Сообщение про джума мечеть

Обновлено: 30.06.2024

Дербентская Джума-мечеть - старейшая мечеть в России и на территории СНГ. Была построена в 734 году и стала самым большим городским сооружением. На то время в Дербенте уже имелось семь мечетей, по одной на каждый район города. После их число возросло ещё в два раза. Но Джума-мечеть стала главной, не относящейся к какому-то конкретному району; здесь горожане совершали пятничный намаз. Внесена в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во внутреннем дворе Джума-мечети растут три платана-патриарха, которые возвышаются над стенами и хорошо видны из многих точек города. Назначение платанов было самое утилитарное: во-первых, они любят воду и вытягивают её из земли, так что в мечети всегда сухо. Во-вторых, мощные корни платанов делают грунт надёжнее.

На территории сохранились все основные постройки комплекса: главное здание соборной мечети, медресе и жилые строения. Сама по себе мечеть представляет собой трёхнефную конструкцию длиной 68 м с куполом высотой 17 м. Такая подобная базилике конструкция в сочетании с ориентированностью по сторонам света предполагает, что мечеть была выстроена на месте ещё более древнего христианского храма.

Внешний облик не назовёшь парадным или броским - скорее, это сдержанное здание полно многовекового достоинства. Размеры мечети составляют: 68 м - с запада на восток, и 28 м - с юга на север. Высота купола равна 17 м. Внутреннее пространство мечети состоит из трех нефов, разделённых квадратными столбами-опорами с профилированными капителями. Ширина среднего нефа равна 6,3 м, а боковых - по 4 м. Между столбами перекинуты стрельчатые арки. Двор мечети имеет размеры 55 на 45 метров.

Джума-мечеть в Дербенте

Julia Alisova" >

Дербентская Джума-мечеть — мусульманская святыня, исторический и архитектурный памятник VIII века. Она признана одной из старейших в мире и самой древней из действующих на территории России и стран бывшего СССР. Джума-мечеть в Старом городе Дербента — культовое сооружение мусульман, относящихся шиитской ветви религии. Сейчас на молитву в мечеть приходят и шииты и сунниты.

Джума-мечеть в Дербенте

Время намаза

Коран предписывает проводить джума-намаз только в определенной мечети, совершив полное омовение и облачившись в праздничные одежды. Многие годы Джума-мечеть Дербента была крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз в нее съезжались со всех районов Южного Дагестана.

Джума-мечеть в Дербенте

История Джума-мечети Дербента

История строительства Джума-мечети отсылает нас к эпохе арабских завоеваний и военным походам известного арабского полководца Масламы ибн Абдул-Малика. Маслама, прославивший свое имя осадой Константинополя и другими военными операциями против Византии, был наместником Арабского халифата в Азербайджане и Армении. Борьба за влияние на Кавказе привела к конфликту интересов с Хазарским каганатом и продолжительным арабо-хазарским войнам в регионе.

Внутренний дворик

Каждый из 7 городских кварталов, так называемых магалов, получил собственную мечеть, предназначенную для повседневных молитв жителей окрестных домов. Для совершения общего пятничного намаза была построена большая общая Джума-мечеть. С тех давних времен на протяжении тринадцати столетий двери мечети открыты для мусульман. Только на несколько лет в 30- годы ХХ в. исламская святыня была закрыта, а ее здание перепрофилировано под городскую тюрьму. За свою историю Джума-мечеть претерпела несколько перестроек и реконструкций. Современный облик она обрела к началу XIX века.

Архитектура

Мечети, построенные в ранний период становления ислама (VII—VIII вв.), состояли из купольного молельного зала с колоннами и большого прямоугольного внутреннего двора с галереями и источником для омовений. В более позднее время культовые сооружения обрастали дополнительными постройками, в них появились айваны и величественные порталы над входом.

Джума-мечеть в Дербенте

Мечеть имеет строгое и скромное внутреннее убранство. Полы устланы персидскими коврами. С их яркими узорами контрастируют беленые стены. В центре расположен орнаментированный минбар с именами имамов. В южной стене устроен традиционный михраб — ниша указывающая направление на Мекку.

Светлая крыша под деревьями и есть мечеть

Древние платаны и внутренний двор

Двор дербентской Джума-мечети имеет классическую прямоугольную форму, его размеры — 45 м на 55 м. В центре двора расположен источник для ритуальных омовений. Он обрамлен стрельчатой аркой из светлого ракушечника. В уютном дворе много зелени, создающей тень и прохладу. Особого внимания заслуживают четыре исполинских платана. Считается, что эти деревья растут во дворе Джума-мечети уже 800 лет. Величественные кроны вековых платанов видны из любой точки Дербента.

Во дворе мечети врыт цилиндрический каменный столб, похожий на обломок колонны. С его появлением во дворе культового мусульманского места связаны множество версий, достоверность которых вызывает сомнения. По одной — его считают ритуальным камнем древнего языческого капища. Другая история, леденящая кровь, рассказывает о закопанных под колонной семи батманах (1 батман = 7.7 кг) человеческих глаз. Якобы, глаза выкалывал жестокий правитель Надир-шах во время Дагестанского похода 1742 года.

Платаны во внутреннем дворе

Как добраться

Среди крупных джума-мечетей России можно выделить Соборную мечеть в городе Москве, джума-мечеть в Махачкале. Среди исторических памятников архитектуры самая известная и старейшая джума-мечеть находится в Дербенте, а также джума джами в Евпатории в Крыму.

Джума-мечеть в Дербенте

Джума-мечеть в Дербенте

Джума-мечеть в Дербенте

Одной из исторических уникальных достопримечательностей на территории России является пятничная джума-мечеть в городе Дербенте, и это не просто старейшая мечеть России и всего СНГ, но и уникальное культовое сооружение, памятник архитектуры, возраст которого насчитывает одну тысячу триста лет – тринадцать веков.

Сам город Дербент уникален: это древний мусульманский город, которому, одному из немногих, удалось сохранить первоначальный облик, несмотря на немалое количество нашествий и разрушений. С этим городом связано и начало становления ислама на территории современной России – земля Дагестана во времена зарождения ислама примыкала с севера к территориям, на которых разрастался мусульманский мир, и позже эти территории стали частью исламского арабского халифата.

Ряд мусульманских религиозных деятелей на заре исламской религии начинали именно в этих землях свою деятельность по призыву к исламу. Мусульмане появились у стен Дербента еще во время правления второго Праведного Халифа Умара – после того, как был завоеван Иран, в 643 году для мусульман этот город был центром распространения исламской религии в Прикаспийских землях и северо-восточной части Кавказского хребта, и с этих лет Дербент стал средоточием духовной мусульманской мысли, а основным городским населением являлись мусульмане.

Став крупным не только культурным, но и политическим центром, Дербент являлся и центром идеологическим, поэтому сыграл в деле распространения ислама значительную роль. Джума мечеть, построенная в Дербенте, является одной из самых ранних мечетей, которые были построены в исламском халифате.

История и артефакты дербентской джума-мечети

О том, что стало причиной падения или разрушения джума-мечети, надпись не говорит. Об истории джума-мечети известно, что она перестраивалась очень много раз на протяжении всего своего существования.

Джума-мечеть в годы СССР

На судьбу джума-масджид выпало немало испытаний. В тридцатых годах двадцатого века в рамках атеистической кампании, которую развернули по всему Советскому Союзу, она была закрыта и перешла в руки НКВД – в здании храма была устроена городская тюрьма. Вернулась же мечеть в руки духовенства в 1943 военный год – тогда из Москвы пришло постановление, которым было приказано использовать по назначению это древнее мусульманское здание.

Сохранилось немало воспоминаний старожилов Дербента о том, как они своими руками очищали помещения центральной джума-мечети от скверны, связанной с деятельностью тюрьмы в ее стенах. Восстановление и оснащение мечети оборудованием осуществлялось только на добровольные пожертвования верующих мусульман.

До недавнего времени во всем Южном Дагестане Джума мечеть оставалась единственной, и в нее на пятничный намаз со всего района съезжались верующие.

Дербентские платаны

Существует предание, по которому посадил платаны в девятом веке Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади для того, чтобы платаны защищали джума-мечеть от природных катаклизмов, и они в течение нескольких веков выполняли свою великую миссию, вытягивая влагу из земли и спасая джума-мечеть от разрушения, оберегая ее стены и купола от сырости. Грунт, на котором построена эта древняя мечеть России, прочно сцеплен корневой системой деревьев как стальной сеткой. Восточные платаны известны тем, что способны прожить до двух тысяч лет, и платаны Джума мечети уже тысячу лет возвышаются над ее куполами как надежные безмолвные стражники.

джума-мечеть в Махачкале

джума-мечеть в Махачкале

Интерьер и архитектура

Внутри здания есть два ряда колонн, которые выстроены параллельно друг другу. Мощные колонны между собой соединены арками, которые держат своды и купола, а под самыми сводами льется слабый свет из маленьких окошек, что выглядит очень впечатляюще за счет игры света и тени. Интерьеру придают торжественность и монументальность и насыщенный колорит сводов из кирпича в сочетании с выбеленными колоннами и стенами, и яркие ковры, устилающие полы джума-мечети, и те прохлада и полумрак, которые царят здесь даже в самые знойные летние дни.

Джума-масджид Дербента признана самым древним и одним из самых крупных культовых сооружений на всем Кавказе.

По свидетельству архивных данных, медресе было основано в пятнадцатом веке, и здание его подверглось перестройке во время правления Ших-Али-хана. Здание позже было расширено, поскольку состояло ранее всего из шести секций, и окончательно было завершено после 1810 года.

К 1815 году было завершено формирование комплекса, и в этом году возвели, судя по персидской надписи, одни из его ворот. Уже на тот момент она была в городе самым крупным зданием: купол в высоту достигал семнадцати метров, а двор занимал площадь 55х45 метров.

Внутреннее пространство включает три нефа, средний из которых в ширину достигает 6,3 метра, а боковые нефы – четыре метра. Между собой нефы разделяют квадратные столбы-опоры, соединенные стрельчатыми арками.

Несмотря на свою долгую тринадцативековую историю Джума мечеть и сегодня остается в своем первозданном виде, поскольку на протяжении почти полутора тысяч лет она оставалась неприступной и не сдалась ни стихийным бедствиям, ни сменам эпох, ни неминуемым изменениями времени. Здание ее внесено в реестр ЮНЕСКО.

Дербент, который упоминается в священном Коране и в священных хадисах, считался святым местом. Завоевав Иран, мусульмане при правлении второго Праведного Халифа Умара в 643 году достигли стен великого Дербента. Со вступлением мусульман на землю Дагестана и его завоеванием, город Дербент стал северной окраиной мусульманского мира, который вошёл в состав исламского Халифата. Мусульмане рассматривали город как центр распространения мусульманской религии дальше на север. В дальнейшем Дербент стал одним из центров распространения ислама среди населения нынешней европейской части России. Городу-крепости Дербент мусульмане дали арабское название Баб аль-Абваб ("Ворота ворот"). После завоевания предводитель мусульман Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский. Поэтому вполне закономерно, что для такого количества арабских переселенцев и вновь обращенных из числа местных жителей, а также в соответствии с ролью Дербента в мусульманской традиции и значением в политике Халифата стала необходимостью построить Джума-мечеть, которое могло бы вместить всех верующих города. Впоследствии это грандиозное здание Джума-мечети заняло особое место в истории Дагестана.

Дербент превратился в средоточие духовной мысли огромного региона, а главной религией местных народов стал Ислам. Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама, потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и табиины. Дербент стал крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром.

В Дербенте 733 году было построено 7 мечетей, по одной в каждом магале (районе). Дополнительно была возведена большая соборная Джума-мечеть – аль-Масжид-ул-Джамии для совершения общего пятничного намаза. Джума-мечеть города Дербент принадлежит к самым значительным ранним мечетям, построенным в исламском халифате.

Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбинированная надпись над входом сообщает:

Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети.На протяжении многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась.

Сегодня Джума-мечеть расположена в старой части города и представлена комплексом самых интересных архитектурных ансамблей древнего Дербента. Внутренний интерьер Джума - мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Два параллельных ряда мощных колонн перекинутых аркадой куполов и сводов и подчеркнутых слабым верхним светом небольших оконцев, создают впечатлительную перспективу светотеней. Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящая даже в знойный летний день, ещё больше подчеркивают монументальную торжественность интерьера этого, одного из крупнейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа.

В комплекс Джума - мечети также входит здание медресе, которое состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня.

Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.

Строительство медресе и формирование всего комплекса Джума - мечети было, по-видимому, завершено лишь в 1815 г., так как именно в этом году были построены одни из ворот комплекса (о чем сообщает персидская надпись на воротах).
Есть в этом дворе еще одна деталь, заслуживающая внимания: это небольшой столб, расположенный между двумя платанами. Его установил Надыр-шах. При взятии города он повелел созвать всех жителей, защитников города на это место, желая показать свою власть и суровость, приказал вырвать по одному глазу, тем, кто пришёл и по два, тем, кто не пришел, и затем были захоронены под этим каменным столбом во дворе мечети.

В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:

Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.

В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов Дагестана.

Весь этот комплекс наполнен необыкновенной тишиной, лишь изредка нарушаемой проезжающими мимо открытых ворот машинами. По своей культурно-исторической значимости эта мечеть сопоставима с культовыми сооружениями Иерусалима, Медины и Мекки. Это самая древняя мечеть из всех больших мечетей в России.

Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.
И с того памятного года Джума-мечеть продолжает выполнять свою священную роль и служить духовной опорой верующих и праведных людей.

Спустя 1300 лет Джума-мечеть снова предстала перед нами в первозданном виде и великолепии. Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, уходили поколения народов, город менялся, а Джума-мечеть, как неприступная крепость Аллаха, стоит и сегодня, выдержав все испытания эпохи.

Несмотря на свою многовековую историю, мечеть хорошо сохранилась. Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.

А бесценным подарком и украшением Джума -мечети, несомненно, являются старые платаны — четыре дерева, одно величественнее другого, они красиво возвышающиеся над высоким куполом мечети. По ним Джума-мечеть узнается с любой точки древнего мусульманского города.

По преданию, некоторые платаны во дворе Джума - мечети были посажены в 9 веке великим ученым и имамом Шариата и тариката Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади, которые должны были играть одну из главных ролей по сохранению мечети от природных напастей. Примерный возраст платанов - 600, 800 и 950 лет. Восточные платаны живут две тысячи лет. Дербентские патриархи отслужили жителям города и мечети половину своего срока. Платаны веками спасали мечеть от разрушения. Деревья вытягивают из земли всю влагу. Поэтому в мечети всегда сухо. И сырость не грозит этим стенам и куполам 8 века. Кроме того мощная корневая система прочно держит грунт. Словно живая арматура или стальная сетка. Бережёт мечеть от сильных землетрясений. Деревья, которые живут уже тысячи лет на территории Джума -мечети, являются бесценным богатством и украшением местности. Каждое из этих деревьев ещё и огромный мир для населяющих его птиц и насекомых. За внушительным возрастом отдельных деревьев порой стоят яркие, исторические события.

Существует предание, согласно которому под мечеть был перестроен более древний христианский храм. Об этом писали П.Г.Бутков (1796г.), Александр Александрович Бестужев Марлинский (1830-е гг.), Березин Илья Николаевич (1850г.), М.И.Артамонов (1946г.), Л.С.Бретаницкий (1966г.) и др.

Двор Джума-мечети

Джума-мечеть — это прямоугольное по планировке здание с выступом в центральной части южного фасада. Интерьер мечети представлен двумя основным частями: вытянутой в направлении восток-запад и квадратным подкупольным пространством. В северной стене мечети устроено четыре входа. Один их них, главный, расположенный на поперечной оси здания, представляет собой выступающий из плоскости стены монументальный портал со стрельчатой арочной нишей и прямоугольным дверным проёмом, где в кладке имеются камни с высеченными на них надписями.

Арабские историки сообщают о строительстве Джума- мечети в 115г. хиджры арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом. Эта же дата написана над центральным входом в мечеть — 115г. хиджры (733-734гг.):

Ещё одна надпись на западном торце портала сообщает имя архитектора — Тадж-ад-Дина из Баку, восстанавливавшего мечеть.

Расположенный в старой магальной части города, среди узких кривых улиц, одно- и двухэтажных домов двор (45×55м) и купол (высотой 17м) Джума-мечети производил огромное впечатление.

Другая надпись сообщает о восстановлении медресе в 1204г.хиджри (1789/90гг.) правителем города Ших-Али-ханом.

Двор Джума-мечети с тысячелетними чинарами в прошлом играл роль площади Дербента.

Читайте также: