Сообщение про монументальную скульптуру которую вы встречали в своем городе

Обновлено: 02.07.2024

Меньше всего я бы хотел видеть на улицах наших городов и особенно - в скверах, монументальные громадины в стиле Церетели. или какие-нибудь абстрактные кубические формы, несущие по задумкам авторов "глубокий смысл". Я сторонник традиционных форм. Мне нравятся милые декоративные скульптуры и фигурки в парках, на фасадах, или в уличных закоулках. всякие Чижики-пыжики;Сантехники, вылезающие из люков; Венечки, ждущие электричку на Петушки. Одним словом, городская скульптура должна вызвать у горожан только положительные эмоции, ощущение уюта. а не подавлять своим величием и размерами. Один, максимум два человеческих роста - этого для сквера или улицы будет вполне достаточно.

Монументальна скульптура довольно-таки сильно отличается от других подобных типов искусства. Это обусловлено тем, что она воплощает в себе не только замысел автора, но и великий исторический момент или даже полноценный период. Как правило, такие памятники устанавливаются непосредственно там, где происходили различные действия, которым, собственно, они и посвящаются.

Во время просмотра монументальных скульптур зрителю необходимо делать обход. Дело в том, что в отличие от картин, статуи и памятники выглядят более реалистично. Соответственно, знакомиться с данным искусством нужно со всех точек обзора.

Определение

В современности существует несколько определений монументальной скульптуры. Во-первых, это памятник, стела, обелиск или что-то другое, что возводилось с одной целью – почтить память отдельной личности, сделавшей много хорошего для города или страны.

монументальна скульптура

Во-вторых, это скульптура, посвященная историческим событиям. Обычно она устанавливается по окончании войн. Встречаются случаи, когда памятники воздвигаются в юбилейные годы того или иного города.

В обиходе же монументальна скульптура – это любое изваяние, которое имеет большие габариты. Но данное определение нельзя назвать научным, хотя оно и имеет место.

По сути, монументальная скульптура представляет собой произведение искусства, которое посвящается историческим событиям. Также она может воздвигаться в честь великих личностей. Ее характерные черты заключаются в крупных размерах и гармонии с архитектурой окружения.

В качестве целевой аудитории рассматривается массовый зритель. Нельзя сказать, что монументами могут быть только скульптуры с одной фигурой, их может быть больше. Иногда возводятся полноценные боевые моменты с участием нескольких личностей, орудий и так далее.

История монументальной скульптуры

В России, равно как и во всем мире, на протяжении долгих столетий совершенствовалось искусство скульптуры. Сначала в качестве материала использовалось дерево, затем камень. В начале Х века в Киеве появляется первое произведение монументального характера. Это рельеф богоматери Одигитрии.

александровская колонна

Однако не стоит полагать, что монументально-декоративная скульптура на самом деле берет начало в Киеве. Дело в том, что славянские мастера обучались у византийских талантливых скульпторов. А в Византии рассматриваемый тип был уже довольно-таки популярен.

Первые виды монументальной скульптуры были посвящены вовсе не человеческой истории. Они олицетворяли войны между богами, покровителями городов или родов и так далее. И только спустя несколько веков происходит революция в мире данного искусства. Появляются первые памятники, с помощью которых планировали увековечить отдельных людей, реально существовавших и творивших полезные дела на планете.

Технология производства монументальной скульптуры

Перед тем как монументальна скульптура будет установлена в отведенном для нее месте, предстоит много работать. Существует несколько техник изготовления, однако каждая из них имеет общие черты. Процесс проходит в 7 этапов:

здание адмиралтейства в санкт петербурге

Таким образом, на создание одной небольшой статуи могут уйти годы или даже десятилетия. Ведь необходимо продумать множество деталей, чтобы создать шедевр.

Материал производства

Монументальна скульптура может быть выполнена из различных материалов. Истинный гений способен использовать все то, что у него под рукой. Но чаще всего применяется следующее сырье:

  • Натуральный камень – мрамор или гранит. Первый позволяет сделать более мягкие линии и черты, но он слабо сопротивляется влаге. Поэтому для выставления статуй на улице чаще используют гранит. Изделия вытесываются из больших глыб.
  • Искусственный камень – композит. Этот материал заливается в форму. После того как скульптура высохнет, она становится полностью готовой. По виду изделия мало отличаются от мраморных или гранитных, но стоят намного дешевле.
  • Металл – бронза, латунь или медь. Способ производства аналогичен предыдущему варианту. Раскаленный металл заливают в форму, затем дают ему время высохнуть.
  • Гипс. Данный материал является самым простым для скульпторов. Сначала вместе с водой размешивается порошок, затем полученная смесь заливается в форму. Процесс сушки проходит быстро, буквально за полчаса.
  • Дерево. В этом случае скульптуры могут быть вырезаны из монолитного куска, либо создаваться по отдельным частям.

Выбор материала ориентирован только на желание скульптора, лишь изредка он подбирается в соответствии с требованиями заказчика изделия.

Виды монументальных скульптур

Монументальна скульптура бесконечна в своем разнообразии. Можно приводить множество примеров, которые будут связаны с этим искусством. Однако есть виды, по которым происходит классификация монументальных моделей:

  • Мемориал. Это скульптура, с помощью которой создатель пытается увековечить кого-либо.
  • Монумент. Это памятник, который посвящается историческим событиям или деятелям.
  • Статуя – памятник, посвященный отдельной личности.
  • Стела – вертикальная плита, на которой высечена надпись или выгравирован рисунок.
  • Обелиск – столб, состоящий из 4 граней, которые заостряются кверху.
  • Монументально-декоративная скульптура. Она выполняет сразу две функции. Во-первых, увековечивает событие или личность. А во-вторых, выполняется так, чтобы подходить под окружение, гармонировать с ним, то есть для декора.
  • Триумфальные колонны, арки или ворота. Это такие сооружения, которые выполняются в честь победы над кем-либо, избавления от гнета и так далее.

монументально декоративная скульптура

Вполне возможно, что в современности появятся талантливые скульпторы, которые внесут дополнительные виды в общую классификацию. Поэтому считать список законченным можно только на данный момент, нельзя отрицать его потенциальное пополнение.

Примеры

В каждой стране довольно-таки сильно распространена скульптура монументальная. Примеры можно приводить бесконечно долго. Это обусловлено тем, что любое государство имеет свою историю, свои важные моменты, своих великих людей. И чтобы передать знания будущим поколениям, воздвигаются памятники и обелиски, статуи и монументы, стелы и мемориалы.

В качестве российских примеров можно рассмотреть памятник Петру 1, расположенный в Санкт-Петербурге. Великий скульптор Фальконе трудился над ним почти 15 лет.

монументальная скульптура фото

Также надо уделить внимание Александрийской колонне. Она посвящена победе над Наполеоном, но Александр I отказался от ее возведения. Однако потомки императора сочли правильным все-таки увековечить этот важный для России исторический момент.

Из зарубежных монументальных скульптур можно рассмотреть статую Марка Аврелия, расположенную в Риме. Ее сохранность до сегодняшнего дня следует считать большой удачей. Когда все статуи Марка переплавляли, этот памятник сочли изваянием совсем другого человека. Поэтому сегодня на нее можно посмотреть, после реставрации она выглядит как новая.

Медный Всадник

Для того чтобы выполнить памятник Петру 1, Фальконе был приглашен в Россию по приказу императрицы Екатерины II. Скульптор на тот момент был уже достаточно стар (50 лет) для масштабной работы, во Франции ее для него не было. Сам же он, выполняя заказы на обычном заводе, все еще мечтал о крупном проекте. И когда поступило приглашение, ему не понадобилось даже думать. Он приехал в Россию сразу, как только смог.

монументальна скульптура это

Фальконе занимался работой на протяжении 12 лет. Но выполнить скульптуру полностью самостоятельно он не смог или попросту не захотел. Головой памятника занялась его ученица, которая приехала вместе с ним. А змею под ногами коня сделал русский скульптор.

Поскольку проект был довольно-таки большим, мастера не соглашались на отливку. А обращаться к иностранцам не было финансовой возможности. Но потом обратились к Хайлову, который согласился обучать Фальконе, помогать ему с подбором проб и пропорций.

Надо отметить, что скульптор получил относительно небольшой гонорар, но с помощью Медного Всадника ему удалось увековечить не только русского императора, но и себя. Сегодня каждый желающий может ознакомиться со скульптурой, она в открытом доступе в Питере.

Статуя Марка Аврелия

Существуют такие скульптуры, которым уже множество столетий. О некоторых из них известно только по письменностям или руинам. Но одна все-таки сохранилась до наших дней. Это статуя Марка Аврелия в Риме.

Вообще в стране было множество подобных статуй. Однако в Средневековье все они были переплавлены в различные полезные изделия из бронзы. Конный образ Марка Аврелия сохранили только благодаря ошибке. Дело в том, что ее спутали с изваянием императора Константина Великого.

В эпоху Возрождения памятник служил показательным образцом. Многие скульпторы, включая талантливого и даже гениального Донателло, обращались к нему, ориентировались по нему.

Александровская колонна

Александровская колонна появилась в проекте сразу после победы над Наполеоном. Однако император не поддержал идею, поскольку он был скромен, и благодарственная надпись в честь Александра I его не устраивала. Работа над обелиском прекратилась.

Позже, когда Карл Росси занялся проектированием Главного Штаба, он подстраивал архитектуру под Александровскую колонну. Поэтому в 1829 году Николаю I ничего не оставалось, кроме как принять проект. К сожалению, его разработку он доверил не Росси, а Монферрану.

скульптура монументальная примеры

Александровская колонна была сделана из красного гранита. Ее вершину украшает ангел. Она представляет собой самую высокую в мире триумфальную колонну. Также ее отличительной чертой является то, что под ней нет никакого фундамента или свайного укрепления. Она держится только благодаря точному расчету.

Здание адмиралтейства

Здание адмиралтейства в Санкт-Петербурге выполнялось по чертежам Петра I. Его возведение началось в 1704 году. Спустя 7 лет в центре фасада строения выполнили башню, шпиль которой украшал небольшой кораблик.

Здание адмиралтейства в Санкт-Петербурге представляет собой одно из главных сооружений города. Это обусловлено тем, что с ним пересекаются три крупные улицы. Основной фасад по длине составляет 407 метров. Рядом имеется скульптурное убранство, включающее в себя несколько статуй и колонн.

Заключение

Так или иначе, важное место в искусстве занимает монументальная скульптура. Фото различных триумфальных изваяний, статуй или памятников украшают страницы многих исторических книг. Некоторые скульптуры хранятся в частных коллекциях, но даже их время от времени показывают на выставках. Однако по большей части все монументы располагаются на улицах городов, и каждый желающий может ознакомиться с ними на бесплатной основе.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Монументальная скульптура как отражение жизни городского округа Павловский Посад


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неправда ли - примерам нет конца

Тому как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взгляд потомка восхищенный

И замыслом и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело

С произведениями скульптуры мы встречаемся ежедневно, они сопутствуют нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом "скульптура", имена каких великих скульпторов ему известны. Какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие - нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Искусство играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.

Цели и задачи исследования:

Я определила следующую цель своей работы: изучение монументальных скульптурных композиций на территории городского округа Павловский Посад

Задачами работы являются:

- Провести анкетирование учащихся МОУ СОШ № 11, чтобы установить их знания о скульптуре.

- Осуществить исследование и художественный анализ монументальных скульптур и скульптурных композиций, расположенных на территории городского округа Павловский Посад:

определить место расположения скульптур и скульптурных групп городского округа Павловский Посад,

провести классификацию скульптур по предварительно выработанной методике,

определить своеобразие Павлово-Посадских скульптур в градостроительной архитектуре.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что за последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.

(23, 3 %) назвали памятник Г. Курину, В.И. Ленину на площади Революции, скульптурную группу- символ города назвали 7 человек (11,67 %). Все опрошенные назвали памятник воинам-большедворцам в пос. Большие Дворы. Личность Ф.Э. Дзержинского оказалась известной для 15 обучающихся (25 %), космонавта В.Быковского знают 48 человек (80 %). Абсолютно все учащиеся заинтересовались видами скульптур и причинами их появления на территории городского округа Павловский Посад.

Исходя из сказанного выше, я выдвинула следующую гипотезу: скульптурные композиции городского округа Павловский Посад связаны с историческими событиями, отражают реалии определенной эпохи.

Основные методы исследования:

Библиографический метод (работа с научной и краеведческой литературой); анкетирование, поиск информации в Интернете, метод сравнительного анализа, проведение натурных обследований и фотофиксации скульптур.

Объектами исследования моей работы стали: 29 скульптур и скульптурных группы городского округа Павловский Посад

В работе использованы работы Вагнера, Г. К, Н.И. Платоновой, В.Д. Синюкова, специализирующихся на изучении скульптур и скульптурных групп.

Практическая значимость работы определяется возможностью ее использования на уроках искусства, истории, краеведении, при изучении тем, посвященных культуре, во внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях краеведческой направленности.

Основная часть. История появления скульптурыкак вида искусства (теоретическая часть).

Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются в доисторических временах; скульптурные творения были вызваны потребностью человека, ещё не вышедшего из первобытного состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, — легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада, желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною 1 . Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху — о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах . Это — простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Стоит отметить, что небольшие каменные изображения людей встречаются и у наших предков - восточных славян; эти изображения, имеют сакральный характер. Располагались они в капищах, в них наши предки устанавливали идолов языческих богов.

Виды и назначение скульптуры.

Скульптура по своей форме делится на два основных вида: круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа (Рис. 2).

Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения.

Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности. Рельеф-(от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской) (Рис. 3). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа 3 .

По своему назначению скульптура подразделяется:

- скульптуру малых форм.

Первым и, пожалуй, основным является монументальная скульптура, к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей 4 . Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает) (Рис. 4).

Монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнутри, так и снаружи: статуи на городских мостах, группы на фасадах зданий, в нишах или перед порталом, рельефы и т. д. Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи 5 (Рис. 5).

Станковая скульптура называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие "кабинетная скульптура") 6 (Рис.6).

Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура "малых форм".Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фаянса, терракоты, пластмассы, дерева и других материалов, изображающие людей и животных 7 (Рис. 7).

На территории городского округа Павловский Посад мною выявлена только монументальная скульптура.

Сравнительный анализ скульптур и скульптурных групп городского округа Павловский Посад (практическое исследование).

В моей исследовательской работе, посвященной изучению скульптурных композиций, я решила подробно рассмотреть все скульптурные памятники, располагающиеся на территории городского округа Павловский Посад. За основу анализа я взяла вышеуказанную классификацию, моя задача - определить виды скульптур, назначение и причины их появления на территории нашего округа.

Согласно проведенному исследованию я получила следующие результаты по изучению скульптурных композиций, располагающихся на территории моего городского округа.

Среди скульптур, находящихся на территории городского округа Павловский Посад, я обнаружила оба вида скульптур - круглую монументальную скульптуру и рельеф. Круглых скульптур на территории моего городского округа выявлено- 24 скульптуры, что составляет 86, 2 %. Рельеф как вид скульптуры составляет 13,8 %. Из круглых скульптур 7 композиций относятся к станковой скульптуре, что составляет 24,1 %. 22 скульптуры - монументальные (75, 9 %)

По результатам моего исследования круглые (монументальные и станковые) скульптуры можно классифицировать по их назначению следующим образом:

- 2 группа скульптур - исторические личности, которые связаны с городом Павловский Посад, деятельность которых, прославила наш город;

3 группа включает одну скульптуру- символ города, связанный с его основанием;

- 4 группа - советская парковая скульптура, получившая широкое распространение в годы Советской власти;

- 5 группа – скульптуры, связанные с трагической, но в то же время патриотической страницей нашей истории - Великой Отечественной войной.

На мой взгляд, существует две причины исчезновения скульптур данной группы:

1) Материал, из которого изготавливалась советская парковая скульптура- гипс не был долговечным. Бетонные же скульптуры без должного ухода и реставрации также пришли в негодность.

В мае 2020 года вся наша страна будет отмечать великий праздник – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Проходят годы безвозвратно, поколения сменяются следующими поколениями, все меньше остается очевидцев страшных событий тех сороковых годов. Мы, подрастающее поколение, должны помнить о тех, кто ценой своей жизни совершил героический подвиг, победил фашистских захватчиков.

На сегодняшний день развитие жанра скульптуры на территории нашего города находится в стагнации. Среди скульптур, появившихся в последнее время- скульптуры в анималистическом стиле, выполняющие декоративную функцию. Скульптуры кота, лошади, симпатичной таксы уютно расположились на пешеходной зоне у дома Широкова (Рис. 41).

Проведя данное исследование, я подтвердила свою гипотезу и пришла к следующим выводам:

Скульптурные композиции городского округа Павловский Посад связаны с историческими событиями, отражают реалии определенной эпохи.

Основание жанра скульптуры в нашем городе связано прежде всего с советской эпохой и появившемся в нем жанром социалистического реализма.

Скульптура городского округа Павловский Посад в обобщенных, монументальных образах выражает героические идеалы своего времени.

Скульптурная форма раскрывает содержание скульптурного произведения, развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм.

И в заключение, хотелось бы отметить - создание скульптуры - это активный трудовой процесс. Творчество скульптора - тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.

В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому, как в живописи основное выразительное средство - изображение красками на плоскости холста, "язык" скульптуры - объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью.

В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы, изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа). Природу и среду, окружающие человека, можно передавать в скульптуре лишь косвенно, с помощью какой-либо детали.

Особенно важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа.

Список источников и использованной литературы.

Вагнер, Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV - XV веков / Г.К. Вагнер. - М.: Искусство, 1980.- с. 457

Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — с. 650

Советская скульптура, №8, 1984. - М.: Советский художник, 1984,- с. 267.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Рис.4 Рис. 5 Рис. 6

Рис. 9 Рис. 10

Рис. 11 Рис. 12

Рис. 13 Рис. 14

Рис. 15 Рис. 16

Рис. 17 Рис. 18

Рис. 19 Рис. 20 Рис. 21

Рис. 23 Рис. 24 Рис. 25

Рис. 27 Рис. 28

Рис. 29 Рис. 30

Рис. 31 Рис. 32

Рис. 33 Рис. 34 Рис. 35

Рис. 36 Рис. 37

Рис. 38 Рис. 39 Рис. 40

1Вагнер, Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV - XV веков / Г.К. Вагнер. - М.: Искусство, 1980, стр. 12

3 Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. Стр. 314

4Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 297.

5 Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 301

6 Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 303.

7 Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 304.

9Советская скульптура, №8, 1984. - М.: Советский художник, 1984, стр. 25.

Посмотреть все фотографии серии рододендроны

рододендроны 22:58 08.06.2013 Фотографий: 1

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Статистика

Топ-10 самых величественных статуй мира

velichestvenniestatui 1 Топ 10 самых величественных статуй мира

1. Статуя Христа-Искупителя.

velichestvenniestatui 2 Топ 10 самых величественных статуй мира

velichestvenniestatui 3 Топ 10 самых величественных статуй мира

Находится в порту Копенгагена, Дания. Это статуя, изображающая героиню одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена. Ее высота всего 1,25 м и вес около 175 кг, но это не мешает ей быть одной из самых знаковых скульптур на тему сказок. Ее возведение заказал в 1909 году Карл Якобсен (сын основателя компании Carlsberg) после того, как его очаровал одноименный балет. (The Jawa Report)

velichestvenniestatui 4 Топ 10 самых величественных статуй мира

4. Статуя Будды в Лэшане.

Находится в толще горы Линъюньшань при стечении трех рек в китайской провинции Сычуань. Это один из самых высоких монументов Будды и некогда самое высокое скульптурное произведение в мире (каковым оно было более тысячи лет). Работы по ее созданию проходили еще во время правления династии Тан (713 г.) и продолжались девяносто лет. Высота статуи — 71 м, высота головы — почти 15 м, размах плеч — почти 30 м, длина пальца руки — 8 м, пальца ноги — 1,6 м, длина носа — 5,5 м. Она признана памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Eric Finlayson/La Citadelle)

velichestvenniestatui 5 Топ 10 самых величественных статуй мира

5. Колонна Нельсона.

Находится в центре Трафальгарской площади в Лондоне, Великобритания. Колонна была построена в период с 1840 по 1843 годы в память об адмирале Горацио Нельсоне, погибшем в Трафальгарском сражении в 1805 году. 5,5-метровая статуя расположена на вершине 46-метровой гранитной колонны. Статуя смотрит на юг, в сторону Адмиралтейства и Портсмута — места, где стоит флагман Нельсона, корабль Королевского военно-морского флота Великобритании HMS Victorу. Говорят, Гитлер хотел забрать колонну в Берлин при удачном захвате Великобритании. (RedCoat)

velichestvenniestatui 6 Топ 10 самых величественных статуй мира

Находится на западном берегу Нила в Гизе, Египет. Древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2500 г. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище. (Фото стран мира)

velichestvenniestatui 7 Топ 10 самых величественных статуй мира

7. Статуя Свободы.

velichestvenniestatui 8 Топ 10 самых величественных статуй мира

Это одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя, Бельгия. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке, возможно, с 1388 года. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струей мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы. (Pbrundel)

velichestvenniestatui 9 Топ 10 самых величественных статуй мира

9. Статуя Шивы в Санга, или Кайласнатх Махадев.

Находится на границе районов Бхактапур и Каврепаланкок в Непале. Это самая высокая статуя бога Шивы и одна из самых высоких статуй вообще. Ее строительство завершили всего лишь несколько лет назад, она изготовлена из меди, цемента, цинка и стали и является одной из первых современных достопримечательностей Непала. (Kailashnath Mahadev Blog)

velichestvenniestatui 10 Топ 10 самых величественных статуй мира

10. Венера Милосская.

Находится в Лувре. Это знаменитая древнегреческая скульптура богини Афродиты, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Пожалуй, самая известная статуя и одна из самых древних из всех существующих. Отбитые руки придают ей особенный колорит. (Steve111/Panoramio)

Технический и научный прогресс, обусловивший высокие строительные темпы, наращивание территорий городов семимильными шагами, обернулся трагедией для человека, обезличиванием жизненного пространства, потерей его гармонии. Отсутствие внимания к окружению, многообразию, свойственное цивилизации массовости, так или иначе требует компенсации. Одним из способов восстановления утраченного равновесия в современной архитектуре и градостроительстве стало применение малых архитектурных форм. Их перечень обширен (это и элементы мощения, и ограждения, и места отдыха и т.д.), и все они имеют немаловажное значение в создании комфортной среды в городе. Особая роль отводится городской скульптуре.

Она становится продолжением архитектуры и вызывает неподдельный интерес жителей и туристов. Примеров тому немало. Так, норвежский Осло среди путешественников известен огромным количеством городской скульптуры разных жанров и стилей, которая сочетается и друг с другом, и с окружающими постройками. В парке Вигеланд расположились 212 скульптурных композиций из бронзы, гранита и кованого железа, созданных скульптором Густавом Вигеландом. Их объединила тема человеческого бытия и взаимоотношений: жизнь и смерть, юность и старость, любовь и дети.

Возникающая к месту и ко времени малая городская скульптура способна преобразить самое заурядное пространство или же усилить существующие достоинства и расставить акценты в насыщенном историческом центре. В худшем случае она может стать настоящим бельмом на глазу, примером дурновкусия и невежества.

В идеале малая городская скульптура призвана создать либо подчеркнуть неповторимость и единственность каждого конкретного места, предназначена будить воображение и эмоции. Ведь именно через нее возможна связь архитектуры с изобразительным искусством, которое эстетизирует окружение и жизнь человека, взывая к его чувствам и мышлению одновременно, вносит разнообразие и гармонию, столь необходимые человеку.

В Беларуси долгое время была распространена преимущественно монументальная скульптура. Сегодня же вместе с изменением отношения к окружающей среде трансформируются и художественные приоритеты. Города с особым рвением обогащают свое пространство скульптурными “новоселами”. В?Могилеве появились целые аллеи мраморных фигур, в Минске с завидным постоянством пополняются ряды “железной братии”. А вот в Гродно не спешили заполнить город новыми жителями.

Скульпторы и архитектурные власти стремились к тому, чтобы в данном направлении произошли первые изменения. И сделали для этого немало. Ведь появление городской скульптуры должно быть подготовлено – окружением, местом, временем. С тем, чтобы она гармонично вошла в пространство, стала его украшением и продолжением архитектуры.

Малая форма, как известно, привлекает своей соразмерностью человеку: заставляет подойти к ней, потрогать, сфотографироваться. Она неотъемлемая, а порой и решающая часть коммуникации города и человека. Именно малые формы делают город понятным, приятным и доступным человеку.

В начале года в Гродно состоялся конкурс на разработку эскизного проекта декоративной скульптуры у здания отдела загса на пересечении улиц Ожешко и Советской – двух центральных улиц исторической части города. Местоположение предполагаемой композиции определило и тематику, и форму эскизных предложений.

Участники конкурса – 12 скульпторов заявили немало интересных работ. Были в них и юмор, и символика, и тонкая ирония. Представительное жюри – в него вошли гродненские архитекторы, дизайнеры, художники – выбирало лучшую. Ею стала работа гродненского мастера Владимира Пантелеева “Купидон”.

Не менее привлекательны и другие композиции, в чем читатель может убедиться сам.

Владимир Пантелеев – автор еще одной скульптуры, ожидающей своего появления на улицах города, – образа-
аллегории реки Городничанки, впадающей в Неман. Гродненская городская скульптура, считает он, должна быть камерной, декоративной.

Чтобы не нарушить сложившуюся ауру старого города, а гармонично ее дополнить, необходимо взвешенно выбирать место, тематику и стиль малых скульптур. Кстати, несколько лет назад был проведен конкурс на создание декоративно-парковой композиции для благоустроенной территории реки Городничанки. Жюри отдало предпочтение работе “Олень св. Губерта” (скульптор В.?Пантелеев), но он и по сей день остается в эскизе. По мнению самого автора, идея оказалась скороспешной и несвоевременной. Ведь появление интересных малых форм – завершающий этап благоустройства, для которого необходимы подготовленные места. И как раз сегодня в Гродно уже есть такая среда, которую хочется насыщать, детализировать, акцентировать.

Каждое поколение оставляет в городе свои следы. Мы все восхищаемся совершенным пространственно-пластическим тактом зодчих предшествующих поколений, но почему-то крайне редко способны сохранить и продолжить первоначальную гармонию замысла. Как часто мы склонны бросаться в крайности, всецело реализуя одно направление в ущерб многообразию и вариативности. Не получится ли так с городской скульптурой? Призванная разнообразить окружающее пространство, она, с другой стороны, вполне способна и унифицировать его – как правило, в том случае, когда не соблюдено чувство меры. Совершенно нетипичен в этом отношении пример Гродно. Здесь не торопились насадить приметы новой моды. Выиграв время, в городе смогли создать нужные места, требующие архитектурных акцентов. Те же скульптуры, появившись на несколько лет раньше, могли бы стать чем-то чужеродным и неестественным. А сегодня городская среда словно просит и ждет их появления.

Многие памятники не проходят проверку временем: их сносят с тем, чтобы вспоминать затем разве что на страницах учебников (“как пример того, что не надо делать”). Некоторые – восстанавливают, несмотря на то что время лишило их былой красоты и привлекательности. Как оценят наш архитектурный креатив потомки? Останутся ли результаты наших творческих исканий на улицах городов?

Читайте также: