Сообщение про ленинградский вокзал

Обновлено: 30.06.2024

Многие туристы, приезжая в Москву, обязательно посещают Ленинградский вокзал, но мало кто знает, что это первая достопримечательность, которая встречается на пути приезжих. Что особенного в этом здании и чем оно заслужило такое признание, постараемся разобраться и узнать.

Уникальный Ленинградский вокзал

От вокзала до аэропорта

Исторические особенности

Примерно в 1934 году вокзал пережил изменения. Здесь появилось больше касс, почта и для удобства сберкасса, телеграф, а также справочное бюро. Была обустроена и комната для транзитных пассажиров, а также матери и ребенка. В 1977 году появились новые здания.

В 2011 году на территории возвели фонтан, который украшает скульптура Георгия Победоносца. Также здесь находись много монументов и бюстов других известных личностей, к примеру, Ленина, Мельникова, Николая I. Спустя 2 года Ленинградский вокзал был практически полностью реконструирован.

Предыдущая статья:
Отдых в Крыму зимой

Следующая статья:
Открой для себя Париж: куда пойти и что посмотреть

Вокзал считается самым старым в столице.

Ленинградский вокзал на Комсомольской площади в Москве

Ленинградский вокзал - начало истории

Указ о создании железной дороги, которая должна была связать Санкт-Петербург с Москвой, был подписан Николаем I еще в феврале 1842 года.

Работы по подготовке проекта будущих пассажирских вокзалов доверили знаменитому зодчему Тону. К этому времени Константин Андреевич был известен как создатель архитектурных проектов Большого Кремлевского Дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. В Петербурге стояла спроектированная им Екатерининская церковь.

Место под вокзал в Санкт-Петербурге определили быстро – на Знаменской площади, что неподалеку от Невского проспекта. В Москве рассматривались сразу два варианта.

Николаевский вокзал в Москве

Исходя из этого, было решено строить вокзал на пустыре в районе Каланчевского поля.

История здания Ленинградского вокзала

Проект вокзальных комплексов для обеих столиц был единым: двухэтажный фасад со строгими формами, приставные колонки в простенках, арочные окна по подобию витражей Кремлевского дворца, башня с часами в два яруса и флагштоком сверху.

В 1849 году московский Петербургский вокзал был построен. Руководил строительными работами генерал Крафт.

Мемориальная доска и бюст архитектора К.А. Тона

Длина здания будущего Ленинградского вокзала составила немногим более 50 метров с шириной под 25.

Первый этаж был занят просторным вестибюлем, оборудован пассажирскими залами. Там же разместились императорские комнаты. Второй этаж отвели под служебные квартиры для руководства и специалистов железной дороги.

Отдельно хочется сказать о великолепии внутренней отделки и технических новшествах на Петербургском вокзале.

Пол помещений был выложен из дубового паркета, шведские печи отделали мрамором, устроенные в здании ватер-клозеты отапливались каминами.

В помещениях для императорской семьи, ко всему прочему, были установлены внушительные двери из массива дуба, а также шкафы с зеркалами.

Перрон вокзала прикрывал дебаркадер с вантовой системой, спроектированной архитектором Желязевичем. Размеры сооружения впечатляли: длина более 100 метров при ширине за 25.

Дебаркадер в первозданном виде простоял до 1903 года, после чего его заменили на арочный.


Движение на железной дороге Москва-Санкт-Петербург началось в августе 1851 года, 3 числа, когда из северной столицы в первопрестольную прибыл первый поезд.

Император Российский Николай I с семьей, великими князьями и германскими принцами опробовал эту дорогу уже 19 августа.

Переименования и реконструкции Ленинградского вокзала

В 1855 году на престол взошел Александр II и железную дорогу из Санкт-Петербурго-Московской переименовывают в Николаевскую. Одноименное название получает и московский вокзал.

Очередное переименование приходиться уже на годы Советской власти.

В 1934 году проходит первая реконструкция: увеличились площади под билетные кассы; начали работу справочное бюро, почта, сберкасса, а также телеграф. Для транзитных пассажиров оборудовали специальные помещения, а в царских покоях появились комнаты для матерей с детьми.

В конце сороковых обновили интерьеры и внутренние помещения Ленинградского вокзала.

Коренной реконструкции здание вокзала подверглось во второй половине семидесятых годов XX столетия.

В неизменном виде оставили лишь фасад здания, выходящего на Комсомольскую площадь. Со стороны левого крыла пристроили трехэтажный корпус. В нем разместили зал ожидания для транзитных пассажиров, гостиницу, медпункт и помещения для различных служб.

В 1975 году открывают кассовые залы: нижний и верхний. На месте прежнего дебаркадера устроили главный зал. В подземных переходах оборудовали входы на станции московского метро.

Ленинградский вокзал – первый железнодорожный вокзал Москвы. Он был построен по указу императора Николая I в 1849 году и в 2019 году отмечает свой 170-летний юбилей | История

Своим рождением Ленинградский вокзал обязан императору Николаю I, который в 1842 году подписал указ о строительстве железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву. Тогда и началось строительство вокзалов в двух столицах. В Москве место для Ленинградского вокзала нашлось не сразу. Сначала рассматривались два варианта – у Тверской заставы и на Трубной площади, но эти варианты были отвергнуты из-за страха, что от искр, вырывавшихся из топки паровозов, могут загореться здания по соседству. Тогда было выбрано место на пустыре у Каланчёвского поля.

Подготовить проект вокзала было поручено русскому архитектору Константину Тону. По его проектам в Москве также построены Оружейная палата, Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя. Как другие здания этого выдающегося мастера, Ленинградский вокзал был сконструирован в русско-византийском стиле: строгий двухэтажный фасад с арочными окнами, украшенными гирьками, на первом этаже и сдвоенными – на втором. А на центральной части здания – двухъярусная башенка с часами и флагштоком. На первом этаже здания вокзала XIX века располагались просторный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором – служебные квартиры для работников вокзала. Пол был выложен дубовым паркетом, а обогревали здание мраморные шведские печи и камины.

За свою историю вокзал претерпел множество изменений. Одно имя он менял трижды: в 1855 году вслед за магистралью он стал Николаевским, в феврале 1923 года – Октябрьским, а через год после переименования Северной столицы вокзал стал называться Ленинградским. Это имя он носит и по сей день.

Изменения затронули и его внутренний облик. В 1934 году произошла первая реконструкция: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, комната для транзитных пассажиров. А царские покои были переоборудованы в комнату матери и ребёнка.

После реконструкции 1974 года в прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь. Тогда было достроено левое трёхэтажное крыло, где расположены гостиница, медпункт и другие службы. Вокзал был соединён подземными переходами со станциями метро.

Ленинградский вокзал предстал перед пассажирами обновлённым в 2013 году. Был восстановлен его первоначальный облик, включая цвет фасада и утраченные архитектурные детали. Внутри же вокзал перестраивался с учётом создания максимально комфортных условий для пассажиров. Его площадь увеличилась почти на 8 тыс. кв. м – с 21 тыс. до 29 тыс. за счёт открытия балконов на втором этаже вокзала – они были отданы под магазины и кафе.

Билетные кассы дальнего следования были переоборудованы в кассы открытого типа, улучшены условия для маломобильных граждан: появились шесть пассажирских лифтов, четыре эскалатора, три специальных подъёмника для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Вокзал оборудован тактильной плиткой, пандусами. Были обновлены инженерные системы, а на втором этаже появился фудкорт с пятью кафе. Всего же на территории вокзала расположено 29 кафе и ресторанов на любой вкус. А вот бюст Владимира Ленина из белого мрамора из вокзала исчез. Он был отправлен на покой в Музей МЖД.


2 августа завершается реконструкция Ленинградского вокзала, которая длилась почти пять лет. В 2008 году начались проектные работы, а в 2011-м сюда пожаловали строители, которые сразу огородили часть вокзала забором и поставили строительные леса.

Два с лишним года на Комсомольской площади раздавались звуки масштабной стройки. В результате инфраструктура вокзала была полностью обновлена, все инженерные системы и коммуникации заменили.


Ленинградский вокзал в 1890 году. Фото: ИТАР-ТАСС

На вокзале установили средства для досмотра пассажиров – это в первую очередь касается тех, кто любит путешествовать на "Сапсане". Ручные камеры хранения багажа заменили на автоматические. Позаботились и о гурманах: на вокзале появился ресторанный дворик.


"Москва в цифрах": На вокзалах оборудуют парковки для такси

Перед вокзалом, где раньше было довольно трудно найти место, для того чтобы оставить машину, организовали парковки почти на 250 машино-мест.

Отреставрировали комнату матери и ребенка, которая, кстати, находится в бывших царских покоях. Так что теперь мамы с детьми будут дожидаться поездов с "царским комфортом".

Реконструкцию планировалось завершить до конца прошлого года, но из-за проблем с фундаментом вокзала открытие пришлось дважды переносить.


Ленинградский вокзал в 1910 году. Фото: ИТАР-ТАСС

История Ленинградского вокзала


Ленинградский вокзал открыли после двухлетней реконструкции

Ленинградский – самый старый вокзал Москвы. Он был построен по проекту выдающегося архитектора Константина Тона в 1849 году. "Отцом вокзала" может считаться Николай I, который в 1842 году подписал указ о строительстве железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву.

Вокзал уже тогда поражал воображение своей красотой. На первом этаже располагался вестибюль, залы для пассажиров и покои императора, а на втором – квартиры для специалистов вокзала.
На отделку здания не поскупились: мраморная облицовка, пол из дубового паркета, великолепные камины.


Ленинградский вокзал в 70-е годы прошлого века. Фото: ИТАР-ТАСС

Первые серьезные изменения в жизни вокзала произошли после революции. Тогда было "модно" менять названия "наследия царского режима", и эта участь не обошла и Николаевский вокзал, который стал Октябрьским. В 1924 году ему было присвоено название Ленинградский – в честь переименования города на Неве.

Спустя 10 лет здание впервые подверглось реконструкции. Расширили билетные кассы, организовали отделения для почты и телеграфа. Пышное убранство бывших императорских покоев сочли излишеством, и переделали их под комнату матери и ребенка.


Ленинградский вокзал сегодня. Фото: ИТАР-ТАСС

Что появится на других вокзалах Москвы

Реконструкция коснулась не только самого старого вокзала Москвы – в ближайшее время обновят и другие, более того, их станет больше.


"Познавательный фильм": Рижский вокзал

Буквально на днях появилась информация, что компания РЖД построит новые вокзалы в районе станций "Каланчевская", "Курская-пассажирская" и "Царицыно".

Первая из новостроек будет обслуживать скоростную магистраль Москва-Санкт-Петербург, вокзал в Царицыно примет на себя пассажирские поезда южного направления, а с "нового Курского" составы будут отправляться в Казань и Адлер.

Уже существующие вокзалы подвергнутся реконструкции. Так, в прошлом году завершились работы по обновлению Павелецкого вокзала. Там заменили инженерные коммуникации, модернизировали инфраструктуру, оборудовали парковки. Но на этом не остановятся: к 2016 году на Павелецком вокзале построят дополнительный путь. Это делается для увеличения пропускной способности – каждый час на платформы смогут прибывать по 16 пар поездов.

Займутся и Казанским вокзалом. Планируется, что в здании откроется торговый центр, ресторанный дворик, аналогичный тому, что радует посетителей Ленинградского вокзала, и кинотеатр.

По схожему сценарию реконструируют Ярославский вокзал. Ресторанный дворик "разобьют" на втором этаже, а на первом откроют магазины и аптеку.

Движение по Петербургско-Московской железной дороге началось 16 августа 1851 года. В этот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехали от Петербурга до Москвы. Уже осенью движение стало регулярным, и на двух ее концах разместились абсолютно одинаковые вокзальные здания.

Ленинградский вокзал, фото 2015 года

Ленинградский вокзал построили в 1844-1849 годах по проекту К.А. Тона и Р.А. Желязевича. Он стал первым вокзалом в Москве.

Место для него нашли не сразу. Сначала хотели поставить здание у Тверской заставы или на Трубной площади, но из-за угрозы пожаров от этой идеи отказались. В итоге остановились на пустыре у Каланчевского поля.

Тон предполагал поставить на северной границе площади здание вокзала, украшенное башней с часами и богатым декором, а по бокам поставить жилые дома и таможню. Но проект немного изменили. На первом этаже здания вокзала устроили просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором — служебные квартиры для начальников и специалистов. Внутренняя отделка была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины в ватерклозетах. А отделка императорских покоев была шикарной: генерал Крафт распорядился поставить массивные дубовые двери, а граф Клейнмихель — шкафы с зеркальными стеклами.

Николаевский вокзал

Дорога Петербург—Москва была самой длинной в мире двухпутной дорогой. После строительства ее и вокзал назвали в память инициатора постройки Николаевскими.

В советское время Николаевский вокзал переименовали в Октябрьский. В 1934 году его переоборудовали: расширили билетные кассы, устроили справочное бюро, почту, телеграф, сберкассу, комнату для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях оборудовали комнату матери и ребенка. В 1937 году у вокзала появилось новое имя — Ленинградский

На площади между Ленинградским и Ярославским вокзалами в 2011 году устроили сквер с фонтаном и скульптурой Георгия Победоносца. Там же можно увидеть бюст архитектора Тона и памятные доски создателям железной дороги на фасаде.

Говорят, что. . царственные персоны побоялись ехать в первом поезде и отправили опробовать дорогу солдат Семеновского и Преображенского полков. Но на самом деле первыми испытателями стали сами инженеры-строители .

Читайте также: