Сообщение по теме синонимы и антонимы как средство обогащения русского языка

Обновлено: 30.06.2024

Синонимы — слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог — спрут, лингвистика— языкознание, доказательство — аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

  • оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный);
  • стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

  • (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
  • (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;
  • (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
  • (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы: очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.

Антонимы

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход — выход, большой — небольшой, сжать — разжать) и разнокорневыми (атака — оборона, твёрдый — мягкий, терять — находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!

Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выез­жать в свет. Вращаться в свете.

Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова — лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

  1. Морфологические омонимы, или омоформы — слова, совпадающие по звуча­нию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) — три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) — знать (глагол в неопр. форме).
  2. Фонетические омонимы, или омофоны — слова или формы слов с разны­ми значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный — косный; лиса — леса; пруд — прут, кампания — компания .
  3. Графические омонимы, или омографы — слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударе­ния. Например: зАмок — замОк; бОльшим — большИм; крУжки — кружкИ; бЕлки — белкИ; пАрить — парИть.

Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.

Таблица. «Синонимы, антонимы, омонимы«

Синонимы, антонимы, омонимы

Вы смотрели конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы«. Следующая тема: Паронимы

Русский язык богат на звуки, сложные в понимании и неоднозначные слова, а также лексические обороты. Однотипное явление можно описать совершенно по-разному. При этом каждое из описаний получится уникальным и оригинальным. Синонимы и антонимы делают речь более красноречивой. Они помогают отразить весь спектр эмоций, более точно определить суть и расставить акценты. Эти слова крайне важны, поскольку они делают словарный запас отдельного человека богаче. Давайте более детально рассмотрим, что собой представляют синонимы и антонимы.

Общаться было бы несоизмеримо скучно, если бы отдельный предмет можно было назвать только одним словом. Гораздо интересней, когда можно найти альтернативу, которая будет в большей степени применима в том или ином случае.

Синонимы и антонимы очень нужны и играют порой ключевую роль. Они помогают вникнуть в детали и описать объект максимально точно. Кроме того, поиск синонимов и антонимов может оказаться крайне увлекательным. В этом случае есть и выраженная польза для развития. Онлайн-словари помогут найти сходные или противоположные значения слов всего за несколько секунд.

Статья содержит аннотацию, какое значение имееет употребление антонимов и синонимов в речи младших школьников, даны признаки правильной речи, этапы словарной работы, виды заданий.

ВложениеРазмер
statya.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гуртовая Ольга Васильевна

г. Энгельс Саратовская область

Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами

Среди многих и важных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста обучение родному языку, речевому общению, развитие речи одна из главных.

В общей системе речевой работы в начальной школе обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому, словарная работа в начальных классах тесно связана с познавательным развитием.

В младшем школьном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи.

Немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка. Этот подход имеет языковое, речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умение сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повышению уровня общей речевой культуры.

Характеризуя требования, предъявляемые к речи младших школьников, можно выделить следующие признаки:

1.Правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);

2.Ясность речи (доступность для понимания);

4.Точность речи (умение передавать свои мысли, рассказать о каком – либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью; умелый выбор слов для точной передачи этой действительности; выбор из ряда синонимов наиболее подходящих для данных целей);

5.Выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи);

Развивать речь – значит, систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложения, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы. Постоянно работать над грамотным оформление мыслей.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа. Этапы словарной работы можно представить так:

  1. Семантизация слова;
  2. Актуализация слова;
  3. Использование слова в речи.

Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед школьниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно в самостоятельной словесной деятельности. Обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста синонимами способствует : избеганию в речи повторения одних и тех же слов; формированию умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими словами; умению выбрать наиболее точное слово из синонимического ряда и наиболее точно передать свою мысль в зависимости от контекста, замысла или речевой ситуации; воспитанию чуткости к смысловым оттенкам слова; пониманию выразительности речи; пониманию того, как говорящий относится к тому, о чем говорит.

Среди многообразных видов работы над словом особое место занимает работа над антонимами. Обогащение словарного запаса антонимами расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение, глубже осознать многозначность слова. Знакомство с антонимами помогает понимать слова не только в прямом, но и переносном значении. Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений по различным признакам. Кроме того, она способствует активизации таких частей речи, как глаголы и прилагательные, которыми бедна речь младших школьников. Антонимы используются как особый стилистический прием оценки различных предметов и явлений, воспитывают чуткость к смысловым оттенкам слова.

Если использовать специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.

Возможно использование заданий:

1.Работа с пословицами и поговорками;

2. Работа со словарями;

3. Употребление речевых оборотов;

4. Работа над прямым и переносным значение слов;

5. Подбор к данному слову синонимов (антонимов) и нахождение их в тексте (предложении); выяснение сходства и различия в значении;

6. Выполнение различных видов творческих работ.

Задания должны быть комплексными, чтобы заставит ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать. Целесообразно вводить лексику таким образом, чтобы не нарушать логики учебного процесса в целом, логики построения учебника.

Если использовать специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.

Г.В.Бобровская Активизация словаря младших школьников // Начальная школа – 2003 г. № 4. – с.47 – 51

Г.В.Бобровская Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа – 2002 г. № 6. – с.76 – 79

Р.Г.Измайлова Обогащение речи младших школьников синонимами и антонимами// Начальная школа – 1995 г. № 10. – с.11 – 16

Синонимы – слова, близкие или тождественные по своему значению, но разные по написанию и различающиеся оттенками значения, или стилистической окраской (смелый, отважный, мужественный, храбрый). Синонимы используются для обогащения речи, придания ей выразительности, устранения повторения слов.

Антонимы – слова, имеющие противоположные значения (теплый - холодный, пленный - свободный, дружеский - вражеский). Слова могут становиться антонимами в контексте (черный - белый), но не являться ими вне контекста.

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

Принципиальное отличие антонимов от синонимов

Зачем нужны антонимы и синонимы в нашей речи?

Если вы не можете понять, зачем нужны антонимы и синонимы, то прежде всего обратитесь за справкой к толковым словарям и чётко уясните для себя значение этих терминов.

Что такое синонимы и антонимы?

Скажем кратко только то, что антонимы – это слова противоположного значения, а синонимы – схожего.

Какую роль играют синонимы?

Синонимы позволяют передавать, как можно точнее и изящнее сложные понятия и также переводить иностранную речь.

Что такое антонимы?

Чтобы сделать речь достаточно понятной и образной, люди с богатым словарным запасам зачастую прибегают к помощи использования антонимов в своей речи. Например, мы должны рассказать человеку о том, что такое хорошо, а что такое плохо, поэтому мы обязательно будем употреблять в своем лексиконе подобные слова. Точно такой же аналогичный пример можно привести со словами: правда и лож, добро и зло, любовь и ненависть, и многие-многие другие.

Именно благодаря им, мы можем с упоением читать классическую литературу с таким азартом и увлечением, поскольку писатели достаточно мастерски могут использовать эти слова в своих произведениях.

Когда человеку плохо или хорошо, или он хочет предельно ясно выразить свои чувства и эмоции, он также прибегает к помощи антонимов, которые в некоторых жизненных ситуациях просто являются своеобразной Палочкой-выручалочкой.

Без синонимов и антонимов словарный запас человека сократился настолько бы, что сделал невозможным не только поэзию, но и даже прозу. Благодаря этим словам человек в древнейшие времена произвёл подлинную революцию в разговорной речи, что привело к развитию тысяч разных языков и способствовало появлению письменности. Так что значение этих частей русской речи поистине огромно.

Читайте также: