Сообщение по внеклассному чтению

Обновлено: 04.07.2024

В современном мире обществу необходим человек, который умеет самостоятельно добывать новые знания, а также применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания считается книга. Но к сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. И одна из причин – усиленное влияние средств массовой информации. В связи с этим, проблема формирования интереса к чтению у младших школьников весьма актуальна и существует уже давно. Поэтому в школе необходимо создать условия для развития интереса чтения у детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается обязательным достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. Но сегодня многие дети, в том числе младшего школьного возраста, теряют интерес к чтению, и вне уроков не любят читать. Так же и многие родители не интересуется, какие книги читают дети и читают ли они вообще. Но внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС.

Оценить 399 0

Подготовила: учитель начальных классов

Абдулаева А.М.

В современном мире обществу необходим человек, который умеет самостоятельно добывать новые знания, а также применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания считается книга. Но к сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. И одна из причин – усиленное влияние средств массовой информации. В связи с этим, проблема формирования интереса к чтению у младших школьников весьма актуальна и существует уже давно. Поэтому в школе необходимо создать условия для развития интереса чтения у детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается обязательным достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. Но сегодня многие дети, в том числе младшего школьного возраста, теряют интерес к чтению, и вне уроков не любят читать. Так же и многие родители не интересуется, какие книги читают дети и читают ли они вообще. Но внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС.

Цель внеклассного чтения – сформировать у обучающихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.

Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:

-систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и ее видами;

-формировать у них умение ориентироваться в книге и среди книг;

-учить предугадывать примерное содержание детской книги еще до чтения;

-формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);

-учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

-воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

-использовать детскую литературу для воспитания ребенка.

На занятиях по внеклассному чтению младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя. Благодаря внеклассному чтению у детей формируется читательская самостоятельность – это личностное свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое не задается от рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению.

Как же заинтересовать ребёнка книгой? Как научить любить книгу? В решении этой задачи помогает правильная организация внеклассного чтения. Для того, чтобы занятия по внеклассному чтению были эффективными, полезными и интересными, необходимым опираться на следующие принципы:

-контроль и проверка прочитанных книг

-проведение занятий внеклассного чтения в нестандартной или игровой форме

-самостоятельность и активность учащихся

-минимальное участие учителя, максимальное участие детей

-использование соревнований между учениками

-развитие и поддержание интереса к чтению

-создание дружеской атмосферы и командного духа

-учёт индивидуальных особенностей класса

-учёт возрастных особенностей детей

-раскрытие и развитие творческих способностей детей

Прежде всего, необходимо подобрать литературу для внеклассного чтения. В данный список можно включить:

-произведения, которые включены в учебники по литературному чтению, но изучаются не целиком, а только отдельные главы, фрагменты или отрывки;

-другие стихи, рассказы, повести тех авторов, которых изучаются на уроках литературного чтения;

-подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами (те, которые выдержали проверку временем);

-произведения, которые ориентированы на младший школьный возраст детей, их словарный запас, особенности восприятия, технику чтения.

Для того чтобы на занятии возникли свободная, творческая атмосфера и возможность проявить способности, задания должны быть необычными:

- развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность;

- отличаться уровнем сложности;

- иметь практическую значимость и межпредметное содержание;

- быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или способу решения;

- иметь неожиданный результат

Занятия по внеклассному чтению необходимо проводить, используя разнообразные формы работы.

- (1-2 кл.) беседа – соревнование (кто больше знает о жизни и творчестве данного писателя), заочное путешествие в город (страну), где жил и работал писатель, с опорой на репродукции, открытки или фотографии.

- (3-4кл.) выступления – доклады самих обучающихся, мультимедийные презентации (принцип использования ИКТ)

Формы проведения нестандартных занятий по внеклассному чтению:

Такое занятие может быть проведено по сюжету одной сказочной истории или нескольких. Это могут быть народные сказки, сказки одного автора или разных авторов на одну тему. Занятие может оказаться сказочным именно по форме проведения, а не по рассматриваемым литературным произведениям, когда на нем используются сказочные вещи, ребятам помогают выполнить задания сказочные герои, произносятся сказочные заклинания. Такое занятие может включать в себя инсценировку, театрализацию.

Для того чтобы получился театр, необходимы актеры и зрители, театральные афиши, декорации и костюмы. Сценарий театральной постановки либо создается по одному произведению, либо представляет собой коллаж из отрывков разных произведений.

Путешествие – яркая, эмоциональная игровая форма, которая увлекает ребенка с самого начала и не дает отвлечься до окончания.

Путешествовать можно по страницам одной книги; страницам книг одного автора; страницам биографии писателя или поэта; по эпохе, в которой жили авторы литературных произведений; по странам, в которых жили герои книг или писатели и т.д.

От других занятий путешествие отличается наличием карты, на которой отмечаются все станции, остановки, пункты, где предстоит побывать участникам в соответствии с выбранным маршрутом. Определяется транспорт для путешествия – самолет, автобус, велосипед, машина, космический корабль, машина, машина времени, ковер-самолет и т.д. Путешествие может включать в себя танцы, музыку, театрализацию, элементы ролевой игры.

Основой занятия является разгадывание кроссворда по одному или нескольким литературным произведениям. Работа может сочетаться с литературно-ролевой игрой, когда сами персонажи будут задавать вопросы кроссворда; путешествием, в котором на каждой остановке учащиеся будут находить следующий вопрос кроссворда; драматизацией фрагментов произведений, названия которых зашифрованы в кроссворде и т.д.

При проведении данной формы выполнение каждого задания сопровождается отгадыванием или составлением загадки. В начале занятия также может прозвучать загадка, ответ на которую ребята будут искать в течение занятия.

Разгадывание викторин может стать началом группового задания по различным направлениям: знакомство с творчеством писателя, анализ произведения, оценка поведения отдельного персонажа, сравнительный анализ героев различных произведений и т.д.

Данное занятие может быть проведено как конкурс инсценировок, устных сочинений, презентаций на тему занятия.

Побеседовать с любимым писателем или литературным героем ребята могут с помощью импровизированного телемоста, организованного с использованием компьютерных технологий.

Авторы и персонажи литературных произведений в исполнении родителей могут и сами прийти в гости к младшим школьникам на пресс-конференцию или интервью, к которым ребята, как настоящие журналисты, готовятся заранее: собирают информацию о жизни и деятельности писателя или поэта, перечитывают произведения, продумывают вопросы.

Результатом такого занятия может стать выпуск газет, книжек-малышек с мини-сочинениями обучающихся.

Также на занятиях можно использовать разнообразные виды заданий:

- узнай героя по описанию;

- какой герой говорил такие слова;

- расставь события по порядку;

- заполни пропуски в таблице;

- предметы и их хозяева (соедини стрелкой);

- загадки про героев;

- крылатые слова и выражения;

- исправь ошибки в записках сказочных героев;

- определи название произведения по его главной мысли;

- определи название произведения по его отрывку;

- вспомни стихотворение, допиши пропущенные слова.

Используя игровые формы проведения занятий внеклассного чтения, разнообразные творческие задания по книгам, тем самым, у ребят повышается положительная мотивация к чтению. Дети стараются вдумчиво и внимательно прочитать произведение.

Чтобы лучше подготовиться к занятиям внеклассного чтения, целесообразно завести дневник читателя, в который вписывается информация о прочитанной книге, важные факты и события из книг, трудные для запоминания фамилии, имена героев произведений, составляются вопросы по книгам. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры и разнообразные задания, а не только через собственное чтение ребенок глубже постигает суть произведений.

Не стоит забывать о том что большое значение в развитии читательской компетенции младших школьников могут оказать родители и та культура чтения, которая существует каждой семье.

Три составляющие должны создавать окружение, формирующее читающего человека: семья, школа, библиотека.

Поэтому в начальных класса на родительском собрание необходимо уделять внимание теме домашнего чтение и объяснять, что насколько ребенок будет успешен в обучении, в значительной степени зависит от того, как он читает и что он читает.

Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности. Родителям я предлагаю следующие приемы и рекомендации:

Памятка для родителей.

1.Читайте ежедневно. Читать по 5-10 минут несколько раз в день (такая тренировка эффективнее, чем чтение за один прием)

2. Заведите в семье ритуал совместного вечернего чтения. Читайте вслух по ролям или по очереди.

3. Изучите списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения.

4. Выберите интересную и занимательную книгу. Проявляйте постоянный интерес к тому, что читают ваши дети.

5. Беседуйте с детьми о прочитанном.

6. Никогда не наказывайте ребенка чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора.

7. Включите в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.

8. 12.Главный пример – вы сами.

9. Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.

Подводя итог, хочу отметить, что только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение занятий внеклассного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать

Проблема приобщения детей к чтению приобретает глобальный характер. «Знаками

наших глазах идеология потребления, снижение престижа и уровня знаний и образованности.

У детей формируется непринятие таких нравственных ценностей, как доброта и

отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и

патриотизм. В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в

быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров,

всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время,

необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда

спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с

детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое

где искать ребенка сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он

видит больше безнравственного, чем нравственного.

Поэтому одной из важнейших задач школы является воспитание нравственной

личности, способно самостоятельно оценивать окружающую реальность и определять свой

жизненный выбор. В реализации этой задачи большую роль играет литература как школьная

дисциплина, формирующая духовный мир ценностные ориентации учащихся. Литература в

целом – это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Она как нельзя лучше

передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. Знакомит

воспитанников с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и

человечества в целом и способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей,

поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и

воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности

ребенка, его воспитание.

Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой

школы, а для нашей школы это имеет особое значение, так как в коррекционой школе

обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют достаточно

низкий уровень коммуникативной культуры, слабо развитый познавательный интерес.

Вопрос о детском чтении— это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет

крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга,

прочитанная детьми, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее

развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание,

книги вырабатывают у них определенные нормы поведения.

Развитие речи, овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений

обучающихся коррекционной школы, что в последствии позволит ему социально

адаптироваться. Наряду с навыками чтения, важной задачей занятий является

овладение связной речью, как основной коммуникативной функцией. Она выполняет

важнейшие социальные функции: помогает обучающимся устанавливать связи с

окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения людей в обществе, что

является одним из главных условий адаптации в оспитанников коррекционной школы .

Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи, а

как следствие, адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет

внеклассное чтение .

Цель внеклассного чтения развитие устойчивого интереса воспитанников к книгам как

источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как

Внеклассного чтение играет огромную роль в развитии подростков их восприятие

литературы поскольку педагог может на свое усмотрение подобрать те произведения

художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут

повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа

отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться

недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят уроки внеклассного чтения – чтения

произведений, находящихся за пределами школьной программы, но при этом имеющие

огромную художественную и воспитательную ценность. Ребятам необходимо внеклассное

чтение для того .чтобы ему было интересно.

Читая доступные рассказы, стихотворения, сказки обучающиеся учатся понимать общее

содержание и главную мысль произведения, именно на внеклассном чтении у ребят

развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, любовь к родному

языку, художественной литературе, интерес к чтению. На занятиях в процессе работы над

художественными текстами они учатся отличать главное от второстепенного, выявлять

взаимосвязь описываемых явлений и событий, понимать их смысл; учатся делить текст на

части, составлять план прочитанного и пересказывать в соответствии с ним. Всё это

способствует развитию логического мышления обучающихся. Анализируя произведение

школьник должен задуматься о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и неновести,

истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Так как дети в жизни

сталкиваются с такими серьезными проблемами, что тем раньше он начнет думать над ними,

тем лучше. И пусть эти проблемы ему помогут решать добрые и умные книги. На

внеклассном чтении учащиеся читают книги с огромным нравственным потенциалом.

Литературные произведения развивают способность воспитанников воссоздавать в

воображении картины жизни, нарисованные писателем, мир чувств и переживаний

литературных героев, умение прослеживать их судьбы;видеть авторскую позицию и оценку;

определять свое эмоционально-оценочное отношение к прочитанному через нравственно –

этическое оценивание. Проникая в мир героев, сопереживая им, ученик осмысливает и свои

формирования нравственных представлений и убеждений личности. Нравственно –

этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику, соотносить свои

представления с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о

нормах поведения и взаимоотношениях людей, которые ложатся в основу его нравственных

представлений и личносных качеств и помогают овладеть способами действий в различных

жизненных ситуациях. Во внеклассное чтение можно вводить дополнительные литературные

произведения, содержащие проблемные нравственные ситуации. Это способствует развитию

личностно-смысловой сферы школьников; помогает самопознанию, саммоосознанию

личности, становлению отдельных ценностей. Тексты подбираются таким образом, чтобы

воспитанников привлекали жизненные ситуации и персонажи произведений- ровесники с

которыми хочется общаться, дружить или, наоборот, обьяснить их неправоту. Воспитанники

старших классов знакомятся на занятиях с лучшими образцами отечественной и зарубежной

литературы. Художественная литература дает всестороннее изображение человека. Проблемы

отношения человека к действительности, к окружающему миру, к народу, к себе, ,

социальные и моральные вопросы, поднимаемые художественной литературой, вызывают у

юного читателя яркие мысли, нравственные и эстетические переживания, тем самым

оказывая влияние на формирование духовного облика юного читателя, содействуя

воспитанию его характера . На внеклассном чтении дети знакомятся с автором произведения,

сообщаются биографические данные о нем, раскрывается богатство его внутреннего мира и

нравственных ценностей. Обращение к образам выдающихся людей учит наших

воспитанников понимать другого, способность поставить себя на место обьекта природы

вызывает большой интерес при работе с произведениями о природе. Для усиления

эмоционального состояния учеников на внеклассном чтении можно использовать

произведения живописи и музыки. Рассматривая картины детьми происходит обсуждение

взгядов художника на родную природу, высказывали какой уголок природы ближе и дороже

им . Подбирая литературу ученикам, учитывается: объем произведения, текстовая

доступность, актуальность произведения для данной категории учеников. Внеклассное

чтение отличается по методике проведения: праздничность занятий (нетрадиционные формы

работы: различные игровые задания, заранее подготовленные выступления учеников, ребусы,

викторины, кроссворды, литературные игры и т .д

Основные направления внеклассного чтения в коррекционной школе

Внеклассное чтение в коррекционных школ ах ставит задачу познакомить учащихся с

лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них

интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельного чтения.

Тексты для чтения дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную

сторону взаимоотношений людей. Совершенствованию техники чтения, расширению

кругозора учащихся, развитию умения черпать информацию из книг в период обучения в

школе и после ее окончания способствует правильная организация внеклассного чтения.

Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла

прочитанного, неумение правильно выбрать книгу исходя из своих возможностей затрудняют

этот вид деятельности для учеников коррекционной школы.Узость читательских интересов

умственно отсталых учащихся, их несамостоятельность, примитивность, ограниченность

мотивов чтения неоднократно подчеркивались психологами и педагогами. Руководство

учителя внеклассным чтением детей должно быть направлено на развитие у них интереса к

книге, к самостоятельному чтению. Работа по внеклассному чтению в специальной

(коррекционной) школе может дать положительные результаты только в том случае, если она

проводится регулярно. В настоящее время во многих школах внеклассное чтение включается

в распорядок дня. Как свидетельствует практика, эффективнее эта работа осуществляется

при условии, что время на нее отводится ежедневно в пределах 30 минут, а не два раза в

неделю по 2 часа.Одно из методических требований к работе по внеклассному чтению –

постоянный контроль учителя, воспитателя за чтением каждого ученика, за его умением

понимать сюжет произведения, сохранять интерес к нему. Контроль должен осуществляться

в двух направлениях.

Первое направление – это помощь детям в осознании читаемого.

Педагог составляет специальный вопросник, на который учащиеся должны дать ответы в

процессе чтения; проводит беседу с детьми, когда книга еще не дочитана, чтобы убедиться,

понимают ли они содержание, и вовремя дать объяснения. Такая беседа, по-новому осветив

уже прочитанный материал, заставляет ребенка правильнее понять и оценить поступкигероев

книги, описываемые события, делает более интересным и доступным последующее чтение.

Можно также организовать просмотры видео- и диафильмов, поставленных на основе

Второе направление – это учет прочитанных книг и заключительная работа после чтения.

Виды работы могут быть разными: обобщающая беседа с учениками о прочитанных книгах

(полезно, когда ее проводит и библиотекарь школы); оформление наглядного листка с

изменением в каждом новом учебном году его внешнего вида и характера заполнения

(предварительно важное требование для сохранения у учащихся интереса к работе с ним). В

последующих классах, как показали наши наблюдения и специальные исследования, учетные

листки теряют эффективность.

Заключительным этапом контроля являются уроки внеклассного чтения, которые

проводятся в соответствии с программными требованиями. Для того чтобы уроки не только

выполняли функцию контроля за пониманием читаемого, но и (а это главное) работали на

развитие читательских интересов, они должны отличаться по методике организации от

уроков классного чтения. Так, методика уроков внеклассного чтения должна реализовывать

следующие принципы: подготовленность учащихся к урокам (на это отводится целый

месяц); предельная самостоятельность школьников на самих уроках (достигается за счет

длительной подготовки); праздничность уроков (нетрадиционные формы работы: различного

вида игровые задания, подготовленные заранее выступления детей и др.).

Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются различные

мероприятия, которые подводят итог чтению одной или нескольких книг одного автора, книг

по определенной теме или какого-либо из литературных жанров. К таким мероприятиям

могут относиться праздники книги, вечера сказок, игра-конкурс, конкурс рисунков к

литературным произведениям, конкурс чтецов и др.

Методы и приемы используемые на внеклассном читении:

Перечитывание художественных произведений; близкое к тексту или дословное

воспроизведение отрывков из прочитанного произведения; словесное рисование;

изображение ситуаций, о которых шла речь, путем непосредственных действий

(драмматизации) и беседы- дискуссиии, беседы рассуждения, разучивание стихотворений;

коллективное рассматривание и воосоздание деталей описания в опоре на иллюстрации по

правилам; выборочное индивидуальное чтение текста вслух в процессе беседы по

прочитанному – это обязательный элемент работы с деской книгой, прием позволяющий

ребенку подтвердить доказательность высказываемых им соображений при обсуждении, ит.

д. На занятиях можно использовать продуктивные методы: рисунок – применяется на разных

этапах чтения или во время повторного чтения, чтобы получить информацию о том,

насколько ученик понял художественный образ, насколько его восприятие образа ближе к автору.

Дидактические игры – используются на разных этапах занятия. Они помогают учащимся

пережить ситуацию, которой не было в их жизни, представить образ героя произведения.

происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело,

возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу

творческую. Актеры, те, кто играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения

– самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено

именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.

Обязательным является и применение дифференцированного и индивидуального подхода, который обусловлен различным уровнем речевого и психофизического развития учащихся, и в первую очередь, степенью сформированности коммуникативных умений. Это осуществляется путем подбора индивидуальных заданий, что дает возможность менять их содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым учеником.

Для наших детей выбрать подходящую интересную для них книгу непросто, для этого можно , поэкспериментировать , начиная читать книгу, понаблюдать за реакцией,своих учеников. Уж очень хочется увлечь, заинтересовать ребят. Особенно наши дети любят сказки. Это объясняется тем, что учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, имеют конкретное мышление, слабую аналитико- синтетическую способность

Одной из особенностей ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, является слабо развитая речь, бедный словарный запас. Поэтому, при посещении библиотеки, ребята не всегда мог ут сказать, чего они хотят. Стесняясь этого, они или совсем не спрашивали книгу или брали первое, что попадётся. На протяжении последних лет заметно появился интерес к посещению библиотеки, почти все дети умеют обращаться к библиотекарю за помощью, освоили правила поведения, стараются вовремя сдать прочитанную книги. Ребята к книге стали относится бережнее, это значит книгу ценят, уважают. Отвечая на вопросы по содержанию текста, они четко осознают кто добрый, а кто из героев злой,что хорошо, а что плохо. Дети знакомясь с книгой, узнают как нужно поступать в тех или иных ситуациях, учатся любить и прощать, узнают о последствиях своих поступков. Для детей и подростков чтение как процесс имеет еще одно значение – способствует формированию личности. Сопереживая героям произведения, они развиваются эмоционально, учатся любить, сочувствовать, прощать.

Только при взаимодействии учителя, библиотекаря и воспитателя мы можем добиться

достижения всех поставленных целей и задач, и использовать все имеющиеся возможности

для расширения и углубления у учащихся читательских интересов

Главная задача уроков внеклассного чтения в коррекционной школе заключается во

всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни. Эта

задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, на формирование

личности учащихся и социальную адаптацию. На таких занятиях у детей расширяется

кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память,

воображение. На занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе.

Уроки внеклассного чтения являются составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствуют решению важных задач в образовании и воспитании школьников, а также является одним их важных средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках чтения и развития речи.

И в заключении своего доклада хочу отметить, что литература учит детей правильному

отношению к жизни и влияет на формирование личности молодого человека Как старший

подготовленным к жизни, нужно сделать из него грамотного читателя

Опции формата

Режим просмотра:

Размер текста:

Внешний вид:

Ширина просмотра:

Поиск

Администрации Мордовского района Тамбовской области

Дополнительное содержание (верхнее)

Дополнительные ресурсы (левая колонка)

Дополнительные ресурсы (правая колонка)

Облако тегов

учителя начальных классов

Лавровского филиала МОУ "Шульгинская ООШ"

Гришиной Ольги Семеновны

Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется, отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и проводятся уроки. С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой.

Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник, и в итоге интересное и благостное начинание превращается в пугающую обязаловку, напрочь отбивающую желание читать. Для ребенка - в массовости, конечно, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.

Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное.

И тут-то появляется внеклассное чтение. Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство и, извините, желание педагога. Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН?

Так зачем же ребенку, подчеркиваю, - ребенку внеклассное чтение? Мы уже отметили - для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему было интересно. Зачастую внеклассное чтение - это те книги, которые ребенок выбрал сам. Выбрал - и слава Богу, мог выбрать что-нибудь другое: компьютер, например, или телевизор. Так зачем изначально отбивать у него охоту читать? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя.

Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В-третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к данной книге. Несмотря на то, что учитель - несомненный хозяин положения, существуют вещи абсолютно не допустимые для данного предмета. Прежде всего перегрузка детей, перемноженная с обязательностью выполнения. Как вы думаете, захочется ли ученику, например, второго класса читать в течение двух - трех месяцев навязанные три - четыре произведения с общим объемом страниц в триста - это еще может быть минимум!, - не представляющие для него особого интереса, да и еще вести дневниковую запись о прочитанном? Но не это самое обидное. Даже если ребенок их и осилит, сделает все формальные записи в свою тетрадь, то, когда подойдет время для отчета, догадайтесь, сколько времени будет разбираться толстое объемное произведение? Один урок, может, два. И все. Программа, знаете ли; все-таки главное - работа с учебником, а внеклассное чтение так, для самостоятельной работы. Какой самостоятельной работы? Как можно, предположим, "Маугли" или "Черную курицу" оставить ребенку 8 - 10 лет для самостоятельной проработки? Такая работа для него просто непосильна.

Если среднему родителю предложить ввиде самостоятельной работы - с конспектированием - Фихте или - Боже упаси! - Гегеля, полюбит ли он немецкую классическую философию, увлечется ли Кантом? Сомневаюсь. Так вот и ребенок без серьезного литературного анализа, адаптированного его возрасту и развитию, не полюбит предлагаемые школой произведения по внеклассному чтению.

Метод чем больше, тем лучше, или галопом по книгам здесь сработает с точностью наоборот - он вызовет отторжение к чтению и к книге. И без того в современном обществе у нее масса конкурентов. И без того, загруженные на работе родители все реже берут в руки книгу, тем самым невольно показывая не самый благостный пример своим детям. А если еще и в школе нет базы для такой сложной работы, то что тогда остается детям?

Теперь непосредственно о самой работе с книгой. Прежде всего это сочетание пересказа с литературным анализом текста. Довольно подробно мы следуем по сюжету: один ученик пересказывает определенный отрывок, остальные по желанию дополняют - дополнять всегда есть что. Затем следуют вопросы по тексту - описательные, на фактологию , на оценку событий, поступков, на анализ психологического состояния героев и самые трудные - творческие, подчас философские вопросы, где возможен практически любой вариант ответа. Очередность вопросов особого значения не имеет, хотя традиционно начинаем мы с ребятами с описательных и фактологических вопросов, а заканчиваем творческими и психологическими. Некоторые вопросы я готовлю заранее, но на уроке обсуждение чаще всего выходит за узкие рамки двух - трех вопросов, поэтому большинство вопросов спонтанны и ситуативны. Особенно приветствуется вопросы со стороны ребят - это показатель их понимания текста. Мы можем какие - то места в книге опустить, на каких-то остановится подробнее. В целом в таком русле мы от урока к уроку двигаемся по книге.

Если произведение довольно крупное, то мы посвящаем отдельные уроки главным героям. Формы таких уроков могут быть самыми разнообразными - от словесного сочинения - описания до викторины. Проводим уроки - викторины на фактологическое знание текста, где приветствуется знание самых мельчайших подробностей. Иногда проводим "Что? Где? Когда?" по прочитанному произведению и обязательно пишем сочинение (классное или домашнее, приоритет, кстати, отдаем классному сочинению). В работе с произведениями для внеклассного чтения особое следует уделять творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя.

Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений. По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы. Путь к Тургеневу и Достоевскому, Шекспиру лежит через произведения детской классики, и если на начальном этапе вызвать отвращение к сложным произведениям для детей - тому же "Маугли" или "Винни Пуху" или, что в принципе равноценно, не дать ребенку инструмента для их комплексного восприятия, то не стоит ожидать чудес и в дальнейшем - навряд ли сегодняшний школьник станет любителем и ценителем литературы. Конечно, я не утверждаю, что это относится ко всем детям. Есть дети одаренные, которые несмотря ни на что будут самостоятельными читателями, ориентирующимися в мире книг.

Есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать, но все равно это не должно останавливать учителя. Все-таки от его работы зависит отношение ребенка к книге. А хорошо будет он к ней относится только имея положительный опыт общения и умея понимать прочитанное. Охватить все хорошие детские книги на уроках невозможно. Более того, из списка литературы, что предлагается ученикам, запомнятся две - три книги. Но даже если запомнится одна - все равно это победа учителя, все равно это его добросовестная профессиональная работа, и очень хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно. В заключении хочется вспомнить о роли личности учителя в восприятии ученика начальной школы. Не буду повторять и без того всем известные слова об авторитете, примере и тому подобному. Отмечу лишь то, что этим надо пользоваться - то есть строить работу с книгой через собственный интерес к данному произведению.

Интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю самому надо быть грамотным профессиональным читателем. Чтобы он сам, несмотря на загруженность и усталость, находил время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе говорится о путях сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения прграммного материала.

Роль внеклассного чтения в личностном развитии младшего школьника

Автор: Кириллова Галина Александровна,

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение.

Изменение в Российском образовании и преобразование в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Школа должна способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, воспитанию интереса к учебе и стремления к духовному росту, к здоровому образу жизни и подготовке к профессиональной деятельности.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования говорится, что предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом специфики содержания предметных областей по литературному чтению должны отражать:

- понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться. Особое значение имеет читательская компетенция. Ведь без умения бегло и осознанно читать сделать это практически невозможно.

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения.

Начальная школа первая начинает реализовывать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Для ребенка - в массовости, конечно, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.
Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. И тут-то появляется внеклассное чтение.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего - для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство педагога.
С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы, читательский дневник.
Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Так зачем же ребенку внеклассное чтение? Мы уже отметили - для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему было интересно.
Зачастую внеклассное чтение - это те книги, которые ребенок выбрал сам. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя.

Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы.

Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают.

Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию.

В - третьих, актуальность произведения для ребят и для себя.

В работе с произведениями для внеклассного чтения особое внимание следует уделять творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя. Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений.
По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы.
Есть дети одаренные, которые несмотря ни на что будут самостоятельными читателями, ориентирующимися в мире книг. Есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать, но все равно это не должно останавливать учителя. Все-таки от его работы зависит отношение ребенка к книге. А хорошо будет он к ней относится только имея положительный опыт общения и умея понимать прочитанное.
Охватить все хорошие детские книги на уроках невозможно. Более того, из списка литературы, что предлагается ученикам, запомнятся две - три книги. Но даже если запомнится одна - все равно это победа учителя, все равно это его добросовестная профессиональная работа, и очень хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно.

В своей работе я использую такие резервы обучения внеклассному чтению, как:

Ежеурочные пятиминутки чтения, представляющие собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык – что подтверждает метапредметную направленность моей работы. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

Чтение в полном объёме произведений, данных в сокращении, по желанию для хорошо читающих детей.

Подготовка дополнительного материала к изучаемой теме (об авторе, литературные термины, интересные факты и др.)

Интегрирование уроков внеклассного чтения с различными школьными предметами.

Всех детей, без исключения, учат читать. Чтобы в процессе обучения не учитель, а книги становились их постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги (собеседников, их написавших) в расчете на себя, а не на вкус учителя или родителей, чтобы они узнали широкий мир книг, из числа которых собеседников можно и должно выбирать, не просто научились, а привыкли это делать в нужное для них время по нужным для них поводам. Только в этом случае чтение станет для детей важнейшим интеллектуально-эмоциональным трудом, войдет в их жизнь, будет влиять на их становление, оказывая помощь при принятии разного рода решений. Только тогда они оценят получаемое ими в школе умение читать, захотят научиться читать и полюбят чтение и книги.

Внеклассное чтение - это особый раздел обучения детей чтению, цель которого - не только обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны. Кроме того, при правильном построении системы уроков внеклассного чтения, это может стать эффективным средством личностного развития школьников.

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.

2.Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.

3.Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.

4.Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.

Читайте также: