Сообщение про системного администратора

Обновлено: 04.07.2024

Узнали больше о профессии системного администратора у Юрия Орловского, Technical Support Engineer iTechArt.

Юрий Орловский

Technical Support Engineer iTechArt

Считает, что хороший сисадмин способен довести задачу до ее завершения, а не бросить на половине пути.

Системный администратор — кто он, за что отвечает и какую роль занимает в иерархии компании?

Системный администратор — это специалист, который занимается настройкой, совершенствованием и поддержкой ИТ-инфраструктуры компании, включая оборудование, периферию, программное обеспечение и сетевые подключения.

То, чем занимается системный администратор, зависит от размера компании, сферы деятельности, опыта и навыков самого админа.

Предположим, что существует некая вымышленная компания, в которой отсутствует системный администратор, но есть куча компов, принтеров, серверов и проводов. Так вот, при отсутствии сисадмина, это все может развалиться, как стена из кирпичей, без надлежащей обработки цементным раствором.

Системный администратор — универсальный IT-солдат или же бывают специализации?

Есть следующие направления и специализации:

Эникей — начинающий системный администратор, который выполняет базовые функции по настройке оборудования и программного обеспечения.

Системный администратор — специалист широкого профиля. Это многорукий и многоголовый бог ИТ-инфраструктуры, который берёт на себя обязанности по обеспечению всей ИТ-жизнедеятельности компании. Встречается практически в любых компаниях.

Системный архитектор-инженер — специалист, проектирующий ИТ-инфраструктуру и архитектуру сети в крупных корпорациях.

Сетевой администратор — специалист, который занимается настройкой и развитием физических и логических сетей в компании, а также управлением системами биллинга, учёта и контроля трафика. Востребован в телекоме, банках и т.д..

Инженер информационной безопасности — специалист, который обеспечивает безопасность ИТ-инфраструктуры на всех уровнях. Востребован в компаниях, чувствительных к атакам и проникновению в сеть (а это банки, промышленность, проч.).

Какие hard skills и soft skills необходимы на старте карьеры системного администратора?

Из софт скилов — коммуникабельность и умение работать в команде. Немаловажным является знание основ профессиональной этики, способность к нестандартным решениям.

Облако знаний

Насколько критично для системного администратора знание английского языка?

Вопрос довольно сложный, я бы сказал, что это зависит от человека и его стремлений. Много литературы и мануалов, конечно, переведены на русский язык, но это касается только немного устаревших материалов. Минимальная база знаний необходима, чтобы он мог взаимодействовать с разнообразным ПО, но если необходимо быть в курсе новинок, то только материалы на английском, только хардкор :)

Как примерно может выглядеть карьерный путь системного администратора? С чего начать и к чему стремиться?

Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом… Отвлекся малость…

Начать стоит с основ, а это в большинстве своем эникей, а дальше развиваться по выбранному пути, это могут быть как просто помощь пользователям, так называемый First Line Support, так и возможность работы и администрирования серверов или облаков. Быть богом сети? Вполне возможно. А также, изучив несколько языков программирования, он может вырасти в DevOps. Как говорится, на любой вкус, все фантики разные.

Что отличает хорошего сисадмина от посредственного?

Насколько эта профессия востребована в IT-аутсорсе?

Но популярностью они не отличаются.

сервера

Есть ли какие-то мифы о профессии, с которыми приходится бороться?

Давно перестал обращать на них внимание, но если задуматься то:

  • Сисадмины — рабочая профессия. Нет, это интеллектуальная, сложная работа с многозадачностью и нагрузками, потому что в современном мире ИТ-инфраструктура значит слишком много в любой компании.
  • Сисадмины злые. Нет, обычные — по мере характера обладателя профессии. Но их реально раздражают пользователи, которые не могут описать проблему или, чего доброго, считают себя почти что хакерами и перед тем, как позвать на помощь, усугубляют проблему донельзя.
  • Сисадмины-бездельники. О, это мой самый любимый миф! Хороший сисадмин работает с программными средствами управления ИТ-инфраструктурой и держит всю систему в порядке. Это занимает огромное количество времени, но внешне да, кажется, что сисадмин просто сидит за ПК, как и все мы. На взгляд обывателя это непорядок: админ же должен обернуться проводами и носиться с кримпером и стриппером наперевес. Хотя никто не безгрешен — но ленивого сисадмина вы сразу почувствуете на своей шкуре.
  • Сисадмины-ботаники, ходят в растянутых свитерах, круглых очках и с бородой. Внешность сисадмина не продиктована никакими стандартами и зависит исключительно от его личных предпочтений.

Насколько сейчас востребованы системные администраторы? И каким ты видишь спрос на них в ближайшие годы?

Компании постоянно растут и расширяют штат сотрудников, поэтому, в принципе, профессия довольно востребована. Чем больше сотрудников, тем больше вероятность, что может пойти что-то не так, что-то может вылететь, что-то сломаться. По поводу спроса, думаю, он будет только увеличиваться, но это явно не такой взрывной рост, как в случае с программистами. Т.к. приблизительно на 150-200 сотрудников будет приходится 1 системный администратор.

Системный администратор – это специалист, который занимается настройкой, мониторингом и поддержанием IT-инфраструктуры компании. Говоря простыми словами, он отвечает за корректную работу оборудования, софта, компьютерных сетей и за информационную безопасность.

В его обязанности входит большой спектр задач: решить проблемы с оргтехникой, установить ПО на компьютер, восстановить доступ в интернет и т. д.

Кратко перечислим, что обычно делает сисадмин на предприятии:

  • Подключает ПК и офисную технику, поддерживает их в рабочем состоянии, проводит своевременное техобслуживание.
  • Создает и обслуживает локальные корпоративные сети и системы телефонной связи (мини-АТС).
  • Загружает и настраивает программное обеспечение.
  • Контролирует бесперебойную работу серверов.
  • Защищает внутренние данные компании от утечки, вирусов и хакерских атак.

Что должен уметь

Системное администрирование предполагает решение разных задач, связанных не только с техническими вопросами, но и с IT-технологиями. Перечислим, что именно должен знать и уметь сисадмин:

  • Устройство и принципы работы современных компьютеров, офисной техники, периферийного оборудования.
  • Компьютерные сети, инструменты их настройки и диагностики, сетевая модель OSI и основные протоколы.
  • Работа с серверами IP-телефонии и CRM-системами.
  • Особенности операционных систем Windows, Linux, MacOS и командной строки в них.
  • Установка и запуск ПО, загрузка обновлений, регистрация новых пользователей, определение прав доступа, подключение удаленных сотрудников и пр.
  • Знание интерфейсов популярных программ, например, пакет MS Office (Word, Excel), 1C, Bitrix, системы корпоративной почты.
  • Общие представления о сайтах, умение сделать резервное копирование, зарегистрировать или продлить домен, поставить SSL-сертификат, перенести на другой хостинг и т. д. на уровне чтения технической документации.

На нашем сайте вы можете выбрать курс по системному администрированию от ведущих онлайн-школ. Также у нас можно почить отзывы учеников.

Какие бывают системные администраторы

В системном администрировании есть разделение по навыкам и обязанностям. Расскажем подробнее, какие бывают специалисты и что должен уметь каждый из них:

  • Эникей (anykey) – новичок или помощник сисадмина. Решает простые задачи по настройке оргтехники или ПО, например, подключает принтер, заводит в CRM-системе или 1С нового пользователя, обновляет клиент-банк и пр.
  • Сисадмин – решает все вопросы, связанные с IT-инфраструктурой компании: отвечает за работу и безопасность сетей, оборудования, программного обеспечения, корпоративного сайта и т. д.
  • Системный архитектор-инженер – проектирует и выстраивает архитектуру локальных компьютерных сетей и создает IT-инфраструктуру в крупных корпорациях, настраивает коммуникаторы и маршрутизаторы с нуля.
  • Сетевой администратор – управляет системами биллинга, учета и контроля трафика в банковском секторе и сфере телекоммуникаций (хостинги, провайдеры и др.).
  • Инженер информационной безопасности – обеспечивает защиту внутренних сетей от утечки и копирования информации, вирусов, хакерских атак и киберпреступлений, настраивает контроль доступа, протоколы шифрования и аутентификации.
  • Администратор баз данных – отвечает за сбор и анализ информации, работает с базами, системами хранения и управления данных с помощью языка SQL.
  • Администратор систем коммуникации – настраивает мини-АТС, электронные ящики, корпоративные мессенджеры, платформы для видеоконференций.

Востребованы ли специалисты

Системные администраторы – это незаменимые специалисты в любых организациях: на крупных промышленных предприятиях, в государственных учреждениях и небольших фирмах. Практически в каждой компании должен быть сотрудник, который сможет решить проблемы с компьютером, оргтехникой и офисной программой.

Чем больше в бизнесе систем автоматизации, тем выше потребность в грамотном IT-специалисте. Поэтому в последние десятилетия спрос на сисадминов был высоким, и этот тренд будет сохраняться и в будущем.

На сайте HeadHunter опубликовано порядка 6000 вакансий для системных администраторов, в том числе более 700 – без требований к опыту и около 3500 – со стажем до 3 лет.

Наиболее востребованы сисадмины в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге и Челябинске. Некоторые работодатели ищут специалистов для частичной занятости или удаленной работы – такие условия указаны почти в 900 объявлениях.

Где работают

Системное администрирование IT-инфраструктуры требуется практически во всех сферах. Перечислим отрасли, в которых чаще всего работают сисадмины:

  • Интернет-компании, разработчики ПО, веб-студии и digital-агентства.
  • Телекоммуникации, хостинги и провайдеры.
  • Банки, платежные системы.
  • Службы доставки и транспортные компании.
  • Медиа, новостные ресурсы.
  • Промышленные предприятия.
  • Производство оборудования, электроники, бытовой техники.
  • Ритейл, онлайн-продажи.
  • Автомобильный бизнес.
  • Государственные организации.

К примеру, на данный момент вакансии для системных администраторов есть у таких крупных работодателей, как Лента, Альфа-Банк, банк Точка, Совкомбанк, ВкусВилл и Контур.

Перспективы профессии

Расскажем про основные карьерные перспективы. Системный администратор может:

  • Постепенно продвигаться в профессии с должности линейного сотрудника до руководителя IT-отдела, технического директора, CTO и CIO. , нанять нескольких опытных специалистов и предлагать обслуживание корпоративным клиентам. Услугами приходящего сисадмина обычно пользуются небольшие фирмы, которым не нужен штатный работник.
  • Перейти в DevOps – перспективное направление на стыке разработки, администрирования и безопасности, которое можно освоить, имея опыт работы системным администратором.
  • Выбрать смежную, более высокотехнологичную отрасль с возможностью высокого заработка, например, кибербезопасность.

Мифы о системных администраторах

Существует множество стереотипов о сисадминах – прокомментируем самые распространенные:

Миф 1. Для работы системным администратором не нужно образование, достаточно просто разбираться в компьютерах.

Реальность: IT-специалисту надо постоянно повышать знания в разных отраслях: настройки сетей, информационная безопасность, корпоративный софт и т. д. В ином случае можно остаться на уровне сотрудника, который только меняет картридж в принтере или запускает антивирус на ПК.

Миф 2. Сисадмин – это рабочая специальность.

Реальность: Это интеллектуальная профессия, которая связана с многозадачностью. Важно быть не только технически подкованным, но и хорошо разбираться в современных IT-технологиях.

Миф 3. В профессии нет карьерного и зарплатного роста.

Реальность: Системный администратор – это востребованный специалист. При наличии продвинутых "тяжелых" навыков (hard skills) можно работать на крупных промышленных предприятиях, в оборонной или приборостроительной отрасли и высокотехнологичных сферах.

photo

Системный администратор входит в огромное семейство ИТ-специалистов со своим, достаточно широким, кругом обязанностей. Он должен обеспечить непрерывное функционирование компьютерного и офисного оборудования, локальных сетей и ПО. Сисадмин устанавливает обновления, проводит внешний осмотр и мониторинг работы техники, настраивает, ремонтирует и т. д. Компьютеры сейчас стоят даже в крошечных офисах, поэтому помощь системного администратора нужна представителям большинства сфер человеческой деятельности.

Итак, подробнее о том, что должен знать, уметь и делать сисадмин.

Что должен знать сисадмин

Сисадмин должен уметь досконально разбираться в аппаратных и программных уровнях любой системы. Для этого мало технических знаний, полученных в вузе. Нужна постоянная практика. Например, одно дело знать, как развернуть локальную сеть и представлять в теории, как передаются пакеты данных. Но работодателю нужны работающие сеть, оборудование и софт. Ему нужна прибыль, развитие предприятия. И в этом сисадмин должен помочь своими теоретическими знаниями, примененными на практике. А в процессе последней IT-специалист узнает больше, чем в вузе.

Узкие и универсальные специалисты

Сисадмины подразделяются на универсалов и специалистов узкой направленности. Первые решают любые вопросы, связанные с обслуживанием оборудования, поэтому работают в основном в обычных компаниях. Вторые благодаря более глубоким знаниям и навыкам в определенной сфере справляются с самыми сложными задачами и заняты в основном в IT-организациях.

Представители рассматриваемой нами профессии администрируют:

  • веб-серверы (настраивают, отслеживают их работу);
  • сети (подключают маршрутизаторы, VPN);
  • безопасность локальной сети (выявляют уязвимости, устанавливают обновления, защищают от проникновения);
  • почтовые серверы (поддерживают их работоспособность, отслеживают спам); (настраивают и работают с БД).

Полезные навыки для сисадмина

Сегодня рынок предлагает множество системных администраторов. Но большинство из них обладает стандартными навыками, поэтому не особо востребованы. Чтобы работодатель заметил и оценил ценный кадр, необходимо постоянно совершенствоваться — изучать языки программирования, вникать в новые технологии, практиковать DevOps. Если есть возможность, то попасть в отдел разработки какой-либо фирмы и воспользоваться горизонтальным карьерным ростом.

Сисадмин должен уметь:

Также системный администратор должен уметь общаться с людьми. Если коллеги боятся обращаться к ИТ-специалисту, это плохо сказывается на деятельности всего предприятия. Необходимо просто помогать людям, которые ничего не смыслят в этом деле, и проявлять завидную долю терпения.

Должностная инструкция системного администратора

На должность системного администратора могут претендовать соискатели с неполным или законченным высшим образованием и опытом работы не менее 1 года. Также необходимо владеть техническим английским языком, уметь управлять информационными системами, разбираться в программном обеспечении, железе, сетях, администрировать БД. Работодателю важны и личные качества будущего сотрудника. Он должен быть ответственным, грамотным (как в отношении компьютеров, так и в разговоре с людьми), исполнительным, стрессоустойчивым и терпеливым, вежливым и коммуникабельным, а также способным принимать быстрые решения.

Документ

Функции

Функции системного администратора определены профессиональным стандартом, чтобы обе стороны четко понимали особенности работы и не выдвигали завышенных требований. Итак, к функциональным обязанностям относится администрирование:

  • прикладного и системного ПО;
  • СУБД;
  • СКС — структурированной кабельной системы;
  • программно-аппаратных средств информ служб;
  • сетевой подсистемы;
  • развития информационной коммуникационной среды предприятия.

Обязанности

Каждому сисадмину нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню. Это связано не только с исправлением сбоев, но и с подключением нового оборудования, установкой обновлений, ремонтом и профилактикой работы устройств. В таких ситуациях нужно полностью отключать серверы и систему, что нереально в течение рабочего времени сотрудников.

Но, несмотря на некоторые отрицательные моменты, в каждой профессии есть и положительные. Это — зарплата, карьерный рост, постоянное место работы, возможность совершенствовать навыки. Для этого сисадмин выполняет следующие основные обязанности:

  • обеспечивает безотказность компьютерных сетей и серверного оборудования;
  • производит регистрацию пользователей, а также консультирует их и поддерживает;
  • устанавливает и настраивает компьютеры и офисную технику;
  • следит за работой антивирусного ПО, защищает информацию от несанкционированных проникновений, настраивает резервное копирование;
  • исправляет неполадки, ремонтирует и проводит профилактическое обслуживание софта и оборудования;
  • устанавливает и обновляет офисное и прикладное ПО;
  • работает с базами данных;
  • анализирует работу инфраструктуры, выявляет уязвимые места и предотвращает различные форс-мажоры (либо устраняет их последствия);
  • проводит деятельность по модернизации техники, предлагает заменить устройства на более современные, закупает оборудование;
  • составляет отчеты о своей работе.

В круг обязанностей системного администратора входят и другие вопросы, связанные с документацией, работой техники и софта, сетей и т. д.

Права

Так же, как и другие сотрудники, сисадмин вправе изучать документы, где говорится о правах и обязанностях, параметрах оценки трудовой деятельности. Руководство должно создать ИТ-специалисту все условия для надлежащего выполнения обязанностей и гарантировать соблюдение прав. Сисадмин имеет право предлагать инструменты для улучшения своей деятельности и пользоваться в служебных целях необходимой документацией и информацией. Также специалист вправе посещать разнообразные курсы повышения квалификации и получать все социальные гарантии, предусмотренные законодательством России.

Ответственность

В отношении сисадмина действуют общие нормы ответственности, согласно которым он должен:

  • соблюдать трудовой договор;
  • возмещать убытки, полученные организацией по его вине;
  • выполнять внутренние правила, приказы, нормы техники безопасности;
  • принимать решения в пределах своих полномочий;
  • избегать халатного отношения к исполнению обязанностей;
  • исключать правонарушения в процессе работы.

Сотрудники в офисе

Как стать системным администратором

Этих навыков хватит, чтобы рассчитывать на карьерный рост в серьезной компании. Но есть одно обязательное условие — необходимо постоянно совершенствоваться, изучать новые технологии, читать книги для сисадминов, интересоваться современными моделями оборудования и т. д.

Заключение

❓Кто такой системный администратор?

Системный администратор – специалист в сфере компьютерных технологий, обеспечивающий бесперебойное функционирование IT-инфраструктуры компании от ПК сотрудника до корпоративной сети; защиту персональных данных работодателя.

Сфера обязанностей зависит от профнаправленности, размера штата компании, динамики её развития, например в маленькой компании сисадмин решает простые бытовые проблемы — починить компьютер, проверить работоспособность программ, настроить операционную систему, то в большой компании это целый штат специалистов, которые следят за бесперебойной работой серверов, сети и безопасности данных.

сисадин - кто это

Сисадмин — решатель компьютерных проблем в офисе

👉Типы системных администраторов

Классификация по типам влияет на размер оклада. По степени профессиональной подготовки выделяют:

  • Эникей или помощник админа – текущее обслуживание оборудования, устранение мелких неполадок (помощник сисадмина или основная должность в маленьких фирмах, не предоставляющих услуги в сфере IT-технологий);

кто такие айтишники

📌Личные качества хорошего сис админа

Основное качество системного администратора – совмещение творческого и технического мышления. Другие навыки:

  • разумная инициатива – хороший сисадмин, без крайней необходимости, не будет изменять настройки, штатно работающего оборудования;
  • усидчивость – от скорости разрешения нестандартных ситуаций зависит востребованность специалиста;
  • стрессоустойчивость – нервозность системного администратора может снизить производительность компании в целом, а ведь вызывают сис админа, отнюдь не тогда, когда все хорошо;
  • коммуникабельность – умение находить общий язык с пользователями, не владеющими спецтерминологией, вычленить с потока обрывистых фраз суть проблемы;
  • способность решать несколько задач одновременно;
  • Знание английского языка, хотя бы на базовом уровне, для чтения сопроводительной документации;

Основным мерилом компетентности сис админа является наличие свободного времени. Чем его больше, тем квалифицированнее специалист. У хорошего системного администратора, как и у руководителя — все работает хорошо само без его непосредственного участия.

📊Плюсы и минусы работы сис админом

Стоит ли посвятить свою жизнь отладке офисных информационных систем или осваивать иную профессию?

➕Плюсы

Путь по карьерной лестнице от новичка до руководителя подразделением занимает не менее года. Сисадмин может возглавить штат IT-специалистов через несколько месяцев.

  • спрос на квалифицированные кадры превышает предложение;
  • количество ставок зависит от личностных качеств, а не должностной инструкции;
  • обучение во время выполнения прямых обязанностей;
  • совместимость с другими профессиями.

➖Минусы

  • повышенная нагрузка на зрение;
  • ненормированный рабочий день;
  • высокая ответственность;
  • отсутствие регламентированного перечня обязанностей;
  • высокий риск потерять рабочее место после длительного больничного или отпуска.
  • сидячий образ жизни и частые гостинцы от благодарных коллег, могут вызвать проблемы с лишним весом.

Существует риск потерять работу, если компания понесла убытки по, независящим от действий сисадмина, причинам.

кто такой фрилансер

👨‍🎓Обучение на системного администратора

Срок обучения зависит от типа желаемого образования. Для уровня эникея достаточно 6 месячного курса и опытного наставника на старте, а на инженера информационной безопасности придётся учиться до 2 лет без учёта высшего технического образования.

Для увеличения оклада желательно окончить курсы сертификации Cisco. Самый востребованный уровень CCNA. Длительность курса – 2 года. Самый высокооплачиваемый CCIE (уровень Эксперта).

💸Зарплата системного администратора

Сколько получает сис админ зависит от:

  • Образования, включая сертификацию спецкурсов;
  • Опыта работы (наличие рекомендательных писем);
  • Объема работ и уровня ответственности;
  • Величины населённого пункта;
  • Размера штата компании;
  • Степени владения английским языком;

Средняя зарплата по Москве – 40000-60000 руб. В регионах 20000-40000 руб.

Читайте также: