Сообщение по обществознанию 6 класс на тему общение со сверстниками

Обновлено: 05.07.2024

Подросток продолжает оставаться школьником, и учеба сохраняет свою актуальность. Но в психологическом отношении она отступает на второй план. На первый план выходит общение со сверстниками и достижение автономии. Подросток спешит освободиться от родительской опеки и контроля, заменив их на доверительные, эмоционально окрашенные отношения с друзьями. Возникает потребность в тесных дружеских связях, позволяющих делиться своими переживаниями, тревогами, трудностями, сокровенными мыслями, планами и мечтами. Подростку необходимы близкие друзья, на которых можно положиться, которые выслушают, поймут и посочувствуют.

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.

общение подростков со сверстниками и родителями

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой. Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п. Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой.

Особенности общения с взрослыми

Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.

Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.

В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку.

Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов). Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи учителя и ученика и т.д.

Условно выделяют организованные, формальные (школьный класс, молодежный лагерь, спортивная секция и т.п.), и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы. Влияние организованного коллектива на формирование личности подростка исследовалось многими авторами и изучено достаточно полно (Новикова Л.И., 1973; Петровский А.В., Шпалинский В.В., 1978, и др.).

Менее изучено влияние на формирование психики и поведение подростка так называемых стихийных (неформальных) групп, которые охватывают примерно 80–85 % подростков. Численность таких групп – 5–15 человек. Состав их обычно смешанный и по возрасту, и по социальной принадлежности. Очень часто уровень организованности неформальной группы не уступает уровню организованности классного коллектива, а иногда и превосходит его. Вожаком такой группы обычно бывает подросток, обладающий реальным авторитетом и чьи психологические лидерские качества совпадают с его официальным статусом.

Неформальные группы прежде всего удовлетворяют потребность подростков в свободном общении, которая в этом возрасте очень велика.

Свободное общение подростков – это не просто форма проведения досуга, а прежде всего средство самовыражения личности, установления новых межличностных отношений.

Важной формой межличностных отношений подростков является дружба, которая отличается высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности. Психологическая ценность дружбы в подростковом возрасте, по тонкому замечанию И.С. Кона, заключается в том, что она одновременно служит и школой самораскрытия, и школой понимания другого человека.

У девочек дружба обычно возникает на 2-3 года раньше и бывает более эмоциональной и избирательной, чем у мальчиков. Мальчики младшего и среднего подросткового возраста чаще выбирают друзей среди сверстников своего пола. Девочки же начинают раньше тяготеть к мальчикам, причем более старшего возраста.

Потребность в психологической близости с возрастом увеличивается и достигает апогея в юности. Нередко дружба, зародившаяся в подростковом возрасте, несколько видоизменяясь, сохраняется на долгие годы. Смешанная, разнополая дружба существенно отличается от однополой и нередко бывает проявлением зарождающейся любви.

Цели урока : создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания в обычной жизни.

Эпиграф: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” А.Сент-Экзюпери

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях
  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока : урок формирования новых знаний

Вид занятия : урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

Средства обучения: компьютер, учебник, понятие общения из словарей, мультимедийная презентация Power Point

Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, кодирование информации, игра, эвристическая беседа .

Элементы используемых технологий : здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое обучение .

- находить информацию в различных источниках;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы , выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

- планировать и ставить цели деятельности в группе;

- оценивать степень достижения результатов.

- понимать позицию другого;

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- организовать работу в группе;

- добиваться поставленных целей

- умение слушать и слышать своих одноклассников,

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

- умение точно выражать свои мысли.

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Основные термины и понятия : общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, служебное общение, повседневное общение, ритуальное общение, убеждающее общение, барьеры общения.

1 этап Организационный.

Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке и выполнения поставленных задач. Нарисовать смайлик. Приветствие учеников. Проверка отсутствующих.

2 этап Актуализация опорных знаний. (Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия)

Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит?

Предположите, что будет проблемой в этой ситуации.

Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом?

Чем вызвана обида?

Ученики отвечают на вопросы учителя

3 этап. Целеполагание

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” ( Слайд 1) и побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.

Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. ( Слайд 2. тема урока “Общение”.)

Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им , что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?

Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока. (слайд №4)

Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.

1. Понятие общения.

2. Способы общения.

3. Правила общения.

Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение

4 этап. Открытие нового знания

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.

Обобщает все сказанное ученикам:

Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:

-взаимодействие (слайд № 5).

Учитель: Познакомьтесь с высказываниями ученых, философов об общении. ( Работа в группах ) (слайд №7)

Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Человек по своей природе есть существо общественное . Аристотель.

Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун.

Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах .

Совершенствоваться можно только в жизни и в общении с людьми.

Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно. Иоганн Фихте

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

Виссарион Григорьевич Белинский (ученики

Учитель: Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним вместе. ( Ученики называют пословицы:

5 Этап проверки и понимания учащимися нового материала .

Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу

Качества, помогающие общению

Качества, мешающие общению

Учитель Общение бывает речевое и неречевое Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия, цветы.

Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни, что задача слушающего – помочь в выражении проблем говорящего.

Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе.

Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь.

Не давай советов: помни, что лучшие решения – это те, к которым человек приходит сам, а не те, которые кто – то подсказал.

Не слушай своего собеседника и старайся увидать в его словах и позиции отрицательные моменты.

Найдите в приведенном ниже списке примеры особенностей общения (можно добавить от себя).

  1. обязательное возникновение конфликта
  2. уважение к возрасту старших
  3. сложность с пониманием относиться к фантазиям младших
  4. общение подразумевает полное равенство
  5. для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка

- Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты проявляешь себя в общении?

Учитель: давайте попробуем сформулировать определение: Что такое общение? (дети дают свою формулировку) Запись в тетрадь:

О бщение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд № 8)

Итак, мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются, каковы цели общения?

Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим средства общения

Назовите средства общения. Составьте схему: Средства общения

Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью

Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому,

установление взаимопонимания, развитие человека.

Называют средства общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения). (слайд № 10)

Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения

О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (слайл№ 11-13)

6 этап. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление

Организация осмысления изучаемого материала Чтобы лучше понять как сочетаются средства общения поработаем по-цепочке (слайд №14)

Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:

Привет, спасибо, молодец, здравствуйте.

Посмотрите на диаграмму (Слайд № 15), здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. (Учитель формирует умение анализировать диаграмму)

К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы)

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты

7 этап.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в процессе общения.

Почему возникают барьеры общения?(слайд №17)

Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми?

Какой смысл заложен в этом сюжете? (дети отвечают)

8 этап. Этап обобщения м коррекции полученных результатов

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что

любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте сформулировать правила общения ( работа в группе) Предлагает по группам (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со взрослыми

Дети сравнивают свои результаты со слайдом (Работа со слайдом №17)

9 этап. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Тест А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:

А2. Какое качество особенно ценится в общении?

А) умение интересно рассказывать

Б) умение слушать

В) умение рассмешить

Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;

А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?

а) верно только а в) верны оба суждения

б) верно только б г) оба суждения неверны

А5. Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является само общение?

а) верно только а в) верны оба суждения

б) верно только б г) оба суждения неверны

10. Этап коррекции знаний и способов действий.

Учитель : Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.

Ответы: 1- а 2- б 3- б 4- а 5 – в. (Слайд 19)

Более 3 ошибок - 2

11. Этап подведения итогов занятия . (Слайд№ 20)

Учитель : Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль играет общение в жизни? Почему нельзя прожить без общения? Почему без общения нет человека?

-через общение человек получает знания об окружающем мире;

-с помощью общения происходит передача опыта;

-усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством;

-благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;

-усваивают правила поведения и применяют их на практике;

-такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;

-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

-любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.

Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль.

8.Этап информации о домашнем задании.

Учитель : Параграф 8 (пересказ), запись в тетради. Составьте список ваших личных заповедей общения.

9. Этап рефлексии (Слайд 21)

Мне на уроке было интересно потому, что…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Для меня новым было…

Я получил удовольствие от того, что…

На уроке я себя чувствовала…

Больше всего меня заинтересовала…

Для меня было неожиданным…

Удивительно было то, что…

Раньше я не знал (а)…

Список литературы : (Слайд 22 )

1. Алан Пиз. Язык жестов. Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. Воронеж, 1998г.

2. Алешина М. О вежливости, а также, о деликатности. Лениздат, 1986г.

3. Камычек Л.. Вежливость на каждый день. М., 1988г.

4. Колесов, В.В, Культура речи – культура поведения/ В.В. Колесов. - М., 2005.-163с.

5. Котова, О.А., Лискова, Т.Е., Обществоведение: рабочая тетрадь/О.А. Котова, Т.Е. Лискова, - М.: Просвещение, 2008.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2001.- 270с.

7. Обществознание: Человек, природа, общение: учебник для 6 класса под ред. Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2007.

9. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова.- Минск, 1992.- 209 с.

10. Щукина, Г.И. Проблема познавательного процесса в педагогике/ Г.И. Щукина.- М., 1991.- 232с.

11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская.– М., 1998.- 321с.

Образовательные интернет - ресурсы:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель урока: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.

План урока: Понятие общение. Средства и виды общения Правила общения

Общение. Что это? взаимодействие взаимопонимание Обмен информацией Общение

Что такое общение? Это деятельность. 2. Ставится цель 5. Получается результат Формируется потребность. 3. Подбираются средства 4. Производятся действия

О бщение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности

Средства общения вербальные невербальные письменная и устная речь, слушание и чтение взгляд, мимика, жесты, походка, поза и др.

Средства и виды общения. Общение с помощью речи называют вербальным Общение без помощи речи называют невербальным

1 вид. Речевое (вербальное) общение Средства: - слова - письменная речь - устная речь

2 вид . Неречевое (невербальное) общение Средства: -мимика, -жесты, -интонация, -голос, -взгляд, -поза, -движения

. Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом: привет , спасибо, молодец, здравствуйте

Посмотрите на диаграмму здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. К какому выводу можно прийти?

Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения . Почему герои мультфильма так общаются, почему они не понимают друг друга. Помогите им как нужно правильно общаться, чтобы понять друг друга

Правила общения При общении необходимо При общении недопустимо Сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе Отвлекаться. Обращать внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.д. Перебивать собеседника. Не давать оценок. Говорить только о себе. Не давать советов. Давать оценки и советы.

Тест Ответы: 1- а 2- б 3- б 4- а 5 – в. 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 Более 3 ошибок - 2

Почему без общения нет человека? -через общение человек получает знания об окружающем мире; -с помощью общения происходит передача опыта; -усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством; -благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения; -усваивают правила поведения и применяют их на практике; -такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении; -общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его; -любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.

Продолжите мысль: Мне на уроке было интересно потому, что… Больше всего на уроке мне понравилось… Для меня новым было… Я получил удовольствие от того, что… На уроке я себя чувствовала… Больше всего меня заинтересовала… Для меня было неожиданным… Я узнал… Удивительно было то, что… Раньше я не знал (а)… Думаю, это мероприятие…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Применение тестовой технологии на уроках обществознания и истории. Тематические контрольные работы (№1-№4) по обществознанию 6 класс

контрольная работа составлена в форме ГИА, в 2 варианта, с ответами.



Конспект урока обществознания с учётом ФГОС.

Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.

На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес.


Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят.


На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проектная работа по обществознанию, на тему :

Учитель: Салпогарова М.Д.

Выполнила: Пхешхова Д.А.

Каковы особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. 3

Чем отличается общение со сверстником от общения со взрослым. 5

Особенность общения с взрослыми………………………………………………….9

Особенности национального общения……………………………………………10

Каковы особенности общения со сверстниками, старшими и младшими?

При общении со сверстниками следует относиться к ним как к равным, и выстраивать с ними равноправные отношения.

При общении с младшими следует учитывать, что ребенок знает меньше, чем ты, менее опытен, более наивен и многого не умеет, поэтому требует снисхождения; если ты можешь что-то объяснить или научить - объясни и научи.

При общении со старшими следует учитывать, что взрослые знают больше, чем ты, более опытны, умеют больше тебя, и по сравнению с ними ребенок именно ты. Ты можешь рассчитывать на снисхождение с их стороны, если не будешь вести себя, как ничего не знающий, но везде лезущий школьник, и ты должен относиться к ним с уважением.

Особенности общения со сверстниками заключаются в открытом и искреннем общении, неформальных выражениях. Такое общение основано на добровольных началах, на общих интересах.

Особенности общения со старшими заключаются в том, что такое общение основано на уважении, вежливости, формальных конструкциях, а также на передаче опыта и знаний. В таком общении взрослые обязательно контролируют младших, стараются дать им как можно больше полезной информации.

Особенности общения с младшими заключаются в том, что такое общение основывается на ответственности и стремлении защитить, а также на подаче примера.

Чем отличается общение со сверстником от общения со взрослым?

Четвертая отличительная особенность общения дошкольников состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что-либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязы­вание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?). Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т.е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать)

Специфика разных вариантов общения.

Специфика общения со сверстниками.

Одногодки, то есть сверстники ребенка занимает второе место после семьи и близких по важности. Контактируя с подобными себе, с раннего возраста каждый человек обучается основам общения, исполнения определенной социальной роли, что может происходить посредством игры. Наиболее интенсивное развитие процесса общения со сверстниками начинается в пубертатный период жизни. В этот же период ребенок в большей степени начинает осознавать значимость своего положения в социуме, контакт с ним. Он начинает не только выставлять более серьезные требования к самому себе, но также и пытаться ставить свои условия окружающим его людям, в том числе взрослым.

Для детей общение в пубертатном периоде состоит из двух серьезных и одинаково значимых систем. Первая система – это общение с одногодками, подобными себе же детьми. Вторая система – общение с взрослыми. Проблема заключается в том, что в пубертатный период, с точки зрения самого ребенка, общение с ровесниками происходит на равных что, в сущности, и происходит на самом деле. В то же время, общение со взрослыми выражается своей неравноправностью, что чаще всего приводит к такой ситуации. Когда ребенок заметно отстраняется от семьи, близких, школы, и старается как можно больше времени проводить со своими сверстниками. Таким образом можно говорить о том, что специфика общения со сверстниками заключается в его способности понижать для подростка ценность общения с взрослыми, Для в то время как само общение со сверстниками приобретает характер сверхценности.

Помимо этого, выражено меняется и тематика общения между одногодками. В дошкольном возрасте и младших классах общение между детьми носит более простой, познавательный характер, помимо этого дети часто стремились обратиться за помощью к родителям и взрослым. В случае подростков тематика общения становится более сложной, она уже не направлена на общие интересы, а, скорее, на выработку индивидуальности. При этом обращение к взрослым за каким-либо советом или помощью становится для них не просто нежелательным, а, скорее, любая возможность вмешательства в их дела со стороны взрослых воспринимается агрессивно.

Особенность общения с взрослыми.

Нельзя переоценить важность процесса общения для каждого человека как социального существа. Уже с первых лет жизни основы психики, поведения и культуры контакта с окружающими закладываются в сознании человека посредством общения с окружающими его людьми. Общение с семьей и близкими – это залог формирования культурной, цивилизованной, нравственно и культурно воспитанной личности.

В данном случае, если начинать рассматривать человека с его младенческого возраста, семья всегда является первой ступенью коммуникации для каждого из нас. Личность ребенка, его индивидуальность, познание окружающего и самосознание – все это формируется исключительно благодаря контакту с взрослыми, наблюдения за ними, усвоения определенного примера и информации. Особенности общения с взрослыми различной важности, особенно в дошкольном возрасте, характерны тем, что приобретают определенный внеситуативный характер. Это объясняется формированием и развитием речевых функций у малыша. Наступает момент, когда ребенок способен контактировать с взрослыми не только относительно воспринимаемых им в реальности определенных объектов или ситуаций, происходящих вокруг него, но также и касательно собственных мыслей, фантазий, вымышленных ситуаций и объектов.

Такой внеситуативный вид общения может быть как познавательным, так и межличностным. До пяти лет ребенку свойственна именно познавательная форма внеситуативного общения, которая формируется под действием мотивации к познанию и пониманию определенных вещей и явлений. Уже после пяти лет формируется межличностная мотивация, которая является основой формирования потребности сопереживания, взаимопонимания, межличностных отношений.

Особенности национального общения.

Следует отметить, что особенности национального общения учитываются чаще всего в ходе определенных деловых или политических коммуникаций. Всегда необходимо помнить об определенных различиях в общении между представителями разных национальностей, в которые чаще всего включены: норма общения, взаимоотношение относительно времени, понятие индивидуализма и коллективизма, нормы подчинения и порядка.

Одним из феноменов межнационального общения является факт того, что многие подростки проще находят общий язык, нежели взрослые представители разных наций, что является следствием быстрого распространения и обмена определенными культурными явлениями. Также не стоит забывать, что наилучший инструмент в межнациональном общении – личный опыт.

Принципиальной теоретической основой междисциплинарных исследований проблем развития и формирования личности является положение о социальной сущности человека. Личность кристаллизует в своей психологической структуре общественные отношения.

Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе.

В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.

Методологическая общность подходов к проблеме общения в психологии проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному.

Существует весьма продуктивная попытка интегрировать различные социально-психологические подходы к общению в рамках одной концепции. Г.М.Андреева, характеризуя общение выделила в нем три стороны, взаимосвязанные между собой:

*коммуникативную (обмен информацией между общающимися);

*интерактивную (организация взаимодействия между общающимися);

*перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).

*идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);

*событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);

*эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);

*предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно — эстетическое окружение)

Особностиобщения с различными по характеру собеседниками.

Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности в общении. Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек испытывает в процессе взаимодействия с другим. Среди всего многообразия потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (Μ. Е. Литвак). Кроме того, важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении.

Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании не словами, а взглядом. Склонен перекладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

Мобильный собеседник. Он с легкостью переключается на общение от других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собеседником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно замедляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что было малопонятным.

Читайте также: