Сообщение про танец гавот

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Французский общественный танец XVI века. Музыкальный размер – 4/4 или 2/2. Темп умеренный. Исполнялся весело и грациозно, в хороводном движении по кругу.

2. Придворный и общественный бальный танец XVII – XIX веков. Музыкальный размер – 4/4. Темп умеренный. Исполнялся в паре в изысканной и несколько жеманной манере. К концу XVIII века Гавот существовал преимущественно в сценических и музыкальных вариантах. На балах XIX века популярностью пользовалась композиция Гавота, составленная известным балетмейстером Вестрисом ( Гавот Вестриса ).

В конце XVI века на танец гавотов обратили внимание придворные танцмейстеры. Они трансформировали его в бальную последовательность из нескольких Двойных Бранлей и стали назвать La Gavotte. Его основной шаг стал исполняться со скольжением и, в конечном итоге, превратился в, хорошо известное ныне, Па Шассе . Гавот, как наиболее продвинутый среди Бранлей , завершал сюиту придворных танцев. При этом, в таком виде, в нём ещё продолжали придерживаться традиций хороводной игры.

К середине XVII столетия Гавот, как бальный танец, был забыт из-за всеобщего увлечения Менуэтом . Но его ритмическая форма продолжала привлекать внимание крупнейших композиторов и балетмейстеров той эпохи.

В XVIII веке хореографы разработали новые сценические движения под музыку Гавота. Публика пожелала танцевать их на балах. В результате, возник впечатляющий пример переноса театрального танца в бальный зал. Танцевальная композиция Гавота усложнилась, появились прыжки и заноски , движения стали очень изысканными, изящными и несколько жеманными. В эту пору танец приобрёл ряд красивых фигур, ставших эталоном придворного стиля.

В начале XIX века в общественных бальных залах ещё пользовалась успехом композиция Гавота, созданная известным французским балетмейстером Вестрисом. К 1830-м годам увлечение Гавотом пропало окончательно. Далее он продолжал существовать только как сценический танец. Всплеск интереса к нему в начале XX века был связан с появлением комбинированного бального танца под названием Вальс-Гавот .

В танцевальных композициях Гавота используется почти весь спектр бальных движений XVII-XVIII веков:

АНТРАША КВАРТ [франц. Entrechat Quarte – четырежды переплетенный],

БАЛАНСЕ-ГАВОТ [франц. Balancé-Gavotte – раскачивание в характере Гавота],

БАЛАНСЕ-МЕНУЭТ [франц. Balancé-Menuet – раскачивание в характере Менуэта],

ПА АМБУАТЕ [франц. Pas Emboité – последовательный шаг, от emboité le pas – идти следом],

ПА АССАМБЛЕ [франц. Pas Assemblé – собранный шаг],

ПА БАЛАНСЕ [франц. Pas Balancé – шаг-раскачивание от balancer – покачивать, раскачивать],

ПА ГЛИССАД [франц. Pas Glissad – шаг-скольжение],

ПА ГЛИССЕ [франц. Pas Glissé – скользящий шаг],

ПА МАРШЕ А ДЕМИ-ПУАНТ [франц. Pas Marché a Demi Pointe – па марше на полупальцах],

ПА ЭЛЕВЕ [франц. Pas Élevé – приподнятый, возвышенный шаг],

ШАНЖМАН-ДЕ-ПЬЕ [франц. Changement de Pied – перемена ноги]

Исторический танец Гавот


Контрданс, мазурка, менуэт – эти явления относятся к фундаментальным танцам средневековья. В этот же период времени получил свое развитие еще один исторический танец под названием Гавот. Именно о нем мы сегодня и поговорим.

Возникновение и развитие танца

Техника исполнения

Гавот исполняется в медленном темпе. Его тактовый размер составляет 2/2. Главной особенностью этого танца считается его изящество и грация. Музыка гавота, так же как и сам танец, отличается своей торжественностью и благородством. Со временем гавот перешел из разряда народного французского танца и стал более широко использоваться в оперных и балетных постановках. В XVIII веке движения гавота немного усложнились. Для него стали характерны изысканные реверансы, изящные движения руками. Со стороны исполнение гавота было похоже на небольшую балетную постановку. Это сходство поспособствовало развитию популярности танца не только во Франции, но и за ее пределами.

. Зритель, бой - или гавот?
Шаг вперед - назад три шага,
Шаг назад - и три вперед.

Гавот ( от франц. gavotte, от прованс. gavoto, буквально — танец гавотов, жителей области Овернь) - старинный французский танец народного происхождения.

Самое старое описание гавота находится в Arbeau "Orchesgraphie", написанной в 1588 году.
Гавот произошел от Gavot (Крестьяне) в "Pays de Gap" (район Gapencais ) область Dauphine (1403-1461) или Альпах. Во времена короля Людовик XIII (1601-1643) была написана музыка для традиционного гавота, который достиг самой высокой ступени в эпоху Ренессанса. Гавот стал известным как "La danse Classique." Он стал популярен в 17-ом веке и исполнялся с таким же энтузиазмом как и Менуэт.


Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку. Схема танца — открытый пли закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце танца из круга выходила пара, которая продолжала танец. II когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов. Но гавот XVI века не получил широкого распространения и вскоре был забыт.

В 17 веке гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Ланкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.
Современные представления о нем разделились: существуют вариации народных танцев бранлевого типа, но также и вариации степенного придворного танца, по манере исполнения близкого к менуэту.


Танец исполнялся в быстом темпе (4/4), но был медленее Бурре. Гавот оставался популярным до французской Революции (конец 18 века) . Мария Антуанетта (1755-1793) была большой поклонницей этого танца.

Музыка гавота — светлая, изящная, порой с пасторальным, иногда с торжественным оттенком. Известен с 16 в. В 17 в. стал придворным танцем, грациозным и нередко жеманным. Со временем Гавот вводится в балет и оперу (Ж. Б. Люлли, Ф. Рамо) , становится постоянной составной частью инструментальной сюиты (И. С. Бах, Гавот Ф. Гендель и др.) . В русской музыке высокохудожественные образцы.

Гавот исполняется в медленном темпе. Его тактовый размер составляет 2/2. Главной особенностью этого танца считается его изящество и грация. Музыка гавота, так же как и сам танец, отличается своей торжественностью и благородством. Со временем гавот перешел из разряда народного французского танца и стал более широко использоваться в оперных и балетных постановках. В XVIII веке движения гавота немного усложнились. Для него стали характерны изысканные реверансы, изящные движения руками. Со стороны исполнение гавота было похоже на небольшую балетную постановку. Это сходство поспособствовало развитию популярности танца не только во Франции, но и за ее пределами.

франц. gavotte, от прованс. gavoto, букв. — танец гавотов, жителей области Овернь во Франции

image

Старинный французский народный танец. По-видимому, развился из 2-й части бранля. Вначале был хороводным танцем. Отличит. черты гавота - умеренный темп движения, чётный размер 4/4 или 2/2. начало с затакта в две четверти или половинную длительность, членение по двутактам, завершающимся на сильном времени, и чёткая ритмич. пульсация. Длительности менее в гавоте обычно не встречаются. Гавот нередко трёхчастен; 2-я часть более простого строения, иногда её образует мюзет пасторального характера; затем повторяется 1-я часть. Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком. Известен с 16 в. В 17 в. стал придв. танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер. Люлли ввёл гавот в балет и в оперу; представлен он и в операх Рамо. Гавот проникает в др. европ. страны, входит в инстр. сочинения крупной формы, становится постоянной сост. частью танцев, инстр. сюиты, где обычно следует за сарабандой, изредка предваряет её (сюиты Баха, Генделя и др.).


И. С. Бах. Гавот из 3-й партиты для скрипки соло.

Как франц. придв. бальный танец вышел из употребления около 1830, сохранился в провинции и деревнях (особенно в Бретани). В рус. музыке высокохудожеств. образцы гавота создали П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, в 20 в. - С. С. Прокофьев (Г. из "Классической симфонии" и др.).

Читайте также: