Сообщение рахманинов сюита для двух фортепиано

Обновлено: 22.06.2024

Сюита для двух фортепиано п O 1 , оп. 5 был написан Сергеем Васильевичем Рахманиновым в возрасте 20 лет летом 1893 года . Посвященная Петру Ильичу Чайковскому , это первая из двух сюит, созданных для двух фортепиано и включает в себя четыре части. Каждому из них предшествует цитата выделенного таким образом поэта: Михаила Лермонтова , лорда Байрона , Федора Тютчева и Хомякова.

Баркарола непосредственно вдохновлена у Фредерика Шопена . Перевод "Песни о гондоле" Лермонтова, стоящей во главе движения:

Это час, когда появляются рога
. Высокая нота соловья;
Это час, когда клятвы влюбленных
звучат мелодичным эхом в каждом произнесенном шепотом слове,
И нежный ветерок и близкие родники
Музыка для одинокого уха.

Человеческие слезы, о человеческие слезы!
Ты тонешь рано и поздно -
Ты тонешь неизвестно, ты тонешь незамеченным,
Бесконечный, бесчисленный,
Ты тонешь, как потоки дождя,
В темноте осенней ночи.

Могучий перезвон прозвучал по всей земле
И по всему воздуху стонал, трепетал и содрогался.
Яркие, мелодичные и аргентинские акценты
Распространяйте весть о святом торжестве.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Крупным сочинением концертного плана является Фантазия (картины) ор. 5 (1893), впоследствии получившая наименование Первой сюиты для двух фортепиано. В самом заглавии этого произведения подчеркнуто стремление к красочному звукописному воплощению образов. Каждая из четырех частей цикла снабжена стихотворным эпиграфом, поясняющим авторский замысел. Однако это не столько развернутая программа, подробно раскрывающаяся в музыкальном развитии, сколько стимулирующий момент, служащий источником творческого воображения композитора. Отталкиваясь от образов текста, он создает свободные музыкальные парафразы на них.

В Фантазии, быть может, больше, чем в каком-либо другом из сочинений молодого Рахманинова, ощущаются свойственные его музыке черты импрессионистичности. В каждой пьесе зафиксирован один момент, одно душевное состояние, остающееся в своей основе неизменным при всем многообразии выразительных оттенков и градаций чувства. Отсюда проистекают и некоторые специфические приемы изложения, в частности чрезвычайно широкое использование остинатности. Эта черта, принадлежащая к типичным признакам рахманиновского стиля вообще, приобретает здесь особое значение. В некоторых пьесах непрерывное остинатное повторение одного характерного мелодического или гармонического оборота становится основным формообразующим элементом.


С пейзажно-импрессионистическим характером крайних, обрамляющих разделов контрастирует середина, к которой могут служить комментарием строки лермонтовского стихотворения:

Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы.

Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.

То час, когда в тени ветвей
Поет влюбленный соловей,
Когда звучат любви обеты,
Огнем живительным согреты,
И ветра шум, и плеск волны
Какой-то музыки полны.




История создания

Сергей Рахманинов

Хантингтон в начале XX века

Рахманинов
С.В. Рахманинов с дочерьми

Интересные факты

Трехзвучный мотив в исполнении скрипок открывает вступление. Незатейливая мелодия лишь слегка мелькает в различных тембрах духовых инструментов. Спускаясь от пасторального звучания английского рожка к бас-кларнету , мотив погружает слушателя в новую красочность. Резкое появление угловатой и жесткой темы подчеркнуто фортиссимо. Так врывается в идеальный мир разрушение и хаос. Он шагает мерной поступью в жанре марша, слегка пританцовывая и поглощая собой первоначально звучавший мотив из трех нот.

Мелодическое сплетение достигает яркой кульминации, лишь после которой наступает просветление и ощущение благодатного покоя. На тихом колокольном фоне расцветает во всей красе русская песня, с ее широтой и раздольем. Она постепенно отдаляется и исчезает в тумане разряженной оркестровки, как давнее воспоминание.


Меланхоличная тема вальса не сразу предстает перед слушателем. Эта волшебная мелодия как романтичная особа на празднике сначала скрывалась за громыхающими аккордами медно-духовой группы, но грациозно проскользнув сквозь них, она оказалась в центре всеобщего внимания. Эмоциональность, трепетность и взволнованность столь характерные для нее подчеркнуты изящным тембром струнной группы. В ее интонациях слышны проблески первой части, которые уносят нас вдаль от вальса и заставляют задуматься о вечности. Затихающими аккордами мелодия покинет праздник жизни.

Вальс

Хорал меняет маски, то приобретая наигранную танцевальность, то демонстрируя суровость и безразличие. Высочайший регистр у флейт и ксилофона воспринимается, как скрип и стук костей. Как в колесе фортуны сменяются мотивы. Лишь к окончанию музыкальной сюиты появляется проблеск надежды. В ярком противостоянии появляется мелодия решительная, мужественная и непоколебимая. Она как луч утреннего солнца растворяет мрак и дарит чувство света и умиротворения.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:




Второе фп - Александр Рабинович. Запись сент 91, Берлин.









Recorded at the Royal Northern College of Music, Manchester (England), April 5, 2002.





Запись прямого эфира с концерта 11.08.2020, Московская филармония









Н. Петров, 1-е фортепиано. А. Черкасов, 2-е фортепиано. Звукорежиссёр В. Скобло. Запись сделана 26 марта 1970 г.



With ROBERT LEONARDY (piano). Recorded in the early 1960s. Released on LP in the 1970s. Re-issued on CD in 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образы русской народной и духовной музыки.

Шестопсалмие (знаменный распев).

музыка; отметить их сходство в народности;

- формировать навык внимательного и отзывчивого слушания;

- воспитывать уважение к музыкальным традициям своего народа.

Тип урока: урок углубления в тему

Орг. момент, музыкальное приветствие.

Актуализация. Проблемная ситуация.

- Кто был внимательным и обратил внимание на музыку, которая звучала перед уроком?

- С чем связана эта музыка? (с музыкой церкви, храма)

- Кто ее озвучил? (колокола)

4. Введение в тему урока.

История колоколов (4000 тыс. лет назад, первые в Китае (можно легенду про большой колокол). На Руси – конец Х века, с появлением христианства. Значение колоколов – призыв на церковную службу, праздники церковные, срочный сбор людей на вече – общее собрание для решения важного вопроса). Позднее - в музыке русских композиторов также появляется звон колоколов – натуральный или имитация, как это можно услышать в музыке С. Рахманинова.

4а. Слушание

- Какие инструменты услышали? (рояль)

- Сколько их было? (настолько мастерски играл музыкант, что невозможно разделить на 2 инструмента - виртуоз)

- Голос какого другого муз. инструмента пытался исполнить рояль? (помощь через прослушивание фрагментов, определение – имитация голоса колокола – большого и малых – перезвонов)

-Можем ли мы данную музыку с имитацией колокольных звонов услышать в храме? (нет) Почему нет?

Действительно, нельзя, потому что эта музыка относится к жанрам светской музыки – музыки концертов, музыки для всех, мирская музыка. И чаще она имеет характер развлекательный, зачастую, бездумный.

4б. Запись темы урока

Композиторская музыка, связывающая мирскую жизнь людей с Божественной сущностью, появилась не сразу. Что ей предшествовало? (народные традиции) Народность духовной музыки заключается в основном музыкальном жанре – ПСАЛОМ – чтение молитвы нараспев, история появления которого имеет глубокие корни.

Как исполняется эта песня? ( на одном звукеунисон,

без муз.сопровождения – а капелла)

Как вы думаете, псалом – представитель светской музыки или.? Духовной, потому что во время пения псалмов человек задумывается о своей душе – отсюда и следующее направление в музыке – духовная музыка – музыка о душе, с религиозной основой, музыка о Боге. Самым древним образцом молитвы нараспев, народным образцом, является объединение в одну молитву 6 псалмов, что мы сейчас и послушали – Шестопсалмие.

4в Слушание

Помочь осознать важность духовной музыки нам сегодня поможет человек, который стоит на связующей линии между человеком и Богом – это священник, клирик Собора Трех Святителей отец Петр. Зададим ему вопросы.

Диалог со священником. (вопросы детей)

- Какие колокола есть в нашем храме?

- Кто в них звонит?

- Какая духовная музыка звучит в нашем храме – народная или композиторская?

- Слушаете ли Вы светскую музыку?

- Как часто нужно слушать духовную музыку?

- Могут ли дети петь духовную музыку?

7. Итог урока: слушая духовную музыку человек преображается, демонстрируя свои лучшие черты и качества. Со светской музыкой нужно быть аккуратным, не слушать музыку бездумную, демонстрирующую насилие над человеком (соседями).

Читайте также: