимые растению, существует разнообразие типов стеблей.

Разнообразие стеблей по степени одревеснения

Разнообразие стеблей по форме поперечного сечения

По направлению роста:

  1. Прямостоячие: для такого вида стебля у растения должна быть механическая ткань (берёза);
  2. Вьющиеся: такие растения способны обвивать опору (вьюнок);
  3. Лазающие: используют для прикрепления к опоре видоизменённые органы (виноград);
  4. Лежачие: лежат на почве (вербейник);
  5. Ползущие: также лежат на земле, но могут укореняться (земляника).

Разнообразие стеблей по направлению роста

В зависимости от перечисленных выше характеристик стебля выделяют жизненные формы растений:

  1. Дерево: растение с деревянистым стеблем, которое имеет главный ствол (берёза);
  2. Кустарник: растение с деревянистым стеблем, у которого нет главного ствола во взрослом сформированном состоянии, то есть когда растение достигло пика своего развития (сирень);
  3. Кустарничек: низкорослое растение, у которого нет главного ствола во взрослом состоянии (черника);
  4. Травянистое растение: однолетнее, двулетнее или многолетнее растение с травянистым стеблем (клевер).

Жизненные формы растений

Разнообразие побегов

Побег — наземные вегетативный орган растения, который представляет собой стебель с листьями и почками. Побеги некоторых растений видоизменились настолько, что их легко спутать с другими частями, например, с корнем. В этом нелёгком деле поможет только максимальная концентрация.

  1. Клубни . Плод картофеля — это на самом деле видоизменённый побег, который называется клубнем. Подземные побеги картофеля называются столонами, а клубень — это его утолщение. На поверхности клубня картофеля, особенно на верхушке, расположены почки — глазки. Такое тотальное видоизменение побега нужно для большого отложения питательных веществ, в частности крахмала.
  2. Луковицы. Такие видоизменения можно увидеть непосредственно у лука или тюльпана. Если разрезать луковицу, можно рассмотреть её части: донце и чешуи. Донце расположено в нижней части и представляет собой остаточный плоский стебель. Сверху от него находятся видоизменённые листья — чешуи. Такое видоизменение служит для накопления воды и питательных веществ в сочных внутренних чешуях.
  3. Корневища. Корневище растения легко спутать с корнем, но это видоизменённый побег, так как имеет на своей поверхности почки. Благодаря этому, от корневища могут отрастать как придаточные корни, так и новые побеги. На практике используется размножение корневищами: из участка корневища, помещённого в почву, вырастает самостоятельное растение. Такое видоизменение есть у многих растений, например, у крапивы и ландыша.
  4. Шипы. Уменьшения поверхности стебля служит для уменьшения испарения и защиты от травоядных животных (акация).
  5. Усы. Усы позволяют землянике вегетативно размножаться и распространяться на различные расстояния.
  6. Запасающие побеги . Исходя из названия, такие побеги выполняют функцию запасания воды и питательных веществ (кактус, орхидные).

Разнообразие цветков

Цветок — орган растения, который предназначен для полового размножения. Несмотря на то, что цветок выполняет всего одну функцию, разнообразие не обошло и эту часть растения.

По типу околоцветника:

По разной форме цветков:

Правильные и неправильные цветки

Раздельнополые и обоеполые цветки

Для описания разнообразных цветков используют формулу цветка. Чтобы её использовать, нужно вспомнить части цветка.

В формулу цветка входят такие сокращения:

  1. О — простой околоцветник;
  2. Ч — чашелистики;
  3. Л — лепестки;
  4. Т — тычинки;
  5. П — пестик;
  6. ∞ — если число больше 12;
  7. *— правильный цветок;
  8. ↑ — неправильный цветок;
  9. ♀ — однополый женский;
  10. ♂ — однополый мужской.

Например, формула тычиночного цветка огурца будет представлена следующим образом: ♂*Ч(5)Л(5)Т(5)П0, то есть это правильный однополый мужской цветок с пятью сросшимися чашелистиками, пятью сросшимися лепестками, пятью сросшимися тычинками, без пестика. Если число не заключено в скобки, то данная часть растения не срастается.

Разнообразие соцветий

Соцветие — несколько связанных друг с другом цветков. При помощи появления соцветий растения повышают вероятность опыления насекомыми: с дальнего расстояния соцветия видно лучше.

Разнообразие соцветий велико:

  1. Простые соцветия: у таких соцветий на главной оси (главном выраженном побеге)сидят цветки (подорожник);
  2. Сложные соцветия: у таких соцветий на главной оси сидят другие простые соцветия (сирень);
  3. Голые соцветия: у таких соцветий прицветники (листки на ножке под самым основанием цветка)уменьшены или их совсем нет (пастушья сумка);
  4. Облиственные соцветия: у таких соцветий прицветники сильно развиты (фиалка).

Простые и сложные соцветия

В свою очередь простые соцветия делятся на:

  1. Кисть: на длинной оси расположены цветоножки, на концах которых находятся цветки (капуста);
  2. Простой колос: на длинной оси расположены сидячие цветки (подорожник);
  3. Початок: на длинной толстой оси расположены сидячие цветки (кукуруза);
  4. Простой зонтик: из вершины оси выходят длинные цветоножки (примула);
  5. Щиток: на длинной оси расположены цветоножки, при этом нижние намного длиннее верхних (груша);
  6. Головка: на укороченной оси расположены сидячие цветки (клевер);
  7. Корзинка: на расширенной оси расположены сидячие цветки (подсолнух).

А сложные соцветия бывают такими:

  1. Метёлка (сложная кисть): на оси расположены кисти (сирень);
  2. Сложный колос: на оси расположены колоски (пшеница);
  3. Сложный зонтик: на оси расположены зонтики (петрушка);
  4. Монохазий: на невыраженной оси расположена одна ось второго и третьего порядка;
  5. Дихазий: на невыраженной оси расположены две оси второго и третьего порядка;
  6. Плеохазий: на невыраженной оси расположено более двух осей второго и третьего порядка.

Разнообразие плодов

Плод — орган растения, в котором расположены семена для дальнейшего распространения. Части плода: околоплодник и семя. Околоплодник (мякоть) защищает ценные семена от неблагоприятных условий окружающей среды.

Классификация плодов по сложности:

  1. Простой (настоящий) плод: развивается из цветка, который имеет один пестик (горох);
  2. Сложный плод: развивается из цветка, который имеет несколько пестиков (малина);
  3. Соплодие: развивается из целого соцветия (ананас).

Разнообразие плодов по сложности

По количеству семян:

  1. Односемянные плоды (орех);
  2. Многосемянны плоды (яблоня).

В зависимости от строения плода выделяют разновидности:

Ягодовидные плоды . У этих плодов сочный околоплодник с множеством семян внутри.

  1. Ягода: без сомнений все пробовали ягоды; эти сочные плоды покрыты тонкой кожицей (клюква, черника);
  2. Яблоко: удивительно, но яблоко есть не только у яблони; яблоком называют яблоко — ложный плод, в образовании которого участвует разросшееся цветоложе (яблоня, боярышник);
  3. Померанец: плод цитрусовых (лимон, мандарин).

Костянковидные плоды. У этих плодов сочный околоплодник и твёрдые косточки (одна или несколько).

  1. Костянка: сочный плод с одревесневшим центром околоплодника — косточкой (вишня, абрикос);
  2. Многокостянка: группа костянок, образовавшаяся из одного цветка (малина, ежевика).

Ореховидные плоды. У этих нераскрывающихся плодов сухой околоплодник и одно семя.

  1. Орех: этот плод имеет деревянистый околоплодник (грецкий орех, фундук);
  2. Орешек: орех маленького размера (гречиха, конопля);
  3. Многоорешек: несколько орешков расположены на разросшемся цветоложе (земляника);
  4. Жёлудь: плод с плюской — чашевидным органом, похожим на блюдце (дуб);
  5. Семянка: у этой разновидности плода кожистый околоплодник, который не срастается с семенем (подсолнечник);
  6. Зерновка: в отличие от семянки, плёнчатый околоплодник зерновки срастается с семенем (пшеница, кукуруза).

Коробочковидные плоды. У этих раскрывающихся плодов сухой околоплодник и много семян.

28gdfh0.6


Коробочковидные плоды

Благодаря такому разнообразию семян и плодов, растения выработали множество стратегий для распространения семян на большие расстояния. Плоды и семена могут перемещаться с помощью воды, ветра, животных и самораспространения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация по окружающему миру расчитана для учащихся 3 класса по системе " Начальная школа 21 века"и соответствует требованиям ФГОС.Данную работу учитель может использовать для составления проекта урока по теме "Корень растения".Презентация по содержанию также подходит к любому УМК.В презентацию включен дополнительный материал, расширяющий кругозор учащихся .Даны понятия корня, корневища, клубня, корнеплода,их принципиальные различия.Приведены образцы растений.

Корень – подземная часть растения, которая осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям .

Корень – подземная часть растения, которая осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям .


Если растение запасло питательные вещества в корне , то этот утолщённый корень называют корнеплодом .

Если растение запасло питательные вещества в корне , то этот утолщённый корень называют корнеплодом .



редис


брюква

репа

сельдерей

петрушка

пастернак

Подземную часть картофеля и лука часто путают с корнеплодами . Но это не так!

Подземную часть картофеля и лука часто путают с корнеплодами . Но это не так!

картофель

георгин

Корневище – это тоже подземный видоизмененный побег . Очень похож на длинный ветвистый корень

Корневище – это тоже подземный видоизмененный побег . Очень похож на длинный ветвистый корень

Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;

- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;

- умение различать группы растений по их существенным признакам.

Развивающие: развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету;

Воспитательные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Формировать умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, составлять план работы, анализировать и классифицировать найденную информацию;

Формировать умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах, строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные : формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

сформировать представление о разнообразии растительного мира, познакомить с отличительными признаками основных групп растений, умение различать группы растений по их существенным признакам.

Почему? Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых, А потом цветов

№ слайда 1

Почему? Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых, А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются. Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут. Как ни тонок, неприметен Под землею корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок. В. Жак

Какова тема урока? КОРЕНЬ Что вы уже знаете о корне? Что еще необходимо выяснить

№ слайда 2

Какова тема урока? КОРЕНЬ Что вы уже знаете о корне? Что еще необходимо выяснить?

Какие функции выполняет корень? Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок

№ слайда 3

Какие функции выполняет корень? Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых, А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются. Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут. Как ни тонок, неприметен Под землею корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок. В. Жак

Функции корней Удержание в почве Поглощение питательных веществ из почвы Проведе

№ слайда 4

Функции корней Удержание в почве Поглощение питательных веществ из почвы Проведение питательных веществ в побег Запасание питательных веществ

Выясните, какие виды корней встречаются у растений?

№ слайда 5

Выясните, какие виды корней встречаются у растений?

В чем основное различие корней?

№ слайда 6

В чем основное различие корней?

Совокупность всех корней растения называют…. Корневая система

№ слайда 7

Совокупность всех корней растения называют…. Корневая система

Разделите на две группы предложенные корневые системы разных растений. Объясните

№ слайда 8

Разделите на две группы предложенные корневые системы разных растений. Объясните, почему вы так разделили? Какими видами корней они представлены? Предложите название этих типов корневых систем.


№ слайда 9

В каких условиях растут растения с разными типами корневых систем?Растения, имею

№ слайда 10

В каких условиях растут растения с разными типами корневых систем?Растения, имеющие стержневую систему, чаще растут в…. Засушливых условиях. Растения, имеющие мочковатую систему, чаще растут в…. Условиях повышенной влажности, а также там, где часты ветры.

Определите тип корневой системы.

№ слайда 12

Определите тип корневой системы.

Выберите правильный ответ 3. Среди функций корня обычны А) опорная и фотосинтети

№ слайда 13

Выберите правильный ответ 3. Среди функций корня обычны А) опорная и фотосинтетическая Б) фотосинтетическая и проводящая В) проводящая и опорная Г) опорная и функция испарения

Выберите правильный ответ4. Из зародышевого корешка образуется А) придаточный ко

№ слайда 14

Выберите правильный ответ4. Из зародышевого корешка образуется А) придаточный корень Б) главный корень В) боковой корень Г) главный или боковой корни

Выберите правильный ответ5. Стержневая корневая система у А) одуванчика и подоро

№ слайда 15

Выберите правильный ответ5. Стержневая корневая система у А) одуванчика и подорожника Б) пшеницы и ржи В) ржи и подорожника Г) одуванчика и гречихи

Продолжи предложенияСегодня на уроке я узнал(а) …. Теперь я могу …. На уроке я ч

№ слайда 17

Продолжи предложенияСегодня на уроке я узнал(а) …. Теперь я могу …. На уроке я чувствовал(а) себя …. А еще я хочу сказать….

Домашнее задание Выучить основные термины и определения. Прочитать п. и ответить

№ слайда 18

Домашнее задание Выучить основные термины и определения. Прочитать п. и ответить на вопросы устно.

Пора и отдохнуть)))

№ слайда 19

Читайте также: