Сообщение про бубенцы музыкальный инструмент

Обновлено: 29.06.2024


БУБЕНЦЫ - инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков.

В отличие от колокольчика, бубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук.

Бубенцы имеют более тусклый и менее продолжительный звук, чем колокольцы, но зато звучат в любом положении.

Встряхивая бубенцами или ударяя ими о колени, играющий извлекает серебристые звуки, напоминающие звук бубенцов русской тройки.

Их своеобразное звучание вызывает радостные, светлые ощущения в душе каждого человека. И хотя мы давно уже, около столетия, не пользуемся ими в повседневной жизни, любовь к поддужным колокольчикам и бубенцам живет в нас и передается от поколения к поколению на генетическом уровне.

Наши предки еще в глубочайшей древности использовали бубенцы, прикрепляя их к одежде, в роли оберега. Во время раскопок в Новгороде бубенцы были обнаружены во всех слоях — с X по XVI век.

Бубенцы использовались не только в качестве оберега или украшения одежды в русском национальном костюме, например, они часто и вплоть до начала XX века использовались в качестве пуговиц. Однако наибольшее распространение в России бубенцы получили с середины XIX века. Поводом к этому послужил запрет на употребление поддужных колокольчиков частными лицами. А они так привыкли пользоваться мелодичными колокольчиками при дорожных путешествиях!

Но русский человек находчив, он быстро смекнул, что звон бубенцов, подвешенных на шейный кожаный аркан с помощью сыромятных ремней, немногим уступает звону поддужного колокольчика.

По технике изготовления бубенцы разделялись на штампованные, литые и кованые. Полушария медных бубенцов спаивались оловом, железных — медью. Встречаются бубенцы без шва, с ободком и с рубчиком. Самый крупный из бубенцов, как правило, прикреплялся посередине аркана. Но его место могли занять и маленький, а значит, негромкий колокольчик, и связка маленьких колокольчиков. Кроме того, бубенцы могли подвешиваться на дуге, седелке, оглоблях и на ремнях уздечки.


Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворяет русскую удаль и волю. Недаром существовали легенды о происхождении почтовых колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова, символов свободы и независимости этих городов до их завоевания Московским княжеством.

Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах.

Обычай ездить со звоном относится к числу самых древних и распространенных на планете, в России же он приобрел особую популярность в связи с появлением троечной езды. Под звон поддужных колокольчиков лихие тройки влекли по российским дорогам курьеров, путешественников, почту.

В странах Западной Европы и Северной Америки в качестве звукового сигнала широко использовался почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались и во времена Петра I, и позже, но окончились неудачей. Ямщики издавна предпочитали обходиться удалым свистом и громкими криками. Считалось даже, что лошади под молодецкий посвист бегут быстрее. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но это не помогало. Почтовый рожок так и остался лишь эмблемой российской почты.

Наконец, в последней трети XVIII века какой-то безвестный изобретатель придумал использовать в качестве сигнального средства маленький колокольчик. Удобное место для него нашлось сразу – дуга над головой коренника. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги с помощью сыромятного ремня. Сам он был неподвижен, во время езды раскачивался язык (ударник), который бил по внутренней стороне стенки колокольчика. Колокольчик, подвешенный под дугой почтовой или курьерской тройки, стали называть поддужным или почтовым (ямским) колокольчиком.

Звон почтового колокольчика был слышен на расстоянии двух и более верст. Но это был не просто звуковой сигнал. Курьерам и пассажирам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.

Поэтому звон почтового колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Преобладание одного из этих двух качеств давало основание называть звон либо ямским, либо малиновым. Кроме того, считалось, что благодатный колокольный звон отгоняет нечистую силу. Вот и подвешивали наши предки на конские дуги колокольчики, чтобы при их звуках бесы бросались прочь с дороги, не в силах помешать путешествующим.

Конечно, колокольчик можно было подвешивать под дугой любой русской упряжки, но именно при езде резвой тройки звон колокольчика становился наиболее ярким и выразительным. Езда на тройках с колокольчиками стала очень популярной в XIX веке. Иногда под дугой подвешивали два и даже три колокольчика, а в северной России до пяти. Вслед за почтовыми появились и многочисленные частные тройки. Владельцы и наниматели таких троек тоже желали ездить со звоном, потребность в поддужных колокольчиках быстро росла.

Очень интересы отлитые на колокольчиках всевозможные крылатые фразы, напутствия, пословицы, поговорки. Наиболее часто встречаются фразы:

"Дар Валдая" (слова из популярной песенной строки), "Кого люблю, того дарю" (широко распространенная поговорка, обозначавшаяся не только на колокольчиках), "Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей", "Купи, не скупись, езди, веселись", "В знак памяти дарю сей колокольчик", "Сдалеча весточку собою подавай", "Звенит - потешает, ездить поспешает", "Звону много - веселей дорога", "Кто колокол купит, тот счастлив будет". Эти надписи иногда отлиты с грамматическими ошибками.

Трудно удержаться от улыбки, читая такие надписи, как "Звенит уныла пот дугой" или "Купи барин ни скупись со мной езди виселись". Были мастера, которые специализировались на шуточных надписях - особенно славился касимовский мастер Николай Кислов, которому принадлежат такие, например, "шедевры": "Курычка бычка радила. А прасеночик яичка снес", "Пара нашему теленку волка съесть", "За Волгой москали траву косят".

Если колокольчик серебрился, то отливалась надпись "С серебром". Интересно, что со временем тонкий слой серебра разрушался, а литая надпись "С серебром" оставалась, что часто вводит в заблуждение наших современников по поводу химического состава сплава.

Правда, иногда заказчик действительно требовал добавить серебро в медный сплав, наивно полагая, что это улучшит качество звучания, но в этих случаях отливалась надпись "По особому заказу с серебром".

Кроме надписей, отливались различные декоративные и сюжетные изображения. Широко применялся орнамент, различные розетки, готический лист, греческая пальметта, кресты, круги, жемчужная нить, сетка, а также звезды, маскароны, крабы.

Излюбленным мотивом были орлы, среди которых преобладали одноглавые. Двуглавые орлы встречаются на колокольчиках реже, так как право на изображение государственного герба давалось в виде привилегии. И одноглавый, и двуглавый орлы, изображавшиеся на колокольчиках, обычно снабжались символами монаршей власти - короной, скипетром и державой.

Часто изображался на колокольчиках святой Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона копьем, реже - гербы городов, щиты, павлины, летящие птицы.

Эпоха поддужного колокольчика охватила всего лишь полтора столетия, но оставила незабываемый след в народной памяти. Всенародная любовь к тройке и колокольчику сделала их популярной темой в литературе, музыке, изобразительном искусстве, народном творчестве. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лев Толстой, Чайковский - образ тройки и колокольчика появляется в творчестве многих великих деятелей русской культуры. Песни о ямщиках, тройках, колокольчиках популярны в народе до сих пор.

В наше время под дугой уже не встретишь старинный колокольчик. Колокольчики не современные сувенирные, а настоящие поддужные, заняли свое место в музеях и частных коллекциях, ведь это "осколки" старого дорожного быта нашей страны, маленькие памятники истории и культуры.

Музыкальный инструмент бубенец

Ещё в первобытном строе люди придавали ритмичности танцам и песням путём похлопываний и притоптываний. В дальнейшем ритм стали усиливать приспособлениями, звук из которых извлекался путём удара или тряски. Они получили название перкуссия, или ударные инструменты.

К одним из первых перкуссионных инструментов относятся бубенчики. Они представляют собой небольшие металлические полые шарики, внутри которых находится один или несколько металлических цельных шариков. Звук извлекается путём ударения внутренних шариков о стенки полой сферы. Звучание схоже со звучанием колокольчиков, однако первые могут издавать звук в любом положении, тогда как вторые – только находясь язычком вниз. Крепятся они по несколько штук, например, к ремешку, одежде, деревянной палочке, ложке.

Музыкальный инструмент бубенец

Самый первый самодельный бубенец выглядит так: на кусочек ткани или кожи пришит ремешок, чтоб было удобно держать в руке, а с другой стороны нашито много маленьких бубенчиков. Игра на таком инструменте представляет собой встряхивание или ударение о коленку.

Серебристый звон бубенчиков незаменим для придания музыкальной композиции лёгкости и таинственности. При их встряхивании воспроизводятся звуки такой высокой тональности, которые можно услышать даже при одновременном громком звучании более шумных музыкальных инструментов.

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Или же посетите наш Магазин .

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

Фото статьи

Определение бубенцов крайне лаконично. Это полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Небольшая погремушка. Вот и все бубенцы. Но сколько интересного кроется за этим коротким описанием!

Бубенцы пришли из глубокой древности. Археологи обнаружили их, наряду с колокольчиками, в быту древних египтян, индейцев, скифов. Возраст бубенцов – почти шесть тысяч лет. В IV тысячелетии до нашей эры человечество научилось делать бронзу. Этот сплав при ударе громко и мелодично звенел. Если бронзовую пластину свернуть в конус и внутрь привесить грузик, получится звонкий колокольчик.

Особенный звук, приглушенный и отрывистый, получался, когда из бронзы делали полый шарик, поместив внутрь кусочек металла. В шарике делались две прорези крест-накрест, чтобы звук был громче. Бубенец выгодно отличается от колокольчика тем, что он звучит в любом положении, а колокольчик должен свободно висеть язычком вниз.

Негромкий звон бубенцов похож на воркование, поэтому другое их название в России – воркуны. А ещё – позвонцы, ширкуны, глухари, гормотунчики… Для чего же нужны были бубенцы? Их подвешивали к украшениям, и тогда браслеты и серьги становились веселыми, звучащими. Бубенчики издавали нежный звон, на душе от него было радостно, а девушки становились ещё привлекательнее! Пригодились звенящие шарики и шаманам: некоторые шаманские бубны были по кругу обшиты бубенцами. Так музыкальное сопровождение обряда делалось богаче. Погремушки дополняли наряд средневековых шутов. На концах знаменитого шутовского колпака звенели бубенчики.

В соколиной охоте по сей день бубенцы выполняют важную задачу. На лапку сокола крепится бубенчик, чтобы сокольник знал о местонахождении своей птицы.

В Древней Руси бубенцы использовали и как обереги, отгоняющие нечистую силу. На таких шариках могли изображаться лики славянских богов.

Но если дорога была дальняя, позвякивание бубенцов казалось однообразным, и, может быть, завораживало людей так же, как когда-то ритмичный звон бубенцов на шаманском бубне.

Мелодично и радостно звучали бубенцы в упряжи праздничного экипажа-тройки – на свадьбу, новогоднее или рождественское катание на тройке. Звук в таких упряжках был переливчатым, богатым – могли привешивать на одну сбрую по 5-10 погремушек, красиво подобранных по звуку.

Некоторые музыканты пользуются бубенцами как звуковым сопровождением своей игры на гитаре. Известный советский рок-бард Александр Башлачёв надевал на правую руку браслет с вшитыми бубенчиками, и они звенели в такт его ударам по струнам.

В наши дни бубенцы применяют, когда делают игрушки для маленьких детей и домашних животных. Вы можете сами сделать такую погремушку, достаточно пришить несколько бубенцов, например, на тканевую резинку для волос. Бубенцы можно найти в магазинах для кройки и шитья, в том числе и в интернете.

Бубен

бубен

Алтай - волшебный край с природой удивительной красоты, с золотыми горами, голубыми озерами и низкими ущельями, признанный Юнеско объектом Всемирного природного наследия, и многократно воспеваемый поэтами. Если кто хоть один раз там побывал, будет помнить об этом всю жизнь. Чарующее, магическое место успокаивает, приводит к душевному умиротворению и безмятежности в мыслях. Однако, еще одной яркой достопримечательностью этого края, помимо его живописной природы, являются знаменитые алтайские шаманы, колдуны-знахари, умеющие общаться с духами, видеть иную реальность и путешествовать в ней. Одетый в национальный костюм, украшенный перьями, шкурами и кольцами, шаман танцует весьма зрелищный танец под удары разогретого над огнём бубна, древнего инструмента, имеющего богатую и интересную историю. Тем не менее бубен славится не только тем, что является главным инструментом шаманов. Во всем мире он пользуется большой популярностью, его удивительное звучание украшает музыку разных народов, к примеру, зажигательные пляски цыган. А на востоке многие народные танцы исполняются только под звук бубна, там его нередко используют как единственный аккомпанирующий инструмент.

Историю бубна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Бубен – это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания, поэтому ритмический рисунок, исполняемый на бубне, записывается на одной линейке. Инструмент обладает задорным тембральным окрасом, который создают маленькие бряцающие элементы, прикрепленные к корпусу бубна. Получается интересный звук барабана в сочетании с перезвоном бубенцов.

звук бубна

Очень многие думают, что бубен довольно простой инструмент и исполнение на нем большого мастерства не требует, достаточно только встряхнуть или ударить по нему. Однако это мнение ошибочно. Исполнитель на инструменте должен обладать хорошим музыкальным слухом и чувством ритма, а также уметь виртуозно владеть бубном. Инструмент обычно принято держать в левой руке, а правой наносить удары, хотя многие исполнители делают совсем наоборот. Правую руку они держат без движения, а действуют бубном - это сложнее, но выглядит и звучит гораздо изящнее.

Приемов исполнения на бубне весьма много, но основными являются три: отдельные не очень острые удары, встряхивания и тремоло.

  • Удары исполнитель осуществляет при помощи суставов крайних фаланг пальцев руки.
  • Встряхивание – это очень частое, почти судорожное постукивание руки, держащей инструмент в области локтя или запястья, звучание производят только подвески.
  • Тремоло – быстрое потряхивание бубна левой рукой.

Настоящие виртуозы-исполнители на бубне из своего выступления устраивают целые спектакли - впечатляющие шоу. Как настоящие жонглёры они подбрасывают инструмент, затем перехватывают его. Бубном бьют по коленям, подбородку, голове и другим частям тела, даже по носу. Эффектно тремолируют и могут заставить инструмент выть.

Фото:

инструмент бубен
бубен

музыкальный инструмент бубен

Интересные факты

Конструкция

Похожая на полубарабан конструкция бубна сложностью не отличается. Инструмент состоит из деревянного или металлического обода – обечайки, на который натягивают мембранную кожу, являющуюся главным источником звука. В обечайке прорезают шесть или восемь отверстий и в них на жестких неподвижных штифтах или проволоке устанавливают по паре маленьких металлических пластинок, похожих по форме на оркестровые тарелки. Некоторые разновидности бубнов в качестве дополнительно звенящих элементов снабжаются бубенчиками – металлическими шариками с дробью или колокольчиками. Они прикрепляются к проволокам, натянутым в виде звезды внутри корпуса инструмента.

Разновидности

разновидности бубна

Бубен является одним из наиболее распространенных инструментов. Его разновидности встречаются во многих уголках земного шара, но каждый инструмент имеет свои отличительные черты, например:

  • Даф, гавал, дойра – это название одного и того же инструмента, применяемого в странах Востока. Его диаметр составляет от 35 до 46 см. Мембрана изготавливается из кожи осетра. Исполнение на инструменте осуществляется пальцами или ладонью. В качестве подвесных элементов используются кольца, количество которых может достигать 70 штук.
  • Канджира – индийский инструмент, имеющий по сравнению с другими разновидностями бубна более высокое звучание. Диаметр инструмента от 17 до 22 см. высота обода 5-10 см. Для мембраны используется кожа ящерицы. В обод вставляются всего две металлические тарелочки.
  • Бойран – ирландский инструмент. Диаметр инструментов от 25 до 60 см, глубина обечайки 9-20 см. На инструменте играют односторонней или двухсторонней палочкой.
  • Пандейру - инструмент очень популярен в Португалии и в странах Южной Америке. В Бразилии считается душой самбы. Отличие инструмента заключается в том, что он имеет возможность подстройки.
  • Тюнгур - шаманский бубен алтайцев и якутов. Он имеет форму круга или овала и представляет собой обод, обтянутый кожей. Для удержания инструмента внутренняя сторона бубна снабжена вертикальной рукоятью. Также на внутренней стороне бубна устанавливаются прутья, на которые подвешиваются металлические подвески. Иногда кожаная мембрана шаманского бубна украшается рисунком - шаманской картой мира.

Применение

Несмотря на то, что бубен является простым инструментом, он весьма универсален и спектр его применения весьма обширен. В первую очередь бубен широко употребляется в этнической музыке, а также в колдовской практике шаманов. Во вторую, он полноправный член всевозможных ансамблей: народных инструментов, цыганских и ансамблей музыки различных современных направлений. К тому же бубен является полноправным инструментом в таких оркестрах, как симфонический , духовой, эстрадный и оркестр русских народных инструментов.

Инструмент весьма популярен в молодежной среде, например у хипстеров, а также играет очень важную роль в начальном музыкальном образовании.

История

история бубна

Сколько столетий прошло с тех пор, когда на земле появился первый бубен, об этом сейчас точно никто сказать не может. Возможно, его история началась с того времени, когда древний человек, чтобы сделать себе одежду, выучился выделывать шкуры, для этого натягивая их для сушки на деревянную раму.

Инструменты, прототипы бубна, были известны еще со времен античности. Например, старинный ударный инструмент тимпан, представляющий собой односторонний барабан, широко употреблялся в Древней Греции еще в V веке до нашей эры, попав туда из Фракии. В Греции он быстро распространился вместе с культами богов Диониса и Кибелы. Древнегреческие драматурги Еврипид и Афиней упоминали тимпан в своих произведениях, а изображениями инструмента мастера – художники украшали посуду, в том числе и сохранившиеся до наших времен античные вазы.

В Древнем Риме тимпанами назывались односторонние и двухсторонние ударные инструменты, использовались они не только в ритуалах, посвященных богам, но также и просто уличными музыкантами.

Инструменты, подобные тимпану, в ветхозаветные времена находили применение и на Ближнем Востоке, о чем свидетельствуют древние тексты. Например, у евреев рамный барабан тоф, применялся в религиозных обрядах и церемониях.

На Руси бубен также был известен с архаичных времен, когда еще не было государственности, люди были объединены племенными союзами и поклонялись языческим богам. Инструменты играли немаловажную роль в жизни славян: свадьбы, похороны, охота – все сопровождалось звуком бубна. Он использовался в ритуальных обрядах и был главным инструментом в руках жрецов.

Однако более достоверные сведения об употреблении бубнов на Руси историки - искусствоведы получили из древних летописей, относящихся к X веку нашей эры, описывающих военные походы князя Святослава Игоревича. Общим названием бубен в то время назывались все ударные инструменты, которые сверху обтягивались кожей.

Особым почитанием у русских людей в ту пору пользовались огромные ратные бубны. В военных делах они выполняли очень важные функции: осуществляли условную звуковую связь между дружинами, а также своим зловещим грохотом воздействовали на психику врагов, нагоняя на них страх. Ратные бубны, бывшие очень больших размеров и для перевозки которых требовалась сила четырех лошадей, представляли собой

металлические котлы, обтянутые кожей. Назывались такие бубны набатами или тулумбасами. Звук на них извлекался четырьмя или восьмью набатчиками при помощи специальных колотушек – конскими кнутами с ручкой из дерева с одного конца и шаром с оплеткой из кожи на другом. Такие колотушки назывались вощагами.

Ратный бубен был в дружине у каждого воеводы, а по количеству бубнов определялось численность войска.

Несколько позже, в эпоху Средневековья на Руси бубен широко использовался медвежьими поводырями и скоморохами. Бубен того времени уже больше был похож на современный инструмент, представляя собой обтянутую кожей не очень широкую обечайку из дерева, с прикрепленными к внутренней стороне колокольчиками и бубенчиками.

Медвежья потеха, имеющая давнишнее происхождение, была очень любимым развлечением у русского народа. Посмотреть такие представления охотно собирались люди различных возрастов. Медведь кланялся зрителям, маршировал как солдат, шутливо боролся с хозяином и с большим удовольствием танцевал на задних лапах, аккомпанируя себе на бубне.

В то же самое время широкое использование бубны имели у потешных людей-скоморохов, которые не только веселили народ, давая различные представления, но и были обязательными участниками различных жизненных событий: свадеб и поминок. Скоморохи хранили познания древнерусских языческих жрецов-волхвов, умели лечить и предсказывать будущее, а также участвовали в языческих обрядах и игрищах.

Церковники и светская власть были очень недовольны такой деятельностью скоморохов. На них начались гонения, а их инструменты были объявлены бесовскими. И в середине XVII века по особому повелению князя Алексея Михайловича скоморохов стали отправлять в ссылку и даже казнить, а скоморошьи музыкальные инструменты, в том числе бубны, собирать и уничтожать. Русская национальная музыка понесла чувствительные потери.

Бубен – очень интересный музыкальный ударный инструмент с многовековой историей. Сегодня до сих пор, являясь важным атрибутом шаманов и жрецов, он также находит активное применение в различных музыкальных стилях и жанрах современной музыки, и, конечно же, в народном творчестве. Его звук поднимает настроение, украшает звучание музыкальных композиций, привнося в них новые удивительные краски.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Бубен

Читайте также: