Сообщение о станционном смотрителе

Обновлено: 04.07.2024

Произведение представляет собой одну из частей сборника под названием «Повести Белкина, созданного в период Болдинской осени автора, когда он вынужден оставаться в родовом поместье из-за сильного распространения в России смертельно опасной холеры.

По жанровой направленности произведение является повестью, написанной в сочетании двух стилей сентиментализма и реализма.

Повествование в повести осуществляется от имени постороннего наблюдателя, а композиционная структура выстраивается на основе общепринятых литературных канонов с использованием постепенного развития действия путем кульминации, переходящей в развязку.

Основной темой повести представляется изображение обездоленного человека, являющегося в общественном мнении маленьким представителем. При этом повесть характеризуется многогранностью тематической содержательности, поскольку помимо темы маленького человека раскрывается проблема нравственных взаимоотношений, а также любовная тема.

Основными героями произведения являются отец и дочь Вырины, представленные в образах простых людей Самсона и Дуни.

Самсон Вырин изображается в повести в качестве станционного смотрителя, доброго, общительного пятидесятилетнего мужчины, безмерно любящего собственную дочь, не жаждущего богатства и известности. Образ станционного смотрителя является хрестоматийным примером изображения маленького человека, неспособного противостоять жизненным обстоятельствам.

Дуня Вырина представляется в лице молодой, красивой, милой девушки, отличающейся наивностью, добротой, отзывчивостью, мечтающей о лучшей жизни.

Сюжетная линия произведения разворачивается в момент ухода Дуни из родного дома в связи с возникшим у нее любовным чувством к проезжему гусару, заставляющим ее забыть о собственном отце, которого она очень любит, однако ее влечет большое и светлое чувство.

После отъезда дочери Самсон опускается и становится обрюзгшим стариком, ищущим успокоения собственной души в алкоголе, который становится причиной его скорой смерти. Дуня приезжает в родной дом уже после смерти любимого отца, посетив его могилу и со слезами на глазах вспомнив собственную жизнь с родителем, раскаиваясь в отношении совершенного ею поступка.

Второстепенным персонажем повести представляется гусар Минский, описываемый в образе богатого человека, не привыкшего отказывать себе в удовольствиях, забравшего с собой девушку по причине собственной прихоти.

Отличительной особенностью произведения является использование автором средств художественной выразительности в виде лубочных картинок, передающих человеческую боль, тоску, отчаяние, страдания от потери собственного ребенка.

Своеобразием повести представляется изображение писателем проблемы одиночества, раскрывающейся посредством описания взаимоотношений родителей и детей.

Смысл повести заключается и необходимости проявления человеческой заботы, сострадания, милосердия по отношению к близким и родным людям.

Самсон Вырин

Станционный смотритель не был стариком. Ему было лет 45-50. Что называется, мужчина в расцвете лет. Он любил свою дочку, гордился ею и был счастлив до тех пор, пока на станции не появился гусар Минский, сманивший надежду и опору Самсона Вырина – Дуню. У смотрителя была надежда, что он вернет домой любимую дочь. Он отправился пешком до Петербурга.

В столице он остановился у старого своего приятеля, сослуживца. Это говорит о том, что Самсон Вырин бывал в Петербурге, знал город. С помощью приятеля он быстро нашел и Минского, и Дуню. Но Минский не позволил отцу встретиться с дочерью, фактически вытолкал в шею, когда отец пришел в дом, где Минский снимал для Дуни комнату.

Случившееся надломило смотрителя. Он переживал за свою дочь, начал пить. Вскоре закрыли почтовый тракт, и старый смотритель остался не у дел. Служба еще как-то заставляла смотрителя держать себя в руках, общение с проезжими отвлекало от тяжких мыслей. А оставшись без занятия, старый смотритель совсем сдался, стал пить без меры и вскоре умер.

Популярные сочинения

  • Сочинение Максим Максимыч в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика)
    Максим Максимыч — второстепенный, но очень важный персонаж для раскрытия образа Печорина. Он является его полной противоположностью.
  • Выбор профессии — сочинение 11 класс
    Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос о том, какую выбрать профессию. Это очень важный выбор, ведь от того на сколько грамотно он будет сделан зависит дальнейшая жизнь человека.
  • История России в произведениях Пушкина — сочинение
    Безусловно, чтобы ни писал Александр Сергеевич Пушкин, это так или иначе будет связано с историей России, ведь все его произведения отражают эпоху, в которую творил великий писатель. XIX век с его культурой, традициями и бытом

Дуне в начале рассказа было не более 14 лет. Это была бойкая, энергичная и хозяйственная девушка. Она помогала отцу на станции. Готовила чай, иногда еду, если проезжающие задерживались из-за нехватки лошадей. Она умела находить общий язык с проезжающими, гневливых успокаивала.

Как изменился Вырин…

Минский

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

Рассказчик

При изучении этой повести целесообразно обратиться к биографии поэта: какие события в его личной жизни происходили во время создания произведения или предшествовали ему, в каком состоянии духа, с каким настроением принимался он за свой литературный труд.

Жизнь простого, незаметного человека в любой момент может быть сломана, растоптана сильными мира сего. И Пушкин не остаётся равнодушным к этой болезни общества, не в силах забыть о ней даже в такой момент жизни, когда для любого другого человека мрачные стороны общественного бытия отодвинулись бы на второй план. Пушкин в сравнительно небольшом произведении глубоко раскрывает социальные причины конфликта и трагедии в жизни главного героя повести, открывает тем самым новую страницу в истории русской литературы, подготавливая почву для творчества Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей.

К простым, небогатым людям рассказчик относится сочувственно, понимает их, видит их достоинства. Позиция рассказчика, его психологическая зоркость, чуткость к незаметным явлениям проясняют многие события, поступки героев.

Описание внешности Самсона Вырина даётся в динамике. Сравнивая два портрета одного и того же человека, можно задуматься над тем, о чём могут свидетельствовать перемены, которые произошли во внешности смотрителя всего за три-четыре года, каковы причины таких перемен.

Дуня привлекает не только своей внешностью. Природный ум позволил ей использовать для своего развития общение с образованными людьми, которые останавливались на их станции. Пушкин, принадлежавший к известному древнему дворянскому роду, подчёркивает мысль о том, что и простые люди способны усвоить непривычную для них культуру, сравняться с теми, кто хвалится своим происхождением.

Вот и Минский надеется, что так просто откупится от отца, для которого после смерти жены любимая дочь осталась единственным утешением. Но у простых людей были иные, истинно нравственные представления о взаимоотношениях людей, основанные не на денежных расчётах, а на уважении и доверии. Что касается обещаний Минского, то как может Самсон Вырин верить человеку, так коварно обманувшему его? Да и не было на памяти смотрителя ни одной благополучной судьбы у девушек простого звания, похищенных богатыми повесами.

Минский хочет, чтобы его избранница порвала с прежней жизнью, а значит, и с родным отцом, которого гусар и за человека-то не считает, потому что у того нет ни богатства, ни знатности, и который может бросить тень на него, Минского. В угоду блестящему, но бездушному миру, куда он ввёл Дуню, её похититель навсегда разлучает отца с любимой дочерью.

Как вы думаете, почему отец не получал от Дуни никаких известий? Можно винить Дуню, забывшую отца, можно — Минского, очевидно, запрещавшего ей общаться с близким человеком. Отметим, что для второго вывода в повести есть основания: вспомним, как Минский старается убедить отца Дуни, будто у того теперь нет ничего общего с дочерью. Он хочет, чтобы Дуня забыла отца, человека низшего круга в сравнении с тем обществом, в котором вращается Минский. А предположение о виновности героини будет опровергнуто, когда мы обратимся к финалу произведения и убедимся, что Дуня помнила об отце, она не стала бездушным, безразличным человеком и тяжело переживала смерть отца.

То, что Дуня не отреклась от отца, утешило рассказчика. Вот почему не жалеет он (а сначала, не зная, пожалел) ни о поездке, ни об истраченных на неё деньгах.

С образом Дуни связана проблема отцов и детей, проблема высших нравственных ценностей. Чтобы понять замысел автора, потребуется экскурс в изображаемую эпоху, когда женщина, а тем более совсем юная девушка не была полноправной и могла жить только в семье (с родителями или, после венчания, с мужем). Без такой защищённости общество отторгало её.

Минский, конечно, добивался, чтобы дочь смотрителя ради так называемого приличия забыла об отце. И всё же несколько лет спустя Дуня — Авдотья Самсоновна — теперь богатая барыня, приезжает со своими детьми в родные места, к отцу, которого так любит, и, узнав, что он умер, горько рыдает.

И последняя фраза, которой рассказчик заканчивает своё повествование, позволяет догадываться, как рад он известию о том, что Дуня не забыла отца. Даже в новой среде, роскошной, но равнодушной, она сохранила большое человеческое чувство — привязанность к отцу, который так любил её.

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014

Краткое содержание


После рассказчик описывает Вырина, который находится на должности смотрителя. Автор попал на эту станцию по воле случая. Здесь он познакомился непосредственно со смотрителем, а также его дочкой Дуней. Рассказчик отмечает, что юная особа довольно привлекательна.

Дуня присматривала за ним. Гость быстро пошел на поправку и начал собираться домой. На прощание гусар предложил подвести девушку до церкви, однако обратно она не вернулась. Через время Вырин узнал, что юноша не был болен, просто претворялся, чтобы хитростью заманить Дуню и отвезти в Питер.

Пешком Самсон идет в северную столицу и пытается отыскать мужчину. Найдя гусара, он попросил отдать девушку, однако получает отказ. После бедный отец отыскивает дом, где похититель держит Дуню. Он заметил ее, она богато одета, Вырин любуется дочкой. Когда она подняла голову и увидела отца, то испугалась и упала на ковер, после гусар прогнал несчастного старика. Далее смотритель уже никогда не видел дочку.

Еще через какой-то промежуток времени рассказчик опять приезжает к Самсону, где узнал, что станцию распустили, а смотритель скончался. В его доме проживает пивовар с супругой, последняя отправляет сына показать, в каком месте похоронили Вырина. От мальчика автор узнал, что в один из дней в город приехала зажиточная барышня с детьми. Она тоже спрашивала про смотрителя, а когда узнала, что он скончался, долго рыдала на могиле. Дочь раскаялась, однако было уже поздно.

Жанр и композиция

Структура произведения дает возможность читателю посмотреть на окружающий мир глазами автора, в его словах скрыта непосредственно личность Александра Сергеевича:

Что-то наподобие эпилога собой представляет последний визит, когда Вырин уже умер. В нем рассказывается о раскаяниях его дочки.

История написания

В 1830 г. Пушкин приезжает в Болдино, чтобы уладить определенные финансовые вопросы. Он уже хочет возвращаться домой, но в стране в это время начинается эпидемия холеры, и отъезд пришлось задержать на довольно продолжительное время.

Его писатель завершил 15 сентября.

Во время принудительного заключения автор очень сильно тоскует от расставания с очередной дамой сердца, потому муза Пушкина была безрадостна и часто настраивала на грустные мотивы.

Основная тематика


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Станционный смотритель.

Год написания – 1830 г.

История создания – Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.

Тема – С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.

Композиция – Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации и переходит к развязке.

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм и реализм.

История создания

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь её от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы и вырваться на свободу из серой, будничной деревенской жизни в большой город, сверкающий яркими огнями. Её безумная идея внезапно претворяется в жизнь и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но в погоне за счастьем девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского и безропотно следует за ним.

В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чём для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает о родном отце, который готов ради любимой дочери на всё. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чём-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае они приводят к драматическому исходу.

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от её участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, о пренебрежительном отношении к ним. Далее повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнаёт от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в том числе описание лубочных картинок, изображающих возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все мысли и страдания человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приехала, поплакала на могиле отца и снова уехала.

Главные герои

Краткий пересказ повести: знакомство с героями

В начале повести рассказчик, который ведет повествование, делится с читателем размышлениями. Кто такой станционный смотритель, по его мнению? Несчастный человек, на котором путешественники то и дело вымещают гнев.

Рассказчик вспоминает, как однажды в дороге попал под сильный дождь и заехал на станцию, чтобы сменить одежду и согреться чаем. Его принял станционный смотритель Самсон Вырин и его четырнадцатилетняя дочь — красавица Дуня.

Пока Дуня накрывала на стол, рассказчик осмотрелся. Ему очень понравилась атмосфера в избе:

  • стены украшали картинки;
  • на окнах цвела герань;
  • у кровати висела яркая занавеска.

Гость пригласил хозяев присоединиться к трапезе. Завязалась приятная беседа, приезжему не хотелось уходить.

Спустя годы, проезжая той же дорогой, рассказчик решил заехать к давним знакомым. Зайдя в комнату, узнал знакомый интерьер. Правда, теперь он был неуютным и запущенным. Дуни не было, а смотритель был мрачным и неразговорчивым. Выпив немного пунша, старик поведал гостю о печальном случае.

Тремя годами ранее через станцию проезжал молодой гусар. Сначала он спешил и злился, но когда заметил Дуню, то решил остаться на ужин. Пришло время уезжать, но у офицера внезапно ухудшилось самочувствие. Доктор подтвердил белую горячку.

Через пару дней гостю стало лучше, и он собрался в путь. Было воскресенье, и он вызвался доставить Дуню до церкви. Смотритель станции был хорошего мнения о молодом человеке и не подумал ничего дурного, однако позже заволновался и пошел за дочерью.

В церкви Самсон узнал, что дочь не приходила на службу. Ямщик, который вез гусара, позже сообщил, что Дуня поехала с барином до следующей станции. Вырин разнервничался и слег с недугом. Вскоре он выяснил, что Минский (так звали проезжего барина) направился в Петербург, и , оправившись от болезни, последовал за ним пешком.

Краткое содержание: станционный смотритель находит дочь

Смотрителю удалось отыскать Минского. Офицер убеждал, что осчастливит Дуню, дал Самсону денег и выпроводил вон.

Но Вырин хотел встретиться с дочерью. Проследив за Минским, узнал, где живет Дуня. В квартире трехэтажного дома Самсон увидел дочь в роскошных одеждах — Дуня стала содержанкой Минского. Заметив отца, девушка вскрикнула и потеряла сознание. Недовольный барин выгнал смотрителя, тому пришлось вернуться домой. Три года он ничего не слышал о дочери.

Когда рассказчик вновь оказался на том же тракте, станции на прежнем месте не оказалось, а в избе Самсона жил пивовар с женой и сыном. Мальчик рассказал, что смотритель год как умер. По его словам, недавно приезжала барыня с тремя детьми и долго лежала у могилы.

За простотой повествования скрываются авторские рассуждения о несовершенстве общества и человеческих отношений. Понять суть произведения поможет его последовательный анализ:

История создания повести

Иван Петрович Белкин — выдуманный писателем персонаж, чьим именем подписаны повести. Под именем Пушкина серия издана в 1834 году.

Прежде чем перейти к анализу авторских идей, заложенных в повесть, изучим основных действующих лиц:

  1. Самсон Вырин — простодушный и миролюбивый человек. Работяга и любящий отец, для которого главная отрада — дочь. Самсон очень переживает за ее судьбу, от известия о пропаже слег с горячкой. Понимая свое бесправие перед Минским, возвращается домой, где от тоски спивается и умирает.
  2. Дуня — дочь Самсона, красивая и хозяйственная, хорошая помощница. Она кокетка, пользуется своим обаянием. Обычная жизнь крестьянки ей претит, поэтому на предложение Минского соглашается легко, хоть и переживает за отца. Добившись лучшего положения, приезжает на могилу батюшки и сразу же уезжает обратно.
  3. Минский — молодой привлекательный гусар. Умеет расположить к себе, поэтому быстро завоевывает симпатию Самсона. Самоуверен, думает лишь о собственных желаниях. Чувства других ему неинтересны.

Проблематика произведения

В небольшой повести Пушкин затронул ряд вечных вопросов и проблем, которые четко видел в обществе своего времени. Многие из них хорошо знакомы и современному читателю:

Главные герои истории, которую изложил Пушкин, — станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня.

Смотритель — человек старых устоев: живет в деревне, заботится о дочери, старается оградить ее от любых неприятностей. Дуня другая: она грезит жизнью в городе и использует первую возможность туда попасть. Девушка понимает, что отец будет против ее решения, поэтому молча его покидает. Она поддается романтическому порыву и не задумывается о возможных опасностях. Спустя годы Дуня возвращается к родителю, но застает только могилу.

Герои повести Дуня и Минский следуют своим интересам и прихотям, не заботясь о чувствах окружающих. Дочь смотрителя легко бросает отца, оставляя наедине с печалью и переживаниями. Зная о его беспокойстве, за годы жизни в Петербурге не пытается выйти на связь.

Офицер Минский — человек из высшего сословия, привыкший к богатой жизни и удовлетворению желаний. Для него забрать наивную юную девочку от отца и увезти из деревни, чтобы сделать содержанкой, — обычный поступок. Бездумные действия Дуни и Минского приводят к печальному исходу — смерти невинного человека. Так автор демонстрирует, как пагубно влияет на личность легкомысленность окружающих.

Действия персонажей могут вызвать у читателя непонимание и возмущение. Но Пушкин намекает: сложившаяся ситуация — результат не столько поведения героев, сколько принятого в обществе уклада. Классовая иерархия, положение женщины в обществе — те проблемы, которые сделали эту историю реальной для своего времени.

Чувства и переживания людей, не имеющих власти и влияния, не заботили окружающих. Своим рассказом автор подчеркивает, насколько абсурден такой уклад, ведь человечность не должна зависеть от чина и класса.

Хотя Пушкин определил жанр произведения как повесть, по глубине психологического наполнения оно не уступает роману. Автор уделяет внимание чувствам каждого героя, нарочно подчеркивая: среди них нет плохих или хороших. Все сложные личности со своими переживаниями, мечтами и мотивами.

Проблемы общества и типажи, которые описал Пушкин, встречаются и в наше время. В этом заключается мастерство великого писателя — видеть суть вещей и искусно описывать их.

Вариант 1

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.

Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все-таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Вариант 2

Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь − Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.

Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.

Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.

Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.

Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.

Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.

Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.

Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Вариант 3

При помощи своего внутреннего обоняния и внешней красоты она помогает отцу сглаживать конфликты с клиентами. Но отец воспитывает дочь неправильно. Вероятно, и его родители так же относились к нему. Дуня привыкла заискивать и хитрить перед приезжими. Но, как и большинство юных девушек Дуня мечтает стать богатой и счастливой. Она хочет прожить более счастливую жизнь, чем ее отец. Конечно же, она мечтает быть любимой, замужней дамой. Ей удается осуществить свои задуманные планы.

Судьба послала юной девушке удачный шанс. Однажды к ним заехал красавиц гусар Минский. Они понравились друг другу. Прибегнув к хитрости и обману, Дуня сбегает из дома отца с приезжим щеголем. Смотритель же, привыкший видеть жизнь в темных красках, понимает все по-своему. Ему кажется, что его любимую дочь увезли насильно. Недальновидный отец считает, что Дуня всегда должна жить с ним или выйти замуж за человека ее сословия. Он боится, что богатый гусар бросит девушку из бедной семьи. Смотритель предпринимает попытку вернуть дочь, едет за ней в Санкт-Петербург и находит ее. Но она даже не захотела встретиться со своим бедным отцом. Вероятно, Дуня боится быть непонятой или счастье затмило ее разум. Офицеру Минскому тем более Вырин не нужен. Часто богатые люди не замечают и не хотят знать своих бедных родственников.

Отец и дочь не смогли найти общего языка между собой. Узкое мировоззрение бедного человека не может представить, что его Дуня нашла свое семейное счастье. Произведение заканчивается трагическим финалом. Бедный смотритель, из-за переживаний, связанных с дочерью, постепенно спивается и умирает. Опомнившаяся Дуня приезжает через несколько лет навестить отца, богатая и счастливая. Она даже привозит с собой внуков, в надежде показать их Вырину, но находит лишь могилу его. Дуня осуществила свою мечту, но заплатила за нее высокой ценой.

Угрызения совести о безответственном поступке перед родителем будут мучить ее всю жизнь. Произведение Пушкина остается актуальным и в наши дни. Оно учит нас не забывать о близких, дорогих нашему сердцу людях. И если вам суждено судьбой стать богатым человеком не надо высокомерно относиться к более низшим слоям общества.

Вариант 4

Позже этот образ дополнили в своем творчестве Гоголь, Чехов, Толстой.

Свое повествование автор начинает подробным описанием жалкого и беспросветного существования станционных смотрителей. У всех проезжающих прочно закрепилось негативное отношение к этим людям.

Накопившуюся в поездках злость и досаду, путники вымещают на смотрителе, который ни в чем не повинен.

А на самом деле, смотрители в большинстве своем люди смирные и кроткие, готовы услужить в любое время, им в любую погоду и время суток приходится выбегать на улицу, чтобы встретить или провести постояльцев.

После этих рассуждений о жизни всех смотрителей, автор переходит к описанию истории жизни одного из них, а именно главного героя — Самсона Вырина.

Все трудности жизни станционных смотрителей, которые были перечислены выше, в полной мере присутствовали и в его жизни тоже. Самсон Вырин был бедным человеком, который привык к тому, что в жизни нет ничего хорошего. Единственной радостью в его нелегкой жизни была красавица дочка Дуня. Поэтому ее побег из дома с гусаром Минским стал для Самсона Вырина настоящим потрясением.

Он разыскал Дуню в Петербурге. Оказалось, что она жила с тем гусаром, у них был красивый дом, на ней была хорошая одежда.

Но отец не верил в реальность того, что увидел. Он звал дочь домой, умолял Минского отдать ему дочь, но тот прогнал его.

Это окончательно добило бедного Вырина. Он запил с горя, за короткое время постарел.

Он мучил себя воспоминаниями. Самсон во всем происшедшем винил только себя. Вместо того, чтобы радоваться за дочь, он верил, что Минский вскоре прогонит Дуню.

Он даже не представлял, что гусар может полюбить дочь станционного смотрителя, мысль о женитьбе он и вовсе не допускал. В таких мучениях спился и умер Самсон Вырин. Описывая эту жизненную трагедию, Пушкин сочувствует своему герою и объясняет ограниченность его мышления условиями его жизни.

Этот человек привык к ругани и притеснениям, он считает себя низшим существом, и в силу этого способен мыслить только как мученик.

Вариант 5

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.

  1. Вступление
  2. Где разворачивается действие повести
  3. Изменения в Дуне
  4. Что повлияло на решение Дуни остаться в Санкт-Петербурге?
  5. Возвращение Дуни в отчий дом
  6. Вывод

Действие разворачивается в двух противопоставленных друг другу местах: на станции, где живёт Дуня с отцом до приезда Минского, и в блестящем Санкт-Петербурге, куда хитрый офицер увозит девушку. Если в доме станционного смотрителя ничего не происходит, и жизнь идёт своим чередом, то в граде Петровом каждый день — событие: бал, ужин у какого-нибудь знатного лица, встречи или новые знакомства. Городская суета привлекает красивую Дуню, поэтому она и сбегает из отцовского дома, меняя скучную жизнь в провинции на городскую и суетливую.

Ставшая частью нового мира Дуня не захотела покидать прекрасный Санкт-Петербург. Если здесь она могла почувствовать себя свободной и насладиться светским обществом, то в отцовском доме ей пришлось бы вновь занять роль прислуживающей миленькой дочки старика — станционного смотрителя. В сверкающей северной столице ей никто не командовал: она могла жить с любимым человеком, иметь огромный гардероб роскошной одежды и наслаждаться каждым новым днём. Вернувшись на маленькую станцию, ей бы пришлось подчиняться приказам отца, и каждая новая неделя была бы похожа на предыдущую. Кроме того, рассчитывать на удачную партию девушка не могла, что также сказалось на выборе Дуни.

Несмотря на все прелести роскошной Санкт-петербургской жизни, Дуня, уже с детьми, навещает родной дом. Но там она находит лишь могилу отца, который так и не смог смириться с новой жизнью дочери. Притча о блудном сыне, которую рассказчик видит на картинах в доме станционного смотрителя, нашла отражение в жизни героев. Антитеза станции Петербургу в повести не случайна. Увидев все прелести городской жизни и став частью её, Дуня не захотела возвращаться в дом станционного смотрителя. Но ни любовь Минского, ни блеск северной столицы России не смогли заменить ей главного — любви отца.

Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, “который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж”. С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.

Безутешный отец не может найти себе места и всего за несколько лет душевных терзаний и горя, по словам безусловно сопереживающего ему автора, он превращается из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Вырин умирает в одиночестве и нищете, так и не простив себя за то, что не уберег дочь.

Сочинение Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина

Вариант 1

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека — станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.

Вариант 2

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни

Ничем хорошим не закончилась, и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Читайте также: