Сообщение про радищева и новикова

Обновлено: 04.07.2024

Преобразования в области просвещения и педагогики второй половины ХVПI в. имеют тесную связь С педагогической деятельностью русского журналиста, книгоиздателя и общественного деятеля - Николая Ивановича Новикова(1744-1818) и русского просветителя, писателя и философа - Александра Николаевича Радищева (1749-1802).

В другой его статье «Об эстетическом воспитанию; впервые рассматривалась задача эстетического воспитания детей, как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка.

- не погашайте любопытство детей;

- упражняйте детей в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо;

- остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ин была она маловажна, гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ;

- не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при том познаний уразуметь не могут;

- старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным.

Все эти правила получили в статье хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей.

Деятельность и взгляды Н.И. Новикова имели большое значение для развития общественной и профессионально-педагогической мысли в России.

Александр Николаевич Радищев является родоначальником русского революционного просветительства, Он защищал интересы крепостного крестьянства. Связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Радищев в вопросах педагогики исходил из естественнонаучного материализма, утверждал, что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействий внешней среды (природной и социальной). В развитии способностей, в первую очередь активного мышления, решающую роль он отводил воспитанию - физическому, умственному и нравственному.

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Считал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное дело, а глубоко общественное. Отношения родителей и детей должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности. В этом одинаково заинтересованы и все общество, и каждый отдельный гражданин.

Правительство Екатерины II приняло все меры к тому, чтобы скрыть от общества произведения Радищева, но они тайно распространялись в рукописях.

А.Н. Радищев занимает значимое место в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики.

Известным представителем общественно-педагогического движения второй половины XVIIIв. был Н.И.Новиков.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НОВИКОВ (1744-1818).

Выдающийся русский просветитель-педагог, книгоиздатель, писатель-публицист.

Возглавил в Петербурге общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ и создание школ для детей непривилегированного населения.

В своих сатирических журналах "Трутень" и "Живописец" помещал статьи на педагогические темы, привлекая внимание общественности к вопросам воспитания. За деятельность, направленную на разоблачение "носителей пороков" и в первую очередь дворянство, чиновничество, придворных, а иногда и царицу, Н.И.Новикова обвинили в вольнодумстве и заточили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, из которой он был выпущен в 1796 г. Павлом I.

Н.И.Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума", издание которого затем передал известному историку Н.М.Карамзину.

Целью воспитания Н.И.Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными.

Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество.

Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.

В журнале "Прибавлений к Московским ведомостям" Н.И. Новиков напечатал статью "О воспитании и наставлении детей". В ней автор призывал к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже "довольно материалом для сии науки, которую можно назвать педагогикой". Таким образом, Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и подчеркнул, что она "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".

Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ (1749-1802).

Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания. Радищев признавал наличие внешнего мира, его материальность, познаваемость, а официальную церковную идеологию и масонские учения называл мистическими бреднями, напоминающими прежние времена схоластики.

Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество.

Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащее воспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном Отечества.

Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.

32. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. В РОССИИ.

В первой половине XIX века в развитии школы и педагогики России наступает важный этап в формировании национальной системы образования. Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса. Сформированная система государственного образования отразила этот кризис, сохранив традиции сословного образования. Основным препятствием для развития школы и педагогической науки в таком направлении являлись крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания.

В годы царствования Александра I (1801-1825) в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения.


Детские годы и образование

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова, который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально нанятый француз-гувернер.

В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В краткой биографии Радищева стоит упомянуть что в этот период своей жизни писатель увлекся трудами Вольтера, Руссо, Гельвеция, Рейналя.

Карьера и начало литературной деятельности

Ссылка в Сибирь

Жизнь после ссылки

В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя: Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя.

12 (24) сентября 1802 года Александр Николаевич Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Могила писателя не сохранилась, предполагается, что он захоронен на Волковском кладбище в Петербурге.


Эпоха просвещения и образования подарила миру множество талантов. Среди российских деятелей литературы знаковой фигурой стал Александр Радищев, чья биография оказалась весьма противоречивой и трагической.

Детство и юность

Литератор родился 31 августа 1749 года в Верхнем Аблязово, неподалеку от Пензы. Родители мальчика были состоятельными дворянами: отец знал несколько языков, увлекался чтением и коллекционированием уникальных книг. Мать являлась наследницей дворян-интеллигентов, среди ее родственников было немало ученых мужей.

Радищевы жили в родовом поместье, и детские годы будущего писателя прошли в живописной российской глубинке. Вместе с десятью братьями и сестрами Саша гулял по окрестностям имения, свободно общался с местными крестьянами. Особо теплые отношения у детей сложились с Прасковьей Клементьевной и Петром Мамонтовым, которые развлекали ребятню народными песнями и сказками.

Александр Николаевич Радищев

Начальное образование Александр получил дома: уроки ему давали крепостные учителя и приходящие педагоги. В 1756 году семилетний мальчик отправился в Москву к дяде Михаилу Аргамакову, в доме которого был организован салон просвещения. Гости вели споры о будущем России, о государственном устройстве родной страны. Среди друзей Аргамаковых были педагоги Московского университета, которых хозяева привлекали к занятиям с детьми.

Через шесть лет Радищев стал учеником Пажеского корпуса. Попав сюда, юноша ощутил разительно отличающуюся от дома Аргамаковых атмосферу: здесь готовили не свободолюбивых людей, а придворных прислужников. Основной упор в обучении делался на этикет и танцы, а вот наукам придавалось второстепенное значение. Многих воспитанников это не устраивало, и они старались получать необходимые знания самостоятельно.

Став в 1766-м выпускником Пажеского корпуса, молодой человек попал в список лучших учеников, которых отправили продолжать обучение в Лейпцигском университете. Это была идея императрицы Екатерины II, решившей дать талантливым мальчикам возможность получить европейское образование. В Германии русские студенты изучали философию, математику, логику, право, иностранные языки, разбирали труды мастеров французского просвещения.

Среди преподавателей университета было немало известных ученых. Особенно Радищеву полюбились уроки словесности, которые увлекательно вел философ-моралист Христиан Геллерт. В свободное от занятий время Александр много читал, занимался переводами произведений европейских мастеров пера.

Александр Николаевич Радищев

Даже находясь за тысячи километров от России, студенты были под пристальным надзором императрицы. К молодым людям был приставлен майор Бокум, наблюдавший за каждым их шагом и отправлявший в Петербург доносы. Учащиеся буквально ненавидели своего наставника, и это чувство вскоре вылилось в мощный студенческий мятеж. Бунтовщики были арестованы, им грозил реальный тюремный срок. С помощью русского дипломата Александра Белосельского-Белозерского ситуацию удалось уладить, студенты были выпущены из-под стражи.

Карьера и начало творческой деятельности

В начале 1770-х Радищев в компании Алексея Кутузова и Андрея Рубановского вернулся на родину. Выпускник престижного европейского вуза тотчас же нашел хорошую работу – его приняли титулярным советником в Сенат.

Работа с протоколами была однообразной, и через два года молодой человек перешел в подчинение к генералу Брюсу. Через некоторое время трудолюбивый и ответственный Радищев получил должность военного прокурора — обер-аудитора.

Александр Николаевич Радищев

После выхода в отставку писатель вступил в брак с Анной Рубановской – своей давней любовью. Отец и мать девушки несколько лет препятствовали браку дочери с госслужащим, но в итоге сдались и женитьбу разрешили.

Александр занял должность асессора в Коммерц-коллегии. Вскоре в его профессиональной карьере случился бурный рост: сначала чиновник был произведен в надворные советники, а позже ему доверили пост начальника таможни Петербурга.

Безоблачное существование Радищева прервала трагедия в личной жизни: не выдержав тяжелых родов, скончалась его любимая супруга. Это был тяжелый удар, перенести который вдовцу удалось с трудом. Воспитывать четверых малолетних детей вызвалась Елизавета Рубановская, сестра покойной.

Читайте также: