Сообщение про известного скульптора вучетича

Обновлено: 05.07.2024

А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.


И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.

Майор Вучетич



Gavrilov S.A Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области. 1946


В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. Одна из лучших послевоенных работ — памятник Генералу Ефремову в Вязьме. Генерал Ефремов — личность легендарная: он командовал 33-ей армией, сражавшейся в районе Нарофоминска. В феврале 1942 года армия попала в окружение. Во время тяжелейшего прорыва раненный генерал, не желая сдаваться в плен, застрелился. По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями. Созданного на переднем фоне памятника раненного солдата скульптор ваял с себя, срисовывая свой портрет в зеркале.

Ivan Narmanev Памятник гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках. 1954

Впрочем и до окончания войны Вучетич успел поработать — создать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.



Евгений Вучетич

Вопрос о памятнике Победы решался в 1944 году. Именно тогда скульптор был приглашен к Сталину.


Весь свой дальнейший труд скульптор посвящает воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью: как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым, скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.


История создание мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде не менее интереса.

Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный. Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны…


Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии.


Скульптурная композиция в центре Зала Воинской Славы: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни

Мемориал героям Сталинградской битвы был открыт в октябре 1967 года. А 12 апреля 1974 года прославленного скульптора не стало.



Скульптор Евгений Вучетич… Это имя создателя великих монументов, сохранившихся, несмотря на десятилетия. Это имя одаренного ваятеля, чьи скульптуры имеют огромное символическое значение. Это имя человека с ярким талантом и необычной судьбой.

скульптор вучетич евгений викторович

Интересно, что скульптор Вучетич, биография которого интересует многих современных любителей пластического искусства, при жизни не пользовался всеобщей популярностью и славой. Почему-то он находился в тени - в тени своих шикарных монументов и грандиозных изваяний, которые пользовались неимоверным народным признанием и любовью.

Примечательно также, что при жизни скульптор Вучетич несколько раз подвергался незаслуженной критике со стороны видных мастеров того времени. Они обвиняли Евгения Викторовича в приверженности монументальности и всеобъемлемости, за которыми, как казалось некоторым, он прятал свою бездарность. Однако эти обвинения были беспочвенными.

Скульптор Вучетич, работы которого действительно колоссальны, создавал свои творения для крупных постаментов и возвышений, чтобы они были видны издалека, чтобы надолго запечатлевались в памяти и сердце. Вполне объяснимое явление. Поэтому многие памятники скульптора Вучетича обладают непревзойденной мощью, основательностью и величием.

Давайте же познакомимся с ними поближе. Но вначале узнаем немного о жизни и творчестве их создателя.

Детство

Будущий скульптор Евгений Вучетич родился зимой 1908 года в семье образованных интеллигентов. Мать – учительница, француженка по происхождению, отец – инженер, в Гражданскую войну примеривший на себя чин белогвардейского офицера.

Хотя Женя родился в Екатеринославе (ныне – Днепр, Украина), раннее детство он провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.

вучетич скульптор биография

С самого детства в мальчике проявлялся неукротимый талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что было под рукой – из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.

Молодость

Евгений Вучетич – скульптор образованный и просвещенный. В согласии со своим призванием, в возрасте восемнадцати лет он поступил в местную художественную школу, где обучался у талантливых и добросовестных педагогов, таких как Чиненов и Мухин. Они первые рассмотрели в одаренном студенте задатки будущего монументалиста, они первые привили ему любовь к сложной кропотливой работе ваятеля, познакомили с реалистическим искусством, научили упорно и настойчиво идти к поставленной цели.

Благодаря этим наставникам Вучетич начал творить легко и с увлечением. Он не довольствовался лишь работой по школьной программе. Часто талантливый молодой человек посещал учителей на дому, оттачивая свое мастерство, улучшая технику и сноровку.

Тематика

Уже в тот ранний период своего творчества Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения Вучетич наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях.

Дипломная работа талантливого студента являла собой статую матроса, целящегося в неприятеля. И хотя фигура была выполнена незрело и наивно, все же она поражала своей искренностью и напряженностью. В дальнейшем скульптура была приобретена музеем Северного Кавказа.

Начало карьеры

После обучения в школе молодой Евгений поступил в Ленинградский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических памятников скульптуры и архитектуры.

В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся.

вучетич скульптор вон освободитель

В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.

Архитекторы-наставники

В этот период Евгений знакомится со знаменитыми советскими архитекторами, такими как Гельфрейх и Щуко, которые оказали неоценимое влияние на его творчество. В этом неоднократно признавался сам ваятель. Например, мемуары скульптора Вучетича сообщают, что многие знания, пригодившиеся в дальнейшей деятельности, он почерпнул именно от архитекторов, которые помогли ему увидеть весь масштаб и всю виртуозность художественной работы.

Переезд

В возрасте двадцати семи лет молодой скульптор Вучетич Евгений Викторович переехал в столицу Советской России, где перед ним открылись новые просторы для творчества.

Ваятель начинает участвовать в международных конкурсах и выставках, трудиться во всевозможных художественных организациях, создавать проекты различных памятников и работать по оформлению строительства таких знаменитых объектов, как гостиница “Москва” и Государственная библиотека имени Ленина.

К данному периоду творческой деятельности Вучетича относятся его знаменитые скульптуры “Климент Ворошилов верхом” и “Партизанка”. Сколько огня, отваги и внутренней силы исходит от этих рельефных изваяний! Неудивительно, что работы были представлены на Парижской выставке, где получили должное одобрение и похвалу.

К началу 1940-х мастер начинает трудиться как портретист. Его скульптурные бюсты Бабенчикова, Гельфрейха и Сперанского поражают индивидуальным стилем и схожестью с оригиналами. Правда, многие работы недостаточно психологически насыщенны. В довоенный период Вучетич-скульптор делал упор в своем мастерстве не на передаче эмоционального или внутреннего состояния объекта, а на внешнем соответствии и тождественности.

Великая Отечественная война

В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком.

скульптор вучетич семья

Уже через год он получил звание капитана, однако позднее был сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного.

То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.

Военные портреты

Теперь, как никогда, Евгений Викторович начинает воспевать в своих произведениях мужественных и сильных людей, презирающих собственную боль и смерть, отважно идущих на подвиг ради других.

В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев. Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других.

К исполнению работ мастер относится ответственно и трепетно. Прежде чем встретиться с доблестным натурщиком, Евгений Викторович старался узнать о нем как можно больше, чтобы личное свидание помогло закрепить созданный образ.

Когда же речь шла о портретах погибших полководцев, то старательный скульптор изучал не только весь доступный документальный материал, но и общался с родными и сослуживцами героя, старясь воссоздать его образ как можно ярче и точнее.

Военные монументы

Наряду с созданием небольших творений, знаменитый скульптор начинает работать над грандиозными монументами в честь бесстрашных защитников Родины.

Здесь необходимо упомянуть о самой яркой работе Вучетича-скульптора - “Воине-освободителе”. Памятник, который создавался на протяжении трех лет, находится в Берлине с 1949 года и считается настоящим символом доблести, мира и победы над фашизмом.

вучетич скульптор

Памятник выполнен из бронзы и гранита и представляет собой двенадцатиметровый монумент весом семьдесят тонн. Центром композиции является фигура советского рядового, попирающего ногами фашистскую свастику, что символизирует окончательное поражение нацистских идей. Обе руки солдата заняты – в правой он держит опущенный меч, а левой прижимает к груди спасенную им девочку – ребенка, рожденного на земле врага.

Композиция впечатляет своей мощью и грандиозностью, а также серьезностью заложенных в ней истин.

Еще одним интересным творением Вучетича является памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы”, композиционным центром которого является скульптура “Родина-мать зовет!”

Родина-мать

Данная статуя является девятой по высоте статуей во всем мире. Ее высота – восемьдесят семь метров, а масса – восемь тысяч тонн.

скульптор евгений вучетич

Скульптура полая внутри, состоит из предварительно напряженного железобетона.

Работа над монументом длилась на протяжении семи лет. На момент установки это была самая высокая в мире статуя.

Памятник изображает собой женщину в развевающихся одеждах, с поднятым вверх мечом в правой руке. Это - аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей на борьбу с народными угнетателями.

По официальным данным, жена скульптора Вучетича позировала ему при создании скульптуры. Сам ваятель называл свое произведение не иначе как именем жены.

Однако это не слишком правдоподобная информация. Внешне памятник не похож на супругу Евгения Викторовича, а силуэт (или фигура) железобетонной красавицы очень напоминает телосложение одной советской спортсменки - дискоболки Нины Думбадзе.

Сейчас существует несколько версий того, кто мог позировать Вучетичу в качестве натурщицы. Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера.

Как бы там ни было, скульптура “Родина-мать зовет!” поражает своей внутренней силой и энергией. Она не пассивна и отчужденна, нет. Она движется, горит, она призывает и ждет.

Статуя мира

Еще одной известной скульптурой Вучетича является статуя “Перекуем мечи на орала”, несущая в себе идею всемирного мира и согласия. Памятник возведен в Нью-Йорке, в 1957 году, напротив центрального входа в здание Организации Объединенных Наций.

мемуары скульптора вучетича

Монумент основан на библейских цитатах и представляет собой крепкого мускулистого мужчину, который с неимоверным физическим усилием разбивает меч, чтобы переделать его на орудие труда. Мощь и страстность фигуры переданы в каждом напряженном мускуле атлета. Все говорит о том, что он не хочет войны, а добивается мира.

Личная жизнь

Скульптор Вучетич, семья и личная жизнь которого долгое время были скрыты от посторонних глаз, был женат трижды и имел пятерых детей, трое из которых были внебрачными.

Первая супруга Евгения Викторовича умерла рано, оставив скорбящему вдовцу двоих сыновей. Далее последовал непродолжительный брак с красавицей-искусствоведом, несколько романтических увлечений и страстных свиданий, преимущественно с натурщицами. Дети, которые родились у скульптора без заключения брака, являлись плодами искренней и глубокой любви. На протяжении многих лет он заботился о них и помогал им.

Третья жена Вучетича - Покровская Вера Владимировна - стала его настоящей подругой и союзницей. Она поддерживала ваятеля в его творческих исканиях, хвалила и ободряла. Именно она была с Евгением Викторовичем до конца его дней.

Умер великий скульптор в возрасте шестидесяти пяти лет.

Награды

За свой немалый вклад в российское искусство, за создание прекрасных, поистине грандиозных монументов, за всемирное признание и известность Вучетич Евгений Викторович был пять раз награжден Сталинской премией и два раза – орденами Ленина, был удостоен звания Героя Социалистического Труда и Народного художника СССР, а также одарен Ленинской премией и Орденом Отечественной войны.

Признание

В память о заслугах Вучетича благодарные потомки назвали его именем одну из московских улиц и одну из днепровских площадей, а также установили в его честь мемориальную доску и памятник-бюст.

Источник: Русская Народная Линия
Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Монументальный гений Евгения Вучетича


Е.В. Вучетич. Памятник-ансамбль Мамаев курган

Монументальный гений Евгения Вучетича

Берлин. Трептов-парк. Памятник советскому воину-победителю

Монументальный гений Евгения Вучетича

Е.В. Вучетич. Перекуём мечи на орала

Эта немного необычная (хоть родственная) для русского уха фамилия, Вучетич, получена прославленным скульптором от отца — черногорца, принимавшего участие в Гражданской войне на Белой стороне. Матерью его была Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 г. в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине.

Монументальный гений Евгения Вучетича

Евгений Викторович Вучетич — советский скульптор, народный художник СССР

Монументальный гений Евгения Вучетича

Е.В. Вучетич. Памятник Н.Ф. Ватутину в Киеве

Монументальный гений Евгения Вучетича

Е.В. Вучетич. Москва. Памятник Ф.Э.Дзержинскому на новом месте

Не остались в стороне от внимания художника и образы деятелей отечественной культуры. В частности, в городе Белинский Пензенской области и в самой Пензе установлены памятники критику В. Г. Белинскому, а на Новодевичьем кладбище в Москве есть выполненные Е. В. Вучетичем надгробья писателю Ф. В. Гладкову и живописцу А. М. Герасимову. Давайте посмотрим на самые главные шедевры Е. Вучетича, остающиеся важными узлами, неотменимой частью нашей национальной памяти.

Берлинский освободитель

Монументальный гений Евгения Вучетича

Мемориал в Трептов-парке, Берлин

Родина-мать на Мамаевом кургане и памятник в Калаче

Монументальный гений Евгения Вучетича

Волгоград. Памятник-ансамбль Мамаев курган

Монументальный гений Евгения Вучетича

Волгоград. Памятник-ансамбль Мамаев курган

Монументальный гений Евгения Вучетича

Калач-Советский. Памятник на месте встречи воинов Юго-Западного и Донского фронтов, замкнувших кольцо окружения гитлеровских войск

Памятники в Киеве Вспомним и о двух работах Вучетича на его родине, Украине. Обе установлены в Киеве. И если памятник генералу Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков, создавал сам мастер в 1948 г. (еще до создания своих главных шедевров), то 102-метровую монументальную фигуру женщины, возвышающуюся на днепровских склонах, возводили по сильно видоизмененному проекту Вучетича и уже после его кончины в Москве 12 апреля 1974 г.

Монументальный гений Евгения Вучетича

Киев. Памятник Родине-матери

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Монументализм в скульптуре: исполнилось 110 лет со дня рождения Евгения Вучетича

Исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося скульптора-монументалиста Евгения Вучетича. Он хорошо известен не только в России и странах бывшего СССР, но и за рубежом.

Исчезнувший горельеф

Площадь горельефа — 90 квадратных метров, на нем изображено более 1500 человек. Много споров вызывала глубина рельефа. Говорили, что она составляет от двух до шести метров, хотя на самом деле всего 62 сантиметра.

Призванный превознести славу народа-победителя под предводительством Сталина, после смерти вождя горельеф стал идеологически неуместным. Вскоре после повторного открытия выставки в 1954 году произведение признали стилистически устаревшим. В конце 1960-х годов его перестали экспонировать, а в 1990-е годы и вовсе зашили фанерой. Несмотря на то что знатоки и историки ВДНХ знали о существовании горельефа, его открытие во время реставрации в 2014 году стало настоящим событием. Сейчас восстановительные работы в павильоне продолжаются.


Идея создания памятника Феликсу Дзержинскому появилась в середине 1930-х годов, когда на Лубянской площади организовали круговое движение транспорта. Конкурс объявили в 1940 году. Среди участников была и знаменитая Вера Мухина. Победителем стала Сарра Лебедева, но реализации ее проекта помешала Великая Отечественная война. В конце 1950-х годов памятник создали Евгений Вучетич и архитектор Григорий Захаров.

Бронзовый памятник открыли в 1958 году. Его установили перед зданием Комитета госбезопасности СССР на площади Дзержинского (сейчас — Лубянская площадь). Памятник располагался на том месте, где прежде бил водоразборный фонтан Мытищинского водопровода (работа скульптора Ивана Витали).

Фонтан демонтировали в 1934 году во время строительства метро и переместили во внутренний двор Александрийского дворца Нескучного сада (сейчас там размещается президиум Российской академии наук). Фонтан существует до сих пор, но не работает.


Институт благородных девиц и бюст Михаила Фрунзе

Другая знаменитая работа скульптора — бюст Михаила Фрунзе, еще одного политического деятеля времен Советского Союза, второго комиссара по военным и морским делам. Вместе с Вучетичем над этим произведением тоже работал Григорий Захаров.

Скульптуру установили на площади Коммуны (сейчас — Суворовская площадь) перед главным входом в Центральный дом Советской армии имени М.В. Фрунзе в 1960 году. Михаил Фрунзе представлен в расстегнутой форме и без головного убора. Бюст входит в список объектов культурного наследия регионального значения.

Здание, перед которым установлен монумент, тоже имеет историческую ценность, поскольку оно является центральным корпусом бывшего Екатерининского института, признанным объектом культурного наследия федерального значения. В XVIII веке здесь располагалась загородная усадьба графа Салтыкова. Затем, после смены нескольких хозяев, император Александр I передал его училищу ордена Святой Екатерины — Екатерининскому институту благородных девиц, одному из первых женских учебных заведений в России. После революции здание передали Красной армии. Здесь проводили концерты, вели образовательную и научную работу, устраивали встречи, читали лекции. Сегодня здание по-прежнему считается главным военным учреждением культуры и методическим центром действующей армии.

Читайте также: