Сообщение по теме монгольская империя и изменение политической карты мира

Обновлено: 02.07.2024

2. Повторение изученного материала (5-7 мин)

1) Что такое раздробленность?

2) Назовите дату начала раздробленности?

3) Назовите основные причины феодальной раздробленности на Руси?

4) Какой памятник древнерусской литературы отражает период раздробленности Руси?

5) На сколько, примерно, княжеств распалось Древнерусское государство?

6) Назовите самые крупные из них?

7) Что такое удел?

8) Перечислите положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности?

9) Чем опасно политическое и военное ослабление государства?

Хорошо. Молодцы. Вы все справились с Д.З.

Итак, вперед, за новыми знаниями! Желаю вам успеха!

3. Изучение нового материала (20-25 мин)

Но чтобы узнать название новой темы вы должны отгадать ребусы.

1 - РЕБУС (монголы), 2 - РЕБУС (империя)

Получается империя какая? (Монгольская) Правильно.

- Ребята, а какие племена кочевников вы знаете? (…………). Хорошо.

К таким кочевым племенам относятся монголы, татары и др., которые проживали в степях к северу от Китая. Это был народ скотоводов-кочевников, охотников и рыбаков. В результате завоевательных походов, монгольским племенам удалось подчинить себе соседние народы и создать великую монгольскую империю.

Во главе возникшего Монгольского государства стояла степная знать (нойоны). Нойон - господин, князь. (записать в тетрадь).

В 1206 г. по ре­ше­нию съезда монгольской знати (ку­рул­тая) все­монгольским правителем – великим ханом – стал видный представитель аристократии Темучин, принявший позже имя Чин­гис­хан (Небесный хан). (повесить на доску портрет Чингисхана) Его избрание означало начало создания Монгольской империи. (1206 г).

Итак, запишем в тетрадь:

Курултай - съезд монгольских князей. (Записать в тетрадь)

1206 г.- образование Монгольской Империи. (Записать в тетрадь)

Личная охрана Чингисхана и войско были поделены на 10, 100, 1000 и т.д. Во главе каждой единицы стоял свой начальник. Переход был не возможен под страхом смертной казни. Все мужское население находилось в войске.

- Монгольская империя под руководством Чингисхана, в ходе завоевательных войн, все дальше и дальше расширяла свои границы. (карта в презентации и в учебнике стр. 8)

Давайте, проследим за походами Чингисхана. Откройте, пожалуйста учебник на стр. 5 и поработаем с текстом пункта 2. (Учитель в ходе беседы задает вопросы учащимся, ребята находят ответы в тексте).

- Я задаю вопрос, а вы находите ответ в пункте 2. Все готовы?

1) Что задумал Чингисхан? (покорить весь мир)

2) С чем были связаны его захватнические планы? (с потребностью в новых пастбищах для сотен лошадей, армия не могла существовать без войн и захвата добычи) Армия была конная.

3) Какова была численность войска Чингисхана? (95 тыс +10 тыс. личной охраны)

4) В каком году монголы обрушились на северокитайскую империю Цзинь? (в 1211 г.)

5) Какое испытанное оружие применяли монголы? (лук)

6) Что являлось одной из особенностей монгольской тактики на поле боя? (маневрирование конницы по условным знакам с помощью флага военного начальника).
7) Какую китайскую военную технику быстро освоили монголы? (камнеметные и огнеметные машины, тараны, передвижные осадные башни)

8) Какие земли и государства захватили монголы в результате походов? (государство Хорезмшахов, власть которой распространялась на Среднюю Азию и Персию, а так же северный Китай)

- Ребята, обратимся опять к карте на слайде, она у вас в учебнике на стр. 8 - внимательно посмотрите и скажите, от какого моря и до какого океана располагалась территория земель, захваченных монголами?

4. Физминутка (1-2 мин)

Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Вы, конечно же, устали?
А теперь, ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели – вновь за дело!

Как вы, думаете, остановились ли монголы на этом? Конечно, нет. Один из крупных отрядов монголов, пройдя через Кавказ, вторгся в половецкие степи. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям, а те в свою очередь, опасаюсь соединению половцев с монголами, решили откликнуться на просьбу, т.е. решили помочь половцам. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки разгорелось кровопролитное сражение. Запишем дату в тетрадь.

31 мая 1223 года - битва на реке Калке

  • Как разворачивались события?
  • Кто возглавил русское войско?
  • Чем закончилось сражение?
  • В чем причины поражения?

На эти вопросы нам поможет ответить фрагмент фильма, который мы сейчас с вами посмотрим. (просмотр фильма). После фильма отвечаем на вопросы:

Как разворачивались события?

Кто возглавил русское войско?

Чем закончилось сражение?

В чем причины поражения? (картина)

После смерти Чингисхана, его сыновья и внуки продолжили завоевания.

- Ребята, всегда какое-то событие несет после себя что-то плохое и хорошее.

Вас, как юных историков, попросили определить положительные и отрицательные последствия для народов Евразии после монгольских завоеваний.

1 вариант выявляет положительные последствия

2 вариант выявляет отрицательные последствия

Образование многонациональной империи вызвало необходимость изучения разных языков, подготовки переводчиков, издания словарей и справочников. Огромное значение имело создание регулярной почтовой службы с использованием лошадей. В период существования Монгольской империи расширились связи между разными народами. В повседневной жизни европейцев сказалось влияние монгольских государств и их народов. Благодаря монголам жители Европы познакомились со многими изобретениями и достижениями китайцев(изобретение компаса, пороха, книгопечатания). Ввоз шёлка способствовал зарождению его производства в Италии. В отношении различных религий монголы проявляли веротерпимость, позволяя своим подданным право верить в своих богов.

Вместе с тем монгольское господство имело и отрицательные последствия. Завоевания сопровождалось колоссальными людскими потерями и хозяйственным разорением. Сотни тысяч человек были обращены в рабов. Огромные регионы обезлюдили, исчезли города. Тяжелейшая дань, которой было обложено население, постоянный угон людей, прежде всего ремесленников, в рабство тормозили развитие экономики всех завоёванных стран и народов. Так же расширение контактов между людьми способствовало тому, что многие страны и народы Евразии часто становились жертвами массовых заразных болезней, наиболее опасной из них чума.

Образование монгольской империи

К северу от Китая обитали с древних времен качевые племена: монголы, татары, кереиты и т.д.

Качевые племена

Качевые племена

Их осноное занятие — кочевое скотоводство.

Качевое скотоводство

Качевое скотоводство

В ходе жестоких войн монголам в начале 13 века удалось покорить и объединить соседние качевые племена. В ходе этих воин тартары были истреблены. А монголы стали известны в Китае, а затем и в других азиатский и европейскихпод именем татар.

В 1206 — съезд (курултай) монгольской знати (нойонов), где Темучин провозглашен Чингисханом — Небесным ханом. По сути это начало создания единого Монгольского государства.

Темучин

Темучин

В основе управления — десятичная система. Население Монголии было поделено на тумены (по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из десятков, сотен и тысяц во главе с соответстувующими предводителями.

1211 год — монголы обрушились на северокитайскую империю Цзинь.

Китай в 13 веке

Китай в 13 веке

Основное оружие монголов — лук. Одной из особенностей монгольской тактики являлось маневрирование конницы на поле боя по условным знакам, которые подавались с помощью флага военного начальника.

1215 год — Цзинь завоевана. Монголы научились использовать китайскую военную технику: камнемётные и огнеметные машины, тараны, передвижные осадные башни и т.д.

Чингисхан покорил качевые народы к западу от монголов, затем государство Хорезмшахов, власть которого распространялась на Среднюю Азию и Персию.

Держава Хорезмшахов

Держава Хорезмшахов

1220 год — заложена столица государства Каракорум — в верхнем течении реки Орхон.

Каракорум

Каракорум

1223 год — битва на реке Калки — маленькой речки, впадающей в Азовское море недалеко от устья Дона.

Битва на реке Калке

Битва на реке Калке


С помощью анимированных карт в уроке представлены события появления Монгольской империи и расширения её территории. Описывается государственное устройство империи и особенности управления ею. Рассказывается о завоевательных походах Чингисхана. Особое внимание уделено битве на Калке.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Монгольская империя и изменение политической карты мира"

Наследовать высшую власть в Монгольской империи могли только прямые потомки Чингисхана от его первой жены Бортэ. Их называли Чингизидами. Правили Чингизиды Монголией и Китаем вплоть до двадцатых годов 20 века. А Внутренней Монголией (автономным районом на севере Китая) потомки Чингисхана правили до 1954 года.

В ходе урока вы узнаете об образовании Монгольской империи, завоевательных походах Чингисхана, битве на Калке, устройстве Монгольской империи и её историческом наследии.

Издавна в степях к северу от Китая жили племена монголов, кереитов и татар. В начале 13 века после долгих и жестоких войн монголы покорили соседние племена.


С этого момента началось создание Монгольского государства.

Чингисхан считал своей основной задачей создание такой державы, в которой все были бы покорны правителю. Управление Монгольским государством было основано на десятичной системе. Всё население разделили на тумены – в каждый входило десять тысяч человек. Тумены делились на десятки, сотни и тысячи. Смертная казнь грозила тем, то пытался перейти из одной десятки, сотни или тысячи в другую.

Также по десятичной системе было организовано монгольское войско.

Вся власть была сосредоточена в руках Чингисхана. В управлении ему помогали многочисленные родственники.


Чингисхан мечтал покорить весь мир. Его армия была огромной и не могла существовать без ведения войн и захвата добычи. Войско Чингисхана постоянно пополнялось воинами из племён, которые были покорены монголами. Только представьте, личная охрана великого хана насчитывала десять тысяч человек.

В 1211 году монголы напали на империю Цзинь. В ходе войны стали очевидны преимущества армии Чингисхана. Монгольские всадники умело пользовались луками. Особой была тактика маневрирования конницы. Всадники перемещались по условному знаку, который флагом подавал военный начальник.

К 1215 году империя Цзинь была завоёвана. Монголы переняли китайскую военную технику. Они стали использовать камнемётные и огнемётные машины, осадные башни и тараны. Военные специалисты из Китая были включены в состав войска Чингисхана.

Монгольскому хану удалось покорить кочевников, живших к западу от его империи. Затем Чингисхан напал на Хорезм. Города, которые оказывали сопротивление монголам, уничтожались. В живых оставляли только ремесленников и тех, кто мог выполнять подсобные работы.


Монгольские завоеватели действовали с ужасающей жестокостью. Покорённые народы облагались данью и были обязаны поставлять в армию Чингисхана воинов.

В 1223 году монгольский отряд подошёл к половецким степям. Половцы обратились за помощью к русским князьям. В Киеве был созван совет. Князья боялись, что половцы вступят в сговор с монголами и тогда их сила значительно возрастёт. Русские князья решили помочь половецким ханам. Одним из тех, кто настоял на таком решении, был Мстислав Удалой.

31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение. Проблемой была разобщённость русских князей, отсутствие у них единого командования. Воины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вступили в бой вместе с половцами. Но, не выдержав напора врага, половецкие всадники начали отступать и смяли русские полки. Монголам удалось разбить русско-половецкое войско.

Монгольский отряд окружил лагерь русских князей, которые не участвовали в сражении. Эта осада длилась на протяжении трёх дней. Только после обещания монголов сохранить жизнь всем дружинникам, князья сдались. Но монголы не сдержали своё обещание и убили всех, кто покинул лагерь. Князья были казнены.

Бежать удалось только Даниилу Романовичу, Мстиславу Удалому и ещё нескольким князьям.


После победы на Калке монгольские отряды напали на Крым и Черниговское княжество. Потерпев несколько поражений в Волжской Булгарии, они вернулись в Монголию. Здесь армию Чингисхана пополнили новые воины. Ведь великий хан замышлял покорение всей Европы.

Монгольская империя была крупнейшим государством своего времени. В период расцвета на её территории проживало около ста десяти миллионов человек.

Империя была разделена на четыре части – улуса – которыми правили потомки Чингисхана. Главным являлся улус великого хана. Его центр находился в Пекине, а сам улус назывался Юаньская империя, основателем которой был хан Хубилай, внук Чингисхана.

Ещё три улуса назывались государство Хулагуидов, улус Джучи и Чагатайский улус. Со временем все они стали самостоятельными государствами.


Люди, жившие в Монгольской империи, говорили на разных языках, исповедовали разные религии. Для управления таким огромным и многонациональным государством была необходима чёткая система.

Великий хан Мунке провёл перепись населения завоёванных земель. Появились специальные чиновники, которые отвечали за сбор дани и следили за порядком на подчинённых им территориях.

Также для поддержания порядка в армии появились новые формирования.

Образование империи требовало изучения языков. Стали готовить переводчиков, издавать словари и справочники. Большое значение в Монгольском государстве придавалось почтовой службе. Ведь с её помощью можно было доставлять послания в самые отдалённые уголки империи. Почта была нужна не только чиновникам, но и миссионерам и купцам.

Происходило взаимовлияние европейской и монгольской культур. Европейцы познакомились с китайскими изобретениями – стали использовать компас и порох, переняли идеи книгопечатания. После начала ввоза шёлка в Италию, здесь открыли собственное производство этой ткани.

Монголы терпимо относились ко всем религиям. Покорённые ими народы продолжали верить в своих богов. Местное духовенство освобождалось от выплаты дани.

После принятия монголами ислама началось распространение этой религии по всей территории империи.

Рассмотрим отрицательные последствия монгольских завоеваний. Происходило хозяйственное разорение захваченных земель, массово гибли люди. Например, в отдельных районах России численность населения достигла домонгольского уровня только в 18 веке.

Из-за огромной дани, захвата в рабство людей тормозилось экономическое развитие покорённых государств.

Давайте подведём итоги.

В 1206 году после избрания монголами великим ханом Чингисхана, началось создание Монгольской империи.

31 мая 1223 году на реке Калке произошла битва между русско-половецким и монгольским войсками.

Монгольская империя стала самым большим в истории государством, которое объединило множество народов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня, Батыя – внука Ч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня, Батыя – внука Ч.

Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня … Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города.

Тема урока Монгольская империя и изменение политической карты мира

Тема урока Монгольская империя и изменение политической карты мира

План урока 1.Образование державы Чингисхана. 2. Начало завоевательных походов.

План урока 1.Образование державы Чингисхана. 2. Начало завоевательных походов Чингисхана. 3. Битва на Калке. 4. Историческое наследие Монгольской империи.

Вопрос урока : почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на бол.

Вопрос урока : почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Темучин Родился в феврале 1155 году, на берегу реки Онона, в урочище Делюн-Бо.

Темучин Родился в феврале 1155 году, на берегу реки Онона, в урочище Делюн-Болдох. В девять лет потерял отца Несколько лет провел в рабстве Считал что, счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, любуется слезами людей, им близких

Темучин (Чингисхан)

Темучин (Чингисхан) годы жизни 1155 – 18 августа 1227 гг.

Темучин (Чингисхан) годы жизни 1155 – 18 августа 1227 гг.


Монголо-татары Главное занятие – скотоводство Главное богатство – табуны коне.

Монголо-татары Главное занятие – скотоводство Главное богатство – табуны коней, стада рогатого скота Постоянная борьба за пастбища С детства сидели в седле, владели оружием.

Задание Прочитайте п. 1 «Образование державы Чингисхана, ответьте на вопрос.

Задание Прочитайте п. 1 «Образование державы Чингисхана, ответьте на вопрос: Какие факты свидетельствуют о том, что у монголо-татар появилось государство?

Государство Организация власти на определенной территории

Государство Организация власти на определенной территории

Великая Яса Свод законов, регламентирующих правила поведения и жизни монголов

Великая Яса Свод законов, регламентирующих правила поведения и жизни монголов

Каракорум Столица государства монголов

Каракорум Столица государства монголов

Организация монгольского войска

Организация монгольского войска

Задание Работая с документом, сделайте выводы о преимуществах монгольского во.

Задание Работая с документом, сделайте выводы о преимуществах монгольского войска

Преимущества монгольского войска 1. Жетокость 2. Оружие 3. Осадные башни 4. Т.

Преимущества монгольского войска 1. Жетокость 2. Оружие 3. Осадные башни 4. Тактика полумесяца 5. Разведка

Походы Чингисхана Дата Направление Последствия 1211-1215 гг. После импери.

Походы Чингисхана Дата Направление Последствия 1211-1215 гг. После империи Цинь (1216 г.) 1219-1221 гг

Походы Чингисхана Дата Направление Последствия 1211-1215 гг. Северокитайска.

Походы Чингисхана Дата Направление Последствия 1211-1215 гг.Северокитайская империя ЦиньЗавоевание После империи Цинь (1216)Кочевые народы, жившие к западу от монголовзавоевание 1219-1221 гг Средняя Азия , Персиязавоевание

Запись в тетради: 31 мая1223 год – Битва на р. Калка

Запись в тетради: 31 мая1223 год – Битва на р. Калка

Причины поражения русских войск. 1. разобщённость русских войск и сил; 2. уме.

Причины поражения русских войск. 1. разобщённость русских войск и сил; 2. умелое тактическое руководство и стратегический талант Чингисхана и его военачальников.

Империя – это крупная монархическая держава, включающая территории многих нар.

Империя – это крупная монархическая держава, включающая территории многих народов и стран

Баскаки представители монгольского хана, направленные завоеванные территории.

Баскаки представители монгольского хана, направленные завоеванные территории для обеспечения порядка при сборе наложенной дани.

Последствия управления монголов + - 1.Баскаки 2. почтовая служба, изобретения.

Последствия управления монголов +- 1.Баскаки 2. почтовая служба, изобретения 3. терпимое отношение к церкви людские потери и хозяйственное разорение, 2. болезни- чума

Вставьте слово племена монголов объединил ___________

Вставьте слово племена монголов объединил ___________

Организация власти на определенной территории____________

Организация власти на определенной территории____________

31 мая 1223 года произошла битва _________________

31 мая 1223 года произошла битва _________________

крупная монархическая держава, включающая территории многих народов и стран _.

крупная монархическая держава, включающая территории многих народов и стран _________________________

Д/З §15 прочитать, выучить термины и даты в тетради. Написать мини сочинение.

Д/З §15 прочитать, выучить термины и даты в тетради. Написать мини сочинение о судьбе Чингисхана (используя интернет)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 601 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.08.2017 17670
  • PPTX 1001.5 кбайт
  • 2183 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Михалев Николай Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Какие последствия для различных стран и народов Евразии имели монгольские завоевания и образование Монгольской империи?

1. Образование державы Чингисхана

С давних времён в бескрайних степях к северу от Китая обитали различные родственные племена и народы: монголы, татары, кереиты и др. Природные условия этих степей предопределили главное занятие проживавших здесь народов — кочевое скотоводство.

Какие кочевые народы известны вам из истории Древнего мира и Средних веков?

Чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов?


Монголы на охоте. Рисунок из английской рукописи XIII в.

В ходе жестоких войн монголам в начале XIII в. удалось покорить и объединить соседние кочевые племена. В ходе этих войн практически все татары были истреблены. Но сами монголы стали известны в Китае, а затем и в других азиатских и европейских странах под именем татар. Историки иногда называют их монголо-татарами.

Главной своей задачей Чингисхан считал создание государства, в котором все жители были бы лично преданы и покорны ему и его помощникам. В основу управления легла десятичная система. Население Монголии было поделено на тумены (по 10 тыс. человек), каждый из которых состоял из десятков, сотен и тысяч во главе с соответствующими предводителями. Переход из одной десятки, сотни или тысячи в другую был запрещён под страхом смертной казни. Подобным же образом было устроено войско. При этом вся полнота власти принадлежала великому хану, а огромные пространства степной державы управлялись назначенными им представителями его рода.


Чингисхан. Современное изображение

2. Начало завоевательных походов Чингисхана


Юрта — жилище монголов


Чингисхан задумал покорить весь мир. Его захватнические планы были связаны с потребностью в новых пастбищах для сотен тысяч лошадей, другого скота. Кроме того, созданная Темучином огромная армия не могла существовать без ведения войн и захвата добычи. Первоначально в армии Чингисхана было около 95 тыс. человек. Ещё 10 тыс. воинов являлись его личной охраной. В состав войска постоянно вливались воины из покорённых монголами кочевых племён.

В 1211 г. монголы обрушились на северокитайскую империю Цзинь. Война быстро выявила военные преимущества завоевателей. Испытанным видом оружия являлся лук, доведённый монголами до совершенства в ходе войн и охоты. Этот вид оружия был чрезвычайно эффективен в руках стремительных всадников. Одной из особенностей монгольской тактики являлось маневрирование конницы на поле боя по условным знакам, которые подавались с помощью флага военного начальника.

К 1215 г. империя Цзинь была завоёвана, хотя сопротивление там продолжалось ещё много лет. Монголы быстро научились использовать китайскую военную технику — камнемётные и огнемётные машины, тараны, передвижные осадные башни и т. д. Чингисхан включил в состав своих войск китайских военных специалистов.

Вскоре Чингисхан покорил кочевые народы, жившие к западу от монголов. Затем наступил черёд государства Хорезмшахов, власть которого распространялась на Среднюю Азию и Персию. Если города не сдавались без боя, монголы уничтожали всё население, оставляя лишь лучших ремесленников и людей, которых использовали для выполнения подсобных работ при своей армии. Однако и сдача на милость победителей не гарантировала спасения от мучительной смерти.

Жестокость, с которой действовали завоеватели, лишала людей воли к сопротивлению. Завоевание сопровождалось грабежом всего и вся, остатки населения облагались огромной данью. Кроме того, покорённые народы должны были поставлять воинов в монгольскую армию, которая всё увеличивалась.

3. Битва на Калке

Узнайте, в каких землях княжил Мстислав Удалой, с кем он воевал.

В конце мая 1223 г. на берегу Калки — маленькой речки, впадающей в Азовское море недалеко от устья Дона, разгорелось кровопролитное сражение. В действиях русских князей не было согласованности. Они не имели общего командования, постоянно спорили между собой, а некоторые князья вообще не приняли участия в битве. Первым вступили в бой дружины Мстислава Удалого и его зятя (мужа дочери) Даниила Романовича. В бой ринулась и половецкая конница. Воины дрались храбро и решительно. Но половцы не выдержали натиска врага, дрогнули и неожиданно бросились бежать, смяв русские полки. Монголы перешли в наступление и наголову разбили противника.

После этого монголы окружили лагерь князей, не участвовавших в битве. Три дня длилась их осада. Князья согласились сдаться лишь после того, как монголы обещали сохранить жизнь дружинникам. Вероломно нарушив своё обещание, они перебили всех вышедших из лагеря. Князья были подвергнуты мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом кровавом помосте монгольские военачальники устроили пир. Через какое-то время все пленные были раздавлены. В битве на Калке погибло более 10 князей. Мстиславу Удалому, Даниилу Романовичу и некоторым другим удалось спастись бегством. Всего назад вернулась лишь десятая часть русских воинов.


После побоища. Художник В. М. Васнецов


Монгольские воины с камнемётной машиной. Изображение из персидской рукописи XIV в.

Одержав победу на Калке, монголы вторглись в Крым, затем разорили несколько городов и сёл в Черниговском княжестве, но в глубь русских земель не пошли. Завоеватели повернули на северо-восток, в Волжскую Булгарию. Здесь они потерпели ряд поражений и вернулись обратно в Монголию. Но уходили они лишь затем, чтобы собраться с силами и вернуться снова.

После смерти Чингисхана в 1227 г. его сыновья и внуки продолжили завоевания. Был покорён весь Китай, Персия, часть Индии, Кавказ, Волжская Булгария, половецкие степи, многие другие земли. Лишь буря, потопившая корабли, спасла от высадки монголов Японию. Под предводительством внука Чингисхана Бату-хана (Батыя) монголы завоевали большую часть русских земель, обрушились на страны Центральной Европы. В 1241 г. они дошли до берегов Адриатического моря. Однако серьёзные потери, а также смерть сына Чингисхана великого хана Угедея заставили Батыя повернуть назад.

4. Историческое наследие Монгольской империи

Монгольская империя стала невиданным по размерам государством. На пике могущества её население достигало 110 млн человек.

Назовите самые крупные по территории государства, существовавшие когда-либо.


Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана

Население Монгольской империи исповедовало различные религии, говорило на десятках разных языков и обладало разной культурой.

Удержать в повиновении такие массы людей было крайне трудно. Для этого потребовалось создать сложную систему управления. Монголы широко использовали опыт Китая, Персии. По приказу великого хана Мунке была проведена первая перепись жителей всех завоёванных земель. Вводились и должности специальных чиновников, которые отвечали за сбор дани, а также осуществляли суд и следили за порядком на отведённых им территориях. На Руси их называли баскаками.


Китайские монеты времён правления монгольской династии Юань

Армия, построенная на основе десятичной системы, была дополнена новыми воинскими формированиями, созданными специально для поддержания порядка на захваченных территориях.

Образование многонациональной империи вызвало необходимость изучения разных языков, подготовки переводчиков, издания словарей и справочников. Огромное значение имело создание регулярной почтовой службы с использованием лошадей. Наряду с гонцами правителей услугами почтовых станций пользовались также миссионеры и купцы. Таким образом, в период существования Монгольской империи расширились связи между разными народами. В повседневной жизни европейцев сказалось влияние монгольских государств и их народов. Отдельные элементы европейского быта проникали и в жизнь монгольской знати.

Благодаря монголам жители Европы познакомились со многими изобретениями и достижениями китайцев. Ввоз шёлка способствовал зарождению его производства в Италии. Трудно переоценить значение изобретённых китайцами компаса, пороха, а также идеи книгопечатания, позже заимствованных европейцами.

В отношении различных религий монголы проявляли веротерпимость, предоставляя своим подданным в разных концах империи право верить в своих богов и иметь собственное духовенство, которое было освобождено от дани. Со временем значительная часть монгольской знати приняла ислам, что способствовало распространению этой религии на бескрайних просторах империи.

Узнайте, на каких территориях Монгольской империи утвердился ислам, а на каких — буддизм и другие религии.

Вместе с тем монгольское господство имело и отрицательные последствия. Завоевания сопровождались колоссальными людскими потерями и хозяйственным разорением. Сотни тысяч человек были обращены в рабов. Огромные регионы обезлюдели, исчезли города, заросли пашни. Так, в ряде районов России численность населения достигла домонгольского уровня лишь в XVIII в. Тяжелейшая дань, которой было обложено население, постоянный угон людей, прежде всего ремесленников, в рабство тормозили развитие экономики всех завоёванных стран и народов.


Таким образом, Монгольская империя стала самой большой в мировой истории державой, объединившей под своим началом большинство известных в то время стран и народов, их различные политические и экономические системы, культурные традиции.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан? Что стало причиной монгольских завоеваний? 2. В чём состояли причины военных успехов Чингисхана? 3. Опишите ход битвы на Калке. Почему русско-половецкие войска потерпели поражение? 4. Составьте таблицу, в которой показаны положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии.

Работаем с картой

1. Покажите на карте район первоначального обитания монгольских племён; направления завоевательных походов Чингисхана и его военачальников; территорию Монгольской империи при Чингисхане, назовите и покажите на карте территории государств и места обитания народов, завоёванных Чингисханом.

2. Назовите государства, которые ныне располагаются на территории Монгольской империи.

Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.

Запрещено творить мир со всяким вождём, князем или народом, что не подчинился.

Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.

Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10 000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско. Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти.

ПЕРСИДСКИЙ ИСТОРИК РАШИД-АД-ДИН О ВЗЯТИИ МОНГОЛАМИ СТОЛИЦЫ ХОРЕЗМА УРГЕНЧА В 1221 г.

Горшками нефти они зажгли огонь в кварталах. Монголы бились крепко, брали квартал за кварталом и дворец за дворцом, пока взяли таким способом весь город в продолжение семи дней: выгнали жителей разом в поле, отделили около ста тысяч из ремесленников и искусников и отправили в восточные страны. Женщин. и мальчиков угнали в плен, а остальных людей разделили воинам, чтобы они предали их смерти. Говорят, что на каждого воина досталось 24 человека, а число солдат превышало 50 тысяч. Войска занялись грабежом и расхищением.

1. Объясните действия монгольских завоевателей после взятия Ургенча. 2. Являлись ли грабежи обычным явлением для войн того времени или монголы отличались от других завоевателей?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Охарактеризуйте военное снаряжение монголов, используя иллюстрации на с. 5, 7.

3. Используя Интернет и дополнительную литературу, напишите эссе о судьбе Чингисхана.

Читайте также: