Сообщение понимание сентиментальности достоевским

Обновлено: 15.05.2024


Цветовой символике в искусстве всегда уделялось большое внимание. И в живописи, и в литературе, и в архитектуре цвет всегда был не просто одним из качеств, определяющих предмет, но и определённым знаком, символом, рождающим массу ассоциаций, влияющим на наши чувства и мысли.

Я интересуюсь современными молодёжными субкультурами готов и эмо, в которых цвет играет важную роль, поэтому мне было очень интересно разобраться в символике цвета вообще, а также, так как я люблю читать, в использовании этой символики в литературе.

2. Определить основные функции слов со значением цвета в повести.

3. Познакомиться с символическими значениями цвета в мировой культуре, в целом, и в культуре, в частности и использованием цветовой символики в творчестве Ф.М.Достоевского вообще.

Глава 1.

"Белые ночи" - одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей.

Впервые возникающее у Достоевского в "Петербургской летописи" и "Белых ночах" философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом "своем уголке", рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме "белых ночей" для характеристики "призрачного" Петербурга, описания его каналов -- места встреч Настеньки и Мечтателя, -- все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.

Размышления о типе петербургского "мечтателя" занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов.




Этот герой выступает как носитель сентиментальной культуры, как мечтатель-романтик, но романтик сентиментальный.
Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя "Белых ночей" с гоголевским Пискаревым из повести "Невский проспект" (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма. Но герой Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать "все свои фантастические годы".

ВВЕДЕНИЕ.


Цветовой символике в искусстве всегда уделялось большое внимание. И в живописи, и в литературе, и в архитектуре цвет всегда был не просто одним из качеств, определяющих предмет, но и определённым знаком, символом, рождающим массу ассоциаций, влияющим на наши чувства и мысли.

Я интересуюсь современными молодёжными субкультурами готов и эмо, в которых цвет играет важную роль, поэтому мне было очень интересно разобраться в символике цвета вообще, а также, так как я люблю читать, в использовании этой символики в литературе.

2. Определить основные функции слов со значением цвета в повести.

3. Познакомиться с символическими значениями цвета в мировой культуре, в целом, и в культуре, в частности и использованием цветовой символики в творчестве Ф.М.Достоевского вообще.

Глава 1.

"Белые ночи" - одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей.

Впервые возникающее у Достоевского в "Петербургской летописи" и "Белых ночах" философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом "своем уголке", рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме "белых ночей" для характеристики "призрачного" Петербурга, описания его каналов -- места встреч Настеньки и Мечтателя, -- все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.

Размышления о типе петербургского "мечтателя" занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов.

Этот герой выступает как носитель сентиментальной культуры, как мечтатель-романтик, но романтик сентиментальный.
Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя "Белых ночей" с гоголевским Пискаревым из повести "Невский проспект" (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма. Но герой Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать "все свои фантастические годы".


Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 9 классе[1]

I. Роль истории Настеньки
Групповая работа
(по тексту повести, прочитанному самостоятельно):

Почему мечтатель считает себя похожим на черепаху?

Почему мечтатель рассказал о своей жизни именно Настеньке:
• был одинок и готов открыться первому встречному;
• хотел показать ей богатство своего внутреннего мира;
• почувствовал в Настеньке родственную душу, оценил её доброту, чистоту её помыслов;
• по другой причине?

Чем мечтательность Настеньки отличается от размышлений мечтателя?

Как повлияло на Настеньку чтение книг?

Что чувствовала Настенька, решившись бежать с жильцом?

Какими способами автор описывает её состояние?

Можно ли сравнить её поступок с действиями героинь прочитанных ею романов?

Почему Настенька рассказала мечтателю свою историю:
• устала от одиночества;
• увидела в мечтателе доброго друга и ждала от него совета;
• не могла больше скрывать своей любви к жильцу;
• не понимала чувств мечтателя, а думала только о себе;
• по другой причине?
Обоснуйте свой ответ.

Как петербургский пейзаж передаёт состояние мечтателя?

Докажите, что он тонкий психолог и хорошо понимает состояние Настеньки.

Дайте лексические комментарии к словам и выражениям: в её словах было столько неги, принимал всё за чистую монету, исполнил все ваши комиссии, скрепя сердце, досадный диссонанс.

Почему Настенька не замечала любви мечтателя:

Кому автор больше сочувствует: мечтателю или Настеньке? Обоснуйте свой выбор.

*Какие литературные ассоциации вызывают у читателя следующие слова и выражения: письмо; пришла к нему в первый раз сама; я утоплюсь; вы бы не бросили ей в глаза бесстыдной насмешки над её слабым, глупым сердцем; вы бы никогда не узнали, что я вас люблю; хотя я ещё и люблю его (не хочу вас обманывать); мы были как дети.

Найдите в размышлениях Настеньки о своей любви общность с Татьяной Лариной и бедной Лизой.

Какие оправдания находит Настенька своему чувству и поступкам?

Как это её характеризует?

Как изменяется внутренний мир героини после объяснения мечтателя?

Что в сцене объяснения напоминает черты сентиментализма?

Чем можно объяснить уход Настеньки с жильцом:

• она живёт чувствами, а не разумом;
• она цельная натура, отличающаяся постоянством чувств и убеждений;
• она по-настоящему любит жильца; • другой причиной?

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Какую роль играют в финале повести детали пейзажа и интерьера?

Чем мечтатель и Настенька близки героям сентиментальных романов и чем от них отличаются?

Каким новым содержанием наполняет Достоевский понятие сентиментальность?

Можно ли доказать, что герои повести — это герои реалистического произведения. Обоснуйте свой ответ.

V. Развитие понятия о повести и психологизме литературы

Работа со словарём литературоведческих терминов:

— Вспомните или найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятий повесть, роман, сентиментализм, реализм.

— Выясните по словарю смысловое наполнение понятия психологизм.

Итоговые вопросы:

В чём противоречивость образа Настеньки?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или составить письменную характеристику Настеньки и средств создания этого образа (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

В 1862 году писатель впервые уезжает за границу, путешествует по Западной Европе.

Изнуряющая литературная работа не могла не сказаться на здоровье писателя. Поддержку и опору он нашел в своей последней жене, Анне Григорьевне Сниткиной. Первая жена Достоевского умерла от чахотки, с гражданской женой, А. Сусловой, он расстался. Анна Григорьевна дала ему ощущение семейного счастья. После свадьбы Достоевские путешествовали по Германии, Швейцарии, «Италии.

Незадолго до смерти, в 1880 году Ф. М. Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, в которой по достоинству оценил вклад поэта в мировую культуру.

Ф. М. Достоевский многие десятилетия привлекает внимание читателей во всем мире своим глубоким и проницательным психологизмом. Как и А. С. Пушкин, он внес большой вклад в русскую литературу и общественное сознание.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· выясним, почему свою повесть Достоевский назвал романом;


Повесть ‒ это средний эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя. По объёму повесть больше рассказа и шире изображает действительность. Повесть состоит из цепи эпизодов, которые составляют определённый период жизни главного героя. Как правило, в повести всего одна сюжетная линия.

Роман – это большой эпический жанр. В романе изображаются все стороны действительности и охватывается большой период времени. Обычно в романе несколько сюжетных линий и множество действующих лиц.


Настенька – это антипод Мечтателя.


Их объединяют одиночество и стремление вырваться из среды, которая их душит. Но Настенька не склонна к бесплодным мечтам. Да, она грезила о китайском принце, когда сидела рядом с бабушкой, пришпиленная к ней булавкой. Но при этом она решительна и способна на отчаянные поступки. Например, узнав, что жилец уезжает, Настенька собирает вещи, чтобы бежать вместе с ним. Хотя девушка не уверена в его чувствах. Не дождавшись возлюбленного, девушка опрометчиво решает связать свою жизнь с Мечтателем. А встретив любимого, возвращается к нему. Настенька действует, она меняет свою жизнь.

Если сравнивать истории Мечтателя и Настеньки, мы увидим яркий контраст. В рассказе Мечтателя – отвлечённые философские рассуждения и грёзы. Даже описывая свою жизнь, Мечтатель отделяет себя от неё. И о себе он говорит в третьем лице, как об абстрактном существе, даже не называя имени. Речь его очень книжная.

Настенька сразу же называет своё имя. Её речь проста и безыскусна. И история её вполне обычная, житейская. В ней есть место шуткам, конфузам, бытовым подробностям. Это подчёркивает силу контраста между Настенькой и Мечтателем.

У каждого из них в рассказе есть история любви. Но у Мечтателя это только игра воображения. У Настеньки мы видим живые чувства, поступки, всю гамму эмоций. Не зря именно Настеньку, а не Мечтателя часто называют главным героем повести. Действие развивается только благодаря этой девушке. Когда Настенька исчезает из повествования, история заканчивается. Мечтатель возвращается к прежней жизни, в которой есть неприглядная реальность и волшебные, но пустые фантазии.

Настенька – активный человек, который меняет свою судьбу. А Мечтатель пассивен.


Мечтатель – очень добрый, благородный, но слабый человек. Встреча с Настенькой – это не только мгновения счастья. Это столкновение с реальностью, в котором Мечтатель терпит поражение. Ему проще вспоминать о былом счастье и благословлять за него девушку, чем бороться и действовать.

И в этот период Достоевский обращается к сентиментализму.

По каким причинам? Что привлекало писателя в этом литературном течении?

Для ответа на этот вопрос обратимся к принципам сентиментализма. Главное для сентименталистов – внимание к внутреннему миру человека, изображение его движений души, эмоций, чувств. Путь к совершенству лежит через страдания и сочувствие чужому горю.


Очень важно помнить, что герои Достоевского переживают глубокую внутреннюю драму. Но причина этой драмы не только бедственное положение, нищета и давление среды. Главная причина – это потеря самоуважения, чувства собственного достоинства и веры.

Ещё один принцип сентиментализма – описание душевного состояния персонажа через пейзаж.

Более того, следующие строки – это метафора, которая описывает реальную жизнь Мечтателя: унылое существование, короткое счастье от встреч с Настенькой и безрадостное будущее.

В одном из писем брату Достоевский точно обозначил проблему Мечтателя:


Свифта касалась содержания произведений, у Достоевского и Кафки – характера письма.

То, что Федор Михайлович Достоевский страдал эпилепсией, наверное, известно большинству читателей. Однако у многих людей представление об эпилепсии превратное, поэтому приведем краткие, но важные сведения об этой болезни.

В чем заключаются проявления эпилептического характера? В парадоксальном сочетании замедленности и обстоятельности мышления, педантизма в действиях со склонностью к бурным аффектам как злобности и тоски, так и радости и экстаза. Эпилептический характер включает также сентиментальность, вплоть до слащавости.

Итак, как же черты эпилептического характера звучат в романах и повестях Достоевского, орнаментируют их и расцвечивают?

А вот описание костюма:

Обычно писатель рисует внешность героя эскизно, предоставляя дорисовывать ее воображению читателя. Но это невозможно для писателя с эпилептическим характером, обстоятельностью и педантизмом – все детали внешности или одежды должны быть отмечены.

Однако возникает вопрос: может быть, такая детализация вообще характерна для писателей спокойного XIX века в контраст XX столетию с его стремительным темпом жизни, взрывами, катаклизмами, мгновенными изменениями? Приведем для сравнения несколько примеров.

Таким образом, детальное, обстоятельное, ничего не упускающее описание внешности и одежды героев проистекает из болезни Достоевского и не относится к веяниям века.

Насколько короче высказался бы иной писатель!

Припадки в период написания романа лишь начинаются, а проявления эпилептического характера в творчестве уже заметны. Макар Девушкин как будто крутится вокруг одного и того же, по сути дела, пожелания.

Приводя примеры замедленности, обстоятельности и вязкости мышления героев Достоевского, мы вовсе не сомневаемся в его таланте. В унисон с большинством мы считаем Достоевского одним из умнейших русских писателей, способного на гениальные и короткие обобщения, обладающего, как немногие, даром предвидения. Но об этом позже.

Читатель, вероятно, заметил – хотя бы из последнего приведенного отрывка – сентиментальность как основное качество эмоционального настроя романов Достоевского. Недаром он любил Чарльза Диккенса, также сентиментального и также страдающего эпилепсией, и читал его своим детям. Сентиментальным сценам у Достоевского нет числа; вот несколько примеров:

Отметим, что сентиментальность была литературной модой веком раньше, а не в период жизни Достоевского. Иногда она достигает чрезмерной степени слащавости.

«… – Не погнушались мной, милая достойная барышня, – нараспев протянула Грушенька.

« – Помилуйте, очень приятно-с, да и приятно, как вошли.

– Вы извините, конечно, – обратился он со вздрагивающими губами к Порфирию, – что мы вас таким пустяшным перебором полчаса беспокоим. Надоели ведь, а?

Мы проследили практически все проявления эпилептического характера у героев Достоевского. Его произведения легко узнаваемы с первых же строк.

Читайте также: