Сообщение по теме синонимы и антонимы как средство обогащения русского языка
Обновлено: 30.06.2024
Синонимы — слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.
Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).
Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).
Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.
Синонимы могут быть абсолютными (осьминог — спрут, лингвистика— языкознание, доказательство — аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:
- оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный);
- стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы).
Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:
- (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
- (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, покорный;
- (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
- (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.
Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы: очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.
Антонимы
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход — выход, большой — небольшой, сжать — разжать) и разнокорневыми (атака — оборона, твёрдый — мягкий, терять — находить).
Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.
Омонимы
Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:
Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!
Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выезжать в свет. Вращаться в свете.
Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова — лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.
Существует несколько разновидностей омонимов.
Виды омонимов:
- Морфологические омонимы, или омоформы — слова, совпадающие по звучанию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) — три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) — знать (глагол в неопр. форме).
- Фонетические омонимы, или омофоны — слова или формы слов с разными значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный — косный; лиса — леса; пруд — прут, кампания — компания .
- Графические омонимы, или омографы — слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударения. Например: зАмок — замОк; бОльшим — большИм; крУжки — кружкИ; бЕлки — белкИ; пАрить — парИть.
Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.
Таблица. «Синонимы, антонимы, омонимы«
Вы смотрели конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы«. Следующая тема: Паронимы
Русский язык богат на звуки, сложные в понимании и неоднозначные слова, а также лексические обороты. Однотипное явление можно описать совершенно по-разному. При этом каждое из описаний получится уникальным и оригинальным. Синонимы и антонимы делают речь более красноречивой. Они помогают отразить весь спектр эмоций, более точно определить суть и расставить акценты. Эти слова крайне важны, поскольку они делают словарный запас отдельного человека богаче. Давайте более детально рассмотрим, что собой представляют синонимы и антонимы.
Общаться было бы несоизмеримо скучно, если бы отдельный предмет можно было назвать только одним словом. Гораздо интересней, когда можно найти альтернативу, которая будет в большей степени применима в том или ином случае.
Синонимы и антонимы очень нужны и играют порой ключевую роль. Они помогают вникнуть в детали и описать объект максимально точно. Кроме того, поиск синонимов и антонимов может оказаться крайне увлекательным. В этом случае есть и выраженная польза для развития. Онлайн-словари помогут найти сходные или противоположные значения слов всего за несколько секунд.
Статья содержит аннотацию, какое значение имееет употребление антонимов и синонимов в речи младших школьников, даны признаки правильной речи, этапы словарной работы, виды заданий.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуртовая Ольга Васильевна
г. Энгельс Саратовская область
Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами
Среди многих и важных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста обучение родному языку, речевому общению, развитие речи одна из главных.
В общей системе речевой работы в начальной школе обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому, словарная работа в начальных классах тесно связана с познавательным развитием.
В младшем школьном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи.
Немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка. Этот подход имеет языковое, речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умение сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повышению уровня общей речевой культуры.
Характеризуя требования, предъявляемые к речи младших школьников, можно выделить следующие признаки:
1.Правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);
2.Ясность речи (доступность для понимания);
4.Точность речи (умение передавать свои мысли, рассказать о каком – либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью; умелый выбор слов для точной передачи этой действительности; выбор из ряда синонимов наиболее подходящих для данных целей);
5.Выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи);
Развивать речь – значит, систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложения, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы. Постоянно работать над грамотным оформление мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа. Этапы словарной работы можно представить так:
- Семантизация слова;
- Актуализация слова;
- Использование слова в речи.
Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед школьниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно в самостоятельной словесной деятельности. Обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста синонимами способствует : избеганию в речи повторения одних и тех же слов; формированию умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими словами; умению выбрать наиболее точное слово из синонимического ряда и наиболее точно передать свою мысль в зависимости от контекста, замысла или речевой ситуации; воспитанию чуткости к смысловым оттенкам слова; пониманию выразительности речи; пониманию того, как говорящий относится к тому, о чем говорит.
Среди многообразных видов работы над словом особое место занимает работа над антонимами. Обогащение словарного запаса антонимами расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение, глубже осознать многозначность слова. Знакомство с антонимами помогает понимать слова не только в прямом, но и переносном значении. Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений по различным признакам. Кроме того, она способствует активизации таких частей речи, как глаголы и прилагательные, которыми бедна речь младших школьников. Антонимы используются как особый стилистический прием оценки различных предметов и явлений, воспитывают чуткость к смысловым оттенкам слова.
Если использовать специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.
Возможно использование заданий:
1.Работа с пословицами и поговорками;
2. Работа со словарями;
3. Употребление речевых оборотов;
4. Работа над прямым и переносным значение слов;
5. Подбор к данному слову синонимов (антонимов) и нахождение их в тексте (предложении); выяснение сходства и различия в значении;
6. Выполнение различных видов творческих работ.
Задания должны быть комплексными, чтобы заставит ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать. Целесообразно вводить лексику таким образом, чтобы не нарушать логики учебного процесса в целом, логики построения учебника.
Если использовать специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.
Г.В.Бобровская Активизация словаря младших школьников // Начальная школа – 2003 г. № 4. – с.47 – 51
Г.В.Бобровская Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа – 2002 г. № 6. – с.76 – 79
Р.Г.Измайлова Обогащение речи младших школьников синонимами и антонимами// Начальная школа – 1995 г. № 10. – с.11 – 16
Синонимы – слова, близкие или тождественные по своему значению, но разные по написанию и различающиеся оттенками значения, или стилистической окраской (смелый, отважный, мужественный, храбрый). Синонимы используются для обогащения речи, придания ей выразительности, устранения повторения слов.
Антонимы – слова, имеющие противоположные значения (теплый - холодный, пленный - свободный, дружеский - вражеский). Слова могут становиться антонимами в контексте (черный - белый), но не являться ими вне контекста.
Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.
Если вы не можете понять, зачем нужны антонимы и синонимы, то прежде всего обратитесь за справкой к толковым словарям и чётко уясните для себя значение этих терминов.
Что такое синонимы и антонимы?
Скажем кратко только то, что антонимы – это слова противоположного значения, а синонимы – схожего.
Какую роль играют синонимы?
Синонимы позволяют передавать, как можно точнее и изящнее сложные понятия и также переводить иностранную речь.
Что такое антонимы?
Чтобы сделать речь достаточно понятной и образной, люди с богатым словарным запасам зачастую прибегают к помощи использования антонимов в своей речи. Например, мы должны рассказать человеку о том, что такое хорошо, а что такое плохо, поэтому мы обязательно будем употреблять в своем лексиконе подобные слова. Точно такой же аналогичный пример можно привести со словами: правда и лож, добро и зло, любовь и ненависть, и многие-многие другие.
Именно благодаря им, мы можем с упоением читать классическую литературу с таким азартом и увлечением, поскольку писатели достаточно мастерски могут использовать эти слова в своих произведениях.
Когда человеку плохо или хорошо, или он хочет предельно ясно выразить свои чувства и эмоции, он также прибегает к помощи антонимов, которые в некоторых жизненных ситуациях просто являются своеобразной Палочкой-выручалочкой.
Без синонимов и антонимов словарный запас человека сократился настолько бы, что сделал невозможным не только поэзию, но и даже прозу. Благодаря этим словам человек в древнейшие времена произвёл подлинную революцию в разговорной речи, что привело к развитию тысяч разных языков и способствовало появлению письменности. Так что значение этих частей русской речи поистине огромно.
Читайте также: