Сообщение про хурулы на территории россии

Обновлено: 02.07.2024


Буддизм, возникший в середине I тысячелетия до н.э, в Индии, распространился по разным странам. Сегодня буддийские храмы есть в Японии, Китае, Южной Корее, Тибете, Непале. В Таиланде 31 200 храма, и недавно пресс-служба Главгосэкспертизы рассказывала о самом красивом и знаменитом из них - Ват Арун в Бангкоке. В нашей стране буддизм появился примерно в XVII-XVIII столетиях, когда в состав Российской империи вошли земли, на которых обитали народы монгольского происхождения, калмыки и буряты.

Как и другие культовые сооружения, буддистский храм – это место паломничества и поклонения, здесь же обитают монахи (в этом плане храм не отличается от монастыря). Он представляет собой комплекс из нескольких типов строений, окруженный стеной с мощными воротами: внутреннее пространство должно быть защищено от посторонних звуков, запахов и зрелищ. Здесь – особый мир.

Сам храм – это здание (чаще всего – пагода), в котором люди молятся, медитируют, преклоняются перед Буддой и делают подношения. Часто на территории располагаются сразу несколько храмов. Второй обязательный элемент комплекса – ступа, которых тоже чаще всего несколько. Как правило, ступа – монолитное сооружение, которое изначально играло роль могильного памятника. В ступы помещали пепел, оставшийся после кремации покойника. Постепенно они превратились в реликварии, где содержатся останки выдающихся личностей. Но современные ступы совсем не обязательно должны хранить в себе частичку Будды – более того, таких сооружений в мире очень немного, и каждое из них – великая святыня и место паломничества огромного количества людей.

Сегодняшние ступы – это сооружения, обладающие, с точки зрения буддистов, магической силой добра и помогающие людям внести гармонию в свою жизнь. Ступу следует обходить по кругу – пешком или же простираясь по земле - по направлению движения солнца. Чем больше раз повторится ритуал – тем лучше для кармы. Кроме того, в храмовом комплексе расположены статуи, гонг или колокол, хозяйственные помещения, и обязательно разбит небольшой сад.

Первый буддистский храм в Европейской части России - Дацан Гунзэчойнэй - появился в 1909 году в Санкт-Петербурге. Его проект - в полном соответствии с тибетскими канонами - разработал известный архитектор и искусствовед Гавриил Васильевич Барановский, а деньги на строительство собирали всем буддистским сообществом. Строительством храма, а потом - и его деятельностью руководил лама Агван Доржиев.

Другой российский буддистский храм знаменит тем, что является самым крупным в Европе. Это - Хурул Золотая Обитель Будды Шакьямуни, который построили в Элисте шестнадцать лет назад на месте завода железобетонных конструкций. История храма началась со знаменательного события: в конце 2004 года Далай-Лама XIV посетил столицу Калмыкии и освятил место строительства хурула. Через год сооружение было готово.

Здание состоит из семи уровней, у каждого из которых - свое предназначение. Храм окружают кюрде (молитвенные барабаны), а также бронзовые скульптуры семнадцати пандит - величайших ученых древнего буддийского университета Наланда, действовавшего в V–VII веках в Индии. Стены хурула украшают образы всех четырнадцати Далай-лам, а также истории из жизни Будды, созданные мастерами тибетской школы, которые сохранили древний стиль буддийской живописи — менри. Высота хурула - 63 м, а статуи Будды, которая расположена внутри него, - 9 м.

Среди выдающихся буддийских храмов России нельзя не упомянуть и Иволгинский дацан, основанный в 1945 году в Бурятии. Именно в нем хранится нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири в 1911-1917 годах. 15 июня 1927 года он сказал ученикам, чтобы те навестили его тело через семьдесят пять лет, после чего сел в позу лотоса и велел читать о себе молитву-благопожелание для умершего. Присутствовавшие сначала не решались, и тогда сам Итигэлов начал молитву, а ученики подхватили. Находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушел в нирвану и был похоронен в кедровом кубе. В 1955 году, согласно завещанию Итигэлова, группа лам открыла его саркофаг: тело находилось в неизменном состоянии. Таким же оно остается и сегодня.

В наши дни в России действует около сотни буддистских храмов, многие из которых находятся в аварийном состоянии и нуждаются в восстановлении. В декабре 2020 года эксперты Главгосэкспертизы России рассмотрели и одобрили проектно-сметную документацию на реставрацию Цогчен Дугана Анинского дацана в улусе Алан Хоринского района Республики Бурятия . Это первый в истории российского буддизма семейно-родовой монастырский комплекс, вокруг которого расположено 108 субурганов - хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят. Анинский дацан не имеет аналогов по своей планировочной и композиционно-пространственной структуре, и с 1990-х годов ведется планомерное восстановление этого памятника архитектуры, которому присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.


Возрождение буддизма в России после долгих политических гонений ознаменовалось созданием группы буддологии в БИОН СО РАН, в дальнейшем переименованном Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).

С этого момента в России началось восстановление уцелевших буддийских храмов и постройка новых.

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. В последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других наиболее крупных российских городах, не связанных с традиционными регионами буддизма.

По всей России насчитывается свыше 30 храмов и монастырей, поражающих своей невероятной красотой, к которым так и тянет поломников и туристов со всего света.

Рассмотрим основные из них.

Датой основания дацана считается 1909 год, именно тогда был разработан архитектурный проект и началось строительство храма. В отличие от возводившихся в то время в России деревянных и кирпичных храмов, дацан в Санкт-Петербурге был построен из колотого гранита с витражами, разрисованными самим Николаем Рерихом.

Из-за антирелигиозных гонений ХХ века дацан, как и многие другие был закрыт и здание использовалось на нужды города. Это были долгие и тяжелые годы репрессий и только в 1990 году храм снова открыл свои двери последователям буддизма в России.

Сегодня дацан является крупнейшей буддистской достопримечательностью в Санкт-Петербурге. Здесь проводятся лекции и семинары по буддийской философии, медитативные ретриты, молебены. Многие тибетские и западные учителя приезжают в дацан с целью поделиться своими знаниями, провести учения и ознакомиться с культурой буддизма в России.

Кроме того, храм следует посетить хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть всю красоту восточного колорита, привлечь счастье, покрутив буддийский барабан или познакомиться с астрологами и врачом-тибетологом.


Золотая обитель Будды Шакьямуни


Один из крупнейших храмов в Европе поражает своей красотой и роскошью. Находится он в Калмыкии в центре Элисты.

Здание храма является довольно молодым, датой основания считается 2004 год, хотя официальное открытие состоялось только в конце 2005 года.

В здании хурула расположена девятиметровая статуя Будды, которая является самой большой не только в России, но и в Европе. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами.


Высота этого величественного здания целых 63 метра! Здесь совершаются молебены, праздничные богослужения и ритуалы. Всего здание имеет 7 уровней, на которых расположены музей, библиотека, конференц-залы, молельный зал, комнаты для приема прихожан монахами, врачами тибетской медицины и астрологами, а также резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо.

Но не только внутреннее убранство достойно восхищения. Вокруг здания через каждые 5 метров, в ограде, расположены 108 белоснежных ступ, а на территории храма находятся 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.

Сякюсн-сюме


На окраине Элисты расположился еще один прекрасный храм, который являлся крупнейшим буддийским храмом республики до постройки хурула Золотая обитель Будды Шакьямуни.

Сякюсн-сюме был торжественно открыт в 1996 году, а освящен Его Святейшеством Далай-ламой XIV 1 декабря 2004 года.

Храм построен в тибетском стиле и дополнен скульптурами, резьбой по дереву и культовой символикой. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры. По бокам две лани. На территории храма расположены молитвенные барабаны, сюме, домик для лам и 3 ступы.

Интерьер здания выполнен в соответствии с традиционными буддийскими канонами. В молельном зале расположена большая статуя Будды Шакьямуни высотой – 3,5 м и покрытая сусальным золотом. Вокруг статуи находятся панно с изображениями божеств и монахов.

Также в здании имеются залы для индивидуального приема, комнаты для медитации и библиотека.


Дацан был основан в Забайкальском крае в 1811 году и уже в конце XIX он был известен далеко за пределами края своей медицинской, философской и астрологической школами.

Тогда дацан представлял собой крупный монастырско-образовательный комплекс, в нем существовало 8 храмов, а также были созданы издательство и четыре факультета.

В настоящее время в дацане действует 1 храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.

Ламы дацана - высококвалифицированные специалисты, прошедшие длительное обучение в известных буддийских образовательных учреждениях традиции Гелуг в Монголии, Тибете и Индии.

Хошеутовский хурул, располагающийся на территории Астраханской области, является одним из старейших буддийских храмов не только России, но и Европы. Сегодня он важнейший памятник архитектуры, культуры и религии, переживший множество исторических моментов в истории с момента своего строительства.


История строительства хурула


После окончания войны с Наполеоновской Францией, один из её участников – князь Серебджаб Тюмень организовал строительство Хошеутовского хурула в честь победы над французами. Однако идея постройки хурула на самом деле была за младшим братом Серебджаба – князем Батур Убаши Тюменем. Будучи специалистом в военном ремесле, Батур Убаши не имел в запасе столько средств, чтобы организовать начало строительных работ. Именно в 1812 году по приезду домой Батур Убаши рассказал своему брату Середжабу о своей идее, и тот с удовольствием решил поспособствовать.


За основу строения была взята схема Казанского собора, но нельзя сказать, что это было простое заимствование. Батур Убаши внес значительные коррективы во внешний дизайн будущей постройки, добавив восточные оттенки. Строительство храма началось в 1814 году вблизи села Тюменевка, которое сегодня именуется Речное. Изначально храм рассчитывали построить исключительно за средства Серебджаба Тюменя, однако неравнодушные местные жители на добровольной основе внесли довольно объемные пожертвования, ускорив строительство. Само строительство было завершено предположительно в конце 1818 года.


Дизайн Хошеутовского хурула

Ближе к распаду Советского Союза начались обсуждения по поводу реставрации Хошеутовского хурула. В Калмыцкой АССР, в Элисте после собрания организационного комитета, состоявшегося 23 октября 1990 года в Астраханском музее был утвержден основной объем работ; была определена необходимая смета на реставрацию и подчеркнута значимость данного архитектурного памятника.

Внешнее описание хурула


Постройка вобрал в себя культуры русского и калмыцкого народов, объединив черты, как восточной буддийской архитектуры, так и западноевропейской. Восточные особенности были внесены благодаря буддийскому монаху Гавану Джимбе, который к строительству хурула вернулся из паломничества по восточным странам.


К моменту своего окончательного достраивания весь хурул был соединенным между собой комплексом построек поменьше, который включал в себя основное монастырское здание – молельню с центральной трехярусной пагодой, две галереи и две малые башни, а также несколько хозяйственных построек и брусчатую оградку на кирпичных столбах.


Реставрация Хошеутовского хурула

Буддийские символы в виде субурганов и ганчжиров, вогнутые крыши и общая монументальность строения в дополнении с классической строгостью четко отображают результат синтеза двух разных культур, удачно их совмещая. Желтый цвет стен, зеленые крыши идеально отображают колорит степей, которые окружают комплекс вокруг.

Хошеутовский хурул сегодня


После начала реставрации в 90-х, судьба здания была взята в руки реставраторов и понемногу налаживалась. В декабре 1995 года хурул официально вошел в категорию памятников федерального значения. Однако в связи с тяжелыми событиями на протяжении последних годов двадцатого века был значительно снижен темп реставрации. Только в августе 2004 года данный вопрос вызвал общественный резонанс , после чего в Элисте был созван попечительский совет по восстановлению Хошеутовского хурула. Но на том опять все и приостановилось на неопределенный срок, и только с началом 2009 года начались первые работы. В первую очередь была восстановлена и покрашена вершина основного здания. Ближе к 2011 году вся пагода была отреставрирована и приобрела красочный эстетичный вид.


Хошеутовский хурул в настоящее время

Постепенно, приближаясь к нашим дням, храм стал принимать свой изначальный, хоть и местами измененный, вид. Основное здание получило желтую окраску, были отштукатурены стены храма изнутри. Интересный факт заключается в том, что кирпичи с родовыми знаками остались почти нетронутыми временем. Однако некоторые моменты, связанные с реставрацией, вызывают большие нарекания сегодня. После начала работ в 2009 году были нарушены пропорции крыши, позднее были утрачены некоторые детали архитектурного декора. Но самое больше недовольство среди местных прихожан вызвали не достоверные воспроизведения исторических деталей буддийской символики.

Как добраться до Хошеутовского хурула


Село, в котором он располагается, находится на расстоянии примерно в 140 километрах по дороге и в 100 километрах напрямую от Астрахани. Из самой Астрахани существует несколько частных туристических компаний, которые осуществляют еженедельные рейсы к нему.

Чтобы доехать своим ходом на автомобиле, то придется потратить на дорогу 2-3 часа. Схема маршрута предполагает минование таких сел, как Тулугановка, Новоурусовка, Хошеутово и поселков Аксарайский, Лапас и т.д.

Заключение


В текущем 2018 году Хошеутовский хурул отмечает свой юбилей – 200 лет. Этот важный представитель истории калмыцкого народа, международно признанный архитектуры внес значительный вклад в историю родины калмыцкого народа. Он пережил множество войн, атеистическую советскую эпоху, разруху девяностых и нехватку бюджета на современные реставрации и по сей день привлекает множество туристов, особенно из Элисты и прочих крупных калмыцких городов.


Курганы и духи

На подлете к Элисте в ясный день любого, кто не видел степь прежде, поражает ее масштаб. Огромные пространства почти одинакового цвета словно кровеносными сосудами пересечены оврагами и редкими извилистыми реками. Причем сверху овраги выглядят именно так, как их рисуют на картах местности.

Кроме оврагов, удивительными в первую минуту кажутся почти идеально круглые небольшие возвышенности — курганы. Сглаженные временем, почти неразличимые на земле, с высоты они отчетливо видны. Каждый такой сохранившийся в степи курган — объект поклонения калмыков, место почитания местных духов.

Здесь принято делать возлияния (молоком или водкой) и оставлять подношения: мелкие монеты, конфеты или просто еще несколько камешков. В знак почтения к духам обо трижды обходят по часовой стрелке; примечательно, что такую же почесть калмыки оказывают и буддистским храмам

В степи летом очень жарко, а Элиста — самая настоящая степь. Поэтому комфортнее здесь все-таки весной, когда степь невероятно красиво цветет, или ранней осенью, когда воздух чистый и свежий, как кислородный коктейль.

Золотой Будда





Фигура святого ламы на территории центрального хурула Калмыкии

Фото: Вероника Гудкова

Надо сказать, что и место, где расположен хурул, в советские времена было совсем не священным: там размещался завод железобетонных изделий. Завод снесли и за рекордные девять месяцев закончили строительство храмового комплекса. Место постройки благословил далай-лама, и в 2005 году хурул принял первых молящихся.

Главный храм, под названием Гол-Сюме — это светлое кубическое здание с характерной золоченой крышей с приподнятыми углами. Высота здания 51 метр, не считая семиметрового основания, на которое ведет лестница-каскад фонтанов. Внутри хурула туристам фотографировать запрещено, поэтому гости комплекса снимают живописные красные молельные барабаны — кюрде.

В других религиях верующие молятся сами или заказывают чтение молитв специально обученным людям. В буддизме же можно просто положить возле кюрде подношение, покрутить барабан, внутри которого — тексты молитв, и считать, что молебен состоялся

Хурул окружают беседки-пагоды с фигурами выдающихся лам и святых. Но самая грандиозная статуя — девятиметровое изваяние Будды Шакьямуни. Изваял сидящего Будду в традиционном стиле Заслуженный художник России Владимир Васькин, а мантры, молитвы, благовония и горсти земли из священных мест Калмыкии внутрь покрытой сусальным золотом и задрапированной желтой тканью скульптуры заложили — со всеми положенными ритуалами — местные ламы.

Стены молельного зала сплошь покрыты фресками, содержание которых понятно только тем, кто хотя бы отчасти знаком с постулатами буддизма. Там многое — не то, чем кажется. Скажем, синекожее существо с гневно искаженным лицом, острыми клыками и когтистыми ногами — не злой демон, а напротив — дух, стоящий на защите добра.

На фоне характерных традиционных росписей особенно выделяется фреска с фотографически точно воспроизведенным лицом действующего Далай-ламы XIV Нгагванга Ловзанга Тэнцзина Гьямцхо в его неизменных очках. При этом вся фигура Далай-ламы написана с обычной для фресок степенью условности.

Народ-изгнанник

В музее храма собраны буддистские редкости, фотографии калмыцких святилищ до того, как они были разорены при советской власти, и культовые предметы. Особо почитаются две святыни, которые в советское время хранила у себя простая калмыцкая женщина.

Сосланная во время Великой Отечественной в Сибирь, калмычка работала на лесосплаве. Однажды бревна плота, на котором стояла женщина, разошлись, и она стала тонуть. В последний момент, прежде чем вода захлестнула ее, несчастная выхватила священные предметы из-за пазухи, где постоянно их носила, и бросила на плот. Женщина погибла, а святыни остались целы





Постройка для медитаций на территории Старого хурула Сякюсн-Сюме

Фото: Вероника Гудкова

Рассказ о трагической судьбе калмыцкого народа продолжается в Республиканском музее имени Пальмова: разом и историческом, и краеведческом, и художественном. Следом за залами, в которых рассказывается о национальных героях Великой Отечественной войны (на фронт было призвано около 26 тысяч калмыков), следуют залы, повествующие о массовой депортации. И без того небольшой народ потерял тысячи человек: калмыков везли в неотапливаемых теплушках, впроголодь, отчего погибло много стариков, женщин и детей.

Причиной депортации стало якобы массовое сотрудничество жителей оккупированной нацистами Элисты с захватчиками. Уже в 1956 году это обвинение признали ложным, а народ реабилитировали. Те калмыки, которым удалось выжить, вернулись на родину. В Старом хуруле Сякюсн-Сюме на окраине Элисты мы встретили женщину, которая рассказала, что с момента открытия храма ходит в него молиться в благодарность за то, что ее мать ребенком пережила страшное путешествие в ледяной теплушке.

Тополь с регалиями






Вид на Одинокий тополь от родников

Фото: Вероника Гудкова

Впрочем, большинство посетителей природной достопримечательности приезжают к тополю не лечиться, а помолиться (в 2013 году вокруг дерева возвели ступы и другие буддистские сооружения) или полюбоваться закатом. В ясную погоду с хребта открывается вид на десятки километров, и заката, подобного этому, лично мне никогда видеть не доводилось. Кадры, сделанные на камеру обычного телефона, выглядели как картинка из глянцевого журнала.

Быт кочевых народов — одна из самых туристически привлекательных активностей в Элисте и окрестностях, поэтому знакомить с ним приезжего начинают уже с утра. Для начала — дегустация местной кухни. В Калмыкии действительно невероятно вкусная баранина: она нравится даже тем, кто в обычной жизни ее не любит.

В целом калмыцкая кухня домашняя, без избыточности, излишеств и украшательств. Садясь за калмыцкий стол, нужно быть готовым к размеру порций и просто дегустировать понемногу каждое блюдо — иначе велик риск впасть в обжорство. Самые популярные калмыцкие блюда — это, как и в многих других частях Азии, пельмени (в местном изводе они называются берики) и лапша с острым мясом — хурсн махан.

Есть и деликатес — фаршированный бараниной бараний желудок под названием кюр. По легенде, это блюдо придумали пастухи, укравшие требуху и мясо у хозяина стада, закопавшие желудок под кострищем и таким образом его запекшие

Перед трапезой, во время нее и после гостей поят джомбой — калмыцким чаем. Многие знают его по упоминаниям в эпистолярном наследии Пушкина — но великий поэт джомбу не оценил. Ему куда больше понравились местные женщины, которым он даже посвятил стихи (теперь они выбиты на памятнике Пушкину в центре Элисты). Действительно, напиток из плиточного чая с молоком, мускатным орехом, солью, маслом и обжаренной на курдючном жире мукой скорее похож на суп, чем на напиток, но такая тут традиция.

Читайте также: