Сообщение по теме оценка и решение педагогических задач

Обновлено: 07.07.2024

Термин "задача" используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. Наряду с термином "задача" в психолого-педагогических исследованиях, как правило, в качестве синонимов используются и термины "задание", "проблема", "проблемная ситуация" (учебная или воспитательная) и др. Наибольшую сложность для адекватного восприятия информации представляют случаи, когда термин "задача" употребляется в смысле цели.

Оглавление

Сущность и специфика педагогической задачи 3
Типы педагогических задач и их характеристика 5
Этапы решения педагогической задачи 7
Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач 9
Примеры решения педагогических задач 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат ППП обновлённый.docx

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психолого – педагогический практикум

Сущность и специфика педагогической задачи 3

Типы педагогических задач и их характеристика 5

Этапы решения педагогической задачи 7

Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач 9

Примеры решения педагогических задач 11

Список литературы 13

Педагогическая технология и мастерство обусловлены характером решаемых учителем задач. Педагогическая технология отражает задачную структуру педагогической деятельности. В связи с этим необходимо определиться с самой сущностью педагогической задачи и показать ее отличие от других.

Термин "задача" используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. Наряду с термином "задача" в психолого-педагогических исследованиях, как правило, в качестве синонимов используются и термины "задание", "проблема", "проблемная ситуация" (учебная или воспитательная) и др. Наибольшую сложность для адекватного восприятия информации представляют случаи, когда термин "задача" употребляется в смысле цели.

В психологии задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта некоторого действия (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. К.Тихомиров и др.). С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Многие ученые-педагоги давно обратились к исследованию задач разного типа и с разными целями в своих работах (М.А.Данилов, И.К.Журавлев, В.И.Загвязинский, Ю.М.Конягин, Л.М.Фридман и др.).

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются:

• исходное состояние предмета задачи;

• модель требуемого состояния (требования задачи).

В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т.п.), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т.п.) субстанции, для которых характерны, соответственно, количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок. Такое понимание педагогической задачи согласуется с принятым в психологии, поскольку, описывая предмет задачи, исследователь может включить в него все существенные условия.

Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое.

В чем же проявляется специфика педагогических задач? Ответить на этот вопрос можно обратившись к проблеме самого решения педагогической задачи. Теоретик учебных задач Г. А. Балл под решением задачи понимает "воздействие на предмет задачи, обусловливающее ее переход из исходного состояния в требуемое". Решенная задача, по его мнению, перестает быть задачей. 1

Однако такое понимание сущности решения задач не может быть механически перенесено на педагогические задачи. Во-первых, педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают по меньшей мере два субъекта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих, учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанником. Педагогические задачи, писал С. Г. Костюк, могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности.

Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.

Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Творческое решение стратегических задач, имеющих своей задачей формирование целостной личности, представлено в опыте руководителей образовательных учреждений А. А. Захаренко, Н. Н. Дубинина, В.А.Караковского, А. А. Католикова и др. Творческое решение тактических, по существу организационно-методических, задач можно проследить, обращаясь к опыту учителей-новаторов, опыт которых описан в работах В.И.Загвязинского, М. М. Поташника, Л. М. Фридмана и др. Неиссякаемым источником образцов решения оперативных задач остается опыт А. С. Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, В.А.Сухомлинского.

В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе понятие "педагогическая задача" должно рассматриваться как родовое по отношению к понятиям "дидактическая задача" и "воспитательная задача".

Дидактические задачи - это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением. В них, по мнению В. И. Загвязинского, всегда заключено противоречие между ее исходной и перспективной сторонами. Решение дидактических задач должно подвести учащихся к умелому оперированию учебными задачами, поскольку обучение в конечном счете направлено на собственное отрицание, на снятие обучения в учении.

Особую сложность в силу специфики воспитания как деятельности (воспитательной работы), насыщенной элементами определенности- неопределенности, представляют воспитательные задачи. Правомерность их выделения как относительно самостоятельного вида задач объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего принятием утверждения о том, что жизнь, которой живут воспитанники и к которой они готовят себя, - это бесконечные процессы решения больших и малых проблем. А это значит, что воспитание можно представить как подготовку воспитанников к решению многообразных задач, с которыми им придется столкнуться в жизни. С другой стороны, учитывая, что развитие личности осуществляется только в деятельности и общении как ее специфическом виде, воспитание можно квалифицировать как стимулирование самостоятельного решения воспитуемыми задач, способствующих развитию в нужном направлении личности каждого из них.

Все вышеизложенное требует учитывать особенности воспитательных педагогических задач, направленных, по аналогии с дидактическими, на управление всеми (в том числе и познавательной) видами деятельности в их органическом единстве: трудовой, игровой, художественной, ценностно-ориентационной и др. Общая аналогия обучения и воспитания не снимает и не ставит под сомнение специфику дидактических и воспитательных задач, обусловленных отличием преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности (см. разд. I, гл. 2).

Допуская возможность абстрагирования от многих существенных признаков учебной деятельности, в контексте дидактических задач можно выделить две категории действий и, соответственно, две группы подзадач. К первой группе относятся действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены (или могут быть направлены) эти действия (учебные задачи). Вторую группу образуют действия, которые ученик должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые он должен научиться решать (критериальные задачи) 2 .

В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Их успешное решение - показатель достижения целей обучения, при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.

Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно вычленить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только разрывом между требованием задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и различием ценностей, на которые воспитанник опирается при их решении. Весьма важная с психологической точки зрения особенность задач на ценностную ориентировку состоит и в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения (т. е. правильного решения задачи) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям; воздействию хотя и привычного, но житейского, а следовательно, и неправильного отношения к объектам, предложенным для ценностного выбора, и т.п.

Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

В теории задач принято различать способ ы и процесс решения задачи. Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Гост

ГОСТ

Понятие педагогической задачи

Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.

В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:

  • Педагогическая задача – это прогрессивные изменения знаний, умений и отношений учащихся.
  • Педагогическая задача – это планируемые эффекты развития, продвижения и роста учащихся, которые проявляются в формировании способностей успешно решать разнообразные жизненные ситуации и проблемы.
  • Педагогическая задача – это некая знаковая модель определенной педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой поставленной цели реализуемого педагогического процесса.

В настоящее время различают следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические задачи (сверхзадачи) – выражают общую цель воспитания, которая формируется в эталонных представлениях о том, какие качества должны быть сформированы у ребенка в рамках педагогического процесса.
  2. Тактические задачи – предусматривают направленность на получение определенных результатов воспитания, приуроченных к конкретному этапу педагогического процесса.
  3. Оперативные задачи – представлены ближайшими и текущими задачами, которые встают перед педагогом непосредственно в момент педагогической деятельности.

Алгоритм решения педагогической задачи

Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:

Осуществление анализа педагогической ситуации:

  • Оценка условий, в которых реализуются педагогические действия
  • Предвидение и объяснение наблюдаемых педагогических явлений
  • Принятие эффективных диагностических решений
  • Осуществление диагностики детского коллектива или отдельной личности
  • Прогнозирование полученных результатов воспитания и обучения, ответных реакций.

Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.

Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.

Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.

Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Пример и решение некоторых педагогических задач

Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.

Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.

В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.

Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.

Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.

Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.

Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.

Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.

В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.

Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.

Существует следующая классификация педагогических задач:

Способы решения педагогической задачи

Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:

  1. Анализ педагогической ситуации:
  • оценка условий, в которых проходит педагогический процесс;
  • объяснение наблюдаемых педагогических изменений;
  • принятие эффективных действий для получения определенного результата;
  • диагностика исследуемого детского коллектива или отдельной личности;
  • прогнозирование возможного результата.
  1. Планирование и целеполагание. Проверка начальных данных, а также планирование эффективного педагогического воздействия.
  2. Конструирование и последующая реализация педагогической задачи. Формирование разнообразных видов деятельности учащихся и управление педагогическим процессом.
  3. Коррегирование и регулирование. Оценка успешности осуществляемой педагогической задачи и, при необходимости, его корректировка.
  4. Итоговый контроль и сбор полученных результатов. В данный этап входит разбор итогового результата, анализ достижений и неудач, эффективность использования определенных методов в ходе педагогического процесса.

Пример и решение некоторых педагогических задач

К вариантам решения педагогических задач можно отнести:

  • беседы;
  • систему классных часов и родительских собраний на тему взаимоотношений в коллективе;
  • творческие и нестандартные занятия;
  • проведение ситуаций успеха, установление традиций класса/группы, коммуникативные игры.

Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.

Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.

Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.

Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.

Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.

Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.

Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.

Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.


Для чего нам нужно знать о решении педагогических задач?

Если взглянуть на нашу жизнь сквозь призму постановки и решения задач, то окажется, что вся она пронизана ими. Задачи сменяют друг друга в стремительном потоке жизни, а человек, решая их, тем самым, учится выходить из подчас сложных ситуаций, приобретая жизненный опыт, развивая способности, проявляя таланты…

Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремление к совершенствованию. В основе своей деятельность педагога направлена на решение педагогических задач. Опыт решения профессионально-педагогических задач поможет студенту развить навыки профессиональной деятельности, сформировать устойчивую педагогическую позицию как основу профессионализма учителя.

Для начала определимся, что понимают под педагогической задачей. Среди большого разнообразия трактовок устоявшимся является принятое в психологии, а затем перешедшее в педагогику, понимание задачи как цели, данной в определенных условиях.

Классификации педагогических задач

По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Вытекая из общей цели образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Профессиональные педагогические задачи

Спецификой профессиональных задач является их направленность на отражение педагогической реальности, которая может быть представлена в содержании задачи как проблемная ситуация, решение которой создает условия для становления профессионализма и индивидуальности будущего специалиста.

Ключевые - компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.

Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности.

Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.

Технологии решения задач

Под технологией понимают процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы

Процесс решения задач пронизывает всю деятельность, можно обнаружить процесс принятия решения и при формировании цели, и при выборе способов действия, и при формировании программы действий. При этом следует учитывать, что разные люди (или один и тот же человек в разных ситуациях) принимают решения по-разному.

Решение – это формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе решения выделяют стадии поиска, принятия и реализации решений. Типичная структура поведения человека в ходе решения – разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач соответственно плану решения.

Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности.

Под принятием решения понимается только сознательный выбор из имеющихся альтернатив единственного варианта действия, позволяющий человеку добиться наибольшей эффективности. Другими словами, процедура принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекция эталонной гипотезы и программы действий.

А.А. Ашихмин утверждает, что «принятие решений бази­руется на операции выбора, реализующей подчиненность всей деятельности определенной цели или совокупности целей. Рано или поздно наступает момент, когда дальнейшие действия могут быть различными, приво­дящими к разным результатам, а реализовать можно только одно действие, причем вернуться к ситуации, имевшей место в этот момент, уже (как правило) нельзя.

Существуют различные классификации ситуаций принятия решения. Например, Т.Томашевский выделяет четыре типа си­туаций, в которых необходимо принятие решения о действии:

1. Ситуация выбора (фактически — это классическая ситуация реакции выбора): во всех этих ситуациях человек должен осу­ществить выбор (селекцию) сигналов, классифицировать их на такие, которые требуют реакции, и такие, которые ее не требуют.

2. Сложная ситуация. Сложными ситуациями называются та­кие ситуации, в которых человек должен одновременно учитывать сведения, получаемые более чем от одного источника инфор­мации, либо выполнять более чем одно действие.

3. Ситуация предпочтения. Когда различные возможные ре­акции имеют для человека неодинаковое значение, когда по ка­кой-либо причине он выбирает одно из двух.

4. Вероятностные ситуации. Такого рода ситуации возникают в тех случаях, когда человек выполняет определенные операции при недостаточном объеме имеющейся в его распоряжении инфор­мации.

Существует несколько типов принятия решения (в соответствии с оценкой соотношения процессов формирования гипотез и их контроля):

1. импульсивные решения (решения принимаются фактически без контроля),

2. решения с риском (контроль – частичный),

3. уравновешенные решения (формирование гипотез и их контроль сбалансированы),

4. осторожные решения (контроль начинает как бы подавлять формирование гипотез),

5. инертные решения (контроль подавляет формирование гипотез)[9].

Выделяют и иную классификацию способов принятия решений (по Мескону):

2. Решения, основанные на суждениях. Такое решение иногда кажется интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

3. Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Наконец, как и любой другой динамический процесс, принятие решения изменяется, развивается по мере накопления того, что принято называть опытом, формирования установок, отношений, мотивов, целей и т.д.

Процедура решения задач в научной литературе описывается по-разному, представим некоторые технологии ряда исследователей.

Читайте также: