Сообщение про шарля луи де секонда барона де монтескье

Обновлено: 02.07.2024

Французский просветитель, правовед, философ. Шарль Луи Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в Бреде, возле Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе Франции. Его родители принадлежали к знатному феодальному роду.

Фамилию Монтескье, получившую всемирную известность, Шарль Луи Секонда принял в 1716 году от своего бездетного дяди, который завещал ему все свое состояние. В десятилетнем возрасте Шарль был определен в колледж при монастыре в Жюльи, который основали ораторианцы. Образование включало знакомство с античной литературой и философией. В 1705 году, 11 августа, день в день через пять лет после поступления в колледж, Монтескье вернулся в замок своего отца и начал самостоятельно изучать юриспруденцию, поскольку, по всей видимости, в семье было уже решено, что после смерти дяди должность президента парламента в Бордо перейдет к нему.

В 1713 году умер отец Монтескье. Дядя, ставший его опекуном постарался как можно скорее женить племянника на девушке с хорошим приданым и определить его на службу в парламент. Бракосочетание состоялось 30 апреля 1715 года всего при двух свидетелях, из которых один едва умел расписаться в церковной книге.

В своем сочинении "О духе законов" Монтескье высказывает свой взгляд на брак. "Девушки, для которых только с браком открываются удовольствия и свобода, - говорит он, - которые обладают умом, не осмеливающимся думать, сердцем, не смеющим чувствовать, ушами, не смеющими слышать, и глазами, не смеющими видеть, - достаточно расположены к браку; но юношей к нему приходится побуждать. Так как роскошь монархии делает брак дорогим и обременительным, то побуждением к нему должно служить богатство, которое могут принести с собою жены, и надежды на потомство".

В 1716 году после смерти дяди 27-летний Шарль Луи занял видное положение президента парламента. Эта должность преимущественно была связана с судейскими функциями. Тогда же он получил также титул барона и имя Монтескье.

Монтескье любил дамское общество и пользовался успехом у прекрасного пола. Служба мало привлекала его. Но вынужденный опыт судебной практики не пропал даром: освоение запутанной системы французского права оказалось весьма полезным позже, когда Монтескье принялся за свой знаменитый труд "О духе законов".

Монтескье занимался по очереди почти всеми естественными науками и представил в академию массу рефератов. Он написал "Рассуждения о системе идей", "Исследование о сущности болезней", "О причинах эхо", "О политике римлян в области религии", "О тяжести", "О приливах и отливах", "Замечания о естественной истории", "О прозрачности тел", "О назначении почечных желез" и много других работ. Но вот в 1721 году появилось произведение, которое вызвало настоящую сенсацию. Хотя "Персидские письма" вышли под вымышленной фамилией автора и печатались в Голландии, его подлинное имя скоро стало известно широкой публике. В "Персидских письмах" Монтескье выступает от лица персов Узбека и Рики, путешествующих по Европе. Он вложил в уста своих героев дерзкую критику политической жизни Франции. Критики утверждали, что план этого произведения и замысел вложить свою сатиру в уста персов заимствованы Монтескье. Но подобное заимствование нисколько не лишает роман оригинальности.

Литературный успех поманил автора в Париж. С немалым трудом он сложил с себя полномочия в провинции. В академии Монтескье успел прочесть два новых труда: "Общие рассуждения об обязанностях человека" и "О различии между уважением и известностью".

В 1726 году Монтескье перебирается в столицу.

Среди основателей клуба был английский политический деятель Болингброк, эмигрировавший во Францию после "Славной революции" 1688 года. Болингброк своими рассказами об Англии и английских политико-правовых установлениях, может быть, впервые вызвал у Монтескье живейший интерес к этой стране.

Путешествие длилось три года. Монтескье довольно быстро объехал всю Европу, а в Англии прожил около полутора лет.

В апреле 1731 года Монтескье оставил Англию и вернулся в свой замок Ла-Бред. В 1734 году выходят "Размышления о причинах величия и падения римлян". В них автор пытался доказать на примере римской истории, что только там, где граждане свободны и независимы, где господствуют республиканские нравы, общество в состоянии успешно развиваться. В конце октября 1748 года в Женеве издатель Барийо напечатал первый небольшой тираж двухтомника "О духе законов". О работе Монтескье знали, поэтому тиражи расхватывались мгновенно. В книге читателю предлагались живописные "прогулки" по странам и эпохам, знакомившие с разнообразием народных обычаев и общественных правил. "Я установил общие принципы и увидел, что частные случаи сами собой подчиняются им, - писал автор в предисловии, - что история каждого народа лишь следствие этих принципов и что всякий частный закон или связан с другим, или вытекает из иного, более общего закона". Определив, что форма правления в стране во многом зависит не от воли законодателя, но от своеобразия самого государства: его размеров, населенности, климата, географии, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и вообще в гуманитарное знание ньютоновский метод, отвергавший вмешательство божественного начала в жизнь природы, а теперь и общества.

Важное место в книге занимала теория форм власти, а именно: республики, монархии, деспотизма. Не берясь судить, что лучше, Монтескье лишь объяснял особенности каждого вида правления, приводя занимательные и яркие примеры из далекой или недавней истории.

Последние годы жизни Монтескье провел в своем замке, продолжая свои любимые литературные занятия. Он решил углубить некоторые места "О духе законов", начал писать историю Теодориха Остготского, обрабатывать для печати заметки о путешествии по Европе. Трактат "О духе законов" завоевывал ему все больше почитателей.

В 1754 году Монтескье выехал в Париж. Причиной тому был арест профессора Ла-Бомеля, который одним из первых открыто выступил в защиту автора "О духе законов". Ла-Бомель по требованию французского правительства был арестован в Пруссии, выдан Франции и заключен в Бастилию как человек политически неблагонадежный. Получив это известие, Монтескье счел своей нравственной обязанностью выручить Ла-Бомеля из беды. Он стал энергично хлопотать за несчастного профессора и добился при помощи своих влиятельных друзей его освобождения.

В Париже Монтескье простудился и заболел воспалением легких. 10 февраля 1755 года он умер и был погребен в склепе собора Св. Сюльпиция.

Биография

Шарль-Луи де Секонда появился на свет 18 января 1689 года в фамильном замке Ла-Бред, недалеко от Бордо. Мальчик рано потерял мать — она умерла, когда ему было семь лет. В десятилетнем возрасте отец определил Шарля в ораторианское училище при монастыре. Именно здесь юный Монтескьё знакомится с античной литературой и увлекается философией.

Окончив духовное училище в 1705 году, Шарль начал самостоятельно осваивать юриспруденцию. В 1713 году, после смерти отца Шарля, молодой человек остаётся на попечении своего дяди, который определил его на службу в парламент. Здесь и пригодились Шарлю его знания в сфере юриспруденции и права, ведь парламент того времени исполнял функции высшей судебной инстанции.

В 1715 году Шарль женился. Его супругой стала Жанна Лартинг, девушка с богатым приданым, которая в браке родила ему троих детей — двух дочерей и сына. Бытовало мнение, что этот брак был по расчёту, а на выбор избранницы повлиял дядя.

После смерти дяди в 1716 году Шарль получил от него в наследство огромное состояние и титул. Кстати, фамилию Монтескьё, под которой он известен всему миру, он взял именно в это время. К тому же 27-летнему Монтескьё Шарлю Луи пришлось возглавить парламент Бордо.

Замок Ла-Бред близ Бордо, где родился и работал Монтескьё

Карьера и литературная деятельность Монтескьё

Профиль Шарля Луи Монтескьё на французских франках

Книги Монтескьё


Умер великий философ эпохи Просвещения 10 февраля 1755 года. Париж — последний город его пребывания. Ушёл из жизни Монтескьё, но его труды и произведения навсегда останутся актуальными и ценными для современников.

Цитаты

Мне кажется, что головы даже самых великих людей тупеют, когда они соберутся вместе, и что там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости.

Жан Батптист из Secondat ( in )

Шарль Луи де Секондат, барон Ла Бреда и Монтескье , политический мыслитель , предшественник социологии , философ и французский писатель эпохи Просвещения , родился 18 января 1689 г. в Ла-Бред ( Гайенн , близ Бордо ) и умерла 10 февраля 1755 г. в Париже .

Затем он отправился в Европу и провел более года в Англии, где наблюдал за конституционной и парламентской монархией, пришедшей на смену автократической монархии.

Монтескье, вместе с Джоном Локком , является одним из мыслителей политической и социальной организации, на которых основаны современные и политически либеральные общества . Его концепции - в частности, в отношении разделения властей - помогли определить принцип западных демократий .

Резюме

биография

Старший сын Жак де Секонда ( +1654 - +1713 ) и Мари-Франсуаза де Pesnel ( +1665 -1696), баронесса Ла Бред , Монтескье родился в семье магистратов хорошего дворянство мантии, в замке Ла Бред (около Бордо , в Жиронде ), имя которой он впервые носит и к которому до сих пор очень привязан. Родители выбирают ему крестным отцом нищего, чтобы он всю жизнь помнил, что бедняки - его братья.

Он племянник Жан-Батиста де Секондэ, барона де Монтескье .

После учебы в Колледже де Жюи и изучения права он стал советником парламента Бордо в 1714 году . В 30 апреля 1715 г. в Бордо он женился на Жанне де Лартиг , протестантке из богатой семьи и недавнего дворянства, в то время как протестантизм оставался под запретом во Франции после отмены Нантского эдикта в 1685 году , который принес ему значительное приданое. Это было в 1716 году , после смерти своего дяди, Монтескье унаследовал настоящее состояние, должность президента с минометом парламента Бордо и титул барона де Монтескье, от которого он и получил свое имя. Оставив свою подопечную как можно скорее, он заинтересован в мире и удовольствиях.


В это время Англия была включена в качестве конституционной монархии , следующего за Славной революции ( 1688 - 1689 ) и объединилась с Шотландией в 1707 году , чтобы сформировать Великобританию . В 1715 году Король-Солнце умер после очень долгого правления , за ним последовал более стертый монарх. Эти национальные преобразования сильно влияют на Монтескье; он часто ссылается на это.

Затем он направляет свое любопытство на политику и анализ общества через литературу и философию . В Persian Letters , которые он публикует анонимно (хотя никто не ошибается) в 1721 в Амстердаме он великолепно изображает французское общество в юмористическом и сатирическом тоне глазами персидских посетителей . Эта работа имеет значительный успех: экзотическая сторона, иногда эротическая, сатирическая направленность, но в остроумном и забавном тоне, в котором играет Монтескье, пожалуйста.

В 19 января 1724 г. , декрет парламента Бордо , подписанный самим Монтескье, требует, чтобы декрет 7 июля 1723 г. того же Парламента Бордо это постановление было направлено на то, чтобы положить конец сегрегации и издевательствам над той частью населения юго-запада, которая стала жертвой плотников ( cagots или gahets ).

В 1726 Монтескье продает свой офис, чтобы выплатить долги, при этом предусмотрительно сохраняя права своих наследников на него. После своего избрания в Академию Франции ( 1728 г. ) он совершил серию длительных путешествий по Европе , во время которых посетил Австрию , Венгрию и Италию ( 1728 ), в Германии ( 1729 г. ), Голландии и Англии (1729-1731), где он пробыл более года. Во время этих поездок он внимательно изучает географию , экономику , политику и обычаи стран, которые он посещает. Он был инициирован в масонство в лондонской ложи Хорн (Рог) на 12 мая 1730 г. . За свое членство в масонстве Монтескье будет беспокоить интендант Гайенны Клод Буше и кардинал де Флери в 1737 году . Тем не менее он продолжал часто посещать бордоские и парижские ложи (включая Джона Теофила Дезагулье ).

Монтескье страдал от недостатка зрения, что стало одной из причин отказа от должности президента в 1748 году в парламенте Бордо после того, как ему поставили диагноз катаракта на его действующем глазу. Но слепота, о которой он сам сообщает, могла быть только авторским кокетством.

Философия

Принципы


В этой капитальной работе, которая имела огромный успех, Монтескье пытается определить фундаментальные принципы и логику различных политических институтов, изучая законы, которые считаются простыми отношениями между социальными реальностями. Однако после его смерти его идеи часто радикализировались, а принципы его монархического правления интерпретировались окольными путями. Это было только на время Французской революции , что революционные монархи тщетно пытались , чтобы они адаптированы Учредительным собранием , чтобы противостоять отцу Сийес , сторонник разрыва со всем наследием и все моделями.

Его работа, вдохновившая авторов конституции 1791 года , а также следующих конституций , лежит в основе принципа различия между законодательной, исполнительной и судебной властями , лежащего в основе любой республики .

Он также считается одним из отцов социологии , в частности Раймоном Ароном .

Однако, несмотря на масштабность его вклада в современную теорию парламентской демократии и либерализма , необходимо поместить ряд его идей в контекст его работы О духе закона :

  1. Не было действительно тщательного осмысления центральной роли судебной власти ;
  2. Он никогда не говорил о доктрине прав человека ;
  3. Размышления о свободе в его глазах менее важны, чем размышления о формальных правилах, которые позволяют ее осуществлять.

Распределение полномочий

Политические режимы

Повысьте его качество с помощью рекомендаций источника !

Монтескье полагается на важность репрезентации. Промежуточные органы являются гарантами свободы - Французская революция продемонстрирует всю свою двусмысленность, когда подавит корпорации, как защищая свободу труда, так и рассеивая промежуточные органы, оставляя человека в одиночестве против государства, - и люди должны иметь возможность просто избирать лидеров.

Согласно нынешнему решению, удивительно отметить, что для Монтескье монархия дает больше свободы, чем республика, поскольку в монархии разрешено делать все, что не запрещают законы, в то время как в республике мораль и самоотверженность ограничивают людей.

Свободные режимы зависят от хрупких институциональных механизмов. Монтескье выделяет четыре главы От духа закона к обсуждению английского случая, современного свободного режима, в котором свобода обеспечивается балансом сил. Монтескье беспокоил, что во Франции промежуточные силы, такие как дворянство, ослабли, тогда как в его глазах они позволяли умерить власть принца. [исх. нужно]

Как и многие его современники, Монтескье придерживался определенных мнений, которые сегодня были бы спорными из-за очевидности. Хотя он отстаивал идею о том, что женщина может управлять, он, с другой стороны, считал, что она не может быть во главе семьи. Он твердо принял на себя роль потомственной аристократии и первородства, что позволяет сохранить наследие. [исх. нужно]

Влияния на Екатерину II

Теория климата

Повысьте его качество с помощью рекомендаций источника !

О духе законов (1748 г.)

Рабство в L'Esprit des lois

Оправдания рабства по Монтескье

«Вы имеете дело с предрассудками, как молодой человек, вступивший в мир, использует его со старыми женщинами, у которых все еще есть претензии, и с которыми он только хочет быть вежливым и казаться хорошо воспитанным. Но не слишком ли вы им льстите? [. ] Что касается аристократов и наших деспотов всех мастей, если они слышат вас, они не должны слишком сильно вас обвинять; это я всегда упрекал ваши принципы. "

«Когда есть много вольноотпущенников, гражданские законы должны фиксировать то, что они должны своему боссу, или договор франкирования фиксирует эти обязанности для них. Мы считаем, что их положение должно быть более благоприятным в гражданском государстве, чем в политическом, потому что даже при народном правительстве власть не должна попадать в руки низших слоев населения. "

«Если человек отказался от своих прав, то, несомненно, он становится рабом; но также его участие становится недействительным само по себе, как эффект привычного безумия или отчуждения духа, вызванного страстью или избытком потребности. Таким образом, любой человек, который в своих условностях сохранил естественные права, которые мы только что объяснили, не является рабом, и тот, кто отказался от них, заключив ничтожную помолвку, также имеет право требовать своей свободы, как раб, совершивший насилием. Он может оставаться должником, но только должником, свободным от своего хозяина. Следовательно, нет случая, когда рабство, даже добровольное по своему происхождению, не могло противоречить естественному праву. "

«Можно сказать, что эти колонии скоро будут разорены, если там будет отменено рабство негров. Но когда это так, должны ли мы из этого сделать вывод, что человечество должно быть подвергнуто ужасным несправедливостям, чтобы обогатить нас или обеспечить нашу роскошь? Верно, что кошельки разбойников с большой дороги были бы пусты, если бы кражи были полностью пресечены: но имеют ли люди право обогащаться жестокими и преступными методами? Какое право имеет грабитель грабить прохожих? Кому позволено стать богатым, делая других несчастными? Может ли быть законным лишать человеческий вид его самых священных прав только для удовлетворения его алчности, тщеславия или его особых страстей? Нет . Пусть европейские колонии будут уничтожены, а не причинят столько несчастий людям! "

«Утверждают, что невозможно возделывать колонии без негров-рабов. Мы признаем это утверждение здесь, предположим, что это абсолютная невозможность. Ясно, что он не может сделать рабство законным. В самом деле, если абсолютная необходимость сохранения нашего существования может дать нам право ущемлять права другого человека, насилие перестает быть законным в тот момент, когда эта абсолютная необходимость прекращается: но здесь нет вопроса о такой необходимости, но только из-за потери состояния колонистов. Поэтому спрашивать, делает ли рабство законным этот интерес, - значит спрашивать, разрешено ли мне сохранить свое состояние преступлением. "

«Действительно, использовать его - унизительная причина, мы не скажем, чтобы защищать, но чтобы бороться даже со злоупотреблением, столь противоречащим разуму. Тот, кто оправдывает такую ​​одиозную систему, заслуживает от философа молчания, полного презрения, а от негра - удара. "

«Я наблюдал, как внешняя ткань овечьего языка покрыта сосками. Я видел в микроскоп на этих сосках маленькие волоски или что-то вроде пуха; между сосками находились пирамиды, которые на конце образовывались в виде маленьких щетинок. Кажется, что эти пирамиды - главный орган вкуса.

Я заморозил половину этого языка и при виде этого обнаружил, что соски значительно уменьшились; даже несколько рядов сосков впились в ножны. Я исследовал ткань под микроскопом, пирамид больше не видел. Когда язык оттаял, соски при виде его, казалось, поднимались; и под микроскопом маленькие пучки начали появляться снова. "

Об иронии главы V книги XV

«Климат также изменяет степень рабства или свободы различных народов земли. Различная температура воздуха оказывает такое колоссальное влияние на силу тела и смелость духа, просто трусость народов Юга почти всех сделала их рабами; в то время как мужество народов Севера сохранило их почти всех на свободе. "

Кондорсе в примечании, помещенном в конце страницы 41 его Размышлений о рабстве негров , дает ужасающую иллюстрацию этой трудности обращения вспять иронии и ее последствий, которые могут быть трагичными:

"Некоторое время назад жители Ямайки собрались, чтобы высказать свое мнение о судьбе мулатов и узнать, не о них ли, поскольку было физически доказано, что их отец был англичанином. Осуществлять свободу и права, которые должны принадлежать каждому англичанину. Собрание склонялось к этой партии, когда ревностный защитник привилегий белой плоти вздумал заявить, что негры не являются существами нашего вида, и доказать это авторитетом Монтескье; затем он прочитал перевод главы L'Esprit des lois sur l'esclavage des Nègres. Собрание не преминуло воспринять эту кровавую иронию по отношению к тем, кто терпит это отвратительное использование, или кто пользуется этим для истинного мнения автора L'Esprit des lois ; и мулаты Ямайки остались в угнетении. "

«Если бы мне пришлось поддержать право, что мы должны сделать негров рабами, вот что я бы сказал:… Сахар был бы слишком дорогим, если бы мы не заставили рабов работать на заводе, который его производит. "


«Трудно полностью оправдать торговлю негров; но у нас есть неотложная потребность в культурах сахара, табака, индиго и т. д. Сахар, говорит де Монтескье , был бы слишком дорогим, если бы завод, на котором он производился, не работал рабами. "

«Трудно полностью оправдать торговлю негров; однако это правда, что эти несчастные рабы обычно находят свое спасение в потере своей свободы и причине христианского наставления, которое им дают, вместе с неотъемлемой потребностью, которую они испытывают в выращивании сахара, табака, индиго. и т. д. смягчить то, что кажется бесчеловечным в бизнесе, где мужчины являются Торговцами других людей, и купить их вместе со скотом для обработки своей земли. "

Точки зрения на Монтескье

Потомство


Для многих юристов Монтескье представляется одним из первых современных компаративистов права. Таким образом, сравнительное право - это дисциплина, обязанная Монтескье. Работы этого мыслителя также открыли новые области исследований в различных областях, таких как философия и политология .

Жозеф Пильес проявил великодушие по отношению к Монтескье в своей пьесе Le Bienfait anonymous в 1782 году. Сын Монтескье, который не знал об этом эпизоде, обнаружил его во время представления пьесы в Комеди-Франсез в Сентябрь 1784 г. (см. по этому поводу Journal de Paris , 16 сентября 1784 г. , стр. +1101 и полные труды Монтескье , Париж, Белин, 1817, том первый, 1 - й части, р. viii ). Но это всего лишь легенда, Монтескье никогда не ступал в Марсель, где находится этот анекдот, не основанный ни на каком документе [исх. необходимо] . Мы также обязаны Монтескье в Марселе (1784 г.) Луи-Себастьену Мерсье .

Премия Монтескье , присуждаемая с 1989 года Французской ассоциацией историков политических идей, отдает дань уважения одноименному мыслителю, награждая его за лучшую диссертацию по истории политических идей на французском языке.


М

Шарль Луи Монтескье краткая биография

Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де ла Бред — французский мыслитель, философ эпохи Просвещения, правовед.

Родился в замке Лабред, близ Бордо, в аристократической семье 18 января 1689 г. В 10 лет стал сиротой и его определили в ораторианский колледж Жюйи в Бордо, где он учился с 1700 по 1705 г.

Планировалось, что он станет наследником бездетного дядюшки, от которого ему достанется место в Бордоском парламенте, поэтому Монтескье изучал право. В 1714 г. он занимал должность советника в городском суде, спустя два года был уже вице-президентом этого учреждения. В 1716 г., после смерти дяди, ему достался пост президента парламента, а также его имя и баронский титул. Произошли большие изменения и в его личной жизни: он женился на Жанне де Латирг, невесте, которую ему выбрал дядя.

В 1754 году Монтескье поехал в Париж, чтобы оказать правовую помощь своему другу, профессору Ла-Бомелю. Там он заболел пневмонией и скончался 10 февраля 1755 года.

Читайте также: