Сообщение про город печора

Обновлено: 04.07.2024

Одно из наиболее известных ранних упоминаний об этих местах (1903 г.) – заметка в путевом дневнике знаменитого полярника В. А. Русанова. Он восхитился великолепием крутых берегов и самой реки Печоры и выразил надежду, что уже в скором времени Печора на карте России займет достойное место и здесь будет выстроен современный город, жители которого смогут бесконечно наслаждаться замечательными пейзажами.

Характеристика города Печора

Площадь современного города – чуть менее 30 кв. км, в нем проживают более 40 тыс. человек. На карте Печоры со спутника хорошо видно, что основанный на базе двух отдельных поселений город до сих ор отличается неравномерностью городской застройки (застроено не более 31% земель). Причина – крупная заболоченная низина, расположенная в городской черте – место ежегодных паводковых подтоплений.

До 70-х гг. прошлого века Печора, застраивалась небольшими одно- двухэтажными зданиями, на смену которым затем пришли пятиэтажные и девятиэтажные.

В Печоре есть свой ледовый дворец, спортивная школа и школа искусств, несколько домов культуры, а так же на территории всего района действуют 25 клубов и более 20 библиотек, свой промышленно-экономический техникум, открыт филиал государственного Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций.

География



Бассейн Печоры
Длина — 1809[3] км, площадь бассейна — 322 тыс.[3] км². Берёт начало на Северном Урале, в юго-восточной части Республики Коми, и течёт сперва преимущественно на юго-запад. Высота истока — 630 м над уровнем моря.[источник не указан 675 дней

Примерно в 130 км от устья Печора делится на два рукава — восточный (Большая Печора) и западный (Малая Печора). Ниже, в районе Нарьян-Мара, река образует дельту шириной около 45 км и впадает в Печорскую губу Печорского моря.

Сгонно-нагонные течения распространяются на юг до села Оксина.

Притоки

Основные притоки — Унья, Северная Мылва, Велью, Лемью, Кожва, Лыжа, Ижма, Нерица, Пижма, Цильма, Сула, Боровая (левые); Илыч, Подчерье, Щугор, Уса, Лая, Ёрса, Созьва, Шапкина, Куя (правые).

Печора на карте России: география, природа и климат

Город находится на Печорской низменности (с характерным слабохолмистым рельефом), вдоль правого берега одноименной реки. Он считается одним из наиболее зеленых городов Севера – площадь, занятая растительностью в черте города составляет 28 га.

Климат умеренно-континентальный с холодными зимами (средняя температура воздуха от -15оС до -18оС) и коротким не очень жарким летом (+12оС – +16оС). С середины мая до конца июля – время белых ночей.

Из-за сложного климата условия проживания на территориях размещения города и прилегающих районов приравнены к условиям Крайнего Севера.

Примечания

Маршруты на карте Печоры. Транспортная инфраструктура

В самом городе действуют 6 муниципальных автобусных маршрутов. Их можно найти на карте Печоры с улицами (по Городскому кольцу, от ж.д. вокзала до: горбольницы, аэропорта, поселка Восточный; от горбольницы до: ГРЭС, площади Горького). Проезд из Печоры, в том числе, к поселкам Набережный, Кожва, Изъяю, Озерный, Белый Ю, деревням Бызовая, Усть-Кожва, Медвежская, Конецбор обеспечивают маршрутки.

Население

Численность населения
1959197019792002[10]2009[11]2010[12]2011[13]
34 393↗40 826↗56 409↗66 291↘61 975↘57 364↘57 118
2012[14]2013[15]2014[16]2015[17]2016[18]2017[4]
↘56 139↘55 187↘54 288↘53 484↘52 883↘51 884

Урбанизация
В городских условиях (город Печора, пгт Кожва и Путеец) проживают 84,1 % населения района.

Национальный состав Печоры по переписи 2010 года:[19]

  • Всего — 57364 чел.
  • русские — 40439 чел. (74,7 %),
  • коми — 7155 чел. (13,2 %),
  • украинцы — 3080 чел. (5,7 %)
  • татары — 485 чел. (0,9 %)
  • указавшие национальность — 54171 чел. (100,0 %).

Достопримечательности города Печора

Также в городе находятся памятники:

Здесь же раскинулись парки:

Напоминанием о годах ВОВ стало Место высадки вражеского десанта – 12 бывших военнопленных, прошедших обучение в немецкой разведшколе. Бывшие советские солдаты, попав на свою землю, предпочли сразу сдаться НКВД.

Псково-Печерский монастырь

Годом основания этой достопримечательности, безусловно, самой древней, известной и интересной в Печоре, считается 1473 год — год освещения примитивной, выкопанной в грунте церкви Успения. Достоверных сведений, показывающих, когда именно церковь стала прибежищем уединившихся от мирской жизни монахов, найти пока не удалось. Легенды гласят, что еще с конца XIV века в природной пещере в залежах песчаника укрывались от татаро-монгольского ига бежавшие из других церквей служители. Примечательным нюансом истории этой достопримечательности города Печоры является тот факт, что Псково-Печорская церковь и монастырь ни единого раза за всю длинную историю своего бытия не закрывали дверей. Не помешали их функционированию ни перемена власти, ни обе мировые войны, что является чуть ли не единственным случаем в отношении объектов православия.

Основные улицы Печоры

Главные улицы города хорошо видны на карте Печоры с домами:

Экономика и промышленность Печоры

Кроме того, территория района стала местом прохождения таких крупных нефте- и газопроводов, как Усинск – Ярославль, Усинск – Печора, Ямал – Европа и проч.. На территории города работают 6 крупных кредитных организаций.

Хозяйственное использование



Буксир (в районе города Печоры)
Регулярное судоходство возможно до Троицко-Печорска, весной и осенью — до Усть-Уньи. Морские суда поднимаются вверх по течению до морского порта Нарьян-Мар (110 км от устья).

Развито рыболовство (сёмга, сиговые, ряпушка).

В бассейне Печоры имеются месторождения каменного угля, нефти и газа, золота, марганца, кварца и его разновидностей, титана.

Печора: достопримечательности города

Город Печора, названный по имени реки, на правом берегу которой он построен, находится в северо-восточной части Республики Коми. От него около 600 км до столицы региона Сыктывкара. В районе города расположены месторождения нефти, газа, кирпичных и огнеупорных глин, строительного камня, песка, песчано-гравийных материалов. Печора считается энергетической столицей региона: Печорская ГРЭС вырабатывает треть всей электроэнергии Республики Коми.

Дата основания Печоры: 1940 г.
Население города: 38 229 чел. (2020 г.)
Площадь города: 28,9 км²

Об истории Печоры

В Печорском районе были найдены стоянки древнего человека эры палеолита (древнекаменного века). Приблизительно 25-28 тысяч лет назад в этих местах располагались большие лагеря охотников на мамонтов.

При этом не исключено, что люди жили там и раньше – десятки или даже сотни тысяч лет тому назад. Жили люди на территории этого района и в медно-бронзовом, и в раннем железном веках, и в раннем Средневековье. Вообще, Печорский район очень богат на археологические находки.

Но потом, до середины XVIII века в пределах современного Печорского района не было никаких постоянных поселений. В этих местах лишь кочевали оленеводы – угорские или самодийские племена. Во второй половине XVIII века появились постоянные поселения коми, устьцилемов, староверов.

Через несколько десятилетий город в этих местах действительно возник. Это произошло летом 1940 года, когда в связи со строительством Северо-Печорской железной дороги (1937-1942), в районе нынешнего депо и вокзала ж/д станции Печора начал работать строительный отряд, состоящий по большей части из заключённых ГУЛАГа.

Об истории Печоры

Город Печора, старинное фото

Первые временные жилища (землянки и бараки) были названы посёлком ж/д станции Печора. Тем же летом 1940 г. на реке Печоре построили пристань Канин Нос. Несмотря на трудности военного времени, в конце 1942 года Северо-Печорская магистраль была запущена в эксплуатацию.

Летом 1943-го немцы высадили в районе Печоры десант, с целью взрыва моста через реку. Но диверсионная группа состояла из бывших советских военнопленных. Они саботировали своё задание и добровольно сдались НКВД.

В 1949 году разросшиеся посёлки ж/д станции Печора и пристани Канин Нос слились в один, который получил статус города и районного центра.

К 1991 году население города Печора достигло 66,5 тысяч человек. Однако в 1990-х годах, на фоне общего экономического кризиса в стране, из города начался неудержимый отток населения – люди перебирались в другие, более южные регионы. К 2021 году численность населения Печоры сократилось до 38 тысяч человек.

Печорский историко-краеведческий музей

Печорский историко-краеведческий музей был создан в 1969 году, группой энтузиастов во главе с увлечённым краеведом Петром Ивановичем Терентьевым – коренным печорцем, ветераном войны и труда.

Первыми коллекциями музея стали предметы жизни и быта коми-ижемцев и верхнепечорских коми: оленеводческий комплекс, орудия охоты и рыболовства, традиционные народные костюмы, старинные фотографии.

В 1977 году музей получил статус филиала Коми республиканского краеведческого музея и стал уже не общественным, а государственным. Год от года его экспозиции обновлялись и расширялись. Он постепенно стал важнейшим центром культурной жизни, взял на себя ещё и функции художественного музея, собрал под своей крышей творческое объединение художников и мастеров.

Печорский историко-краеведческий музей

Печорский историко-краеведческий музей

Численность экспонатов этого музея в наше время превысило 120 тысяч единиц хранения. Большой интерес представляют этнографические коллекции Среднего Припечорья; артефакты из Бызовской палеолитической стоянки – кости и бивни мамонтов, орудия труда древних людей; геологические коллекции минералов Приполярного Урала, нумизматическое собрание; старинные книги – рукописные и старопечатные; предметы, быта старообрядцем на Средней Печоре. Много было собрано сотрудниками музея в совместных экспедициях с учёными Коми научного центра.

Не менее интересно на экспозициях, посвящённой землякам – участникам Великой Отечественной войны; истории города, промышленных и транспортных предприятий. По мере закрытия музеев местных предприятий, школ, милиции их экспонаты пополняли фонды историко-краеведческого музея.

Кинотеатр имени Горького и памятник писателю

Скульптура, посвященная знаменитому писателю-пролетарию Максиму Горькому, установлена перед входом в здание кинотеатра города Печоры, так же носящего его громкое имя, и является одной из достопримечательностей города. Скульптура произведена из гранита и размещается на четырехугольном постаменте высотой 3,5 метра.

Кинотеатр имени Горького и памятник писателю

Кинотеатр имени Горького и памятник писателю

6 сентября 1960 года у кинотеатра был установлен памятник Горько

му. 3,5-метровый великий русский писатель стоит в задумчивой позе. Высота всего памятника, вместе с постаментом – семь метров.

Дом культуры железнодорожников

Дом культуры железнодорожников

Дом культуры железнодорожников

Памятник Владимиру Русанову

Памятник полярному исследователю Владимиру Александровичу Русанову с давних пор является визитной карточкой города Печора. Он был установлен в 1967 году. Учёный изображён в полный рост, с устремленным вдаль взглядом, с интересом всматривающийся в берега реки Печоры. На корме, управляя челном, сидит проводник Русанова из местных жителей – Илья Вылко.

Памятник Владимиру Русанову

Памятник Владимиру Русанову

Владимир Александрович Русанов изучал Печорский край в начале ХХ века. Его помощник Илья Константинович Вылко был исследователем своего края и просветителем, зачинателем ненецкой литературы и художником.

Скульптурная композиция, посвящённая всем участникам Великой Отечественной, установлена возле площади Победы, у входа в небольшой городской парк. Памятник был изготовлен на заказ в Харькове к тридцатилетию Победы, в 1975 году. У памятника открыта Аллея Славы, где значатся имена павших печорцев – участников войны, а также были заложены капсулы, в которых хранится земля из городов-героев. Мемориал регулярно реставрируется и благоустраивается.

Памятник С.М. Кирову

Скульптура популярного партийного деятеля раннего СССР была установлена в Печоре в 1964 году, к 30-летию его трагической гибели. В установке памятника принимали деятельное участие курсанты Печорского речного училища, которые оказали большую помощь скульпторам.

Памятник С.М. Кирову

Памятник С.М. Кирову

Статуя Кирове стоит на четырёхгранном постаменте из серого цемента и одета кованой медью. Общая высота памятника – 5,5 метра, высота самой фигуры — 3,5 метров. Киров был умелым оратором, он и в памятнике изображён произносящим речь. Памятник находится под государственной охраной, согласно Постановлению Совета министров Коми АССР. Интересно, что памятник В.И. Ленину в городе Печора до наших дней не дожил: в 1990-е годы он пришёл в ветхое состояние и был демонтирован.

Памятник Вертолет Ми-8

Памятник вертолёту Ми-8 стоит на трёх опорах в сквере неподалёку от Печорского аэропорта. Он был установлен 14 октября 1987 года и посвящается всем авиаторам, помогавшим в освоении Печорского края. Вокруг памятника разбит сквер, установлены скамейки, подведено электричество.

Памятник Вертолет Ми-8

Памятник Вертолет Ми-8

Памятник Трудовой славы геологоразведчиков

Этот памятник в виде буровой вышки посвящён всем тем, кто вложил и продолжает вкладывать свой труд в разведку и добычу угля, нефти и газа в Печорском крае. Когда в 60-х годах здесь был найден газ, открыты Печорское и Печоракожвинское месторождения, городу Печоре выпала важная роль в развитии геологоразведочных работ на обширных территориях.

Памятник Трудовой славы геологоразведчиков

Город Печора стал опорным пунктом для освоения северных природных запасов. В апреле 1964 года в Печоре была создана крупная Печорская геолого-поисковая экспедиция структурного бурения (ПГПЭ). Был взведён и в первую очередь газифицирован целый квартал, где поселились семьи геологов. Именно в этом квартале и установили простой и символичный монумент — макет буровой вышки на постаменте.

Памятник железнодорожникам

Паровоз ЛВ-0478, изготовленный Ворошиловградским паровозостроительным заводом в 1956 году, более двадцати лет трудился на Северной железной дороге. Он перевозил уголь, лес и другие хозяйственные грузы. Паровоз был в 2000 году найден близ станции Ираёль, отреставрирован и установлен как памятник в Печоре. Он напоминает о том, что Печора изначально создавалась как город железнодорожников, и ведёт своё начало с ж/д станции.

Памятник железнодорожникам

Железнодорожный мост через реку Печору

Это главные ворота города и памятник его строителям, большинство из которых были заключёнными ГУЛАГа.

Об огромном стратегическом значении этого моста говорит тот факт, что в июне 1943 года немцы хотели взорвать его. Для этого у Печоры были выброшены парашютисты-подрывники, прошедшие подготовку в абвере. Однако они были бывшими советскими военнопленными и не стали выполнять данного им задания, а пришли с повинной в НКВД.

Железнодорожный мост через реку Печору

Железнодорожный мост через реку Печору

До 1946 года значительная часть Печорского моста была деревянной (сказывалась нехватка металла в 30-40е годы). Но после войны он был обновлён и реконструирован, а в 1954 году принял свой окончательный вид.

Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь

Эта обитель была основана в 1992 году иеромонахом Питиримом (позже Архиепископом Сыктывкарским и Коми-Зырянским). По его словам, над этим местом в небе было чудесное видение иконы Божией Матери Скоропослушницы, которая указала на создание обители. Позже игумен Питирим видел, как Богородица шла по земле возле строящегося в честь иконы храма навстречу крестному ходу. На этом месте по его инициативе был установлен обетный крест и выкопан колодец.

Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь

Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь

Основой для монастыря послужил молитвенный дом, переоборудованный из барака заключённых Печорлага. Он был перестроен, сооружён сестрицкий корпус, колокольня, хозпостройки. Есть действующий храм великомученицы Варвары.

Часовня памяти новомучеников российских

Часовня была открыта в 2009 году, на месте старого кладбища – захоронения заключённых лагеря ГУЛАГа (при лазарете Севпечлага/Печжелдорлага).

Часовня памяти новомучеников российских

Часовня памяти новомучеников российских

Печорская радиолокационная станция (РЛС) входит в систему предупреждения о ракетном нападении и обеспечивает воздушно-космическую безопасность нашей страны.

Географические координаты города — 65°07’с.ш. и 57°07’ в.д. Абсолютные отметки поверхности варьируют от 42 до 64 м. Находится в пределах Печорской низменности. Подстилающая поверхность территории образована водораздельным плато и террасированной долиной реки Печоры. Рельеф обладает всеми морфологическими признаками приречных областей (плоский, слабохолмистый).

В физико-географическом отношении территория города относится к Печорскому равнинному среднетаёжному природно-территориальному комплексу. В районе города выявлены месторождения нефти и газа, а также каменных материалов (кирпичные и огнеупорные глины, строительный камень, песок и песчано-гравийный материал).

В окрестностях города встречаются торфянисто-глеевые подзолы, аллювиальные болотные и лугово-болотные почвы. Растительность представлена луговой и болотной флорой, пойменными, а также берёзовыми, берёзово-еловыми и еловыми лесами.

Город Печора, как и вся Республика Коми, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK/MSD). Смещение относительно UTC составляет +3:00 (MSK, зимнее время) / +4:00 (MSD, летнее время), так как в этом часовом поясе действует переход на летнее время. Печорское время отличается от поясного времени на один час, так как на территории России действует декретное время.

Климат умеренно континентальный с длительной умеренно суровой зимой и коротким прохладным летом с незначительным числом жарких дней. Среднегодовая температура воздуха −2,5 °C. Средняя месячная температура воздуха января −19,3 °C, июля +15,4 °C. Коэффициент континентальности климата 53 %. Средняя дата образования снегового покрова — 26 октября, разрушения — 10 мая. Продолжительность периода с устойчивым снеговым покровом достигает 192 дня, безморозного — 70 дней, активной вегетации — 73 дня. Сумма биологически активных температур выше +10 °C — около 1100 °C. Среднегодовое количество осадков около 580 мм. Зимой преобладает циклональный тип погод, летом — антициклональный. Период белых ночей на широте Печоры продолжается в течение 79 дней с 12 мая по 30 июля.

История г. Печора

Прошло почти 40 лет, и город действительно возник. Летом 1940 года, в связи со строительством Северо-Печорской железной дороги (1937—1942), в районе нынешнего депо и вокзала железнодорожной станции Печора начал работу строительный отряд, состоящий в основном из заключённых ГУЛАГа. Первые временные жилища (землянки и бараки) стали называть посёлком железнодорожной станции Печора. Этим же летом 1940 года на реке Печоре была построена пристань Канин Нос, её первым начальником был назначен Н. А. Богатырёв. В конце 1942 года Северо-Печорская магистраль была сдана в постоянную эксплуатацию. А 18 января 1949 года разросшиеся посёлки железнодорожной станции Печора и пристани Канин Нос были объединены и получили статус города. Этот день считается официальной датой основания Печоры.

В 1990 годы закрылось несколько крупных предприятий. Жители стали активно переезжать в южные территории России. Население города в 1991 году составляло 66,5 тысяч жителей, а по состоянию на 2011 год в городе проживает 48,9 тысяч человек.

В настоящее время градообразующие предприятия Печоры работают более-менее стабильно, а темпы снижения численности населения замедляются. Город начал медленно развиваться. В 2010 году принят генеральный план развития Печоры до 2030 года.

Численность населения

  • 1959 - 30 586
  • 1970 - 37 803
  • 1979 - 56 361
  • 1989 - 64 746
  • 2002 - 48 700
  • 2010 - 45 543
  • 2011 - 48 930

По территории района проходят нефтепровод Усинск — Печора — Ухта — Ярославль, газопроводы Усинск — Печора и Западный Соплеск — Печора, метанолопровод Кожва — Вуктыл, ведётся строительство газопровода Ямал — Европа.

В 2011 году в городе был проведён конкурс на осуществление грузопассажирских перевозок. Конкурс был выигран представителями коммерческих маршрутов. Таким образом, город остался без государственного автотранспорта, что привело к многочисленным нарушениям при осуществлении деятельности пассажирских перевозок.

Транспорт

Водный транспорт

Воздушный транспорт

Вертолёт Ми-8 на постаменте рядом со зданием аэропорта

Аэропорт

Железная дорога

Жилищно-коммунальное хозяйство

Общая площадь городских земель в пределах черты города — 34 кв. км. В городе действуют единые системы отопления, канализации и водоснабжения для промышленных и селитебных зон. Доля застроенных земель в общей площади городских земель составляет 31 %. Площадь зеленых насаждений в пределах застроенной территории равна 28 га, из них 8 га приходится на парк. Территория зеленой зоны вокруг Печоры достигает 9,2 тыс. га, в том числе покрытая лесом — 6,8 тыс. га. Город Печора изначально формировался как два отдельных поселка, возникших при железнодорожной станции и речной пристани. И, несмотря на интенсивную застройку обеих частей города в советский период, Печора до сих пор не представляет из себя единой градостроительной структуры. Природным препятствием для образования единого жилого массива служит заболоченное понижение, которое не позволяет сомкнуться железнодорожной и речной частям города. Часть городских земель попадает в зону паводковых затоплений. В 1950-60-е гг. город застраивался в основном малоэтажными деревянными жилыми домами, в последующие годы — 5- и 9-этажными зданиями в кирпичном и панельном исполнении.

Культура

Образование

Печорское речное училище (с 2006 года филиал Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций) — крупное учебное заведение по подготовке высококлассных специалистов для речного флота, располагающее современной материальной базой. Тысячи выпускников училища работают в 23 бассейнах России и в разных широтах мирового океана.

В системе общего образования действует 8 школ, в том числе одна гимназия.

Известные люди

Религия

Действует Печорский Богородицкий Скоропослушнический монастырь — до 2005 года самый северный женский православный монастырь в мире. В декабре 2006 года был открыт храм Спаса Нерукотворного, его здание находится в процессе строительства.

Административный центр: г. Печора.

Площадь: 28900 кв.км.

Граничащие территории: Ижемский, Интинский, Усинский, Вуктыльский и Сосногорский районы Республики Коми.

Численность населения: 53 400 человек.

Ведущие отрасли: добыча нефти, электроэнергетика.

На территории Печорского района находится одна из древнейших стоянок человека на территории Республики Коми – Бызовая. Здесь в древнекаменном веке (палеолите), 25-28 тыс. лет назад, располагался большой лагерь охотников на мамонта. Вполне возможно, что первые люди появились в пределах нынешнего района и раньше – 36 или даже 100-120 тыс. лет назад, когда двигались на север вдоль Уральских гор в сторону берегов Усы и Адзьвы (где археологи нашли следы их пребывания). Окрестности Бызовой весьма привлекали наших далеких предков. В среднекаменном веке (мезолите), 10-8 тыс. лет назад, в местечке Топыд-Нюр в разные периоды существовало 4 поселения, а рядом с ними – еще одно, Зыбун-Нюр. Жили люди здесь и в медно-бронзовом, в раннем железном веках, в раннем средневековье. Вообще Печорский район богат на археологические находки, относящиеся к III тысячелетию до н.э. – I тыс. н.э. и свидетельствующие, что в те давние времена были обитаемы окрестности нынешних Конецбора, Аранца, Песчанки, Медвежской. Последние по времени предметы, найденные близ Аранца, относятся к первым векам II тысячелетия н.э.

В 1918 г. южная часть совр. Печорского района вошла в Чердынский уезд Пермской губернии, в 1920-1922 гг. – в Троицко-Печорский район Пермской губернии, в 1922 г. – в Усть-Куломский уезд (с 1929 г. – район) Коми автономной области, в 1931 г. – в новый Троицко-Печорский район Коми АО. Север (Усть-Кожвинская волость) в 1921 г. включили в Ижмо-Печорский уезд (с 1929 г. – район) Коми АО, в 1932 г.– в новый Усть-Усинский район. В 1936 г. при создании объединившего несколько уездов Печорского округа с центром в Усть-Усе туда же была передана из Троицко-Печорского и южная часть нынешнего Печорского района.

Достопримечательности

Югыд ва

Палеолитическая стоянка Бызовая

Палеолитическая стоянка Бызовая

Была открыта в 1962 г. Памятник изучался в 1963-1968 гг. учёными Коми филиала Академии Наук СССР - археологом В.И. Канивцом при участии геологов Б.И. Гуслицера и Е.М. Тимофеева. С 1983 г. исследуется П.Ю. Павловым - признанным в российской и мировой науке специалистом по проблемам палеолита Урала и Северо-Востока Европы.

Это одна из древнейших стоянок Европейского Севера. Расположена она на речной террасе в крутой излучине реки Печора. Своё имя получила по названию деревни Бызовая, недалеко от которой располагается.

Это типичное кладбище мамонтов. Культурные остатки, обнаруженные на стоянке Бызовая, представлены специфическим набором каменного инвентаря: в основном это ножи, скребки, скребла, оригинальные крупные изделия для дробления костей. Очень похожие орудия были найдены на памятниках начала верхнего палеолита центральных районов Русской равнины и Центральной Европы (Венгрия, Чехия, Словакия). Скорее всего, первые охотники пришли на берега Печоры из тех мест.

Перечисленные особенности позволяют П.Ю. Павлову сделать вывод об использовании этого естественного кладбища мамонтов первобытными людьми для получения как поделочного материала – бивня, кости, так и для пополнения продовольственных запасов. Вероятно, что это место посещалось людьми регулярно.

Памятник В.А. Русанову

Не меньший интерес представляет и фигура попутчика Русанова – Ильи Константиновича Вылко. Он был исследователем своего края и просветителем, зачинателем ненецкой литературы и художником. Сопровождал Русанова в его экспедиции в 1909-1911 гг.

Железнодорожный мост через реку Печору

Железнодорожный мост через реку Печору

Ворота города и памятник его строителям – заключенным ГУЛАГа, одним из которых был Менахем Бегин (премьер-министр Израиля в 1977-1983 гг., лауреат Нобелевской премии мира 1978 г.).

28 октября 1937 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Одним из самых больших препятствий на пути строителей стала река Печора. Ещё в 1938 году была размечена трасса будущего моста, на подходах к нему вырублена просека, были начаты кессонные работы. Для продвижения на север зимой 1940-1941 гг. в 400 метрах ниже створа моста построили ледовую переправу, которая опиралась на сваи, вбитые в дно реки.

По проекту мост должен был состоять из 8 пролётных строений по 88 м каждое. Большие затруднения вызвала нехватка металла для ферм. Использовали деревянные фермы Гау, сконструированные на Печорском лесокомбинате. В апреле 1942 года все работы по строительству моста по временному варианту были закончены. Летом того же года дорога была сдана во временную эксплуатацию. После длительных испытаний по мосту пошли поезда.

В 1944 году начались работы по замене временных пролётных строений. К этому времени на Котласский мостозавод стала поступать сталь разобранного каркаса Дворца Советов в Москве, которую использовали для изготовления элементов пролётных строений. В 1946 году на мосту через Печору уже не было деревянных конструкций. В 1950 году мост был сдан в постоянную эксплуатацию, однако в середине фарватера Печоры стояли 2 дополнительные опоры, установленные в 1941 году из-за отсутствия проектных ферм. В 1952-1953 годах велись работы по замене четырёх ферм, не соответствующих проектной длине, а в 1954 году по замене двух дефектных. С тех пор реконструкция моста не проводилась, и движение по нему не прерывалось, а силуэт моста стал напомнить поезд, составленный из вагонов разных типов и двух платформ.

Уникальное для Республики Коми сочетание охраняемой природной территории геологического профиля с живописными скалами и близость крупных насёленных пунктов, железных и автомобильных дорог делает возможным использование геологических достопримечательностей в познавательном туризме.

Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь

Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь


Монастырь основан в 1992 году иеромонахом Питиримом (ныне Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский).

Монастырь был основан после того, как в 1992 году над этим местом в небе было чудесное явление иконы Божией Матери Скоропослушницы, указавшей на создание обители. В августе того же года игумен Питирим видел, как Богородица шла по земле возле строящегося в честь иконы храма навстречу крестному ходу. На месте, где ступала Царица небесная, тотчас был установлен обетный крест и выкопан колодец. В феврале 1993 года последовало синодальное благословение на открытие монастыря.

Куда пойти

Официальное открытие музея состоялось 29 июня1975 г. В 1977 г. он получил статус государственного и стал филиалом Коми республиканского историко-краеведческого музея, а в 1993 г. музей приобрел самостоятельность и находится в подчинении муниципалитета

Кинотеатр им. Горького

Интересные факты

Ворота города Печоры и памятник его строителям – заключенным ГУЛАГа – железнодорожный мост через реку Печора. Мост имел огромное стратегическое значение не только в развитии самой Печоры и близлежащих территорий, но и в жизни республики и всей страны в тяжелое военное время. Каждый эшелон с воркутинским и интинским углем, следовавший по мосту через р. Печору, вносил весомый вклад в приближение Победы. Одним из строителей моста, заключенным ГУЛАГа, был Менахем Бегин, премьер-министр Израиля в 1977-1983 гг., лауреат Нобелевской премии мира 1978 г.

Как добраться

BY AIR

There are regular flights from Syktyvkar, the capital of the Republic (UTair Express, Komiaviatrans).

TRAIN

The railway connects cities and towns of Komi and Russia. You can get to Pechora:

from Moscow ― by Moscow – Vorkuta train (travel time ― 40 h)

from Syktyvkar ― by Syktyvkar ― Pechora train (travel time ― 15 h 13 min)

By Syktyvkar ― Vorkuta train (travel time ― 15 h 29 min), etc.

There are three ways to get to Pechora from St. Petersburg, all with a change:

Saint Petersburg ― Ukhta ― Pechora

Saint Petersburg ― Kotlas ― Pechora

St. Petersburg ― Syktyvkar ― Pechora, etc.

(Pechora ― Inta-1 train).

BUS/CAR

The road network is poorly developed. The ice road connects the Pechora Municipal District with the neighboring districts. The bus service is available within the district. Bus service connecting Pechora with Syktyvkar is not available.

You can get to the settlements located along the banks of the Pechora River by water.

Дизайн сайта находится в процессе разработки.
Ваше мнение очень важно для нас.
Перейдите по ссылке,
чтобы оставить отзыв © ГАУ РК Центр информационных технологий


В 1903 году (русский исследователь Арктики), изучавший живописную реку Печора писал в своем дневнике:

Река Печора зимой, берега

Береги реки Печоры

Одноименный город действительно возник почти 40 лет спустя в . Сначала — в качестве поселка при железнодорожной станции Печора (Республика Коми). Первые жители были направлены в эти места специально для строительства северной железной дороги… Затем, уже в , поселение получило статус города. На 2021 год в нем проживает порядка 38 000 человек. Сегодня всем известна именно эта Печора, но в нашей статье речь пойдет о другой — забытой, потерянной, словно никогда не существовавшей, но вполне реальной.

Весеннее половодье на реке Печора

Весеннее половодье Печора

Дело в том, что город с названием Печора был известен картографам еще как минимум в XVI веке. Он — как и современная Печора — стоит на этой же самой реке, только гораздо севернее. Если нынешняя Печора (в Республике Коми) удалена от океана примерно на 300–400 км, то Старая Печора (будем называть это место так, чтобы не путаться) судя по картам, располагалась у самой кромки Северного Ледовитого — а точнее на левом берегу одноименной реки в месте впадения ее в Печорскую губу. Это место находится за полярным кругом (. ) на территории современного автономного округа.

тут описание фото

Река Печора, Архангельский район

Сегодня здесь нет никаких городов нет — вся местность заболочена и как бисером покрыта сотнями озер диаметром от нескольких десятков метров до 2 километров. В настоящее время единственный крупный населенный пункт в низовье Печоры — это город , возникший на месте Белощельского выселка уже в 1929 году. До него от предполагаемого места расположения Старой Печоры километров 70 и расположен он на правом берегу.

Окрестности Нарьян-Мара

, на большинстве известных карт с по мы видим Печеру у кромки Северного Ледовитого Океана (называемого то Скифским моем то ТаРтарским морем) отмеченную именно символом города! рядом с городом Печора отдельно подписана река Печера — то есть аргументы о том, что, мол, надпись Печора обозначает название реки просто несостоятельны. Сама транскрипция варьируется у разных составителей карт, но остается узнаваемой — Pestzora, Pitsora, Putzora и другие похожие.

Карта России, Московии и Тартарии Дженкинсона

Карта России, Московии и Тартарии (Дженкинсон, .)

, по сути два! Один — только что описанная Старая Печора — в устье реки Печора, другой — с похожим названием Pustezora (Пустые озера?) — чуть южнее, в районе некого крупного озера. Они следуют вместе из карты в карту: Печора всегда чуть севернее и ближе к океану, расположена на левом берегу Печеры, Пустезора/Пустозерск — чуть южнее, находится рядом с неким озером на правом берегу реки Печера.

Карта Азии Даниэля Келлера

Карта Азии (Целлариус Феримонтанус/Даниэль Келлер — в другой транскрипции, 1590 г.)

Карта Азии Меркатора 1595 года

Карта Азии (Меркатор, 1595 г.)

Россия в атласе 1598 г., Амстердам

Россия в атласе (Амстердам, 1598 г.)

Обратите внимание как плотно застроен городами Русский Север по сравнению с другими регионами России! Интересно и то, что картограф в принципе изобразил на карте не так уж много городов: в центральной России это — Москва, Торжок, Смоленск, Новгород… Южнее — Казань, Астрахань… И в этом ряду находятся никому сегодня неизвестные Печера и Пустозерск (а также из северных городов — Соловки, Каргополь, Великая Пермь, Сибирь). Очевидно, их значение было достаточно велико и их никак невозможно считать деревнями, небольшими слободками или сезонными промысловыми базами.

Карта Азии Меркатора-Хондиуса 1606 г.

Карта , 1606 г.

Нарьян-Мар, урочище Пустозерск - карта

Карта местности

тут описание фото

Карта России на основе чертежа царевича Федора Борисовича Годунова составленная в 1613 год голландским картографом Гесселем Герритсом

Итак, что же известно на сегодняшний день о Пустозерске? Прежде всего, стоит сказать, что это довольно знаковый город в русской истории, хотя об этом и мал кто знает.

Северное сияние в окрестностях Нарьян-Мара

Северное сияние

Вернемся к Пустозерску: укрепленный острог был заложен на озере Пустое в 100 километрах от впадения Печоры в океан. В начале XVII в. Пустозерск стал центром одноименного уезда, который простирался от реки Мезень до Уральских гор и от Баренцева моря до реки Вычегда на юге. Большую известность имели Пустозерские крещенские ярмарки, куда стекались купцы со всех северных земель для торговли пушниной, дичью и рыбой.

Н.К.Рерих. Странник светлого града

. Странник светлого града

При Иване Грозном Пустозерск переживает свой расцвет — после Ливонский войны торговля через Балтику была затруднена и северные города, включая Пустозерск, становятся важными торговыми портами в масштабах государства в целом. Английские и датские купцы начинают активнее торговать через северные русские города, используя установленный льготный режим.

После указа Михаила Федоровича и Пустозерск и Мангазея начинают приходить в упадок. С Мангазеей это произошло стремительно — к году город перестал существовать. Пустозерск же превращается в место царской ссылки, куда направляют особо опасных. Так, здесь отбывали ссылку Артамон и Андрей Матвеевы, князь Семён Щербатов; князь Иван Долгорукий; Сергей Алексеевич Пушкин, бывший иеромонах Симеон.

Туман на реке Печора

Туман на Печоре

В.И.Суриков. Боярына Морозова

. Боярыня Морозова

Есть сведения, что царь Алексей Михайлович в целом благоволил Аввакуму — после забайкальской ссылки ему было разрешено вернуться в Москву, но рекомендовано не высказывать в открытую своих взглядов. Возвращение Аввакума вылилось в истинное народное ликование и чествование. Но своих убеждений он не оставил и продолжил яростную критику новых устоев. Более того, даже отправил царю челобитную с просьбой восстановить старые обряды.

Время отложить служебники новые и все ево, Никоновы, затейки дурные!
(из челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу.)

С.Д.Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири

Путешествие Аввакума по Сибири. , 1898 год.

После этого в 1664 Аввакум был сослан теперь уже в Мезень — на 1,5 года. Сам Никон, впрочем, также впал в немилость (но НЕ за церковную реформу, а за то, что противодействовал подчинению церковных иерархов светской власти) и даже предстал перед судом, на который из Мезени вернули в Москву и Аввакума. Суд закончился окончательным низложением обоих — Никона разжаловали и монахом сослали в Ферапонтов Белозерский монастырь, Аввакума же, который вновь отказался согласиться с новыми порядками расстригли и прокляли. В ответ он, со своей стороны, предал анафеме архиереев Большого Московского Собора и был сослан в заточение в Пустозерск.

В Пустозерске Аввакум с соратниками провел более 14 (!) лет — сначала в отдельных избах, затем в специально сооруженной для них одиночных земляных темницах, врытых в землю, топившихся и регулярно затапливаемых водой:

Еретики, собаки! Как то их диявол научил: жива человека закопай в землю
(из писем Аввакума к Симеону)

В.Е.Нестеров. Аввакум Петрович

, Аввакум Петрович (протопоп)

В условия содержания были еще более ужесточены - Аввакума посадили на хлеб и воду. Спустя еще 12 лет — 14 апреля 1682 года — узников казнили путем сожжения на костре. Попрощаться с осужденными на смерть пришло большое количество местных жителей, сочувствовавших узникам. Впоследствии местные поминали Аввакума не за упокой, а за здравие, считая, что он был взят на небо живым.

Г.Г.Мясоедов, Сожжение протопопа Аввакума

. Сожжение протопопа Аввакума

В старообрядчестве протопоп Аввакум почитается как великий священномученик и исповедник, а с его именем связано огромное количество легенд, некоторые из них в окрестностях Пустозерска и Печоры специально собирал археограф Владимир Иванович Малышев (источник). Так, считается:

Часовня памяти протопопа Аввакума, пустозерское городище

Часовня памяти протопопа Аввакума, Пустозерское городище, построена в 2012 г.

тут описание фото

Читайте также: