Сообщение пока города еще были слабы

Обновлено: 02.07.2024

Привет, друзья! Эту цитату знают все, а город - нет! Какой же населенный пункт и почему воспел “певец революции” в своем стихотворении.

В. Маяковский читает поэму "Хорошо в Колонном зале Дома Союзов, 24 октября 1927 г. (Источник фото: Музей Маяковского)

В. Маяковский читает поэму "Хорошо в Колонном зале Дома Союзов, 24 октября 1927 г. (Источник фото: Музей Маяковского)

СО СЛОВ ХРЕНОВА

В конце 1929 года Маяковский встретился со своим другом Иулианом Хреновым, который вернулся из командировки в Сибирь, где побывал в Кузнецке на строительстве нового металлургического комбината (современный Новокузнецк).

Это было героическое “вгрызание” в землю Сибири. Причем, в крайне сжатые сроки: гигант черной металлургии должен быть построен за 1000 дней. Для этого несколько десятков тысяч рабочих набрали за одно лето. Здесь рождался второй “Донбасс” — один из крупнейших в стране индустриально-промышленных центров.

Хренов застал самое начало строительства. Он видел, как приехавшие со всех концов страны добровольцы рыли траншеи и закладывали фундаменты будущих металлургических цехов.

При этом сами они подчас не имели элементарных удобств для жизни и в холодные дни поздней осени 1929 года ютились в палатках и землянках.

Об этих строителях светлого будущего Хренов с восторгом рассказал пролетарскому поэту. Маяковский, проникшись рассказом друга, создал поэтическое описание этой грандиозной картины. Причем, стихотворение получило очень простое название: “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка”.

Литературовед Василий Катанян, присутствовавший при разговоре, вспоминал позже: “Помню этот житейский рассказ… о трудностях, мокром хлебе, простейшей крыше над головой, о миллионе вагонов стройматериалов, которые будут превращены в город…

И помню потом безграничное удивление, когда вдруг увидел в журнале, как горячо сплавились эти детали с чувством и воображением поэта, какую новую бессмертную жизнь обрели они в лирическом стихотворении”.

Утро в квартире Маяковского в Гендриковом переулке. Слева направо: Владимир Маяковский, Варвара Степанова, Осип Бескин, Лиля Брик. 1926 г. (В этой же квартире примерно в такой же обстановке три года спустя Иулиан Хренов рассказывал Маяковскому о людях Кузнецкстроя).

Утро в квартире Маяковского в Гендриковом переулке. Слева направо: Владимир Маяковский, Варвара Степанова, Осип Бескин, Лиля Брик. 1926 г. (В этой же квартире примерно в такой же обстановке три года спустя Иулиан Хренов рассказывал Маяковскому о людях Кузнецкстроя).

Кстати, всего через 5 месяцев после этих жизнеутверждающих событий, 14 апреля 1930 года Маяковский ушел из жизни, совершив самоубийство. Поэту шел 37 год.

Предчувствовал ли он уже в то время, когда писал о Городе-саде, свою внутреннюю катастрофу. Если да, то как это уживалось в нем.

НЕ ГОРОД-САД, А САД-ГОРОД

Между прочим, термин Город-сад Маяковский не выдумал. Такой населенный пункт существовал на самом деле.

Летчуэрт — первый город в Англии, созданный по принципу Города-сада. (Почтовая открытка). Находится в 60 км от центра Лондона. Основан в 1903 году Р. Анвином в качестве демонстрации принципов архитектора Э. Говарда, который стремился создать альтернативу промышленному городу, объединив лучшее из городской и сельской жизни. Летчуэрт строился для рабочего класса с уровнем дохода ниже среднего. Дома строили из дешевых материалов, но старались сохранить гармонию с природой и передать характерную окружающей местности эстетику. При строительстве было много правил. Например, крыши всех домов должны были быть покрыты только красной черепицей. Или между домами разрешали только живые изгороди. Другой тип заграждения можно было поставить только временно, пока живая не разрастется.

Летчуэрт — первый город в Англии, созданный по принципу Города-сада. (Почтовая открытка). Находится в 60 км от центра Лондона. Основан в 1903 году Р. Анвином в качестве демонстрации принципов архитектора Э. Говарда, который стремился создать альтернативу промышленному городу, объединив лучшее из городской и сельской жизни. Летчуэрт строился для рабочего класса с уровнем дохода ниже среднего. Дома строили из дешевых материалов, но старались сохранить гармонию с природой и передать характерную окружающей местности эстетику. При строительстве было много правил. Например, крыши всех домов должны были быть покрыты только красной черепицей. Или между домами разрешали только живые изгороди. Другой тип заграждения можно было поставить только временно, пока живая не разрастется.

Так назывался рабочий поселок в Кузнецке в середине 1910-х годов. В основе его названия лежала идея создания массового недорогого и удобного (по меркам того времени) жилья для рабочих. Правда, назывался он не Город-сад, а Сад-город.

Идея пришла в Россию из Англии. В проекте Город-сад должен был стать поселением для 30-35 тысяч человек с удобной планировкой и большим количеством зелени. Удобства городской жизни здесь должны были сочетаться с красотами природы.

Идея была воспринята некоторыми российскими промышленниками. В том числе руководством “Копигуза” — предприятия, которое до революции занималось добычей угля в Кузнецком угольном бассейне.

1. Пока города ещё были слабы. Когда европейские города окрепли, они стали центрами знания и учёности. Лучшие средневековые школы находились именно в городах. Но так было не всегда. Упадок в Западной Римской империи очень сильно сказался на образовании. К VII в. совсем исчезли общественные школы, в которых когда-то учились дети древних римлян.

В раннем Средневековье только Церковь могла создавать и содержать школы. Именно Церковь больше всего и нуждалась в образованных людях. Они были ей нужны, чтобы читать и толковать Священное Писание, сочинения древних христианских мудрецов, чтобы бороться с неправильными учениями, наставлять паству, вести церковное хозяйство, давать дельные советы государям.

Большинство школ создавалось при монастырях. Уставы (монашеские правила) требовали, например, чтобы монахи несколько часов в день посвящали чтению Библии и пению псалмов. Но и тому и другому необходимо было учиться.

Наряду с монастырскими школами широко известны были и некоторые соборные школы. Их устраивали уже не монахи, а епископы, и не в монастырях, а при главном храме епископства. Ведь Церкви нужны были не только образованные монахи, но и образованные священники.

В монастырские и соборные школы родители обычно отдавали тех детей, которых они предназначили для служения Церкви. Считалось, что остальным детям, даже из состоятельных и знатных семей, образование не требуется. Им вполне достаточно научиться в приходской церкви чтению и счёту.


1. Переписчик книг. Миниатюра. XII в.

В правой руке переписчика — перо, в левой — ножичек, которым с листа соскребается неправильно написанная буква или ошибочное слово.

2. Средневековая рукопись. XII в.

1. Объясните подробнее причины упадка образования в Западной Европе.

2. В каких регионах бывшей Римской империи дело с образованием обстояло лучше?

3. Чем обучение в средневековой школе отличается от ваших школьных занятий?

1. Чем городские школы отличались от церковных?

2. Как вы думаете, почему во врачебных школах изучали сочинения античных и восточных авторов?


Уроки в школе. Гравюры. XV в.

Одни университеты вырастали из городских школ, как знаменитый Болонский университет, другие — из соборных, как не менее знаменитый Парижский университет. Но каким бы ни было происхождение университета, он всегда старался избавиться от надзора властей за тем, что и как в нём преподаётся. И преподаватели, и школяры получали немалые привилегии. Так, например, членов университета мог судить только особый университетский суд. Своей сплочённостью и защищённостью от вмешательства властей западноевропейские университеты выгодно отличались от любых иных, даже самых блестящих, школ в Византии, на мусульманском Востоке или в других частях мира.

Правда, время от времени власти города решали, что пришла пора подчинить себе университет, и отказывали ему в его старинных правах. Тогда и преподаватели и студенты уходили в другой, более гостеприимный город. Так, например, был основан университет в английском Оксфорде.


Две лекции в университете. Миниатюры. XIII и XIV вв.

Обычно к таким беглецам вскоре прибывали гонцы с почтительными просьбами поскорее вернуться назад и с обещаниями впредь не нарушать университетских свобод. Во избежание подобных столкновений университеты добивались утверждения их привилегий наивысшими правителями христианского мира — императорами и папами.

1. Почему именно право, медицина и богословие стали высшими предметами в университетах?

2. Почему университеты так дорожили своей свободой и почему городские власти вынуждены были терпеть университетские вольности?

4. Университетская жизнь. В знаменитые университеты сходились школяры и преподаватели со всех стран Европы. Они прекрасно понимали друг друга, потому что все занятия велись на одном языке — латыни. Некоторые студенты годами ходили от одного университета к другому, чтобы послушать лекции всех выдающихся преподавателей. Таких странствующих школяров называли вагантами. Порой короли, епископы или богатые купцы основывали и содержали коллегии. Школяр, добившийся места в коллегии, получал и кров, и стол, и возможность для сосредоточенных учёных занятий, и допуск в хорошую библиотеку. Самой известной средневековой коллегией была Сорбонна в Париже, имя которой со временем перешло и на весь Парижский университет. Наследниками средневековых коллегий являются нынешние колледжи в Великобритании и коллежи во Франции. Некоторые из них были основаны ещё в Средние века (см. на с. 143).

Помимо лекций, в средневековых университетах устраивались диспуты. В ходе таких учёных споров школяры должны были показать, насколько свободно они научились обращаться с усвоенными знаниями, умеют ли они опровергать аргументы противника и выдвигать свои собственные, более убедительные.

Университеты оказались настолько удачной формой приобретения и распространения знаний, что ещё до конца Средневековья они возникли почти во всех странах Западной Европы.

Каким образом университеты способствовали сближению европейских стран? Почему богатые и влиятельные люди считали нужным поддерживать университеты?

1. Почему именно Церковь сохраняла и распространяла образование в Средние века?

2. Почему городские школы начали со временем соперничать с церковными?

3. Почему в средневековом обществе возникла потребность в университетском образовании?

СХОЛАСТИКА

В схоластике больше всего ценилась логика, искусство правильно рассуждать. Если человек не умеет стройно мыслить, делать безошибочные выводы из исходных условий, из него не может получиться хороший учёный.

О СТУДЕНТАХ И МАГИСТРАХ ПАРИЖСКИХ ШКОЛ

Из постановления папского посланника (1215 г.)

Никто не допускается в Париже к обучению или к выступлениям с проповедью, если не является человеком достойной жизни и достаточно осведомлённым в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если он не имеет определённого учителя.

Объясните требования, предъявлявшиеся к магистрам и студентам. Почему выдвигаются такие требования? Почему постановление выносит посланник папы римского?

ИЗ СТАТУТА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1355 г.)

Были испробованы два метода чтения лекций по свободным искусствам. При первом методе магистры философии быстро говорят со своих кафедр, так что ум слушателей может воспринять эти речи, но рука не может записать их. При втором методе магистры говорят медленно, так что слушатели могут записать эти речи в присутствии говорящих. При тщательной проверке и при взаимном сравнении этих двух способов первый из них был признан лучшим.

Попробуйте предположить, почему лучшим был признан первый способ чтения лекций.

Вопросы и задания к главе 7

1. Почему в XI—XIII вв. появилось много новых городов, стали расти и развиваться старые города?

2. В каких местах раньше всего могли возникать новые города? Представителей каких сословий и профессий можно было встретить на улицах средневекового города? Какие противоречия их разделяли? Какие ценности и интересы сближали горожан?

3. Какие сооружения можно назвать символами средневекового города? Где они располагались, как выглядели?

Причиной упадка образования в Западной Европе стали нападения варварских племен и уничтожения римской культуры и идеалов. Кроме того в государства велись постоянные междоусобные войны, а также войны с соседними племенами (норманнами, венграми и .т.д.).

2. В каких регионах бывшей Римской империи дело с образованием обстояло лучше?

В тех регионах, где было сильнее влияние христианской церкви, а также в тех, которые были ближе к Риму: Италия, юг Франции.

3. Чем обучение в средневековой школе отличается от ваших школьных занятий?

2. Новые школы.

1. Чем городские школы отличались от церковных?

2. Как вы думаете, почему во врачебных школах изучали сочинения античных и восточных авторов?

Потому что новых работ и достижений в области медицины не создавалось, так как основное внимание уделялось религиозной литературе. А в Античности и на Древнем Востоке было написано много трудов на тему медицины.

3. Рождение университетов.

1. Почему именно право, медицина и богословие стали высшими предметами в университетах?

Возможно, потому что они отыгрывали важнейшее значение для общества. Богословие изучалось по причине большого влияния церкви, медицина была необходима для выживания людей, а изучение права давало возможность поддерживать порядок в обществе

2. Почему университеты так дорожили своей свободой и почему городские власти вынуждены были терпеть университетские вольности?

Свобода университетов давала возможность быть независимыми в программах изучения, в денежных средствах, правилах приема и т.д.

Городские власти вынуждены были терпеть университетские вольности, потому что они давали образованных людей, которые потом руководили городами (или давали советы в управлении), служили в церкви, лечили людей, а главное передавали свои знания дальше.

4. Университетская жизнь.

Каким образом университеты способствовали сближению европейских стран? Почему богатые и влиятельные люди считали нужным поддерживать университеты?

Благодаря тому, что университеты находились в разных странах, многие люди переезжали из одного государства в другое для того, чтобы послушать лекции и получить знания. Также европейские страны сближало использование одного языка – латинского.

Я думаю, что богатые и влиятельные люди поддерживали университеты для того, чтобы в случае необходимости получить советы или помощь в тех или иных вопросах.

Вопросы в конце параграфа.

1. Почему именно Церковь сохраняла и распространяла образование в Средние века?

Потому что пока города Западной Римской империи находились в упадке вначале из-за нападения варварских племен, а потом из-за междоусобных войн и нападения соседских племен, только Церковь, благодаря своему влиянию и богатству, могла создавать и содержать школы. Тем более именно Церковь нуждалась больше всего в образованных людях.

2. Почему городские школы начали со временем соперничать с церковными?

Потому что по мере роста городов им в управлении также стали быть нужны образованные люди, прежде всего юристы и врачи.

3. Почему в средневековом обществе возникла потребность в университетском образовании?

Развитие ремесла, рост городов, расширение торговых связей требовали большое количество образованных людей. В свою очередь и церковь нуждалась в распространении своего авторитета, поэтому в университетах открываются богословские факультеты

Вопросы к дополнительному материалу.

Я думаю, что схоластика раньше всех начала развиваться в рамках диалектики - искусстве спора, убедительного рассуждения, доказательства (так называли ее тогда).

Объясните требования, предъявлявшиеся к магистрам и студентам. Почему выдвигаются такие требования? Почему постановление выносит посланник папы римского?

Потому что студентом должен быть образованный человек, который будет достойно представлять себя и свою профессию. Кроме того студенты должны были получить свои знания от известного ученого. А постановление выносит посланник папы римского потому, что в университетах обязательно изучалось богословие, как неотъемлемое составляющее средневекового общества.

Попробуйте предположить, почему лучшим был признан первый способ чтения лекций.

Возможно, потому что при восприятии информации на слух человек запоминает лучше, чем при механическом записывании.

1) В каких местах раньше всего могли возникать новые города? Представителей каких сословий и профессий можно было встретить на улицах средневекового города?

2) Какие сооружения можно назвать символами средневекового города? Где они располагались?

3) Почему в средневековом обществе возникла потребность в университетском образовании?

(материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

1. Прибалтика и Украина

2. На восточных окраинах

3. Башкирские восстания

4. Религиозная политика

Д/з: с.105 -108 – прочитать;

1. Особенности художественной культуры первой половины 19 в.

7. Художественная культура национальных регионов России

На развитие художественной культуры различных этносов империи оказывало влияние несколько факторов: общий культурный подъём 19 в. в Европе и в России, рост национального самосознания народов, разный уровень социально-экономического развития народов, взаимовлияния европейской, русской и национальных культур. С одной стороны, вторая четверть 19 в. стала временем становления академических, профессиональных традиций в художественной культуре народов России, а с другой – ярко проявились индивидуальные черты, обусловленные национальной самобытностью.

Сделать конспект пунктов 4 – 6 – с.106, 107

Четвертый день военной операции России в Украине. Что происходит сегодня, 27 февраля 2022

В субботу бои на территории Украины продолжились, но российские войска не взяли под контроль крупных населенных пунктов. В середине дня британское министерство обороны заявило, что, по его информации, российское наступление теряет силу, возможно, из-за проблем с обеспечением.

Война в Украине 2022 — что произошло на сегодня, 27 февраля

Боевые действия на Украине продолжаются. По информации украинского минобороны, основные бои идут за Чернигов, Сумы, Мариуполь, Херсон и Одессу. В ведомстве добавили, что в плен попало более 300 россиян (минобороны России эти данные не подтверждает)

В Киеве ближе к вечеру начался комендантский час, но после наступления темноты в городе все еще раздавалась воздушная тревога. Также после захода солнца обстреливали Харьков, возможно, из систем залпового огня.

Четвертый день военной операции России в Украине. Что происходит сегодня, 27 февраля 2022

Украинская сторона сегодня подтвердила потерю аэродрома в Бердянске. Предположительно, российские силы смогут использовать его для снабжения и получения подкреплений.

По словам российской стороны, 302-й зенитный ракетный полк украинских войск добровольно сложил оружие, задержан 471 украинский военнослужащий.

Новая Каховка в Херсонской области перешла под контроль российских войск, все украинские флаги сняты со зданий, заявил мэр Владимир Коваленко. Новая Каховка находится в 363 км к юго-западу от Донецка.

Уголовное дело в отношении Путина

Научный обозреватель Илья Кабанов отправил обращение в Генпрокуратуру РФ с просьбой возбудить уголовное дело в отношении президента Путина и членов Совета безопасности России. Он считает, что они нарушили российское законодательство.

Советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович заявил, что за день почти не отмечено ни одного продвижения ВС РФ. По словам Арестовича, пока у российских войск оперативная пауза. По версии России, пауза была взята в ответ на предложение Украины о переговорах, по мнению украинской стороны — вследствие неожиданно упорного сопротивления сил ВСУ и территориальной обороны Украины.

Продолжается накопление сил и средств ВС РФ западнее Киева. Украинская армия наносит по их позициям артиллерийские удары.

Четвертый день военной операции России в Украине. Что происходит сегодня, 27 февраля 2022

Россия-Украина, 27.02.2022. Хроника боевых действий. Бои за Харьков

Читайте еще : Путин мечтает уйти на пенсию, у него нет друзей: миллиардер раскрыл детали общения с лидером РФ

Четвертый день военной операции России в Украине. Что происходит сегодня, 27 февраля 2022

Спасатели эвакуировали из разрушенного подъезда дома около 20 человек.

Бои на улицах Киева продолжаются. Под Васильковом продолжается бой за аэропорт, сообщается о пожаре на нефтебазе. В городе введен комендантский час до понедельника.

Села Мелитопольского района остаются без водо- и электроснабжения.

Четвертый день военной операции России в Украине. Что происходит сегодня, 27 февраля 2022

Журналисты начали подтверждать данные украинских властей о пленных российских солдатах. Им удалось верифицировать часть мужчин на записях. По словам родителей солдат, молодые люди сами не знали, что их везут в Украину.

Четвертый день военной операции России в Украине. Что происходит сегодня, 27 февраля 2022

Подразделения территориальной обороны Украины на улицах Киева

Президент Украины Владимир Зеленский остается в Киеве.

Германия начинает поставки летального оружия в Украину

Германия впервые разрешила поставки вооружения в Украину, которое поступит из Нидерландов.

Как сообщает издание Politico, до сих пор Германия придерживалась долговременной практики блокирования возможности передачи летального оружия в зоны конфликтов.

Это решение является резким изменением в оборонной политике Берлина на фоне давления ЕС и союзников по НАТО.

Решение Германии было принято в то время, когда много западных союзников отправляют в Украину все больше оружия, боеприпасов и даже системы противовоздушной обороны.

Читайте также: