Сообщение про криминальную субкультуру

Обновлено: 30.06.2024

Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений.

Поэтому многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство. Все это активно криминализирует подростковую среду, однако затрагивает отнюдь не всех несовершеннолетних.

Основная часть преступлений (70–75 %), всегда носила преимущественно групповой характер, что объясняется прежде всего их возрастными особенностями, психологической неустойчивостью и небольшим жизненным опытом, в том числе преступным. Для того чтобы решиться на совершение преступления в одиночку, человек должен обладать какими-то умениями, знаниями, навыками, особенно если преступление сложное и поэтому заранее планируется и подготавливается. Большинство подростков их не имеет и вынуждено прибегать к помощи других, как правило, своих сверстников.

Т.к. попытки объяснить подростковую преступность предпринимаются в рамках теории субкультуры, то рассмотрим криминальную субкультуру как объективную реальность.

Формальная (официальная) структура призвана помочь подростку или юноше получить среднее образование, выбрать профессию и овладеть ею, подготовиться к трудовой жизни. По существу оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.

Но во всех случаях, если то или иное объединение молодежи перерастает в криминальное или сразу возникает как таковое, то в нем коренным образом изменяются нормы, ценности и установки нормальной молодежной субкультуры. Криминальные группы возникают на базе неформальных объединений по-разному. Иногда некриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные.

Это в значительной мере зависит от состава групп и сложившейся там ситуации. Бывает так, что стихийно сложившаяся группа перерастает в криминальную под давлением лидера. Бывает, что сам криминальный лидер ищет себе соратников для совершения преступления и формирует такую группу. Возникают и такие ситуации, когда устойчивая и криминальная группа превращается в своеобразный филиал преступной шайки (банды, мафии) из числа взрослых, связанных с коррумпированными верхами в правоохранительных, государственных органах.

Таким образом, в официальной системе отношений нельзя отождествлять подростково-юношескую (молодежную) и криминальную субкультуру, хотя, отдельные ее элементы, обусловленные возрастными особенностями, внешне могут быть и сходны.

Криминальная субкультура — это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые общественным требованиям правила поведения, традиции и ценности. Назовем важнейшие характеристики криминальной субкультуры.

Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия.

Криминальная субкультура является основным механизмом криминализации молодежной среды. Ее социальная вредность заключается в том, что она служит механизмом сплочения преступных групп, затрудняет, искажает или блокирует процесс социализации личности, а также стимулирует криминальное поведение подростков и юношей. Субкультура, имея агрессивный характер, становится связующим звеном первичной и рецидивной преступности, социально-психологическим механизмом ее эскалации.

Провести исследование в преступной группе, пока она на свободе, невозможно. Поэтому оно всегда осуществляется ретроспективно, т.е. когда группа уже арестована, находится в следственном изоляторе или приемнике-распределителе. А это приводит не к объективной оценке группы, а к переоценке своей позиции каждым ее членом. Помня о том, что грань между криминальной субкультурой и возрастными проявлениями несовершеннолетних весьма гибка и подвижна, целесообразно разработать комплекс превентивных мер и быть готовым к их применению.

Итак, под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей.

Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения. Её социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности.

Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни внося в них определенный порядок. В ней отчетливо прослеживается:

Резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры:

-внутренняя связь с уголовными традициями;

-скрытность от непосвященных;

-наличие набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов;

-обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;

-неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;

-поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

-поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

Привлекательность криминальной субкультуры состоит в том, что её ценности формируются с учетом факторов:

-наличие широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших в человека в обществе;

-сам процесс криминальной деятельности, включающий в себя риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности;

-снятие всех моральных ограничений;

-отсутствие запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную.

Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Криминальная субкультура имеет множество признаков деструктивной секты.

Мы, как обыватели, не знаем о существовании методов влияния на группы людей и отдельную личность. Мы не знаем о том, как сами создаем иллюзии, в которые охотно верим. Не знаем, что внутри нас всегда гнездится страх, навязанный нам извне. Не знаем, что в определенных ситуациях мы становимся очень внушаемыми. Не знаем о нашей склонности идти за харизматическими лидерами, и искать избавления от стресса в групповой сплоченности и коллективной вере.

Мы не знаем о техниках модификации поведения, групповом конформизме, склонности подчиняться авторитету, когнитивном диссонансе и инстинктивно-приматологическом желании людей объединяться в группы. Мы не знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания.

Не знаем о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым можно внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что манипулируя неудовлетворенностью людей, потерей ценностей и потребностью что-то изменить, их могут превратить в фанатиков.

Неизбежные приметы приобщения к деструктивной секте — это стирание личной истории, потеря индивидуальности и полное обезличивание.

Чаще всего люди вступают в харизматические группы в период сильного стресса - когда испытывают хроническую неудовлетворенность, переживают кризис отношений или ощущают, что не могут себя реализовать.

Явным показателем того, что идеалы группы заслуживают доверия, служит приход новых членов, поэтому многие группы ведут политику агрессивной вербовки.

Лидеру удается создать закрытую систему. Эта система успешно затягивает членов в глубокую воронку социального контроля, который требует абсолютной преданности и отказа от обычных социальных норм.

В деструктивных сектах широко практикуется обман, фальсификация и запугивание. Это позволяет поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами и поведением последователей, реформировать их сознание. В деструктивной секте нарушаются права человека.

Активно воздействуя на сознание и подсознание людей с помощью ряда специальных техник, им прививаются фобии и зависимости, лишающие последователей возможности покинуть секту.

Когда люди вступают в харизматическую группу, они избавляются от стресса, причем, чем ближе они ощущают себя к группе, тем сильнее эффект облегчения и тем меньше стресс, который они испытывали до вступления в группу. Отдаляясь от группы, они снова начинают чувствовать себя несчастными и состояние стресса возвращается.

Несмотря на пугающую информацию о деструктивных сектах и потенциальную возможность стать пленником одной из них, мы сохраняем полное спокойствие и уверены, что именно нас никто никогда не завербует.

Это происходит потому, что: во-первых, в нашем сознании укоренилось традиционное представление, что человек — существо разумное, мыслящее, ответственное и сознательно контролирующее собственные действия. С одной стороны, такое мировоззрение отвергает возможность манипуляции сознанием разумного человека и его принудительной психической обработки, но, с другой стороны, оно служит ограничителем, который не позволяет исследовать реальность этих феноменов.

В деструктивной секте к новичкам активно применяются техники модификации поведения. Изменяя их поведение, секта изменяет их установки. Происходит психологическое перепрограммирование человека, реформирование его сознания и рождение новой личности. В частности, для этого используются такие основные приемы, как контроль поведения, контроль мыслей, контроль эмоций и контроль поступающей информации.

Методы обращения в коммунистичекую идеологию, применяемую в Китае в пятидесятые годы, использовали соответствующую технологию обработки сознания.

Эта технология включала в себя специальные приемы воздействия (в том числе и создание благоприятных условий для такого воздействия) для насаждения нужных взглядов. В элементах данной технологии не было ничего мистического — просто хорошее знание человеческой психологии.

1. Коммуникационный контроль;

2. Манипуляция чувствами;

4. Культ исповеди;

6. Лингвистическое моделирование реальности;

7. Доминирование доктрины над личностью;

8. Право на жизнь и право на смерть.

А в общем криминальная субкультура, как и преступность имеет множество причин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов не только в молодежной среде, но и в духовной сфере общества в целом.

Это отрывок из книги „ Криминологический анализ причин преступности несовершеннолетних ”
коллеги Виталия Костина.

Мы в соцсетях

Щелкните по картинке для перехода в раздел

проект

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Видеоконсультации для родителей

видеотека

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Профилактика коронавируса

вирусы

Щелкните по картинке для перехода в раздел

Региональная консультативная служба

Региональная консультативная служба

Профилактика

Интерактив

телефон доверия

Щелкните по картинке для получения подробной информации

Полезная информация

Тебе помогут в Тамбове

Уполномоченный по правам ребенка Тамбовской области Евгений Леонтьевич Таможник г.Тамбов, ул.Советская, 106 А, оф. 206

8 (4752) 72 65 44

Отдел охраны прав детства управления образования и науки области Варкова Людмила Викторовна

Криминальная субкультура и ее становление.Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является субкультура.

Криминальная субкультура — это духовная жизнь граждан криминальной направленности.

Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.

Криминальная субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения.

Но главная ее опасность в том, что она:

1) искажает общественное сознание,

2) трансформирует преступный опыт,

3) расшатывает добропорядочность населения,

4) блокирует процесс социализации молодежи,

5) формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога),

6) создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот,

7) осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании.

Другими словами, криминальная субкультура является основным механизмом криминализации общностей и прежде всего молодежной среды.

Говоря об истоках криминальной субкультуры, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические факторы, в частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты.

Основные элементы криминальной субкультуры.

Центральным элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система неписаных социальных ценностей и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений.

Среди социальных ценностей следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово и другие нравственные ценности.

Для реализации социальных ценностей, их поддержки и наказания виновных в преступной среде вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения.

Их основная функция — регулировать взаимоотношения и поведение представителей криминального сообщества.

Криминальные нормы — это важнейший элемент субкультуры. Они регулируют все сферы жизнедеятельности криминального сообщества:

социальный статус его членов и их права;

отношение к правоохранительным органам и администрации исправительных учреждений;

поведение в местах лишения свободы и в быту;

отношение к труду;

порядок разрешения межличностных конфликтов;

В качестве механизма поддержания криминальных норм существует система санкцийпо отношению к лицам, допускающим их нарушение.

Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает стратификация, т.е. деление людей на условные иерархические группы в зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде.

Стратификацию криминального сообщества можно сравнить с разделением общества на социальные группы. Наиболее отчетливо стратификация криминальной среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется и после освобождения из мест лишения свободы:

1. Лидерыкриминальной среды и их последователи (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности).

3. Актив представители данной группы нарушают одну из главных криминальных заповедей — не сотрудничать с администрацией. Поэтому в социальной среде осужденных они не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Но их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться.

4. Отверженные осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется и администрацией учреждения.

Эта группа не однородна:

склонные к мужеложеству;

изгнанные из более высокой страты и т.п.

Среди молодежи, несовершеннолетних иерархия страт носит еще более дифференцированный характер.

Один из специалистов по изучению криминальной субкультуры молодежи В.Ф. Пирожков отмечает, что стратификация налагает существенный отпечаток на психологию личности и обладает рядом свойств:

ролевыми предписаниями и экспектацией (ожиданиями) в зависимости от принадлежности к той или иной страте;

автономностью функционирования каждой страты, невозможностью, запретом дружеских контактов между представителями нижних страт;

относительной устойчивостью криминального статуса;

субординацией межличностных отношений между представителями различных страт;

Специфическим элементом криминальной субкультуры выступает криминальное общение и, в частности, такие средства, как жаргон, клички, татуировки.

Жаргон это условный язык. Главная его функция — скрыть для окружающих смысл передаваемой информации.

Клички это персонифицированная форма жаргонного обращения к представителям криминального сообщества.

Зная кличку, можно более оперативно найти нужного человека и составить его предполагаемый психологический портрет.

Если жаргон, кличка — это вербальные атрибуты общения в криминальной среде, то татуировка знаковое, невербальное средство передачи информации.

Можно выделить следующие типы татуировок, указывающие на:

1) принадлежность личности к той или иной страте:

а) авторитетные — крест на груди, один или два погона (эполет);

восьмиконечная звезда на груди (вор-рецидивист);

перстень с пиковой мастью и др.;

точка на носу — доносчик, осведомитель;

в) нейтральные: мужицкий перстень (ромб с вертикальной чертой в середине);

2) характер совершенного преступления:

а) преступники сексуально-эротической ориентации:

бюсты женщин, голые женщины, половые органы, циничные надписи. Они наносятся, как правило, на закрытых участках тела;

б) судимые за кражу, карманники:

крестовая масть в виде перстня на пальце и других частях тела;

в) судимые за грабеж: перстень с изображением Андреевского креста на черном фоне;

3) агрессивный характер личности или совершение насильственных преступлений: изображение зверей с оскалом, гладиаторов, скелетов, гробов, черепов, кинжалов с пронзенными погонами, сердцем и др.

На основе татуировок можно получить информацию о количестве судимостей, отбытом сроке в местах лишения свободы и месте отбывания наказания.

Криминальное общениехарактеризуется и специфическими способами передачи информации.

Важным элементом субкультуры является досуг членов криминального сообщества.

В процессе досуга решаются такие задачи, как релаксация членов сообщества (снятие эмоционального напряжения после проведения различных криминальных операций), неофициальное знакомство, встречи с представителями других криминальных структур и даже обсуждение различных криминальных проблем.

Работники досуговых заведений, в том числе сотрудники охраны, если и не входят в преступное сообщество, вынуждены общаться с криминальными элементами, соблюдать определенный нейтралитет.

При этом срабатывает ряд психологических эффектов.

Престижный эффект получение удовлетворения от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели или ценности социальной группы, к которой принадлежит или причисляет себя субъект (в данном случае к криминальной общности).

Эффект усиления позиции удовлетворение от информации, поддерживающей его мнение по какому-либо сложному вопросу.

Эмоциональный эффект удовлетворение от получаемой эмоциональной разрядки.

Классическими формами проведения досуга криминальных элементов осталась картежная игра,обильное употреблениеспиртных напитков, общение с проститутками, озорное,а то ибуйное поведение.

Завершая краткое изложение психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры, важно остановиться и на таком феномене, как интеграция криминальной среды, т.е. стремление к объединению, к сплочению.

Криминальная среда стремится к объединению и координации своих действий.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Криминальная субкультура — духовные и материальные ценности (культура), которые регламентируют и упорядочивают образ жизни, поведение и преступную деятельность криминальных (преступных) сообществ. Это способствует сплоченности, организованности, криминальной активности, а также преемственности новых поколений.

В основе криминальной субкультуры лежат определенные традиции, правила, нормы и ритуалы, которые противоречат законопослушному обществу, оправдывают и поощряют преступный образ жизни, а также и совершение преступлений [1] [2] . Достаточно специфический смысл в криминальной среде приобретают такие качества, как порядочность, честность, благородство, свобода, ответственность за данное слово и семья [2] . При этом, криминальная субкультура вторгается в официальную культуру, взламывая ее, обесценивая ее ценности и нормы, внедряя в нее свои правила и атрибутику [1] : отдельные составляющие криминальной субкультуры, такие, как жаргон, татуировки, язык жестов, воровской шансон и т. д. стали стремительно переплетаться с культурой, обыденной речью и образом жизни вполне добропорядочных граждан [3] .

Читайте также: