Сообщение прокурору о применении физической силы

Обновлено: 04.07.2024

Задержанные часто жалуются на необоснованное применение физической силы сотрудниками полиции. Работники органов МВД так же часто обращают внимание общественности на неадекватность задержанных. Действительно, мы все видели видеоролики, в которых странные люди в ответ на просьбу показать водительское удостоверение, например, внезапно разражаются бранью или лезут в драку.

На самом деле хороши и те, и эти. А дело в элементарном незнании своих прав и обязанностей. И если для сотрудника полиции это должностное преступление, то почему-то считается, что незнание прав для обычного человека — в порядке вещей. Но полицейские — тоже люди, и если вы стремитесь обязательно дотянуться до лица сотрудника МВД кулаками или ногтями, то в конце концов получите ответ.

Мы сейчас не оправдываем тех полицейских, которые считают дубинку логическим продолжением руки. Однако точно зная, где заканчиваются права и начинаются обязанности, и грамотно применяя эти знания на практике, вы уменьшите возможность встречи с полицейским неадекватом процентов так на 50%. А мы вам в этом поможем.

Если вы уже столкнулись с таким и не знаете, как избежать ответственности за то, в чем совсем не виноваты, не впадайте в панику, обратитесь к юристам.

Они подскажут, куда обратиться с жалобой, защитят ваши интересы в суде, максимально противодействуя преступным действиям со стороны работников правоохранительных органов.

Когда применение физической силы разрешено

Главный принцип применения физического воздействия полицией: только если другие методы — не силовые — не обеспечивают выполнения функциональных обязанностей.

То есть насильственные действия правомерны только после того, как другие меры принуждения к сохранению правопорядка исчерпаны. Этот принцип реализуется в следующих случаях:

  • при пресечении полицией правонарушений и преступлений;
  • во время задержания и доставления в отдел лиц, совершивших правонарушение/преступление;
  • если кто-либо активно противодействует законным требованиям сотрудника полиции.

Также применение физической силы полицией считается правомерным при использовании сотрудником (в рамках закона) спецсредств или огнестрельного оружия.

Действия полиции, если применена физическая сила

Перед тем как сотрудник решит прибегнуть к силовому воздействию, он обязан представиться, сообщить, что он — работник правоохранительных органов. Затем предупредить присутствующих о своем намерении и дать время на выполнение законных требований. Конечно, это правило действует не всегда

. Если ситуация требует быстрой реакции, закон разрешает сотруднику полиции действовать с учетом обстановки, применить силу безо всяких предупреждений. Однако требование о минимизации любого ущерба от действий полицейских сохраняется.

О любом случае применения полицией действий, в результате которых гражданин получил ранения, травмы, или наступил летальный исход, извещается прокурор. Также не позднее 24 часов с момента происшествия. В обязанности сотрудника входит сохранение неприкосновенности места происшествия. Зачем — в законе не сказано. Видимо, для последующего расследования.

В это же время — 24 часа — сотрудник должен известить свое непосредственное начальство о физических мерах воздействия и нанесении ущерба здоровью потерпевшего. Это должен быть соответствующий рапорт.

В законе нет четкой дифференциации того, при пресечении каких правонарушений работникам милиции разрешено силовое вмешательство. Сравним: переход дороги в неположенном месте и драка в ресторане.

Два очень разных правонарушения — но разграничения, разрешающего или запрещающего применение физической силы полицией, нет. Видимо, законодатели при написании рассчитывали на здравый смысл сотрудников. Часто оказывается, что они ошибались.

Таким образом, превышением полномочий считается любое силовое воздействие, которое не было вызвано крайней необходимостью или злостным неповиновением.

Куда жаловаться, если физическая сила применена полицией необоснованно

Наверное, единственное средство защиты от полиции в ситуации необоснованного применения физической силы ее сотрудниками — мобильный телефон. Можно снимать на камеру, можно записывать на диктофон. Говорят, хороший метод — прямая трансляция, тогда работники органов правопорядка не смогут удалить эту запись. Если все получится, вы сможете приложить запись к жалобе в качестве доказательства.

Письменную жалобу подавайте в УСБ или прокуратуру. Не поддавайтесь эмоциям, здесь важно в деталях описать происходящее, точно указать полицейских, нарушивших ваши права.

Поэтому старайтесь запомнить или записать фамилии, звания, номера машин и нагрудных знаков работников. Также подробно укажите свои личные данные. Иск в суд о признании методов, используемых сотрудниками полиции, незаконными и требование компенсации — тоже ваше право.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:

1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющийся старшим подразделения (группы);

2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;

3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.

В случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении осужденных, лиц, заключенных под стражу, или иных лиц при конвоировании доклад начальнику караула осуществляется незамедлительно с последующим уведомлением в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента их применения начальника специального подразделения по конвоированию посредством телефонной, факсимильной или подвижной радиотелефонной связи.

Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов по факту применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии возможности фиксируется переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

О каждом случае причинения осужденному, лицу, заключенному под стражу, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия незамедлительно уведомляется прокурор с последующим направлением ему в течение 24 часов с момента их применения указанных в части третьей настоящей статьи материалов.

В составе подразделения (группы) сотрудник уголовно-исполнительной системы применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы), за исключением заведомо незаконных приказов и распоряжений.

В каких случаях допустимо применение физической силы и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы?

Комментирует Орловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения области Савенков В.Л.

Новая редакция Закона дополнена статьей 28.1, устанавливающей порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, согласно которого сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных.

Кроме того, должно быть обеспечено наименьшее причинение вреда осужденным и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи, в том числе с фиксированием медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений.

Также, данная статья предусматривает незамедлительное уведомление прокурора о каждом случае причинения осужденному, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия, с последующим направлением прокурору, в течение 24 часов, соответствующих материалов.

В статье 30 Закона расширены случаи, при которых применение спецсредств разрешено использовать.

К таковым относятся - отражение нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, и иных лиц; пресечение преступлений, физического сопротивления, неповиновения или противодействия законным требованиям, массовых беспорядков в учреждении, групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения; освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; при намерениях осужденных совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; при попытке насильственного освобождения осужденных из-под охраны при конвоировании; для задержания осужденных, которые могут оказать вооруженное сопротивление, совершивших побег; при блокировании движения групп осужденных и иных лиц при защите исправительного учреждения.

Уточнено, какие спецсредства сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять и в каких конкретных случаях.

Перечень разрешенных спецсредств также прописан в Законе, к которым относятся: палки специальные; специальные газовые средства; наручники и иные средства ограничения подвижности, в том числе подручные средства связывания; электрошоковые и светошоковые устройства; служебные собаки; световые и акустические специальные средства; средства принудительной остановки транспорта; водометы и бронемашины; средства разрушения преград.

Новая редакция Закона также дополнена статьями 31.1 и 31.2, в которых более детально прописываются запреты и ограничения, связанные с применением каждого вида специальных средств, а также основания и порядок применения огнестрельного оружия.

Прокуратура
Орловской области

Прокуратура Орловской области

25 апреля 2017, 12:34

В каких случаях допустимо применение физической силы и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы?

Комментирует Орловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения области Савенков В.Л.

Новая редакция Закона дополнена статьей 28.1, устанавливающей порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, согласно которого сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных.

Кроме того, должно быть обеспечено наименьшее причинение вреда осужденным и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи, в том числе с фиксированием медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений.

Также, данная статья предусматривает незамедлительное уведомление прокурора о каждом случае причинения осужденному, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия, с последующим направлением прокурору, в течение 24 часов, соответствующих материалов.

В статье 30 Закона расширены случаи, при которых применение спецсредств разрешено использовать.

К таковым относятся - отражение нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, и иных лиц; пресечение преступлений, физического сопротивления, неповиновения или противодействия законным требованиям, массовых беспорядков в учреждении, групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения; освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; при намерениях осужденных совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; при попытке насильственного освобождения осужденных из-под охраны при конвоировании; для задержания осужденных, которые могут оказать вооруженное сопротивление, совершивших побег; при блокировании движения групп осужденных и иных лиц при защите исправительного учреждения.

Уточнено, какие спецсредства сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять и в каких конкретных случаях.

Перечень разрешенных спецсредств также прописан в Законе, к которым относятся: палки специальные; специальные газовые средства; наручники и иные средства ограничения подвижности, в том числе подручные средства связывания; электрошоковые и светошоковые устройства; служебные собаки; световые и акустические специальные средства; средства принудительной остановки транспорта; водометы и бронемашины; средства разрушения преград.

Новая редакция Закона также дополнена статьями 31.1 и 31.2, в которых более детально прописываются запреты и ограничения, связанные с применением каждого вида специальных средств, а также основания и порядок применения огнестрельного оружия.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции

44.4. Проверяет знание командируемыми сотрудниками положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" , иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и других управленческих документов МВД России, применение которых необходимо для успешного выполнения служебного задания.

В соответствии с Федеральным законом "О полиции" предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.

В соответствии с Федеральным законом "О полиции" предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.

1. Согласно пункту 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном данным Федеральным законом.

В частности, поскольку названный Федеральный закон связывает увольнение по данному основанию исключительно с отсутствием возможности перемещения сотрудника по службе (перевода на другую должность в органах внутренних дел), что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием вакантных должностей в органах внутренних дел, несоответствием профессиональных качеств сотрудника требованиям, предусмотренным для занятия имеющейся вакантной должности, и другими обстоятельствами, при наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности (с учетом квалификационных требований по каждой из них) должны быть предложены.

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также подзаконных нормативных правовых актов.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, 1022; N 10, ст. 1393; N 14, ст. 2008; N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870; N 27, ст. 4160, 4238. Далее - "Федеральный закон "О полиции".

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".";

При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.

Читайте также: