Сообщение природопользование в истории человечества

Обновлено: 05.07.2024

Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и изучить основные законы природопользования.

Развивающие: показать зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях.

Воспитывающие: помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.

Оборудование: Статьи из периодической печати; фотографии из журналов, газет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; презентация (приложение 1); набор карточек и задач к уроку (приложение 2, приложение 3).

Ход урока

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива,
Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права;
Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Иоганн Вольфганг Гёте.

1 этап. Проверка знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Охотнице-сове средь ночи тёмной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька;
Светляк же – ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный.

1. В данном отрывке описана цепь питания.

К этому выводу приходят учащиеся в ходе беседы.

2. А теперь постройте пищевые цепи из предложенных вам организмов в лиственном лесу.

а) мятлик луговой – зелёный кузнечик - травяная лягушка – обыкновенный ёж – лиса;

б) мятлик луговой – зелёный кузнечик - травяная лягушка – обыкновенный уж – обыкновенный ёж – лиса;

в) мятлик луговой – рыжая полёвка – ястреб;

г) мятлик луговой – рыжая полёвка – обыкновенная гадюка – обыкновенный ёж – лиса;

е) дуб черешчатый – гусеница дубовой пяденицы – поползень – ястреб;

ж) дуб черешчатый – жук короед – пёстрый дятел – ястреб.

3. Охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих экосистему.

4. Назовите продуцентов и консументов в своей цепи.

2 этап. Изучение нового материала

1. Природопользование в истории человечества. (Лекция с элементами беседы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 вопрос. А будет ли человек звеном этих цепей?

История развития земного человечества – это история преодоления экологических кризисов, т.е. разрешения противоречия между степенью воздействия человека на природу и её возможностями.

Примерный ответ. Да, так как он неотъемлемая часть живой природы.

Экологические кризисы в истории развития человечества можно рассмотреть в виде графика: отложим по оси абсцисс время, а по оси ординат – степень антропогенного воздействия. Точкой отсчёта будет время возникновения предковых форм гомо сапиенс (человека разумного). Произошло это около 3 млн лет назад – время 1 экологического кризиса, приведший к появлению предков человека разумного – кризис аридизации: глобальные климатические изменения на планете того времени привели к разрежению древесной растительности – кризис разрешился появлением прямоходящих антропоидов.

Путь от антропоидов до появления человека разумного оказался очень долгим.

Возможности примитивного человека по добыче ресурсов были ограничены.

Построение графика "Развитие природы и общества в кризисах".

Заполнение графика по ходу урока.

2 вопрос. Как добывал себе пищу первобытный человек?

И, несмотря на долгую эволюцию, 35-50 тыс лет назад, человек подошёл к кризису ресурсов промысла и собирательства. Преодоление этого кризисного состояния произошло путём применения стихийных биотехнических мероприятий (биотехническая революция), например, выжигание растительности, совершенствование орудий охоты, изобретения лука, капкана, сетей.

Применение более современных орудий лова всего через несколько десятков лет, 10-50 тыс лет назад поставило человека перед проблемой перепромысла: число объектов охоты человека, а это, как правило, были крупные позвоночные -консументы, стремительно сокращалось, их смертность превышала рождаемость. Этот период назван кризисом перепромысла или кризисом консументов. Он привёл к сельскохозяйственной революции.

Примерный ответ. Занимался собирательством и охотой.

3 вопрос. Какие события этого времени вам известны?

Возникает земледелие, активно идёт одомашнивание животных, что является предпосылкой осёдлого образа жизни. Человек переходит к производству продовольствия. Как результат осёдлости и решения проблемы пищевых ресурсов, численность людей растёт, следовательно, увеличивается давление на среду. Этот этап завершается кризисомпримитивного поливного земледелия, засолением почв и деградацией примитивного поливного земледелия. Это стимулировало переход к преимущественному развитию неполивного земледелия. (Вторая сельскохозяйственная революция около 2 тыс лет назад.)

Стремительно развивающиеся общество приводит к бурному развитию производственных сил. На данном этапе развития ощущается большая потребность в древесине. Она используется на разные цели: для обогрева, строительства и т.д. Массовые вырубки сокращают площади лесов, как следствие, идёт удорожание древесины. Уничтожение и нехватка растительных ресурсов привело к возникновению кризиса продуцентов, вследствие этого, промышленная революция, произошедшая 150 – 350 лет назад.

Человек переходит на более энергоёмкое топливо.

Примерный ответ. Возникновение земледелия и скотоводства.

4 вопрос. Приведите примеры такого топлива.

Происходит бурный рост и развитие промышленности, возникают сложные производственные циклы. Рост продукции, создаваемой человеком, и одновременно рост отходов производства столь стремителен, что редуценты не успевают отчищать биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не могут этого сделать. Формируется кризис редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов, в связи с чем, этот кризис также называется угрозой нехватки минеральных ресурсов. Данная ситуация разрешилась с помощью научно-технической революции 30-50 лет назад. Научная мысль привела к появлению ресурсоёмких и малоотходных технологий.

Через очень короткое время, почти одновременно, наступает ещё два экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение устойчивости экосистем.

Примерный ответ. Уголь, нефть, газ.

5 вопрос. Какой выход видите вы?

Энергетическая революция и регулируемая коэволюция, как результат революции экологического планирования - это выход из экологических проблем современного общества.

Примерный ответ. Решение первой: нетепловые источники энергии – энергетическая революция. Решение второй: воспитание экологического сознания.

2. Изучение основных законов природопользования. (Работа в группах по карточкам. Приложение 3)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сейчас мы приступим с вами к решению экологических задач, разложенных у вас на партах. И я думаю, что в процессе их разбора, каждый из вас придёт к тому же выводу, что и Барри Коммонер.

Исходя из решения первой и второй задачи, мы можем сделать вывод, что вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы. Об этом первый закон.

Первый закон.Всё связано со всем.

Человек обязан предвидеть все возможные последствия своего вмешательства в природу.

Решение 2 задачи:

Х= 140 000 л кислорода мы лишились.

Работа в группах.

1 группа. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но в некоторых районах земного шара они превратились в серьёзную опасность. Возникла сложная и трудная в своём решении проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами сернистых соединений. Каковы последствия кислотных дождей и как их предотвратить.

2 группа. К Новому году на 20 га вырубили ёлки. Какого объёма кислорода мы лишились, если 1 га елового леса даёт 10 кг кислорода?

32 г кислорода (молярная масса)

Занимает 22,4 л (молекулярный объём)

200 кг = 200 000 г занимает объём х л.

Решение 3 и 4 задачи подводит нас ко второму закону Коммонера.

Второй закон. Всё должно куда-то деваться.

Все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы – круговороты веществ. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах. Безотходных технологий в производстве не бывает, поэтому человеку нужно думать о надёжных методах захоронения отходов или их вторичном использовании.

Исходя из решения 5 и 6 задачи, мы приходим к выводу, что общество должно нести определённые финансовые расходы и на восстановление естественных экосистем, и на содержание служб, контролирующих рациональное природопользование. Об этом третий закон Б. Коммонера.

3 закон. За всё надо платить. Ничего не даётся даром.

Решение 6 задачи.

500 г х 500 деревьев = 250 000 г

(250 кг сернистого газа)

250 г х 500 деревьев = 125 000 г (125 кг хлора)

4 закон. Природа знает лучше.

Изымать биологические ресурсы из экосистемы можно лишь в таком количестве, чтобы она их смогла сама восстановить за счёт своих механизмов устойчивости. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать.

Это последний закон Б. Коммонера. А теперь посмотрите на них внимательно и поясните, с каким из законов созвучны слова нашего эпиграфа.

3 группа. Откуда берутся нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они скапливаются? Каковы их последствия влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?

4 группа. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии.

Школа собрала за год 15т макулатуры.

Сколько деревьев сохранили школьники?

(150 000 кг: 60 кг = 250 деревьев, 3 000 кубометров воды и 15 000 кВт/ч электроэнергии).

Вы – директор мебельной фабрики, от ваших решений зависит не только экологическое состояние вверенного Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли. Как Вы поступите.

1) Установите дополнительные фильтры.

2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом, произведёте акционирование.

3) Проведёте модернизации с помощью банковского кредита.

6 группа. Главным источником загрязнения окружающей среды в городе служит автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Какой Вы видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может без ущерба для себя уничтожить свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора.

Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит лесополоса, состоящая из 500 деревьев.

7 группа. 4 тыс лет назад пустыни Сахара, в её современном виде, не существовало; а Ливийская пустыня менее 2 тыс лет назад была житницей Рима. Что произошло с этими землями и почему говорят, что пустыня – это результат неумелой агротехники?

Вопрос. В чем вы видите главную причину экологического кризиса?

Примерный ответ. Причина экологического кризиса – кризис личности человека, притупляется сознание, растёт агрессивность.

Необходимо глубоко изучать природные процессы и вследствие этого реализовывать различные проекты с минимальным экологическим риском.

3 этап. Закрепление

Цель: определить уровень вашего экологического сознания.

1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу?

А) Человек и природа (1 балл)
Б) Природа и человек (2 балла)

2. Что должно быть положено в основу природопользования?

А) Законы природы (3 балла)
Б) Законы общества (2 балла)
В) Человеческие потребности (1 балл)

3. Почему нужно бережно относиться к природе?

А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней (2 балла)
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека (1 балл)

4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации?

5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса?

А) В несовершенстве производственных технологий (2 балла)
Б) В слабости экономике (3 балла)
В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе) (4 балла)
Г) В научно – техническом прогрессе (1 балл)

От 5 до 10 баллов: потребительское отношение к природе, она – только источник благ.

4 этап. Заключение

5 этап. Домашнее задание

История человечества начинается с первобытных времен. Весь период существования человечества, становления цивилизации и развитие культуры общества сопровождались процессом активного природопользования. Это началось примерно 1,5-2,5 млн лет назад, во времена существования древнейших людей, то есть первых видов рода Человек — Человека умелого (Homo habilis) и Человека прямоходящего (Homo erectus).

От самых первых ступеней развития человечества до вершин современной цивилизации отношение к природе является мерой культурного уровня общества.

Изготовление каменных орудий древнейшими людьми стало не только началом эпохи материальной культуры человечества, но и началом грандиозных изменений в природе, производимых силами человека на всей поверхности земного шара. Ученые полагают, что уже около 15 тыс. лет тому назад человек полностью заселил ойкумену — весь современный ареал своего обитания на Земле. С этих времен человек начал осваивать природные ресурсы всех географических зон на разных материках.

Первое воздействие людей на природу было связано лишь с добыванием (собирательством) пищи и расселением по земной поверхности. Но, научившись пользоваться огнем, люди стали применять его не только для обогрева, но и во время загонной охоты на зверя, для выжигания леса, расчистки площадок для жилищ и посевов.

Неумелое пользование огнем часто приводило к большим опустошительным пожарам. Многие считают, что выжигание человеком тропических лесов в Африке способствовало увеличению площади саванн и привело к замене первичных тропических лесов в Индии вторичными — джунглями.

Значительным фактором влияния людей на природу служила охота. Особенно сильно повлияла коллективная охота на численность видов крупных животных. С одной стороны, она явилась значительным и перспективных открытием для человека. Планирование загона зверя и осуществление охоты способствовало усложнению социальных отношений, развитию человеческой речи и разума, активности мыслительной деятельности. Вместе с тем все более ухищренные способы коллективной охоты и увеличение численности человеческого населения привели к гибели большого числа животных в разных регионах планеты. Полагают, что к 1600 году по вине человека исчезло не менее 150 видов крупных позвоночных животных.

Применение примитивных орудий, использование огня, совместное проживание и коллективное добывание пищи обозначили качественно новую ступень в освобождении первобытного человека от влияния природы и зародили в нем стремление к господству над ней.

Начало культурного природопользования


Превращение девственного ландшафта долины Нила, поросшей деревьями и кустарниками, в пахотные угодья. Копия росписи на стене храма Древнего Египта

Если коллективная охота обусловила гибель многих крупных животных, то развитие земледелия, животноводства и оседлость населения привели к существенным изменениям во всем комплексе условий окружающей среды, особенно в местах древних цивилизаций.

Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству вследствие их огромной значимости для жизни человека и общества часто называют сельскохозяйственной революцией, которая считается наиболее важным событием в истории овладения человеком окружающей среды.

Начало научного природопользования

Эпоху Античного мира от Новой истории отделяет тысячелетний период. Господствовавший в это время низкий технический уровень природопользования, особенно применение подсечно-огневого способа расчистки земель под посевы, привел к значительному сокращению лесов, уничтожению растений, животных и изменению общего облика поверхности Земли.

Эпоха Возрождения положила начало новому этапу в истории человечества. Это было время Великих географических открытий, зарождения современного естествознания, просвещения и промышленности. Мореплавание способствовало расширению пространственного кругозора человечества и накоплению разнообразных сведений о природе иноземных стран. Возросла деловая активность, в мировоззрении людей прочно утвердилась идея о том, что человек может стать хозяином своей судьбы, а разумным трудом можно взять у природы все необходимое ему для жизни. С освоением залежей различных полезных ископаемых (каменного угля, горючих сланцев, нефти) начинается бурное развитие промышленности. Создание парового двигателя привело к появлению механизированного транспорта, различных машин.

Промышленное природопользование

В XVIII-XIX веках произошла промышленная революция. Она способствовала массированному воздействию человека на природную среду биосферы. В огромных масштабах шло отчуждение земель под промышленные производства, бурный рост которых сопровождался загрязнением воздух и растительности, эрозией почв, изменением климата, исчезновением многих видов растений и животных, ухудшением пастбищ, истощением природных ресурсов.

Однако не только развитие промышленности, но и потребительское отношение людей к богатствам природы вели к ее истощению.

Неизмеримым по мощи и скорости нарастания природопользования в целях повышения комфортности своего существования стал XX век. В науке, особенно в области естествознания, были сделаны небывалые прорывы: открытие новых видов энергии (атомная энергия), создание новых химических органических соединений (нейлон, капрон, полиэтилен, ядохимикаты и др.), выход человека в космос, познание законов наследственности и создание новых сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к болезням, клонирование организмов. Эти достижения обозначили качественно новый этап в жизни человечества — не только покорение природы, но и переделку ее свойств для нужд человека. Этот новый уровень цивилизации, получивший наибольшее развитие во второй половине XX века, назвали научно-технической революцией (НТР).

Осознание человеком своей роли в природе

Однако успехи покорения природы, вызванные НТР, были восприняты людьми с оптимизмом лишь на короткий срок. Обнаружившиеся изменения в природе, произошедшие под влиянием человеческой деятельности, оказались губительными не только для природы, но и для самого человека, всего человечества и биосферы в целом.

В ответ на возникшую под влиянием антропогенного действия угрозу существованию жизни на Земле общество выработало новый взгляд на взаимоотношения природы и человека, выдвинуло требование разумного подхода к использованию возможностей природы с обязательным учетом ее вековых связей и взаимодействий. Люди осознали важность и ценность биологического разнообразия, разнообразия биогеоценозов (экосистем) и закономерностей их существования в биосфере. Возникла острая необходимость не только в изучении взаимного влияния природы и общества для обеспечения устойчивого развития и сохранения биосферы, но и в экологическом образовании населения планеты с целью развития у людей культуры природопользования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Освоение природы началось1,5-2,5 млн лет назад. От первых этапов разви.

Освоение природы началось1,5-2,5 млн лет назад. От первых этапов развития человечества до вершин современной цивилизации отношение к природе является критерием культуры общества. Первое воздействие людей на природу было связано лишь с добыванием пищи и расселением по земной поверхности. После появления охоты,как фактора становления человека, природа стала изменяться. Так как,из-за коллективизации охоты и увеличения численности населения привели к гибели большого числа видов животных.

10 тыс.лет. назад. Возникло производящее хозяйство(земледелие и скотоводс.

10 тыс.лет. назад. Возникло производящее хозяйство(земледелие и скотоводство).Если коллективная охота стала причиной гибели многих видов животных ,то производящее хозяйство послужило причиной в изменениях во всем комплексе условий окружающей среды. Во времена древних цивилизаций произошла сельскохозяйственная революция т.е переход от охоты и собирательства к производящему хозяйству.Это событие стало значимым в овладении человеком средой обитания.

На смену обожествлению природы, присущему цивилизациям первобытных люде.

На смену обожествлению природы, присущему цивилизациям первобытных людей ,пришел антропогинез. Природа стала рассматриваться как основа материальной деятельности человека (считаться мастерской для реализации деятельности).

В заключении нашей презентации ,я хочу сказать слова древнегреческого фило.

3 Проблемный вопрос Что такое рациональное природопользование, в чём его смысл?

4 Пищевые цепи Задание: На рисунке изображены различные организмы под номерами. Изобразите с помощью стрелок, соединяющих кружочки с номерами, отдельные пищевые цепи. Пример выполнения задания: 4 –

5 Защита атмосферы 3 Парниковые газы 3 Разрушение озонового слоя 3 Кислотные осадки Главный источник выбросов - производство энергии

6 Опустынивание и засуха 70% (3,6 млрд. га) засушливых земель Планеты уже пострадали от деградации почв Середина 80-х Африка к югу от Сахары от засухи погибло около 3 миллионов человек

7 Нехватка, уничтожение и загрязнение источников пресной воды 3 Неочищенные сточные воды и промышленные отходы 3 Утрата естественных водосборных площадей 3 Исчезновение лесных массивов 3 Загрязнение пестицидами и другими с/х химикатами 3 Строительство плотин и регуляция стока рек В развивающихся странах 80% болезней и 1/3 смертных случаев вызваны потреблением загрязненной воды

8 Уничтожение лесов 3 Лесозаготовки 3 Расширение сельскохозяйственных земель 3 Катастрофические пожары 3 Загрязнение атмосферы Ценности лесов: экологическая, климатоохранная, социальная, экономическая

9 Потеря биологического разнообразия 3 Разрушение среды обитания 3 Чрезмерная эксплуатация сельскохозяйственных ресурсов 3 Загрязнение окружающей среды 3 Интродукция (расселение) растений и животных Главная причина - деятельность человека

10 Развитие природы и общества в кризисах (построение графика)

11 Добыча пищи; Рассеивание людей по территории; Огонь (загонная охота на зверя, выжигание леса, обширные пожары); Охота (гибель большого числа животных).

12 Возникновение земледелия и скотоводства; Появление крупных населённых пунктов; Увеличение сельскохозяйственных земель; Вырубка лесов под пашни; Выпас скота.

13 Промышленная революция; Отчуждение земель под промышленность; Загрязнение воздуха; Эрозия почв; Изменение климата; Ухудшение пастбищ; Истощение природных ресурсов.

14 ХХ век – век научно – технической революции; Открытие новых видов энергии (атомная); Создание новых материалов (нейлон, капрон, ядохимикаты) Выход в космос; Познание законов наследственности; Создание пород животных и сортов растений.

16 Изучение основных законов природопользования. Задача 1. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но в некоторых районах земного шара они превратились в серьёзную опасность. Возникла сложная и трудная в своём решении проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами сернистых соединений. Каковы последствия кислотных дождей и как их предотвратить.

17 Изучение основных законов природопользования. Задача 2. К Новому году на 20 га вырубили ёлки. Какого объёма кислорода мы лишились, если 1 га елового леса даёт 10 кг кислорода?

18 Первый закон Барри Коммонера Человек обязан предвидеть все возможные последствия своего вмешательства в природу. Всё связано со всем!

19 Изучение основных законов природопользования. Задача 3. Откуда берутся нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они скапливаются? Каковы их последствия влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?

20 Изучение основных законов природопользования. Задача кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии. Школа собрала за год 15т макулатуры. Сколько деревьев сохранили школьники?

21 Второй закон Барри Коммонера Все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы – круговороты веществ. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах. Безотходных технологий в производстве не бывает, поэтому человеку нужно думать о надёжных методах захоронения отходов или их вторичном использовании. Всё Должно куда-то деваться

22 Изучение основных законов природопользования. Задача 5. Вы – директор мебельной фабрики, от ваших решений зависит не только экологическое состояние вверенного Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли. Как Вы поступите. 1) Установите дополнительные фильтры. 2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом, произведёте акционирование. 3) Проведёте модернизации с помощью банковского кредита.

23 Изучение основных законов природопользования. Задача 6. Главным источником загрязнения окружающей среды в городе служит автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Какой Вы видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может без ущерба для себя уничтожить свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит лесополоса, состоящая из 500 деревьев.

24 Третий закон Барри Коммонера За все надо платить. Ничего не дается даром!

25 Изучение основных законов природопользования. Задача 7. 4 тыс лет назад пустыни Сахара, в её современном виде, не существовало; а Ливийская пустыня менее 2 тыс лет назад была житницей Рима. Что произошло с этими землями и почему говорят, что пустыня – это результат неумелой агротехники?

26 Четвёртый закон Барри Коммонера Изымать биологические ресурсы из экосистемы можно лишь в таком количестве, чтобы она их смогла сама восстановить за счёт своих механизмов устойчивости. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать. Природа знает лучше!

27 Конференция ООН по окружающей среде и развитию Рио-де-Жанейро Июнь 1992 Представители 180 государств Повестка дня на XXI век Программа всемирного сотрудничества, направленная на гармоничное достижение 2-х целей - высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

Читайте также: