Сообщение майков о природе

Обновлено: 07.07.2024

В 1856 году создал одно из самых известных стихотворений Аполлон Майков. "Осень" – так назвал он его. Поэт с юных лет увлекался охотой, но зачастую ловил себя на мысли, что намного больше удовольствия ему доставляет обычная прогулка в лесу без борзых собак и ружья. Он действительно любил загребать листья ногой, слышать треск сучьев… Однако лес осенью лишается таинственности и загадочности, поскольку "свянул последний цветок", "сорван последний орех". И этот мир рождает в поэте неведомые доселе чувства.
Кроме этого известного стихотворения Майков писал стихи, которые продолжили антологические и эстетические принципы его поэзии раннего периода. Речь идет о таких циклах, как "Камеи" и "Фантазии". В конце 1850 гг. появились циклы "Дома", "На воле", "Под дождем", "Весна", "Сенокос". В этих произведениях все еще чувствуется былой гармонический взгляд Майкова на природу. Однако зесь он проявляет себя в зарисовках деревенских пейзажей России.

Люблю я горные вершины.
Среди небесной пустоты
Горят их странные руины,
Как недоконченны мечты
И думы Зодчего природы.
Там недосозданные своды,
Там великана голова
И неизваянное тело,
Там пасть разинутая льва,
Там профиль девы онемелый.

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам,
Промчался вихрь – пять-шесть мгновений –
И, в встречу солнечным лучам,

Встают серебряным карнизом
Чрез все полнеба ворота.
И там, за занавесом сизым,
Сквозят и блеск, и темнота.

Вдруг, словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей и быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь, и воды полились.

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать – нужна отвага!
И – вон как дети в удальце
Ее честят! Как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!

Уж утра свежее дыханье
В окно прохладой веет мне.
На озаренное созданье
Смотрю в волшебной тишине:
На главах смоляного бора,
Вдали лежащего венцом,
Восток пурпуровым ковром
Зажгла стыдливая Аврора;
И с блеском алым на водах,
Между рядами черных елей,
Залив почиет в берегах
Как спит младенец в колыбели;
А там, вкруг холма, где шумит
По ветру мельница крылами,
Ручей алмазными водами
Вкруг яркой озими бежит.
Как темен свод дерев ветвистых!
Как зелен бархат луговой!
Как сладок дух от сосн смолистых
И от черемухи младой!

Деревня весело встречается с зимою:
Там по льду гладкому и скользкому реки
Свистят и искрятся визгливые коньки;
На лыжах зверолов спешит к лесам дремучим;
Там в хижине рыбак пред пламенем трескучим
Сухого хвороста худую сеть чинит

Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы желтые, покрытые скирдами,
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, –
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звезд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.

Стремление видеть мир гармоничный и прекрасный характерно не только для антологических стихотворений, но и стихотворений, навеянных родными картинами, картинами русской жизни. И даже позднее, когда мир реальный, со своими живыми, вполне прозаическими приметами войдет в лирику Майкова, образы, навеянные древнегреческой и древнеримской мифологией, памятниками мирового искусства, органично соединятся с самыми бытовыми подробностями. Как, например, в стихотворении 1854 г.:

Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон – даль голубая видна.
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Меж тем живет вокруг равнина водяная,
Стрекозы синие колеблют поплавки,
И тощие кругом шныряют пауки,
И кружится, сребрясь, снетков веселых стая
Иль брызнет в стороны, от щуки исчезая.
Чтобы вздохнуть, кругом я взоры обвожу.
Как ярки горы там при солнце заходящем!
Как здесь, вблизи меня, с своим шатром сквозящим,
Краснеют темных сосн сторукие стволы
И отражаются внизу в заливе черном,
Где белый пар уже бежит к подножьям горным.
С той стороны село. Среди сребристой мглы
Окошки светятся, как огненные точки;
Купанье там идет, чуть слышен визг живой,
Чуть-чуть белеются по берегу сорочки,
Меж тем как слышится из глубины лесной
Кукушка поздняя да дятел молодой…
Картины бедные полунощного края!
Где б я ни умирал, вас вспомню, умирая:
От сердца пылкого все злое прочь гоня,
Не вы ль, миря с людьми, учили жить меня.

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда брести;
Двойной глубокою колеею
Идешь и нет конца пути.

  • познакомить с творчеством русского поэта;
  • учить анализировать стихи;
  • продолжать учить выразительному чтению стихов;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • через поэтический мир автора воспитание у них душевной чуткости, доброты, умение видеть красоту вокруг себя и учиться беречь её.

Предварительная работа

Оборудование:

1) компьютер (показ слайдов о жизни Майкова);
2) магнитофон – музыкальное сопровождение (голова птиц, шум дождя, музыка на стихи Майкова);
3) на доске: картина осеннего пейзажа, запись эпиграфа к уроку, пейзажи Майкова.

Учитель: А что такое родина?

Дети: У каждого человека есть маленький уголок, где он родился и живет. Его мы называем родным краем, родиной.

Учитель: Природа – наша Родина. Человек любит свою Родину, потому что мы не можем жить без запаха листьев, без звонкой струи ручья, без синей лохматой головки василька в поле. Любовь к родной природе рождает в человеке глубокие патриотические чувства, порождает его на большие дела во имя родины и своего народа. Картины природы мы находим во многих стихах наших поэтов.
Соедините имя, отчество и фамилии уже известных вам поэтов, которые писали стихи о родной природе.

Есенин Афанасий Афанасьевич
Пушкин Алексей Константинович
Тютчев Сергей Александрович
Толстой Александр Сергеевич
Фет Федор Иванович

Учитель: Итак, мы познакомились с краткой биографией поэта, а сейчас разгадаем тайну стихов поэта. И чтобы лучше понять эту тайну, давайте разгадаем кроссворд.

(Переход к стихам поэта)

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда брести,
Двойной глубокой колеёю
Идешь – и нет конца пути.

Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? (Ответы детей)
– А какие чувства возникли в вашем сердце? (Радость, грусть, восхищение)
– Найдите строки в тексте, где даже в грустную пору, поэт находит возможность для человеческих радостей.

Дети:

Любо в лесу мне бежать,
Листья ногой загребать.

Учитель: Давайте посмотрим, какие слова в тексте стихотворений вам не понятны.

Дети: .

Учитель: Я попросила своего консультанта, она обратилась к словарю русского языка и объяснит нам значения непонятных слов.

Дети: (читают с тетради) Вешнюю леса – природную красоту леса, Нет мне здесь прежних утех – радостей.
Тайну совлёк – значит, сбросил, снял. Пурпур брусничных кистей – ярко-красный цвет (пурпурный).

Учитель: Найдите в тексте стихотворения:

А) эпитеты: лист золотой, кудрявых кистей, вешняя краса;
Б) олицетворение: щеки горят, мороз лежит.

Учитель: Как вы думаете, с какой цель автор написал это стихотворение?

Дети: Чтобы передать свои чувства об изменении в природе, показать приметы осени.

Учитель: Давайте ребята представим, что мы с вами в нашем деревенском лесу и немного отдохнем.

Физминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья встряхнем постепенно
И кружит, и кружит их ветер осенний.
И снова зима, снова лютая стужа,
И в нашем лесу стало тихо –
Послушай.

(Звучит пение ласточек)

Беседа:

– О чем поэт говорит в этом стихотворении? (Поэту грустно, что ласточки, свившие своё гнездо над его боков, щебетавшие и летавшие возле него всё лето, теперь улетели.)

– Каким настроением наполнено стихотворение? (Грустью по уходящему лету, но радостными воспоминаниями о нём)

– Прочитайте в тексте в каких строчках чувствуется радость. А разгадать тайну слов, нам поможет мой консультант…

– настурция садовое растение.
– сад увядает.
– солома обветрилась.

– Приходилось ли вам наблюдать за ласточками в вашей деревне? (Ответ детей.)

Учитель: Попадали вы когда-нибудь под летний дождь?

Дети: Теплый, освежающий, под ним можно бегать и нырять.

Учитель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети: А я представила картину, как будто я бегу под летним дождем.

Учитель: Почему поэт называет летний дождь золотом?

Вывод: Поэт Майков – мастер стиха, умеющий чутко замечать малейшее изменение в природе и находить прелесть любом времени года.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Природа в поэзии А. Майкова, И. Никитина, А. Кольцова, И. Сурикова. «Как вели.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Природа в поэзии А. Майкова, И. Никитина, А. Кольцова, И. Сурикова. «Как вели.

А это моё любимое стихотворение из детства. Ландыш Чернеет лес, теплом разбуж.

А это моё любимое стихотворение из детства. Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. С. Маршак

Константин Бальмонт Осень. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичь.

Константин Бальмонт Осень. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Желаю вам, ребята, то же найти своего любимого поэта. А для этого необходимо.

Желаю вам, ребята, то же найти своего любимого поэта. А для этого необходимо знакомиться с поэзией разных авторов, что мы и будем сегодня делать.

Аполло́н Никола́евич Ма́йков (23 мая (4 июня) 1821, Москва — 8 (20) марта 18.

Аполло́н Никола́евич Ма́йков (23 мая (4 июня) 1821, Москва — 8 (20) марта 1897, Петербург) — русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Сын дворянина Николая Аполлоновича Майкова, живописца и академика.

Картины природы, сами по себе, не преобладали в его творчестве: природа, и ос.

Картины природы, сами по себе, не преобладали в его творчестве: природа, и особенно знакомая, мирная, не пугающая неожиданными эффектами и не подавляющая своей грандиозностью, должна была своим мягким привычным колоритом давать для его творчества известную музыкальность настроения. При этом как знаток красок Майков особенно любил изображать солнечный день, и солнце играет в его картинах и метафорах, особенно в последний период творчества, в старости, очень видную роль. Открытые солнечные морские пейзажи он любил, по-видимому, больше закрытых, лесных. Мы находим в его поэзии Айвазовского и не находим Шишкина.

Весна! выставляется первая рама Аполлон Майков Весна! выставляется первая рам.

Весна! выставляется первая рама Аполлон Майков Весна! выставляется первая рама - И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон - даль голубая видна. И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна! Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна – время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты. А. Н. Майков связывает перемены в природе с настроением человека.

Ива́н Са́ввич Ники́тин (21 сентября (3 октября) 1824, Воронеж — 16 (28) октяб.

Ива́н Са́ввич Ники́тин (21 сентября (3 октября) 1824, Воронеж — 16 (28) октября 1861, Воронеж) — русский поэт. Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793—1864). Учился в воронежской духовной семинарии.

И. С. Никитин Поле Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-.

И. С. Никитин Поле Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним; Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. Один я. И сердцу и думам свобода. Здесь мать моя, друг и наставник - природа. И кажется жизнь мне светлей впереди, Когда к своей мощной, широкой груди Она, как младенца, меня допускает И часть своей силы мне в душу вливает. Иван Никитин, крестьянский поэт, посвятил много стихотворений природе родного края. В его трудной жизни именно природа помогала ему сохранить живую душу, приносила утешение в минуты отчаяния. Наверное, автор хочет и до нас донести главную мысль: таково извечное свойство природы — возвращать уставшему человеку радость жизни, поддерживать его и исцелять

Ива́н Заха́рович Су́риков (25 марта [6 апреля] 1841) — 24 апреля [6 мая] 1880.

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия — воспроизводит субъективное личное чувство (отн.

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия — воспроизводит субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях. Стихотворение-небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%FD%E7%E8%FF http://znanija.com/task/3224.

План анализа стихотворения. - Что это за стихотворение (автор, название) и.

План анализа стихотворения. - Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема? - Настроение стихотворения. - Как выражается настроение в стихотворении? А. Как оно построено? Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы). В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.) - Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? - Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя? - Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом. - Личное впечатление от стихотворения.

Тема стихотворения (о чем произведение) - лирика, произведение посвящено любв.

Тема стихотворения (о чем произведение) - лирика, произведение посвящено любви и чувствам, - описание природы (пейзаж) , - может быть философия (рассуждения о смысле бытия и других категориях) , - а также стих может быть посвящен социально значимым проблемам. Идея стихотворения - то, что хочет донести до читателей автор. Тема – дело авторское и тонкое.

Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, ц.

Домашнее задание: 1 . Стр. 297 – 299 читать, познакомиться с поэзией А. Майко.

Домашнее задание: 1 . Стр. 297 – 299 читать, познакомиться с поэзией А. Майкова, И. Никитина, И. Сурикова. 2. Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений. 3. Составить анализ выученного стихотворения в тетради.

Удачи в вашем творчестве!

Удачи в вашем творчестве!

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%FD%E7%E8%FF http://znanija.com/task/3224.

Краткое описание документа:

Тема родной природы занимает большое место в творчестве многих русских поэтов разных эпох. Она пробуждает в читателе самые добрые чувства к Родине, её лугам, лесам, полям,цветам. А как в ней отражены разные времена года, их смена. Утренняя заря, весенний дождь, первый снег - для всего находятся поэтические краски, очень разнообразные у разных поэтов!

Наибольшее время уделяется изучению этой темы в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, С. А. Есенина. Но есть и другие прекрасные поэты, которым достаётся немного внимания. Это несправедливо. Так как только в творческом разнообразии можно осуществлять читательский поиск.

Данная презентация приглашает к знакомству со стихами о родной природе А. Майкова, И. Никитина, И. Сурикова.

Буду очень рада, если кто-то оценит её и будет использовать в своей работе.

Читайте также: