Сообщение про словообразование глаголов

Обновлено: 04.07.2024

Словообразовательная разминка Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга. Размораживать, морозить, разморозить. Преподнести, нести, поднести.

Проверьте себя! Морозить разморозить размораживать Нести поднести преподнести Вспомните! Какой частью речи являются все эти слова? Какими способами образованы данные слова? Что такое словообразование?

Тема урока Словообразование глаголов

Работа с лингвистическим текстом с. 137, упр. 312 перескажите данный текст; назовите основные способы образования глаголов

Работа учащихся со словарями- справочниками Составьте кластер , используя полученные на уроке новые знания Способы образования глаголов приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный

Чтобы знания были впрок, Следует закрепить урок Образуйте глаголы по данной схеме : приставка + корень + суффикс + окончание ( суффиксы и приставки указаны) : Думать ( в-, -ся) –. Болеть ( по-, -ива- ) –. Звонить ( на-, -ива- ) –. Прямой ( вы-, -и- ) -. Сила ( обес -, -е- ) -.

Проверьте друг друга! вдуматься побаливать названивать выпрямить обессилит ь Каким способом образованы данные глаголы ?

Что может делать? Лодырь -… лодырничать

Что может делать? дирижировать Дирижёр-…

Исследовательский графический диктант налужил распакетить выпузырила отпомнила

Домашнее задание С. 137, выучить способы образования глаголов; Упражнения на выбор № 315 или № 318. В случае затруднения обращайтесь

Сегодня с урока я возьму…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1

Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател.


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: Образование существительных от глаголов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов. Ч. 2

В таблице размещены наиболее употребительные суффиксы для образования существительных от глаголов, прилагательных и других существительных и значения.


Конспект урока "Словообразование глаголов". 5 класс

В данном конспекте урока представлены цели, планируемые результаты, основные понятия, этапы урока изучения нового материала.


Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным,
  • суффиксальным,
  • приставочно-суффиксальным.

Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:

прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать

Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.

Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.

Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.

От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.

Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы

улететь, приставка у—

перелететь, приставка пере—

вылететь, приставка вы—

залететь, приставка за—

облететь, приставка об—

налететь, приставка на—

слететь, приставка с—

вылететь, приставка вы—

долететь, приставка до—

Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:


беседовать
← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес

Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.

Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.

Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.

Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.

Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.

синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий

Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.

Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.

Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.

Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.

Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.

Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.

Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.

В словообразовании глаголов главенствующее место занимает внутриглагольное словообразование, т. е. производство от основ глагола чистой префиксацией и префиксально-суффиксальным способом.

Суффиксация имеет меньшее значение, а словосложение для словообразования глагола совсем малохарактерно.

Суффиксальным способом глаголы производятся преимущественно от основ имен существительных и прилагательных '. Производные относятся к области лексической деривации.

От основ имен существительных образуются глаголы, обозначающие действия, различным образом связанные с тем, что названо производящей основой: -в-/-и(ть): бригадир — бригадир-ить, кочегар — кочегар-ить, соль — сол-ить. При спряжении словообразовательный суффикс -ичередуется с нулем: слесарить — слесар’-в-у;

-нича(ть): столяр — столяр-ничать, либерал — либераль-ничать;

-ова(ть): форма — форм-овать, борона — борон

-ствова(ть): учитель—учитель-ствовать, проку

-а(ть): обед — обед-ать, ужин — ужин-ать;

-е(ть): вдова — вдов-еть, пот — пот-еть.

1 Суффиксальное производство глаголов от основ глаголов тесно связано с образованием форм вида и залога, т. е. относится к морфологии, н поэтому в настоящей книге не рассматривается.

От основ имен прилагательных образуются глаголы, обозначающие:

‘делать каким-либо в соответствии со значением производящей основы’ — с помощью суффикса -о-/ /и(ть): синий — син-ить, злой — зл-ить;

‘делаться, становиться каким-либо в соответствии со значением производящей основы’ — с помощью суффикса -е(ть): синий — син-еть, добрый — добр-еть.

Менее продуктивны отприлагательные глаголы с суффиксами -ова(ть) (типа пустой — пуст-овать) и -ничать (типа важный — важничать, жадный — жадничать, с наложением на стыке морфем).

Суффиксальное производство глаголов от других частей речи гораздо менее значительно.

От междометий, звукоподражаний и местоимений образуются глаголы с помощью суффикса -а(если производящее оканчивается на гласный или -/-, используется интерфикс -к-): ах — ах-ать, ой — ой-(к)-ать, ну — ну-(к)-ать, мяу — мяу-(к)-ать, ты — ты-(к)-ать, вы — вы-(к)-ать.

Префикс а ц и я глаголов отличается богатством и выразительностью. Среди префиксальных глаголов различаются две большие группы: с приставками пространственных значений и с приставками количественно-временных значений.

Глаголы с приставками пространственных значений обозначают различные направления действия:

в-: бежать — в-бежать, нести — в-нести; вз-: бежать — вз-бежать (в гору), лететь — вз-лететь;

до-: бежать — до-бежать, лететь — до-лететь; за-: бежать — за-бежать (за что-нибудь); на-: бежать — на-бежать, лететь — на-лететь (на что-нибудь);

о-/об-: бежать — о-бежать, лететь — об-лететь (что¦ нибудь);

ог-; бежать — от-бежать, лететь — от-лететь; пере-: бежать — пере-бежать, лететь. — пере-лететь (через реку);

при-: бежать — при-бежать, лететь — при-лететь; про-: бежать — про-бежать (под мостом), лезть — про-лезть;

с-: бежать — с-бежать (с горы), лезть — с-лезть (со стола);

у-: бежать — у-бежать, лететь — у-лететь.

  1. Глаголы, обозначающие начало процесса: за-: петь — за-петь, говорить — за-говорить; по-: бежать — no-бежать, плыть — по-плыть;
  1. Глаголы, обозначающие окончание процесса: от(‘прекращение процесса’): цвести — от-цвести,

до(‘доведение действия до конца’): думать — додумать, читать — до-читать, шить — до-шить.

  1. Глаголы, обозначающие окончание действия с оттенками полноты, тщательности, энергичности, силы его выполнения:

раз-: ругать — раз-ругать, баловать — раз-бало-

вать, целовать — рас-целовать;

пере-: жарить — пере-жарить, кормить — пере-кормить;

на-: безобразничать — на-безобразничать, возить — на-возить;

про-: жарить — про-жарить, варить — про-варить (как следует), сушить — про-сушить;

вы-: мерить — вы-мерить, строгать — вы-стро-

  1. Глаголы, обозначающие полную исчерпанность предмета действием, а также причинение неприятности, ущерба действием:

вы-: топтать — вы-топтать, рубить — вы-рубить; из-: мылить — из-мылить (все мыло), писать — исписать (карандаш);

за-: сечь — за-сечь (до смерти), играть — за-играть (мелодию);

с-: носить — с-носить (башмаки), винтить — с-винтить (винт);

от-: сидеть — от-сидеть (руку), топтать — от-топтать (ноги);

  1. Глаголы, обозначающие дополнительное, добавочное действие, добавление чего-либо действием, а также слабость, неполноту действия:

до(‘дополнительное действие’): грузить — до-грузить, купить — до-купить;

под(‘дополнительное действие — для количественного увеличения объекта’, ‘прибавление действием’): лить — под-лить, купить — под-купить;

под(‘дополнительное, повторное действие — для более полного достижения результата’): варить — подварить (кашу; = доварить), красить — под-красить;

при-: (‘неполнота действия’): встать — при-встать, лечь — при-лечь;

над-: рубить — над-рубить, колоть — над-колоть, бить — над-бить;

недо-: выполнить — недо-выполнить, думать — недо-думать, рассказать — недо-рассказать.

Префиксально-суффиксальным способом образуются глаголы от основ глаголов и от основ других частей речи.

Г лаголы, производимые от основ глаголов, образуют две группы:

а) приставка + производящая основа + суффикс несовершенного вида;

б) приставка + производящий глагол + ся. Рассмотрим каждую группу более детально.

а) Неполноту, ослабленность действия обозначает группа одновидовых глаголов несовершенного вида, имеющих прерывисто-длительное значение:

по-: трещать — по-треск-ивать, кричать — по-крик-ивать;

при(с оттенком дополнительности действия): плясать — при-пляс-ывать, говорить — при-говар-ивать;

под(с оттенком дополнительности действия): петь — под-пе-вать, свистеть — под-свист-ывать;

на-: петь — на-пе-вать, свистеть — на-свист-ывать, шептать — на-шёпт-ывать.

Интенсивность, тщательность совершения действия выражает группа глаголов с приставками:

вы-: шагать — вы-шаг-ивать, плясать — вы-пляс-ывать;

на-: звонить — на-зван-ивать; хвалить — на-хвал-ивать.

б) Глаголы, образуемые одновременным присоединением приставки и -ся, многообразны по значениям:

e-. -ся (‘предельная исчерпанность действия, углубленность в действие’): читать — в-читать-ся, думать — в-думать-ся;

за-. -ся (‘увлеченность действием’): думать — задумать-ся, читать — за-читать-ся;

на-. -ся (‘удовлетворенность действием’): гулять — на-гулять-ся, работать — на-работать-ся;

из-. -ся (‘исчерпанность в результате действия, приобретение каких-либо отрицательных свойств в результате действия’): хулиганить — ис-хулиганить-ся, писать — ис-писать-ся;

до-. -ся (‘достижение результата после интенсивного выполнения действия’): звать — до-звать-ся, звонить — до-звонить-ся.

Глаголы, производимые от основ имен существительных префиксально-суффиксальным способом, используют различные приставки в соединении с суффиксами -в-/-и(ть) и -е(ть):

за-. -ить: штора — за-штор-ить, рыба — за-рыб-ить; об-. -ить: лес — об-лес-ить;

при-. -ить: земля — при-земл-ить, луна — при-лунить.

Для отыменного производства глаголов префиксально-суффиксальным способом характерен префикс обез-. Производные на -ить обозначают ‘лишить того, что названо производящей основой’: соль — обес-сол-ить, вред — обез-вред-ить. Производные на -еть обозначают ‘лишиться того, что названо производящей основой’: сила — обес-сил-еть, ум — обез-ум-еть.

Глаголы, производимые от основ имен прилагательных суффиксально-префиксальным способом, производятся с помощью различных приставок (чаще всего уи о-) и тех же суффиксов -в-/-и(ть) и -е(ть): плотный — у-плотн-ить, глубокий — у-глуб-ить, благородный — о-благород-ить; слабый — о-слаб-еть, скудный — о-скуд-еть.

Способ сложения не типичен для словообразования глаголов. Существуют единичные сложные глаголы, образованные этим способом (самоустраниться, самовоспламениться и некоторые другие).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ глаголов Творческая мастерская Что сделали?

Описание презентации по отдельным слайдам:

 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ глаголов Творческая мастерская Что сделали?

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ глаголов Творческая мастерская Что сделали?

Как называется мастерская, в которой чинят часы? Чтобы ходики ходили, А будил.

Как называется мастерская, в которой чинят часы? Чтобы ходики ходили, А будильники будили И всегда любой из нас Точно знал, который час, В часовой мастерской Чинят время день-деньской

Определить способ образования глаголов. 1Перерасти, выкопать, покусать, расши.

Определить способ образования глаголов. 1Перерасти, выкопать, покусать, расшифровать, возгордиться, изрисовать, прилепить. 2.Смешить, советовать, пестреть, желтеть, дешеветь. 3.Озеленить, усыновить, пояснить, покашливать, дозвониться

Основные способы образования глаголов в русском языке: 1) приставочный ¬ слов.

Основные способы образования глаголов в русском языке: 1) приставочный ¬ слово 2) суффиксальный слово приставочно-суффиксальный: ¬

Основные способы образования глаголов в русском языке: Приставочный Суффиксал.

Основные способы образования глаголов в русском языке: Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный

Сравнить два текста Возможности приставочного глагольного словообразования оч.

Сравнить два текста Возможности приставочного глагольного словообразования очень велики: почти от каждого глагола можно образовать несколько производных глаголов с разными приставками. (В.Лопатин) Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. (К.Чуковский)

Определить значение приставок. При- От- У- О-(об-) В- С- Вы- Вз- Про- До- Пер.

Определить значение приставок. При- От- У- О-(об-) В- С- Вы- Вз- Про- До- Пере - Раз- (…-ся) Под- С-(…-ся) Упр. 514

Карточка №1 Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание. Прил…жение.

Карточка №1 Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание. Прил…жение, выр…с, р…сток, разб…раешь, бл…стаешь, прик…саешься, заж…гаешь, предл…гаешь.

Сравнить! Почему так? Слепить глаза– слепит игрушку из глины. Стекло с крышки.

Сравнить! Почему так? Слепить глаза– слепит игрушку из глины. Стекло с крышки кастрюли– прозрачное стекло. Попугаю друзей в шутку– принести корм попугаю Дали фломастеры– небесные дали.

Рефлексия Было интересно, Всё получилось. Было интересно, Но были трудности.

Рефлексия Было интересно, Всё получилось. Было интересно, Но были трудности. Было очень трудно, Мало что удалось.

 Молодцы! Спасибо за урок!

Молодцы! Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 762 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.09.2018 2237
  • PPTX 1 мбайт
  • 233 скачивания
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Большакова Нина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: