Сообщение про аварийные ситуации
Обновлено: 04.07.2024
Toggle navigation
Аварийная ситуация
Аварийная ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий и других происшествий, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей. Аварийные ситуации могут быть вызваны природными катаклизмами (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, атмосферное электричество и т. д.), техногенными причинами (отказ, поломка, повреждение технических систем и (или) транспорта).
Большую долю в возникновении техногенных аварийных ситуаций занимает антропогенный (человеческий) фактор: ошибочные действия персонала промышленных предприятий, водителей транспортных средств, населения, несанкционированные и террористические действия людей. Для снижения вероятности возникновения природных аварийных ситуаций соответствующими службами проводится прогнозирование погодных условий, геомагнитных явлений, гидрологической обстановки и других с оповещением населения и администрации о возможности создания аварийной ситуации. Для снижения вероятности аварийной ситуации техногенного характера проводятся работы по повышению надёжности технологического оборудования и транспортных средств, созданию систем диагностики состояния опасных агрегатов, по оснащению опасных производств системами пожарной автоматики (пожарной сигнализации и пожаротушения).
Для снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций антропогенного характера проводится обучение персонала и населения: действиям, направленным на снижение материального ущерба и гибели людей при возникновении аварийной ситуации; правилам пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации при пожаре.
Аварийная ситуация – это сочетание опасных состояний (положений или условий существования и функционирования) объектов природно-техногенной сферы, определяющих переход из нормальной (штатной) обстановки или ситуации к аварийной, связанной с поражением объектов, человека и среды жизнедеятельности. Может привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей.
Аварийная ситуация является частью или показателем аварийной обстановки, когда превзойдены ее предельно допустимые границы и начинаются опасные обратимые или необратимые изменения параметров состояния объектов, человека (операторов, персонала, населения) и среды жизнедеятельности.
Факторы
Возникновение и развитие аварийной ситуации на объектах природно-техногенной сферы может быть обусловлено следующими факторами:
- Техногенными (отказами, поломками, повреждениями и разрушениями элементов сложных технических систем). Для снижения вероятности аварийных ситуаций техногенного характера проводятся работы по повышению надежности технологического оборудования и транспортных средств, созданию систем диагностики состояния опасных агрегатов, по оснащению опасных производств системами пожарной автоматики (пожарной сигнализации и пожаротушения).
- Антропогенными (человеческими) (ошибочными, несанкционированными, террористическими или военными действиями людей). Для снижения вероятности возникновения аварийной ситуации антропогенного характера проводится обучение персонала и населения: действиям, направленным на снижение материального ущерба и гибели людей при возникновении аварийной ситуации; правилам пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации при пожаре.
- Природными (опасными гео-, гидро-, аэровоздействиями на объекты, операторов и персонал). Для снижения вероятности возникновения природных аварийных ситуаций соответствующими службами проводится прогнозирование погодных условий, геомагнитных явлений, гидрологической обстановки и другого с оповещением населения и администрации о возможности создания аварийной ситуации.
Аварийная ситуация, как и аварийная обстановка, может возникать на объектах гражданского, промышленного и оборонного назначения, а также на заданных территориях.
При проектировании, создании, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации объектов техносферы (зданий, сооружений, машин, конструкций, коммуникаций) должен проводиться анализ аварийной ситуации, источников и сценариев их возникновения и развития, инициирующих и поражающих факторов, уязвимости объектов, населения, природной среды, а также последствий и ущербов от аварийной ситуации.
Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них:
- нормальные (штатные) ситуации;
- режимные отклонения от штатных ситуаций;
- проектные, запроектные аварийные ситуации;
- гипотетические аварийные ситуации.
Для анализа и предупреждения аварийной ситуации осуществляется их оперативная диагностика. При этом используются штатные и аварийные системы диагностики, которые может быть встроенными в объекты или мобильными, функционирующими при возникновении и развитии аварийной ситуации и дающими информацию о состоянии объектов, человека и окружающей среды.
Ликвидация последствий аварийной ситуации осуществляется силами и средствами работающих операторов и персонала, а также специальными противоаварийными службами после получения соответствующих указаний.
Источники: Ресурс безопасной эксплуатации сосудов и трубопроводов. Махутов Н.А., Пермяков В.Н. Новосибирск, 2005; Безопасность России: Правовые социально-экономические и научно-технические аспекты: Функционирование и развитие сложных технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций. — М., 1998. Раздел 2.
Что представляет собой чрезвычайная ситуации техногенного характера
Чрезвычайная ситуация техногенного характера - событие, ограниченное определенной территорией, произошедшее в связи с промышленной аварией или иным бедствием, несущее отрицательные последствия для жизнедеятельности человека, функционирования различных социальных институтов, которое привело к жертвам и вызвало большие материальные потери.
Количество чрезвычайных ситуации возрастает ежегодно в геометрической прогрессии. Это вызвано усложнением технологии производства различных материалов и продуктов, расширением производственных мощностей, понижением или повышением требований к квалификации сотрудников индустриальных предприятий.
Все это приводит также к увеличению масштабов техногенных катастроф и вреду, который они наносят экономике, рынку, обществу и экологическому состоянию окружающей среды.
Справка: экономические потери от ЧС техногенного типа выросли примерно в 10 раз в период с середины XX века до настоящего времени - с 60 до 700 миллиардов долларов в год; их число увеличилось в среднем в 3 раза, а количество жертв - до двух с половиной раз.
Классификация техногенных катастроф
Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:
Классификация по масштабу происшествия
- локальные или объектовые - аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
- местные - чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
- территориальные - границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
- региональные - происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
- федеральные - аварии, территория поражающего распространения которых - более 4 субъектов;
- глобальные - катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.
Классификация по происхождению (виду)
- ЧС на транспорте - аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
- ЧС с пожарами и взрывами - в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
- ЧС с выбросами химических веществ - аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
- ЧС с выбросами радиоактивных веществ - в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
- ЧС с выбросами биологически опасных веществ - аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
- ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
- ЧС на предприятиях коммунальной сферы - аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.
Причины техногенных чрезвычайных ситуации
- неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
- отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
- высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
- увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
- недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
- снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
- отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
- низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
- недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
- воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
- конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
- низкий уровень управления контролем доступа в здание.
- мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
- прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
- превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
- выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
- снижение вероятности возникновения таких событий.
- районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
- предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
- профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
- профилактика терроризма и преступности на предприятии;
- проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
- снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
- снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
- обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
- обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.
Самые страшные техногенные чрезвычайные ситуации
Техногенные чрезвычайные ситуации продолжают сопровождать человечество, даже несмотря на проводимые профилактические мероприятия. Количество их растет с каждым годом.
Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России
- Взрыв газа на шахте "Зыряновская" - 2 декабря 1997 года в Кемеровской области на шахте "Зыряновская" прогремел взрыв метана, в результате которого погибли 67 человек. Авария произошла во время пересменки в очистном забое. Смесь метана и угольной пыли сдетонировала, когда один из горнодобытчиков воспользовался шахтерским самоспасателем - прибором для удаления скопившихся в забое газов. Объем метана оказался слишком велик. В последствии никто из руководящего состава наказан не был, хотя были выявлены нарушения техника безопасности.
- Гибель атомной подводной лодки "Курск" - 12 августа 2000 года в ходе учений в Баренцовом море произошло затопление АПК К-141 "Курск", на борту которой находились крылатые ракеты. По официальной версии, в результате утечки топлива из одной из торпед произошел взрыв, вызвавший пожар, который привел к детонации оставшихся торпед в первом отсеке подводной лодки. Оставшиеся в живых подводники закрылись в одном из уцелевших отсеков, но спасти их не удалось. Погиб весь экипаж "Курска" - 118 человек, спустя год удалось поднять 115 тел. По неофициальной версии АПК была торпедирована американской подводной лодкой.
- Авиакатастрофа гражданского самолета Ту-154 - 4 июля 2001 года при заходе на посадку в Иркутске самолет авиакомпании "Владивосток Авиа" разрушился. Погибли 144 человека - члены экипажа и пассажиры. В качестве причин катастрофы называют плохие погодные условия и ошибки командира воздушного судна при снижении.
- Пожар в общежитии Российского университета дружбы народов - 24 ноября 2003 года в одной из комнат общежития, которая на тот момент пустовала, началось возгорание, причиной которого было замыкание в электропроводке. Огонь распространился на 4 этажа. Погибли 44 зарубежных студента, 180 человек были доставлены в больницы с ожогами различной степени тяжести, переломами и ушибами - люди выпрыгивали из окон, спасая свои жизни. Отдельные члены руководства РУДН были приговорены к административной и уголовной ответственности.
- Обрушение аквапарка "Трансвааль" - 14 февраля 2004 года крыша развлекательного комплекса на юге Москвы рухнула, погибло 28 человек, среди которых 8 детей. 200 человек получили различные травмы. Причинами обрушения называют недостатки конструкции и неправильную эксплуатацию. Главного архитектора здания хотели привлечь к уголовной ответственности, но через некоторое время дело закрыли.
- Обрушение кровли Басманного рынка в Москве - 23 февраля 2006 года в результате обрушения крыши рынка на площади более 2000 кв. метров погибло 66 человек, многих удалось найти позже спасателям. Конструктором рынка также являлся Нодар Канчели - архитектор "Трансвааль-парка". Причиной обрушения назвали неправильную эксплуатацию здания.
- Взрыв газа на шахте "Ульяновская" - самая крупная авария на шахтах в СССР и России, погибли 110 человек, в том числе руководство шахты, удалось спасти 93 шахтеров. Катастрофа произошла 19 марта 2007 года во время установки газоаналитического оборудования, причиной называют "грубейшее нарушение техники безопасности.
- Катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции - 17 августа 2009 года машинный зал ГЭС был затоплен мощным потоком воды, повредившим 7 и уничтожившим 3 гидроагрегата. Погибло 75 человек. Причины аварии - нарушение эксплуатации оборудования, техники безопасности и халатность руководства.
- Пожар в клубе "Хромая лошадь" - 5 декабря 2009 года во время пиротехнического шоу в пермском клубе погибло 159 человек, которые задохнулись от угарного газа. Причина - нарушение техники безопасности, нарушения при строительстве - использовались горючие материалы, выделяющие едкий газ.
- Крушение теплохода "Булгария" - 10 июля 2011 года двухпалубный дизель-электроход затонул в нескольких километрах от берега на реке Волге. Погибли и 129 человек, в числе которых много детей. Причиной стала перегруженность судна и нарушение правил эксплуатации речного судна.
- Пожар в торговом центре "Зимняя Вишня" - 25 марта 2018 года произошел второй из самых крупных по количеству жертв пожаров на территории современной России. Погибло 60 человек, в том числе 37 детей. Причины - нарушение техники безопасности, коррупционная составляющая при вводе объекта в эксплуатацию, неквалифицированный персонал.
Крупнейшие техногенные катастрофы за рубежом в XX и XXI веках
- Авария в Севесо - 10 июля 1976 года на предприятии, расположенном недалеко от Милана (Италия), произошла большая утечка трихлорфенола - токсичного химического вещества. В результате на большой территории вокруг завода погибла практически вся флора и фауна. На протяжении многих лет у местных жителей наблюдается рост сердечных и респираторных заболеваний. Владельцы скрывали утечку на протяжении 10 дней после аварии. Причина - нарушение технологического процесса и техники безопасности
- Авария на Трехмильном острове - 28 марта 1979 года в результате расплавления части реактора АЭС в штате Пенсильвания (США) произошел выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Власти до сих пор скрывают масштаб поражения, но по официальной статистике местные жители болеют раком и лейкемией в 10 раз чаще, чем в других штатах. Причина аварии - нарушение эксплуатации, износ атомного реактора.
- Авария на Чернобыльской атомной электростанции - 26 апреля 1986 года произошел пожар на одном из энергоблоков ЧАЭС, расположенной на территории современной Украины. В результате произошел взрыв реактора,радиационное облако достигло Швеции. От последующих заболевании умерло более миллиона человек на территории бывшего СССР. Причина - халатность, конструктивные недоработки реактора.
- Утечка нефти из танкера компании "Эксон Валдес" - 24 марта 1989 года в результате утечки нефти было загрязнено более 2000 км береговой линии Аляски (США). Правительство США только в 2010 году сообщило о том, что был нанесен вред 32 видам морских животных и рыб, 13 из которых не удалось восстановить. Причина - износ оборудования, нарушение эксплуатации.
- Пожары на месторождениях нефти в Кувейте - в январе 1991 года Саддамом Хусейном был инициирован поджог 600 нефтяных скважин в ходе войны в Персидском заливе. На протяжении 10 месяцев 5 процентов площади Кувейта были покрыты копотью и гарью. Возросло количество онкологических и респираторных заболеваний среди местных жителей и домашнего скота. Причина - война.
- Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon - 20 апреля 2010 года произошел взрыв и затопление платформы, в результате чего погибли 11 человек, а в океан в Мексиканском заливе попало более 5 миллионов баррелей нефти. Причина - нарушение в эксплуатации, износ механизмов, коррупция при добыче нефти и газа.
- Катастрофа на Фукусиме - 11 марта 2011 года после продолжительного сильного землетрясения и цунами произошло разрушение корпусов АЭС на Фукусиме (Япония). Были разрушены системы охлаждения реакторов, что привело к загрязнению земель, грунтовых вод, мирового океана. Причины - недостатки конструкции здании без учета их эксплуатации в сейсмологических районах, нарушения условий эксплуатации.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникающие в ходе развития общества, значительно влияют на социум, экологичскую ситуацию в мире, вызывают проблемы в экономике и других сферах социальной жизни, приводят к человеческим жертвам. В то же время мероприятия по их профилактике, обучению персонала промышленных предприятий, соблюдение техники безопасности и условий эксплуатации оборудования позволяют существенно снизить их количество.
Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.
Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.
Авария – это …
Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).
На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.
Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.
Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.
Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!
Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.
Немного терминологии:
- Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
- Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
- Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
- Аварийность – вероятность наступления аварии.
- Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
- Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.
Чем отличается от катастрофы
Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:
- авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
- авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
- авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
- при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
- авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.
Техногенные аварии
Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:
- халатность сотрудников;
- внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
- непредвиденные сбои в работе систем объекта.
К техногенным авариям относятся:
- производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
- на магистральных трубопроводах;
- на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
- гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
- транспортные (о них – далее);
- аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.
Гидродинамические аварии
Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.
К гидротехническим сооружениям относятся:
- плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
- шлюзы.
Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.
Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:
- вследствие разрушительных сил природы:
- землетрясений,
- извержения вулканов,
- ливней,
- селей, оползней, обвалов,
- заторов и зажоров (на реках);
Последствия гидродинамических аварий:
- прекращение функционирования;
- травмы и гибель людей;
- подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
- первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
- вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
- третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
- четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.
Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.
Производственные аварии
Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году
Транспортные аварии
Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.
-
ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).
ДТП бывают следующих видов:
- наезды на людей и животных,
- наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
- столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
- опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.
- сход состава в рельс,
- столкновения составов,
- столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях, и взрывы в ж/д составе.
В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:
- 1 – от 1 до 5 человек,
- 2 – от 6 до 11,
- 3 – от 12 до 30,
- 4 – от 31 до 50,
- 5 – свыше 50 человек.
В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.
Основные причины авиа-аварий:
- ошибки пилотов – до 55 %,
- отказ техники – до 30 %,
- внешнее воздействие – до 10 %,
- прочие причины – до 5 %.
А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:
Читайте также: