Юридические базы данных сообщение

Обновлено: 02.05.2024

Развитие и широкое внедрение информационных технологий оказывает трансформирующее воздействие на все области современной жизни включая сферы экономики, права, власти, науки и образования. Для характеристики нового общественного строя, в котором главной ценностью являются информация и знание, используются такие эпитеты, как постиндустриальное, информационное, общество знания и т. п. Несмотря на концептуальные различия, стоящие за этими определениями, общим является тот факт, что информация и знание становятся определяющим экономическим и правовым фактором.

По мере развития и совершенствования правовой системы Российской Федерации, все более важное значение приобретает возможность своевременного равного доступа к правовой информации всех субъектов права: юридических и физических лиц. Важнейшими требованиями к организации такого доступа являются оперативность и достоверность правовой информации. В связи со значительными увеличениями объема правовой информации традиционный способ распространения через периодические печатные издания уже не позволяет в полной мере обеспечить доступ ко всему массиву правовых актов, издаваемых органами государственной власти. Возможность обеспечить оперативный доступ ко всему массиву правовой информации, гарантируя ее достоверность, появилась с развитием информационных технологий.

Целью данной работы является исследование правовых БД как информационный ресурс.

В работе будет рассмотренасущность баз данных правовой информации и принципы их построения.

Теоретической и методологической основой для написания работы явились законодательные акты, нормативные документы.

БД и справочно-поисковые системы правовой информации

Справочно-правовые системы(СПС) - особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

На сегодняшний день в России и СНГ существует множество справочно-правовых систем, основные среди них:

- Гарант - имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации и состоит из одной объединенной базы.

- КонсультантПлюс - имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации, состоит из федеральной, региональной и местной баз данных.

- Кодекс - большое количество нормативно-технических документов - ГОСТов, СНиПов, РД и т. д. и имеющая специализированные справочные системы по различным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и пр.); также здесь имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента.

- НТЦ «Система« - эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти. В свободном доступе находятся: Законы РСФСР, Законы СССР, Законы Российской Федерации, Кодексы РСФСР, Кодексы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Федеральные конституционные законы, Доктрины Российской Федерации.

Вся правовая информация сгруппирована в информационные разделы:

1. Законодательство.Содержит разделы с актами международного права, национального и регионального законодательства. В этих разделах располагаются международные договоры, нормативные акты, их официальные разъяснения, организационно-распорядительные акты государственных органов и другие официальные документы.

2. Судебная и иная правоприменительная практика. Содержит разделы с правоприменительными актами. В эти разделы включены решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также иных государственных органов. Эти документы предоставляют информацию об официальной практике применения нормативных актов и позволяют уяснить правовую позицию государства по проблемным вопросам права. 3. Комментарии, консультации. Содержит разделы с неофициальными комментариями и консультациями специалистов. В этих разделах находятся развернутые комментарии к правовым актам, а также консультации по актуальным проблемам правоприменения, данные учеными-правоведами и специалистами государственных органов. Данные комментарии и консультации могут быть использованы в качестве дополнительного средства уяснения правовой нормы и должны рассматриваться в совокупности с действующими нормативными актами и их официальными разъяснениями по данной проблеме.

4. Образцы документов и формы отчетности. Содержит разделы с образцами различных правовых и деловых документов и с формами отчетности. В этих разделах находятся:

- примерные образцы договоров, исковых заявлений, жалоб, разработанные специалистами в области права, а также типовые и примерные формы, утвержденные различными органами государственной власти;

- формы бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и первичного учета.

5. Нормы, правила, стандарты. В данный блок объединены разделы, включающие нормативно-технические документы. В числе документов этого блока государственные стандарты, нормативы и правила, содержащие технические нормы. Ряд нормативов и стандартов носит общеобязательный характер для всех организаций (правила пожарной безопасности, санитарные нормы и правила, нормы охраны труда), другие обязательны при осуществлении определенных видов деятельности (строительство, деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, торговли и др.).

6. Справочная информация. В разделах данного блока содержится деловая и юридическая информация, представленная в систематизированном виде и снабженная удобным поисковым инструментарием. В разделах этого блока находятся, например, установленные Банком России курсы валют, нормативы отнесения на себестоимость различных затрат и иную полезную информацию.

7. Электронные издания. Содержит разделы - электронные версии периодических изданий. Соответственно, здесь можно найти опубликованную информацию любого вида (нормативные акты, судебные решения, статьи и т.д.).

Поиск документов возможен по его атрибутам (названию, виду документа, дате принятия и т.д.), по контексту (по любым словам, включая их логическую связь, или фразе, содержащимся в документе), также имеются интеллектуальный поиск и поиск по ситуации.

Характеристика БД

Специализированная тематическая база данных(БД) представляет собой совокупность выделенных из эталонной базы данных правовой информации тематически связанных правовых актов и иных данных в обособленный программно-технологический комплекс для решения конкретных правовых и практических (прикладных) задач пользователей. Использование специализированных тематических БД позволяет решать ряд правовых и информационно-поисковых задач:

- аккумуляция всей совокупности правовых актовопределенной области правоотношений для обеспечения эффективного поиска;

- оказание информационной поддержки при подготовке аналитических материаловпо законодательству конкретной области правоотношений;

- использование информационного массива специализированной тематической БД при подготовке проектаправового акта той тематической области, которая отражена в названии и информационном наполнении тематической БД;

- формированиезаконодательных дефиницийконкретной области правоотношений на основе анализа понятийной системы правовых актов специализированной тематической БД[2].

Основными принципами разработки специализированных тематических баз и банков данных правовой информации являются:

- формирование информационных массивов специализированных тематических БД из единого источника– эталонной библиотеки правовой информации (БД семейства ЭТАЛОН);

- организация информационных массивов специализированных тематических БД, готовых для навигациис учетом заранее установленных семантических (тезаурусных) связей лексических единиц;

- совместимостьспециализираванных тематических БД с эталонной библиотекой баз данных и Единым комплексом банков данных правовой информации (ЕКБДПИ);

- единое методическое обеспечениеавтоматизированных систем специализированных тематических БД и ЭБДПИ;

- единое лингвистическое обеспечение(использование комплекса лингвистического обеспечения ЭБДПИ и ЕКБДПИ: классификаторов, словарей, справочников, информационно-поискового тезауруса ЕКБДПИ);

- прагматический аспекттематических БД, т.е. максимальное обеспечение практической ценности представляемой информации за счет представления не только правовой информации, но и иной полезной информации (справочной информации, комментариев законодательства и т.д.);

- осуществление стратегии аналитического поиска(смысловой навигации в информационных пространствах специализированных БД) за счет установления тезаурусных связей лексических единиц правовых понятий, используемых в ЕКБДПИ;

- отражение системности правовых понятий для создания семантической сети (семантически связанных понятий, отражаемых в правовых актах определенных областей правоотношений)[3].

Качественно новый уровень автоматизированных систем специализированных тематических БД базируется на анализе накопленных знаний по формированию информационно-правовых ресурсов, интеграции (синтезе) полученных знаний, основанных на единстве программно-методического, лингвистического и технологического обеспечения, а также на рассмотрении национального законодательства как системного объекта.

Таким образом, развитие справочных правовых систем наглядно показывает, насколько современные технологии могут менять привычную картину жизни. Скорость получения новых правовых актов, возможность эффективно пользоваться нормативной информацией оказывают самое серьезное влияние на уровень профессиональной подготовки, на качество и сроки принятия решений. Справочные правовые системы дали возможность огромному количеству специалистов эффективно работать с правом и грамотно применять законодательство в практике своей работы.

Заключение

Справочно-правовые системы - особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Основные пользователи справочно-правовых систем - это бухгалтеры, юристы, менеджеры — одним словом, все специалисты, которые серьезно и регулярно работают с правовой информацией, профессионалы независимо от отрасли. В этом смысле студент юридического или экономического факультета тоже профессионал, поскольку он очень активно работает с правовой информацией. И благодаря тому, что на российском рынке справочно-правовых систем имеется несколько действительно сильных игроков, предлагающих собственные варианты систем, эти профессионалы имеют возможность выбора. В том числе возможность выбора программной технологии, с помощью которой можно эффективно искать необходимые документы и работать с ними. Как показывает изучение рынка, СПС — это одна из самых сильных, прогрессивных и высокотехнологичных отраслей на стыке ИТ и законодательства. И достижения разработчиков этой области служат подтверждением этому.

Список использованной литературы

1. Авраамов А. А. Компьютерные справочные правовые системы: Система ГАРАНТ для студентов юридических и экономических ВУЗов: учебник/ А. А. Авраамов, Г. А. Марданова. – Изд. 2-е, исправленное. – М,2003. – 96 с.

2. Васькова, Н. И. Электронные источники правовой информации : учебно-методическое пособие / Н. И. Васькова, М. В. Салменкова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2006. - 114. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 49). - Библиогр.: с. 75-86. - Электрон. правовые ресурсы и базы данных: с. 87-113. - 3000 экз.

4. Голубев, И. Современные инструменты для работы с правом / И. Голубев // Хозяйство и право.-2002.-№ 11.-с. 125-126.

5. Введение в правовую информатику: Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Ред. Д. Б. Новиков, Ред. В. Л. Камынин. - 2-е изд., испр. - М. : Вычислительная математика и информатика, 2005.-314 с.

7. Кашинский, Ю. И. Правовой Интернет - перспективы и тенденции развития / Ю. И. Кашинский, Б. С. Славин, М. Н. Сатолина // Информатизация образования.- 2004.- №2.- с.64-67.

[1] Введение в правовую информатику: Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Ред. Д. Б. Новиков, Ред. В. Л. Камынин. - 2-е изд., испр. - М. : Вычислительная математика и информатика, 2005.-314 с.

[4] Тиори, Т. Проектирование структур баз данных/ Т. Тиори, Дж. Фрай. – М.: Мир, 2008. – 281 с.

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства". В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, "Эталон", которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она "ЮСИС", позже название поменялось на "АРМ „Юрист"". Изучение сайта компании "Интралекс", производителя "Юриста", показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на "АРМ "Юрист" не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС "Гарант", которая разрабатывалась научно-производственным объединением "Вычислительная математика и информатика". Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО "ВМИ" стало выпускать СПС "Консультант плюс", разработчики же "Гаранта" отделились и образовали компанию "Гарант-Сервис". Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом "Консультант" перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у "Гаранта" счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, "Кодекс". Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, "санитарных норм", конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС "Референт". Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у "Референта" является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение "премиум" и "дополнительной" лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели "Референта" сделали попытку написать нечто вроде "базы знаний", упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС "Право.ру" ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая "не зарекаться от тюрьмы". Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна "докомпьютерная" народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто "знает, где найти". Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством "настоящего юриста". Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме "нормативки" в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. "Консультант" с "Гарантом" при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии "Гарант" предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У "Консультанта" полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под "блоком" или "банком документов" что-то свое. Количество документов в "банке" тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, "Законодательство Брянской области", то все ясно, но вот по названию "Помощник кадровика: Эксперт" (один из тарифов "Кодекса") непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта", "Гаранта", а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика "пробных установок", когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как "количество документов": некоторые производители считают "отдельными документами" разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у "Кодекса" напоминает подход "Референта": пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а "за трафик": каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит "в ноль"…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у "Право.ру" такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию "Право.ру" получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, "Право.ру" создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, "дедовский" способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у "Консультанта" можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у "Консультанта" основным способом поиска до сих пор является "расширенный", когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в "Гаранте".

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска "мутирует" от громоздких "карточек" с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики "Кодекса", именующие свой поиск "интеллектуальным": по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в "Право.ру" — это кнопка "развернуть", позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в "Кодексе".

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В "Консультанте", к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В "Право.ру" фильтрация осуществляется по видам документов, от "федерального законодательства" до "комментариев и консультаций". Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый "поиск по ситуации", когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым "тегам", с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В "Консультанте" инструмент такой сортировки называется "правовым навигатором", а в "Гаранте" тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в "избранное", простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными "партнерами" обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не "на ходу", то "на коленке" уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как "Право.ру". Над ними не довлеет "наследие прошлого" в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Вопрос правовой информированности является актуальным для специалистов различных сфер деятельности — юридической, экономической, налоговой, банковской, предпринимательской и других. Сегодня нет направлений, в которых можно обойтись без нормативной базы. И регулярно меняющаяся правовая система требует поиска новых инструментов. Такими современными инструментами и помощниками являются справочно-правовые системы.


Доступ осуществляется посредством интернет-соединения с любого устройства. Документы добавляются и обновляются сразу после их опубликования в официальных источниках. Доступна функция быстрого поиска и возможность просмотра всех связанных нормативных актов.

Дополнительным ресурсом является возможность оставлять комментарии в процессе работы с документом, что позволяет обсудить его с коллегами в онлайн-режиме.


Предлагает ряд уникальных дополнительных возможностей. Энциклопедия решений — подборка наиболее актуальных сведений для практических рабочих ситуаций в отдельных сферах деятельности. Индивидуальная новостная лента — возможность получать обзор по интересующей вас области законодательства. Машина времени — функция, которая позволит отыскать старые редакции документа на интересующий период времени. Также есть возможность просматривать похожие/связанные документы и переписываться с коллегами в онлайн-режиме.

В бесплатной версии доступны основные нормативные акты.


Это ещё один несомненный лидер в области правового консультирования. Существует более 20 лет на рынке. База состоит из документов федерального и регионального уровня, правовых актов международного права, судебной практики, образцов и типовых форм деловой документации, справочных материалов и экспертных консультаций.

Предлагает объёмный спектр пакетов для юристов, аудиторов, руководителей, бухгалтеров и других специалистов. Предлагаемые сервисы делятся на два блока — комплекты по законодательству в требуемых областях и комплекты поддержки принятия решений для практических ситуаций. У пользователя есть возможность сформировать необходимый ему пакет, исходя из специфики своей деятельности.

В свободном доступе находятся все основные документы (и новые — за последние 14 дней).


В свободном доступе находятся основные правовые акты, судебная практика и разъяснения государственных органов.


Кроме того, эта система содержит эксклюзивные авторские материалы, созданные специально для целей проекта, и специальный интеллектуальный поиск.

В бесплатной версии есть нормативные акты федерального уровня, разъяснения от законодательных органов, судебные решения, международные правовые акты, новостная аналитика и юридический словарь.


Это система, требующая регистрации, после чего в течение 10 дней предоставляется доступ ко всем функциям.

Помимо стандартной возможности получать информацию, предлагает и широкие интерактивные возможности: задать вопрос менеджеру или аудитору (на выбор), напоминание об отчётности, а также участие в вебинарах. Кроме того, можно заказать разработку правового документа.

По истечении льготного срока доступны кодексы, ленты новостей и арбитражные решения.


Кроме законодательной базы, содержит классификаторы, калькуляторы, шаблоны бланков и договоров (по праву считается лидером по содержанию технической документации). Сервис разделён по профессиональным направлениям, каждое из которых доступно в демоверсии.


Это бесплатная официальная государственная система правовой информации. Содержит полные тексты федеральных законов, указы Президента и Правительства РФ, а также архив периодических изданий.

Выбор СПС зависит от ваших привычек, от удобства поиска документов и от тех дополнительных сервисных опций, которые будут полезны именно в вашей области применения. Например, доступность документов в английской версии будет незаменима в работе с иностранными партнёрами, а возможность обсуждения документа с коллегами полезна для бухгалтеров.

Выбирая, помните, что можно приобрести не всю базу и функционал сервиса, а отдельные модули. Например, региональное законодательство или только законодательство Москвы, только судебную практику или только комплект, предназначенный руководителю, бухгалтеру, юристу с набором готовых решений и законодательной основы.

Вы всегда можете установить демоверсию и получить дополнительные разъяснения у консультантов сервиса.

Сегодня сложно себе представить, как работали юристы еще десять лет назад, не имея такого простого и одновременно надежного помощника, как правовые базы данных. Ворохи бумажных данных на полках, в папках или столах создавали жуткую неразбериху. Найти, а, главное, потом не потерять нужный документ или справку становилось делом архисложным.

Компакт-диск или установленная на компьютер программа заменяет целую библиотеку справочной и нормативной информации. Поиск необходимого документа занимает считаные секунды, а вся система работы с базой настолько элементарна, что с ней справится даже новичок.

Все компании, выпускающие протестированные в статье правовые системы, имеют собственные Web-сайты. Впрочем, ими число онлайновых источников юридической информации не ограничивается — в Сети расположено немало схожих по содержанию ресурсов.

Гарант

Помимо описанного варианта работы с этой СПС, имеются опции поиска по реквизитам, по источнику публикации, а также по словарю терминов. Настройка фильтров позволяет отображать искомые выражения и получать готовые списки документов с полной информацией по каждому из них: когда и кем принят, какие вносились изменения, а также его идентификационный номер. Если какой-либо нормативный акт утратил силу или его юридическая обработка еще не закончена, программа обязательно сообщит об этом.

Поскольку правовые базы данных не являются статичным продуктом и для сохранения своей актуальности требуют постоянного обновления, наиболее животрепещущим для конечного потребителя становится вопрос стоимости установки дополнительных информационных блоков. Ниже мы приводим ориентировочные расценки на наиболее популярные пакеты тестируемых СПС.

Кодекс

КонсультантПлюс

Для удобства работы каждое поле карточки реквизитов снабжено словарем, который позволяет избежать ошибок при ее заполнении. Словарь автоматически корректируется после каждого пополнения базы новыми документами.

На сайте компании иногда проводятся интересные акции (например, открытие свободного доступа к одной из баз данных в течение определенного периода времени). Там также публикуются обзоры новостей законодательства, подготовленные юристами компании.

Помимо своего главного предназначения — хранения, поиска и обновления состава нормативно-правовых документов — компьютерные правовые базы данных помогают их владельцам легко и быстро решить следующие основные задачи:

  • осуществить выборку максимального количества документов на определенную тему;
  • ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы по конкретным ситуациям;
  • воспользоваться одним из многочисленных шаблонов документов (например, декларация в налоговую инспекцию или бланк доверенности на управление автомобилем);
  • получить толкование специальных терминов.

Подведение итогов

Подводя итоги, хочется сказать, что рассмотренные базы выполнены на должном профессиональном уровне и каких-либо серьезных нареканий не вызвали. Поскольку главную задачу — снабжение максимальной по объему и предельно достоверной юридической информацией в удобном для пользователя виде — все протестированные правовые программы выполняют вполне успешно, сделать окончательный выбор совсем не просто. Однако победителей выявлять все же придется.


Таблица наших оценок

Кроме того, хочется еще раз отметить единодушное стремление компаний предоставлять как можно больше правовой информации через свои Web-узлы. Причем некоторые ресурсы открыты для бесплатного доступа. Такой метод работы удобен для потенциального пользователя и, несомненно, обеспечивает дополнительный приток клиентуры.

Читайте также: