Сообщение племена древней тавриды

Обновлено: 02.07.2024

Первые греки заселили Тавриду и все берега Гостеприимного моря [Черного моря] во время Великой Греческой колонизации в VIII-VI веках до Р.Х. На полуострове греки встретили тавров и киммерийцев [меотов]. Позднее соседями греков в разные времена были скифы, сарматы [аланы], славяне, готы, гунны, тюрки, хазары, мадьяры, печенеги, половцы и прочие племена и народы. Греческое название племени тавров дало имя Таврическому полуострову, а сами тавры растворились среди скифов и греков еще до Р.Х.

Таврический полуостров принадлежал греческому миру в разных государствах полностью или частью вплоть до гибели Византийской [Римской] империи в 1453 году и её последнего княжества Феодоро [Дорос] в 1475 году. Все города и крупные поселки Таврического полуострова, кроме Бахчисарая и Белогорска [Карасубазара], были основаны греками и существуют и ныне. Почти половина из них даже сохранила свои греческие имена. Это — Калос-Лимен [Черноморское], Керкинитида [Евпатория], Парасин [Саки], Каламита [Инкерман], Херсонес [ныне уже в черте Севастополя], Символон [Балаклава], Мариамполь [Староселье], Ласпи, Форос, Кастрополь, Кикенеиз, Симеиз, Кореиз, Алупка, Мисхор, Ялта, Гурзуф, Партенит, Алушта, Ксеропотам [Солнечногорское], Микропотам [Малореченское], Капсихор [Морское], Сугдея [Судак], Провато [Орджоникидзе], Феодосия, Левкополь [Старый Крым], Гераклий [Щёлкино], Пантикапей [Керчь], Тиритака [Аршинцево], Нимфей [Героевское] и др.

Первые христианские храмы появились в каменоломнях Тавриды уже в I веке и действуют и ныне. Они — самые древние христианские святыни на земле России, например, Монастырь Святого Климента [третьего епископа Рима] в Каламите [Инкермане]. Уже в 1-ом Вселенском соборе в 325 году принимали участие представители Таврических епархий.

Крымское ханство было последним разбойничьим гнездом Орды, хозяйство которого было основано на постоянных набегах на соседей, в основном в Россию, и на работорговле. Такая безнаказанность была обеспечена силой Османской империи, крепости которой стояли на всех берегах Черного моря и защищали проходы как на полуостров, так и в само море.

На полуострове начинается война между прорусскими и протурецкими силами — между христианами и магометанами. Почти все христиане, спасаясь от полного уничтожения турко-татарами, с благословения своего митрополита Игнатия переселяются в уже близкую, единоверную Россию — в первые потемкинские города Херсон, Мариуполь, а также Таганрог. Но ещё в течение нескольких лет после переселения греков турко-татары высаживают десанты на берегах Приазовья и пытаются снова вернуть христиан в рабство, ибо иначе ордынцы выжить не могут. Прекращение набегов и работорговли, а также переселение христиан, наиболее работоспособного и коренного народа Тавриды, быстро подорвало паразитную экономику ханства. И гений светлейшего князя Потемкина мирно присоединил Крым к России, вернул древнюю Тавриду христианскому миру и основал Таврическую область

России [с 1802 года — Таврическую губернию]. На вершине Белой скалы близ Белогорска вся светская и духовная знать Тавриды, включая татарскую, присягнула Потемкину-Таврическому на верность русскому престолу. А кто не пожелал присягать, тот остался в Турции. Причем, согласно традициям Российской империи татарские мурзы были приравнены к русскому дворянству, в то время как последний крымский хан Шагин-Гирей был казнен турецким султаном.

Во время Второй Мировой войны татары открыто и активно, как и в XV веке, сотрудничали с оккупантами. Турция фактически была скрытой союзницей Германии. Потому по законам военного времени и с учетом назревающей третьей мировой войны Иосиф Сталин переселил [интернировал] турко-татарскую общину из 180 тыс. человек из приграничной и стратегически важной Крымской области в благодатную Ферганскую долину. В действительности доля турко-татар среди переселенцев была намного меньше, поскольку в тех условиях военного времени коммунисты не разбирались, кто есть кто, и под переселение, к сожаленью, попали иудеи караимы, христиане болгары и армяне, а также более 20 тысяч греков, с немцами никогда не сотрудничавших. Подобная политика переселения и интернирования проводилась в то военное время и в Великобритании и в США, и имела известные основания. В США, например, действительно коренные народы доживают свой век в особых резервациях.

Но кем же были настоящие тавры? Они не имели своей письменности. Не осталось ни глиняных табличек, ни папирусов, на которых можно было прочитать их подлинную, рассказанную ими самими историю. Узнать ее можно из многочисленных памяток, оставшихся после них на земле полуострова. Кроме того, есть рассказы древнегреческих авторов и свидетельства археологических раскопок.

Откуда взялись тавры

Археологи сравнивают утварь тавров, их особые погребальные конструкции – каменные ящики, в которых они хоронили своих покойников, – с подобными предметами людей культуры, названной в честь Красной пещеры кизил-кобинской. Большое сходство в обычаях, характерной керамике, бронзовых украшениях и других предметах позволяет утверждать, что оседлые земледельцы кизилкобинцы и кочевые скотоводы тавры, расселившиеся по всему Крыму, представляют собой один народ. Сейчас можно поехать в Симферопольский район и посетить Красную пещеру (Кизил-Кобу), расположенную на Долгоруковской яйле.

Красная пещера

Можно послушать в ней увлекательную экскурсию, увидеть удивительные природные красоты и памятки, оставленные древним народом, который когда-то жил здесь. Они были найдены в самой пещере и поблизости на Туфовой площадке. Оттуда тавры, занимавшиеся пастушеским скотоводством, распространились по всему полуострову. Ученые даже говорят о последующем возвращении части кочевого народа обратно к Красной пещере и возврате их к земледелию. Другая, менее популярная, версия происхождения древнего народа, опираясь на все те же погребальные каменные ящики, объявляет их выходцами с Кавказа, родственниками аланов и скифов.

Интересно! Сами тавры и их предки, представители кизил-кобинской культуры, жили только в Крыму. Это отличает их от всех остальных народов, живших ранее или живущих сейчас на полуострове.

Чем занимались древние крымчане

Археологические находки доказывают, что среди их занятий были земледелие и животноводство. Они ткали шерстяные и растительные ткани. Особенный способ разведения садов – чаирное садоводство, –придуманный ими, успешно используется в Крыму до сих пор. Тавры, переселившиеся на морское побережье, ловили рыбу. И, как хором утверждают многочисленные греческие авторы, занимались пиратством.

горы

Что говорили о таврах древнегреческие авторы

Рассказы были самые ужасные. Речь шла о диких нравах, ужасающей злобности, свирепости и кровожадных ритуалах. О том, что захваченных в плен эллинов приносили в жертву Деве. О страшных пиратских бандах, собиравшихся в извилистой бухте Символон (Балаклава) и грабивших проходящие корабли. Но всегда ли все было так страшно на самом деле? Конечно, тавры едва ли были рады заносчивым грекам, явившимся колонизировать те земли, на которых они издревле жили.

Кроме того, те же античные авторы пишут о том, что тавры не только воевали и разбойничали, но и мирно соседствовали с прибрежными греческими полисами. На территории занимавшего часть Крыма Боспорского царства были не единожды найдены надгробия, сообщающие о том, что похороненный был тавром. Греческий полис Херсонес даже перенял от этого народа поклонение Деве, правда, без сопутствовавших ему кровавых жертвоприношений. К тому же тавры настолько мирно сосуществовали со скифами, что те же греки со временем стали называть результат смешения этих народов тавроскифами или скифотаврами.

ящики

Где в Крыму найти памятки древнего народа

В Красной пещере можно посмотреть основанную на археологических данных реконструкцию святилища тавров. Еще одна из самых известных достопримечательностей – длинная Таврская лестница. Она вырублена в скалистом склоне горы Караул-Оба, которая расположена неподалеку от поселка Новый Свет. Название горы подсказывает, что многим народам она служила дозорным постом.

На горе Кошка, расположенной неподалеку от Симеиза, раскинулся большой таврский некрополь – около 50 погребальных ящиков. Многочисленные гроты эффектной Белой скалы служили древнему народу пристанищем. Окрестности современного Севастополя тоже были облюбованы ими. Мекензиевы горы стоит посетить не только ради героической истории обороны прославленного города, но и ради таврских памяток – ящиков и остатков святилища.

В район Фиолента едут, чтобы найти грот Дианы, над которым возвышался древний храм Девы. Тот самый, в котором приносили в жертву захваченных греческих моряков. В селе Родниковое в Байдарской долине можно увидеть скельские менгиры. Время их установки – приблизительно начало 2-го тысячелетия до н. э. Неизвестно, кем именно они были установлены, есть предположение, что они занимали важное место в верованиях тавров.

Тавры в Крыму

Интересно! Почти квадратные погребальные ящики составлялись из 4 крупных каменных пластин, которые ставились на ребро, они исполняли роль стенок. Еще одной пластиной сооружение накрывалось сверху. Видимо, они служили семейными усыпальницами. Умерших чаще всего хоронили в согнутой позе эмбриона. Вместе с ними в могилу клали оружие. Это были мечи из железа, кинжалы, подобные скифским образцам, стрелы и др. В погребениях находят разнообразные образцы посуды. В основном характерные кизилкобинские лощеные сосуды с врезным орнаментом, позже там появляется скифская и греческая посуда. Часто находили бронзовые украшения, характерные для тавров. То, как выглядят некоторые из предметов в погребениях, доказывает, что торговые контакты тавров и скифов были очень тесными. Когда место в ящике заканчивалось, из него изымали кости. Там оставались лишь черепа. В одном из таких склепов в Байдарской долине были найдены сразу 68 черепов.

Куда исчезли грозные воинственные тавры

Ни на Южном берегу, ни в Крымских горах никто не находит таврских памятников, которые можно было бы датировать после IV века до н. э. После III века до н. э. затухает история горной кизил-кобинской культуры. По свидетельству большинства ученых, древний народ просто растворился в народах новых, приходивших на полуостров. Он смешался со скифами и эллинами. Нашествие готов в III веке новой эры смело позднескифские города, частью которых были ассимилировавшиеся тавры.

Крымский полуостров издавна остается перекрестком разных народов, местом смешения национальностей, культур, рас и языков. Примером тому могут быть и тавры, жившие здесь в глубокой древности, история их соседства с другими народами и растворения в них. Стоит приехать в Крым хотя бы для того, чтобы пройти дорогами уникального древнего народа, прикоснуться к его культуре и истории, увидеть уцелевшие памятки его существования на Крымской земле.

Об этом загадочном народе, давшем Крыму первое античное название – Таврика или Таврида – говорят и пишут с древнейших времен и вплоть до наших дней. Кто-то видит в них коренных жителей Крыма, кто-то – мигрантов с Кавказа, а кто-то так вообще записывает их в предки современных крымских татар.

Откуда пришли тавры и каким народом они были

Этноним (название народа)

Данные письменных источников

Данные археологии

Датируемые периодом VI-V веков до н.э., эти памятники представляют собой массивные каменные могилы, состоящие из четырех плит, поставленных на ребро и одной горизонтальной плиты сверху.

Вместе с погребенными укладывали оружие (железные мечи-акинаки, бывшие в ходу у скифов, стрелы, кинжалы), бронзовые украшения, конскую сбрую, бусы и раковины каури. Сходство инвентаря тавров с предметами, найденными в скифских захоронениях того времени, указывает на тесные торговые контакты между этими двумя народами.

Отдельной проблемой является отсутствие таврских поселений: в настоящий момент известно только одно поселение подобного типа на горе Кошка в Симеизе. Отсутствие поселений указывает на то, что тавры были, предположительно, кочевниками, а не земледельцами. О религиозных представлениях таврах, помимо вышеуказанных письменных источников, говорят также обнаруженные в пещерах таврские святилища: предположительно, они поклонялись женскому божеству, а также отправляли земледельческо-скотоводческие культы.

Проблема принадлежности кизил-кобинской культуры

Находки остатков злаковых и бобовых культур, а также кости домашних животных свидетельствуют о том, что носители этой культуры были оседлыми земледельцами. Если считать, что эти памятники также принадлежали таврам, то сразу возникает законный вопрос: все письменные источники указывают, что тавры были пиратами и жили за счет грабительских набегов.

Археологические данные же говорят о том, что тавры были кочевниками, занимавшимися отгонным скотоводством. Однако носители кизилкобинской культуры, вне всякого сомнения, были оседлыми земледельцами! Как разрешить это противоречие? По мнению классического исследователя этого вопроса, И.Н. Храпунова, ответ достаточно непрост: тавры, сформировавшиеся на основе крымских племен эпохи поздней бронзы, поначалу концентрировались в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством.

В VI веке до н.э. часть тавров переселилась в горы и на Южный берег Крыма, где из них сформировалась хозяйственно-культурная общность, занимавшаяся отгонно-пастбищным скотоводством и, предположительно, пиратством.

В IV же веке до н.э. эта часть тавров вернулась назад в предгорный Крым, присоединившись к своим сородичам, продолжавшим жить земледелием и скотоводством. На это указывает, прежде всего, отсутствие таврских памятников в горах и на Южном берегу Крыма после IV века н.э.

Дальнейшая судьба тавров

Окончательно тавры растворяются среди обитателей Крыма, по-видимому, во II-III веках нашей эры, с уничтожением позднескифских городов полуострова захватчиками аланами и готами.

Мы до сих пор нередко называем Крым Тавридой, даем это название компаниям, форумам, ресторанам. Тавридой назвали новую трассу, пересекающую практически весь полуостров. Но первыми это имя южной части Крыма, а затем и всему полуострову дали греки – Таврика, Таврида – страна тавров.

Но кто же эти тавры? Следы их присутствия находят по всему Крыму, но письменности они не имели, поэтому как они называли себя сами и на каком языке говорили, неизвестно. Основную информацию об этом народе дали труды античных авторов (первые упоминания — VI век до н. э., последние — I век н.э.) и раскопки, которые ведутся на полуострове с XIX века.

Древние тавры в истории Крыма.

Кто такие тавры — история, культура, гипотезы

Самих тавров отождествляют с археологической кизил-кобинской культурой, чьи многочисленные памятники найдены в горном и предгорном Крыму. Известно, что они занимались земледелием, ткачеством, разводили домашних животных. Именно при них зародилось чаирное садоводство, приемы которого используются в Крыму и сейчас.

Тавры в истории Крыма, кратко.

Некоторое понимание разнообразия диких деревьев и кустарников со съедобными плодами, произрастающих в Крыму дает подборка фотографий в статье о нашем путешествии в Долину приведений на гору Демерджи, где тоже жили тавры — вот ссылка.

Тавры, жившие у побережья, занимались прибрежным собирательством, рыбной ловлей и пиратством. Последнее особо подчеркивали греческие историки, в ярких красках расписывая дикие нравы, злобность и кровавые ритуалы тавров. Де, те поклонялись Деве и приносили ей кровавые жертвы. Впрочем, такое отношение вполне логично – наверняка тавры не были рады грекам, которые не просто прибывали на своих судах к их берегам, но и активно их осваивали.

О том, что в реальности тавры не были закрытым обществом опять же свидетельствуют античные авторы. Во-первых, они не только воевали, но и вполне мирно соседствовали с греческими полисами в Крыму — на территории Боспорского царства сохранились надгробия, где было написано, что умершие были таврами, а жители Херсонеса переняли от тавров поклонение Деве. Во-вторых, тавры мирно уживались со скифами, постепенно настолько смешавшись с этим народом, что греки переименовали их в тавроскифов.

В мире тавров

Что в Крыму напоминает о таврах? Несмотря на тьму времени, отделяющую нас от первых жителей полуострова, от них остались памятники, которые может посетить, осмотреть и пощупать не только специалист, но и просто турист, интересующийся историей.

Самым старым поселением тавров, исследованным археологами, является Уч-Баш. Оно находится на горе прямо напротив Свято-Климентовского пещерного монастыря в Инкермане. Точнее находилось, так как место раскопок серьезно пострадало во время Великой Отечественной войны. Но мы все равно советуем там побывать – полюбоваться открывающимися оттуда видами на Севастопольскую бухту, руины Каламиты, устье реки Черной.

Кстати, река Черная приведет упорного путешественника в Байдарскую долину, где также сохранились следы тавров – могильники (так называемые таврские ящики) и уникальный исторический памятник — скельские менгиры в селе Родниковское.

Крым, история тавров в фотографиях.

Это несколько больших камней, которые около 4000 лет назад принесли\притащили (?) издалека и установили вертикально явно с ритуальными целями. Эдакий небольшой Стоунхендж.

Тавры на Южном берегу Крыма

Можно продолжить путь от менгиров по Римской дороге (Календской тропе) на Южный берег Крыма, через перевал Шайтан-Мердвень. Эта тропа — самый короткий путь из внутренних областей на ЮБК, использовалась с доисторических времен (ученые находили на ней обломки каменных орудий). Так что наверняка по ней ходили и тавры.

На Южном берегу почти напротив перевала в Кастрополе у моря находится скала Ифигения, названная так в честь дочери царя Агамемнона – предводителя греков в Троянской войне. Он принес ее в жертву Артемиде, а та похитила девушку с алтаря, перенесла в Тавриду и сделала служительницей в своем храме – храме Богини-Девы, которой как мы помним и поклонялись тавры. В жертву богине они приносили купцов и мореходов, потерпевших кораблекрушение у этих скалистых берегов.

Но однажды приплыл сюда Орест, брат Ифигении, который вместе с Пиладом собирался украсть из храма изображение Артемиды Таврической. Друзья попали в плен, должны были быть принесены в жертву, но брат и сестра узнали друг друга. Ифигения обманула таврского царя Фоапта и все трое сбежали на родину.

Чуть дальше у Симеиза на горе Кошка вас ждет очередное место, связанное с таврами — некрополь, где находится около 50-ти таврских ящиков.

Дольмены Симеиза, южный Крым.

Они почти квадратные, стенки сложены из четырех плоских камней, крышка из одного, но куда более мощного – чтобы сдвинуть такой требовалось несколько человек. Сейчас все открыты, вросли в землю, покрыты плющом, внутри ящиков растет иглица, а то и деревья.

Часто таврские ящики называют дольменами, что неверно. Они меньше дольменов и в них отсутствует существенная деталь — боковое отверстие. Скорее это были семейные склепы. Покойников хоронили в позе эмбриона, с ними в могилу клали оружие, посуду, украшения. Когда место в могиле кончалось, кости вынимали, оставляли внутри только черепа и продолжали хоронить там новых покойников. В одном из ящиков в Байдарской долины в урочище Малмуз найдено сразу 68 черепов.

Поразительный факт — в могильниках практически нет греческих вещей (за исключением бус). Почему? Ведь они были пиратами, нещадно грабившими греков. Или не были?

На юго-востоке Крыма у поселка Новый Свет есть еще одна достопримечательность времен тавров – таврская лестница, вырубленная в скалах. Она находится на горе Караул-Оба, вершина которой видимо и тогда, и позже служила сторожевым постом.

Тавры крымских предгорий

Опять вернемся вглубь полуострова, а точнее заглянем в Красные пещеры, чье татарское название Кизил-Коба и дало название археологической культуре, связанной с таврами. В Красных пещерах находилось святилище тавров, там обнаружено немало интереснейших археологических находок, которые сейчас хранятся в Центральном музее Тавриды.

Неплохо сохранились таврские могильники на плато Капак-Таш под Симферополем. И вообще под столицей Крыма найдены десятки таврских поселений, в том числе в районе Белогорска, например на Белой скале, многочисленные гроты которой служили таврам жилищами.

Белогорск, древние поселения на Белой скале.

Особенно интересны гроты в глубине Красной балки, где каждую минуту ожидаешь увидеть если не тавров, то тавроскифов точно.

Следы тавров на Крымском полуострове.

Еще одно святилище тавров было обнаружено в пещере Ени-Сала 2. В первом зале на себя обращает внимание один большой сталагмит, во второй стоят три больших сталагмита — идолы, созданные самой природой. Судя по большому количеству костей и предметам утвари самых разных периодов, этой пещерой как временным жилищем пользовались скотоводы и охотники, начиная от неандертальцев и до Средневековья.

Примерно та же обстановка в пещере Ман (Северный склон Демерджи). В первом зале найдены черепки и другие предметы, указывающие на тавров. Во втором на стене нацарапано человеческое лицо, под ним крест — древний солярный символ. Пещеры соединяет узкий колодец и другую причину пробираться во вторую пещеру, кроме как для совершения ритуалов, сложно представить.

Напоследок опять вернемся под Севастополь, где кроме горы Уч-Баш есть и другие места, помнящие тавров. Это Мекензиевы горы, где у 2-го кордона сохранились таврские ящики и что-то напоминающее святилище, Балаклава — та самая гавань Символон, где банды тавров якобы грабили корабли и Фиолент — там на крутом скалистом берегу, где-то в районе грота Дианы стоял храм Девы в котором тавры приносили ей в жертву чужестранцев, окрашивая его ступени их кровью.

Читайте также: