Сообщение про аржаан шивилиг

Обновлено: 04.07.2024

Аржаан Шивилиг расположен в 25 км от с. Бай-Тал. Шивилиг один из самых популярных радоновых источников республики.

Аржаан находится на вершине горы. Даже в самый разгар жаркого лета струи аржаанов, их здесь много, поражают своей ледяной свежестью.

Радоновые воды рекомендуются для наружного применения при лечении болезней периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы и органов движения. Показания минерализованных радоновых вод расширяются в зависимости от общего ионно-солевого состава и связаны, в основном, с болезнями органов пищеварения. Макрохимический состав - гидрокарбонатный магниево-натриево-кальциевый. Наличие достаточного количества кремнекислоты говорит о противовоспалительных свойствах воды, органического углерода - о полезности при урологических заболеваниях.

Урочище Шивилиг, куда мы прибыли намедни, — чудесное место не только для лечения и созерцания природных красот, но и, возможно, для рефлексии (которой предаешься в силу внезапно обрушившегося на тебя счастья ничегонеделания), в том числе и по поводу межнациональных отношений, сложившихся в современной Туве. Тем более, что определённый срез этих отношений можно увидеть прямо здесь, в палаточном лагере отдыхающих.

Шивилиг.


Оговорюсь изначально, что тема эта, разумеется, весьма деликатная, и автор этих строк вовсе не претендует на какую бы то ни было всеохватность или глубину обобщений при её рассмотрении. Это абсолютно субъективный, основанный главным образом на личных впечатлениях, взгляд на проблему, возможно, в чём-то и неверный.

Может возникнуть естественный вопрос: какой смысл на туристическом сайте заводить разговор по столь сложной, неоднозначной тематике? Полагаю, что определённый резон в этом всё же есть. Особенно это актуально для тех, кого судьба своим непредсказуемым волеизъявлением, возможно, забросит в будущем и в эти края. Зная контекст "национального вопроса" или хотя бы имея представление о нём, больше шансов избежать потенциальные конфликтные ситуации во время путешествия по Туве.

Ещё четверть века назад, в конце советской эпохи, которая до этого официально не знала конфликтов на межнациональной почве (Карабах и пр. только начинали разгораться), я впервые побывал на Шивилиге. В то время сюда съезжалось большое число поклонников дикого отдыха, в разы превышающее количество отдыхающих ныне, причём это были не только жители Тувы (их было не более половины), но и приезжие с иных регионов, в основном, конечно, сибирских.

Все обитатели Шивилига и тогда обосновывались здесь исключительно по национальному признаку, причём этих национальностей было две: тувинцы и. все остальные. Характерно, что, казалось бы, наиболее близкие к тувинцам по языку, расовой принадлежности хакасы, всегда вставали рядом с русскоязычными.

Что касается нас, "бледнолицых", то здесь всё более-менее понятно, ведь причины для раздражения в отношении друг друга, конечно, были, но почему с хакасами такая история? Я деликатно пытался в своё время узнать причины недоброжелательства между двумя народами-соседями у самих хакасов. Последние объясняли это тем, что тувинцы чрезвычайно чванливы по отношению к ним. Они считают себя потомками древней цивилизации, "праправнуками" Чингис-хана. А хакасы, по их мнению, как завоёванный ими народ, ниже тувинцев по определению.

Если эти объяснения были, действительно, верны, то согласиться с их обоснованностью, с точки зрения истории (я уже не говорю об иных аспектах), невозможно. Хакасам нечего стесняться своего прошлого, во всяком случае по сравнению с тувинцами. Во-первых, на территории Хакасии существовала не менее древняя и развитая цивилизация, материальные памятники которой общеизвестны. Кроме того, население, проживавшее на территории Тувы, само в своё время было завоёвано монголами. А уж насчёт "родства" с Чингис-ханом тувинцев интересно было бы выслушать мнение монголов. Полагаю, что они вряд ли бы согласились с позицией жителей Тувы.

В общем, подытожу, в те времена открытого конфликта не было, однако противопоставление коренным населением себя всем остальным было заметно.

В 90-е годы экономико-политический кризис не обошёл стороной и Туву. Республика переживала упадок, возможно, даже более остро, чем остальные регионы России. И до этого не особенно развитая экономика рухнула здесь окончательно, а поток ресурсов, идущих из центра и экономически питавших республику, почти иссяк.

На этом фоне резко усилились антироссийские настроения ( в Конституции Тувы, к слову, до недавнего времени было положение о сицессии (возможности выхода из состава России)), которые переросли в межнациональные конфликты. Они проявлялись и в, собственно, криминальных событиях, и в психологическом "выдавливании" русскоязычных. (Кстати, на Шивилиге, куда я прибыл с братом во время разгара этих событий, в середине 90-х годов, мы оказались в единственном числе среди местных).

Поскольку последние ( русские) никогда в Туве не были большинством, то закономерно, что эта часть населения Тувы стала стремительно уезжать из региона, в котором они не видели достойного будущего для себя. В результате, даже по официальным данным их число сократилось с 33 до 18 процентов от числа жителей Тувы. Этот процесс, может и не в такой степени, продолжается и по сей день.

В результате, регион становится всё в большей степени моноэтничным, ухудшается статус русского языка, которым перестаёт владеть всё большее число тувинцев, особенно в сёлах. В таких условиях, у тувинцев, естественно, формируются установки на этническую замкнутость и разделение. Дезинтеграция с остальной частью России — ключевая проблема Тувы, которая продолжает оставаться регионом-нахлебником. Напомню, что более чем 90% бюджета Тувы — это федеральные дотации.

Москва — тоже хороша. Вместо того, чтобы научить регион "ловить рыбу", она снабжает Туву этой самой "рыбой", разумеется, не в желаемом Тувой количестве. Самое интересное, что все знают, как решать проблему ( строительство железной дороги, которая могла бы разрушить транспортную изоляцию Тувы, других инфраструктурных элементов, инвестиции в реальную экономику, формирование кадрового потенциала и пр.), но никто их не решает, в лучшем случае обсуждая их на различных уровнях.

Нельзя сказать, что общий социально-экономический контекст обстановки в Туве серьёзно ухудшает в последнее время межнациональные отношения, но можно с уверенностью сказать — и не улучшает.

На Шивилиге, как в зеркале отражается состояние межэтнических отношений в регионе. Не случайно, собирая с нас "мзду" за въезд в лагерь, нам недвусмысленно посоветовали не обосновываться в основной части лагеря, где дислоцировались исключительно жители Тувы, а подняться повыше на площадку, где расположились в том числе и наши соплеменники. Их правда, оказалось совсем немного, примерно четверть от всех отдыхавших. Остальная часть — коренное население, в основном среднего и старшего возраста.

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна

Исследовательская работа на тему "Минеральный источник Шивилиг" выполнена на основе книг Кара-кыс Аракчаа, Интернет ресурсов; также в работе представлены воспоминания жителей села об истории возникнования аржаана; легенда, связанные с аржааном Шивилиг; неписанные правила и многое другое. Эта работа интересна тем, кто интересуется аржааном Шивилиг, кто отдыхает в данном аржаане.

ВложениеРазмер
shivilig_ondar_sayho.docx 56.3 КБ

Предварительный просмотр:

1. Аржаан – минеральный источник……………………………..……… 5-6

  1. Шивилиг целебный источник …………………………………….. 7-8
  2. История возникновения аржаана …………………………………. 9-11
  3. Легенда об аржаане Шивилиг ……………………………………. 12
  1. Шивилиг сегодня………………………………………………..……… 12-13
  1. Зачем едут в Шивилиг …………………. …………………………. 14
  2. Лечащий душу…………………………..…………………………… 15
  3. Неписанные правила аржаана ………………..……………………. 16-17

Аржааны – это природные водные источники, с древних времен используемые тувинцами как лечебные. Это особая гордость нашей республики. В быту тувинцев культ аржаанов был велик: с ним связывали здоровье тела и духа каждого человека и рода в целом.

Актуальность темы исследования.

Я считаю, что эта тема является актуальной, так как Шивилиг является туристической зоной. Туристам мы должны показывать не только красоту нашей природы, но и уметь рассказывать о том, откуда они появились, какие легенды связаны с этими местами, об истории края.

В связи с развитием туризма в Шивилиге и повышенного интереса туристов разной категории и национальностей, возникла потребность в исследовании источника с точки зрения происхождения, так как химический состав аржаана Шивилиг исследован учеными Томским НИИ курортологии и физиотерапии. Целью исследования является изучение особенностей целебного источника – аржаана Шивилиг, дать этимологию названиям.

Новизна работы заключается в попытке анализа историко-этнографической характеристики аржаана Шивилиг.

Объект исследования – легенды и предания, связанные с аржааном Шивилиг, этимология названий.

Предмет исследования – источник – аржаан Шивилиг.

Методы и приемы исследования. Опрос среди населения, отдыхающих в источнике Шивилиг из других кожуунов и городов республики, из городов Российской Федерации, сопоставительный анализ Интернет ресурсов об аржаане Шивилиг. В результате исследования получилась подробная характеристика уникальной природной лечебницы Шивилиг.

Краткий обзор литературных источников .

Место исследования. Село Бай-Тал Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва, аржаан Шивилиг.

Сроки исследования. Исследование проводилось в течение трех месяцев, с июля по октябрь 2014 года.

Район исследования. Исследование проводилось в местности аржаана Шивилиг, в селе Бай-Тал, в котором находится аржаан.

Аржааны – это не просто природные богатства нашей республики, но и объекты, связанные с культурно-историческими традициями, культовыми обрядами, с философским мировоззрением, в основе которого лежит единство природы и человека, с кочевым образом жизни коренного народа, населяющего испокон веков территорию Тувы. Сохранившийся феномен лечения на аржаанах, сопровождающие обряды и традиции тувинцев – это часть мирового культурного наследия, наряду, например, с таинственным искусством хирургии без скальпеля филиппинских народных врачевателей.

В последнее время внимание людей все чаще стали привлекать источники-аржааны, поскольку в последнее время бурно развивается туризм. На протяжении тысячелетий человеческой истории они играли огромную роль в восстановлении здоровья, сохранении уникальной природы. [3]

Изучение источников ведется, однако, эта проблема еще не достаточно исследована. Оно представляет большой интерес для науки в целом. Но, к сожалению, некоторые исследователи больше внимания уделяют изучению химического состава источников. И это естественно.

Особое наше внимание привлекает минеральный источник Шивилиг, который находится недалеко от нашего села, интерпретируемое как природно-историческое, поскольку жизнь древнего человека находилась в исключительном единстве с природой. Живописные красоты природы, чистый горный воздух неотъемлемые части источника.

Актуальность темы исследования.

Много ли мы знаем о своей малой Родине? Земля Бай-Тайги красива и многолика, а уникальность природы и культурно-исторического наследия Шивилига бесспорна. Тот, кто хотя бы раз побывал в Шивилиге, навсегда оставляет здесь частичку своего сердца, стремится сюда вновь и вновь. Вот почему мы выбрали именно объектом исследования аржаан Шивилиг.

В настоящее время эта тема стала актуальной для нас, в связи с развитием туризма в аржаане Шивилиг и повышенного интереса туристов разной категории и национальностей. Целью исследования является изучение особенностей источника Шивилиг, дать этимологию названиям.

Предмет исследования данной работы – целебный минеральный источник – аржаан Шивилиг.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать историко-этнографическую характеристику аржаана Шивилиг;

- уточнить историю происхождения аржаана Шивилиг;

- описать источник – аржаан Шивилиг, этимологию названий, легенды и предания, связанные с этим местом.

Новизна работы заключается в попытке анализа происхождения аржаана, этимологии названия, историко-этнографической характеристики аржаана Шивилиг.

Объект исследования – легенды и предания, связанные с аржааном Шивилиг, этимология названий.

Предмет исследования – источник – аржаан Шивилиг.

Методы и приемы исследования. Чтобы реализовать поставленную цель, провели опрос среди населения, опрос отдыхающих в источнике Шивилиг из других кожуунов и городов республики, из городов Российской Федерации, сделали сопоставительный анализ Интернет ресурсов об аржаане Шивилиг. В результате исследования получилась подробная характеристика уникальной природной лечебницы Шивилиг.

  1. Шивилиг – одно из популярнейших в народе целебных источников.

Аржааны Тувы можно разделить на 2 группы: минеральные и пресные.

10 июля 2010 года Шивилиг официально открылся как туристическая база. [4]

Радон – это радиоактивный газ, и попадание его внутрь организма в большом количестве может вызвать нежелательные последствия. Содержание радона соответствует 360 эманам. [1; 6]

Аржаан Шивилиг популярен не только среди жителей Тувы, но и за пределами республики, каждое лето сюда приезжают туристы из-за Саян. [2]

Шивилиг (Бай-Тайгинский кожуун), расположен на западе Тувы, на левом берегу р. Хемчик, в 12 км от п. Кызыл-Даг. Абсолютная отметка 1800 м. Это холодные радоновые маломинерализованные воды. Аржаан Шивилиг – один из самых посещаемых аржаанов, куда приезжают лечиться не только из Тувы, но и из других регионов России. На источнике в аржаанный сезон действуют профилактории. Постоянное врачебное наблюдение до недавнего времени отсутствовало.

Важнейшим фактором, предопределяющим бальнеологические свойства Шивилигских минеральных вод является наличие в них радона.

Исследованиям аржаана Шивилиг с точки зрения разработки методов лечения различных заболеваний посвящены работы тувинского ученого к.м.н. Б.К. Кудерека. [5]

  1. История происхождения (возникновения) аржаана Шивилиг.

Эту историю рассказал наш информант Салчак Эрес-оол Чапаан-оолович, который в свою очередь узнал ее от своего отца.

Жена у Мургу Ак-ооловича была больна, весной и осенью у нее были галлюцинации, ее мучали какие-то незримые сверхъестественные силы, было плохо с сердцем. Они ходили по ламам, шаманам, но они помогали не всегда, или же помогали на краткое время, а недуг вскоре давал о себе знать. Мургу Ак-оолович изъездил всю Туву, в поисках лекарства для жены, возил ее в минеральные источники в других уголках нашей Тувы, но безрезультатно. Мужчина измучился и решил (по совету какого-то шамана) помолиться хозяину местности, в котором они жили. Раньше в этой местности было пастбище для коров Мургу Ак-ооловича.

Мужчина знал, что у пастбища был ледяной родничок (кара-суг). И он решил попробовать лечить жену с помощью воды из источника. В первый год он таскал воду домой в бочках, во второй год он вместе с родственником Салчак Чайдып Содунамовичем сделали деревянный желоб, по которой бежит вода. (Этот источник в настоящее время находится в верхней части аржаана и называется так же, как когда-то его назвал Мургу Ак-оолович Чурек аржааны – Сердце.) Мужчина молился хозяину местности, подносил приношения в виде кадак, утреннего чая с молоком. Каждый год летом они там принимали водные ванны, и через три года состояние его жены улучшилось, после об этом узнали местные жители и начали приезжать туда отдыхать вместе с семьями. Весть об источнике пронеслась по всей Туве, а местные жители стали приглашать своих родственников на отдых и лечение. А самый первый кадак завязал на этом месте Мургу Ак-оолович, который вылечил неизлечимую болезнь жены в аржаане Шивилиг. Потомки Мургу Ак-ооловича живут и работают в нашем селе, среди них есть преподаватель кафедры инженерно-технического факультета ТывГУ Мерген Кудераевич.

В ходе подготовки к докладу мы обратились к нему, он подтвердил достоверность информации, сообщив, что он слышал эту историю от своей матери (его мать – приемная дочь Мургу Ак-ооловича, родных детей у них не было). Мерген Кудераевич сказал, что Салчак Чайдып Содунамович, который помогал брату построить деревянный желоб, родной дядя учительницы математики Эммы Содунамовны Хертек, заслуженный строитель республики, мастер на все руки.

Мерген Кудераевич Чулдум также рассказал, что у жены Мургу Ак-ооловича было видение. Дух хозяина аржаана показался ей в виде марала и пообещал, что недуг пройдет. Об этом ему рассказала его мать, приемная дочь этой больной женщины. С тех самых пор семья и родственники Мургу Ак-ооловича последовали их примеру и начали лечиться в аржаане.

Вторую историю рассказала Содунам (Куулар) Чечек Салчаковна, жительница села Бай-Тал, родители которой жили в Шивилиге. Она же двоюродная сестра Мургу Ак-ооловича, родная сестра Салчак Чайдып Содунамовича.

«Я знаю эту историю не понаслышке. Все это происходило на моих глазах. Вся эта история - чистая правда. Желоб делали не только мои братья, но и мужчины близлежащих аалов. Мой брат Чайдып по просьбе Мургу Ак-ооловича сделал деревянный желоб, а другие мужчины помогали. А аржаан Шивилиг тогда был родничком. Моя мама всегда рассказывала нам как важно здоровье для человека и поэтому всегда водила нас к родничку, а сама совершала обряды, брызгала чай с молоком, произносила молитвы хозяину тайги.

Третью историю рассказал Барат Иргитович Делег-оол, учитель истории, ветеран школы.

Ранней осенью 1948 года к юрте Монгуш Баламчала приехали люди с лошадьми. Среди них были русский мужчина с дочерью. Это был Киселев, который приехал из Москвы. Мужчина поздоровался с хозяином на плохом тувинском, переводчиком был молодой Доржу и Саая Дандар. Они рассказали, что один из членов экспедиции заболел, и просили их помочь лекарствами. Монгуш Баламчал отправил мальчишек Кылын-оола, Мижита и Ойдупа из соседнего аала за аржааном. Вскоре мальчики принесли воду из источника, а Монгуш Баламчал добавил туда можжевельник, молоко и топленое масло и дал выпить больному. Через два дня у больного вся боль прошла. Это была вода из аржаана Шивилиг. Раньше эту местность называли Доргун.

В 1939 году отдыхающие в аржаане, включая Мургу Ак-ооловича, увидели молодого мужчину на вороном коне, который приближался к ним. Люди не обратили на всадника внимания, они думали, что этот человек проезжий. А когда спохватились, то ни с того ни с сего всадник исчез. Оказалось, что ранним утром хозяин аржаана объезжал свои владения на своем высоком коне. Отдыхающие думали, что это человек, а он как сквозь землю провалился. Только к полудню они поняли, что видели хозяина аржаана.

Легенду рассказал Борис Хертекович, другие информанты подтвердили достоверность информации.

Аржаан Шивилиг популярен не только среди жителей Тувы, но и за пределами республики, каждое лето сюда приезжают туристы из-за Саян.

На лечебно-оздоровительном аржаане есть система канализации с благоустроенными туалетами и септиком: один туалет – на две кабинки находится на горе, два – на несколько кабинок – в долине. Новые, пахнущие свежеструганными досками, с забетонированным полом и смывным бачком: дернешь за веревочку – и все смоется. Вода поступает по проложенным под землей и над землей трубам: использовали естественный напор текущих с горы источников. Появилась печь для сжигания мусора. Отдыхающие сжигают мусор в новой печке, специально построенной в лесу для уничтожения мусора. Построены 3 новые домики, есть и 3 традиционные юрты. В одной из них, кстати, ночевала группа известного тележурналиста Михаила Кожухова. Известному пропагандисту этнографии очень понравилось в Шивилиге. Кроме домиков построено небольшое административное здание: в нем – магазинчик с набором самых необходимых в тайге продуктов и вещей. Он же – помещение для встреч и приема гостей.

На горе находится целая система деревянных кабинок, в которых принимают ледяной радоновый душ со средней температурой воды плюс 6 градусов. Вернее, не душ, а льющиеся из деревянного желоба сильные струи, под которые нужно присесть: бодрит необыкновенно. Перед кабинками – удобные лавочки, чтобы ждать своей очереди.

На Шивилиге умеют внимательно относиться к пожеланиям и замечаниям отдыхающих, стараются быть с ними вежливыми и предупредительными. Сюда приезжает полиция, контролируя порядок. Когда включают дизель в районном детском лагере, можно попросить подзарядить мобильный телефон: связь здесь есть (МТС, Билайн и Мегафон).

Продаются дрова для костра, а дополнительный сушняк без проблем можно насобирать, гуляя по горам и долам. [3]

Шивилиг – одно из популярнейших в народе целебных источников. Для того, чтобы добраться до аржаана, нужно поехать от Тээли до сумона Бай-Тал, к которому и относится Шивилиг, нужно ехать 17 километров. И это не все: оставшиеся до целебного источника 16 км преодолеваются трудно – асфальта нет и в помине, а на пути множество больших камней и кочек. После 33 километров пути ты – на священной земле Шивилиг, которая нигде на картах не указана, но к которой народ стремится отовсюду.

В местечке Эзим в 1 км. от аржаана расположены летние чабанские стоянки, а слева от них – природный сад камней, каждый из которых на что-то похож. Любители активного отдыха смогут взять в прокат лошадей, конное снаряжение, спортинвентарь и воспользоваться экскурсионными услугами.

Планируется проведение пеших и конных туров по окрестностям Бай-Тайги, будет работать инструктор по верховой езде, желающие смогут играть в бильярд и теннис. Будет организовываться сбор ягод, грибов, дикоросов.

Шивилигские источники до сих пор продолжают оставаться местом паломничества для многих: молодых и старых, состоятельных и не очень, больных и здоровых. Несмотря отсутствие комфортных условий, сюда едет и едет народ. Кроме исцеления физических недугов, он ищет и исцеления души. И прозрачный источник щедро предоставляет его: шелестом опавшей хвои, немолчным пением воды, следованием древним обрядам и ленточкой, повязанной твоими руками.

Здесь душа забывает о сумасшедшем ритме современной жизни, стрессах, преодоленных в течение года и необходимости быть сильным всегда.На священной земле Шивилига ощущаешь, казалось бы, утраченную связь с теми, кто много веков каждое лето трогался с места, преодолевал неблизкий путь, чтобы омыться душой и телом в холодных струях аржаана и прикоснуться с почтением и любовью к священному дереву, чтобы повязать свою ленточку чалама или кадак.

Русские отдыхающие знают и соблюдают обычаи тувинцев. Маленький голубоглазый карапуз, прежде чем бежать за мамой к аржаану, положил к Белой Таре монету – один из видов традиционного подношения. Следуя тувинскому обычаю: три года подряд лечиться на одном и том же аржаане, приехал вновь. И привез с собой друзей.

Водные процедуры на аржаане принимают 3-4 раза в день. Начинают с 30 секунд и постепенно доводят до 5 минут – это максимум. Иначе может навредить. Признаки того, что слишком увлекся – головокружение, тошнота, слабость.

Под струю аржаана нужно подставлять больные суставы, позвоночник, особенно – место, где мучает остеохондроз. Затем, не вытираясь, сохнешь, похлопывая себя. Категорически запрещается держать под струей голову и затылок. После водных процедур обязательно нужно очень тепло одеться. Люди, щеголяющие в сорокоградусную жару в камуфляжных куртках, лыжных шапочках, сапогах, пуховиках и даже зимних пальто, здесь никого не удивляют.

Детям, если они не страдают хроническими заболеваниями, не рекомендуют принимать водные процедуры, они пьют только воду источников. А целебный воздух таежного аржаана – самое лучшее лекарство.

Наиболее активные отдыхающие ходят на аржаан Чурек – Сердце, который является верхней частью источника. Радоновые воды рекомендуются для наружного применения при лечении болезней периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы и органов движения. Показания минерализованных радоновых вод расширяются в зависимости от общего ионно-солевого состава и связаны, в основном, с болезнями органов пищеварения.

Нельзя лечиться на радоновых источниках людям с онкологическими заболеваниями, лечение на аржаане может дать рецидив. Нельзя вставать под струю источника больным заразными кожными заболеваниями: воды аржаана не успевают очиститься, и есть опасность, что заразится другой человек. Также туберкулезным больным категорически противопоказано такое лечение.

Просмотрев некоторые источники информации, мы убедились, что многие источники аржаана Шивилиг обладают каким-либо лечебным свойством, имеет свою историю, является частью культур народов, которые живут недалеко от источника. Название Шивилиг (Еловый) произошло от хвойных деревьев, которые растут в данной местности.

Таким образом, минеральный целебный источник Шивилиг является культовым местом. Местные жители верят, что у источника есть хозяин молодой мужчина. Это подтвердили большинство информантов. Так же в источнике есть богиня Белой Тары, отдыхающие молятся и просят ее благословения. Поэтому в источнике находится чаша, куда преподносят приношения, завязывают кадаки, произносят молебствия, опрыскивают священную в Туве пищу, в первую очередь чай с молоком, а также сладости. Часто оставляют монеты. По принятому здесь ритуалу следует прежде отдать дар хозяину. Незыблемые правила поведения на аржаане, которые требуется строго соблюдать всем отдыхающим:

- нельзя передвигать камни, ломать и рубить ветки, рвать цветы и листья, бросать мусор в источники и на территории, черпать грязной посудой из аржаана;

- запрещается шуметь, ссориться и сквернословить, появляться в нетрезвом виде, приносить и распивать спиртные напитки.

Исследование источника и связанных с ним обрядов требует комплексного подхода и рассмотрения как целостного явления.

4 Эртенгинин хаяазында ооруп-хоглээн Эргим чардаш аржааннарым онзагайлыын! Опейлидип омскен ооо дек ортемчейнин Онгур-каазын коруп ханмас Шивилиимни! Аймак- чонам аразынга чоргаарланыр, Амыр-чолун алгап-йорээр аржааным бар! Ынакшылды чардаш-каска шимеп алган Ырлап ханмас Шивилиимнин магаданчыын! Акы-дунма ковшей чангар аржаанымга Найвыралтын алтын чечээн чардашсыннар! Бай-Тайганын онза чардаш Шивилиинге Демниг чангар аалдап кээрге магаданчыын!

6 Аржааннын шут чаныга доктаап, ог, майгын, чадыр тик пес; Аржаан девискээринге януш чулбас; Аржаан чаны бокталдырбас; Аржаан бажынче кылаштавас; Аржаанга хип чугбас; Аржаан чаныга услуг шимээн, чогуш-крыш ундурбес. Аржаанап келген кижи акын-коган баглап, аъш-чеминин дээжизин аржаан ээзинге соннээр: Оршээ, хайвыракан! Озум болган, баарым болган Ортемчейим Аржаан су! Адап-скрап чедип келдим, Човуланым чодуп кор, Аарышкым адырып кор, Оршээ, оршээ, хайвыра кан!

8 Човуланым чоттун, Аарыымны арыттын, Аъжы-чемим делгедим, Акша-копьем салдым. Байвырлыг, менди-чагой, Ачылыг аржааным!

17 Уе дуптен бээр-ли ол чок кавынын малчыннары, ораторы, чурттакчылары 6 айнын тончузунде, 7 айнын чаазында мал-меган семирип, хот пакта рак элбээнде Бурганнын, аржааннын девискээрин чаартып, дерип, дагып найвыр-дойну эрттирер чанчылдыг чораан.

21 Ынчангаш, уруглар, оран- чурттунарнын бай-байлаан, аржаан- сукларын, кат-чимизин, оът-сигенин хумагалап, кадагалап, арка-арыгны бокталдырбайн, орт айвыылындан камгалап, оран-чурттувуска знак болуп кезээде хумагалап чоруулунар. Бистер чурттувусту омске бактан чайладып, знак чоруур болзувусса бойдузувус бийске база знак болуп бодуна нужен, дужудун харам чокка соннээр!

Читайте также: