Сообщение о творчестве а с пушкина 1830 х гг

Обновлено: 05.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Проза Пушкина 30-х гг. XIX века.

1. Основные тенденции прозы Пушкина 30-х гг. XIX века.

Этой формулой Пушкин определял не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность ро­мана своего времени Пушкин видел в принципе историзма. Этим роман XIX в. действительно глубоко отличался от старинного ро­мана, которому как раз и недоставало изображения жизни в по­следовательно историческом духе. Другую особенность романа Пушкин находил во всестороннем изображении жизни и характе­ра человека.

Рекомендуемые материалы

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова

Но горе вдруг их посетило дом:

Стряпуха, возвратись из бани жаркой,

Слегла. Напрасно чаем и вином,

И уксусом, и мятною припаркой

Ее лечили. В ночь пред Рождеством

Она скончалась. С бедною кухаркой

Они простились. В тот же день пришли.

За ней и гроб на Охту отвезли.

Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя-батюшки соответствовал настроениям самого народа и его пред­ставлениям о народном царе.

Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственны не­доверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева — так­же свойства характера народного. В одной-двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юморис­тические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает обра­за, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугаче­вым. Однако существенное, ведущее в образе Пугачева — вели­чие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено сим­волическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.

Существенным дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства является Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам, был так же необходим для реалисти­ческого изображения исторической действительности того време­ни, как и образы революционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким, каким оно было в его мно­гостороннем отношении к помещику.

Пушкин был великим художником-историком. Он обладал не только могучей творческой фантазией, но и изумительным исто­рическим чутьем, которое помогало ему угадывать правду там, где не хватало точных фактов.

Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.-Л., 1953.

Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

Мейлах Б.С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. М., 1962.

Степанов Н.Л. Проза Пушкина. М.-Л., 1962.

Рекомендуем посмотреть лекцию "Приложение".

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. (1826-1837). М., 1968.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

Лотман Ю.М. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1983.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: лицейский период (1813-1816), Петербургский период (1817-1820), период Южной ссылки (1820-1824), период ссылки в Михайловское (1824-1826), творчество 2-ой половины 20-х годов (1826-1830), творчество периода Болдинской осени (1830) и творчество 30-х годов ( 1830-1836).


А.С. Пушкин, набросок, 30-е годы

Тридцатые годы .По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения в правительстве. А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов. Тогда же, в 1831 году, Пушкин поднимал вопрос о разрешении издавать политический орган. Разрешение было дано только в июле 1832 года, но Пушкин им не воспользовался.

Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.

Надолго ли. а кажется, прошли
Дни мрачных бурь, дни горьких искушений… (январь-апрель 1834)

О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Ещё хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств всего. (1836 год)

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция № 9.doc

Творчество А.С. Пушкина 1830-х годов

1. Введение. Последние годы Пушкина.

5. Лирика Пушкина последних лет.

ВВЕДЕНИЕ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПУШКИНА

Белинский первым предложил наиболее распространенное толкование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди. Позднее появилось другие акценты в интерпретации поэмы.

Тема Петербурга (мистический страшный город, город безумцев). Тема Петра (и судеб России после петровских реформ, судьбы европеизации).

Он был чиновник небогатый,

Безродный, круглый сирота,

Собою бледный, рябоватый,

Без роду, племени, связей,

Без денег, то есть без друзей,

А впрочем, гражданин столичный,

Каких встречаете вы тьму,

От вас нимало не отличный

Ни по лицу, ни по уму.

Как все, он вел себя нестрого,

Как вы, о деньгах думал много,

Как вы, сгрустнув, курил табак,

Как вы, носил мундирный фрак (IV, 404)

Евгений — самый обычный человек, что подчеркнуто его безымянностью:

Прозванье нам его не нужно (IV, 277)

лирика пушкина последних лет

тема поэта и поэзии, тема свободы человека).

Исследователями предположительно установлен порядок стихотворений в этом цикле:

Творческий путь Пушкина выглядит незавершенным, очень много нового и интересного осталось в черновиках и замыслах. Однако духовный путь Пушкина был полностью завершен, Пушкин нашёл ответ на все свои вопросы.

Личностное духовное созревание Пушкина всегда протекало синхронно его творческому росту. Новое качество обрела личная жизнь Александра Сергеевича после женитьбы в 1831 г. на Наталье Николаевне Гончаровой. В семейной жизни великий поэт и прозаик, наконец, обрел долгожданный домашний уют и счастье. “Зависимость жизни семейной, – заверял он в письме жену, – делает человека более нравственным”.

Именно в эти годы, по мнению Белинского, Пушкиным написаны “лучшие в художественном отношении произведения”.
Творческие искания

Пушкина сосредоточены, прежде всего, на узловых проблемах истории русского народа, осмыслении ключевых нравственных понятий: чести и достоинства, независимости и долга, ответственности и милосердия. Потомственного дворянина, поступившего на службу к царю (что открыло доступ к государственному архиву), особенно тревожит уход с авансцены истории дворянства. Эта тема притягивает его и как потомка знаменитого рода Пушкиных, и как художника, исследующего духовные основы личности на основе богатого исторического материала.
Отношение дворянства и крепостного крестьянства, нравственный облик дворянина, бунт

народа, борьба за справедливость – главные проблемы романа “Дубровский” (1832), замысел которого появился после знакомства писателя с историей белорусского помещика Островского. В конфликте обедневшего, но гордого помещика Дубровского и богатого, но жестокого крепостника Троекурова вскрываются глубокие противоречия между родовитыми дворянами и теми, кто получил дворянский титул только в период царствования Екатерины ІІ. Во имя справедливости вступает в борьбу с самодуром Троекуровым оскорбленный Владимир Дубровский.

Конфликта между хозяевами достаточно, чтобы разыгралась стихия народного бунта, грозящая перерасти во всеобщее волнение.
Пушкин оставляет произведение недописанным. Возможно, развитию сюжета не соответствовал образ “благородного разбойника”, а романтический пафос противоречил правде жизни. Художественное мышление зрелого Пушкина тяготеет к исторической достоверности, выявлению объективных законов истории.
Проблема крестьянского бунта давно волнует писателя историка. Положение современной России, считает он, предопределено ее прошлым. Пушкин отправляется в поездку по местам Пугачевского восстания. Собирает материалы к “Истории Пугачева”.

Параллельно ведется работа над романом “Капитанская дочка” (1836).
В создании широкой исторической панорамы кровавого крестьянского бунта 1775 – 1777 гг., возглавленного Пугачевым, явственно ощущается перо историка. Но в общем поиске художественных исканий особенно значимо включение частной судьбы юного дворянина Петра Гринева в эпицентр исторических событий.
Всегда сопряжено с трудностями самостоятельное вступление в жизнь юноши, тем более попавшего в круговорот событий. Как выстоять ему, столкнувшемуся со злом и предательством? Пушкин, как и его юный герой, видит выход и спасение в проявлении лучших человеческих качеств – милосердия и благодарности – даже у “разбойника” Емельяна Пугачева, настоящего мужества у самого отрока Петруши Гринева, стойкости у Маши Мироновой, благородства у императрицы Екатерины.
Из содержания “Капитанской дочки” логически следует, как главная, мысль о недопустимости насильственных перемен в стране. Что емко выражает пушкинский афоризм: “Не приведи Бог увидеть русский бунт, беспощадный и бессмысленный”.
Развитие темы взаимоотношений истории и частного человека, судьбы маленького человека в период грандиозных государственных преобразований продолжается в поэме “Медный всадник” (1833), созданной на основе подлинных событий – наводнения 1824 г. Содержание столь богато смыслом, что его истолкование не прекращается в науке о литературе. В поэме отображено многое. Во вдохновенных стихах запечатлена любовь автора и русского народа к “граду Петра”: “Люблю тебя, Петра творенье…” Не подающиеся разрешению противоречия в образе Петра – главного реформатора России и одновременно виновника массовых гибелей русского народа.

Гордость за величие человека и его беспомощность в трагических обстоятельствах.
Зримая параллель проводится между природными последствиями стихии и результатами достижений Петра Великого. Акцент автора нельзя не заметить: сошедшего с ума Евгения не отрываясь, преследует железный исполин, изваянный рукой Фальконе. Катастрофическая безвыходность “маленького человека” показана в образе дворянина, чья родословная могла упоминаться “и под пером Карамзина”.
В толковании “петербургской повести” “Медный всадник” читатель может поспорить с самим Белинским, который считал: “Настоящий герой ее – Петербург”. Один из контраргументов в споре: победа всесильной природной стихии и над бедным чиновником, и над могучем самодержцем. Отсюда понятна и логика сомнений автора: “И жизнь ничто, как сны пустые, / Насмешки неба над землей?”
В “Медном всаднике”, как и в повести “Пиковая дама” (1834), отражено отношение к реальности 1830-х годов, которая изображается в “чудовищных, ломаных линиях”, в стиле почитаемого Пушкиным немецкого прозаика Э. Т. А. Гофмана.
Мы видим, что в зрелый период жизни Пушкина волнуют проблемы, вопросы, окончательно осмыслить которые не удается человечеству до настоящего времени. Ими жил писатель-мыслитель, пытаясь философски осмыслить их как в прозе, так и в лирике.

Читайте также: