Сообщение про щит и меч

Обновлено: 17.05.2024

Служба в разведке сопряжена с рядом трудностей и всегда покрыта тайнами. Разведчик может полжизни прожить в чужой стране, под чужим именем и скрывать свою деятельность даже от самых близких. Имена шпионов мы чаще всего узнаем уже после их смерти. А вот прижизненная слава для разведчика – плохой признак. Скорее всего, это значит, что тебя раскрыли.

Шедевр графомана

На главную роль в фильме пробовались несколько актеров, но выбор пал на Станислава Любшина. Сотрудники разведки, бывшие консультантами на съемочной площадке, подтвердили: таким и должен быть настоящий секретный агент.

Басов также сыграл в картине небольшую роль чекиста Бруно. Сцена его гибели – пожалуй, одна из самых волнующих как в книге, так и в кино. Бруно жертвует собой, пытаясь предупредить о нападении немцев на Советский Союз.

Немцы вызывали сочувствие

Щит и меч кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Щит и меч (1968): смотреть онлайн

информация о фильме

Владимир Басов

Владимир Басов , Вадим Кожевников

Тимофей Лебешев

Вениамин Баснер

Алексей Пархоменко (II)

Станислав Любшин , Алла Демидова , Хельга Гёринг , Людмила Чурсина , Олег Янковский , Николай Засухин , Алексей Глазырин , Юозас Будрайтис , Альгимантас Масюлис , Михаил Погоржельский , Софья Фадеева , Эрнст-Георг Швилль , Отмар Рихтер , Елена Добронравова , Николай Граббе , Владимир Басов , Георгий Мартынюк , Валентина Титова , Наталья Величко , Вацлав Дворжецкий , Кристина Лазар , Всеволод Сафонов , Валентин Смирнитский , Владимир Маренков , Игорь Ясулович , Сергей Папов , Войцех Дурьяш , Щепан Бачиньский , Курт Мюллер-Райцнер , Юрген Фрорип , Силард Банки , Жарко Пребил , Владимир Брабец , Георгий Яковлев (II) , Константин Тыртов , Игорь Безяев , Анатолий Вербицкий , Лев Поляков , Николай Пеньков (II) , Нина Агапова , Дмитрий Масанов , Василий Ордынский , Ольга Жизнева , Борис Лифанов (III) , Анатолий Кубацкий , Хорст Пройскер , Владимир Балашов , Вячеслав Дугин , Владимир Осенев , Сергей Плотников , Мария Пастухова , Гавриил Егиазаров

У него были десятки блестящих операций, но роман был посвящен событиям времён войны, когда Святогоров внедрился в немецкую разведшколу и завоевал доверие руководства. Это позволило ему составить и передать в Москву список шпионов, засланных на советскую территорию, а потом и поучаствовать в ликвидации одного из шефов СС. Позже Святогоров был приглашён консультантом на съёмки фильма.

Басов и Кожевников, которым предстояло ещё написать сценарий, перспективе не очень обрадовались — боялись, что после многочисленных правок получится очередной фильм про героических разведчиков и недогадливых фашистов. В романе же были прописаны очень сильные противники — умные, образованные и опытные немцы из Абвера, которых в советском кино тогда было не принято показывать. Однако, правок не последовало.

Интересно, что роль Белова-Вайса стала фактически осуществлением детской мечты Любшина. Он так хотел стать разведчиком, что в начале войны сбежал на фронт. Когда восьмилетнего мальчика поймали и вернули домой — он написал письмо Лаврентию Берии. Буквально через несколько дней его пригласили в НКВД, где мягко посоветовали идти в артисты, а не разведчики…

До последнего искали актёра на роль Генриха Шварцкопфа — уже надо было начинать, а не было даже запасного варианта. Вместе со съёмочной группой Владимир Басов поехал во Львов. В ресторане гостиницы он заметил молодого человека, который внешне идеально подходил на роль молодого арийца. Это был Олег Янковский, который гастролировал с родным Саратовским драмтеатром… Басов был уверен, что это какой-нибудь физик или филолог — даже сказал жене, актрисе Валентине Титовой, что актёров с такими лицами не бывает. Когда выяснилось, что все-таки бывают, Янковского тут же пригласили на пробы. Он получил свою первую роль в кино и сразу после премьеры перешёл в категорию популярных актёров.

Фильм снимался в Калининграде, Польше и ГДР. В Берлине очень кстати затеяли масштабную реконструкцию города и снесли много старых зданий. На развалины тут же слетелись советские и немецкие кинематографисты, которым для работы нужны были полуразрушенные дома, разбитые набережные и вообще атмосфера разрухи. Станислав Любшин вспоминал, как в перерыве они с Янковским в офицерских формах и Альгимантас Масюлис в форме оберфюрера забежали в бар перекусить. И когда они зашли — все посетители бара встали, чтобы поприветствовать генерала… Актёры развернулись и ушли с испорченным настроением.

А теперь я хочу немного отойти от официоза и рассказать о ляпах и в романе Кожевникова, и в фильме Басова. Тогда, когда фильм вышел на экраны, они не так бросались в глаза, а в наше время, когда стали доступны некоторые секреты работы нашей разведки и спецслужб Третьего рейха, они видны. Как известно, в первых двух сериях этого фильма события разворачиваются на территории оккупированной Польши, где очень вольготно действовала группы из представителей разных национальностей под руководством бывшего летчика Зубова, которого играл Александр Мартынюк, сбитого над территорией противника, побывавшего в партизанах и потом ставшего подручным нашего разведчика Белова-Вайса. На самом деле работать в Польше диверсантам было очень трудно. Удивительно, что все действия нашего разведчика происходят в теплое время года, как будто зимой он брал каникулы. И так было на протяжении пяти лет войны.

В то же время было непонятно, как осуществлялась связь Белова с Москвой. Если через связную, которую играла Величко, то понятно, именно на связнике она и погорела, но и после того, как она оказалась в застенках гестапо, связь не прекратилась. А ведь известно, что связь в разведке самое уязвимое место.

Далее, группа бывшего летчика, переодетых в форму эссесовцев, освобождает узников какой-то тюрьмы, где находят связную, и отправляет её на лечение к каким-то полякам. Причем освобождают с такой легкостью, как будто фрицы сами подставляли свои головы под пули этой группы интернационалистов. И куда же потом подевались узники этой тюрьмы, а это не один и не два человека, их надо было переодеть, выдать документы, как кричал Вайс, бегая среди заключенных. Когда это все успели сделать, непонятно.

Ну, хорошо, с рацией хоть не все понятно, но хоть есть какие-то объяснения. Но как в 17 км от Берлина производят нападение на колонну с детьми из концлагерей, отбивают их и не одного, а добрых полсотни детишек куда-то девают? Это в центре Германии, где все доносят друг на друга и как огня боятся гестапо. А интернациональная бригада находит им такое место, где их кормят-поят и еще присматривают, чтобы не шалили. Детский сад, ей Богу.

Потребовалось доставить захваченного еще перед войной немца, чтобы племянник известного Швацкопфа перешел на сторону коммунистов – пожалуйста, где-то недалеко под Берлином сел наш самолет, пленник побеседовал с племянником, и самолет спокойно улетел. Это даже не цирк, а волшебство.

Или звание этого Вилли Шварцкопфа в начале фильма – штандартенфюрер, т.е. полковник. Невелика шишка, Штирлиц тоже имел такое звание, но уж на приемы к Гитлеру в рейхсканцелярию его не приглашали, как Шварцкопфа, и его племянника-алкоголика Генриха и эка невидаль, оберштурмфюрера Вайса, т.е. звание, равного обер-лейтенанту в армии. Напридумывал что-то Кожевников в своем романе, или такой у него консультант был, приукрасить хотел. Это как на день рождения Сталина пригласить старшего лейтенанта НКВД, да еще в подпитии. Ведь в фильме есть такая сцена, когда Гитлер, увидев спящего у него на приеме старшего лейтенант СС Генриха Шварцкопфа, предлагает гостям перейти в бункер, чтобы продолжить банкет и не мешать старшему лейтенанту спать. У меня глаза на лоб вылезли от такой сцены.

Или роль Валентины Титовой, очередной жены Владимира Басова, режиссера фильма. Дама только красуется, особенно в последних сериях в черной униформе СС. Правда, девушка рискует, радиограммы в центре Берлина передает, а потом вместе с интернациональной бригадой едет куда-то освобождать узников подземного концлагеря.

В общем, сейчас смотреть этот фильм невозможно, ибо все героические поступки Белова-Вайса притянуты за уши. Всех наш разведчик обдурил, и своего шефа по Абверу, того самого, у которого читал список лагерей, подлежащих уничтожению. Причем бывший разведчик и уничтожение лагерей, это же функции охранных отрядов, даже не гестапо. Что-то в реале я о таком не читал и не слышал. Так что желание показать, что наши разведчики проникли в самое логово фашистского зверя не соответствует истине, и это видно даже мало-мальски грамотному в истории Второй мировой войны человеку.

Судьба Виктора сложилась благополучно. В 1946 году он вернулся в СССР и поселился в Клайпеде. К сожалению, как и его отец, он умер от рака.

Виктор написал письмо в КГБ с просьбой восстановить историческую справедливость. Как он мне потом рассказал, через две недели к нему приехали двое руководящих сотрудников из ПГУ (Первое главное управление – внешняя разведка) КГБ и беседовали с ним часа три. Гости из Москвы заявили, что сюжет картины придумал сам сценарист. Консультировавшие его сотрудники ничего не знали о Викторе и поэтому ничего сообщить бы Кожевникову не смогли. К тому же оперативное дело Виктора в ближайшие десятилетия рассекречивать не планируется. Поэтому пускай он относится к показанным в фильме событиям как к киносказке.

Комментарий Александра Севера

К сожалению, в переданной мне рукописи отсутствует данный текст. Я не знаю, сохранился этот документ или был утрачен после смерти Петра Фролова.

Вернемся к мемуарам этого человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Правда или вымысел?

Правда или вымысел? Наконец у нас появилось несколько дней отдыха, и мы могли восстановить поврежденные машины. Однажды утром к нам неожиданно прибыла машина отдела радиовещания роты пропаганды.Миссия этих людей состояла в том, чтобы записать, как проходили

Правда факта и правда эпохи

ВЫМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ

ВЫМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ Местом действия в моем романе я избрал воображаемый город-государство, назвав его Ибанском. В русском языке это изобретенное мною слово, как и название романа, имеет издевательский смысл, не переводимый на другие языки. Но главное тут не в словесном

Фильм, фильм, фильм

Первый фильм

ФИЛЬМ. ФИЛЬМ. ФИЛЬМ

ФИЛЬМ. ФИЛЬМ. ФИЛЬМ Разные были у меня роли в театре, но, пожалуй, не было той, где бы до конца можно было прочувствовать всю силу воздействия искусства на зрителя. Больше мне удалось это ощутить на ролях, которые я сыграл в кино. Это не значит, что самые счастливые моменты

Правда факта и правда вымысла

Глава 1 ПРАВДА ЖИЗНИ И ПРАВДА ИСКУССТВА

Глава 1 ПРАВДА ЖИЗНИ И ПРАВДА ИСКУССТВА Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленно-художественная выставка, приуроченная к традиционной Нижегородской ярмарке. В старинный русский город прибыли купцы, промышленники и финансисты, собрались

ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!

Глава 16. Когда правда становится вымыслом, а вымысел – правдой

Глава 16. Когда правда становится вымыслом, а вымысел – правдой И вновь мы забежали вперед, так что вернемся к нашему повествованию, приостановленному жаркой крымской дремотой, в тиши которой за закрытыми дверями дворцовых покоев вершилась никому не известная

ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ

ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ В течение десятка лет, когда он работал сценаристом, писал диалоги и даже иногда был ассистентом режиссера, Феллини никогда не думал, что мог бы сам встать за кинокамеру:«Я думал, что не создан для работы режиссера. У меня не было склонности к неограниченной

ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ

Документ и вымысел

(Мой фильм)

(Мой фильм) Жизнь в Токио настолько многообразна, интересна, динамична, полна всяких затей, что снимать можно практически все, что попадает в поле видеокамеры. Необычна сама конфигурация букв, обилие рекламы, а применительно к человеку из соцлагеря, такому, как я, необычны

Читайте также: