Сообщение про евреев на урале

Обновлено: 17.05.2024

Ищу: Островские (Шпола,Киев,Черновцы), Журавские (Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица (земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль), Орловы (Киев,Остёр,Чернобыль), Штром (Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь) Офингенден/Оффингенден (Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

ПЕРМЬ

Ищу: Островские (Шпола,Киев,Черновцы), Журавские (Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица (земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль), Орловы (Киев,Остёр,Чернобыль), Штром (Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь) Офингенден/Оффингенден (Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

ПЕРМЬ

Здание Синагоги было построено в 1913 г. по проекту Чертежно-Строительного бюро В.Е. Гладких для пермской еврейской общины. Проект здания был утвержден протоколом № 79 Строительного отделения Пермского губернского правления 20 января 1912 г.

Второй иудейский молитвенный дом находился на углу ул. Вознесенская (Луначарского), 67 и Кунгурская (Комсомольский пр-т), 36, который затем переехал на ул. Кунгурскую, 33. Здание 2-й синагоги использовалось местной еврейской общиной для удовлетворения религиозных нужд верующих.

С 1894 г. общественным казенным раввином служил Леон Рафаилович Линденбратен (1855-1910 гг.), очень энергичный и инициативный человек. Так как одна синагога уже не обеспечивала нужды всех прихожан, по его инициативе в 1913 г. была построена каменная синагога на месте, сгоревшего в 1902 г. арендуемого деревянного здания.

Ищу: Островские (Шпола,Киев,Черновцы), Журавские (Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица (земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль), Орловы (Киев,Остёр,Чернобыль), Штром (Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь) Офингенден/Оффингенден (Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

ПЕРМЬ

Думаю, здесь есть некоторая ошибка: ". При регистрации бракосочетания платили 500 золотых или 75 рублей серебром. " Вряд ли, это так было. Это похоже на неправильную трактовку записи о ктубе - обязанность выплатить определенную сумму денег в случае развода. И, конечно, не "золотых", а "злотых" - традиционное обозначение суммы в ктубе со времен проживания большей части ашкеназим в Речи Посполитой шло в злотых.

http://j-roots.info/
GENEALOGIJA ir ISTORIJA, UAB. "Мои": Гойхман (Рашков), Марголис (Двинск, Вильна), Устрайх (Витебская губерния), Тейтельбаум (Полоцк), Рапопорт (Лепельский уезд, Двинск), Кельман (Кишинев)

ПЕРМЬ

Дмитрий Широчин писал(а): Думаю, здесь есть некоторая ошибка: ". При регистрации бракосочетания платили 500 золотых или 75 рублей серебром. " Вряд ли, это так было. Это похоже на неправильную трактовку записи о ктубе - обязанность выплатить определенную сумму денег в случае развода. И, конечно, не "золотых", а "злотых" - традиционное обозначение суммы в ктубе со времен проживания большей части ашкеназим в Речи Посполитой шло в злотых.

Возможно, что это ошибка. Я этот вопрос специально не изучал. Материал составлен на основании архивных записей директором музея при Пермской синагоге Новиковой Бэлой Львовной.На счет "злотых" Вы, как всегда, правы.

Ищу: Островские (Шпола,Киев,Черновцы), Журавские (Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица (земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль), Орловы (Киев,Остёр,Чернобыль), Штром (Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь) Офингенден/Оффингенден (Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

ПЕРМЬ

Ищу: Островские (Шпола,Киев,Черновцы), Журавские (Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица (земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль), Орловы (Киев,Остёр,Чернобыль), Штром (Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь) Офингенден/Оффингенден (Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

ПЕРМЬ

В Перми в здание Еврейского общинного центра были брошены бутылки с горючей смесью
(10.03.2013)

Двое неизвестных пытались поджечь центр
9 марта около 22.00 двое неизвестных разбили окно и кинули две бутылки с легковоспламеняющейся жидкостью в здание Еврейского общинного центра.

(Центр находится в Перми по ул. 25-го Октября, 43). Никто не пострадал. В кабинете школы при центре, куда были брошены бутылки, выгорел пол площадью 0.5 квадратных метра.

Церемония начнётся в 15.30 в Пермском театре кукол, а затем продолжится в виде шествия по улице Сибирской до улицы Краснова и далее в Еврейский общинный центр по адресу 25 Октября, 43. Шествие заявлено на 300 человек, оно будет сопровождаться факелами и живым оркестром. На церемонию прибывают гости из США, Израиля, Москвы. Лидер пермских хасидов израильтянин Залман Дайч настаивал на полном перекрытии автомобильного движения на Сибирской. Данная иудейская процедура требует, чтобы во время перемещения свитка торы под балдахином никто не мог двигаться по улице ей навстречу.

В заявлении написано: «Пермь известна как город с толерантными ценностями, над укреплением которых постоянно работают федеральная и местная власти. Благодаря предпринимаемым государством мерам, в обществе последовательно пресекаются проявления ксенофобии, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Надеемся, что деятельность в этом направлении будет продолжена ко благу всех народов, населяющих нашу страну.

Ищу: Островские (Шпола,Киев,Черновцы), Журавские (Киев,Червоное,Житомирская обл.), Лисица (земледельцы-Рыкунь, Дымер,Киев, Чернобыль), Орловы (Киев,Остёр,Чернобыль), Штром (Радомысльский уезд, Хабно,Максимовичи, Горностайполь) Офингенден/Оффингенден (Радомысль, Хабно, Максимовичи,Киев)

Евреи - http://mediazavod.ru/

Кто такие евреи

Евреи (самоназвание – йегудим) – один из древнейших народов мира. Его история насчитывает три с половиной тысячелетия. Вначале это были разрозненные племена. Как свидетельствуют исторические документы, в результате объединения 10 из 12 племен образовалось Израильско-иудейское царство, существовавшее в XI и X веках до нашей эры. Затем оно распалось и образовалось Израильское царство на севере Палестины (928 – 722 года до нашей эры), которое позже называлось Самария и было завоевано ассирийским царем Саргоном II. После покорения Иудеи Римом в 63 году до нашей эры она стала провинцией Римской империи. Евреи вынуждены были бежать от гнета и расселились по многим государствам. Долгое время у них не было своей страны, и только в 1948 году образовалось государство Израиль.

Общая численность евреев – 13, 62 миллиона человек (1995 год). Живут в США (6 миллионов), Израиле (4 миллиона), России (551 тысяча) и других странах. Говорят на языках иврит, идиш и языках окружающих народов (немецком, арабском, персидском, испанском, русском и других).
Верующие в основном иудеи .
Главное еврейское блюдо – фаршированная рыба . Главный музыкальный инструмент – скрипка .

В России евреи появились после трех разделов Польши во второй половине XVIII и в первой половине XIX веков. Сейчас в нашей стране есть Еврейская автономная область (Дальневосточный федеральный округ). Она образована в 1934 году, население – 205,1 тысячи человек (67 процентов – русские).

Евреи играли и играют большую роль в истории мира и России. Для перечисления знаменитых имен не хватит целой газеты. Написаны тома о роли народа Моисея в Октябрьской революции в России в 1917 году. Имена ее вождей общеизвестны – Лев Бронштейн (Троцкий), Яков Свердлов, Лев Розенфельд (Каменев), Григорий Зиновьев (Радомысльский), Моисей Урицкий и т.д.

В русском языке много слов еврейского происхождения – хохма, хала, автор (ав – отец, тора – книга), пацан, кепка (производное от кипы, главного головного убора) и т.д.

Евреи на Южном Урале

Как известно, в Российской империи существовала черта оседлости – запрет для евреев жить за пределами определенных губерний (Белоруссия, Украина, Новороссия – Крым). Исключение делалось для купцов первой гильдии, людей с высшим образованием, среднего медицинского персонала, людей, пошедших в армию по рекрутскому набору, отставных унтер- и обер-офицеров. По данным кандидата исторических наук, доцента ЮУрГУ Гаяза Самигулова, первые евреи, поселившиеся в Челябинске, служили в армии. Они стали жить в нынешней столице Южного Урала в 40-х годах XIX века и были кантонистами (так 1805–56 годах в России называли несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также взятых принудительно в кантонисты малолетних бродяг, детей евреев, раскольников, польских повстанцев, цыган и прочих).

По информации Гаяза Самигулова, в 1861 году в Обывательской книге Челябинска записан Осип Хенкен, служащий солдат, 28 лет, впоследствии он жил на улице Исетской (Карла Маркса) и в документах фигурирует как Иосиф Хенкин . В начале 1870-х на улице Ключевской купила дом семья солдата Мланина, все недвижимое имущество было записано на его жену Рахиль Мланину . Один из домов их усадьбы все еще сохранился, это двухэтажное деревянное здание на улице Свободы, 28.

В 1893 году казак Александр Ситников продал двор на улице Степной (Коммуны) Нахиму Меднику , отставному фельдфебелю. Возможно, один из первых купцов–евреев в Челябинске был Соломон Брен . Он скончался в 1880-х. Впоследствии на одном из принадлежавших ему (точнее уже его наследникам) участков, расположенном на улице Мастерской (Пушкина), была построена Челябинская синагога.

После постройки железной дороги Златоуст-Челябинск, а затем Транссибирской магистрали, Челябинск стал привлекать все больше людей, занимавшихся торговлей, медициной, юридической практикой, констатирует Гаяз Самигулов. В числе прочих оказалось немало евреев. По переписи 1897 года в Челябинском уезде были зафиксированы иудеи: 191 мужского и 166 женского пола, из них в Челябинске – 159 и 146 соответственно, остальные в уезде. В Троицком уезде – 114 и 117, в городе 103 и 101. Верхнеуральский уезд – 28 и 28, в городе – 22 и 23.

В начале XX века в наши края приехали земские врачи и аптекари еврейской национальности. После еврейских погромов 1905 года на Украине и в Кишиневе иудеи бежали в том числе и в Челябинск.

По данным переписи 1926 года, евреи занимали третье место по численности в Челябинске, их было более 1500 человек.

До последнего времени оседлый народ, которому запрещалось покидать места расселения, как никакой другой воспринял революционные идеи. Из его среды выдвинулось много большевистских лидеров. В Челябинске проявились Самуил Цвиллинг, Соломон и Абрам Елькины, Соня Кривая, Рита Костяновская и другие деятели. Ученые отмечают, что лозунги свободы и равенства буквально окрылили еврейскую молодежь. Она пошла учиться в школы, техникумы, училища, многие уехали в другие города получать высшее образование (в Челябинске до 1930 года не было вузов). Освобожденные революцией от сознания второсортности, евреи почувствовали себя равноправными гражданами. В 1936 году в Челябинский горсовет было избрано 20 депутатов-евреев.

В 30-е, в период индустриализации, на Южный Урал появилось много руководителей-евреев. Начальником ЧГРЭС работал Яков Березин , ферросплавным заводом руководили Марк Власов и Михаил Байчер . У руля электродного завода стоял Семен Бай . Возведение станкостроительного завода возглавил Иосиф Каттель . Много евреев в ту пору работало на ЧТЗ: директором Александр Брускин , главным инженером Израиль Нестеровский . Последний был расстрелян в 1937 году, вместе с ним репрессировано немало руководителей среднего звена. В 39-м ЧТЗ возглавил Илья Соломонович .


Ветеран войны Николай Яковлевич Рабинович, 100 грамм за Победу


Семен Мительман

В общинном доме

Еврейский национально-культурный центр появился в Челябинске одним из первых в начале 1989 года, когда по инициативе Советского Фонда культуры и академика Дмитрия Лихачева в стране начали создавать национальные объединения, которые должны были сохранять культуру, традиции, духовные ценности своих народов.

Многие годы евреи были лишены возможности изучать национальные языки. В 1919 году иврит был запрещен, как язык религиозный, а еврейское население страны, которое говорило на идиш, было почти полностью уничтожено во время Великой Отечественной войны нацистами. Как показал проведенный в 1989 году социологический опрос, евреи в Челябинске не знали ни иврита, ни идиша, ни традиций своего народа.


Девочка держит суккот – букет из четырех растений, символизирующий единство еврейского народ

ЧЕОД активно участвует в ежегодном общественно-политическом вернисаже, фестивалях национальных культур, различных выставках, конкурсах, фестивалях, семинарах. В школах города проходят конференции по Холокосту, уроки мужества для детей, встречи с участниками войны.

На свадьбу дарят деньги

С приходом домой в первую очередь происходит омовение рук. Глава семьи имеет свое постоянное место за столом. Еврейский календарь – лунно-солнечный, счет ведется от сотворения мира, сейчас идет 5771 год. Правила питания определяются сводом законов – Кашрут. Евреям нельзя есть свинину, конину и другое мясо однокопытных животных, рыбу без чешуи. Запрещено употреблять мясные продукты одновременно с молочной пищей.

Праздник Песах связан с исходом из Египта в XIV веке до нашей эры. Согласно преданию, пророк Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне, чтобы появилось поколение, забывшее, что такое рабство. На праздник Ханука дети играют в дрейдл (волчок, юла). Это связано с тем, что в далекие времена, когда евреи находились под греко-сирийским гнетом, под угрозой смерти запрещалось учить Тору. Но дети ее учили. А когда появлялись стражники, делали вид, что играют с волчком.

Ефим Колодеж рассказал, как побывал на свадьбе в Израиле. Жених и невеста занимают место под хупой (напоминает шатер). Гостей более 200 человек. Дарят в основном деньги в конвертах. Брачующихся благославляет раввин. Зачитывается брачный договор (ктуба). Звучит музыка, еврейская и современная. Удивительно много бутылок вина не тронуты, но веселье льется через край.

Миф о жадности и хитрости

А перед тем, как говорить о жадности, стоит побывать в израильской пустыне. Там, если не будешь думать, считать и экономить, просто не прожить. Гораздо интереснее обсудить еврейское чувство юмора. Иногда кажется, что люди этой национальности шутят постоянно. Часто представители других народов просто не успевают за прихотливым изворотом их остроумия. Понятно, что многочисленные анекдоты о себе евреи сочиняют сами. Они вообще любят и умеют посмеяться над собой.

Особенности кухни

При приготовлении фаршированной рыбы используется щука или карп. С рыбы счищают чешую. Разрезают ее на равные куски. С каждого очень осторожно, чтобы не порвать, снимают шкурку. Мякоть размалывают на мясорубке. В полученный фарш добавляют соль, перец, немного растительного масла (все по вкусу). Затем фаршем начиняют шкурку. До этого дно кастрюли в один ряд покрывают тонкими кусками нарезанной свеклы. Рыбные куски заливают водой. Варят до готовности. Блюдо едят в холодном виде с белым хлебом и хреном, натертом на терке, в который добавляют сахара по вкусу и немного уксуса и соли.

Рецепт блюда цимес

Ингредиенты: 1 кг моркови, 100 г изюма, 15 штук черносливов, 50 г растительного масла, 1 столовая ложка сахара, соль и корицу.

Приготовление. Нарежьте морковь поперек тонкими ломтиками и слегка обжарьте на масле. Переложите в посуду для тушения и залейте горячей водой так, чтобы морковь была слегка покрыта. Тушите на слабом огне до полуготовности. Добавьте чернослив и изюм (промытые), варите до готовности.

Как вам живется на Южном Урале?

Полина ФУРЕН, старший преподаватель ЧГПУ:

- Я родилась в Челябинске в очень дружной семье, мама – врач, папа – учитель. У меня был выбор, в итоге на вопрос, кем быть, ответила, что стану учителем. 10 лет проработала в школе N 10, ныне – лицей. С 1985 года – в ЧГПУ, на кафедре отечественной истории. Очень люблю свою специальность, довольна работой в НОУ (научное общество учащихся), с удовольствием готовлю студентов к олимпиаде. В окружении русских никогда не чувствовала себя чужой.

Евгения МУЗИКУС, врач:

- Наша семья во время войны была эвакуирована в Челябинск из Курска. Встретили нас тут как родных. Коллеги никогда даже намека не делали на мою национальность. В своем доме мы придерживались и придерживаемся еврейских традиций в питании. Особенно люблю фаршированную рыбу, ее хорошо готовила моя мама.

Анекдот про евреев

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также: