Сообщение из опыта работы фольклор в оздоровительной деятельности детей раннего возраста

Обновлено: 02.07.2024

Благодаря занятиям в специально подготовленной предметно-пространственной среде у детей возросло умения выполнять имитационные движения по показу взрослого; договаривать новые слова, фразы; знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен формирует у детей эмоциональную отзывчивость на произведения народного творчества. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Малые формы устного народного творчества способствуют быстрому развитию предметной деятельность, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе знакомства со сказкой у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Основная форма мышления у детей раннего возраста - наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. При регулярном использовании в совместной деятельности и на занятиях устного фольклора позволяет детям легко обучатся способам действия с предметами и нормам поведения.

1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.
2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1995.
3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.
4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.
5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.
6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.
7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №9
8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.
9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, 1993г. №9.
10. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.
11. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор” СПб, 1997, №608
12. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000.
13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997.
14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.
15. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре - Л., 1988.
16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997.
17. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.
18. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.
Р Е Ц Е Н З И Я
на материалы педагогического опыта
" Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста "
Белашовой Татьяны Анатольевны
воспитателя МДАНОУ д/с№ 11 МО Кореновский район

Автор представляет опыт работы об особенностях воспитательной роли и форм устного народного творчества. Формирование потребности в общении со взрослыми и детьми, развитие различных умений, соответствующих возрастным возможностям.
Опыт может быть рекомендован для изучения и внедрения в практику работы педагогам ДОУ, родителям. Эффективность опыта
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Задачи:
- подобрать методику по изучению особенности воспитательной роли различных форм устного народного творчества;
- выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- выявить условия формирования воспитательной роли фольклора; Для реализации поставленных задач разработан перспективный план по воспитанию детей раннего возраста с использованием фольклора . При составлении плана я руководствовалась следующими принципами: резултативностьПри регулярном использовании в совместной деятельности и на занятиях устного фольклора позволяет детям легко обучатся способам действия с предметами и нормам поведения.

Забота о физическом развитии ребёнка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия.

Исследователи в области физического воспитания детей раннего возраста (Т.И. Осокина, С.Я. Лайзане, В.А. Шишкина и др.) отмечают, что на втором и третьем году жизни нужно не развивать какие – то определенные способности, а укреплять различные мышечные группы, упражнять соответствующие нервные центры по управлению их работой и вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности.

Грамотно организованная двигательная активность ребёнка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечнососудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения, стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Для пробуждения интереса к физической культуре мы обучаем детей различным движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, игровых образов, подражательных действий. Например – как ходит, рычит медведь; как зайка прыгает; как лошадка скачет; как птичка летает и т.д.

Для поддержания интереса малышей к выполнению движений, мы сопровождаем образовательную деятельность по физической культуре песенками, чтением стихов, потешек.

В своей работе с детьми раннего возраста, большое внимание мы уделяем ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешками, пестушками, закличками, дразнилками, приговорками, колыбельным песенками, через движение, так как особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении.

Ведь в период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с детьми, взрослыми. Поэтому мы подбираем потешки, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Например: - Кто у нас хороший?

- кто у нас пригожий?

(Ваня, Таня) – хороший(ая), ……. пригожий(ая).

Или «Здравствуй (Лизонька, Ванечка); здравствуй, солнышко!

Как цветочек мой спал? Как по садику скучал?

Сейчас на руки возьму, прямо к сердцу прижму! Поцелую, обнему!

Или «По кочкам, по кочкам, по маленьким кусточкам, прямо, прямо а потом вдруг (…Катя) прямо в яму, бух!

Используя детский фольклор, мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые, а сочетание их с движением – двигательные. Движение в любой форме, соответствующее физиологическим возможностям ребёнка, выступает прежде всего как оздоровительный фактор.

Интеграция физической культуры с малыми фольклорными формами интенсивно формирует наглядно – образное мышление и воображение ребёнка, развивает речь; возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению, совершенствуется моторика детей.

Используя малые фольклорные формы в непрерывной образовательной деятельности по физической культуре, можно решить

Оздоровительные задачи, они позволяют:

Развивать адаптационные процессы, способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям;

Создавать условия для удовлетворения потребности ребёнка в двигательной активности;

Обеспечить формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего двигательного поведения, предупреждающего возникновение плоскостопия и нарушения осанки.

Образовательные задачи, они позволяют:

Формировать умение выполнять ходьбу, бег, прыжки мягко, не топая; перемещаться ползанием, не стукая коленями.

Развивать функцию равновесия для предупреждения травматизма и формирования координаций движений.

Вызвать стремление приспосабливать движения к встречающимся препятствиям (перешагнуть, регулируя ширину шага; подлезть, не задев, и т.д.).

Формировать понимание словесной инструкции к выполнению знакомых физических упражнений.

Содействовать расширению пассивного и активного словаря детей за счёт терминологии, связанной с выполнением движений (в пары, в круг, руки поднять вверх, опустить и т.д.).

Различать движения по названию или словесным обозначениям двигательных действий (подошли, перебежали, припрыгали, подлезли и т.д.).

Развивать пространственную ориентировку на знакомые зрительные предметы, неподвижные и движущиеся объекты.

Воспитательные задачи, они позволяют:

Поддерживать интерес и активность в использовании различных движений при решении возникших игровых и практических задач;

Формировать произвольность двигательного поведения, умение подчиняться установленным правилам, действовать по определённым сигналам;

Развивать у детей согласованность своих действий с движениями окружающих;

Вызвать желание принимать участие в подготовке условий для выполнения двигательных действий.

Хорошо знакомые детям потешки, мы использовали в играх – забавах, в утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, на занятиях по физической культуре. Это всегда помогало детям проявить речевую и двигательную активность.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребёнка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Также мы подбираем потешки для подъёма детей, после сна, так-как не все дети с охотой встают.

В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна (картотека прилагается).

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи, восполняется двигательная потребность.

Помимо потешек, прибауток, развивающую мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движением. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах.

На основе подражания малыши с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, стихов. Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями, которые по силу ребенку раннего возраста: идет дождь, снег, прыгает зайчик.

Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.

Наблюдая за игрой детей, мы заметили, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В своей работе мы используем определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, Т.е. всесторонне развивает ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и естественного улучшения у дошкольников физического развития. Наряду с поиском современных методов воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Включение фольклора в процесс занятий физической культурой требует выполнения определенных условий:

1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни.

2.Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.

3.Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.

4.Педагог должен учитывать , с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.

5. Моторная плотность занятий физической культурой и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре организованной образовательной деятельности располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить организованную образовательную деятельность таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы организованной образовательной деятельности на фольклорном материале:

1. Двигательно-творческая организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 – 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками или загадками.

3. Театрализованная организованная образовательная деятельность с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.

4. Музыкально-ритмические занятия физической культурой, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий.

5. Игровые занятия физической культурой на основе русских народных подвижных играх.

6. Познавательная организованная образовательная деятельность с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента организованной образовательной деятельности оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.

7. Интегрированная организованная образовательная деятельность с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического развития детей.

Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу и в активный отдых детей:

утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором,

ритмическая гимнастика в русском народном стиле,

физкультурные минутки на основе фольклора,

русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы.

Фольклор – эмоционально-образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Взрослые могут многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Чтобы определить оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, развивать его стремление к красоте, истине, благородству, побуждать в душе стыд, гнев, мужество в преодолении пошлости, хамства, бесстыдства в окружающем. Опираясь на своеобразие интеллекта, надо развивать природные задатки, формировать эстетический вкус, интересы, идеалы добра, сострадания, порядочности, долгом перед близкими людьми и обществом.
Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа.
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью я легко устанавливаю с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у меня использующую народное поэтическое творчество для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Потешки, приговорки, потешки - первые художественные произведения которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Знакомство с народным творчеством начинаю с малышами с потешек, колыбельных песенок. Предложив детям покачать куклу я нежно приговариваю:

Баю - бай, баю - бай.
Ты, собачка, не лай.
Белобока не скули.
Мою дочку не буди.

Или:
Встань малыш, ещё разок.
Сделай маленький шажок.
Топ - топ:
Ходит мальчик наш с трудом,
первый раз обходит дом.

Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку.
Вкусную, пушистую.
Мягкую, душистую.

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В которых малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
На дубочке, на дубочке
’Гут сидят два голубочка.
У них шейки голубые.
У них перья золотые.

Читайте также: