Сообщение про альтернативную школу в германии

Обновлено: 15.06.2024

Руководитель курсовой работы: ____________ Чертилов А.К.

Содержание

Обзор литературных источников………………………………………………….….4

1. Исторический обзор становления системы образования…………………….6

2. Примеры некоторых типов образовательных учреждений………………. 10

2.1. Негосударственные школы Германии

2.2. Вальдорфские школы

2.3. Сельские школы Республики Бурятия (1970-1980-е годы)

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Разные аспекты сельских школ рассмотрены многими учеными: социологами, педагогами, историками, архитекторами. Тематика исследований варьируется от изучения истории определенного вида школы, национальных особенностей до разработки моделей обучения и функционального размещения объектов.

Разновидности школ: церковно-приходские и миссионерские (К.П. Победоносцев, Т.Е. Житенев, Ю.Ю. Гизей, Е.В. Крутицкая, Р.В. Ященко, Г.Л. Бимбаев), воскресные (М.В. Попинова), ортодоксальные (В.В. Минченко), вальдорфские (Е.В. Куприна), негосударственные (О.В. Ельцова, О.Б. Гач), адаптивные (В.И. Погорелова, Н.А. Заруба), частные (С.В. Сергеева, С.В. Кордле, С.Ю. Майданова), малокомплектные (Е.А. Булгакова), народные (Т.А. Журавлева).

История развития общеобразовательных школ различных регионов (Е.И, Одарченко, Л.Ш. Сулейманова, Р.Б. Карачаева, Р.Р. Нуреев, Е.А. Калинина, Е.Л. Бурдина).

Архитектурно-планировочные проблемы школ: оптимизация пришкольных территорий (Т.К. Магула), типология зданий (С.П. Славинский), приемы модернизации (О.А. Буник).

Модели школьного обучения:здоровьесберегающая (Н.А. Пастушенко), профильного обучения (Е.А. Вербичева, С.В. Сигалов), кластерная (А.Ю. Уваров), разновозрастная (Н.В. Байгулова).

Социальная функция школы (Л.П. Белова, Р.В. Данилов, Н. Артыков).

Одним из градообразующих факторов в сельском поселении является школа. В зависимости от разных подходов, школьный комплекс способен стать многофункциональным центром общественной жизни, также как и его ликвидация может привести к исчезновению населенного пункта или целой их сети. Проблемы размещения и эффективного функционирования школы как основы будущего имеют немаловажное значение. С конца 80-х годов XX века в различных странах снижается уровень подготовки выпускников, в результате чего начались процессы реформирования образовательных систем. Политика государства предусматривает модернизацию образования, во многом ориентируясь на западные образцы. Однако, необходимо учитывать специфику российского обучения, национальные, демографические и иные особенности регионов.

В современном обществе сегодня процветают различные неблагоприятные для развития личности наклонности, что формируется, в первую очередь, семьей и окружением. Широкий спектр основного и дополнительного образования позволяет свести до минимума участие родителей в воспитательном процессе своего ребенка. Нежелательным фактом является и проживание детей в интернатах, поскольку ослабевают родственные связи. Растет доля информационной перегруженности и снижается понимание. Существуют разные варианты улучшения создавшейся ситуации, в которых акценты смещаются от изменения приемов обучения до объемно-планировочных решений. Немаловажное значение приобретает знание положительных и отрицательных моментов существовавших в разное время образовательных учреждений различных стран.

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В Древних государствах преобладало домашнее обучение. Дети перенимали опыт старших, подражали друг другу непосредственно в семье и в общении с другими членами сообщества. Появлению и развитию школ способствовали религиозные учреждения, зачастую вместо педагогической мысли внедрявшие церковные постулаты, что обеспечивало восполнение религиозной и правящей элит.

Китай.

II тысячелетие до н.э. Сформировалась структура школ: начальные (иероглифическая письменность), средние и провинциальные (изучение конфуцианских законов), императорская. Подход к обучению подразумевал легкость и согласие между учеником и учителем, самодеятельность школьников. Наставник заботился об умении воспитанников самостоятельно ставить и решать различные задачи.

XIII-XIV века. При правлении монгольской династии по стране действовали письменность и школы Монголии наряду с китайскими. Развились астрономия, математика и медицина.

XIV-XVI века. Зарождается всеобщее начальное обучение. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7 лет в казенной начальной школе за умеренную плату. Обеспеченные люди нанимали учителя или отдавали ребенка в частную школу. Девочки получали воспитание в семье. За 7-8 лет ученики заучивали до 3 тыс. иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и китайской истории, овладевали каллиграфией. В случае успешной сдачи экзаменов, образование продолжали на второй ступени в течение 5-6 лет, изучая гуманитарные науки и арифметику. По окончании курса необходимо было сдать последовательные экзамены на три степени. Обладатели первой степени, не выдержавшие дальнейших экзаменов и не получившие чиновничьей должности, считались неудачниками и становились школьными учителями.

Система государственных экзаменов предопределила второстепенность роли школы, которая была начальной стадией многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования. При этом экзамены не способствовали выявлению талантов [6].

Россия.

В отличие от других стран, история России освещена всего примерно за тысячелетний период. С момента принятия христианства и насильственного обращения в византийскую веру появляются школы для подготовки новых служителей церкви и обучения русских людей новым правилам вероисповедания и нравственности. Отвергается все земное и проповедуется небесное и вечное.

Учителей из духовенства поддерживает княжеская, а позднее государственная власть. Первые школы устраивались, вероятно, по греческим образцам. Частное обучение было мало распространено, являлось доступным лишь немногим состоятельным людям. Большинство училось в школах, насчитывавших много учеников. Зачастую обучение помимо грамоты и церковного пения включало круг знаний, имевшихся в Византии, которая в то время считалась одной из самых образованных стран Европы. Однако не была известна арифметика.

В рекомендациях по методике обучения древней Руси нежелательны были телесные наказания, которые распространились позднее. Дети жили при училищах и монастырях, вне связи с семьями. Обучение начиналось с семи лет. Деление на классы производилось не по возрасту, а по успехам в подражании учителю.

С XVI века пение считалось уже особым ремеслом, которому обучали мастера. Они ходили по населенным пунктам и набирали себе учеников, а те, в свою очередь, учили других. В средние века практикуется получение образования за границей с последующей ориентацией на западноевропейские образцы. Утверждается схоластика как школьное учение. Существовали греческая, латинская и славянская системы образования [6].

В XVIII веке вводятся женские школы. В XIX веке проявляется стремление государственной школы заменить семью. Утверждалась казарменная дисциплина и беспрекословное подчинение. Ответной реакцией обществом создаются народные, частные, внешкольного типа учреждения. Реформа образования 1915-1916 годов признала автономию школы, уравняла в правах частные и государственные учебные заведения. Сельские школы поддерживаются сельскохозяйственными кооперативами. С целью сближения семьи и школы создавались родительские комитеты, но взаимное отчуждение все-таки сохранялось. С учреждением советской власти начались массовые педагогические эксперименты: проектируются школы-клубы, школы-коммуны, опытные станции Наркомпроса, ведется повсеместное строительство школ. Запрещаются наказания учащихся.

В 1930-х прекращается экспериментальное проектирование, возвращают административное воздействие на школьников. Формируется система профессионального образования: в городских начальных школах готовили кадры для промышленности, в сельских – для колхозов и совхозов, а в средней школе шла подготовка будущих студентов. Вводится насильственный всеобуч – школы рабочей и колхозной молодежи, коллективное воспитание.

По новой образовательной реформе 1958 года осуществляется переход от восьмилетнего к одиннадцатилетнему образованию. Ставится задача одновременного получения школьниками общего образования и рабочей профессии. Создаются учебно-производственные комбинаты. Конституцией 1977 года все формы образования объявляются бесплатными.

Уровень технического состояния помещений был низким, требовался капитальный ремонт зданий: 40% сельских школ не имели благоустройства, кроме электрического освещения; 45% обогревались печным отоплением; 60% обходились без канализации.

Реформа 1984 года имела целью постепенный переход ко всеобщему профессиональному образованию. Вводилось обязательное 9-летнее обучение не с семи, а с шести лет. Предполагалось, что одна треть выпускников неполной средней школы продолжит занятия в 10-11 классах для получения массовых профессий. Но уже в 1988 году школу освободили от массовой подготовки рабочих. Допускались предметы по выбору и негосударственные экзамены. Изменилась позиция государства: за образование теперь отвечали ученики и родители. Педагоги-новаторы формируют педагогику сотрудничества, отличную от прежней авторитарной. Сотрудничество получило широкую поддержку общества. Появляются авторские школы. В 1990-х годах школы были преобразованы из государственных в муниципальные.

В 2000 году началась программа модернизации российского образования. При этом процессы реформирования не замыкаются в самой системе образования, а затрагивают и другие сферы, являются условием успешного развития страны.

На основе анализа исторического пути образования можно сказать, что в России сложился тип редуцированной образованности, ориентированной на обеспечение технических умений, а не на сохранение ценностей [2, 6].

2. ПРИМЕРЫ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Негосударственные школы Германии

Почти во всех западноевропейских странах существуют школы полностью или частично независимые от государства. В связи с тем, что они прямо или косвенно получают финансовую помощь от государства, О.В. Ельцова пишет о более правильном обозначении их негосударственными, а не частными. Преимущества подобных школ: высокое качество обучения, эффективные средства и методы обучения, индивидуальный подход. Недостатки: работа по желанию приводит к безответственности и неорганизованности; многообразие методов при минимуме уроков чревато пробелами в знаниях; антропософия может привести к противопоставлению себя миру; обучение в привилегированных учебных заведениях завышает самооценку и уверенность в своей исключительности.

Вальдорфские школы

1. до 7 лет – подражание (физическое тело);

2. до 14-15 лет – авторитет (эфирное тело);

3. до 21 года – самодостаточное суждение (астральное тело).

Поначалу не придавалось особого значения зданию и обстановке. Но с открытием в 1921 году при школе детского сада на 4-5 часов было уделено внимание окружению. Рекомендовалось следовать простой и оригинальной архитектуре, избегать прямых и острых углов. Двери выполнялись в форме воротцев, стены декорировались простыми тканями неброской окраски, украшались природными материалами. В детском саду не обучали предметам, а знакомили с видами деятельности.

В России идеи вальдорфской педагогики получили признание в конце 1980-х годах, поскольку позволяли решать проблемы социального воспитания в кризисных условиях жизни. Инициативные группы стали открывать школы и сады, проводить курсы и семинары [5].

Montessori-Oberschule-unterricht-7 Plauen

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЫ

Главный принцип, которым руководствовался Рудольф Штайнер при создании школы в Штутгарте, гласил:

(Ребенка следует с трепетом принять, в любви взрастить и отпустить на свободу).

Концепция школы прижилась, и вскоре в различных городах Германии возникло еще восемь подобных школ. Их стали называть вальдорфскими школами или школами Рудольфа Штайнера.

Их существование было прервано во второй половине 30-х годов, когда школы начали подвергаться притеснениям со стороны нацистского режима. К 1938 году все они были закрыты, исключение составила школа в Дрездене, закрытая лишь в 1941 году. В 1945-м она вновь смогла открыться, но вскоре была опять запрещена, на сей раз уже социалистическими властями ГДР.

ДУХОВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО VS АКАДЕМИЧЕСКИE ЗНАНИЯ

Вальдорфские школы являются частными школами, создание и функционирование которых гарантируется Конституцией ФРГ.

В вальдорфской школе дети, как правило, учатся с 1 по 13 класс, но есть при школах и детские сады. Перейти в школу после окончания традиционной начальной школы (Grundschule) весьма проблематично.

Trier-germany-waldorfschule CC BY-SA 3.0, httpscommons.wikimedia.orgwindex.phpcurid=1251672

Здание вальдорфской школы в Трире © wikimedia

А как же государственные экзамены? Экзамены на аттестат зрелости (Abitur) в вальдорфских школах проводятся на общих основаниях для тех учеников, которые хотят получить аттестат. Для этого в 11-й класс приглашаются учителя из государственных гимназий, которые готовят учеников, а затем и принимают экзамены в соответствии с общегосударственными нормами.

1080px-Naumburg_Montessorischule_(1) By Reise Reise - Own work, CC BY-SA 3.0, httpscommons.wikimedia.orgwindex.phpcurid=49377917

Здание школы Монтессори в г. Наумбург

© Reise Reise, wikimedia

ШКОЛЫ МОНТЕССОРИ В ГЕРМАНИИ

Основное отличие от традиционных школ — это формирование классов не по году рождения, а по возрастным периодам: 3–6 лет, 6–12 лет, 12–15 лет.

В школах Монтессори ученики имеют возможность получить все виды государственной выпускной аттестации.

Общим в концепциях вальдорфских школ и школ Монтессори считается то, что ребенка нужно ограждать от стрессов современной жизни, чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры. Обучение направлено на выявление и развитие навыков, талантов, заложенных в детях природой.

Текст: Анастасия Гааг

Фото: занятие в школе Монтессори г. Плауэн © Школа Монтессори, Плауэн

Главный принцип

Большое внимание в вальдорфских школах уделяется духовному воспитанию детей и родителей (об этом – ниже). Забота о здоровье подрастающего поколения выражается здесь, в частности, в выборе специальных (как правило, натуральных) материалов для отделки школьных помещений, цветовой гамме окраски стен и т.д. Не удивительно, что такие школы получили широкое распространение в мире: по состоянию на начало 2011 года их общее число достигает 1000, в том числе в Германии – 222, в остальной Европе – 464, вне Европы – более 300. Таким образом, вальдорфские школы сейчас являются одной из крупных независимых систем образования.

В вальдорфских школах Германии число учащихся с миграционным прошлым достигает 20%. О признании этих школ свидетельствует, например, тот факт, что в Rudolf Steiner-Schule в Мюнхене (на Леопольдштрассе 17) в свое время занимались дети премьер-министра Баварии Франса Йозефа Штрауса (Franz Josef Strauß).

Особенности вальдорфских школ

Особенностью вальдорфских школ являются также:

– построение всего процесса обучения на художественных принципах; – особый дух братства учеников и учителей; – повышенная роль родителей в учебном процессе. Такие принципы образовательного процесса были не по душе нацистскому режиму, и поэтому вальдорфские школы в большинстве покоренных нацистами стран Европы были закрыты и возобновили свою работу лишь по окончании Второй мировой войны. Сегодня экзамены на аттестат зрелости (Abitur) в вальдорфских школах проводятся на общих основаниях для тех учеников, которые поставили себе такую задачу. Для этого в 11-й класс приглашаются учителя из государственных гимназий, которые готовят учеников к абитуру, а затем и принимают экзамены в соответствии с общегосударственными нормами.

Примером воспитания художественных начал у детей может служить биография немецкого скрипичного мастера Анны Катарины Луманн (Anna Katharina Luhmann): еще во время учебы в вальдорфской школе в Штуттгарте она изготовила свою первую скрипку.

Школа для родителей?


На вопросы Вашего корреспондента о принципах участия родителей в работе этих школ отвечает член правления Союза вальдорфских школ Германии (Bund der Freien Waldorfschulen) доктор Хенниг Куллак-Юблик (Henning Kullak-Ublick):

– Известно, что школьный процесс в системе вальдорфских школ проходит в тесном контакте с родителями. Каким способом это достигается?

– Так как родители сознательно выбирают наши школы для своих детей, они интересуются учебным процессом. Уже с момента регистрации детей в школе их родители автоматически становятся членами школьного союза и потому считаются школьными наставниками. Все школьные учителя посещают своих учеников на дому. Эти посещения помогают учителям лучше познакомиться с родителями и облегчить решение спорных вопросов. Родительские вечера, родительские рабочие группы, родительский совет и общественные мероприятия, в которых участвуют родители, создают условия для решения неотложных вопросов.

– Какие семинары для повышения педагогических знаний родителей проводятся в школах в течение учебного года?


– Как велика в вальдорфских школах доля детей с миграционным прошлым, в том числе выходцев из бывшего СССР?

– Наши школы открыты для всех детей – вне зависимости от того, в каких социальных, этнических, религиозных или мировоззренческих обстоятельствах выросли эти дети. Напомню, что в Германии с давних пор существует традиция, по которой школы считаются государственными учреждениями. Поэтому школы другого плана очень часто не рассматриваются в качестве естественной альтернативы. В большой степени такое отношение к альтернативным школам присуще семьям с миграционным прошлым. Именно поэтому, например, в Манхайме, где проживает много семей с миграционным прошлым, была создана интернациональная вальдорфская школа. Большой педагогический и социальный успех этого начинания уже привел к созданию подобных школ и в других городах. Следует также упомянуть, что в вальдорфских школах, где преподают русский язык как второй иностранный, работают учителя из бывшего Советского Союза.

– В чем вы видите принципиальное отличие вашей школы от обычной гимназии?

– Для поступления в нашу школу не нужно заканчивать начальную: у нас дети учатся с первого по 12-й класс вне зависимости от того, какую цель они ставят в части получения документа о среднем образовании. В гимназию же детей принимают при наличии у них определенных амбиций, не говоря уже об уровне начальной подготовки. В нашей школе с помощью различных методик у детей развивают в равной степени моторно-практические, креативно-художественные, социальные и интеллектуальные возможности. В гимназиях же сделан упор на развитии познавательных функций.


– Сколько стоит учеба в вашей школе и есть ли скидки для неимущих семей?

– В среднем стоимость обучения составляет 200 € в месяц, но между федеральными землями существуют некоторые различия в стоимости. Все наши школы одинаковы в том смысле, что они не закрывают двери перед детьми из малообеспеченных семей: сообщество родителей всегда находит возможность оплатить учебу детей из малообеспеченных семей за счет состоятельных родителей.

– Ваши школы предназначены для больных детей?

– Существует мнение, что вальдорфские школы предназначены в основном для умственно недоразвитых или трудновоспитуемых детей, а здоровым детям там, мол, делать нечего! На самом деле это мнение является искаженной мыслью Рудольфа Штейнера о том, что и от больных, и трудновоспитуемых детей общество не должно отворачиваться. В обычных гимназиях такие дети, как правило, отчисляются за плохое поведение или неуспеваемость. Педагогическая практика вальдорфских школ показывает, что методы духовного и художественного воспитания дают хорошие плоды и в этих трудных случаях.

Обучение в школах современной Германии открывает перед детьми возможность успешно поступить в престижные вузы Европы и получить высокооплачиваемую профессию.

Школы в Германии

Рассмотрим школы Германии, их типы, отличия и сильные стороны немецкого образования.

Виды школ в Германии

В стране предлагаются разные возможности получения образования. Школьное образование находится под контролем государства. Как правило, дети с ограниченными физическими возможностями учатся вместе со всеми. Для детей, испытывающих затруднения в коллективной учебе, открыты специальные школы Sonderschule.

Кроме бесплатных государственных школ, которые финансируются за счет налогоплательщиков, в стране действуют частные учебные заведения – Privatschulen. Около 70% бюджета частные учреждения получают от государства.

В разных федеральных землях Германии устанавливаются верхние границы на взимаемую с родителей сумму. Требования к преподавательскому составу в государственных и частных школах одинаковые.

В Германии открыто более 150-ти двуязычных начальных школ. Некоторые предметы здесь преподаются на родном языке родителей мигрантов. В таких учреждениях учатся и дети, для которых немецкий — родной язык.

Детям легальных мигрантов доступны любые школы, государственные и частные, если выполняются условия зачисления. При платных учреждениях действуют подготовительные курсы для иностранцев. Они помогают увеличить шансы на зачисление в выбранное учреждение.

Особенности обучения

Каникулы. Летние каникулы у немецких школьников длятся 1,5 месяца, рождественские — 3 недели, весенние и осенние — 2 недели.

Каждая Федеральная земля разрабатывает собственную концепцию обучения в государственных школах, определяет учебные программы, расписание каникул. Начало учебного года, как правило, приходится на вторую неделю сентября. Как и график каникул, в каждой Федеральной земле эти сроки разные.

Согласно законодательству Германии, ребенка до 9-ти лет нельзя оставлять одного дома, поэтому здесь большой популярностью пользуются группы продленного дня. Фото: Yan Krukov / Pexels.com

Ступени образования

Дети в Германии начинают посещать школу с 6‑ти лет. Перед этим они обычно ходят в дошкольное учреждение. Система школьного образования включает три основные ступени.

Начальное образование

Обучение детей от 6‑ти до 10–12 лет. Базовые предметы преподаются в комплексе в рамках одного предмета. Нагрузка составляет 20 – 30 часов в неделю. Первые два года оценки детям не ставят. По завершении Grundschule учащиеся переходят в среднюю школу. Выбор типа школы зависит от оценок.

Среднее I

Следующий основной период обучения — до 10-го класса. Ребенок может быть зачислен в гимназию, реальную, основную или объединенную школу.

Учреждения отличаются разным подходом к обучению и возможностями

  • В Gymnasium зачисляются по рекомендательным письмам учителей. Программа сложная, дети обучаются нескольким языкам. Выпускники 12-го класса имеют право поступить в технические институты, по завершении 13-го класса выпускники получают аттестат о полном среднем образовании. Это дает возможность поступать в европейские и американские вузы. В Realschule учатся с 5‑го по 10‑е классы по узконаправленной программе, где есть выбор определенной специальности. Аттестат об окончании реальной школы дает право поступить в технический колледж, ПТУ, перейти в гимназию, чтобы по окончании 13-го класса продолжить образование в высших учебных заведениях мира.
  • В Hauptschule учатся до 10-го класса. Базовое образование нацелено на выбор будущей рабочей профессии. Акцент делается на прикладные науки. После курса основной школы дети, как правило, поступают в профессиональные училища для получения рабочих профессий.
  • Gesamtschule включает признаки главных принципов обучения вышеперечисленных типов школ. Длительность обучения составляет 6 лет, в отдельных федеральных землях ученикам доступны 11–13 классы.

Среднее II

Ко 2‑й ступени среднего образования относится период 11–12 классов в гимназии. В 13‑м классе гимназистов уже называют абитуриентами и готовят к вузам.

Программа обучения в последних классах и требования к выпускным экзаменам более сложные. Фото: Ivan Samkov / Pexels.com

Вступительных экзаменов в вузах страны нет. Приём в вуз осуществляется на основании среднего балла аттестата и с учётом социальных факторов.

Система распределения по школам часто подвергается критике из-за неравенства доступа к высшему образованию. Поэтому в последнее время большое развитие получают школы типа Gesamtschule. При хорошей успеваемости у ученика появляется возможность претендовать на аттестат Abitur.

Государственные школы Германии: отличия от российских

В отличие от российской системы обучения, в школах Германии ученику предоставляется больше самостоятельности, но это не снимает с него ответственности. От учеников требуются серьёзное отношение к урокам, намерение в дальнейшем получить профессию и приносить пользу обществу. Если выяснится, что родители поощряют прогулы своих детей, их могут оштрафовать.

Школьные уроки длятся по 45 минут и проходят в форме дискуссии. Фото: Tima Miroshnichenko / Pexels.com

Школьники могут отказаться от изучения некоторых предметов, которые им не пригодятся. Но есть и список обязательных. В их числе – математика, немецкий и один иностранный язык.

Как поступить в государственную немецкую школу иностранцу?

Немецкие школы принимают иностранцев на обучение с 6‑ти лет, в любой период учебного года.

Документы, которые потребуются для зачисления:

  • удостоверение личности (зависит от возраста);
  • выписка из табеля с оценками из российской (или другой) школы;
  • результаты тестов, сертификаты, свидетельствующие о владении немецким языком;
  • характеристики с последнего места обучения.

Платные школы в Германии

Частные школы отличаются от государственных определенным видением методов и организации системы образования, уклоном на определенные ценности. Например, это может быть церковная школа или учреждение с упором на спорт.

Большой интерес у мигрантов вызывают частные Вальдорфские общеобразовательные школы Германии. Обучение в них ведётся без оценок с минимальным набором учебников. Программы опираются на возрастные особенности детей. Основная цель методики — помочь детям развить способности и таланты, стать личностью.

Состоятельные немцы предпочитают отдавать детей учиться в частные школы следующих типов.

Обучение в негосударственных общеобразовательных учреждениях Германии традиционно считается более престижным, чем в государственных. В стране насчитывается примерно 5900 таких учреждений. Фото: Max Fischer / Pexels.com

Иногда администрация школы может пригласить на собеседование.

Обучение в немецких школах открывает возможности личностно реализоваться, открыть себя в спорте и творчестве, жить в одной из самых безопасных стран мира.

В государственных школах платными будут школьные принадлежности, частично – учебники. За различные школьные туры, организуемые для учеников, родителям также нужно платить. Школьные расходы малоимущих семей в полной мере покрывает государство.

Условия поступления и стоимость

Проживание и обучение в платной школе должно соответствовать минимальному порогу требований. Для этого нужно собрать следующие документы:

  • сертификат на знание немецкого и английского языков (уровень определяется правилами учреждения);
  • выписку годовых оценок за два последних года обучения в российской школе (если это не начальная школа);
  • рекомендательное письмо от администрации бывшего учебного заведения.
  • В школе также могут быть предусмотрены проверочные экзамены по математике, английскому и немецкому языкам.

В месяц расходы на ученика Международной школы могут превысить 1000 евро.

Заявочный взнос может составить 100 евро, регистрационный сбор – порядка 3 000 евро.

В каждой школе свои расценки. Диапазон расценок на школы-пансионы составляет от 11 600 евро до 40 000 евро за семестр.

Читайте также: