Сообщение проблема человека и времени в произведениях 19 века

Обновлено: 05.07.2024

Классическая русская литература всегда была отражением окружающей жизни, концентрированным рассказом о проблемах, стоящих перед русским обществом в переломные периоды истории. Благодаря произведениям А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, Н. В. Гоголя “Мертвые души”, М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” и творениям других талантливых писателей, мы можем увидеть правдивый, яркий портрет их современников, проследить эволюцию развития русского общества. От пассивного и разочаровавшегося

во всем бездельника Евгения Онегина к тщетно пытающемуся отыскать свое место в жизни Григорию Александровичу Печорину, к авантюристу и стяжателю Чичикову и совершенно опустившемуся, потерявшему человеческий облик Иудушке Головлеву проводят нас русские писатели XIX века. Они размышляли о времени, путях развития современного им общества, пытались художественными средствами передать собирательный портрет поколения, подчеркнуть его индивидуальность, характерное отличие от предыдущих, создавая тем самым летопись времени, а в целом получалась правдивая и образная картина гибели дворянского класса,

некогда принесшего России прогресс, культуру, а впоследствии ставшего главным препятствием в ее движении вперед.

Читая художественные произведения XIX века, наблюдаешь не только события, сыгравшие главную роль в определенные периоды времени, а узнаешь о людях, так или иначе вершивших нашу историю. Движение времени не остановить, оно неумолимо течет, меняя нас, представления о жизни, идеалы. Смена формаций не происходит сама по себе, без участия и борьбы человека, но она же меняет и людей, так как каждое время имеет “своих героев”, отражающих нравственные принципы и цели, к которым они стремятся. Очень интересно проследить эту “эволюцию” по художественным произведениям XIX века.

Увидеть, что “потерял” или “нашел” герой в результате этого поступательного движения. Если перейти к конкретному разговору о персонаже, как в капле воды отразившем целое поколение, то хочется остановиться на Евгении Онегине, стоящем почти у истоков становления русского буржуазного общества. И каков же получается портрет? Не очень привлекательный, хотя внешне герой прекрасен.

Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад. Внутренний же мир его беден. Он много читал, “все без толку”, “был угрюм”. Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей…

Отъезд в деревню не утешает Евгения, как он на то надеялся. Скука везде одинаково сопровождает безделье. Онегин машинально делает добро крестьянам, но не задумывается о них. Один, среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Привычка ни в чем не утруждать себя делает Евгения Онегина одиноким, а потом и вовсе несчастным. Он отказывается от любви Татьяны Лариной, так объясняя свой поступок: “Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я”. Но и на искреннюю дружбу Онегин тоже не способен.

Убив на дуэли приятеля, он уезжает странствовать, страдая от длинной жизни, на которую он обречен. Онегин взором сожаленья Глядит на дымные струи И мыслит, грустью отуманен: Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, Я молод, жизнь моя крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска. И совершенно логичным вытекает конец романа, когда, встретив Татьяну в свете, Онегин полюбил ее искренне и глубоко, но безнадежно: она замужем и никогда не ответит на чувство Евгения.

Я вас люблю (к чему лукавить?). Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Онегин не разглядел свою судьбу, леность ума или душевная черствость помешали ему понять Татьяну при первом знакомстве, он оттолкнул чистую и искреннюю любовь, теперь платит отсутствием счастья, безрадостным течением лет.

Образ Евгения Онегина, созданный гением Пушкина, начал галерею “лишних людей” в русской литературе XIX века, достойно продолженной другими писателями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Учитель ГОБОУ ЦППРК №12.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Учитель ГОБОУ ЦППРК №12.

Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Учитель ГОБОУ ЦППРК №12 Иванова С.Г.

Темы истории Проблема человека и времени предстает в 19 веке. Выделяется исто.

Темы истории Проблема человека и времени предстает в 19 веке. Выделяется исторический роман, создателем которого становится Вальтер Скотт.

Развитие исторической литературы Ее создают П.Мериме иГ. Флобер

Развитие исторической литературы Ее создают П.Мериме иГ. Флобер

Исторический роман в России

Исторический роман в России

Решение проблемы Конкретное решение проблемы исторического произведения предл.



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 515 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.04.2016 2640
  • PPTX 1.2 мбайт
  • 26 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Светлана Гурьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

реферат исправленный плюс.docx

II Основная часть. Проблема героя времени в произведениях XIX века:

2 А.С. Пушкин «Евгений Онегин……………………………………. . 11

IV Список используемой литературы…………………………….………. … 23

А. С. Грибоедов. (1795 – 1829)

А. А. Чацкий в комедии А. С. Грибоедова

комедии – Чацкий – также вечны. Они актуальны во все времена. Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал первую в России общественную, национальную комедию и реалистически изобразил жизнь русского общества в первой четверти XIX века. Автор показал, как из драмы личной вырастает драма общественная. На этом и строит Грибоедов эффект новизны, который должен был ярче подчеркнуть мировоззренческое, идеологическое и политическое содержание его комедии. Разнообразные указания на современность, которыми насыщено произведение, характеризуют его историзм в изображении действительности.

Где? Укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве? 2

Чацкого боятся, презирают, гонят, клянут. Герой не нашел своего места в фамусовском обществе. Любовь его отвергнута.

интеллигенции с народом. Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то
Чацкий ценит человека за его ум, образованность, его духовные и
моральные качества. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, а Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым
человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.

Литература. 8 класс. Часть 1

Проблема человека и времени в произведениях XIX века

Литература. 8 класс. Часть 1

Интерес к ушедшему времени всегда жил в искусстве слова всех веков и народов. Важнейшие события истории, которые нашли отражение в художественных текстах, учат читателя умению оценивать события и героев, их решения и поступки, способствуют формированию чувства личной ответственности за все, что происходит вокруг. Конечно, нельзя скопировать действия героев прошлого, но можно увидеть их ошибки и просчеты, их благородство или подлость, вместе с ними пережить то, о чем нам рассказал художник слова, ощутить и эмоционально пережить бег времени, его беспрерывное движение.

Эстетические и нравственные уроки произведений на темы истории очевидны. Особенно привлекательна их отличительная черта – они как бы включают нас в бесконечный процесс жизни поколений.

Проблема человека и времени предстает в XIX веке совершенно в новом свете: из огромного количества жанров отчетливо выделяется собственно исторический роман, создателем которого считается английский писатель Вальтер Скотт. Параллельно с этим сложился и достиг высокого уровня роман о современности.

После Вальтера Скотта началось интенсивное развитие исторической литературы: ее создают А. С. Пушкин и П. Мериме, Н. В. Гоголь и Г. Флобер. "Скотт возвысил роман до степени философии истории…" – утверждал О. Бальзак. Конкретное решение проблемы исторического произведения предложил А. С. Пушкин: "В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании". Именно Пушкин предоставил нам уникальную возможность увидеть одни и те же события на страницах исторического труда и художественного произведения: "История Пугачева" и "Капитанская дочка" дают возможность для сравнения и сопоставления.

Классическая литература XIX века обогатила читателей прекрасными произведениями, в которых прошлое предстает наглядно и зримо. Оно находит воплощение в произведениях самых разных жанров. Так, в творчестве А. К. Толстого мы видим роман и поэму, баллады и сатиры, лирические стихи, которые, с предельной точностью опираясь на исторические свидетельства и в то же время с яркой художественной выразительностью, воссоздают историю нашей Родины. Ярчайшим событием в литературе XIX столетия стал роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир", в котором прошлое и современность выступают в нераздельном единстве.

Войдите в мир истории, отраженный в различных родах и жанрах классической художественной литературы XIX века, и вы увидите, как расширятся ваши читательские горизонты, вы почувствуете безграничность времени и важность тех проблем, которые ставятся и решаются на страницах произведений, обращенных к истории.

Былины и их герои в поэзии XIX века

Литература. 8 класс. Часть 1

В русских былинах сосредоточилась память народа о своем прошлом. В них отразились лучшие черты русского национального характера – любовь к родине, прямодушие, стойкость духа, мужество, бесстрашие. Былины вдохновили многих русских музыкантов, художников, писателей на создание оригинальных произведений искусства. Обращаясь к героям и событиям былин, русские поэты стали "применять прежние события к современному течению дел". В стихотворениях, навеянных образами русских былин, художники слова выразили свое представление о подвиге, о богатырской доблести, о человеческой мудрости и доброте. Былинные напевы использовали в своих операх Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. С. Аренский и другие композиторы. Былинами навеяны и многие произведения изобразительного искусства – картины В. М. Васнецова и М. А. Врубеля, книжные иллюстрации И. Я. Билибина и Е. А. Кибрика.

Алексей Константинович Толстой
(1817–1875)

Многие стихотворные произведения А. К. Толстого обращены к славному прошлому Древней Руси. Его былины и баллады пронизаны восхищением цельными героическими натурами, запечатленными в произведениях устного народного творчества. Героями былин и баллад А. К. Толстого являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, в которых писателя привлекают глубокое патриотическое чувство, самоотверженность, храбрость и человечность. Погружаясь в далекое прошлое, автор стремился выразить свои впечатления о современной жизни, преломляя их "в старинном зеркале".

Илья Муромец

1

Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.

2

Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.

3

И ворчит Илья сердито:
"Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?

4

Двор мне, княже, твой не диво
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!

5

Но обнес меня ты чарой
В очередь мою -
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!

6

Без меня других довольно:
Сядут – полон стол!
Только лакомы уж больно,
Любят женский пол!

7

Все твои богатыри-то,
Значит, молодежь;
Вот без старого Ильи-то
Как ты проживешь!

8

Тем-то я их боле стою,
Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
Так еще не слаб!

9

Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
Погулять по свету снова
Без того пора!

10

Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!

11

Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюсь я вновь!

12

Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою -
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!"

13

И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать;

14

Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой и земляникой
Пахнет темный бор.

Вопросы и задания для самостоятельного прочтения стихотворения

1. Большая часть стихотворения А. К. Толстого представляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, преобладают восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставления (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя?

2. Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Как автор характеризует в них настроение и переживания героя?

1. Думы о "красоте нашей истории" Толстой соединял с мыслями о "красоте нашего языка", широко опираясь в своих былинах и балладах на народно-поэтический стиль. Какие элементы былинного стиля использовал поэт в стихотворении "Илья Муромец"?

1. Тургенев отметил, что "гуманная натура Толстого сквозит и дышит во всем, что он написал". Обращаясь к давнему прошлому, поэт искал в нем идеал гармонической личности. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?

2. В русской былине "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром" Илья, "разгневанный" и "раздраженный" тем, что стольный князь Владимир забыл позвать его как "лучшего богатыря" "на почестный пир", стал стрелять из лука по "маковкам золоченыим", которые "отпали на сыру землю". Положив в основу своего стихотворения былинный конфликт русского богатыря с князем Владимиром, Толстой во многом смягчил его. Каким предстает в этом конфликте Илья Муромец?

3. Сопоставляя народные былины об Илье Муромце и стихотворение Толстого, можно проследить судьбу героя в ее развитии. Попытайтесь создать такое жизнеописание.

Правда

Ах ты гой еси, правда-матушка!
Велика ты, правда, широка стоишь!
Ты горами поднялась до поднебесья,
Ты степями, государыня, раскинулась,
Ты морями разлилася синими,
Городами изукрасилась людными,
Разрослася лесами дремучими!
Не объехать кругом тебя во сто лет,
Посмотреть на тебя – шапка валится!

Выезжало семеро братиев,
Семеро выезжало добрых молодцев,
Посмотреть выезжали молодцы,
Какова она, правда, на свете живет?
А и много про нее говорено,
А и много про нее писано,
А и много про нее лыгано.
Поскакали добры молодцы,
Все семеро братьев удалыих,
И подъехали к правде со семи концов,
И увидели правду со семи сторон.
Посмотрели добры молодцы,
Покачали головами удалыми
И вернулись на свою родину,
А вернувшись на свою родину,
Всяк рассказывал правду по-своему;
Кто горой называл ее высокою,
Кто городом людным торговыим,
Кто морем, кто лесом, кто степию.

Читайте также: