Сообщение про моющее средство по технологии

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Синтетические моющие средства — это жидкие, пастообразные и порошкообразные вещества, в состав которых входят: органические поверхностно-активные вещества, анионоактивные вещества, электролиты, сульфат натрия, фосфорные соли тринатрийфосфатов и полифосфатов, оптические отбеливатели(персоли), отдушки, красители.

Если вы приобрели стиральный порошок автомат, и, во время стирки, не наблюдаете большого количества пены, это не значит, что вы сделали неудачную покупку, просто данное средство содержит низкопенные ПАВ, это значит, что порошок обладает отличной отстирывающей способностью. Большое количество пены в синтетических моющих средствах необходимо, как правило, для ручной стирки, поэтому, для стиральных машин следует приобретать лишь порошок автомат, иначе вы рискуете навредить технике.

Кроме того, используемые нами для стирки одежды известные синтетические порошкообразные моющие средства, способны защитить вещи от так называемой ресорбции, другими словами, предотвращает повторное оседание грязи на поверхности ткани. Как правило, таблетированные, жидкие, гели или пастообразные средства не менее эффективны в борьбе с загрязнениями, чем порошки. Тут решающим фактором стает удобство нанесения моющего и упаковка.

В наше время на рынке можно встретить огромнейший ассортимент синтетических моющих средств. Некоторые обладают антистатическим свойством, и способны снимать заряд статистического электричества после высыхания изделий. Другие способствуют сохранению белизны тканей, третьи, способствующие устранению желтизны на шерстяных и хлопчатобумажных изделиях. Осталось лишь выбрать, наиболее подходящее для себя средство.

Сегодня, применение синтетических моющих средств для нас – это обычное дело. Согласитесь, тяжело себе представить хозяйку, которая моет посуду без привычных нам Fairy, Gala и т.п. Синтетические моющие средства1И как можно помыть голову без шампуня, а руки, без мыла? И так, главным преимуществом СМС является удобство. Нам не приходится кипятить вещи, часами оттирать плиту от накипи и мыть посуду кипятком с песком.

Но, такое частое использование химических средств, наводит на мысль об их вреде здоровью, ведь синтетические моющие вещества, такие как ПАВ, красители, отдушки, антистатики, ничего хорошего организму человека дать не могут. Некоторые после контакта с ними замечают на себе аллергические реакции, обострение астмы, согласитесь, приятного в этом нет. Выходом в такой ситуации остается индивидуальная защита, использование СМС в меньших количествах, или вовсе извлечение их из боевого арсенала хозяйки.

Моющие средства являются многофункциональными составами. Благодаря высокой активности они проявляют моющую способность, т.е. обеспечивают отделение и удаление загрязнений с поверхности очищаемого материала, восстанавливая тем самым белизну и чистоту продукции. Одновременно они являются эмульгирующими, суспензирующими и диспергирующими веществами. Многофункциональность СМС обусловливает удовлетворение различных потребностей. Синтетические моющие средства эффективны при стирке текстильных изделий, мойке предметов быта, транспортных средств, оборудования, облегчают проведение технологических процессов при отбеливании и крашении тканей, меха и кожи.

Список использованной литературы

2. Жиряков В. Г. Органическая химия, изд.6-е стереотип. М., 1997. 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы с братом стараемся помогать маме по дому. Однажды я собиралась мыть посуду и обнаружила, что закончилось средство для мытья посуды. Мама сказала, что чашки можно помыть при помощи пищевой соды. Я помыла посуду и задумалась, а можно ли дома самой сделать средство для мытья посуды.

Актуальность: Все домохозяйки пользуются средствами для мытья посуды, купленными в магазине. Которые содержат химические вещества, стоят не очень дешево и могут нанести вред здоровью. А средство, изготовленное в домашних условиях, экологически чистое и значительно дешевле.

Цель исследования: Узнать из каких веществ состоит средство для мытья посуды, создать средство в домашних условиях. Определить рН средств купленных в магазине и средств изготовленных самостоятельно.

Предмет исследования: Средство для мытья посуды.

Гипотеза: Я предполагаю, что средство для мытья посуды можно изготовить самостоятельно в домашних условиях.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с научно-популярной и учебной литературой по теме исследования.

2. Изучить виды и состав средств для мытья посуды.

3. Провести эксперимент: изготовить средство для мытья посуды самостоятельно в домашних условиях, определить их рН.

4. Провести опрос учащихся.

Методы исследования:

- метод зрительного восприятия информации (работа с познавательной литературой, с компьютером, наблюдение);

С давних времен для мытья посуды использовали раствор обычного хозяйственного мыла. Жирную или сильно грязную отмывали с помощью песка и золы. И нужно сказать, это было действительно эффективным методом! Сода тоже помогала в этом непростом деле, она отлично справлялась с налётом от чая в кружках, чем и выручала своих хозяев! Копоть с кастрюль можно было убрать также с помощью соды.

А ещё в качестве мочалки люди пользовались крапивой. Сначала они посуду споласкивали, а потом натирали так, что она начинала блестеть

Виды средства для мытья посуды.

Сегодня хозяйки преимущественно используют в хозяйственных целях такие средства для мытья посуды как:

-обычная пищевая сода

-порошок для мытья посуды

Состав моющих средств

Для удаления загрязнений используются - ПАВ (поверхностно-активные вещества), щелочь, лимонная кислота;
Для повышения вязкости средства используются загустители, хлорид натрия;
Для ухода за кожей рук используются гель алоэ вера, регулятор РН, глицерин, натуральные экстракты растений;
Для уничтожения микробов применяются антибактериальные вещества;

Для придания средству определенного цветового оттенка применяются красители

Для придания средству запаха -, отдушки, ароматизаторы, натуральные экстракты растений.

Для образования пены - стабилизаторы.
Для обеспечения сохранности качеств средства во время хранения применяются консерванты

РН моюших средств.

Моющая способность средства для мытья посуды определяется показателем активности водородных ионов (рН). Водородный показатель характеризует, является ли средство нейтральным или обладает щелочной или кислотной реакцией, что обязательно скажется на состоянии кожи рук. Соответственно, по показателю рН можно судить о безопасности средства.

Оптимальным является рН, близкий к нейтральному значению 6,0 - 7,0.

Характер воздействия моющих средств

на организм человека.

1. Активные вещества (ПАВ), входящие в его состав, приводят к разрушению естественного защитного слоя кожи.

Особенную опасность моющие средства представляют для людей, склонных к аллергии и с дерматологическими заболеваниями.

2. Во время мытья посуды, мы вдыхаем вещества, которые в них содержатся. Средства могут провоцировать развитие аллергии и заболеваний дыхательных органов.

3. Опасность представляет оседание моющего средства на поверхности посуды. Вымыв посуду, многие отмечают, что средство не смылось полностью, можно ощутить тончайшую пленочку или запах средства. Остатки моющего средства способны накапливаться в организме, провоцируя развитие различных заболеваний.

Описание эксперимента по приготовлению моющих средств.

Для приготовления моющих средств мне понадобятся:

-Универсальные индикаторные бумаги рН 0-12

Для приготовления первого средства понадобятся:

Такое средство с легкостью удаляет жир, чистит плитки и кафель. Определила РН приготовленного средства рН=8

Для приготовления второго средства понадобится:

-перекись водорода 1ч.л. Средство переливаем в распылитель. Такое средство хорошо отмывает фужеры, прозрачные стаканы, его можно использовать для мытья окон. рН=9

Для приготовления третьего средства понадобятся:

Такое средство отмывает жир, налет, чистит плиты и кафель. рН=8

Все мы знаем, что хозяйственное мыло и сода тоже отмывают жир и удаляют нелёт. Мне стало интересно, а какое же значение рН у этих средств? Оказалось что у хозяйственного мыла рН=8, а у соды рН=8,5.

Я взяла средства для мытья посуды, которыми мы пользуемся дома. Это FAIRI и AOS. Оказалось, что рН этих средств нейтрален! рН=6.


Содержимое разработки

1. Литературный обзор «История создания и свойства моющих

Из истории создания жидких средств для мытья посуды…………………….

Состав моющих средств для посуды ………………………………………….

Свойства некоторых компонентов моющих средств и

их влияние на кожу рук и здоровье в целом …………………………………..

Социологический опрос и анализ полученной информации ………………..

Изучение состава и особенностей применения моющих средств …………..

Исследование физических свойств моющих средств для посуды ………….

Исследование химических свойств моющих средств для посуды ………….

Проверка эффективности моющих средств ………………………………….

Список использованной литературы и источников …………………………………

Актуальность выбранной темы в этом и заключается – в насажденном рекламой многообразии средств для мытья посуды очень сложно разобраться, да еще и выяснить, какое более эффективное, а главное, менее опасное для здоровья, под силу не каждому.

Цель работы: провести сравнительный анализ наиболее часто используемых жидких средств для мытья посуды и выяснить, насколько их реклама соответствует действительности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить соответствующую литературу об истории создания моющих средств, их составе и свойствах некоторых компонентов, влиянии этих компонентов на здоровье человека;

Выявить в ходе социологического опроса часто используемые в домашних условиях марки моющих средств для посуды, а также, знают ли участники опроса, какое влияние оказывают составляющие этих средств на здоровье человека;

Изучить состав моющих средств для посуды;

Провести сравнительный анализ физических свойств выбранных моющих средств;

Исследовать некоторые химические свойства моющих средств для посуды;

Оценить эффективность применения моющих средств в реальных условиях.

Объект исследования –жидкие средства для мытья посуды различных торговых марок.

Предмет исследования – некоторые компоненты моющих средств и ихвлияние на организм человека.

Выбираем методы исследования:

Основная часть.

Из истории создания жидких средств для мытья посуды.

Вначале люди почти всё мыли обычной водой. Иногда использовали абразивы, такие как влажный песок, и влажная глина, древесная зола.

Моющие эффекты определённых синтетических ПАВ были отмечены в 1913 А. Рейхлером, бельгийским химиком. Первым коммерчески доступным детергентом, использующим те наблюдения, была смесь Nekal, продававшаяся в Германии в 1917, чтобы облегчить нехватку мыла в первой мировой войне. Синтетические моющие средства главным образом использовались в промышленности до Второй мировой войны. После неё заводы авиационного топлива США, перешедшие на мирную продукцию, широко производили тетрапропилен, используемый в бытовых моющих средствах, что вызвало быстрый рост домашнего использования в конце 1940-х. В конце 1960-х биологические моющие средства, содержащие ферменты, расщепляющие белки, появились в США. [1]

По подсчетам производителей на мытье посуды семья из трех человек тратит около 200 часов в год, а потребление жидких средств для мытья посуды составляет порядка 2 кг на человека в год. Для экономии времени и сил были изобретены автоматические посудомоечные машины, которые получили широкое распространение в Европе, однако в России доля автоматических машин составляет всего лишь 2-3 % от продаж бытовой техники. Поэтому мытье посуды руками, пожалуй, остается самым простым и распространенным способом в быту. [2]

Состав моющих средств для посуды.

Существующие моющие и чистящие средства для уборки в доме, а также средства для мытья посуды состоят из моющей основы и вспомогательных компонентов.

В качестве моющей основы используют поверхностно-активные вещества (ПАВ), именно они образуют пену. При этом обильная пена, не гарантирует качественное смывание загрязнений и безопасность вымытой поверхности.

Как правило, все ПАВы являются химическими синтезированными соединениями, они подразделяются на два типа: анионноактивные и неионогенные. Такое разделение они получили из-за различного поведение в водных растворах: неионогенные не подвержены электролитической диссоциации, которая заключается в распаде на положительные и

образованием ионов с отрицательным зарядом, называются анионными, с положительным - катионными. В состав почти всех современных средств для мытья посуды входят комплексы анионных и неионогенных ПАВ, за счет чего повышается эффективность моющего средства, поскольку разные компоненты ПАВ взаимно усиливают действия друг друга. [3]

Также средства для мытья посуды содержат вспомогательные веществ, улучшающие их моющую способность. Это щелочные соли слабых неорганических кислот (фосфаты различного состава бикарбонат натрия, силикаты натрия), соли перекисных кислот, обладающие отбеливающими и дезинфицирующими свойствами. Отдельные средства для мытья посуды включают ферменты, обеспечивающие удаление трудно вымываемых белковых загрязнений, натуральные бактерициды и стабилизаторы пены. [4]

Кроме того, в состав входят вещества, смягчяющие негативное влияние ПАВ на кожу рук (глицерин, силикон, аллатоин, растительные экстракты). Во время мытья посуды вашей коже требуется защита - глицерин и силикон создают на поверхности кожи рук защитную пленку, предотвращающую интенсивное испарение влаги, а растительные экстракты снимут раздражение и смягчат кожу. Однако высокое содержание глицерина приводит к вымыванию влаги из кожи рук.

Средства также могут содержать регуляторы рН (например, как лимонная и аскорбиновая кислота), обезжириватели, полимеры, красители в основном пищевые, УФ фильтры, консерванты, пеногасители, а также ароматические вещества.[2]

Свойства некоторых компонентов моющих средств и их влияние на кожу рук и здоровье человека в целом.

По данным Научного комитета по безопасности потребителей Евросоюза (SCCS),ПАВ обладают низкой токсичностью при попадании в полость рта, но оказывают раздражающий эффект на слизистую оболочку. ПАВ являются химическими веществами, которые способствуют смыванию грязи и жира с поверхности.

Ароматические добавки — огромное количество веществ может скрываться под этой надписью, и производителей не обязывают раскрывать их полный состав.Многие из них являются раздражителями, аллергенами, могут провоцировать мигрени, приступы астмы, а также, по мнению ученых, способны провоцировать эндокринные заболевания.

Этилендиаминтетрауксусная кислота (EDTA) способна усилить проникновение в слои кожи некоторых опасных веществ, которые содержаться в средстве.Это вещество обладает свойством комплексообразователя, связывает ионы металлов, способствует

образованию большей пены, хотя ее меньшее количество вовсе не означает, что менее чистой будет и ваша посуда.[5]

Основными свойствами средства являются его моющая способность и pH. Большим плюсом средства является его способность эффективно справляться с масляными и жировыми загрязнениями в холодной воде, это достигается благодаря подбору оптимальной композиции ПАВ. Самый распространенный способ оценки моющей способности - это так называемый тарелочный тест, результат которого выражается в количестве тарелок, вымытых единицей массы средства. Средства для ручного мытья должны обладать высоким стабильным пенообразованием, для автоматических средств пенообразование должно быть умеренное, чтобы не снижать давления подающего жидкость насоса. Но это не значит, что средства для автоматической мойки изначально менее эффективные, чем для ручной. Данные экспериментов показывают, что после того, как пена исчезает, можно вымыть столько же тарелок, сколько их было вымыто при наличии пены. [2]

Моющая способность зависит также и от того, каково у средства значение показателя активности водородных ионов (рН). Этот показатель характеризует, является ли средство нейтральным или обладает щелочной или кислотной реакцией. Соответственно рН является важным показателем безопасности, поскольку при мытье посуды вручную средство непосредственно воздействует на кожу рук. Согласно ГОСТ Р 51696-2000 для средств, имеющих при использовании контакт с кожей рук, значение показателя рН должно находиться в пределах от 4,0 до 11,5. Однако для средств, которыми пользуются часто, особенно при мытье большого количества посуды, оптимальным является рН, близкий к нейтральному значению 6,0 - 7,0. [6]

Помимо вреда здоровью самого человека, моющие средства ухудшают экологическую ситуацию в целом. Сточные бытовые воды с растворенными в них ПАВ наносят огромный ущерб, загрязняя почву и водоемы. Моющие средства с ПАВ большого периода распада вредят больше. Пока соединения разлагаются, они способствуют заболачиванию водоемов, кислородному голоданию их жителей, а в последствии к гибели последних. Поэтому, чем меньше период распада ПАВ, тем безопаснее средство для экологии. Беда в том, производители не пишут названия ПАВ в составе. [7]

Социологический опрос и анализ полученной информации.

Первая часть практической работы заключалась в проведении анкетирования учащихся и их родителей с целью выяснить, какими средствами для мытья посуды они пользуются чаще всего, а также, знают ли о влиянии компонентов этих средств на своё здоровье. Помимо этих вопросов, мы включили в анкету еще один вопрос – помогают ли сами учащиеся мыть посуду дома своим мамам. В данном социологическом опросе приняло участие три восьмых класса общей численностью 60 человек и их мамы количеством 50 человек (не все мамы участвовали). Таким образом, общее число опрошенных составило 110 человек.

По результатам анкетирования выявили следующее:

1) 83,3% опрошенных учащихся (т.е. 50 человек) помогают мыть посуду маме каждый день;

3) И, наконец, более 72 % опрошенных не знают, какое влияние оказывают компоненты моющих средств на кожу рук и здоровье в целом.

Анкетирование выявило очень странный парадокс: родители, не зная, какое влияние оказывают ингредиенты моющих средств на здоровье человека, доверяют мыть посуду своим детям, чье здоровье в гораздо большей степени может оказаться в опасности!

Все результаты анкетирования представлены на графиках 1,2 и 3 в приложении 1.

Изучение состава и особенностей применения моющих средств.

В дальнейших экспериментах мы решили исследовать все указанные моющие средства в анкетировании.

Чтобы исследовать состав и особенности применения моющих средств, мы изучили их этикетки. Как правило, мало кто читает инструкции по применению, но это не освобождает производителей от необходимости нанесения этой информации на бутылку. Состав и особенности применения моющих средств приведены в таблице 1 приложения 2.

На основе данных таблицы можно сделать следующие выводы:

3) Основными компонентами всех перечисленных средств являются ПАВ (поверхностно-активные вещества), причем разной природы – анионные, неионогенные, амфотерные. На всех средствах указано процентное содержание этих ПАВ.

5) На всех упаковках имеются рекомендации по применению, но практически нигде не указана точная дозировка средства для использования.

7) Все производители указывают, что их средства эффективно удаляют жир и в горячей, и в холодной воде, легко смываются водой, не оставляя разводов.

Исследование физических свойств моющих средств для посуды.

Мы исследовали следующие физические свойства моющих средств: цвет, запах, вязкость, растворимость в воде, высота и устойчивость пены.

3) Для определения вязкости средств (их густоты) мы проделали следующий опыт:

4) Для того, чтобы посуду легко было ополоснуть после использования моющих средств, последние должны быть хорошо растворимыми в воде. Чтобы определить растворимость, мы приготовили 0,1%-ный раствор каждого средства:

для этого в отдельные химические стаканчики налили по 100 г воды, а с помощью ученических электронных весов взвесили по 0,1 г каждого средства. Добавив к средству нужное количество воды и размешав стеклянной палочкой, получили растворы. Все четыре

раствора оказались прозрачными, без каких-либо взвесей и нерастворимых частичек, а значит, все исследуемые средства хорошо растворимы в воде. (Приложение 3, рис.2 и 3). Полученные 0,1%-ные растворы моющих средств мы использовали в опытах по исследованию химических свойств.

5) Для исследования высоты и устойчивости пены мы проделали следующий опыт:

в четыре конические колбы прилили по 70 мл воды и по 5 мл каждого средства (объемы измеряли с помощью мерного цилиндра). Закрыв резиновой пробкой, интенсивно взбалтывали каждую колбу в течение 15 секунд и с помощью обычной линейки измеряли высоту столба получившейся пены сразу, через 5 минут, 10 и 15 минут соответственно. (Приложение 4, рис.1 и 2).

Устойчивость пены можно определить с помощью математической формулы:


где У – устойчивость пены (в %)

h (через 15 мин.) – высота пены через 15 мин.(см.)

h (max) – максимальная высота пены в момент

Подставив необходимые данные, получаем следующее:

Все результаты и вычисления занесены в таблицу 1 приложения 4.

Исследование химических свойств моющих средств для посуды.

Затем мы исследовали некоторые химические свойства моющих средств для посуды.

1) Первыми мы определили значения рН среды растворов моющих средств. Для этого использовали универсальную индикаторную бумагу. На четыре полоски такой индикаторной бумаги нанесли по 1 капле каждого 0,1%-ного раствора моющего средства и по специальной цветной шкале определили рН. Для всех четырех средств для мытья посуды это значение оказалось равным 6, то есть растворы исследуемых моющих средств имеют слабокислотную реакцию среды. (Приложение 5, рис.1).

Согласно требования к использованию моющих средств для посуды, их растворы должны быть нейтральными или слабокислыми, а рН быть в пределах от 6 до 7. Все исследуемые средства соответствуют этим требованиям.

2) Для обнаружения фосфатов и хлоридов мы воспользовались одним и тем же реагентом – нитратом серебра AgNO3. Разница в том, что с фосфат-ионами серебро образует желтый осадокAg3PO4, а с хлорид-ионами выпадает в виде белого творожистого осадкаAgCl.

В четыре пробирки налили по 2 мл 0,1%-ного раствора каждого средства и по 2 капли добавили раствора нитрата серебра. Во всех четырех пробирках образовались белые густые осадки. (Приложение 5, рис.2).

На основании этого опыта можно с уверенностью сказать, что в исследуемых средствах для мытья посуды фосфатов нет, зато по интенсивности осадков белого цвета можно судить о большом содержании солей – хлоридов, которые очень неблагоприятно влияют на кожу рук, вызывая, как минимум, её сухость и раздражение.

Проверка эффективности моющих средств.

Проверить эффективность моющих средств, а заодно правдивость реклам, мы решили следующим образом. В три одинаковые чашки (кристаллизаторы) мы налили одинаковые объемы воды, только в первую – только что из-под крана (температура по градуснику составила около 10 0 С), во вторую – комнатной температуры (20 0 С) и в третью – нагретую в электрочайнике (около 50 0 С). В чашки добавляли по несколько капель каждого средства по очереди. (Приложение 6, рис.1)

Для каждого средства для мытья посуды мы испачкали по 3 стеклянных стаканчика майонезом и по очереди вымывали их в разных кристаллизаторах. (Приложение 6, рис.2)

Губку после каждого средства мы тщательно выполаскивали и воду меняли на новую той же температуры. В итоге, в только что набранной из-под крана ледяной воде ни одно средство не удалило следы майонеза. Белый налет так и остался на дне стаканчиков. В воде комнатной температуры следы загрязнения удалили все моющие средства, но остались небольшие разводы на стекле. А вот в горячей воде все средства для посуды очень хорошо справились со своей задачей, только при этом образовалось много пены, которую потребовалось очень тщательно ополаскивать и не один раз. (Приложение 6, рис.3.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с разнообразием моющих средств используемых при уборке в доме.

Научить пользоваться моющими средствами для экономии сил и времени, соблюдая технику безопасности.

Моющие средства, используемые при уборке кухни, ванны, санузла

Познакомить с разнообразием моющих средств используемых при уборке в доме.

Научить пользоваться моющими средствами для экономии сил и времени, соблюдая технику безопасности.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к чистоте, уважение к труду.

Учить замечать недостатки в работе, анализу действий, развивать целенаправленность в работе.

Методическое оснащение урока:

Выставка моющих средств,

Кафельная плитка с различными видами загрязнений

Спецодежда для выполнения практической работы (фартуки, резиновые печатки)

Губки, салфетки для выполнения практической работы

Дидактическое обеспечение:

Инструкционно-технологические карты (для выполнения практической работы).

Информационные карты (советы от Золушки)

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний:

На уроках СБО мы много говорили о соблюдении чистоты,

Чему мы научились: изучая раздел “Личная гигиена”? (Ухаживать за телом, содержать его в чистоте, чтобы быть здоровыми).

Мы знаем, что нужно мыть обувь и стирать одежду, чтобы выглядеть опрятными и здоровыми.

Когда мы готовили кушать, чему мы научились? (тому, что овощи, фрукты, мясо, рыбу, крупы перед приготовлением или употреблением в пищу необходимо тщательно мыть).

А как вы думаете, кухня, где мы готовим пищу, нуждается в чистоте? (да)

А туалет и ванна, где мы приводим в порядок себя, свою одежду и обувь, нужно мыть? (да).

Ребята, а как вы понимаете пословицу: “Чисто не там где убирают, а там где не сорят”, (в нашем случае не марают)

Ежегодно на Землю падает около 300 тысяч тонн космической пыли, миллионы тонн пыли образуются в результате деятельности населяющих ее организмов и человека в первую очередь. Эта пыль просто приводит в отчаяние. Что нужно делать, чтобы не образовывалась пыль?

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

А) Тема нашего урока “Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла, ванны”. Слайд2

Б) Наша задача познакомится с различными видами моющих средств и научится ими пользоваться в соответствии с инструкциями.

Что только ни использовали наши далекие предки в целях гигиены. Например, очищение речным песком, молоком, золой. Кроме того, использовались некоторые растения, которые от природы обладают “мылящимися” свойствами – Мыльнянка, кора ореха. Каждый из предшественников современного мыла выполнял свою узкую функцию: очищал грязь, например, с натурального шелка, помогал “выбивать” грязь из одежды, но был далеко не универсален и почти не подходил для мытья тела человека.

По легенде растопленный в процессе действа животный жир смешивался с золой от жертвенного костра, благодаря этой смеси одежда становилась более чистой. Не мудрено, что в итоге первое мыло стали считать даром богов, которые те принесли человечеству в обмен на щедрые жертвы.

До сих пор неизвестно, как появилось самое первое древнее мыло, есть много теорий на этот счет…

Наиболее разумной представляется теория, согласно которой первое упоминание мыла связано с именем горы Сапо (“soap” – мыло), на которой в Древнем Риме приносили жертвы богам.

Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. Но даже зажиточные люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разные глины, растения. Стирка была трудным делом, и занимались ею чаще всего мужчины. Тем не менее известно, что "на поток" производство моющих средств было поставлено в средневековой Италии. В Росси первое мыло появилось в 15 веке, а рассвет мыловарения пришелся на эпоху Петра 1. С тех пор в России используют моющие средства для стирки белья и личной гигиены.

Мы живем в настоящее время, в наших магазинах большое количество различных моющих средств. Как в магазине правильно выбрать моющее средство , которое нужно вам для уборки в доме. Главное значение МС – удалять загрязнения с поверхностей, расшиплять жир и бороться с микробами.

Моющие средства разделяют по назначению, консистенции, видам моющего вещества, содержанию моющего вещества и другим признакам.

По назначению моющие средства делят на:

-специальные (медицинские, технические и др.).

По консистенции различают моющие средства

- твердые (куско­вые, гранулированные, порошковые),

СМС- высокоэффективные моющие средства, легко дозируются, хорошо растворяются в воде, проявляют моющие средства при комнатной температуре.

Чистка туалета – это далеко не самый приятный этап домашней уборки, но если подойти к работе со знанием дела и помнить основные правила, она не отнимет много сил и времени. Старайтесь делать уборку в туалете как минимум каждые 3-5 дней, а также оставлять его в порядке после каждого использования.
Используйте профилактические средства, такие как подвески или туалетные блоки, для поддержания гигиенической чистоты в унитазе между большими уборками.
Не пренебрегайте перчатками во время уборки, они обеспечат защиту Вашим рукам при взаимодействии с химическими средствами.

К средствам защиты относятся:

Халат или фартук, косынка

В коробке лежат: металлическая мочалка, губка, полотенце и тряпочка.

- Как вы, думаете, для чего нам нужны эти вещи?

(для мытья посуды).

Поддерживать порядок на кухне можно, соблюдая следующие рекомендации:
1. Убирай пищевые отходы со стола в ведро с крышкой
и ежедневно выноси их в мусоропровод или специальные баки;
2. Посуду, которая была использована для приготовления
пищи и сервировки стола, вымой сразу.

Для чистки, мытья и дезинфекции газовых и электрических плит, раковин и керамической плитки применяют специальные чистящие средства, пользоваться которыми необходимо согласно инструкции, указанной на упаковке или этикетке.

Помимо ежедневного поддержания порядка на кухне следует три-четыре раза в год про водить генеральную уборку помещения

В каждой квартире на кухне установлены вентиляционные устройства.
Необходимо следить за состоянием вентиляционных решеток, регулярно очищать их пылесосом или щеткой.

Особое внимание следует уделять состоянию воздуха в кухне - он всегда должен быть чистым. За 5-10 минут проветривания можно полностью освежить воздух в помещении.

Это особенно важно для кухни, оборудованной газовой плитой или газовой колонкой.

Грязные брызги, ржавые подтеки, грязь с рук и обуви технического происхождения.

1. Как вы думаете, если моющие средства могут растворять техническую грязь, жир, убивать микробы, не принесут ли они нам вред, если попадут на кожу рук или слизистую оболочку глаз, рта, дыхательных путей?

-Конечно, могут навредить, например, очень опасно вдыхать пары хлора, можно обжечь слизистую оболочку носа.

Работа с чистящими средствами без перчаток высушивает кожу рук, очень опасны эти средства для маленьких детей.

Давайте сделаем вывод, как же мы будем с этими средствами работать?

1. Не допускать попадания моющего средства на слизистую оболочку дыхательных путей.

2. Работать с моющими средствами в резиновых перчатках. После работы вымыть руки и смазать их увлажняющим кремом.

3. Не допускать попадания моющего средства в глаза, если это случилось, срочно промойте глаза большим количеством воды.

4. Храните моющие средства в недоступном для детей месте.

5. Использовать моющие средства только в соответствии с прилагаемой инструкцией.

(правила последовательно вывешиваются на доску, чтобы активировать зрительную память учащихся)

Роспись учащихся в тетради по инструктажу за соблюдение техники безопасности при работе с моющими средствами.

Задание №5 Найти логические ошибки в тексте.

Перед началом работы нужно одеть платье, косынку, перчатки. Приготовить кастрюлю и тряпку. Налить молока в ведро. Добавить в воду соль. Начинать мыть полы с середины коридора. Мусор с пола собирать при помощи метлы и совка. После работы необходимо прополоскать халат. Рабочий инвентарь убрать в книжный шкаф. Руки после работы помыть шампунем и нанести увлажняющий ……

Сейчас я покажу вам, в каких формах и упаковках выпускает наша промышленность моющие и чистящие средства.

Показать натуральные моющие средства в различных формах упаковки на вид, ощупь, цвет, запах. (соблюдая осторожность и выполняя ТБ)

Обратить внимание учащихся на экономичные упаковки, но не практичные в употреблении и наоборот.

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков.

1. Определить назначение моющего средства. (по названию, по картинкам на упаковке, по инструкции по применению).

2. Найти в инструкции меры предосторожности при работе с моющим средством.

3. Найти и прочитать способ применения данного средства.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (о различных видах моющих средств.)

Чему учились? (как пользоваться моющими средствами)

Что больше всего понравилось на уроке?

Пригодятся ли полученные сегодня знания вам в повседневной жизни? Понравилась вам форма проведения урока? Комфортно ли вам работалось в группах? Оцените своё отношение к уроку написав на листочке какое мыло соответствует вашему настроению в данный момент. Мыло с запахом ландышей, если урок понравился, мыло хозяйственное, если вам всё равно и дегтярное мыло, если вам было скучно и неинтересно.

Читайте также: