Сообщение пропорции головы человека

Обновлено: 12.06.2024

Конечно же это знание пропорций. Если человек научится сравнивать различные части единого целого и будет знать основные пропорции, то это будет ключём к успеху. Но на что нужно обратить внимание в первую очередь? Если говорить о рисунке головы человека, то какие именно пропорции являются ключевыми? Рассмотрим ответы на эти вопросы подробно.

Форма головы

Ось симметрии и уровень глаз

После оси симметрии можно наметить уровень глаз. Этот уровень примечателен тем, что расположен посередине головы. То есть от глаз до верхнего края головы и от глаз до нижнего края головы (подбородка) примерно равные расстояния. К этим усреднённым пропорциям следует добавить индивидуальные особенности человека. У некоторых людей уровень глаз может быть чуть ниже середины головы. У других чуть выше. Но это уже детали. В целом линия глаз располагается посередине.

Три одинаковых расстояния

Итак, мы обсудили на что нужно обратить внимание в первую очередь. Это форма головы, это серединная линия, и, это уровень глаз. Следующим важным моментом, требующим не меньшего внимания являются три одинаковых расстояния: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до верхней границы лба (не всей головы, а именно лба). Эти три отрезка равны. Но, данные пропорции являются усреднёнными. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности человека. Может, у кого-то расстояние между линией бровей и кончиком носа будет чуть короче, чем другие отрезки. Может наоборот. Однако, в начале отталкиваемся от приведённой схемы. А потом пропорции уточняем. Таким образом рисунок постепенно оттачивается и приобретает черты конкретного человека.

Расположение уха

Если, глядя на человека в профиль, поделить силуэт головы на три равные части, то ухо будет находиться на уровне двух третей. Как и в предыдущих абзацах, повторюсь, что это усреднённые пропорции, наиболее часто встречающиеся у людей. Особенности конкретного человека могут чуть изменять эти значения.

Мы определили расположение уха по горизонтали. Если говорить о его положении по вертикали, то ухо будет располагаться на уровне между линией бровей и линией губ (или кончиком носа).

Расположение губ

Линия губ находится на уровне двух третей от подбородка до носа. Это приблизительное расположение. Оно наиболее часто встречается у людей. Но бывают и такие типажи, у которых губы расположены посередине. Однако такая пропорция встречается значительно реже.

Пропорции и портретное сходство

Я рассмотрел основные пропорции в рисунке головы человека. Это ключевые моменты от которых зависит похож ли рисунок, вообще, на человека. Если же говорить о портретном сходстве, то оно, тоже, достигается благодаря правильно переданным пропорциям. Однако, это уже другие пропорции. Получится ли портрет похожим на конкретного человека, будет зависеть от соотношения более мелких деталей. Например, от соотношения размеров крыльев носа к ширине спинки носа. Какова ширина носа и его высота? Какова форма скуловой кости и её размер? Перечислять такие подробности можно долго. Но, чем больше этот список, тем более похожим получится портрет. И умение художника видеть пропорции в таких мелочах во многом определяет степень его мастерства. А это умение не приходит за один день. Нужно много рисовать, практиковаться. Тогда художник обретёт необходимый опыт.

Если же говорить о начальной стадии обучения, то знание перечисленных выше основных пропорции, сильно поможет начинающим художникам. Даже если Вы первый раз взялись за карандаш, но вдумчиво рассмотрели приведённые схемы и рисунки, то Ваш первый портрет может приятно удивить своим результатом.

Рисунок портрета и учебное изображение головы не одно и то же. Голова, средоточие духовных сил человека, является самой выразительной и самой многозначной частью, если рассматривать тело человека как соотношение пространственных форм. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму — как конструкцию. Все пространственные формы, как ты знаешь, сводятся к простым геометрическим телам.

Наша голова имеет круглую форму, В объеме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей — лицевой части и черепной. Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное внимание, мы его всегда преувеличиваем н масштабе относительно черепа. А между тем, сели смотреть на лицо челопека прямо, то линия его глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Над ней лежат две почти равные части — высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами. И вниз от линии глаз такие же равные части — до основания носа и до подбородка.


Г. Гольбейн. Наброски головы и кистей рук. Тушь. Германия. XVI в.

Глаза — зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека, то видим прежде всего его глаза, поэтому в рисунке очень важно правилыю определить их место. Надо запомнить, что расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа. Расстояние между глазами не надо сужать, а это бывает частой ошибкой в рисунке. В этом случае лиио может приобрести злое выражение.


Микеланджело. Фрагмент фрески сикстинской капеллы. Рим. Ватикан. XVI в.

Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боконые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри. Рот находится (опять же приблизительно) посередине между основанием носа и линией подбородка. Важное значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и висках. Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от броней до основания носа.

Все эти правила только схема. В действительности встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные пропорции каждого человека.

Пропорции — это соотношения величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.


Пропорции лица человека


Схема строения головы в профиль

Позднее представления о красоте пропорций изменялись, но всегда присутствовал интерес к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека. Ты можешь понять это из иллюстраций. Наброски опытных мастеров превращались в пособия для начинающих художников.


Схематические изображения взаимного расположения головы и шеи в движении

Создай портрет в технике аппликации. Задание поможет тебе понять, как меняется характер лица, его выражение при изменении взаимного положения его частей.


Учебные работы. Бумажная пластика

Тебе потребуются клей, ножницы, бумага для фона и аппликации. Особенно хорошо подойдет разного рода бытовая, оберточная бумага мягких серых, коричневых тонов и разная по фактуре.


Учебные работы. Аппликация

Вырежи из бумаги два овала лица: один округлый, а другой удлиненный. После этого вырежи в соответствующем масштабе отдельные части лица. Бумага при этом должна быть разной по цвету и фактуре. После этого можно начать двигать вырезанные части лица вверх и вниз, уменьшая или увеличивая верхнюю или нижнюю части лица. Как удивительно меняется выражение лица при малейшем перемещении частей! Можно при этом изменить прическу, сделать воротник. Брови можно поднять вверх или свести вместе, разрез глаз увеличить или уменьшить, раскрыть губы. После экспериментировании наиболее удачные и законченные работы надо наклеить.

Необходимо напомнить студентам, что критерии пропорций, приводимые в учебниках и учебных пособиях, исходят из классических норм и канонов и учитывают средне пропорциональные величины предметов, форм и явлений. Пропорциональные каноны античности не являются абсолютной пропорцией для каждого человека, но закономерность, лежащая в основе пропорционального членения головы или фигуры, верна для всех. Знание классических канонов приучает студента к наблюдательности, правильному определению пропорции и характерных особенностей строения живой формы, помогает понимать те отклонения от канона, которые наблюдаются в натуре.

Голова человека является общепринятой мерой, или модулем пропорциональных соотношений фигуры человека. Размером головы соизмеряют все части тела человека, от крупного до малого: рост, длины руки, стопы, локтя, кисти руки и т.д.

Рис. 23

Форма головы образуется двумя ее составными частями: черепной коробкой и лицевой частью. Их пропорциональные отношения в объемной массе составляют примерно 1:2, если брать за единицу измерения лицевую часть (рис. 23). Пропорции головы рассматривается по линейному размеру и по объему. Рассмотрим размеры головы в трех измерениях: фронтальном (спереди), профильном (сбоку) и горизонтальном (сверху). При рассмотрении головы в фас ее высота по отношению к ширине составляет примерно 1:1,7. Линия глаза служит серединой высоты головы без учета волосяного покрова. Лобные бугры делят лобно-теменную поверхность по вертикали (от надбровных дуг до теменной части головы) с отношением 1:1. Расстояние между скуловыми костями соответствует высоте лицевой части, т.е. от основания подбородка до переносицы их среднепро-порциональная величина составляет примерно 1:1. Высота головы по отношению к диагонали головы составляет примерно 1:1,8. На виде сверху (в плане) показаны соотношения величин лицевой части по отношению к наибольшей ширине затылочной - 1:1,7. Ширина головы по отношению к ширине профильной части головы составляет примерно 1:1,7; 1:1,8.

Высота лицевой части головы делится на три равные части. Первая - от основания кончика подбородка до основания носа; вторая - от основания носа до надбровных бугров; третья - от надбровных бугров до середины лобных костей или на полтора-два пальца выше лобных бугров.

Одинаковые величины имеют глазные щели, расстояние между внутренними уголками (слезниками) глаза, ширина основания крыльев носа и ширина кончика подбородка.

Рис. 24

Линия рта, т.е. ротовая щель, расположена от основания кончика подбородка до основания носа на расстоянии 2/3. Размер ротовой щели соответствует расстоянию между линией рта и основанием кончика подбородка. Этому расстоянию соответствует и длина носа. Длина носа определяется от переносицы до основания кончика носа (см.рис.23). Следует обратить особое внимание на положение переносицы. Не зная пропорции, пренебрегая ею, нередко допускают ошибки, полагая, что переносица располагается на линии глаза. Однако это не так. Переносица, как правило, находится выше уровня линии глаза, примерно на уровне верхнего века.

Опознавательные скуловые точки располагаются на уровне середины длины носа. Ухо и нос имеют приблизительно равные размеры и располагаются параллельно друг другу на одном уровне (рис.24). Расстояние между передним краем уха и скуловой костью составляет примерно 1:1,7; 1:1,8 величины уха. Высота шеи спереди определяется расстоянием между основанием подбородка и яремной вырезкой, сзади - между выйной частью затылка и седьмым шейным позвонком. Окружность шеи имеет одинаковые размеры с окружностью голени в области икроножной мышцы, с удвоенной окружностью запястья и приблизительно равна половине высоты головы. Высоте шеи соответствует высота стопы, ширина кисти в области дистальных концов пястных костей и длина фаланговых костей пятого пальца.


Эта публикация была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться – учитывайте это.

Портрет - жанр изобразительного искусства, изображающий одного человека или группу людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

ИЗУЧИТЬ ТЕМУ

Одним из важнейших критериев портретной живописи является сходство изображения с натурой. Но при всем разнообразии творческих решений и манер главное качество портретной живописи - передача внутренней жизни человека. а также его социального положения, взгляда на жизнь, увлечений, характера и пр.

Существует много художественных приемов, помогающих создать образ портретируемого: формат, различные варианты решения композиции портрета, ракурс, поза, взгляд, выражение лица, одежда, обстановка, освещение, выбор колорита и цветовой гаммы, манера письма.

Рисунок головы - основа портрета. Путь к созданию портрета лежит через изучение головы человека со всеми ее конструктивно-пластическими и аналитическими особенностями. Азы рисования приобретаются при рисовании гипсовых копий с голов античных статуй , в основе которых находятся простые геометрические формы.

Живая модель дает широкий простор воображению, фантазии рисующего в поисках средств раскрытия характера. В рисовании живой модели перед рисующим - не готовое художественное произведение (скульптура). не готовый образ в своей неизменности, а живой человек. Это требует строгой целенаправленной наблюдательности. умения видеть и отличать главное от второстепенного и выражать это главное. "Постройка дома начинается не с орнамента еще несуществующих стен. а с фундамента. Так и в портрете: сначала рисунок головы, а затем вопросы портретного сходства". Какая бы задача ни ставилась - от общего построения до раскрытия глубоких психологических моментов, художник всегда должен идти к выразительности через конструктивно-пластическое решение, через выявление пропорций, через форму, через выражение объема в пространстве, т.е. через рисунок головы.

Работы мастеров


Леонардо да Винчи. Автопортрет


А. Дюрер. Портрет Барбары Дюрер, матери художника 1514 г. Уголь


П.П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Черный и белый мел, сангина, кое-где тронут тушью


В. И. Суриков. Странник.1887 г. Итальянский карандаш


И.Е.Репин. Автопортрет1902 г. Тушь, перо


К.с. Петров-Водкин. Женская голова1910 г. Итальянский карандаш

Портреты было принято делить по характеру изображения на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественны характер. Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю (используется поясное. погрудное, оплечное изображение), доверительно раскрывая внутренний мир героя. Фигура дается на нейтральном фоне.

Поджанры портрета. Исторический портрет - изображает известных людей различных эпох; портрет-картина - портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (групповой портрет-картина); костюмированный портрет - человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа; автопортрет и др.

Типизация по изобразительному средству:

  • графические (карандаш, акварель, гравюра)
  • живописные (масло, темпера, гуашь)
  • рельефные (на медалях, монетах)
  • скульптурные
  • фотопортреты

Композиция. Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т.п.

По формату (живописный): головные (оплечные); погрудные; поясные; по бедра; поколенные; во весь рост.

По формату (скульптурный): герма (одна голова с шеей); бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь); статуя (целая фигура. с головы до ног. в полный рост).

По повороту головы: в анфас (фр. en face "с лица"); в четверть поворота направо или налево; вполоборота; в три четверти; в профиль.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Живая природа совершенна и построена по законам красоты и гармонии. Художники различных цивилизаций. отделенных друг от друга тысячелетиями, в своем стремлении познать объективные законы прекрасного находили их, прежде всего, в пропорции. В основе многих пропорций в области животного и растительного мира лежит "золотая пропорция", которая в творчестве считается "законом красоты", поэтому используется во всех областях искусства.

Пропорция, "радующая глаз", была известна еще египетским и древнегреческим художникам. Пропорции пирамиды Хеопса, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона, храма Парфенона, скульптуры Афродиты Милосской и многих произведений искусства тому подтверждение.

По преданию, пропорцию, "радующую глаз", назвал "золотой" древнегреческий философ и математик Пифагор, живший в VI в. до н.э. Он продемонстрировал ее на примере отрезка, поделенного особым образом. Если вам предложить разделить любой отрезок на две неравные части, большинство поставят разделительный штрих приблизительно на расстоянии 1/3 от целого. Это и будет "золотая пропорция", которую позже назвали "золотым сечением". Этот термин используется и в наше время.

"Золотое сечение" - это соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части. как большая - к меньшей. Если обозначить целое как С. большую часть как А, меньшую как В, то правило "золотого сечения" выступает как соотношение С:А=А:В. Отношение двух отрезков, образующих "золотое сечение", можно выразить числом 1,618. В эпоху Возрождения отношение, выражаемое этим числом , назвали "божественной пропорцией". Ее широко использовали в своих произведениях Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

"Золотое сечение" - это один из законов природы, которые распространяются в том числе и на человека как ее части. Голова человека, его тело, взятые в средних идеальных пропорциях, во многих своих частях представляют целые серии крупных и мелких пропорциональных отношений по "золотому сечению"

Познакомимся с идеальными пропорциями головы человека, расположенной анфас и в профиль, которые вы должны учитывать в процессе ее изображения.

Материал из учебника "Искусство. Изобразительное искусство. С.П. Ломов. С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина.- М.:Дрофа, 2017

По идеальным пропорциям голова имеет форму овоида. Самое широкое место находится в мозговой части головы. Ширина головы к высоте относится как 1:1,618. Линия глаз располагается ровно посередине высоты головы. Лицевая часть головы от линии корней волос до конца подбородка делится на три равные между собой части - лоб, нос и нижнюю часть - расстояние от корня носа до конца подбородка. Нижняя часть лица также делится на три равные части между собой равны расстояния от корня носа до средней линии губ. от средней линии губ до начала подбородка и от начала подбородка до его конца.


Самое тонкое место носа (переносица) находится на одной линии со средней линией глаз. Ширина носа равна половине его высоты. При этом ширина носа равна расстоянию между глазами. А так как расстояние между глазами равно длине глаза, то ширина носа по идеальным пропорциям равна длине глаза. Длина рта относится к ширине носа как 1:1.618. Высота уха равна длине носа.


В профиль высота и ширина головы человека равны. Длина глаза и рта сокращается ровно вполовину от размера анфас. Отношение ширины носа к его высоте остается прежним - как 1:2. Если смотреть на голову в профиль, ухо расположено на линии посередине ширины головы.

Читайте также: