Сообщение по теме баллада тема красоты и гармонии с миром в балладе три пальмы

Обновлено: 02.07.2024

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, позволяющий построить работу на уроке в оптимальном режиме, помочь учащимся усвоить учебный материал.

ВложениеРазмер
otkr_urok_lermontov_tri_palmy.pptx 2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что можем рассказать об этом человеке? На что следует обратить внимание, рассматривая портрет? 1

Словарная работа АРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ - Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. АРАБЫ -народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром. УРО́ЧНЫЙ -установленный , определенный, условленный ПРОРОК - в религии: избранник Бога на земле. 6

Опорная таблица 1. Тема 2. Идея 3. Художе - ственные средства 7

Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? Тема красоты и гармонии человека с миром 8

Задания по группам 1ряд : Какие краски использует автор, рисуя караван? 2ряд: Какими звуками наполнена картина? 3ряд: Какие сравнения использует автор, изображая караван?

Как вы поняли главную мысль стихотворения? Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 19

Какую картину рисует поэт ? Какие звуки повторяются? Почему? С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием? П о ко рн ям у пр угим то п о р за ст учал, И п али без жизни п итомцы ст олетий! Прием называется аллитерация – повторение однородных звуков. Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев. 20

Самостоятельная работа Вариант – 1 Кувшины, звуча, налились водою, И, гордо кивая махровой главою , Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей. Вариант – 2 Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь продолжал караван, И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный Определите, какие художественные средства использует автор. Выпишите выделенное словосочетание, напишите литературный прием. 22

Тема Тема красоты и гармонии человека с миром. Идея (основная мысль) Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии. Художест-венные средства Эпитеты, олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза. 23

Какой нравственный урок дает своему читателю поэт? Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни. 24

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Три пальмы"

Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения.


презентация к уроку литературы "Три пальмы М.Ю. Лермонтова"

Презентация создана к уроку литературы по теме "Баллада М.Ю. Лермонтова "Три пальмы".


Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов "Баллада "Три пальмы". Взаимоотношения человека и природы"

Презентация была подготовлена для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната (слабослышащие). Целью было доведение до понимания ребят лексических значений слов и понятий в произвед.


Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком. "

Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова.


Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком. "

Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова.


Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро.


Презентация к уроку литературы по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Презентация разработана для учащихся 9 класса. Предназначена для проверки и закрепления материала, призвана не только заинтересовать детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: у рок проблемного анализа

Развивающая: формировать навык выразительного чтения и проблемного анализа;

Воспитывающая: воспитывать стремление к знаниям, побудить задуматься об отношении человека к природе, о ценности человеческой жизни, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни.

1. Организационный момент.

2. Эмоциональный настрой (нарисуй свое настроение на смайлике, прикрепи к рисунку (рисунок с тремя пальмами)).

3. Актуализация опорных знаний.

Ребята, с творчеством какого поэта мы начали знакомство на прошлом уроке? (М.Ю. Лермонтова)

Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова очень трагичны, Вспомните, в чем трагизм его жизни? ( рано лишился матери, бабушка забрала у отца, воспитывала сама будущего поэта)

Послушайте отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте рассказать о настроении лирического героя, поэзии и прозы Лермонтова в целом.

Он не имел ни брата, на сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он каждому сомненью сердце предал.

И презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный

И в нем терялся мыслию послушной.

Лирический герой грустный, одинокий. И Лермонтов постоянно чувствовал себя одиноким. Это и отразилось на характере поэта и его творчестве.

Вспомните, с какими стихотворениями поэта вы познакомились ранее? Какова их основная тема?

Да, тема одиночества, несомненно, - одна из главных в творчестве гениального поэта, но далеко не единственная. Михаил Юрьевич размышлял над многими важными жизненными вопросами и свои мысли старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко он умел передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня.

Послушаем внимательно это стихотворение в актерском исполнении (слушание стихотворения).

Обратите внимание на подзаголовок стихотворения. О чем он говорит? (место действия — Восток, жанр — сказание).

Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, сухо)

Как передвигаются люди? (на верблюдах)

Но есть в мире песков живое место. Где растут шикарные деревья, журчит приятно вода. Как оно называется? (оазис)

Какие деревья там растут? (показать изображение пальм)

Восточное сказание — рассказ исторического или легендарного характера.

Реальные или фантастические события , детали описываются в стихотворении?

РАБОТА В ГРУППАХ:

1) какой предстала природа Востока в стихотворении Лермонтова? Объясните значение следующих слов: караван, оазис, шатры, арабы, фарис;

2) какие реальные события нашли отражение в произведении?

3) какие фантастические события нашли отражение в произведении?

ПРИМЕРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Песчаные степи, бесплодная почва, знойные лучи, сыпучие пески, пустыня, зной, золотой песок, раскаленный, вихрь, ветер;

караван - группа вьючных животных, перевозящая грузы и людей в пустыне;

оазис — место в пустыне, где есть вода и растительность; шатры — палатки из ткани; арабы — народ; фарис — всадник.

Караван, привал, гибель пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

- Такое произведение называется балладой.

Баллада — это лиро-эпическое произведение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное (записать в тетрадь).

Поскольку баллада — эпическое произведение, в ней есть сюжет. Найдем ключевые моменты сюжета и отразим их в опорной записи (составление плана в группах).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:

1. Жизнь гордых пальм в пустыне.

2. Их обращение к Богу.

3. Появление каравана.

4. Пальмы встречают гостей.

Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения? (предварительное индивидуальное задание)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:

Стали роптать, замолкли, гордо кивая махровой главою, приветствуют, пали без жизни, одежда, изрублены тела

В основе изображения пальм лежит прием олицетворения.

Как вы думаете, почему Лермонтов использует именно этот прием?

Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень — человеческие отношения.

Баллада — это и лирическое произведение. Чьи чувства она выражает? (пальм и автора)

О недовольстве пальм сказано прямо, найдите эти строки. (чтение III

Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку.

Попытаемся определить авторскую позицию. О чем размышляет Лермонтов? (заполнение таблицы)

Какой вопрос задают пальмы? О чем он? (смысл жизни)

О какой жизни они мечтали? (о достойной)

Требуют ли награды за свой поступок? (бескорыстные)

Посмотрите, как долго росли пальмы, а погибли в один момент. Над чем заставляет задуматься нас Лермонтов? (жизнь хрупкая, ее легко

- стремление к достойной жизни;

- способность к самопожертвованию;

- как хрупка жизнь, как легко ее погубить.

Но чтобы быть услышанным Богом, не надо громко кричать.

Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (появление людей)

РАБОТА В ГРУППАХ:

1) какими красками рисует автор караван?

2) какими звуками наполняет?

3) найдите и выпишите сравнения.

Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные, белый.

Как в море челнок, как барс, люди — малые дети, пальмы — питомцы столетий.

Что случается после прихода каравана?

Какая трагедия разыгралась с наступлением вечера?

Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы?

Прочитайте. Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода?

Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?

Определим авторскую позицию. О чем размышляет автор? (продолжаем заполнять таблицу)

(Охарактеризуйте поступок людей. Над чем заставляет задуматься поэт? Какие еще проблемы поднимает в стихотворении?)

Люди совершили неодуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок, НАРУШИЛИ ГАРМОНИЮ В ПРИРОДЕ;

прежде чем совершить какой-либо поспупок, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.

Чувства автора выражены не столь открыто: перечитаем 8 строфу, обратим внимание на восклицательный знак. О каких чувствах он говорит? (возмущение, осуждение, недовольство и т.д.)

Пали — когда уместно употребление этого слова(так говорят о погибших на поле боя воинах). Какие же чувства скрывает это слово? (боль, печаль, скорбь)

В 9 строфе подчеркнем эпитеты, они тоже о многом скажут.

«И следом печальным на почве бесплодной

Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с позицией Лермонтова.

Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях;

стремиться к достойной жизни;

Ребята, пальмы в стихотворении погибли, но мы с вами подарим им вторую жизнь. Выберите себе пальму того цвета, который вам больше нравится и украсьте ею безжизненную пустыню. (пальмы разных цветов и рисунок с пустыней подготовлен заранее). По цвету, выбранному детьми, определяем настроение в процессе урока: красный — уверенность в себе, активность в процессе урока, творческий потенциал; синий — концентрация внимания, взаимопонимание, изобретательность; зеленый — гармония, душевность, здоровье; желтый — любознательность, стремление познавать окружающий мир, дарить чувство юмора.

На этом наш урок окончен. Спасибо за поддержку и внимание. До новых встреч!


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема произведения – Нужно довольствоваться малым. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением. Ещё одна тема – смысл жизни.

Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных четырёхстопным амфибрахием с использованием парной рифмовки.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим бесполезным существованием. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не приносят никому пользы.

Метафоры – пылающая грудь, гордо кивая махровой главою.

Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной.

Олицетворения – щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни ( “степи аравийской земли” ), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10. В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!” . И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!” .

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.
Написано произведение четырёхстопным амфибрахием – трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — парная, мужская и женская.

По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о М. Ю. Лермонтове как великом русском поэте, развитию интереса к поэтическому творчеству Лермонтова; помочь проникнуть в художественный мир поэта.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М. Ю. Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям М. Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, индивидуальная (выразительное чтение).

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; видеоклип/фонохрестоматия (43).

Основные понятия и термины: сравнение, поэтическая интонация, антитеза, аллегория, баллада, символ.

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Поэзия М. Ю. Лермонтова пленяет нас своей красотой и человечностью. Природа, как мы отмечали, наградила Лермонтова мощным лирическим чувством. Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – вот важные качества Лермонтова-лирика. Сегодня нам предстоит знакомство с новыми стихотворениями поэта. У каждого своя история, свой голос, свои мысли и интонации.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

2. Работа с учебником

3. Словарная работа.

4. Анализ стихотворения.

Их жизнь течёт неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.

  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?Покой нарушен появлением людей.
  • При помощи каких выражений Лермонтов создаёт впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте.
  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван?

(Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд - какими звуками наполняет?

(Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван?

(Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаём дальше из стихотворения? Прочитайте.

Мы узнаём, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева.

  • Что же случилось с наступлением вечера?

Людям стало холодно, и они вырубили деревья.

  • С кем сравнивает пальмы Лермонтов?С живыми людьми.
  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах.

  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?

Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева.

Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту.

  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий уголок природы? Зачитайте.

Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место.

  • Почему вместе с пальмами исчез и родник? Он высох от знойного солнца.
  • Что вы можете сказать о поступке этих людей?

Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

  • Что было ценно для этих людей? Для них был ценен собственный уют и комфорт.
  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
  • Чем являлся для путешественников этот оазис?Ценностью
  • Как обошлись с этой ценностью люди?Они уничтожили эту ценность.
  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы?

Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать её в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям.

  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?

Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими.

  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.

Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике.

  • Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?

Нет, эти люди не злодеи, они весёлые. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют и могли бы дать тень, ночлег и воду ещё многим путникам в пустыне. Поэт возмущён и огорчён поведением людей.

  • О чём же хотел сказать Лермонтов в своём стихотворении? Какова его главная мысль?

Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Преследуя сиюминутные корыстные интересы, человек не задумывается о последствиях своей деятельности.

Вывод:

Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чём бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.

Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадёжности, мотив разочарования и усталости.

5. Слово учителя. Антитеза.

Итог урока.

- Ответим на главные вопросы урока:

  • Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне?

Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

  • Какой поступок был совершён проходившими по пустыне людьми?

Был совершён необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

  • Какова же цена совершённого людьми поступка?

Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным.

  • Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

  • Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)
  • Какой вид деятельности вам понравился? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание:

Использованная литература:

1. Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2017.

2. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2013;

5. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. – М. : ВАКО, 2017.

Читайте также: